рабочая программа по физике 9 класс
рабочая программа по физике (9 класс) по теме

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по физике в 9 классе разработаны на основе государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по физике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_fizike_9_klass.doc252 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СТАРОСУРКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

АЛЬМЕТЬЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РАССМОТРЕНО                                                           СОГЛАСОВАНО                                           УТВЕРЖДЕНО

Руководитель Ш МО учителей

естественно-математического цикла                          Зам.директора по УВР                                   Директор школы

______ (Абдрахимова М.М..)                                           _______ (Алендукова Э.М.)              _______ (Васильева И.В.)    

Протокол № ___ от                                                                                                                                Приказ № ___ от

« __ » ____________ 2012 г.                                         « __ » _____________ 2012 г.                       « __ » ___________ 2012 г.    

                                                                                      Рабочая программа

по физике  в 9 классе  

учитель Абдрахимова М.М.

 I квалификационная категория  

                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                  Рассмотрено на заседании

                                                                                                                                                            педагогического совета

                                                                                                                                                     протокол № _________ от

« ____ » ____________ 2012 г.

                                                                                 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

           Физика – наука о наиболее общих законах природы.  Именно поэтому , как учебный предмет, она вносит  огромный вклад в систему знаний об окружающем мире, раскрывая  роль науки в развитии общества , одновременно формируя научное мировоззрение.

        Изучение  физики  в общеобразовательных школах  направлено на достижение следующих целей :

формирование системы физических знаний и умений в соответствии с Обязательным минимумом содержания основного общего образования и на этой основе  представлений о физической картине мира;

развитие мышления и творческих способностей учащихся, стремления к самостоятельному  приобретению новых знаний в соответствии с  жизненными потребностями и интересами;

развитие научного мировоззрения учащихся на основе усвоения метода физической науки и понимания роли физики в современном естествознании, а также  овладение умениями проводить наблюдения и опыты, обобщать их результаты;  

развитие познавательных интересов учащихся и помощь в осознании профессиональных намерений ;

знакомство с основными законами физики и применением этих законов в технике и в повседневной жизни;

       

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  по физике в 9 классе разработаны на основе государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по физике Для реализации программы используется учебник Физика 9, авторы Перышкин А.В., Гутник Е.М.

Количество часов:всего - 70; в неделю - 2ч.

Формы и средства контроля

      В ходе изучения курса физики 9 класса предусмотрен тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, самостоятельных, контрольных работ.

     Общее количество контрольных работ, проводимых после изучения различных тем  равно 6:

Контрольная работа №1 по теме « Кинематика»

Контрольная работа №2 по теме «Динамика»

Контрольная работа №3 по теме « Законы сохранения»

Контрольная работа №4 по теме «Механические колебания и волны. Звук»

Контрольная работа №5 по теме «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны»

Контрольная работа №6 по теме «Строение атома и атомного ядра»

Кроме того, в ходе изучения данного курса физики проводятся  тестовые и самостоятельные работы, занимающие  небольшую часть урока (  от 10 до  20 минут), также предусмотрено проведение  входного, промежуточного и итогового контроля ( осуществляется в тестовой форме )

Содержание программы по разделам физики 9  класса с указанием обязательного демонстрационного эксперимента и обязательных лабораторных работ.

     

     

Законы  взаимодействия и движения тел (26 часов)

Основы кинематики (9 часов)

Обязательный демонстрационный эксперимент

Равномерное прямолинейное движение

Равноускоренное  движение

 Лабораторные работы.

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости

Основы динамики ( 12  часов)

Обязательный демонстрационный эксперимент

Относительность движения

Явление инерции

Второй  закон  Ньютона

Третий закон Ньютона

Свободное падение тел в трубке Ньютона

Направление скорости при равномерном движении по окружности

Лабораторные работы.

        1.Исследование свободного падения тел

3.Законы сохранения в механике ( 5 часов)

 Обязательный демонстрационный эксперимент

Закон сохранения импульса

Реактивное движение

Механические колебания и волны. Звук

 (11 часов)

Обязательный демонстрационный эксперимент

Механические колебания

Зависимость периода колебаний груза на пружине от массы груза

Зависимость периода колебаний нитяного маятника от длины нити

Превращение энергии при механических колебаниях

Механические волны

Звуковые колебания

Условия распространения звука

 Лабораторная работа.

