Рабочая программа по физике 10 кл. 2 ч. Г.Мякишева, Б.Буховцева и др
рабочая программа по физике (10 класс) на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_10f_2012-2013.rar122.79 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Новлейская СОШ» Инсарского района Республики Мордовия

                       Рассмотрена                                                                                                  Утверждаю                                                                                                                                          

на заседании методического совета                                                        Директор МБОУ «Новлейская СОШ

Руководитель методического совета                                                      ___________/Е.И.Тувышкина/                                                                                                

_______________/М.М. Апряткина/                                      

  «________»______________2012г.                                                         «______» ___________2012г                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                               

                                                                                                                                                 

     

                   

Рабочая программа

учебного курса «Физика» в 10 классе

Составитель: учитель физики

Кильмяшкин Сергей Александрович

I квалификационная категория

2012 - 2013  учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 10 класса составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта среднего (полного) общего образования, на основе Примерной программы по физике для основного общего образования и авторской программы В.С.Данюшенкова, О.В.Коршунова (Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10 -11 кл. – М.: Просвещение, 2008). Авторская программа В.С.Данюшенкова, О.В.Коршунова составлена на основе авторской программы Г.Я.Мякишева (Программы общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 -11 кл. – М.: Просвещение, 2008), обеспечивается учебниками Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б. что в целом составляет единый УМК.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на базовом уровне, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.

Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

  1. Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);
  2. учебниками (включенными в Федеральный перечень):

Учебник: «ФИЗИКА-10», авторы: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н., Изд-во «Просвещение», 2010 г.

  1. сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:

Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2006. – 192с.

Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные тексты по физике. 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2002. – 79с.

Цели изучения курса – выработка компетенций:

  1. общеобразовательных:

- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

-   умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

  1. предметно-ориентированных:

-  понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

-  развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

-  применять полученные знания и умения для безопасного использования  веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.

Общая характеристика учебного предмета                                                                                                                                  Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления,  квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования в X классе из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 14 часов (10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве  учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять  не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.

Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Организационные формы обучения  физики, используемые на уроках:

-  лекция,

-  практическая работа,

-  самостоятельная работа,  

-  внеаудиторная и "домашняя" работа.

Система оценивания.

1. Оценка устных ответов учащихся.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2   ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

2. Оценка письменных контрольных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов. 

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.

3. Оценка лабораторных работ.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.

 Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

  4. Перечень ошибок.

I. Грубые ошибки.

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение  к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

7. Неумение определить показания измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

II. Негрубые ошибки.

1.Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

2.Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

3.Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

4.Нерациональный выбор хода решения.

III. Недочеты.

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

5.    Орфографические и пунктуационные ошибки.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  1. смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
  2. смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  3. смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта; вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  1. описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
  2. отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
  3. приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
  4. воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;
  2. оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  3. рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Тематическое планирование

Наименование

 разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, часов

В том числе

Требования к уровню подготовки обучающихся

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Уроки

Лабораторные работы

Контрольные работы

1

Введение

1

1

1

Кинематика

9

8

-

1

Понятия: закон, теория, вещество, взаимодействие, скорость ускорение, масса, равномерное и равноускоренное движение

Формулы: скорости, перемещения, ускорения, координаты для всех видов движения

Строить  и  читать графики движения, решать расчетные задачи по кинематике

Пользоваться секундомером, спидометром, определять вид движение, рассчитывать, путь, перемещение, скорость и ускорение тел

2

Динамика

11

9

1

1

Понятия: механическое движение, относительность, инерция, инертность, система отчета, гравитационная сила

Формулы: трех законов Ньютона, сил- тяжести, всемирного тяготения, трения, упругости, Архимеда

Иллюстрировать точки приложения сил, их направление, решать расчетные задачи по динамике, пользоваться динамометром

Учитывать в повседневной жизни действие сил

3

Законы сохранения в механике

7

5

1

1

Понятия: импульс, закон сохранения импульса, реактивное движение, работа, энергия, кинетическая энергия, потенциальная энергия,

Решать расчетные задачи на законы сохранения в механике

Учитывать закон сохранения импульса , движение по инерции

4

Молекулярная физика

16

14

1

1

Понятия: атом, молекула, тепловое движение, внутренняя энергия, температура, объем, изопроцессы, давление

Формулы: количества вещества, количества теплоты, внутренней энергии, уравнения Менделеева-Клайперона, давления

Делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры, показывающие, что: наблюдение и эксперимент являются основой для теории, позволяют проверить истинность теоретических выводов, описывать свойства газов, жидкостей и твердых тел, решать расчетные задачи по МКТ

Объяснять явления природы на основе МКТ, учитывать свойства агрегатных состояний вещества

5

Основы электродинамики

23

20

2

1

Понятия: заряд, закон Кулона, конденсатор, сила тока, напряжение, сопротивление, работа тока, мощность, закон Ома, последовательное и параллельное соединение проводников

Формулы: электрического заряда. Силы тока, напряжения, сопротивления, закона Ома,

Решать задачи по основам электродинамики, измерять силу тока, напряжения. Рассчитывать сопротивление, пользоваться амперметром. Вольтметром, чертить и читать схемы соединения проводников,

При соединении электрических цепей в жилых помещениях учитывать виды соединения и силу тока, напряжение, сопротивление в них. Соблюдать технику безопасности при работе с электричеством

Итого

68

56

5

7

Календарно-тематическое планирование по физике


п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятий

Максимальная

нагрузка учащегося, часов

Лабораторная

работа

Контрольная

работа

Дата проведения занятия

Домашнее

задание

Планируемая

Фактическая

Механика

27 часов

-

-

1

Кинематика

9

-

1

1.1

Техника безопасности на уроках физики. Что изучает физика. Физические явления, наблюдения и опыты Механическое движение, виды движения, его характеристики

Лекция

Введение

§1-4

1.2

Способы описания движения. Перемещение

Комбинированный урок

§5,6

1.3

Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения

§7,8

1.4

Мгновенная скорость. Сложение скоростей

Комбинированный урок

§9,10

1.5

Ускорение Скорость при движении с постоянным ускорением

Комбинированный урок

§11-14

1.6

Решение задач на равноускоренное движение.

Урок комплексного применения знаний

Упр.1

1.7

Свободное падение тел.

Комбинированный урок

§15,16

1.8

Равномерное движение точки  по окружности

Комбинированный урок

§18

1.9

Контрольная работа №1 по теме «Кинематика»

Контроль знаний

Глава 1,2

2

Динамика

11

1

1

2.1

Инерциальная система отсчёта.

