Разработка открытого урока по физике по теме "Электрические явления"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Стасенко Татьяна Семёновна

Данный урок подходит для систематизации и закрепления знаний по теме "Электрические явления".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Обобщение по теме «Электрические явления»

(Тема урока)

ФИО (полностью )

Стасенко Татьяна Семёновна.                        

         2.

 

Место работы

МКОУ Мирнинская СОШ

3.

Должность

Учитель

4.

Предмет

физика

5.

Класс

8

6.

Тема   урока

 Обобщение по теме «Электрические явления»

7.

Базовый учебник

А.В. Перышкин,  Физика 8


Цель  урока:

повторить и систематизировать: 1) основные понятия: электрический ток, напряжение, сопротивление, способы соединения проводников, работа и мощность тока  2) законы постоянного тока, совершенствовать навыки решения задач.  

Задачи:

- обучающие а) проверить усвоение обучающимися понятий ( электрический ток, напряжение, сопротивление, способы соединения проводников, работа и мощность тока), б) выявить уровень  знания о электрических явлениях, в) выявить умение читать электрические схемы, зная условные обозначения элементов электрической цепи, г)выявить уровень умения и решать задачи и умение использовать справочную литературу;

-развивающие: продолжить формирование умения анализировать условия задач, обобщать изучаемый материал, продолжать развивать речь к использованию физических терминов,  

-воспитательные: приучать обучающихся к доброжелательному отношению, взаимопомощи.

Структура занятия

Этапы учебного занятия

Образовательные задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный (1-2 мин.)

Подготовка обучаемых к работе, обеспечение нормальной обстановки для работы на занятии, психологическая подготовка учащихся к общению

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, раскрытие общей цели занятия и плана его проведения

Готовность класса к занятию, быстрое включение в деловой ритм

2. Подготовка к работе на основном этапе (2-3 мин.)

1. Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими цели урока

2. Актуализация субъектного опыта обучаемых: личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений

Сообщение темы занятия, формулирование целей занятия вместе с обучаемыми, показ социальной и практической значимости изучаемого материала, постановка перед учащимися учебной проблемы, актуализация субъективного опыта учащихся

Готовность к активной учебно-познавательной деятельности, понимание учащимися социальной и практической ценности изучаемого материала.

3. Этап обобщения и систематизации знаний (30 мин.)

1. Обеспечить формирование целостной системы основных физических понятий

2. Обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей

Организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений

Активная и продуктивная деятельность обучаемых, систематизация знаний, выявление учащимися внутри предметных и меж предметных связей

4. Этап подведения итогов занятия (5 мин.)

Дать качественную оценку работе групп учащихся

Подведение итогов учебного занятия

 

5. Этап рефлексии (5-7 мин.)

Инициировать рефлексию детей по поводу их психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с другими учащимися в группе

Мобилизация детей на рефлексию своего поведения

Открытость обучаемых в осмыслении своих действий и самооценке

Содержание обучения: задания проблемного и частично-поискового характера по теме "Электрические явления".

Методы обучения: частично-поисковый метод, метод проблемного изложения.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Оборудование урока: компьютер, проектор, маршрутная карта,  амперметр, вольтметр, ключ, соединительные провода, резистор,  реостат.

Ход урока

1.Организационный этап.

2. Вступление.

Добрый день, дорогие ребята!

Вот и подходит к финалу изучение еще одного раздела курса физики 8 класса. Нами сделана смелая попытка проникнуть в тайны электрических явлений. Остался последний шаг. И я рада видеть вас сегодня такими подтянутыми, собранными и красивыми. Очень надеюсь, что мы порадуем друг друга новыми успехами.

На уроке  мы не только вспомним теоретическую часть раздела "Электрические явления" и осуществим практическую: сделаем, решим задачи, разгадаем кроссворд, проверим домашнее задание.

Надеюсь, что в ходе нашей совместной работы каждый из вас сделает свое, пусть небольшое, открытие, найдет для себя что-то новое.

Тогда попробуйте сформулировать  основную цель нашей работы на уроке (подвести к ученической  цели: подготовиться к контрольной работе).