1.    Исследование зависимости периода и частоты  свободных колебаний математического      маятника от его  длины

Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны

(18 часов)

Обязательный демонстрационный эксперимент

Электромагнитная индукция

Правило Ленца

Самоиндукция

Электромагнитные колебания

Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле

Устройство генератора переменного тока

Устройство трансформатора

Устройство конденсатора

Передача электрической энергии

Свойства электромагнитных волн

Принципы радиосвязи

Наблюдение линейчатых спектров излучения

Наблюдение дисперсии  света.

Наблюдение преломления света

 Лабораторная  работа

1.    Изучение явления электромагнитной индукции

Строение атома и атомного ядра.

( 13  часов)

Обязательный демонстрационный эксперимент

Модель опыта Резерфорда

Наблюдение треков в камере Вильсона

Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц

 Лабораторные работы.

1.  Изучение треков заряженных частиц по  готовым фотографиям

2. Изучение деления ядра урана.

Резерв ( 1 час )

Оборудование, используемое при  выполненияи лабораторных работ по физике

класс

Тема лабораторной работы

оборудование

9 класс

1) Исследование равноускоренного движения.

.

· Желоб лабораторный -1

· Шарик диаметром 1-2 см -1

· Цилиндр металлический -1

· Метроном (1 на весь класс)

· Лента измерительная -1

2) Измерение ускорения свободного падения.

· Прибор для изучения движения тел -1

· Полоски миллиметровой и

копировальной бумаги – 1

· Штатив с муфтой и лапкой –1

3) Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.

· Штатив с муфтой и лапкой -1

· Шарик  с прикрепленной  нитью - 1

· Метроном (один на весь класс) -1

4) Изучение явления электромагнитной индукции.

· Миллиамперметр -1

· Катушка-моток -1

· Магнит дугообразный -1

· Источник питания (4,5 В) -1

· Катушка с железным сердечником -1

· Реостат -1

· Ключ -1

· Соединительные провода -1

· Модель генератора электрического

· тока (1 на весь класс) -1

Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

· Фотография треков заряженных частиц – 1

Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

· Фотографии треков заряженных частиц –1

                                                                   

Требования  к уровню подготовки

В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен:

Знать / понимать:

Смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, электромагнитное поле, электромагнитные волны, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение

Смысл физических величин: скорость, путь, ускорение, сила, импульс, период, частота, энергия связи, дефект масс.

Смысл физических законов:  Ньютона, всемирного тяготения. сохранения импульса, сохранения энергии,

          Уметь:

Описывать и объяснять физические явления:  равномерное прямолинейное движение,, равноускоренное прямолинейное движение,  механические колебания и волны, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию преломление и дисперсию света, свойства ЭМВ

Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин:  расстояния, промежутка времени, скорости,  периода, частоты колебаний

Представлять результаты измерений с помощью графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости:  пути  от времени, периода колебаний маятника и его частоты от длины нити, периода колебаний груза на пружине от жесткости пружины и массы груза,

Выражать результаты измерений и расчетов в единицах СИ

Приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных  и  квантовых явлениях

Решать задачи на применение  изученных физических законов

Осуществлять самостоятельный поиск информации  естественнонаучного содержания с использованием различных источников и ее обработку и представление в разных формах (словесно, графически, схематично)

Использовать приобретенные  знания и умения в повседневной жизни  для:

обеспечения безопасности процесса использования транспортных средств;

оценки безопасности радиационного фона.

 

УМК:

Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009 гг.        

Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных  учреждений  / В.И. Лукашик, Е.В.Иванова. – М.:   Просвещение, 2007.

Рымкевич А.П., Рымкевич П.А.  Сборник задач по физике  .- М.: Просвещение, 2004г.