I закон Ньютона

Комбинированный урок

§21§22

2.2

Сила. II закон Ньютона

Урок изучения нового материала

§ 23-25

2.3

III закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.

Комбинированный урок

§26, 28

2.4

Решение задач на  законs Ньютона.

Урок комплексного применения знаний

Упр.6

2.5

Закон всемирного тяготения

Комбинированный урок

§ 30. 31

2.6

Сила тяжести и вес тела. Невесомость

Комбинированный урок

§33

2.7

Деформации и сила упругости. Закон Гука.

Комбинированный урок

§ 34. 35

2.8

Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил тяжести и упругости

Урок - практикум

§ 34. 35-П

2.9

Сила трения

Комбинированный урок

§ 36-38

2.10

Решение задач на движение тел, под действием нескольких сил

Урок комплексного применения знаний

Упр.7

2.11

Контрольная работа №2 по теме «Динамика»

Контроль знаний

Законы сохранения в механике                                                                        

7

1

1

2.12

Импульс. Импульс силы. Закон сохранения импульса.

Комбинированный урок

§ 39-41

2.13

Решение задач на закон сохранения импульса

Изучение нового материала

Упр.8

2.14

Работа силы. Мощность. Энергия.

Комбинированный урок

§ 42-45

2.15

Закон сохранения энергии в механике.

Комбинированный урок

§ 46, 49,50

2.16

Лабораторная работа №2 «Изучение закона сохранения механической энергии»

Урок - практикум

§51

2.17

Решение задач на закон сохранения энергии.

Урок комплексного применения знаний

Упр.9

2.18

Контрольная работа №3 «Основы динамики. Законы сохранения в механике».

Контроль знаний

Глава 4,5

3

ЭЛЕМЕНТЫ СТАТИКИ

1

-

-

3.1

Равновесие тел. Условия равновесия тел.

Комбинированный урок

§52-54

4

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА  

16

1

2

4.1

Основные положения МКТ. Броуновское движение.

Комбинированный урок

§ 55, 57,58

4.2

Молекулы. Строение вещества.

Комбинированный урок

§57, 59,60

4.3

Идеальный газ в МКТ.

Основное уравнение МКТ

Комбинированный урок

§61, 62

4.4

Температура. Тепловое равновесие.

Абсолютная температура.

Комбинированный урок

§ 64, 66

4.5

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы

Изучения нового материала

§68 ,69

4.6

Лабораторная работа №3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака»

Урок систематизации и обобщения

§ 68,69

4.7

Решение задач на газовые законы.

Урок комплексного применения знаний

Упр.13 (1,5,8)

4.8

Насыщенный пар. Кипение. Критическая температура кипения. Влажность воздуха.

Комбинированный урок


§70-72

4.9

Строение и свойства кристаллических и аморфных тел.

Комбинированный урок

§73-74

4.10

Контрольная работа №3 «Молекулярная физика».

Контроль знаний

Глава 8-11

Термодинамика

4.11

Внутренняя энергия.

Работа в термодинамике.

Комбинированный урок

§ 75,76

4.12

I закон термодинамики. Адиабатный процесс.

Комбинированный урок

§78,79

4.13

II закон термодинамики.

§80

4.14

Решение задач на определение термодинамических величин.

Упр.15 (2,6,11)

4.15

Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей.

§82

4.16

Контрольная работа №4 «Термодинамика».

Глава12-13

5

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

23

2

1

Электростатика (8часов)

5.1

Электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения  электрического заряда

Комбинированный урок

§84-86

5.2

Закон Кулона.

Комбинированный урок

§87,88

5.3

Электрическое поле. Напряженность электрического поля.

Комбинированный урок

§90-92

5.4

Решение задач на применение закона Кулона.

Комбинированный урок

Упр.16

5.5

Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.

Комбинированный урок

§93-95

5.6

Потенциал электростатического  поля. Разность потенциалов.

Урок контроля

§96-98

5.7

Электроемкость. Конденсатор.

§ 99-101

5.8

Решение задач на понятия и законы электростатики.

Упр.17(3.5)

Упр.18(1)

6

Законы постоянного электрического тока  (8 часов)

-

6.1

Электрический ток. Условия, необходимые для существования электрического тока

Урок изучения нового материала

§102, 103

6.2

Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

Комбинированный урок

§104, 105

6.3

Лабораторная работа №4 «Изучение параллельного и последовательного соединения проводников».

Комбинированный урок

§104, 105

6.4

Работа и мощность постоянного тока.

Изучение нового материала

§ 106

6.5

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

§107, 109

6.6

Лабораторная работа №5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления проводника».

Урок контроля


Упр.19 (1-5)

6.7

Решение задач на законы Ома.

Упр.19 (6-9)

6.8

Контрольная работа №5 «Электродинамика».

Глава 14,15

7

Электрический ток в различных средах (7 часов)

-

-

7.1

Электрическая проводимость металлов. Зависимость сопротивления от температуры

Урок изучения нового материала

§109-112

7.2

Электрический ток в полупроводниках. Полупроводниковые приборы.

Комбинированный урок

§113-115

7.3

Электрический ток в вакууме.

Закон Кулона

§118, 119

7.4

Электрический ток в жидкостях.

Изучение нового материала

§ 120,121

7.5

Электрический ток в газах. Плазма.

Комбинированный урок

§122-124

7.6

Обобщение и повторение темы «Электродинамика»

Урок обобщающего повторения

7.7

Контрольная работа № 7 по теме «Электрический ток в различных средах»

Урок контроля

Резерв

1

Итого

68

5

7

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Что изучает физика. Физические явления, наблюдения и опыты.

Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы.

Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Основные элементы физической картины мира.  

Понимать смысл понятия «физическое явление». Основные положения. Знать роль эксперимента и теории в процессе создания природы.

Механическое движение, виды движения, его характеристики

Механическое движение, его виды и относительность. Принцип относительности Галилея.

Знать основный понятия: закон, теория, вещество, взаимодействие. Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса

Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения

Механическое движение, его виды и относительность. Принцип относительности Галилея.

Знать основный понятия: закон, теория, вещество, взаимодействие.Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса

Графики прямолинейного движения

Материальная точка, перемещение, скорость, путь

Знать основные понятия

Скорость при неравномерном движении

Связь между кинематическими величинами

Построить график зависимости( х от t, V от t). Анализ графиков

Прямолинейное равноускоренное движение

Экспериментальное определение скорости

Определить по рисунки пройденный путь. Читать и строить графики, выражающие зависимость кинематических величин от времени.

