Вес тела. Сила тяжести. Динамометр
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме
Цели урока:
Обучающая: Познакомить с понятием “сила тяжести”, “вес тела”, признаками действия силы и способами измерения силы. Сформировать понятие силы как количественной характеристики действия одного тела на другое.
Развивающая: Способствовать развитию логического мышления. Продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы.
Воспитывающая: формировать интерес учащихся к изучению физики.
Задачи урока:
ü проверить степень усвоения материала темы на данном этапе изучения темы;
ü систематизировать знания;
ü развивать умения анализировать, синтезировать, наблюдать, делать выводы;
ü воспитать умения выстраивать взаимоотношения учащихся между собой и учителем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 243.5 КБ |
Презентация к уроку | 575.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) №609 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
«Вес тела. Сила тяжести. Динамометр»
Автор-составитель: учитель физики
Леонова О. А.
Санкт-Петербург
2015 г
Тип урока: повторение ранее изученного материала при изучении
нового материала.
Цели урока:
Обучающая: Познакомить с понятием “сила тяжести”, “вес тела”, признаками действия силы и способами измерения силы. Сформировать понятие силы как количественной характеристики действия одного тела на другое.
Развивающая: Способствовать развитию логического мышления. Продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы.
Воспитывающая: формировать интерес учащихся к изучению физики.
Задачи урока:
- проверить степень усвоения материала темы на данном этапе изучения темы;
- систематизировать знания;
- развивать умения анализировать, синтезировать, наблюдать, делать выводы;
- воспитать умения выстраивать взаимоотношения учащихся между собой и учителем.
Методы урока: проблемно – поисковый.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: динамометр демонстрационный и лабораторный, набор грузов, пружина, компьютер, тезаурус (21 шт), картофель.
Ожидаемый результат урока.
- Учащиеся должны знать смысл понятий масса, вес, сила тяжести.
- Учащиеся должны разграничивать эти понятия.
- Учащиеся должны уметь отстаивать свою точку зрения, корректно относится к чужому мнению, воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию.
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний.
В начале урока раздаю тезаурусы каждому ученику.
Учитель: Ребята, на каждой парте имеются тезаурусы. Я предлагаю задать по нему 3 вопроса своему соседу, а также оценить свои знания по следующим критериям:
- Все о чем сейчас прочитал – ничего не знаю__2 балла,
- Знаю хорошо одно понятие________________ 3 балла,
- После прочтения вспомнил практически все __4 балла,
- Помощь была не нужна____________________5 баллов.
Кто выполнит, пусть поднимет руку.
II. Изучение нового материала.
Учитель: Сегодня на уроке мы попробуем разобрать по полочкам такие понятия, как вес, сила тяжести, динамометр.
Скажите, что мы измеряем в кабинете медсестры, встав на весы? Когда мы говорим, что худеем – что мы сбрасываем? Когда мы покупаем 3 кг яблок – за что мы платим? С помощью какого прибора мы измеряем силу, действующее на тело?
/ответы учащихся/
Ответы на эти вопросы вызывают у многих затруднения, но таких затруднений не должно быть у нас – учеников постигающих глубины физики.
Предлагаю вам самостоятельно сформулировать тему урока. А так же запишите в тетрадь цели, которые вы ставите на сегодняшний урок, и запишите, что вы хотите узнать сегодня на уроке. /Прошу прочитать некоторых учащихся свои записи/.
Учитель: Итак, тема нашего урока «Вес тела. Сила тяжести. Динамометр»
/Показ слайда № 1/
В обыденной жизни под словом "вес" мы зачастую подразумеваем массу тела, не делая различия между этими терминами. Например, мы часто говорим: «Взвесьте 0,5 кг ягод», «Спортсмен поднял штангу весом 100 кг» или «Борец полусреднего веса». Однако это неверно. И сегодня мы выясним почему.
/Показ слайда № 2/
Если тело стоит на опоре, то сжимается не только опора, но и само тело, притягиваемое Землей. Если тело подвешено на нити (подвесе), то растянута не только нить (подвес), но и само тело.