Боброва С.В.Методическое пособие для учителя. Поурочные планы.9 класс.Волгоград  2006 год

Марон Е.А.Физика 9 Опорные конспекты и разноуровневые задания. ООО «Виктория плюс» Санкт-Петербург.2007 год

                                        Календарно-тематическое  планирование  учебного материала по физике в 9 классе

№ п/п

тема   урока

Кол-во часов

Дата

Планируемые результаты освоения материала

домашнее задание

примечание

примечание

по плану

фактически


1. Законы взаимодействия и движения тел

 1.Основы кинематики  (9 часов)


26









Знать понятия : материальное движение,система отсчета,материальная точка, траектория, скорость,ускорение,измерение расстояний, промежутков времени, построение графика по результатам эксперимента

Уметь собирать установки по описанию , по рисунку, проводить наблюдения изучаемых явлений;измерять расстояния, промежутки времени,представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков;давать определения физических величин;описывать физические явления и процессы



1.1

Материальная точка. Система отсчета.

1

§1,2, вопросы

упр.1(1-3),  2

Объяснение  вести с опорой на  имеющиеся у уч-ся знания по теме

2.2

Определение координаты движущегося тела.  Прямолинейное равномерное движение.

Скорость

1

§3,4  упр.3

групповая работа   при решении задач

3.3

4.4

Решение задач по теме «Равномерное движение»  Входной контрольный тест

Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. График скорости  и  ускорения.

1

1

§1-3 повторить

№ 24-Р

решение расчетных и граф. задач.  В конце урока можно провести небольшую проверочную работу

§5-6

уметь читать гарфики

рассмотреть  графические задания  из КИМов

5.5

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении.

1

§7-8, граф. задача в тетради

рассмотреть  задания из КИМ  по теме урока

6.6

Решение задач по теме «Равноускоренное движение»

1

инд. задания.

упр.7

работа уч-ся в группах

7.7

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной

скорости»

1

№ 63-Р

групповая работа  

8.8

Повторение и обобщение материала по теме «Кинематика»

1

№ 21-Р,

№54-Р

на уроке осуществляется подготовка к контрольной работе

9.9

Контрольная работа №1 по теме «Кинематика»

1

включить расчетные и графические задачи  по теме.


Основы динамики  (12)





10.10

Относительность движения.

1

Знать понятия относительность движения, свободное падение тел, Законы Ньютона; виды сил в природе. Закон всемирного тяготения. Уметь выявлять эмпирические закономерности силы тяжести от массы тела; давать определения физических величин и формулировать физические законы

Решать задачи с использованием законов Ньютона;

Вычислять импульс тела, если известны скорость и его масса;

Приводить примеры закона сохранения импульса в природе и технике

§9, № 26-Р, 29-Р

Вначале - анализ  контрольной работы, затем  изучение нового материала

11.11

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы  мира.

1

§10,   №113-Р, 115-Р

Учащиеся  должны  осознать, что все ИСО  равнозначны

12.12

Второй  закон Ньютона

1

§11,упр.11

Включить  решение задач на применение закона

13.13

Третий закон Ньютона

1

§12упр.12

 Включить задачи , требующие применения третьего закона Ньютона

14.14

Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.

1

§13,14.,   ОК

 №192 -Р

 В начале урока можно провести физ. диктант по  материалу уроков 10.10 – 13.13,    затем  начать изучение нового материала

15.15

Решение задач по теме «Законы Ньютона  Свободное падение тел»

1

№187 - Р

 внимание на  аналогию между формулами   для  равноускоренного движения по горизонтали и изучаемыми на уроке

16.16

Лабораторная работа №2 «Исследование свободного падения тел»

1

 уч-ся  должны получить  значение  ускорения свободного падения

17.17

Закон всемирного тяготения.

1

§15,вопросы, упр.15(2,3)

Обратить внимание на задачи, решающиеся на основе анализа  зависимости между величинами  формулы

18.18

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах

1

§16,вопросы,

упр.16 (2,3)

Доп. §17.

Можно  вывести формулу, устанавливающую зависимость ускорения  от параметров планеты

19.19

Равномерное движение тела по окружности.

1

§18-19(до снежинки), упр.18(5)

Часть материала параграфа не изучается при 2 часах в неделю

20.20

Решение задач по теме «Закон всемирного тяготения.  Движение по окружности»

1

целесообразно  рассмотреть различные типы задач.

