Тематическое планирование по физике 10 класс
рабочая программа по физике (10 класс) на тему
Тематическое планирование по физике в 10 классе по учебнику
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_urokov_fiziki_v_10_klasse_po_uchebniku.doc | 186 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учителя физики Николаевой Ольги Ивановны |
Пояснительная записка Рабочая программа по физике для 10 класса составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 10-11 классы.» федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.[3] Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса. Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы». Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ. Особенностью предмета физики в учебном плане школы является тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни. Изучение физики в средней школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы; овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды; использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются: Познавательная деятельность: использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование; формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач; приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез. Информационно-коммуникативная деятельность: владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации. Рефлексивная деятельность: владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий: организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств. |
В рабочей программе внесены изменения: увеличено число часов на изучение раздел «Механика» , так как материал раздела вызывает наибольшие затруднения у учащихся.. Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания образовательных программ отводится 2 ч в неделю (70 часов за год). При реализации рабочей программы используется УМК Мякишева Г. Я., Буховцева Б. Б., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения. Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 5 лабораторных работ, 6 контрольных работ. Тексты лабораторных работ приводятся в учебнике физики для 10 класса. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен Знать/понимать Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд; Смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики; Уметь Описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и ИСЗ, свойства газов, жидкостей и твердых тел, Отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не известные явления; Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: Обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; Оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; Рационального природопользования и защиты окружающей среды. |
Содержание программы учебного предмета. (70 часов) Введение. Физика и методы научного познания Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира. Механика Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел для развития космических исследований. Границы применимости классической механики. Демонстрации. Зависимость траектории от выбора системы отсчета. Падение тел в вакууме и в воздухе. Явление инерции. Сравнение масс взаимодействующих тел. Измерение сил. Сложение сил. Зависимость силы упругости от деформации. Сила трения. Условия равновесия тел. Реактивное движение. Переход кинетической энергии в потенциальную. Лабораторные работы. Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести Изучение закона сохранения механической энергии. Молекулярная физика Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкости, твердого тела. Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Модель строения жидкостей. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Уравнение теплового баланса. Демонстрации. Механическая модель броуновского движения. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме. Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении. Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре. Кипение воды при пониженном давлении. Устройство психрометра и гигрометра. Явление поверхностного натяжения жидкости. Кристаллические и аморфные тела. Объемные модели строения кристаллов. Модели тепловых двигателей. Лабораторные работы. Опытная проверка закона Гей-Люссака. Электродинамика Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Закон кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Закон Ома для полной цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Электрический ток в различных средах. Демонстрации. Электрометр. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Энергия заряженного конденсатора. Электроизмерительные приборы. Магнитное взаимодействие токов. Отклонение электронного пучка магнитным полем. Магнитная запись звука. Лабораторные работы. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Итоговое повторение |
Формы и средства контроля. Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом. |
