Урок физики в 11 классе по теме "Изображение в линзах"
методическая разработка по физике (11 класс) по теме

Логинов Михаил Анатольевич

Цель урока - познакомить учащихся с принципами построения изображения предмета в собирающей и рассеивающей линзе. Урок с использованиес СD диска "Уроки физики Кирилла и Мефодия 11 класс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок физики в 11 классе444 КБ

Предварительный просмотр:

Урок с использованием  лицензионных ЭОР

(«Уроки физики Кирилла и Мефодия: 11  класс.) [Электрон. ресурс] / 35

уроков

Логинов Михаил Анатольевич,

Учитель физики

ГБОУ лицея № 344

Невского района Санкт-Петербурга

Урок физики в 11 классе

Тема: Изображения в линзах

Цель урока: создание условий для изучения и более глубокого понимания изучаемого материала по теме: «Изображения в линзах»

Задачи урока: 

  1. Обучающие задачи:
  2. изучить действия собирающей и рассеивающей линз, ознакомить учащихся с получением изображений при помощи линз, научить строить ход лучей в линзах, производить анализ изображений , определять фокусное расстояние линзы
  3. Развивающие задачи:
  1. формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
  2. развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
  3. развивать навыки исследовательской деятельности.
  1. Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к изучаемому предмету, умение связать теоретический материал с практикой жизни.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

Используемые технологии:

  1. информационные технологии,
  2. проблемное обучение,
  3. технологии развития критического мышления.

 Тип урока: изучение нового, урок с использованием ЭОР

Оборудование урока: 

  1. компьютер,
  2. мультимедийный проектор,
  3. экран,
  4. СD диск «Уроки физики Кирилла и Мефодия:11  класс.»

Учебное пособие:

  1. учебник
    Класс: 11
    Уровень: базовый и профильный
    Автор 1: Мякишев Геннадий Яковлевич
    Автор 2: Буховцев Борис Борисович
    Автор 3: Чаругин Виктор Максимович
    Под редакцией: проф. Николаева В.И., проф. Парфентьевой Н.А.
    Год выпуска: 2010

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент
  2.  Вступительное слово учителя:

Начать урок мне хочется словами МВ Ломоносова:

Пою перед тобой в восторге похвалу

Не камням дорогим, ни злату, но СТЕКЛУ

  1. Проверка знаний

Фронтальный опрос (по карточкам, розданным до урока).      

  1. Дайте определение линзы
  2. Назовите виды линз
  3. Дайте определение тонкой линзы
  4. Главная оптическая ось линзы

  1. Подготовка к восприятию нового материала

Слайд 1

  1. Объяснение нового с использованием диска КиМ.

Слайд 2

   

После просмотра слайда учащиеся, опираясь на изображение должны дать ответ в таблице на вопрос учителя: Где надо расположить предмет, чтобы его изображение в собирающей линзе оказалось мнимым? ( поставить галочку)

За двойным фокусом линзы

Между двойным фокусом линзы и фокусом

Между фокусом линзы и ее оптическим центром

Слайд 3


Продолжаем заполнять таблицу:

После просмотра слайда учащиеся, опираясь на изображение должны дать ответ в таблице на вопрос учителя: Что называют оптическим центром линзы? (поставить галочку)

Точка, в которой пересекаются первоначально параллельные лучи после прохождения через собирающую систему (либо где пересекаются их продолжения, если система рассеивающая).

Условное название точки тонкой линзы, лежащей на оси линзы на равном расстоянии от обоих фокусов.

Слайд 4

Продолжаем заполнять таблицу:

После просмотра слайда учащиеся, опираясь на изображение должны дать ответ в таблице на вопрос учителя: На каком рисунке показан мнимый фокус линзы? (поставить галочку)

Слайд 5

Продолжаем заполнять таблицу:

После просмотра слайда учащиеся, опираясь на изображение должны дать ответ в таблице на вопрос учителя: Что называют побочной оптической осью линзы? (поставить галочку)

Любая прямая проходящая через главный фокус центр линзы

Любая прямая проходящая через оптический центр линзы

.

