Открытый урок в 10 классе по теме «Электрическое поле вокруг нас»
план-конспект урока по физике (10 класс) на тему

Павлов Дмитрий Владимирович
Дан подробный конспект открытого урока по теме "Электрическое поле вокруг нас" ,который был проведён 19 марта 2011 года в ГБОУ СОШ № 639 во время Общегородского для открытых дверей, проводимых во всех школах города Москвы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektricheskoe_pole_10_na_19marta2011.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

10 класс

Открытый урок по теме «Электрическое поле вокруг нас»

Цель: повторение и обобщение знаний по разделу “Электрическое поле” в игровой форме.

Тип урока: урок-викторина

Задачи:

образовательные: повторить, обобщить знания по изученному   материалу данной темы, проверить знания фактического материала, практических умений;

развивающие: развитие умений наблюдать, делать выводы; развитие памяти, быстроты реакции, творческих способностей, умения применять полученные знания на практике.

воспитательные: формирование навыков работы в коллективе, умения слушать товарищей, высказывать свою точку зрения грамотно.

Оборудование: 2 электрометра, 2 султана, эбонитовая и стеклянная палочки, мех, стержень на изолированной ручке, 2 гильзы из фольги, шёлковые нити, карточки с фамилиями учёных.

План урока.

I. Организационная часть: разделение учащихся класса на две группы; объяснение хода соревнования и учёта правильных ответов.

II. Конкурсы:

  1. приветствие;
  2. конкурс учёных;
  3. “объясни опыт”;
  4. “найди ошибку”;
  5. пантомима;
  6. лотерея.

III. Подведение итогов урока.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Приветствие, объявление плана работы.

Вы изучили раздел “Электрическое поле”, сейчас в ходе урока-викторины ещё раз повторим всё, что вы знаете по материалу этой темы. В конце урока каждый, кто хорошо подготовлен, получит приз.

Разделимся на две команды. Одна команда называется «Протоны», другая «Электроны». Каждая команда должна коротко рассказать о себе.

Конкурсы.

1. Приветствие.

Методическое замечание:

Команды должны рассказать о свойствах протона и электрона. Их заряде, массе, где он находятся в ядре атома.

2. Конкурс учёных.

Методическое замечание:

Каждая команда получает набор карточек, на которых крупными буквами написаны фамилии учёных. Учитель зачитывает несколько слов об учёном, его деятельности, вкладе в науку, а вы поднимаете карточку с его фамилией. Та команда, которая быстрее поднимет карточку с правильным ответом, получит очко.

Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как появляются открытия, которые преображают мир. Учёный ответил:

- Очень просто. Все знают, что сделать невозможно. Случайно находится один невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие.

Задания:

- Французский учёный, в 1785 году установивший закон взаимодействия точечных зарядов опытным путём. (Ш. Кулон)

- Учёный, впервые предположивший существование электрического поля вокруг заряженных тел. Он же предложил изображать его в виде силовых линий. (М. Фарадей)

- В его честь названа единица электрического напряжения. (А. Вольта)

- Русский учёный, изобретатель радио. (А. Попов)

- Русский учёный, опытным путём открывший существование электрона и измеривший его заряд. (А. Иоффе)

2. Конкурс “Объясни опыт”. 

Учитель без комментариев демонстрирует опыт. Учащиеся должны как можно более полно объяснить наблюдаемое явление и записать всё, что считают нужным. Результаты команды сдают жюри. В это время учитель комментирует ход опыта и объясняет наблюдаемое явление.

Опыт
-
опыт с электрометрами

- опыт с гильзами из фольги

3. Конкурс “Найди ошибку”.

Каждая команда зачитывает несколько фраз (подготовленных заранее), в которых имеются физические ошибки. Противоположная команда должна найти все ошибки. (Например:

  1. электрический заряд можно делить бесконечно;
  2. протон – это частица, не имеющая заряда;
  3. атом в целом имеет положительный заряд;
  4. вблизи заряженных тел действие поля слабее, а при удалении от них поле усиливается и др.)

4. Пантомима.