Что в вашем понимании значит «хорошо подготовиться к КР»: это стихийное явление или планомерное действие

? (Обсуждение мнений. Подведение итогов.) И поэтому наш урок пройдет в несколько этапов.

Эпиграфом к нашему уроку могут стать бессмертные строки А.С.Пушкина:

О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель:

Желаю вам успеха!!!

У вас на столах лежат маршрутная карта урока. Оценочные листы в которые вы будете ставить себе баллы за каждый правильный .

   Наш урок будет состоять из трех блоков  1 блок- знаю, 2-умею, 3 –применяю.

Каждый блок содержит несколько  заданий, которые вам нужно будет выполнить сегодня на уроке.

Ну, что же пора начинать!!!

 ЗНАЮ

III    Разминка

1)

стимул

Для качественного выполнения контрольной работы необходимо хорошо владеть теоретическими знаниями.

Задачная формулировка

Вам предлагается решить кроссворды, в основе которых теоретические понятия по теме, получив в итоге ключевое слово – фамилию одного из ученых, внесших значительный вклад в развитие электрических явлений. Время выполнения задания -5 минут.

источник

Знания по теме, полученные на уроках физики

Бланк ответов.

1

2

3

4

5

6

7

  1.Действие электрического тока.  2. Кулон – это ……. заряда .  3. Электрический …. – это направленное движение заряженных частиц  4. Один из возможных элементов электрической цепи. 5. При прохождении по проводникам электрического тока, они ……. 6. Основной элемент электрической цепи. 7. Величина, определяемая произведением силы тока на напряжение

II.

1

2

3

4

5

6

7

1. Направленное ……… заряженных частиц создает электрический ток.  2. ……. – хороший проводник электричества. 3. Частица, создающая электрический ток в электролитах   4. С уменьшением напряжения на концах участка цепи сила тока ……  

5. Элементарная отрицательная частица.  6. Единица измерения напряжения.  7. Прибор для измерения силы тока.

III.

1.

2

3.

4.

5.

6.

7.

1.Ученый, в честь которого названа единица напряжения.   2. Прибор для измерения силы тока.   3. Элементарная положительно заряженная частица  4. Источник тока, приемники, замыкающие устройства, соединительные провода составляют электрическую …

5. Действие электрического тока.  6. Единица измерения мощности.

7. У амперметра и вольтметра есть измерительная …..

IV.

1

2

3

4

5

6

7

1. Единица измерения работы электрического тока. 2.Ученый, в честь которого названа единица силы тока. 3. Свойство частицы взаимодействовать с другими заряженными частицами. 4. Резкое увеличение в цепи может быть вызвано таким явлением, как короткое ……… 5. Действие электрического тока. 6. Физическая величина, характеризующая действие электрического поля на заряженные частицы  7. 7. Физическая величина, характеризующая свойство проводника  ограничивать силу тока в цепи

Ключи к ответам

1.определены фамилии ученых         - 1б

2. найдены ответы на все вопросы    -3б

3. найдены ответы  на 6 вопросов      -2б

4. найдены ответы на 4-5 вопросов    -1б

5. найдены ответы на 0-3 вопроса      - 0б

м

а

г

н

и

т

н

о

е

е

д

и

н

и

ц

а

т

о

к

р

е

з

и

с

т

о

р

н

а

г

р

е

в

а

ю

т

с

я

и

с

т

о

ч

н

и

к

м

о

щ

н

о

с

т

ь

Д

в

и

ж

е

н

и

е

ж

е

л

е

з

о

и

о

н

у

м

е

н

ь

ш

а

е

т

я

э

л

е

к

т

р

о

н

в

о

л

ь

т

а

м

п

е

р

м

е

т

р

1

в

о

Л

ь

т

2

а

м

п

е

р

м

е

т

р

3

п

р

о

т

о

н

4

ц

е

п

ь

5

т

е

п

л

о

в

о

е

6

в

а

т

т

7

ш

к

а

л

а

1

д

ж

о

у

Л

ь

2

а

м

п

е

р

3

з

а

р

я

д

4

з

а

м

ы

к

а

н

и

е

5

м

а

г

н

и

т

н

о

е

6

н

а

п

р

я

ж

е

н

и

е

7

с

о

п

р

о

т

и

в

л

е

н

и

е

2)

стимул

Кроме теоретических понятий не менее важным при подготовке к контрольной работе является владение физическими величинами и операциями над ними

Задачная формулировка

Проклассифицировать предложенный перечень физических понятий и заполнить таблицу, предложенную ниже. время выполнения задания- 5 мин.

