Конспект урока "Вес тела. Сила тяжести"
план-конспект урока (физика, 7 класс) по теме

Романова Оксана Владимировна

Тема: «Сила тяжести. Вес тела»

Тип урока: урок-обобщение

Форма урока: урок-соревнование.

Цели урока:
1.    Повторить, углубить и обобщить приобретённые знания по темам: «Сила тяжести», «Вес тела», «Равнодействующие силы».
2.    Систематизировать знания по пройденным темам.
3.    Вызвать интерес к урокам физики.
4.    Восстановить настойчивость и упорство в достижение цели.
5.    Содействовать воспитанию чувства товарищества, способность в трудную минуту прийти на помощь другу, коллективной и персональной ответственности.

Задачи урока:
- сформировать у учащихся осмысленное понимание изученного материала о силах: причины возникновения, зависимость от ускорения свободного падения;
- развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, научно-популярной литературой; проведения эксперимента, его планирование, проведение, анализ результатов, формирование выводов в виде графиков, таблиц.

Оборудование: слайд-презентация, динамометр, бруски, грузы, таблицы, схемы, тесты, карточки для индивидуальной и групповой работы, листы ватмана, краски, кисточки, ножницы, клей, журналы, энциклопедия.

Методы: дифференцированная самостоятельная работа, работа в парах, групповая работа, эксперимент, творческая работа, отчет, самооценка.

Форма работы: урочно-внеурочная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voshozhdenie_na_pik_znaniy.doc166 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-обобщение по физике в 7-м «А» классе

Ноябрь, ежегодно

Тема: «Сила тяжести. Вес тела»

Тип урока: урок-обобщение

Форма урока: урок-соревнование.

Цели урока:

Повторить, углубить и обобщить приобретённые знания по темам: «Сила тяжести», «Вес тела», «Равнодействующие силы».

Систематизировать знания по пройденным темам.

Вызвать интерес к урокам физики.

Восстановить настойчивость и упорство в достижение цели.

Содействовать воспитанию чувства товарищества, способность в трудную минуту прийти на помощь другу, коллективной и персональной ответственности.

Задачи урока:

- сформировать у учащихся осмысленное понимание изученного материала о силах: причины возникновения, зависимость от ускорения свободного падения;

- развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, научно-популярной литературой; проведения эксперимента, его планирование, проведение, анализ результатов, формирование выводов в виде графиков, таблиц.

Оборудование: слайд-презентация, динамометр, бруски, грузы, таблицы, схемы, тесты, карточки для индивидуальной и групповой работы, листы ватмана, краски, кисточки, ножницы, клей, журналы, энциклопедия.

Методы: дифференцированная самостоятельная работа, работа в парах, групповая работа, эксперимент, творческая работа, отчет, самооценка.

Форма работы: урочно-внеурочная.

                                                                

                                                

                                                        


«О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель...»

                                А.С. Пушкин

ХОД УРОКА:

1. Вступительное слово учителя [Эмоциональный настрой учащихся]

Дорогие ребята! У нас сегодня будет не совсем обычный урок, а урок с элементами игры:  «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем!»

В ходе урока мы повторим, углубим и обобщим приобретенные знания по теме сила тяжести и вес тела, систематизируем свои знания, в процессе работы найдем то, что поможет вам при выполнении творческой домашней работы. Вам необходимо неизвестные вам факты, по ходу урока, записывать в тетрадь.

 Чтобы продвинуться вперёд, вы должны показать все свои знания, полученные при изучении темы. Вы должны будете работать дружно, активно и все неизвестное станет известным. А оценивать каждый участок вы будете в своих оценочных листах.

Оценочный лист

Фамилия_____________________

Этап

Разминка

I этап

2 этап

III этап

Итоговая оценка

Оценка

 

 

 

 

Желаю вам удачи!

Откройте тетради.

Запишите число 27 ноября 2007 г. и тему урока: «Сила тяжести. Вес тела»


2. В начале урока мы проведём разминку.