Решение задач на равноускоренное движение.

Физический смысл равнозамедленного движения

Понимать смысл понятия « равноускоренное движение»

Решение задач на равноускоренное движение.

Физический смысл равноускоренного  движения

Уметь применять формулы.

Лабораторная работа №1 «Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости»

Физический смысл равноускоренного  движения. Расчет погрешностей. Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости

Уметь применять формулы. Уметь пользоваться приборами и применять формулы периодического движения

Контрольная работа №1 по теме «Кинематика»

Кинематика

Уметь применять полученные знания на практике

Динамика

Законы механики Ньютона

Законы Ньютона.

Механическое движение и его относительность. Инерциальные и неинерциальные системы отсчета. Инерция, инертность. Поступательное движение.

Понимать смысл понятий: механическое движение, относительность, инерция, инертность. Приводить примеры инерциальной системы и неинерциальной, объяснить движение небесных тел и искусственных спутников Земли.

Сложение сил.

Сложение сил

Уметь иллюстрировать точки приложения сил, их направление

Решение задач на второй закон Ньютона.

Решение задач на движение по горизонтали и по наклонной плоскости.

Уметь решать задачи .

Решение задач по теме «Связанные тела»

Решение задач для связанных тел.

Уметь решать задачи

Силы в механике

Силы в природе.

Таблица «Силы в природе»

Объяснить природу взаимодействия. Исследовать механические явления в макромире

Закон всемирного тяготения

Всемирное тяготение. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития  космических исследований. Границы применимости классической механики.

Знать и уметь объяснить, что такое гравитационная сила

Движение тела под действием нескольких сил.

Уметь применять полученные знания на практике

Контрольная работа №2 по теме «Динамика»

Динамика.

Уметь применять полученные знания на практике

Законы сохранения в механике                                                                        

Импульс. Импульс силы. Закон сохранения импульса.

Закон сохранения импульса. Проведение опытов, иллюстрирующих проявление сохранения импульса.

Знать смысл физических величин: импульс тела, импульс силы: смысл физических законов классической механики: сохранение энергии, импульса. Границы применимости.

Реактивное движение

Освоение космоса

Знать границы применимости реактивного движения

Работа силы. Механическая энергия тела: потенциальная и кинематическая.

Проведение опытов, иллюстрирующих проявление механической энергии

Знать смысл физических величин: работа, механическая энергия

Закон сохранения превращения энергии в механике.

Закон сохранения энергии

Знать границы применимости закона сохранения энергии

Лабораторная работа №2 «Изучение закона сохранения механической энергии»

Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии.

Работать с оборудованием и уметь измерять

Решение задач на тему «Законы сохранения в механике»

Законы сохранения в механике

Уметь применять полученные знания на практике

Контрольная работа №3 по теме «Законы сохранения»

Законы сохранения

Уметь применять полученные знания на практике

Основы молекулярно-кинетической теории                                                          

Строение вещества. Молекула. Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и её экспериментальное доказательство

Понимать смысл понятий: атом, атомное ядро.

Характеристики молекул

Экспериментальное доказательство основных положений теории. Броуновское движение.

Порядок и хаос

Уметь делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры, показывающие, что: наблюдение и эксперимент являются основой для теории, позволяют проверить истинность теоретических выводов.

Масса молекул, количество  вещества

Масса атома. Молярная масса.

Понимать смысл физических  величин: количество вещества, масса молекул

Строение газообразных, жидких и твердых тел.

Виды агрегатных состояний вещества

Знать характеристики молекул в виде агрегатных состояний. Уметь описывать свойства газов, жидкостей и твердых тел.

Идеальный газ в молекулярно- кинетической теории

Физическая модель идеального газа

Знать модель идеального газа

Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории

Основы молекулярно-кинетической теории

Идеальный газ в молекулярно- кинетической теории

Тепловое движение молекул

Уметь высказывать свое мнение и доказывать его примерами

Знать характеристики молекул

Температура. Энергия теплового движения молекул                                                            

Температура и тепловое равновесие

Температура- мера средней кинетической энергии

Анализировать состояние теплового равновесия вещества

Абсолютная температура. Температура- мера средней кинетической энергии

Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Тепловое движение молекул.

Значение температуры тела здорового человека.

Понимать смысл физических величин: абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц

Свойства твердых тел, жидкостей и газов                                                      

Строение газообразных, жидких и твердых тел

Планетарная модель атома.

Знать строение вещества. Виды агрегатного состояния вещества

Основные макропараметры газа. Уравнение состояния идеального газа

Давление газа. Уравнение состояния  идеального газа

Знать физический смысл понятий: объем. масса

Газовые законы

Изопроцессы

Знать изопроцессы и их значения в жизни

Лабораторная работа№3 «Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака»

Экспериментальное доказательство  зависимости давления насыщенного пара от температуры

Знать точки замерзания и кипения воды при нормальном давлении

Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение

Измерение влажности воздуха и поверхностного натяжения

Знать приборы, определяющие влажность. Уметь измерять влажность воздуха и поверхностное натяжение

Контрольная работа №4 по теме «Свойство твердых тел, жидкостей и газов»

Свойства твердых тел, жидкостей и газов

Знать свойства твердых тел, жидкостей и газов

Основы термодинамики

Внутренняя энергия и работа в термодинамике

Тепловое движение молекул. Закон термодинамики. Порядок и хаос.

Уметь приводить примеры практического использования физических знаний( законов термодинамики- изменения внутренней энергии путем совершения работы)

Количество теплоты, удельная теплоемкость

Физический смысл удельной теплоемкости

Знать понятие « теплообмен», физические условия на Земле, обеспечивающие существование жизни человека

Первый закон термодинамики. Необратимость процессов в природе.

Определение удельной теплоемкости льда, удельной теплоты плавления льда

Уметь работать с приборами

Принцип действия теплового двигателя. Двигатель внутреннего сгорания. Дизель КПД тепловых двигателей.

Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов

Решение задач по теме «Основы термодинамики»

Практическое применение в повседневной жизни физических знаний об охране окружающей среды. Рациональное природопользование и защита окружающей среды.

Называть экологические проблемы, связанные с работой тепловых двигателей, атомных реакторов и гидроэлектростанций

Контрольная работа №5 по теме «Основы термодинамики»

Основы термодинамики

Знать основы термодинамики

Основы электродинамики

Что такое электродинамика. Строение атома. Электрон.

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда.