источник

Перечень физических понятий: R; A; Bт; q/t; Кл; ρl/s; A/q; Дж; q; А; IU; It; Ом; В; IUt; I; U; P; U/R ; I=I1=I2;        I=I1+I2;        

U=U1+U2        U=U1=U2

R=R1+R2         1/R=1/R1+1/R2

Бланк ответов

Физические величины

Буквенные обозначения

Формулы

Единицы измерения

Дополнительные формулы

Для соединения проводников

Последов-го     параллельного

Сила тока

Напряжение

Сопротивление

Работа эл. тока

Мощность эл. тока

Заряд

Физические величины

Буквенные обозначения

Формулы

Единицы измерения

Дополнительные формулы.

Для соединения проводников

Для послед-го. для парал-го

Сила тока

 I

q/t

A;

I=I1=I2        I=I1+I2        

Напряжение

U

A/q

В;

U=U1+U2        U=U1=U2

Сопротивление

R

ρl/s;

Ом;

R=R1+R2         1/R=1/R1+1/R2

Работа эл. тока

А

IUt

Дж

Мощность эл. тока

P

IU

Bт;

Заряд

q;

It

Кл

Ключ к ответу

1  Все правильно -  3б

2. Правильных ответов более 50% -2б

3. Правильных ответов 40-50% ---1б

4. Правильных ответов менее 40% - 0б

Взаимная проверка.

Ну что ж, молодцы. Думаю, что пора переходить ко второму блоку – «Умею».

Прежде чем перейти к практической части. Ответьте на вопросы:

-Что из себя представляет простейшая электрическая цепь? ( источник тока, приемники замыкающиеся устройства, соединенные между собой проводами, составляют простейшую электрическую цепь)

-Электрическая схема? ( чертежи, на которых изображена электрическая цепь)

- как обозначаются приборы на схемах? (В виде условных знаков)

Давайте вспомним все элементы электрической цепи и условные обозначения .

УМЕЮ

.Приборы- приборы Контроль знаний условных обозначений элементов электрической цепи (4 мин.)

1) В таблице приведены рисунки некоторых приборов. (см приложение3)

Предлагаю заполнить таблицу .

 Ответы.

1) батарея

2) ключ

3) реостат

4) лампочка

5) резистор

6) амперметр

7)вольтметр

За каждый правильный ответ 1 б.

img2

Мы повторили с вами приборы их условное обозначение, а теперь пора перейти к практической части.

Практическая часть.

Задания по группам (3 группы )

стимул

По результатам эксперимента один ученик сделал вывод, что  с увеличением сопротивления сила тока на данном участке цепи падает.

Задачная установка

Используя приборы, лежащие на столах, соберите необходимую простейшую электрическую цепь и проверьте правильность выводов ученика. Меняя положение реостата. Данные эксперимента и вывод запишите в таблицу

источник

Внимательно следите за правильностью подключения измерительных приборов!

И соблюдайте т/б

Цель работы: научиться пользоваться реостатом для изменения силы тока в цепи.

Приборы и материалы: источник питания, ползунковый реостат, амперметр, ключ, соединительные провода.

1)Составьте цепь (Рис.1), включив в неё последовательно амперметр, реостат, источник питания и ключ.

  1. Группа 1. Положение ползунка реостата находиться  по середине.
    555.jpg
    Рис.1
  2. Замкните цепь и отметьте показания амперметра.
  3.  Группа 2.Уменьшайте сопротивление реостата, плавно и медленно передвигая, его ползунок (но не до конца!). Наблюдайте за показаниями амперметра.
  4. Группа 3.После этого увеличивайте сопротивление реостата, передвигая ползунок в противоположенную сторону. Наблюдайте за показаниями амперметра.
  5. Все измерения занесите в таблицу.