I

II

III

IV

1.

1.

кг/м3

1.

m=ρ/V

1.

P

2.

2.

М3

2.

F=mg

2.

Fт

3.

3.

Кг

3.

m=ρV

3.

F

4.

4.

Н

4.

F=kΔх

4.

m

5.

5.

М

5.

m=V/ρ

5.

ρ

6.

6.

м/с

6.

P=mg

6.

g

На мои вопросы вы поднимаете номер правильного ответа. За каждый правильный ответ в тетрадь ставите “+”.

Какой буквой обозначается сила? 3

Какой буквой обозначается ускорение свободного падения? 6

В каких единицах измеряется сила тяжести? 4

По какой формуле вычисляется вес тела? 6

На каком из рисунков изображается вес тела? 2

Дополнительно:

Какой буквой обозначается вес тела? 1

В каких единицах измеряется вес тела? 4

По какой формуле вычисляется сила тяжести? 2

На каком из рисунков изображается сила тяжести? 5

В каких единицах измеряется масса? 3

Подсчитайте количество “+”.  

(Если число не целое, округлите его до целых и поставьте себе оценку.)

3. А теперь начнем наш не совсем обычный урок!

Первое задание – это работа в парах. Каждая пара пройдёт по своей лесенке. Вам нужно решить задачи, выбрать правильный ответ, подчеркнуть букву, стоящую в скобках и из букв составить слово. Вы должны работать согласованно, не опережая, и не отставая друг от друга

[Звучит мелодия: телевизор и СД]

Время окончилось.

Учитель: Решение задач I вариант . . .

Учащиеся 1 ряда все вместе: ЗНАЕМ

Учитель: Решение задач II вариант . . .

Учащиеся 2 ряда все вместе: УМЕЕМ

Учитель: Решение задач III вариант . . .

Учащиеся 3 ряда все вместе: МОЖЕМ

Молодцы! Оцените свою работу и работу друга, и занесите отметки в оценочные листы.


4. Следующий этап нашего урока мы совершим все вместе, устно отвечая на вопросы:

1) Из-за чего может измениться скорость тела? (Из-за действия на него других тел).

2) Что является мерой взаимодействия тел? (Сила)

3) Что такое всемирное тяготение? (Притяжение всех тел Вселенной друг к другу).

4) Какая сила называется силой тяжести? (Сила, с которой Земля притягивает к себе тело)

5) Какая сила называется весом тела? (Сила, с которой тело действует на опору или подвес, вследствие притяжения к Земле)

6) Имя и фамилия всемирного ученого – создателя классической механики? (И. Ньютон)

Молодцы!

Те, кто правильно отвечал на поставленные вопросы заносит «+» в оценочный лист.,  те, кто прервал цепочку – ставит «-«.

5. А впереди самое трудное – индивидуальная работа, где каждый должен проявить свои умения и навыки. У каждого на столе лежит индивидуальное задание, но эти же задания будут выполняться  и у доски. Через 5 минут мы должны будем подвести итоги

[Индивидуальное дифференцированное задание в трех  вариантах на листах с копиркой]

У доски двое учащихся выполняют эти задания. Самопроверка, разбор, объяснения и самореализация.

В – I

Фамилия                                                 

1. Каков вес деревянного тела объёмом 2 м3, если его плотность                                 ?

2. Выразите в Ньютонах: 123 кН, 0,4 кН

B – II

Фамилия                                                 

1. Сколько весит керосин объёмом 50 л, если плотность керосина                                 ?

2. Выразите в Ньютонах: 22 кН, 0,06 кН

B – III

Фамилия                                                 

1. С помощью динамометра определить массу тела.

2. Выразите в Ньютонах: 4,4 кН, 0,06 кН

        

Поднимите руку те, у кого получились другие варианты ответов? Вариант 1, вариант 2. Почему? У кого была ошибка?

        Алеша покажет, как он нашел массу тела с помощью динамометра.

6. Итак, самое трудное позади. Пора сделать паузу.