.Электрическое  поле. Электрический ток

Приводить примеры электризации

Электризация тел. Два рода зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Объяснение процесса электризации тел.

Электрическое взаимодействие

Понимать смысл физических величин: заряд, элементарный электрический заряд уметь измерять

Закон Кулона

Физический смысл опыта Кулона. Графическое изображение действия зарядов

Знать границы применимости закона Кулона

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей.

Квантование электрических зарядов. Равновесие статистических зарядов.

Знать принцип суперпозиции полей

Силовые линии электрического поля

График изображения электрических полей

Уметь сравнивать напряженность в различных точках  и показывать направление силовых линий

Решение задач по теме «Основы электродинамики»

Основы электродинамики

График изображения силовых линий

Потенциал электростатического поля и разность потенциалов

Потенциальные поля. Эквипотенциальные поверхности электрических полей

Знать картину эквипотенциальных поверхностей электрических полей.

Конденсаторы. Назначения, устройства и виды.

Электроемкость конденсатора

Знать применение и соединение конденсаторов.

Самостоятельная работа по теме «Основы электростатики»

Основы электростатики

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

  Законы постоянного тока                                                        

Электрический ток. Сила тока

Электрический ток. Сила тока

Знать условия существования электрического тока

Условия необходимые для существования электрического тока

Источник электрического поля

Знать технику безопасности работы с электроприборами

Закон Ома для участка цепи

Лабораторная работа №4

«Последовательное и параллельное соединение проводников»

Соединение проводников

Знать схемы соединения проводников

Работа и мощность электрического тока

Связь между мощностью и работой электрического тока.

Понимать смысл физических величин: работа, мощность.

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

Понятие электродвижущей силы. Формула силы тока по закону Ома для полной цепи.

Знать смысл закона Ома для полной цепи.

Лабораторная работа№5 по теме «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

Измерение электродвижущей силы и внутреннего  сопротивления источника тока

Тренировать практические навыки работы с электроизмерительными приборами.

Контрольная работа №6 по теме «Законы постоянного тока»

Законы постоянного тока

Знать физические величины, формулы

Электрический ток в различных средах                                                        

Электрическая проводимость различных веществ. Зависимость сопротивления  проводника от температуры. сверхпроводимость

Практическое применение сверхпроводников

Знать формулу расчета зависимости сопротивления  проводника от температуры.

Электрический ток в полупроводниках. Применение полупроводниковых приборов

Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о применении полупроводниковых приборов.

Знать устройство и применение полупроводниковых приборов.

Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка

Практическое применение в повседневной жизни физических знаний об электронно-лучевой трубке

Знать устройство и принцип действия лучевой трубки

Электрический ток в жидкостях

Электрический ток в жидкостях

Знать применение электролиза.

Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды.

Возникновение самостоятельных и несамостоятельных разрядов

Электрический ток в различных средах.

Применение электрического тока в газах

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Контрольная работа №7 по теме «Электрический ток в различных средах»

Предлагаемое тематическое планирование разработано применительно к примерной программе среднего (полного) общего образования по  физике для 10 классов общеобразовательных учреждений и на основе  регионального  базисного учебного плана основного общего образования по физике для учителей, использующих в работе учебники линии   Г.Я.Мякишев и др. из расчета 2 часа в неделю (68 часов в год)

Программа

10 класс. Содержание учебного материала.

(68 часов, 2 часа в неделю)

Физика и методы научного познания. (1час)

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыт. Научное мировоззрение.

Кинематика (9 часов)

Механическое движение, виды движений, его характеристики. Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения. Графики прямолинейного движения. Скорость при неравномерном движении. Прямолинейное равноускоренное движение. Движение тел. Поступательное движение. Материальная точка.

Демонстрации:

  1. Относительность движения.
  2. Прямолинейное и криволинейное движение.
  3. Запись равномерного и равноускоренного движения.
  4. Падение тел в воздухе и безвоздушном пространстве (трубки Ньютона)
  5. Направление скорости при движении тела по окружности.

Знать: понятия: материальная точка, относительность механического движения, путь, перемещение, мгновенная скорость, ускорение, амплитуда, период, частота колебаний.

Уметь: пользоваться секундомером. Измерять и вычислять физические величины (время, расстояние, скорость, ускорение). Читать и строить графики, выражающие зависимость кинематических величин от времени, при равномерном и равноускоренном движениях. Решать простейшие задачи на определение скорости, ускорения, пути и перемещения при равноускоренном движении, скорости и ускорения при движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Изображать на чертеже при решении задач направления векторов скорости, ускорения. Рассчитывать тормозной путь. Оценивать и анализировать информацию по теме «Кинематика» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Динамика (14 часов)

Взаимодействие тел в природе. Явление инерции. I закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Понятие силы – как меры взаимодействия тел. II закон Ньютона. III закон Ньютона. Принцип относительности Галилея. Явление тяготения. Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Вес тела. Невесомость и перегрузки. Деформация и сила упругости. Закон Гука. Силы трения. Импульс тела и импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Механическая энергия тела (потенциальная и кинетическая). Закон сохранения и превращения энергии в механики.

Лабораторная работа №1 «Изучение закона сохранения механической энергии».

Демонстрации:

  1. Проявление инерции.
  2. Сравнение массы тел.
  3. Второй закон Ньютона
  4. Третий закон Ньютона
  5. Вес тела при ускоренном подъеме и падении тела.
  6. Невесомость.
  7. Зависимость силы упругости от величины деформации.
  8. Силы трения покоя, скольжения и качения.
  9. Закон сохранения импульса.
  10. Реактивное движение.
  11. Изменение энергии тела при совершении работы.
  12. Переход потенциальной энергии тела в кинетическую.

Знать: понятия: масса, сила (сила тяжести, сила трения, сила упругости), вес, невесомость, импульс, инерциальная система отсчета, работа силы, потенциальная и кинетическая энергия,

Законы и принципы: Законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, зависимость силы трения скольжения от силы давления, закон сохранения импульса, закон сохранения и превращения энергии.

Практическое применение: движение искусственных спутников под действием силы тяжести, реактивное движение, устройство ракеты, КПД машин и механизмов.