21.21

Контрольная работа №2 по теме «Динамика»

1

в работу целесообразно включить  как расчетные, так и  качественные задачи



Законы сохранения (5 часов)


















Знать понятия

импульс тела,закон сохранения импульса.

Вычислять импульс тела, если известны скорость и его масса; Решать задачи на применение закона сохранения импульма

Приводить примеры закона сохранения импульса в природе и технике









22.22

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

1

§21,вопросы, упр.20

рассмотреть задачи КИМов  по теме

23.23

Решение задач по теме «Импульс тела»

1

Упр.21 (3,4)

целесообразно дать план решения задач на ЗСИ и отработать его применение

24.24

Реактивное движение.

1

§ 22

сообщения учащихся, подготовленные ими презентации

25.25.

Вывод закона сохранения механической энергии.

1

§ 23, упр.22

Рассмотреть примеры решения задач по теме

26.26

Решение задач по теме «Законы сохранения» Контрольная работа №3 по теме «Законы сохранения»

1


2.  Механические колебания и волны. Звук.



11

27.1

Колебательные движения. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник.

1


Знать понятия колебания;величины,характеризующие колебания(амплитуда,период,частота)

Волна; величины, характеризующие волну(длина волны, частота);звук


Уметь узнавать среди наблюдаемых процессов колебательные и волновые движения, описывать преобразование энергии при анализе колебаний нитяного и пружинного маятников; определять период, частоту, амплитуду колебаний;измерять период колебаний маятника.

§24,25,вопросы

упр.23(2)

целесообразно  проанализировать основные ошибки  , допущенные в контрольной работе

28.2

Величины, характеризующие колебательное  движение.

1

§26 (27 по желанию), ОК

в ходе  эвристической беседы  создаются «проблемные ситуации», которые помогают осознать необходимость  использования  изучаемых величин для сравнения колебаний

29.3

Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты  свободных колебаний  математического маятника от его длины»

1

Целесообразно  подготовить уч-ся к заполнению таблицы

30.4

Резонанс. Превращение энергии при колебаниях. Затухающие колебания.

Промежуточный диагностический  тест.

1

§28,29, упр.25,26 §30,упр. 27

Особо подчеркнуть необходимость учета резонанса.

31.5

Механические волны. Виды волн.

1

§31,32,вопросы

32.6

Длина волны.

1

§33,упр.28

Связь длины волны со скоростью,периодом и частотой

33.7

Источники звука, условия его распространения. Скорость звука.

1

§34,37, 38; вопросы, упр.29, 31

34.8

Высота, тембр и громкость звука.

1

§34,36, упр. 30, рассмотреть вопросы к §§.

обширный  материал   хорошо укладывается в рамки лекции   с  

составлением ОК

35.9

Эхо. Звуковой резонанс.

1

повторить материал, подготовиться к контрольной работе

в ходе решения задач  идет систематизация и обобщение знаний, подготовка к контрольной работе

36.10

Решение задач по теме «Механические колебания и волны. Звук»

1

Упр. 32(1,2),

провести подготовку к контрольной работе.

37.11

Контрольная работа №4 по теме «Механические колебания и волны. Звук»

1



Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны

 



18






Знать понятия магнитного поля,взаимодействие электрического и магнитного полей;электромагнитного поля; скорость распространенис электромагнитного поля

Уметь давать определения физ.величинНазывать источники электростатического и магнитного полей и способах их обнаружения;называть преобразование энергии в электрогенераторах;приводить примеры экологических последствий

Работы тепловых игидроэлектростанций

38.1

Магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

1

§42 – 44, знать правила (зачет №1)

Целесообразно рассмотреть правило буравчика для витка с током

39.2

Действие магнитного поля на проводник с током. Правило левой руки.

1

§ 45, (зачет №2) упр.36

рассмотреть задания, из КИМов

40.3

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

1

§46, 47 ,упр.37,38

целесообразно  акцентировать внимание на типах заданий КИМов

41.4

Опыты Фарадея. Явление электромагнитной индукции.

1

§48, упр.39

42.5

Направление индукционного тока. Правило Ленца

1

§49, Зачет №3

Целесообразно записать план решения задач на правило Ленца.