Заставка на экране – горы, пение птиц, журчание ручья.

Учитель: Понятие сила неразрывно связано с именем английского учёного И. Ньютона, и сейчас ребята познакомят нас с интересными фактами из его биографии.

1 учащийся: “Детство Ньютона”

2 учащийся: “Легенда об открытии закона всемирного тяготения”

Мы топаем ногами, топ, топ, топ.

Мы хлопаем руками, хлоп, хлоп, хлоп.

Качаем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки разведём и побежим кругом.

Мы продолжаем наш урок!

7. Ну, как работа? А впереди самое интересное – творческая работа по группам.

У нас  с вами уже есть 3 группы, вам необходимо перейти на последние парты для выполнения творческой работы.

1 группа: изображает явление “Если б исчезла сила тяжести, то…” - красками.

2 группа: изображает явление “Если б исчезла сила тяжести, то…” с помощью клея и вырезанных иллюстраций.

3 группа: изображает явление “Если б исчезла сила тяжести, то…” - красками

[Во время работы звучит классическая музыка снятия напряжённости]

По итогам выполнения подводятся итоги и защита проекта.

Оценивание проектов:

        В номинации «Самый оригинальный» побеждает группа                 , т.к.                                                                                                                                         

        В номинации «Самый правильный» побеждает группа                  , т.к.                                                                                                                                         

        В номинации «Самый творческий» побеждает группа                  , т.к.                                                                                                                                         

Каждый оценивает свою работу по тому, какое участие он принимал в создании проекта и заносит свои результаты в оценочный лист.

8. Подводятся итоги урока. Выставляются оценки.

Мы преодолели все трудности?

Были заминки?

Необходимы нам знания о силах?

Вам запомнится этот урок?

Сдайте, пожалуйста, мне свои оценочные листы, для того, чтобы я поставила вам оценки в журнал.

9. Домашнее задание: Написать мини сочинение по теме: «Если бы не было И.Ньютона», сегодняшний наш урок поможет вам в творческой работе.

10. Ребята, мы поднялись на Пик знаний. Мы – победители! А победители поют гимн.

Учащиеся исполняют “Гимн физики” [Эмоциональный подъём]

(На мотив песни “Улыбка”)

От науки этой всем светлей,
Без неё никто не может жить на свете,
Знает каждый в мире человек,
Это главная наука на планете.
Всем нам физика нужна,
Очень важная она,
Много в ней законов, опытов и формул,
Если физику учить, можно космос покорить,
Или стать умнее даже Резерфорда.
Если физику учить, можно космос покорить,
Или стать умнее даже Резерфорда.

11. Урок окончен. До свидания!