Уметь: измерять и вычислять физические величины (массу, силу, жесткость, коэффициент трения, импульс, работу, мощность, КПД механизмов,). Читать и строить графики, выражающие зависимость силы упругости от деформации. Решать простейшие задачи на определение массы, силы, импульса, работы, мощности, энергии, КПД. Изображать на чертеже при решении задач направления векторов ускорения, силы, импульса тела. Рассчитывать силы, действующие на летчика, выводящего самолет из пикирования, и на движущийся автомобиль в верхней точке выпуклого моста; определять скорость ракеты, вагона при автосцепке с использованием закона сохранения импульса, а также скорость тела при свободном падении с использованием закона сохранения механической энергии. Оценивать и анализировать информацию по теме «Динамика» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Основы молекулярно-кинетической теории (14 часов)

Строение вещества. Молекула. Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества. Экспериментальное  доказательство  основных   положений теории. Броуновское движение. Масса молекул. Количество вещества. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Среднее значение квадрата скорости молекул. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Температура и тепловое равновесие. Абсолютная температура. Температура - мера средней кинетической энергии. Измерение скорости молекул. Основные макропараметры газа. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Влажность воздуха и ее измерение. Кристаллические и аморфные тела.

Демонстрации:

  1. Опыты, доказывающие основные положения МКТ.
  2. Механическую модель броуновского движения.
  3. Взаимосвязь между температурой, давлением и объемом для данной массы газа.
  4. Изотермический процесс.
  5. Изобарный процесс.
  6. Изохорный процесс.
  7. Свойства насыщенных паров.
  8. Кипение воды при пониженном давлении.
  9. Устройство принцип действия психрометра.
  10. Конденсационный гигрометр, волосной гигрометр.
  11. Модели кристаллических решеток.
  12. Рост кристаллов.

  Знать: понятия: тепловое движение частиц; массы и размеры молекул; идеальный газ; изотермический, изохорный, изобарный и адиабатный процессы; броуновское движение; температура (мера средней кинетической энергии молекул); насыщенные и ненасыщенные пары; влажность воздуха; анизотропии монокристаллов, кристаллические и аморфные тела; упругие и пластические деформации.

Законы и формулы: основное уравнение молекулярно-кинетической теории, уравнение Менделеева — Клапейрона, связь между параметрами состояния газа в изопроцессах.

Практическое применение: использование кристаллов и других материалов
и технике.

Уметь: решать задачи на расчет количества вещества, молярной массы, с использованием основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов, уравнения Менделеева – Клайперона, связи средней кинетической энергии хаотического движения молекул и температуры. Читать и  строить графики зависимости между основными параметрами состояния газа. Пользоваться психрометром; определять экспериментально параметры состояния газа. Оценивать и анализировать информацию по теме «Основы молекулярно-кинетической теории» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Основы термодинамики (6 часов)

Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Первый закон термодинамики. [Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов.]  Принципы действия теплового двигателя. ДВС. Дизель. КПД тепловых двигателей.

Демонстрации:

  1. Сравнение удельной теплоемкости двух различных жидкостей.
  2. Изменение внутренней энергии тела при теплопередаче и совершении работы.
  3. Изменение температуры воздуха при адиабатном расширении и сжатии.
  4. Принцип действия тепловой машины.

Знать: понятия: внутренняя энергия, работа в термодинамике, количество теплоты. удельная теплоемкость необратимость тепловых процессов, тепловые двигатели.

Законы и формулы: первый закон термодинамики.

Практическое применение: тепловых двигателей на транспорте, в энергетике
и сельском хозяйстве; методы профилактики и борьбы с загрязнением окружающей среды.

Уметь: решать задачи на применение  первого закона термодинамики, на расчет работы газа в изобарном процессе, КПД тепловых двигателей. Вычислять, работу газа с помощью графика зависимости давления от объема. Оценивать и анализировать информацию по теме «Основы термодинамики» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Основы электродинамики

Электростатика (10 часов)

Что такое электродинамика. Строение атома. Элементарный электрический заряд. Электризация тел. Два рода зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Объяснение процесса электризации тел. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиций полей. Силовые линии электрического поля. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектрика. Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. Конденсаторы. Назначение, устройство и виды конденсаторов.

Демонстрации:

  1. Электризация тел трением.
  2. Взаимодействие зарядов.
  3. Устройство и принцип действия электрометра.
  4. Электрическое поле двух заряженных шариков.
  5. Электрическое поле двух заряженных пластин.
  6. Проводники в электрическом поле.
  7. Диэлектрики в электрическом поле.
  8. Устройство конденсатора постоянной и переменной емкости.
  9. Зависимость электроемкости плоского конденсатора от площади пластин, расстояния между ними и диэлектрической проницаемостью среды.

Знать:  понятия: элементарный электрический заряд, электрическое поле; напряженность, разность потенциалов, напряжение, электроемкость, диэлектрическая проницаемость.

Законы: Кулона, сохранения заряда.

Практическое применение: защита приборов и оборудования от  статического электричества.

Уметь: решать задачи на закон сохранения электрического заряда и закон Кулона; на движение и равновесие заряженных частиц в электрическом поле; на расчет напряженности, напряжения, работы электрического поля, электроемкости. Оценивать и анализировать информацию по теме «Электростатика» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Законы постоянного тока (8 часов)

Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока. Закон Ома для участка цепи. Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

Лабораторная работа №2 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников».

Лабораторная работа №3 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

Демонстрации:

  1. Механическая модель для демонстрации условия существования электрического тока.
  2. Закон Ома для участка цепи.
  3. Распределение токов и напряжений при последовательном и параллельном соединении проводников.
  4. Зависимость накала нити лампочка от напряжения и силы тока в ней.
  5. Зависимость силы тока от ЭДС и полного сопротивления цепи.

       Знать:  понятия: сторонние силы и ЭДС;

Законы: Ома для полной цепи.

Практическое применение: электроизмерительные приборы магнитоэлектрической системы.

Уметь: производить расчеты электрических цепей с применением закона Ома для участка и полной цепи и закономерностей последовательного и параллельного соединения проводников, оценивать и анализировать информацию по теме «Законы постоянного тока» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Пользоваться миллиамперметром, омметром или авометром, выпрямителем электрического тока.

Собирать электрические цепи. Измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.

 

Электрический ток в различных средах (6 часов)

Электрическая проводимость различных веществ. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость. Электрический ток в полупроводниках. Применение полупроводниковых приборов. Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. Плазма.

Демонстрации:

  1. Зависимость сопротивление металлического проводника от температуры.
  2. Зависимость сопротивления полупроводников от  температуры и освещенности.
  3. Действие термистора и фоторезистора.
  4. Односторонняя электропроводность полупроводникового диода.
  5. Зависимость силы тока  в полупроводниковом диоде от напряжения.
  6. Устройство и принцип действия электронно-лучевой трубки.
  7. Сравнение электропроводности воды и раствора соли или кислоты.
  8. Электролиз сульфата меди.
  9. Ионизация газа при его нагревании.
  10. Несамостоятельный разряд.
  11. Искровой разряд.
  12. Самостоятельный разряд в газах при пониженном давлении.

