Рабочие программы по физике
рабочая программа по физике (7 класс) по теме

Алексенко Ольга Ивановна

Рабочие программы по физике 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план)

№ урока

Наименование раздела и тем

Виды учебной деятельности

Задание на дом

Дата

Тепловые явления 14 часов

1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Тепловое движение. Температура

Наблюдать тепловое движение броуновских частиц. Исследовать зависимость температуры тела и скорости движения частиц.

§1

2.09

2

Внутренняя энергия и способы ее изменения

Наблюдать изменение внутренней энергии тела при теплопередаче и работе внешних сил.

§2,3

6.09

3

Теплопроводность

Исследовать  явление теплопроводности.

§4 упр 1

9.09

4

Конвекция. Излучение

Исследовать явление конвекции и излучения.

§5 ,6

13.09

5

Количество теплоты. Удельная теплоемкость.

Исследовать зависимость количества теплоты от массы тела, теплоемкости и температуры.

§7,8

16.09

6

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела и выделяемого им при охлаждении

Вычислять количество теплоты и удельную теплоемкость вещества при теплопередаче.

§9

20.09

7

Лабораторная работа №1 «Исследование изменения со временем  температуры остывающей воды»

Исследовать изменение со временем температуры остывающей воды.

П.§7,8

23.09

8

Лабораторная работа №2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

Сравнивать количество теплоты при смешивании воды разной температуры.

П.§9

27.09

9

Решение задач « Расчет количества теплоты»

Применять полученные знания при решении задач.

упр4

30.09

10

Лабораторная работа №3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

Исследовать удельную теплоемкость твердых тел.

П.§7-9

4.10

11

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

Исследовать зависимость энергии топлива от его массы и рода.

§10 упр5

7.10

12

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

Проверять закон сохранения механической энергии в тепловых процессах.

§11 упр6

11.10

13

Решение задач по теме «Тепловые явления»

Применять полученные знания при решении задач.

П.§

14.10

14

Контрольная работа по теме «Тепловые явления»

Систематизировать и осуществлять контроль знаний по теме. Провести рефлексию освоения изученного материала.

П.§1-11

18.10

Изменение агрегатных состояний 11 часов

15

Агрегатные состояния вещества.

Выяснить зависимость агрегатного состояния вещества от расположения молекул

§12

21.10

16

Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания

Исследовать процессы плавления и отвердевания кристаллических тел. Построить график плавления и отвердевания.

§13,14

25.10

17

Удельная теплота плавления

Вычислять удельную теплоту плавления .

§15 упр 8

28.10

18

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар.

Исследовать процесс испарения. Выяснить  условия насыщенности пара.

§16,17

8.11

19

Кипение.

Экспериментально исследовать процесс кипение жидкости.

§18

11.11

20

. Лабораторная работа №4 «Измерение относительной влажности воздуха»

Экспериментально определять относительную влажность воздуха.

§19

15.11

21

Удельная теплота парообразования и конденсации

Вычислять удельную теплоту парообразования и конденсации.

§20 упр 10

18.11

22

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания

Изучать устройство и принцип  действия тепловых машин: паровой турбины и двигателя внутреннего сгорания.

§21,22

22.11

23

Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

Измерять КПД тепловых двигателей.

§23,24

25.11

24

Решение задач по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

Применять полученных знания при решении задач.

П.§12-24

29.11

25

Контрольная работа «Изменение агрегатных состояний вещества»

Систематизировать и осуществлять контроль знаний по теме. Провести рефлексию освоения изученного материала

П.§12-24

2.12

Электрические явления 27 часов

26

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов

Наблюдать явление электризации при натирании двух разнородных тел.

§25,26

6.12

27

Электроскоп. Проводники, полупроводники и непроводники электричества.

Наблюдать взаимодействие одноименных и разноименных заряженных тел. Исследовать вещества на проводимость.

§27,28

9.12

28

Делимость электрического заряда. Электрон.

