Педагогическая концепция
методическая разработка (физика) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная
школа №47
Муниципальный этап Всероссийского конкурса
« Учитель года России -2013».
«Моя педагогическая концепция».
Родионова Ольга Сергеевна.
Учитель физики.
«Исследовательская деятельность учащихся – залог успешности обучения»-
это моя педагогическая концепция.
Ребенок рождается с желанием познавать. И он с первого же дня должен
учиться – учиться всему. Его « Почему?» - это «Сезам, откройся!», которое
он произносит миру; тут–то его и надо учить. Он жаждет знаний. И
единственное, что должны делать мы, взрослые – родители и учителя, - это
не отказывать ему в знаниях.
Каждому из нас встретился хотя бы один учитель, которого мы никогда
не забудем, учитель, который открыл нам глаза, изменил нашу жизнь,
раздвинул стены класса. Мы, учителя, редко знаем, на кого мы оказываем
влияние, как это происходит и почему. Я всегда хотела и хочу быть таким
учителем: открывать ребенку мир и доставлять ему радость самому
открывать этот мир, который мы принимаем как нечто само собой
разумеющееся; испытывать вместе с ним это волнение первооткрывателя,
каким бы пустячным нам не казалось открытие.
В первых строках моей концепции я хочу выразить признательность и
бесконечную благодарность моему первому учителю физики
Астроконской Антонине Ивановне, учителю, который привил мне
любовь к физике. На её уроках не было равнодушных, все смотрели во все
глаза и слушали, затаив дыхание. Я запомнила её на всю жизнь .
Первые годы работы учителем физики я много внимания уделяла тому,
чтобы дети учили физические законы, решали задачи. Мне очень хотелось,
чтобы мои ученики знали и понимали физику. Для этого на уроках я
использовала дополнительный материал, проводила демонстрационные
эксперименты, широко применяла наглядность.
Прошли годы, появился опыт. Оглядываясь назад, поняла, что жизнь
требует от меня поиска других методов и приёмов в работе. Старые методы
не давали возможности для творческой деятельности. Хотелось, чтобы
ребята активно пытались сами найти ответы на вопросы, делали выводы,
бежали в библиотеку, пользовались в разумных целях интернет ресурсами,
не ограничивались одним учебником. Чтобы урок не заканчивался со
звонком, а ребёнок оставался в постоянном поиске.
Еще в середине ХХ столетия Антуан де Сент-Экзюпери - человек,
далекий от педагогики, размышляя о многочисленных проблемах
человечества, не оставляет без внимания и педагогические проблемы. В
своем эссе «Цитадель» он пишет: «Не снабжайте детей готовыми формулами,
формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны
связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их
приемам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о
способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто
мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот
главное мерило».
Эти советы не потеряли актуальности. Основная идея обновления состоит
в том, что образование должно стать более индивидуализированным,
функциональным и эффективным. Поэтому ведущей идеей своего опыта я
считаю формирование навыков исследовательской деятельности учащихся
как залог успешности обучения.
Актуальность опыта.
А для этого важно создать условия для развития творческой,
критически мыслящей личности, способной найти свое место в жизни,
адаптироваться в обществе. В связи с этим и методы должны изменяться,
чтобы способствовать развитию творческих способностей учащихся,
развивать логическое мышление и исследовательские навыки, формировать
умение самостоятельно работать. Новизна опыта заключается в широком
использовании в педагогической практике навыки исследовательской
деятельности как фактор развития творческой активности учащихся.
Педагогические технологии.
Создать условия для развития ребенка и научить его мыслить можно,
благодаря использованию на уроках методических приёмов, направленных
на активную мыслительную и практическую деятельность, так как «активная
мыслительная и практическая деятельность обучаемых в учебном процессе
является важным фактором повышения эффективности усвоения и
практического освоения изучаемого материала». Приёмы и методы,
активизирующие деятельность ребёнка на уроке, получили название методов
активного обучения.
В настоящее время известно много приёмов, которые можно применять на
различных этапах урока. Имея в запасе определённый набор приёмов, я не
только могу активизировать деятельность учащихся на уроке, но и
разнообразить его, менять виды деятельности школьников на уроках, что
делает урок более разнообразным и интересным. Повышение интереса к
предмету – очень важная функция учителя. С этой целью, я использую в
своей практике нетрадиционные формы уроков. Такие уроки вызывают
интерес у учащихся. Но их подготовка проведение требует больших затрат
времени и сил учителя, поэтому они не всегда системны и проводятся не так
часто. Это не означает, что я против таких форм уроков. Я считаю, что
повысить интерес к предмету можно, используя соответствующие приёмы и
делать это нужно практически на каждом уроке. Моя задача, уметь
поддерживать интерес своих учеников к физике и помочь им не потеряться в
море информации. Все начинается с «малого», с интереса, с вопросов,
которые есть у школьников. Что является «малым» в обучении? Выход на
качественно новый уровень – выстраивать информацию структурно и
знакомить учащихся уже с системой, в которой легче просматриваются
закономерности развития понятий и явлений, переход одной информации в
другую и взаимосвязь между ними. И тогда выясняется, что школьный курс
физики выстроен логично и взаимосвязано, а не разбит на отдельные темы и
параграфы, что все учебные предметы связаны между собой.