Знать:  понятия: электролиз, диссоциация, рекомбинация, термоэлектронная эмиссия, собственная и  примесная  проводимость полупроводников, р – n - переход в полупроводниках.

Законы: электролиза.

Практическое применение: электролиза в металлургии и гальванотехнике, электронно-лучевой трубки, полупроводникового диода, терморезистора, транзистора.

Уметь: решать задачи на определение количества вещества выделившегося при электролизе, оценивать и анализировать информацию по теме «Электрический ток в различных средах» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Контрольная работа №1 «Кинематика»

Часть А. Выберите один верный ответ.

1. Плот равномерно плывет по реке со скоростью 6 км/ч. Барон Мюнхгаузен движется поперек плота со скоростью 8 км/ч. Чему равна его скорость в системе отсчета, связанной с берегом?

1) 2 км/ч                          2) 7 км/ч                 3) 10 км/ч                       4) 14 км/ч

2. Используя график зависимости скорости движения барона Мюнхгаузена от времени, определите его скорость в конце 7 секунды, считая, что характер движения не менялся.

1) 8 м/с                                                              

2) 11 м/с        

3) 16 м/с

4) 18 м/с

 

3. На рисунке представлена зависимость проекции скорости автомобиля от времени. Модуль скорости максимально на участке

1) от 0 с до 2 с

2) от 2 с до 5 с

3) от 2 с до 7 с

4) ускорение на всех участках одинакова

4. Зависимость пути от времени для автомобиля движущегося прямолинейно, имеет вид S (t) = 2t + t2, где все величины выражены в СИ. Ускорение автомобиля равно

1) 1/с2                      2) 2 м/с2        3) 3 м/с2        4) 6 м/с2

5. На рисунке представлен график зависимости скорости движения автомобиля от времени. Какой путь прошел автомобиль за интервал времени от 2 до 8 с?

 1) 8 м                                

2) 16 м                    

3) 20 м                      

4) 32 м

6. Камень упал с некоторой высоты с начальной скоростью v0 = 0 , а при ударе о землю имело скорость 40 м/с. Чему равно время падения? Сопротивлением воздуха пренебречь.

1) 0,25 с                            2) 4 с                3) 40 с        4) 400 с

7. Искусственный спутник Земли движется с постоянной скоростью. Как изменится его центростремительное ускорение, если скорость увеличить в 2 раза, а радиус окружности увеличить в 2 раза?

1) уменьшится в 2 раза         2) увеличится в 2 раза         3) увеличится в 4 раза        4) уменьшится в 8 раз

Часть В

8. Используя условие задачи, установите соответствия величин из левого столбца таблицы с их соотношениями в правом столбце.

Два тела равномерно движутся по окружностям с радиусами R1 и R2 >R1, не меняя взаимного расположения относительно друг друга.

Величина                                                                  Изменение

А. угловая скорость        1) у первой больше, чем у второй

Б. центростремительное ускорение        2) у первой меньше, чем у второй

В. период обращения по окружности        3) одинаковы

Г. частота обращения по окружности

Решите задачи.

9. Камень свободно падает с высоты 45 м. Чему равна его скорость у поверхности земли?

10. Автомобиль и автобус одновременно начинают равноускоренное движение из состояния покоя. Ускорение автомобиля в 3 раза больше, чем ускорение автобуса. Во сколько раз больше времени понадобится автобусу, чтобы достичь скорости 50 км/ч?

Часть С

Решите задачу.

11. Автомобиль начинает двигаться с ускорением 0,2 м/с2. Какой путь пройдет автомобиль за десятую секунду от начала движения? Начальная скорость автомобиля равна 36 км/ч.

Контрольная работа №2 «Динамика»

Вариант №1

Часть А.   Выберите один верный ответ.

1. Вертолет летит с некоторой постоянной скоростью на высоте 9 км. Систему отсчета, связанную с Землей, считать инерциальной. В этом случае:

1) на вертолет не действуют никакие силы

2) на вертолет не действует сила тяжести

3) сумма всех сил, действующих на вертолет равна нулю

4) сила тяжести равна силе Архимеда, действующей на вертолет

2. На тело массой 1 кг действуют силы 6 Н и 8 Н, направленные перпендикулярно друг другу. Чему равно ускорение тела?

1) 2 м/с2                 2) 5 м/с2                 3) 10 м/с2                 4) 14 м/с2

3. Спутник Земли массой m движется вокруг неё по круговой орбите радиуса R. Масса Земли M. Какое выражение определяет значение скорости движение спутника?

1)                  2)                  3)                  4)  

4. К пружине длиной 0,1 м, коэффициент жесткости которой 500 Н/м, подвесили груз массой 2 кг. Какой стала длина пружины?

1) 12 см                 2) 13 см                 3) 14 см                 4) 15 см

5. Отец вез сына на санках по дороге. Затем на санки села еще и  дочь. Массы детей одинаковы. Санки двигались с постоянной скоростью. Как изменилась при этом сила трения?

1) не изменилась         2) увеличилась в 2 раза         3) уменьшилась в 2 раза         4) увеличилась на 50%

6. По наклонной плоскости вниз скатываются санки. Какой вектор, изображенный на рисунке, является лишним или неправильным?

        1) Fтр                  2)  mg                3) N                  4) a

           

        

7. Модуль скорости автомобиля массой 1т изменяется в соответствии с графиком, приведенным на рисунке. Какое утверждение верно?

1) на участке ВС автомобиль двигался равномерно

2) на участке DE автомобиль двигался равноускоренно,

вектор ускорения направлен противоположно вектору скорости

3) на участке АВ автомобиль двигался равномерно

4) модуль ускорения на участке АВ меньше модуля ускорения

на участке DE

Часть В

8. Используя условие задачи, установите соответствия уравнений из левого столбца таблицы с их графиками в правом столбце.

Три тела массой  3 кг каждое совершали движения. Уравнения проекции перемещения представлены в таблице. На каком графике представлена зависимость проекции силы от времени, действующее на каждое тело?

Решите задачи

9. Подвешенное к тросу тело массой 10 кг поднимается вертикально вверх. С каким ускорением движется тело, если трос жесткостью 59 кН/м удлинился на 2 мм? Какова сила упругости, возникающая в тросе?