Фамилия, имя Алексеев Алексей

ЭТАП

Разминка

1 восхождение

2 восхождение

3 восхождение

Итоговая оценка

ОЦЕНКА


Фамилия, имя Боярчук Александра

ЭТАП

Разминка

1 восхождение

2 восхождение

3 восхождение

Итоговая оценка

ОЦЕНКА


Фамилия, имя Виданова Анастасия

ЭТАП

Разминка

1 восхождение

2 восхождение

3 восхождение

Итоговая оценка

ОЦЕНКА


Фамилия, имя Гусева Дарья

ЭТАП

Разминка

1 восхождение

2 восхождение

3 восхождение

Итоговая оценка

ОЦЕНКА


Фамилия, имя Гутник Данила

ЭТАП

Разминка

1 восхождение

2 восхождение

3 восхождение

Итоговая оценка

ОЦЕНКА


Фамилия, имя Дьяконов Андрей

ЭТАП

Разминка

1 восхождение

3 восхождение

Итоговая оценка

ОЦЕНКА


Фамилия, имя Ерошина Александра

ЭТАП

Разминка

1 восхождение

2 восхождение

3 восхождение

Итоговая оценка

ОЦЕНКА


Фамилия, имя Ефремова Ольга

ЭТАП

Разминка

1 восхождение

2 восхождение

3 восхождение

Итоговая оценка

ОЦЕНКА


Фамилия, имя Зайцев Максим

ЭТАП

Разминка

1 восхождение

2 восхождение

3 восхождение

Итоговая оценка

ОЦЕНКА


Фамилия, имя Ильиных Николай

ЭТАП

Разминка

1 восхождение

2 восхождение

3 восхождение

Итоговая оценка

ОЦЕНКА


Фамилия, имя Карачашкина Александра

ЭТАП

Разминка

1 восхождение

2 восхождение

3 восхождение

Итоговая оценка

ОЦЕНКА


Фамилия, имя Конопля Ольга

ЭТАП

Разминка

1 восхождение

3 восхождение

Итоговая оценка

ОЦЕНКА


Фамилия, имя Максимова Алена

ЭТАП

Разминка

1 восхождение

2 восхождение

3 восхождение

Итоговая оценка

ОЦЕНКА


Фамилия, имя Малахов Сергей

ЭТАП

Разминка

1 восхождение

2 восхождение

3 восхождение

Итоговая оценка

ОЦЕНКА


Фамилия, имя Рязанова Маргарита

ЭТАП

Разминка

1 восхождение

2 восхождение

3 восхождение

Итоговая оценка

ОЦЕНКА


Фамилия, имя Сушков Александр

ЭТАП

Разминка

1 восхождение

2 восхождение

3 восхождение

Итоговая оценка

ОЦЕНКА


Фамилия, имя Флянтикова Анастасия

ЭТАП

Разминка

1 восхождение

2 восхождение

3 восхождение

Итоговая оценка

ОЦЕНКА


Фамилия, имя Черенкова Яна

ЭТАП

Разминка

1 восхождение

3 восхождение

Итоговая оценка

ОЦЕНКА


Фамилия, имя Шаталов Олег

ЭТАП

Разминка

1 восхождение

2 восхождение

3 восхождение

Итоговая оценка

ОЦЕНКА


Фамилия, имя Шумов Николай

ЭТАП

Разминка

1 восхождение

2 восхождение

3 восхождение

Итоговая оценка

ОЦЕНКА



В – I

Фамилия                                                 

1. Каков вес деревянного тела объёмом 2 м3, если его плотность                                 ?

2. Выразите в Ньютонах: 123 кН, 0,4 кН

B – II

Фамилия                                                 

1. Сколько весит керосин объёмом 50 л, если плотность керосина                                 ?

2. Выразите в Ньютонах: 22 кН, 0,06 кН

B – III

Фамилия                                                 

1. С помощью динамометра определить массу тела.

2. Выразите в Ньютонах: 4,4 кН, 0,06 кН

В – I

Фамилия                                                 

1. Каков вес деревянного тела объёмом 2 м3, если его плотность                                 ?

2. Выразите в Ньютонах: 123 кН, 0,4 кН

B – II

Фамилия                                                 

1. Сколько весит керосин объёмом 50 л, если плотность керосина                                 ?

2. Выразите в Ньютонах: 22 кН, 0,06 кН

Этапы урока

Время

(мин.)

Вид деятельности

Действия учителя

Действия учеников

Средства ТСО дидактический материал

Результат

1.Подготовительный

2-3 мин.

Постановка учителем темы урока, целей урока.

План урока

Организует диалог, который помогает понять учащимся о целях, способах работы на уроке

Слушают, отвечают на вопросы, участвуют в разговоре

Презентация

Учащиеся не отвлекаются, готовы приступить к работе

2.Актуализация знаний

5-7

мин.

Тестирование по материалу предыдущих уроков. Индивидуальные карточки отдельным учащимся в группах

Деление класса на группы (теоретики и практики). 4 группы по 6 человек (2 теоретики, 2 практики). Дети распределены по группам в зависимости от ведущего канала восприятия (аудиалы, визуалы, кинестеты). Объясняю задания группам

Выполняют индивидуальные карточки (по 2 человека от каждой группы), тест, взаимопроверка.