№ группы

Положение

Реостата.

U, B

I, A

1 группа

const

 

2 группа

const

 

3 группа

const

 

Вывод……………………………………………………………………………………….

Правильно сняты показания приборов- 2 б

Правильно сделан вывод- 3 б.

Не справились-0 б

Послушаем: С увеличением сопротивления проводника сила тока уменьшается, т.е. при

U = const, I ~ 1/R.

Вопрос:

Какой закон основан на этом выводе? (Закон Ома)

Закон Ома читается так: “сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению”.

А, знаете ли вы?

Что  В 1827 году  немец  по имени Георг Ом, снискавший позднее всемирную славу, не сдал экзамен и не был допущен к преподаванию физики в школе из-за крайне низкого уровня знаний и отсутствия педагогических способностей.
А какие ещё законы постоянного тока вы знаете?

Ответ: Закон джоуля Ленца. Q=I2Rt.

ПРИМЕНЯЮ. (проверка домашнего задания)

Название прибора

Рабочее напряжение, В

Сила тока, А

Мощность, Вт

Электроэнергия, потребляемая прибором в течение 1 ч работы

Электроэнергия, потребляемая прибором за день.

Лампа накаливания, используемая для освещения комнаты

220

150

Компьютер (ноутбук)

220

60

 телевизор

220

80

Холодильник

220

950

Пылесос

220

1500

Электроплита

220

6000

Микроволновая печь

220

1150

ИТОГО:

Вывод…………………………………………………………………………………………………………

 Правильно заполнена вся таблица  и произведены рассчёты-4б.

Заполнена и произведены расчёты, но с небольшими недочетами- 3б

Заполнена, но без расчётов -2б.

Заполнено, менее 50%-1б

Сделан вывод-1б.

Примечание: экономии электроэнергии имеет большое значение. Например, 1кВт*ч энергии позволяет выплавить около 20 кг чугуна

Советы по экономии электроэнергии в школе и дома

Согласно статистике российская семья тратит на оплату электроэнергии в среднем 20 % от всей стоимости коммунальных услуг. Правильная эксплуатация бытовых электроприборов позволит сэкономить электроэнергию. 
 Освещение. Вместо ламп накаливания используй люминесцентные энергосберегающие. Экономить можно и при включении света в комнатах, если пользоваться ступенчатым переключателем или светорегулятором с плавным изменением мощности светильника. В результате электролампа дольше служит, и потребитель экономит при этом до 20% электроэнергии. Посмотрите внимательно, везде ли вкручены в светильники лампочки нужной мощности? 
Телевизор, компьютер. Приборы, оснащенные светящимися индикаторами, которые мерцают "в режиме ожидания", выключай из сети на ночь, а также уходя из дома. Это дает экономию электроэнергии до 20%. Если ты работаешь за компьютером, не стоит выключать его каждый раз, когда делаешь перерыв. Монитор – другое дело: прежде чем выйти из комнаты, нажми кнопку, чтобы он погас.
Приготовление пищи. Несвоевременная замена неисправных конфорок приводит к перерасходу на 3-5%. Замена плит с 4-ступенчатыми регуляторами на 7-ступенчатые снизит затраты  энергии на 5-12%.Накипь в электрочайнике увеличивает расход электроэнергии на 20%. Неровное дно посуды приводит к 10-15% потерь энергии. При приготовлении пищи в открытой посуде расход энергии возрастает в 2,5 раза. Это 2-6% потерь энергии. Выключение электроплитки за 5  минут до конца приготовления пищи экономит 10-15% энергии. Использование специальной посуды – скороварки, кофеварки, чайники - позволяет экономить 30-40% энергии. 
Стиральная машина. Чаще использовать экономичный режим. Если стирать при температуре не 40, а 30 0С, можно сэкономить до 40 % электроэнергии. Пользуйтесь режимом быстрой стирки, если это возможно. Машину надо загружать полностью. Учет рекомендаций дает экономию 20-25 кВт*ч энергии в месяц.
Холодильник – энергоемкий прибор. Он потребляет 500-1400 кВт*ч в год. Не ставить в холодильник горячие блюда, не открывать дверцу надолго. Холодильник, придвинутый плотно к стене, потребляет больше электричества. Необходимо обеспечить свободную циркуляцию воздуха внутри холодильника. Систематическое размораживание холодильника дает 5% снижения потребления электроэнергии.
Утюги лучше покупать с терморегулятором: он автоматически отключит прибор при достижении нужной температуры. Сортируйте вещи в зависимости от материала. Начинайте гладить с низких температур. Для небольших вещей используйте остаточное тепло (при выключенном утюге). 
Микроволновая печь, как правило,    используется для разморозки продуктов и разогрева готовых блюд. Если приобретать ее именно для этих целей, то "навороченный" агрегат с грилем и конвекцией вам не понадобится.
Пылесос.  Заполненный более чем на две трети мешок для сбора пыли в пылесосе дает увеличение расхода электроэнергии на 40%. 
Приобретайте приборы, по потреблению электроэнергии относящиеся к категории А. Внимательно  изучайте  этикетки! Ищите   информацию не только о потребляемой мощности, но и о других параметрах.