10. Средняя высота спутника над поверхностью Земли 1700 км. Определите скорость его движения.

Часть С.

11. Решите задачу.

Тележка массой 5 кг движется под действием гири массой 2 кг. Определить натяжение нити, если коэффициент трения равен 0,1.

                                                                                         

        

Контрольная работа №3 «Законы сохранения»

1 вариант  

1.     Плот передвигают багром, прикладывая к нему силу 200 Н. Совершенная при этом работа равна 1000 Дж. На какое расстояние переместился плот, если угол между направлением силы и направлением перемещения составляет 60°?

2.     Подъемный кран приводится в действие двигателем мощностью 10 кВт. Сколько секунд потребуется для равномерного подъема груза массой 2 тонны на высоту 50 м.

3.     Вагон массой 20 т, движущийся со скоростью 0,3 м/с, нагоняет вагон массой 30 т, движущийся со скоростью 0,2 м/с. Какова скорость вагонов после взаимодействия, если удар неупругий?

4.     Камень брошен с поверхности земли вертикально вверх со скоростью 10 м/с. На какой высоте кинетическая энергия камня уменьшится в 5 раз?

  2 вариант

1.     Тело равномерно движется по горизонтальной плоскости под действием силы 100 Н, направленной под углом 45° к горизонту.  Какая работа будет совершена на  пути 2,4 м?

2.     Водяной насос равномерно подает 300 л воды в минуту на высоту 80 м. Определите мощность  мотора, которым приводится в действие насос. Плотность воды 1000 кг/м3.

3.     На вагонетку массой 800 кг, катящуюся по горизонтальному пути со скоростью 0,2 м/с, насыпали сверху 200 кг щебня. На сколько уменьшилась скорость вагонетки?

4.     Вагон массой 2 т, двигаясь со скоростью 2 м/с, наезжает на вертикальную стенку, в результате чего сжимаются две буферные пружины жесткостью 100 кН/м каждая. Найдите максимальную деформацию (в см) пружин.

Контрольная работа №5 Основы термодинамики

Вариант №1

Часть А.

1. Воздух в комнате состоит из смеси газов: водорода, кислорода, азота, водяных паров, углекислого газа и др. Какой из физических параметров этих газов обязательно одинаков при тепловом равновесии?

1) давление                         2) температура                  3) концентрация                 4) плотность

2. Внутренняя энергия определяется

1) кинетической энергией хаотического движения молекул

2) потенциальной энергией взаимодействия молекул  друг с другом

3) кинетической энергией хаотического движения молекул и потенциальной энергией их взаимодействия

4) скоростью движения и массой тела

3. На рисунке представлены графики плавления двух тел, сделанных

 из одинакового вещества. Что можно сказать об этих телах?

1) температура плавления тела 1 больше, чем у тела 2

2) удельная теплоемкость тела 1 больше, чем у тела 2

3) масса тела 1 больше, чем у тела 2

4) удельная теплота плавления тела 1 больше, чем у тела 2

4. Газ последовательно перешел из состояния 1 в состояние 2, а затем в состояния 3 и 4. Работа газа равна нулю

1) на участке 1 – 2

2) на участке 2 – 3

3) на участке 3 – 4

4) на участках 1 – 2 и 3 - 4

                 

5. Газ совершил работу 400 Дж, и при этом его внутренняя энергия уменьшилась на 100 Дж. В этом процессе газ

1) получил количество теплоты 500 Дж                 3) отдал количество теплоты 500 Дж        

2) получил количество теплоты 300 Дж                4) отдал количество теплоты 300 Дж

6. На VT – диаграмме представлен процесс изменения состояния идеального одноатомного газа. При переходе из состояния 1 в состояние 2 газ отдал 80 кДж теплоты. Внутренняя энергия этого газа

1) увеличилось на 80 КДж                         

2) уменьшилось на 80 кДж

3) увеличилось на 40 кДж

4) уменьшилось на 40 кДж

7. Тепловая машина с КПД 50 % за цикл работы отдает холодильнику 0,1 кДж энергии. Какое количество теплоты машина  получает за цикл от нагревателя?

1) 50Дж                 2) 100 Дж                 3) 150 Дж                 4) 200 Дж

Часть В.

8. Используя условия задачи, установите соответствия величин из левого столбца таблицы с их изменениями в правом столбце.

При адиабатическом сжатии газа ….

Величина                                                                Изменение

А. давление                                                                1) увеличивается

Б. внутренняя энергия                                                2) уменьшается

В. Объём                                                                 3) не изменяется

Г. температура

Решите задачи.

9. Объём идеального газа постоянной массы увеличился на 0,03 м3 при постоянном давлении

500 кПа. На сколько увеличилась внутренняя энергия газа?

10. Тело падает с высоты 1200 м. На сколько повысится температура тела, если на его нагревание затрачивается 60% работы силы тяжести?

Часть С.           

Решите задачу.        

11. На pV – диаграмме изображён процесс перевода газа,

совершенный с 1 молем идеального одноатомного газа.

Чему равно количество теплоты, переданное газу при переходе

из состояния 1 в состояние 2? Р0 = 0,1 МПа, V0 = 2 л.                                                  

Контрольная работа №6

Законы постоянного тока

Вариант №1

Часть А.

1. На рисунке показана зависимость сопротивления проводника площадью поперечного сечения 1 мм2 от его длины. Чему равно удельное сопротивление проводника?

                                    1)  0,2 Ом *мм2

                                2) 0,5  Ом *мм2

                                3) 5 Ом *мм2

                                4) 20 Ом *мм2

2. Как изменится сила тока, проходящего через проводник, если увеличить в 2 раза напряжение между его концами, а площадь поперечного сечения уменьшить в 2 раза?

1) не изменится                        3) увеличится в 2 раза

2) уменьшится в 2 раза                4) увеличится в 4 раза

3. На рисунке изображены графики зависимости силы тока в четырех проводниках на их концах. Сопротивление какого проводника равно 4 Ом?

         1) проводника 1

        2) проводника 2

        3) проводника 3

        4) проводника 4

4. На участке цепи, изображённом на рисунке, сопротивление каждого проводника равно

3 Ом. Общее сопротивление участка равно

1) 2 Ом                        2) 3,5 Ом                3) 5 Ом                        4) 12 Ом

5. В цепи, изображенной на рисунке амперметр показывает силу тока 1 А. К каким точкам нужно подключить вольтметр, чтобы его показания были равны 4 В?

