урок физики 7 класс Линза
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Борисова Елена Викторовна

Урок физики 7 класс по теме "Линза".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_urok_fiziki_linzy.docx46.37 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс.  Тема «Световые явления»

 УМК Пурышева Н.С. Важеевская Н.Е.

Тема урока: «Линзы. Оптическая сила  линзы».

Этап урока, его продолжительность.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

Организационный  

(1 мин)

Чудный дар природы вечной

Дар бесценный и святой

В нем источник бесконечный

Наслажденья красотой

Солнце, небо, звезд сиянье

Море в блеске голубом

Всю природу мирозданья

Мы лишь в свете узнаем.

Приветствуют учителя, занимают места

На доске эпиграф урока.

Чудный дар природы вечной

Дар бесценный и святой

В нем источник бесконечный

Наслажденья красотой

Солнце, небо, звезд сиянье

Море в блеске голубом

Всю природу мирозданья

Мы лишь в свете узнаем.

На доске нарисован цветок черно-белый.

Мотивация (1мин)

На сегодняшнем уроке мы продолжаем изучать тему «Световые явления», но прежде, чем мы получим новые знания, давайте вспомним, что мы знаем по этой теме.

Слушают учителя.

Актуализация  опорных знаний.(10 мин)

1.На доске построить изображение в плоском зеркале и охарактеризовать его.

2.  Построить изображение в вогнутом зеркале и охарактеризовать его.

Фронтальный опрос:

  1. Тела, от которых исходит свет, называются…
  2. Световой луч-это…, световой пучок-это….
  3. Тень-это…
  4. Преломление света -это явление..
  5. Отражением света, называется явление…
  6. Точечный источник света,…

Проверка построения у учащихся у доски.

Работа с тестом на проверку законов отражения и преломления света.(Приложение № 2)

2 человека работают у доски.

Часть работают по карточкам. (Приложение № 1)

Остальные отвечают на вопросы учителя.

Работа с тестом, взаимопроверка в парах.

Вопросы для фронтального опроса записаны на обратной стороне карточек с изображением источников света. Учащиеся называют источник света и отвечают на вопрос.

Приложение № 1

Приложение № 2.

Изучение нового материала. (15 мин)

Как вы думаете, почему  у нас на столе эти предметы? Что  их объединяет?

Линза это тема сегодняшнего урока. Слово «линза» происходит от немецкого слова «чечевица»

Линза – прозрачное тело, ограниченное  сферическими поверхностями. Перед вами на столе две линзы, давайте выясним, в чем их отличие. Аккуратно проведите пальчиками по поверхности линзы. Что вы почувствовали?

Линзы по внешнему виду делятся на выпуклые и вогнутые.

Теперь с помощью транспортира  проведите части двух сферических поверхностей, чтобы они пересекались.

Поставьте точки О,О1, О2.

О –оптический центр линзы, О1О2 – главная оптическая ось. Исходя из этого,  условились линзу обозначать стрелкой, чтобы различать  вогнутые и выпуклые линзы, их обозначают разными стрелками.

Если линзу разделить по главной оптической оси, то получим треугольные призмы.  Что происходит со светом при прохождении  призмы?

Значит и линза преломляет свет. По тому, как линзы пропускают свет, они делятся на собирающие и рассеивающие. (Фрагмент фильма)

Откроем учебник на странице 185, прочитаем определение фокуса и фокусного расстояния.

Какая еще величина характеризует линзу?

Оптическая сила. По плану описания физической величины охарактеризовать оптическую силу линзы.

Формулируют тему урока, цель.

Работают с приборами.

инструментами.

Записывают в тетрадь определение фокуса, фокусного расстояния, обозначение фокусного расстояния, единицу измерения, отмечают фокусное расстояние на рисунке.

Работают с учебником, с планом описания физической величины,  описывают оптическую силу линзы.

На столе бинокль, очки, фотоаппарат, лупа, микроскоп.

Учитель строит с помощью транспортира  линзу.

Фрагмент видеоролика о линзах.

Подведение итогов урока. (4 мин)

Сегодня на уроке мы познакомились с линзами, узнали какие  линзы бывают, какие  физические величины характеризуют линзы. Давайте проверим себя. Вставьте пропущенные слова.