Наблюдать переход электрического заряда от одного тела к другому.

§29,

13.12

29

Объяснение электрических явлений.

Объяснять образование ионов в заряженных телах.

§30,31

16.12

30

Электрический ток. Источники электрического тока

Изготовлять и испытывать гальванический элемент.

§32

20.12

31

Электрическая цепь и ее составные части.

Собирать и испытывать электрическую цепь.

§33 упр 13

23.12

32

Электрический ток в металлах, полупроводниках, газах и электролитах.

Исследовать появление электрического тока в металлах, полупроводниках, газах и электролитах.

§34,35

27.12

33

Направление электрического тока. Сила тока

Изучать направление электрического тока.

§36,36

30.12

34

Лабораторная работа №5 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»

Измерять силу тока в цепи.

П.§36

17..01

35

Электрическое напряжение

Изучать напряжение электрического тока.

§39,41

20.01

36

Лабораторная работа №6 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

Измерять напряжения на различных участках электрической цепи

П.§39,41

24.01

37

Зависимость силы тока от напряжения.

Исследовать зависимость силы тока от напряжение в цепи.

§42

27.01

38

Электрическое сопротивление.

Исследовать зависимость электрического сопротивления.

§43 упр18

31.01

39

Закон Ома для участка цепи

Рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление используя, закон Ома.

§44 упр 19

3.02

40

Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление.

Рассчитывать сопротивление проводника.

§45 упр20

7.02

41

. Лабораторная работа №7 «Регулирование силы тока реостатом»

Экспериментально регулировать силу тока в цепи с помощью реостата.

§47

10.02

42

Лабораторная работа №8 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах.»

Экспериментально определять зависимость силы тока в проводнике от напряжения на его концах

П.§44

14.02

43

Решение задач по теме «Электрические явления»

Применять закон Ома при решении задач.

П.§44,45

17.02

44

Контрольная работа №3 по теме «Электрические явления»

Систематизировать и осуществлять контроль знаний по теме. Провести рефлексию освоения изученного материала

П.§25-45

21.02

45

Полупроводниковые приборы. Последовательное соединение проводников.

Исследовать особенности последовательного соединения проводников.

§48 упр22

24.02

46

Параллельное соединение проводников

Исследовать особенности параллельного соединения проводников.

§49 упр 23

28.02

47

Работа электрического тока Мощность электрического тока.

Исследовать работу и мощность электрического тока.

§50,51

2.03

48

Лабораторная работа №9 «Измерение работы и мощности тока в лампе»

Измерять работу и мощность электрического тока

П.§50,51

6.03

49

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца

Объяснять явление нагревания проводников электрическим током.

§53 упр27

9.03

50

Лампа накаливания. Нагревательные приборы.

Объяснять  работу лампы накаливания, электронагревательных приборов.

§ 54

13.03

51

Решение задач по теме «Постоянный ток»

Вычислять силу тока в цепи, работу и мощность электрического тока.

П.§50-54

16.03

52

Контрольная работа «Постоянный ток»

Систематизировать и осуществлять контроль знаний по теме. Провести рефлексию освоения изученного материала

П. §48-54

20.03

Электромагнитные явления  6 часов

53

Магнитное поле. Магнитные линии

Наблюдать взаимодействие магнитов. Направление магнитных линий в них.

§56,57

23.03

54

Магнитное поле катушки с током.. Лабораторная работа №10 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

Собирать и испытывать электромагнит.

§58

3.04

55

Магнитное поле Земли

Экспериментально доказать существование магнитного поля земли.

§ 59

6.04

56

Действие магнитного поля на проводник с током.

Наблюдать отклонение магнитной стрелки под действием проводника с током.

§60

10.04

57

Лабораторная работа №11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока»

Собирать и испытывать электромагнит.