        1) АБ

        2) БВ

        3) БГ

        4) АВ

6. Три проводника сопротивлениями R1 = 10 Ом, R2 = 5 Ом и R3 =3 Ом соединены в цепь как показано на рисунке. На каком проводнике выделится наибольшее количество теплоты?

                1) на первом

                2) на втором

                3) на третьем

                4) на всех одинаково

7. ЭДС источника равна 8 В, внешнее сопротивление 3 Ом, внутреннее сопротивление 1 Ом. Сила тока в полной цепи равна.

1) 0,5 А                2) 2 А                        3) 25 А                        4) 32 А

Часть В.        

8. Используя условие задачи, установите соответствия величин из левого столбца таблицы с их изменениями в правом столбце.

В цепи, изображённом на рисунке, ползунок реостата передвинули вниз. При этом…

                Величина                                Изменение

        А. сила тока                                1) увеличится

        Б. электродвижущая сила                2) уменьшится

        В. напряжение на проводнике                3) не изменится

        Г. сопротивление реостата

Решите задачи.

9. В электрическом утюге за 15 мин электрическим током совершена работа 9 кДж. Сила тока в цепи 2 А. определите сопротивление утюга.

10. Электрическая цепь состоит из двух проводников сопротивлением по 4 Ом соединённых последовательно, источника тока с ЭДС 30 В и внутренним сопротивлением 2 Ом. Определите силу тока в цепи.

 Часть С.

Решите задачу.

11. Температура однородного медного проводника длиной 10 м в течение 57 с повысилась на 10 К. Определить напряжение, которое было приложено к проводнику за это время. Изменением сопротивления проводника и рассеянием тепла при его нагревании пренебречь.

Контрольная  работа №7 Электрический  ток в различных средах

  Вариант  1

  1. При  пропускании тока от источника постоянного напряжения через стальной проводник нагревается.

        а) Как  изменяется сопротивление проводника и почему?

        б) При  какой температуре сопротивление проводника становится больше на 20% по сравнению с  сопротивлением при температуре 0 °C? Температурный коэффициент  сопротивления для стали 0,006 K–1.

        в) На  сколько процентов в этом случае изменяется мощность, выделяемая в проводнике?

  2. При  обычных условиях газы почти полностью состоят из нейтральных атомов и молекул и  являются диэлектриками.

        а) Под  влиянием каких факторов газ может быть проводником электричества?

        б) В  газоразрядной трубке площадь каждого электрода 1 дм2, а  расстояние между электродами 5 мм. Ионизатор каждую секунду образует в  объеме 1 см3 газа 12,5 · 106 положительных ионов и столько же электронов. Определите силу тока насыщения,  который установится в этом случае. Модуль заряда электрона e = 1,6 · 10–19 Кл.

        в) При  каком значении напряжения между электродами в трубке может начаться  самостоятельный газовый разряд, если длина свободного пробега электрона  0,05 мм, а энергия ионизации молекул газа 2,4 · 10–18 Дж?

 3. В  электролитической ванне хромирование детали проводилось при силе тока 5 А  в течение 1 ч.

        а) Определите  массу хрома, который осел на детали. Электрохимический эквивалент хрома  0,18 мг/Кл.

        б) Чему  равна площадь поверхности детали, если толщина покрытия составила 0,05 мм?  Плотность хрома 7,2 · 103 кг/м3.

        в) Сколько  атомов хрома осело на каждом квадратном сантиметре поверхности детали? Молярная  масса хрома 52 г/моль.

Вариант  2

  1. Температура  полупроводникового термистора увеличилась.

        а) Как  изменилось сопротивление термистора и почему?

        б) Термистор  включен в цепь постоянного тока последовательно с резистором сопротивлением  400 Ом. Напряжение в цепи 12 В. При комнатной температуре сила тока в  цепи 0,3 мА. Чему равно сопротивление термистора?

        в) При  нагревании термистора сила тока в цепи увеличилась до 9 мА. Во сколько раз  при этом изменилось сопротивление термистора?

 2. Электрический  ток в вакууме представляет собой поток электронов.

        а) Как  получить поток электронов в вакууме?

        б) В  электронно-лучевой трубке поток электронов ускоряется электрическим полем между  катодом и анодом с разностью потенциалов 2 кВ. Определите скорость  электронов при достижении ими анода. Модуль заряда электрона 1,6 · 10–19 Кл,  масса электрона 9,1 · 10–31 кг.

        в) Пройдя  отверстие в аноде, электроны попадают в пространство между двумя вертикально  отклоняющими пластинами длиной 3 см каждая, напряженность электрического  поля между которыми 300 В/см. Определите вертикальное смещение электронов  на выходе из пространства между пластинами.

 3. Серебрение  детали продолжалось 0,5 ч при силе тока в электролитической ванне  2 А.

        а) Чему  равна масса серебра, которое осело на детали? Электрохимический эквивалент  серебра 1,12 мг/Кл.

        б) Чему  равна толщина покрытия, если площадь поверхности детали 100 см2?  Плотность серебра 10,2 · 103 кг/м3.

        в) При  каком напряжении проводилось серебрение детали, если было затрачено  0,025 кВт · ч электрической энергии, а КПД установки 80%?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике в 11 класса по учебнику Г.Я.Мякишева

Рабочая программа составлена по учебнику Г.Я Мякишева для учащихся обучающихся в профильном гуманитарном классе 1 час в неделю ( 34 часа в год).Данная программа соответствует Примерной программе по фи...

Рабочая программа по физике-10 к учебникам Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б

Рабочая программа по курсу физики для 10-х общеобразовательных классов составлена в соответствии с авторской программой Г.Я.Мякишева и на основе «Примерных программ по физике для общеобразовател...

Рабочая программа по физике-11 к учебникам Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б

На изучение курса физики в 11 классе отводится 170 ч.(5 ч. в неделю). Программа соответствует обязательному минимуму содержания физического образования, она составлена на основе «Примерны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.

Примерная программа среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (профильный уровень) (Физика.Астрономия.7-11 классы./сост. В.А.Коровин,В.А.Орлов.-М.:Дрофа,2008) и авторской программы ...

Рабочая программа по физике к учебнику физики Г. Я. Мякишева. 11класс. Базовый уровень (2 часа).

Главное отличие - расписанные  на каждый урок формы организации учебных занятий и виды учебной деятельности....

Рабочая программа по физике к учебнику физики Г. Я. Мякишева. 11класс. Профильный уровень (5 часов).

Главное отличие - расписанные  на каждый урок формы организации учебных занятий и виды учебной деятельности....