Один участник команды выходит в лаборантскую. В это время учитель демонстрирует опыт. Потом игрок входит в класс, а его команда (без слов) жестами, мимикой изображает ход опыта.

Выигрывает команда, чей отсутствующий быстро и точно опишет проведённый опыт.

Опыты.

1). Два султана заряжают одноимённо.

Рисунок 2.

2). Заряжаем один электрометр, затем соединяем его проводником на изо-лирующей ручке с другим незаряженным электроскопом. Заряд поровну разделился между ними.

Рисунок 3.

5. “Лотерея”.

Каждый учащийся берёт наугад бумажку с номером приза и вопросом, при правильном ответе на который, получает по номеру приз (или балл команде)

Задания:

Вопросы

Ответы

1. Единица измерения электрического заряда

Кулон

2. Единица измерения электрического напряжения

1 Вольт

3. Единица измерения электроёмкости

1 Фарада

4. Формула закона Кулона

F=k*q1q2 /r 2

5. Энергетическая характеристика электрич. поля

Потенциал

6. Силовая характеристика электрического поля

Напряжённость

7. Обладает ли ёмкостью незаряженный проводник?

Да

8. Два вида диэлектриков.

Поляризованные, неполяризованные

9. Какие элементарные частицы обладают самым маленьким электрическим зарядом?

Электрон и протон

10. Поле, которое создаёт вокруг себя электрический заряд

Электрическое

11. Как ведут себя два одноимённо заряженных тела?

Взаимно отталкиваются

12. Работа по перемещению заряда в электрическом поле не зависит от …

Траектории перемещения

13. Линии напряжённости начинаются на ….. зарядах, заканчиваются на …..зарядах.

+, -

14. Электрическое поле можно графически изображать с помощью линий напряжённости и …..

эквипотенциальных поверхностей

15. E=…

E=F/q

16. Поверхности с одинаковыми потенциалами называются …

Эквипотенциальными поверхностями

17. Формула для расчёта работы по перемещению заряда в электрическом поле.

A=qU=Eqd

18. E/E0 =? – это…

Диэлектрическая проницаемость

19. Способность проводника держать на себе заряд -

Электроёмкость

20. Два вида соединения конденсаторов

Параллельно,последовательно

21. Два основных понятия электродинамики -

Электрический заряд и электрическое поле.

22. Электризация тела состоит в потере или приобретении им некоторого количества…

Электронов

23. Разность потенциалов называется …

Электрическим напряжением

24. Алгебраическая сумма электрических зарядов в замкнутой системе …

Сохраняется

25. Внутри замкнутой поверхности электрическое поле …

Отсутствует

26. Поляризованные диэлектрики называются…

Диполи

27. В чём главное отличие проводников и диэлектриков?

У проводников есть свободные заряды.

28. Электроёмкость зависит от …

Геометрических размеров проводника и от среды

29. Назвать известные вам виды полей

Гравитационное, электромагнитное

III. Подведение итогов.

Оглашение результатов соревнования. Замечания. Поощрение отдельных игроков и выигравшей команды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс по теме "Соединения алюминия"

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии....

Открытй урок 7 класс по теме "Предлоги места"

Этот урок показывает применение компьютерных технологий, проектной методики и дифференцированного подхода....

открытый урок 7 класс по теме "Правописание НЕ с причастиями"

Изучение нового материала по теме "Правописание не с причастиями" 7 класс. Мини-проекты детей о частице НЕ. Сказка о частице НЕ. работа в группах....

Открытый урок. 7 класс. Алгебра. Тема : Функция у=х2 и у=х3 и их графики.

Конспект открытого урока . Алгебра 7 класс. Тема : Функция у=х2 и у=х3 и их графики....

Разработка открытого урока : Обобщение знаний по теме " Электрические явления"

Урок помогает учащимся повторить знания по теме Электрические явления и подготовиться к контрольной работе....

Разработка открытого урока по физике по теме "Электрические явления"

Данный урок подходит для систематизации и закрепления знаний по теме "Электрические явления"....

Разработка открытого урока : Обобщение знаний по теме " Электрические явления"

Урок позволяет учащимся подготовиться к контрольной работе...