Перечень учебно-методических средств обучения. Основная и дополнительная литература: Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004. № 24-25. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель» Профиздат. -2005. 64 с. Учебник: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н. Н.Физика: Учеб. Для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008. Сборники задач: Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А.П. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 192 с. Методическое обеспечение: Каменецкий С.Е., Орехов В.П.. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987. Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика 10 класс. Методические материалы для учителя. Под редакцией В.А. Орлова. М.: Илекса, 2005 Коровин В.А., Степанова Г.Н. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средней (полной) школы по физике. – Дрофа, 2001-2002 Коровин В.А., Демидова М.Ю. Методический справочник учителя физики. – Мнемозина, 2000-2003 Дидактические материалы : Контрольные работы по физике в 7-11 классах средней школы: Дидактический материал. Под ред. Э.Е. Эвенчик, С.Я. Шамаша. – М.: Просвещение, 1991. Кабардин О.Ф., Орлов В.А.. Физика. Тесты. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2000. Кирик Л.А., Дик Ю.И.. Физика. 10,11 классах. Сборник заданий и самостоятельных работ.– М: Илекса, 2004. Кирик Л. А.: Физика. Самостоятельные и контрольные работы. Механика. Молекулярная физика. Электричество и магнетизм. Москва-Харьков, Илекса, 1999г. Марон А.Е., Марон Е.А.. Физика10 ,11 классах. Дидактические материалы.- М.: Дрофа, 2004 Дополнительная литература: В.А. Орлов, Н.К. Ханнанов, Г.Г. Никифоров. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Физика. – М.: Интеллект-Центр, 2005; И.И. Нупминский. ЕГЭ: физика: контрольно-измерительные материалы: 2005-2006. – М.: Просвещение, 2006 В.Ю. Баланов, И.А. Иоголевич, А.Г. Козлова. ЕГЭ. Физика: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, задания с развернутым ответом. – Челябинск: Взгляд, 2004 |
Учебно- тематическое планирование по физике
10 класс 2ч/нед. 70 ч
№ урока всего | Дата провед | Факт. Дата провед | Темы уроков | Корректировка |
| Основные особенности физического метода исследования (1 ч) |
1 | Введение. Что такое механика. Классическая механика Ньютона и границы ее применимости. Техника безопасности на уроках физики. |
Механика |
Основы кинематики (12ч) |
2 | Движение точки и тела. Положение тела в пространстве. |
3 | Векторные величины. Действия над векторами. Проекции вектора на координатные оси и действия над ними. Проекции вектора и координаты. Описание движения. Перемещение. Система отсчета. ИКТ |
4 | Скорость прямолинейного равномерного движения. Уравнение прямолинейного равномерного движения. ИКТ |
5 | Мгновенная скорость. Сложение скоростей |
6 | Ускорение. Движение с постоянным ускорением. Единица ускорения. Презентация «Ускорение» |
7 | Скорость при движении с постоянным ускорением. Уравнения движения с постоянным ускорением. |
8 | Равномерное движение точки по окружности.ИКТ |
9 | Лабораторная работа № 1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести». |
10 | Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения |
11 | Решение задач по теме «Основы кинематики» |
12 | Свободное падение тел. Движение с постоянным ускорением свободного падения.ИКТ |
13 | Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики» |
Основы динамики (4 ч) |
14 | Основное утверждение механики. Материальная точка. Первый закон Ньютона. Презентация «Законы Ньютона» |
15 | Сила. Связь между ускорением и силой. Второй закон Ньютона. Масса. ИКТ |
16 | Третий закон Ньютона. Единицы массы и силы. Понятие о системе единиц. ИКТ |
17 | Инерциальные системы отсчета и принцип относительности в механике. Решение задач по теме «Основы динамики» Тестирование |
Силы в природе. (6 ч) |
18 | Силы в природе. Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения ИКТ |
19 | Первая космическая скорость. Решение задач. ИКТ |
20 | Сила тяжести и вес. Невесомость. |
21 | Деформация и силы упругости. Закон Гука. ИКТ |
22 | Силы трения. Роль сил трения. Силы трения между соприкасающимися поверхностями твердых тел. ИКТ |
23 | Контрольная работа №2 по теме «Силы в природе» |
Законы сохранения в механике.( 6 ч.) |
24 | Импульс материальной точки. Другая формулировка второго закона Ньютона. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства. Проект «Реактивное движение» |
25 | Работа силы. Мощность. ИКТ |
26 | Энергия. Кинетическая энергия и ее изменение. ИКТ |
27 | Работа силы тяжести. Работа силы упругости.ИКТ |
28 | Потенциальная энергия. |
29 | Закон сохранения энергии в механике. Уменьшение механической энергии системы под действием сил трения. Лабораторная работа №2 «Изучения закона сохранения механической энергии» |
Статика. (2 ч) |
30 | Равновесие тел. Первое условие равновесия твердого тела.ИКТ |
31 | Момент силы. Второе условие равновесия твердого тела. |
Молекулярная физика. (9ч) |