Слайд 6

Учитель задает проблемные и основополагающий вопросы:

– Какие изображения можно получить с помощью собирающей линзы?

– Какие изображения дает рассеивающая линза?

– Всегда ли можно верить своим глазам?

        Слайд 7

Учитель:

Рассмотрим построение хода луча произвольного направления в тонкой собирающей линзе. Для этого воспользуемся двумя свойствами тонкой линзы:

  1. Луч, прошедший через оптический центр линзы, не меняет своего направления;
  1. Параллельные лучи, проходящие через линзу, сходятся в фокальной плоскости.

Рассмотрим луч SA произвольного направления, падающий на линзу в точке A. Построим линию его распространения после преломления в линзе. Для этого построим луч OB, параллельный SA и проходящий через оптический центр O линзы. По первому свойству линзы луч OB не изменит своего направления и пересечёт фокальную плоскость в точке B. По второму свойству линзы параллельный ему луч SA после преломления должен пересечь фокальную плоскость в той же точке. Таким образом, после прохождения через линзу луч SA пойдёт по пути AB.

Аналогичным образом можно построить другие лучи, например луч SPQ.

Обозначим расстояние SO от линзы до источника света через u, расстояние OD от линзы до точки фокусировки лучей через v, фокусное расстояние OF через f. Выведем формулу, связывающую эти величины.

Рассмотрим две пары подобных треугольников: 1) SOA и OFB; 2) DOA и DFB. Запишем пропорции

Разделив первую пропорцию на вторую, получим

После деления обеих частей выражения на v и перегруппировки членов, приходим к окончательной формуле:

где  — фокусное расстояние тонкой линзы.

Слайд 8

Комментарий учителя:

Линзы могут комбинироваться друг с другом для построения сложных оптических систем. Оптическая сила системы из двух линз может быть найдена как простая сумма оптических сил каждой линзы (при условии, что обе линзы можно считать тонкими и они расположены вплотную друг к другу на одной оси):

Если линзы расположены на некотором расстоянии друг от друга и их оси совпадают (система из произвольного числа линз, обладающих таким свойством, называется центрированной системой), то их общую оптическую силу с достаточной степенью точности можно найти из следующего выражения:        

где  — расстояние между главными плоскостями линз.

        

Слайд 9

Вопрос учителя: Подумайте, какая линза, и при, каких условиях дает увеличение равное 1

Слайд 10

Учитель демонстрирует пример решения задач:

Слайд 11,12,13

Учащиеся разбиваются по группам 5-6 человек и работают с тренажером

Слайд 14,15,16,17,18,

Подведение итогов урока

Рабочие группы проходят итоговое анкетирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку физики 7 класс "Физика и техника"

Презентация содержит 30 слайдов. В помощь учителю при подготовке к уроку по физике в 7 классе. В презентации подобран огромный дополнительный материал...

Урок физики 7 класс "Что изучает физика"

 Определяется место физики как науки в системе школьных дисциплин; вводятся физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физичес...

Внеклассное мероприятие по физике на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках физики" (7 класс)

Внеклассная работа по предмету является важным рессурсом повышения эффективности и качества образования учащихся, а применение игровых технологий способствует привлечению внимания школьников к теме, р...

урок физики 7 класс Линза

Урок физики 7 класс по теме "Линза"....

Методическая разработка к уроку физики 7 класс "Что изучает физика?"

laquo;ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИКА? КАК ИЗУЧАЮТ  ЯВЛЕНИЯ  ПРИРОДЫ .АСТРОНОМИЯ.»ЦЕЛИ УРОКА: Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса; определить место физики как науки; научи...

Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа №14 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений при помощи линзы»

Методическая разработка урока физики содержит  презентацию к уроку и бланк для выполнения и оформлления  отчета  лабораторной работы №14  8 класс....

Презентация к уроку физики 7 класса "Что изучает физика?"

Презентация к уроку физики 7 класса на тему "Что изучает физика?"...