43.6

Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

1

Повторить правила всех трех зачетов

Задания КИМов по темам зачетов

44..7

Явление самоиндукции

1

§50, вопросы разобрать, упр. 41

для сильных учащихся можно подготовить  инд. Задания.

45.8

Переменный ток. Генератор переменного тока. Трансформатор.

1

§51, упр.42, 31.

важно помнить, что уч-ся  к изучению трансформатора   возвр. в 11 классе

46.9

Электромагнитное поле, электромагнитные волны. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

1

§52, 53 упр.43

подробно  материал изучается в 11 классе, а здесь даем понятие о ЭМВ

47.10

Конденсатор.

1

§54

Упр.45 (№1 – 3)

48.11

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

1

§55, вопросы к нему, упр.46.

акцент – на   назначение и применение устройств

49.12

Принцип радиосвязи и телевидения

1

§56, упр.47

50.13

Электромагнитная природа света.

1

§58,вопрося,ОК

Добиться осознания , что  свет - это ЭМВ

51.14

Преломление света. Показатель преломления.

1

§59, упр.48

постараться в доступной форме  изложить материал,, т.к он сложен даже для 11-классников

52.15

Дисперсия света

1

§60, вопросы,

упр.49 (№ 1 - 2)

Дисперсия - разложение белого света в спектр, зависимость показателя преломления от цвета луча

53.16

Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

1

§62, 64, вопросы к рассмотреть.

Уч-ся возвращаются в 11 классе к рассмотрению этого материала.

54.17

Повторительно - обобщающий урок  по теме «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны.»

1

Повторить материал §§42 – 64.

55.18

Контрольная работа №5 по теме «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны»

1

Содержит как задания в виде тестов, так и  расчетные.


Строение атома и атомного ядра.


13

56.1

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Альфа- бета- и гамма – излучения.

1



Знать понятия: радиоактивность, виды излучений, планетарная модель атома;протоно-нейтронная модель атома.Энергия связи частиц в ядре

Уметь описывать физические явления  рассчитывать энергию связи ядер.приводить примеры экологических последствий работы атомных электростанций


§65,вопросы

анализ  контрольной работы, затем изложение нового материала

57.2

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

1

§66, вопросы рассмотреть.


58.3

Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

1

§67, упр. 51, устно ответить на вопросы

Работа  с опорой на таблицу Менделеева

59.4

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

1

§68,вопросы

Задания КИМ с вопросами по теме;

Уч-ся должны понимать  принцип действия  изучаемых устройств

60.5

Лабораторная работа №5 « Изучение треков заряженных  частиц по готовым

фотографиям»

1

Повторить  §68

проводится с опорой на пояснения, представленные в учебнике

61.6

Протонно-нейтронная модель ядра.

1

§69 – 71, упр. 52, 53

уч-ся должны усвоить правила смещения и закон сохранения зарядового и массового чисел

62.7

Энергия связи. Дефект масс.

1

§72, 73, упр.54,вопросы

63.8

Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция.

1

§74, 75, ответить устно на вопросы

возможны различные  пути протекания  ядерных реакции

64.9

Лабораторная работа №6 «Изучение деление ядра урана»

1

§74,75 повторить

При выполнении лабораторной работы идет  опора на ЗСИ

65.10

Ядерный  реактор. Атомная энергетика.

Экологические проблемы работы АЭС.

1

§76, 77

Можно предложить уч-ся  подготовить  сообщения и презентации по изученному материалу

66.11

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. Период полураспада.

1

§78 ,презентации, сообщения

Можно предложить уч-ся  подготовить  сообщения и презентации по изученному материалу

67.12

Термоядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд.

1

§79, ответить на вопр. к §79 (устно)

часть урока можно  отвести для  проведения самостоятельной работы

68.13

Повторительно - обобщающий урок по теме

Строение атома и атомного ядра».   Контрольная работа №6  по теме «Строение атома и атомного ядра»

1

подготовить  сообщения, презентации


69.14


Итоговый диагностический тест.

1

70

Резерв времени (1 час)

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...

Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)

Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...

Рабочая программапо геометрии, 11 класс

Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...