32 | Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры молекул. Масса молекул. Количество вещества. ИКТ |
33 | Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. ИКТ |
34 | Идеальный газ и молекулярно-кинетической теории. Среднее значение квадрата скорости молекул . ИКТ |
35 | Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа. Температура и тепловое равновесие. Определение температуры. |
36 | Абсолютная температура. Температура — мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей молекул газа. |
37 | Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. Презентация «Газовые законы» |
38 | Лабораторная работа №2 « Экспериментальная проверка закона Гей-Люcсака» |
39 | Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Влажность воздуха. Решение задач. |
40 | Кристаллические тела. Аморфные тела. ИКТ |
Термодинамика. (5 ч) |
41 | Внутренняя энергия. ИКТ Работа в термодинамике. Количество теплоты. |
42 | Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к различным процессам. Необратимость процессов в природе. Статистическое истолкование необратимости процессов в природе. |
43 | Принципы действия тепловых двигателей. ИКТ Коэффициент полезного действия (КПД) тепловых двигателей. |
44 | Контрольная работа №3 по теме «Молекулярная физика. Термодинамика» |
Электростатика. (7 ч) |
45 | Электрический заряд и элементарные частицы. Заряженные тела. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. Решение задач. ИКТ |
46 | Основной закон электростатики — закон Кулона. Единица электрического заряда. Близкодействие и действие на расстоянии. Электрическое поле. |
47 | Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Силовые линии электрического поля. Напряженность поля заряженного шара. |
48 | Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электростатическом поле. Два вида диэлектриков. Поляризация диэлектриков. |
49 | Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле. Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. |
50 | Связь между напряженностью электростатического поля и разностью потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. |
51 | Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов.ИКТ |
Законы постоянного тока. (7 ч) |
52 | Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока. ИКТ |
52 | Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. ИКТ |
54 | Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Лабораторная работа № 5 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников». |
55 | Работа и мощность постоянного тока. ИКТ |
56 | Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. |
57 | Лабораторная работа № 3 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока». |
58 | Контрольная работа №4 по теме «Законы постоянного тока. |
Электрический ток в различных средах. (7ч) |
59 | Электрическая приводимость различных веществ. Электронная приводимость металлов. |
60 | Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость. |
61 | Электрический ток в полупроводниках. Электрическая проводимость полупроводников при наличии примесей. |
62 | Электрический ток через контакт полупроводников р- и n-типов. Полупроводниковый диод. Транзисторы. |
63 | Электрический ток в вакууме. Диод. Электронные пучки. Электронно-лучевая трубка. ИКТ |
64 | Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза. ИКТ |
65 | Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. Плазма. ИКТ |
Итоговое повторение. (5 ч.) |
66-70 | Повторение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развернутое тематическое планирование уроков физики в 11 классе ( 4 часа)
Рабочая программа по физике для 11 класса составлена на базе Примерной программы среднего (полного) общего образования по физике (профильный уровень) и авторской программы Г.Я. Мякишева. ...
Развернутое тематическое планирование по физике 11 класс ( 3 часа)
Рабочая программа по физике для 11 класса составлена на основе Примерной программы Г.Я. Мякишева ( Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 10-11 кл., Н.Н. Тулькибаева, А.Э. П...
Календарно-тематическое планирование по физике в 10 классе по учебнику Г.Я.Мякишева
Календарно-тематическое планирование по физике для 10-м класса (базовый уровень) составлен на основе «Программы по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профиль...
Календарно-тематическое планирование по физике. 9 класс (по учебнику Перышкина)
Пояснительная записка. Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта о...
Календарно-тематическое планирование по физике. 10 класс (по учебнику Мякишева, 2 часа)
Пояснительная записка. Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта с...
Тематическое планирование по физике для классов С(К)К IV вида 7-9 классы
Тематическое планирование по физике для классов С(К)К IV вида 7-9 классы...
Календарно-тематическое планирование по физике к учебнику А.А.Пинского "Физика. 7 класс"
Календарно-тематическое планирование по физике для 7 класса на 105ч (3ч в неделю)...