Электрические явления в природе. (Сообщение)

Знают ли акулы закон Ома? Электричество в живой природе. Расскажет нам Бабкина Александра

1)Скаты.

2) Молния.(шаровая молния)

 «Ослепительный блеск и тотчас же страшный удар, словно небо раскололось над домом. На мгновение тишина  тотчас же страшный удар. Ливень как из ведра! Опять похожий на взрыв удар молнии! 
(М. И. Блудов «Стремительный бег молнии…») 
   Какова природа молнии?  Нам расскажет Зайцева Полина.
 (Электрический разряд) 

Название этапа

Количество баллов

БЛОК №1 «ЗНАЮ»

1

Разминка. Отгадайте кроссворд.

2

Формулы.

БЛОК №2 «УМЕЮ»

3

Приборы- приборы

4

Опыты. Работа по группам.

БЛОК №3 «Применяю»

5

Расчёт электроэнергии.

Итого:

22-24 б- «оценка 5»      18-21- «оценка 4»      15-17 «оценка 3»        менее 14б- «оценка 2»

Рефлексия.

   

       

Итог урока.

Царство науки не знает предела-

Всюду следы ее вечных побед,

Разума слово и дело,

Сила и свет.

Эти слова по праву можно отнести к замечательной науке – физике,  подарившей нам столько открытий, осветившей нашу жизнь в прямом и переносном смысле. А сколько еще непознанного вокруг! Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательной натуры!  

Всем спасибо за урок! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по физике на тему: «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».

         Темаурока:  «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».Раздел «Квантовая Физика».Цель урока: обучающиеся должны иметь представление о явлении фотоэффекта, знать зак...

Методическая разработка открытого урока по физике на тему: «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».

         Темаурока:  «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».Раздел «Квантовая Физика».Цель урока: обучающиеся должны иметь представление о явлении фотоэффекта, знать зак...

Разработка открытого урока по физике в 7 классе по теме "Способы уменьшения и увеличения давления"

Разработка содержит конспект урока и презентацию по данной теме....

Методическая разработка открытого урока по физике в 7-м классе, по теме "Мощность".

Методическая разработка открытого урока по физике в 7-м классе, по теме "Мощность"....

Методическая разработка открытого урока по физике на тему "Свободные и вынужденные колебания. Динамика колебательного движения. Лабораторная работа «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»."

Урок разработан с применением технологии развития критического мышления. Основные цели и задачи урока:1. Создание условий для усвоения учащимися понятия о механических колебаниях,  включения их в...

Разработка открытого урока по физике в 7 классе

Представлен сценарий проведения открытого урока в 7 классе по теме "Сила. Явление тяготения. Сила тяжести"....

Методическая разработка открытого урока по физике

Методическая разработка открытого занятия по учебной дисциплине ОУД.13 ФИЗИКА «Решение задач на  закон Ома» демонстрирует возможности формирования общих компетенций  студентов 1 ...