Приложение № 3

Закрепление (5 мин)

Сейчас мы выясним как определить фокусное расстояние и оптическую силу линзы.

Работа в парах с инструкционной картой.

Приложение № 4

Выставление отметок, домашнее задание.

§ 57, сообщение по желанию: лупа, телескоп, очки, микроскоп.

Рефлексия.

Сегодня на уроке мы посадили цветок знаний. Распустился он или остались листья. Уходя с урока, прикрепите лепестки в соответствующую часть цветка. Оцените свои знания.

Приложение № 1.

ВАРИАНТ 1.

Допишите предложения

  1. Преломление – это ..
  2. Угол преломления – это угол, образованный …
  3. Световой луч – это ..
  4. Источники света бывают тепловые и …
  5. Угол отражения – это угол, образованный ..

ВАРИАНТ 2.

  1. Какой цифрой на рисунке обозначен угол отражения?

           3

               1          2    3

                    4    5

  1. Какой цифрой на рисунке обозначен угол падения?
  2. Тень – это область …
  3. Полутень – это область..
  4. Среда, в которой скорость света большая называется …

Приложение № 2

  1. На рисунке изображены падающий и отраженный лучи света. На каком рисунке показан правильный ход лучей.

  1.                              2.

2.Человек стоит на расстоянии  2 м от  плоского  зеркала. На каком расстоянии от себя он видит свое изображение?

А. 2 м.  Б. 3 м.  В. 4 м.  С. 1 м.

3.Угол падения луча на зеркальную поверхность равен 15 °. Чему равен угол отражения?

А. 15 °.  Б. 30°.  В. 7.5°.  С. 40°.

4. По рисунку сравнить оптические плотности двух сред.

1.                                     А. 1 более плотная;

 Б. 2 более плотная

В. оптическая плотность

2.

двух сред одинаковая.

Приложение № 3

Вставьте пропущенные слова.

По внешнему виду линзы делятся на …. и ….. По тому, как они пропускают свет линзы бывают …и……. Всякая линза имеет …. Фокуса. У линзы собирающей  они …., а у линзы рассеивающей…… Поэтому фокусное расстояние собирающей линзы  …. нуля, а  рассеивающей…. нуля.  Оптическая сила собирающей линзы….., а рассеивающей …..

Приложение № 4

Определение фокусного расстояния и оптической силы линзы.

  • Расположите собирающую линзу и экран на металлической подставке, (от окна: линза, экран).
  • Добейтесь с помощью линзы четкого изображения окна на экране.
  • Измерьте расстояние от линзы до экрана, это и есть фокусное расстояние собирающей линзы.

F=        см =      м. ( 1 см = 0,01 м)

  • Определите по формуле оптической силы оптическую силу собирающей линзы.

D=         дптр.

Значит для данной собирающей линзы

F=           ; D=        .

Фамилия:

Определение фокусного расстояния и оптической силы линзы.

  • Расположите собирающую линзу и экран на металлической подставке, (от окна: линза, экран).
  • Добейтесь с помощью линзы четкого изображения окна на экране.
  • Измерьте расстояние от линзы до экрана, это и есть фокусное расстояние собирающей линзы.

F=        см =      м. ( 1 см = 0,01 м)

  • Определите по формуле оптической силы оптическую силу собирающей линзы.

D=         дптр.

Значит для данной собирающей линзы

F=           ; D=        .

Фамилия:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку физики. Линза. построение изображений в линзе

Содержит в себе краткий теориттический материал и практическую часть...

Урок физики в 8 классе "Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения даваемые линзой"

ФИО (полностью): Беденко Сергей Владимирович  Место работы:  МОУ «Харьковская СОШ» Ровеньского района Белгородской  области  Должность:  учитель...

Урок физики по теме "Линзы. Построение изображения в линзах"

На данном уроке разбираются вопросы: что такое линзы, виды линз....

Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа №14 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений при помощи линзы»

Методическая разработка урока физики содержит  презентацию к уроку и бланк для выполнения и оформлления  отчета  лабораторной работы №14  8 класс....

Конспект урока по физике в 11 классе "Линза. Построение изображений в линзе"

Урок, на котором учащиеся осваивают построение изображений, даваемых тонкой собирающей и рассеивающей линзой....