/Показ слайда № 3/
Весом тела в физике называют силу, с которой тело давит на свою опору или растягивает подвес, вследствие земного притяжения. Вес тела обозначают буквой P. /Записывают определение в тетрадях/.
Рассмотрим рис.1. Если груз растянул пружину, то сила упругости численно равна весу тела P. Только сила упругости направлена вверх, а вес – вниз. На рис. 2 а) вес равен силе реакции опоры, б) вес равен силе натяжению нити. /Показ слайда № 4/
Довольно часто вес тела равен действующей на него силе тяжести. В виде формулы это записывается так: P=Fтяж /Показ слайда № 5/
Однако эта формула верна не всегда.
Возьмем динамометр и подвесим к нему гирьку массой 102 г. В состоянии покоя её вес равен 1 Н. И действительно, если гирька будет неподвижно висеть на крючке динамометра, то он покажет именно 1 Н. Но если же динамометр качать вверх-вниз или влево - вправо, то он покажет, что вес гири стал другим. На рисунке, например, он равен 4 Н. /Показ слайда № 6/
Пример второй /демонстрация/: При погружении картофеля в воду растяжение пружины динамометра уменьшается. Значит, уменьшается сила, с которой картофель тянет за конец пружины. Согласно определению, эта сила – вес картофеля.
Запишем в тетрадях различие между Fт и Р: /Показ слайда № 7/
- Вес тела равен силе тяжести в случае, когда тело вместе с опорой или подвесом неподвижно (или движется равномерно) относительно Земли.
P=Fтяж
- Если тело вместе с опорой имеет ускорение, равное ускорению свободного падения, то его вес равен нулю.
- Разные точки приложения.
- Различна природа сил.
Физкультминутка. /Показ слайда № 8. Щёлкнуть по слайду/
Любая физическая величина должна быть измерена. Приборы, которые измеряют силы, называют динамометрами. Существуют различные виды динамометров. Найдем в учебнике на стр. 66, какие виды динамометров изображены на рис. 69, 70 и 71.
Рассмотрим более подробно шкальный пружинный динамометр. Динамометр Бакунинского, состоит из стальной пружины с указателем и крючком, прикреплённой на пружине к деревянному основанию, на которое нанесена шкала. /Показ слайда № 9/
Действие пружинного динамометра основано на уравновешивании измеряемой силы силой упругости пружины.
А сейчас мы рассмотрим, как градуируется пружинный динамометр. Шкала заклеена белой бумагой и при помощи грузов калиброванной массы (102 гр.) отмечаем положения указателя для 1, 2, 3, 4 грузов.
Затем, разбивая участок между 0H и 1H на 10 равных отрезков, получаем шкалу с ценой деления Ц=0,1H. /Показ слайда № 10-11/
III. Закрепление пройденного материала.
- Почему покоятся предметы, имеющие опору или висящие на верёвке?
- С каким прибором вы сегодня познакомились?
- Что измеряют с помощью динамометра?
- Какова цена деления шкалы динамометра, показанного на рисунке?
/Показ слайда № 12/
- Определите силу тяжести. /Показ слайда № 13/
IV. Итог урока.
Учитель: Ребята, для того, чтобы завершить урок, мы должны с вами выполнить два задания. И если вы справитесь, я буду уверена, что вы усвоили урок.
1 задание: Составьте предложение. (Подвес, сила, тело, с, вследствие, тела, растягивает, которой, на, опору, весом, давит, свою, притяжения, называют, или, земного). /Показ слайда № 14/
2 задание: Найдите ошибку, допущенную в формуле. (F = m/ g)
/Показ слайда № 15-16/
Учитель: Молодцы.
Учитель: Домашнее задание: § 26, 27, вопросы к параграфу, зад. № 340-344 (Лукашик В.И.) /Показ слайда № 17/
Учитель: Наш урок подошел к концу. Спасибо за интересный урок. До свидания.