Формирование интереса к предмету начинается с грамотно организованного
начала урока. Четкая постановка целей и задач урока – залог успешного
усвоения темы. Урок должен начинаться с проблемы, которая впоследствии
должна обязательно решиться. Причем, решиться она должна самими
учащимися. Учитель должен лишь направлять учащихся по пути поиска
истины, а выводы дети должны делать сами. Причем, делать это нужно так,
чтобы дети думали, что ваша роль в их открытии ничтожно мала.
Демонстрационному эксперименту, а фронтальному – особенно, я отвожу
главенствующую роль в исследовательской деятельности учащихся. Ведь,
знания, добытые самостоятельно прочнее всего усваиваются. Класс, обычно,
разбивается на группы. Каждой группе выдается необходимое лабораторное
оборудование. Иногда возникает проблема, связанная с нехваткой
оборудования, но она обычно решается применением подручных средств. В
ходе такого урока-эксперимента учащиеся под руководством учителя
изучают явление или закон путем самостоятельного проведения физических
опытов, результаты которых затем анализируются, обсуждаются и делаются
соответствующие выводы.
Активное внедрение персональных компьютеров в учебный процесс
позволяет учителю-предметнику обеспечить компьютерную поддержку
урока. Она поможет учителю использовать в обучении современные
технологии и технические средства.
Организуя самостоятельную деятельность учащихся на уроке, мы создаём
условия для подготовки школьников к продолжению образования, к жизни в
обществе и эффективной социализации, к саморазвитию личности.
Организуя исследовательскую работу учащихся, я должна так формировать
систему уроков и внеурочных занятий, использовать разнообразные приемы
и формы, чтобы создавалась интегрированное исследовательское
образовательное пространство. Пространство, которое формирует
творческую активность учащихся.
Для реализации организации исследовательской деятельности необходимо:
создание атмосферы сотрудничества и комфорта, в центре внимания которой
находится творческая идея.
Способность к сотрудничеству важное качество творческой личности.
Климат доверия в коллективе, где каждый может предложить свои идеи и в
диалоге выработать оригинальное решение. Сотрудничество в процессе
творчества позволяет самореализоваться каждому и решению проблемы в
целом. Роль учителя сводится к организации работы, а так же к оказанию
помощи учащимся при возникновении затруднений, преодолеть которые им
не под силу.
Дидактическая модель процесса развития творческой активности
учащихся и ее структура.
При обучении необходимо уделять внимание не какой-то отдельной
составляющей творческих способностей, а формирование у учащихся опыт
творческой деятельности в целом, способность к выявлению проблем и
способностей к сотрудничеству. Формирование опыта творческой
деятельности осуществляется систематически на занятиях различных типов.
Итогом данного процесса обучения является творческая активность
учащихся и их творческая продуктивность.
Психологическая атмосфера стимулирования творческой активности.
Уроки: путешествия, практикумы, исследование, защита исследовательских
проектов, мультимедиа, проблемный.
Внеурочная деятельность: конференции, экскурсии, исследовательские
работы, конкурсы, викторины.
Личные качества педагога.
Мобильность, креативность , мотивация творческой активности учащихся:
желание решать творческие задачи.
Созданные педагогические условия, способствуют развитию личности
ребенка, в том числе и способствующие повышению уровня ее творческой
активности и познавательного интереса, которую нужно рассматривать как
один из показателей личностного роста учащихся, обеспечивающий
повышение качества образования.
Исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития
творческой, активной личности. Если не получается формировать навыки
исследовательской деятельности у всего класса, есть возможности
формирования их у отдельных ребят. Потому что данная деятельность
позволяет стимулировать познавательную активность, осознанность знаний,
ощущать важность собственных достижений, что поднимает школьников в
собственных глазах, повышает престиж.
Хорошо учится человек, который понимает, зачем он этим занимается. Вот и
внедрение исследовательского метода как фактора развития творческой
активности ученика, не должно стать просто элементом работы. Это должно
быть целостной программой рассчитанной на пять лет обучения, от седьмого
до одиннадцатого класса.
Во многом успешность зависит от педагога. Перед учителем стоит сложная
задача, потому, что исследовательские умения формируются путем многих
занятий и требует больших эмоциональных и интеллектуальных затрат
педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогическая концепция
Формы и методы работы на уроках русского языка как средство расширения и углубления знаний по предмету воспитания любви к слову!...
Краеведческий компонент в системе школьного географического образования (Педагогическая концепция на основе опыта работы)
Понятие "школьное краеведение" по своему содержанию включаает в себя разностороннее изучение местного края. Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, нап...
Моя педагогическая концепция по применению ИКТ для эффективности обучения на уроках географии.
В настоящее время большой популярностью пользуются разнообразные педагогические технологии. Педагогическая технология - совокупность форм , методов, приёмов обучения, которые опираются...
Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы
В работе показана специфика влияния педагогического отношения на формирование мировоззрения учащихся. Система работы содержит осмысленный, выстроенный в соответствии с современными требованиями опыт р...
Педагогическая концепция
Новый взгляд на современную педагогику и методику преподавания иностранного языка....
Моя педагогическая концепция
В статье расскрывается моя педагогическая концепция, рассказывается о тех приёмах и методах, которые за долгие годы работы стали приоритетными в моей работе....
Актуальность философско-педагогической концепции С.И. Гессена.
1.Становление философских и педагогический воззрений С.И.Гессена.2.Развитие философских концепций С.И.Гессена в "зарубежный период".3.Философия образования как социо-культурное учение С.И.Гессен...