Тест (презентация), индивидуальные карточки

Учащиеся готовы к объяснению нового материала, получению новых знаний

3.Получение знаний

25 мин.

Объяснение нового материала, демонстрационный эксперимент

Объясняю новый материал, беседую, показываю демонстрационный эксперимент, строю графики

Слушают, рассуждают, вступают в беседу, записывают в тетради

Презентация, демонстрационный эксперимент

Записывают, слушают, воспринимают и понимают новый материал, рассуждают и принимают услышанное

4.Закрепление знаний

10 мин.

Практическая работа, тестирование по новой теме

Даю задание, оцениваю полученные результаты практической работы, результаты тестирования

Работают в группах («практики» - собирают электрическую цепь по схеме, снимают показания, строят график; «теоретики» - тестируются, снимают  показания по собранной схеме, рассчитывают  сопротивление)

Тест 1, тест 2

Уметь применять полученные знания в работе (используют закон Ома при решение задач, строят графики зависимости  силы тока от напряжения, сопротивления, анализируют их, делают выводы)  

5.Итоговый

2-3 мин.

Оценивание ответов учеников, работы в группах

Учитель подводит итог урока

Анализируют, задают вопросы


                                                                                                            Вариант №2

Фамилии                                                 

                                                                


Вариант №1

Фамилии                                                 

                                                                


Вариант №3

Фамилии                                                 

                                                                


m=3 кг

Fт - ?

3 Н (А)

3 кг (О)

30 Н (У)

Fт =49Н

m - ?

4,9 кг (М)

5 Н (Н)

0,5 кг (К)

m =0,4кг

Р - ?

4 Н (Е)

40 Н (И)

0,4 Н (Б)

Р =19,6Н

m - ?

 0,2 кг (В)

1,96 кг (Е)

20 кг (Г)

Fт =12 Н

Р - ?

 1,2 Н (Д)

112 Н (З)

12 Н (М)

СЛОВО

m=2 кг

Fт - ?

20 Н (З)

20 кг (М)

1,96 Н (К)

Fт =40Н

m - ?

0,25 кг (Е)

4 кг (Н)

4 Н (У)

m =0,5кг

Р - ?

5 Н (А)

49 Н (О)

0,49 Н (И)

Р =2,94Н

m - ?

 3 кг (Б)

0,03 кг (В)

0,29 кг (Е)

Fт =5 Н

Р - ?

 5 Н (М)

0,5 Н (Г)

49 Н (Д)

СЛОВО

m=4 кг

Fт - ?

4 Н (Н)

40 Н (М)

40 кг (К)

Fт =30Н

m - ?

3 кг (О)

0,3 кг (А)

3 Н (И)

m =0,2кг

Р - ?

20 Н (З)

200 Н (Б)

2 Н (Ж)

Р =4,9Н

m - ?

 0,49 кг (Е)

49 кг (В)

0,49 Н (Г)

Fт =98 Н

Р - ?

 9,8 Н (Д)

98 Н (М)

10 Н (Л)

СЛОВО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план- конспект урока по физике на тему"Сила тяжести.Вес тела".

план- конспект урока с использованием интерактивной доски для 7 класса....

Методическая разработка урока физики в 7 классе: « Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела».

Активная форма обучения с использовагнием дидактических игр и презентации к уроку делает его запоминающимся и непохожим на другие....

7 кл- Самостоятельная работа по теме «Сила. Сила тяжести. Вес тела. Сила упругости»

Самостоятельная работа по теме «Сила. Сила тяжести. Вес тела. Сила упругости» содержит 6 вариантов по 3 задания....

Вес тела. Сила тяжести. Динамометр

Цели урока:Обучающая: Познакомить с понятием “сила тяжести”, “вес тела”, признаками действия силы и способами измерения силы. Сформировать понятие силы как количественной характеристики действия одног...

Ф-7 "Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела"

Презентация к уроку физики в 7 классе (программа Е.М. Гутник, А.В. Перышкин.) по теме: «Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела» Презентация содержит подборку задан...