Приложение 1
Самоанализ урока
Предлагаемый урок по теме «Вес тела. Сила тяжести. Динамометр» входит в раздел темы «Взаимодействие тел», на которую отводится в программе 22 часа. Тип данного урока – повторение ранее изученного материала при изучении нового материала.
Урок построен в соответствии с программными требованиями. Основной целью обучения физики в школе является – представление о физических законах природы, формирование физических взглядов и принципов, а задачи следующие:
1.Формирование научных физических знаний.
2. Формирование специальных и общеучебных умений.
3. Создание интереса учащихся к предмету физики.
Обучение должно способствовать воспитанию самостоятельности, критичности мышления, трудолюбия.
Основные цели данного урока.
Обучающая: Познакомить с понятием “сила тяжести”, “вес тела”, признаками действия силы и способами измерения силы. Сформировать понятие силы как количественной характеристики действия одного тела на другое.
Развивающая: Способствовать развитию логического мышления. Продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы.
Воспитывающая: формировать интерес учащихся к изучению физики.
Задачи урока:
- проверить степень усвоения материала темы на данном этапе изучения темы;
- систематизировать знания;
- развивать умения анализировать, синтезировать, наблюдать, делать выводы;
- воспитать умения выстраивать взаимоотношения учащихся между собой и учителем.
В основу построения данного урока был положен объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный метод обучения, так как я считаю, что именно эти методы наилучшим образом способствуют реализации главных целей урока.
Решению поставленных задач способствовали организационные формы обучения с использованием информационных технологий: беседа, обмен мнениями, фронтальная, индивидуальная, работа в группах (самоконтроль). Оптимальность содержания урока достаточная. Мне удалось на уроке уделить должное внимание формированию логических умений анализировать, обобщать, делать выводы (работа с текстом учебника). На уроке использовались общеучебные умения работать с текстом и внетекстовыми компонентами.
Выбранная мною комбинированная форма урока дала мне возможность донести до учеников материал данного урока.
На уроке использовались «тактика сотрудничества» ученик-учитель-ученик. Что бы вовлечь всех ребят в работу на уроке за основу я взяла развитие познавательного интереса учащихся, через восприятия музыки, и мультимедийного оборудования. Кроме того, при планировании урока я старалась больше внимания уделять организации работы детей на уроке, предлагая смену деятельности учащихся, но при этом четко распределяя время на каждый вид деятельности. Полученные теоретические знания успешно применили в практической деятельности при выполнений заданий.
Использование мультимедийного оборудования явилось средством, помогающим сделать урок наиболее продуктивным. На уроке использовались различные виды работ: работа с учебником, самостоятельная работа.
Использованная презентация является некоторым эстетическим, наглядным и информационным фоном урока, сопровождающим его от начала и до конца. Домашнее задание носит, творческий характер. Был дан инструктаж по домашнему заданию.
Поставленные задачи были выполнены, реальный результат совпал с прогнозируемым мною.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа для 7класса по теме «Сила тяжести. Вес тела . Сила упругости»
Самостоятельная работа для 7класса в двух вариантахпо теме«Сила тяжести. Вес тела . Сила упругости»...
Конспект урока "Вес тела. Сила тяжести"
Тема: «Сила тяжести. Вес тела»Тип урока: урок-обобщениеФорма урока: урок-соревнование.Цели урока:1. Повторить, углубить и обобщить приобретённые знания по темам: «Сила тяжести», «Вес...
Методическая разработка урока физики в 7 классе: « Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела».
Активная форма обучения с использовагнием дидактических игр и презентации к уроку делает его запоминающимся и непохожим на другие....
7 кл- Самостоятельная работа по теме «Сила. Сила тяжести. Вес тела. Сила упругости»
Самостоятельная работа по теме «Сила. Сила тяжести. Вес тела. Сила упругости» содержит 6 вариантов по 3 задания....
Ф-7 "Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела"
Презентация к уроку физики в 7 классе (программа Е.М. Гутник, А.В. Перышкин.) по теме: «Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела» Презентация содержит подборку задан...