П.§59,60

13.04

58

Контрольная работа №5 по теме «Электромагнитные явления»

Систематизировать и осуществлять контроль знаний по теме. Провести рефлексию освоения изученного материала

П.§56-60

17.04

Световые явления 8 часов

59

Источники света. Распространение света.

Изучать явление образование  тени и полутени.

§62 упр 29

20.04

60

Законы отражения света.. Лабораторная работа №12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света»

Экспериментально проверять закон отражения света.

§63

24.04

61

Преломление света

Изучать закон преломление света.

§64 упр30

27.04

62

. Лабораторная работа №13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света»

Экспериментально проверять закон преломления света.

П.§64

1.05

63

Линзы. Оптическая сила линзы Изображения, даваемые линзой

Изучать виды линз и изображения ,полученные с их помощью.

§65,66

4.05

64

Лабораторная работа №14 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений»

Экспериментально измерить фокусное расстояние собирающей линзы.

П.§66

8.05

65

Решение задач по теме «Световые явления».

Применять полученные знания на практике

П.§64-66

11.05

66

Контрольная работа №6 по теме «Световые явления»

Систематизировать и осуществлять контроль знаний по теме. Провести рефлексию освоения изученного материала

П.§62-66

15.05

Итоговое повторение   4 часа

67

Повторение материала по теме «Тепловые явления»

Систематизировать знания по теме. Провести рефлексию освоения изученного материала

П. гл 1

18.05

68

Повторение материала по теме «Электрические явления»

Систематизировать знания по теме. Провести рефлексию освоения изученного материала

П. гл.2

22.05

69

Итоговая контрольная работа №7

Систематизировать и осуществлять контроль знаний по теме. Провести рефлексию освоения изученного материала

П.

Гл 1,2

25.05

70

Повторение материала по теме «Электромагнитные явления»

Систематизировать знания по теме. Провести рефлексию освоения изученного материала 1

П. гл. 3

29.05



Предварительный просмотр:

Контрольная работа №2 по теме
«Изменение агрегатных состояний вещества»

Вариант 1

1. Расплавится ли нафталин, если его бросить в кипящую воду? Ответ обоснуйте. (Температура плавления нафталина 80 градусов Цельсия, температура кипения воды 100 градусов)

2. Найти количество теплоты необходимое для плавления льда массой 500 грамм, взятого при 0 градусов Цельсия. Удельная теплота плавления льда 3,4 * 105 Дж/кг

3. Найти количество теплоты, необходимое для превращения в пар 2 килограммов воды, взятых при 50 градусах Цельсия. Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг С), удельная теплота парообразования 2,3 * 10 6 Дж/кг,

4.  За 1,25 часа в двигателе мотороллера сгорело 2,5 кг бензина. Вычислите КПД двигателя, если за это время он совершил 2,3 * 10 7 Дж полезной работы. Удельная теплота сгорания бензина 4,6 *10 7 Дж / кг

Вариант 2.

1. Почему показание влажного термометра психрометра всегда ниже температуры воздуха в комнате?

2. Найти количество теплоты, необходимое для превращения в пар 200 г воды, взятой при температуре кипения. Удельная теплота парообразования воды 2,3 * 10 6 Дж/кг

3. Найти количество теплоты, необходимое для плавления льда массой 400 грамм, взятого при – 20 градусах Цельсия.  Удельная теплота плавления льда 3,4 * 105 Дж/кг, удельная теплоемкость льда 2100 Дж/(кг С)

4. Определите полезную работу, совершенную двигателем трактора, если для ее совершения потребовалось 1,5 кг топлива с удельной теплотой сгорания 4,2 * 10 6 Дж/кг, а КПД двигателя 30 %

Контрольная работа № 3  по теме «Электрические явления»

Вариант 1.

  1. Начертите схему электрической цепи, содержащей гальванический элемент, выключатель, электрическую лампочку, амперметр.
  2. По спирали электролампы проходит 540 Кл электричества за каждые 5 минут.  Чему равна сила тока в лампе?
  3. При электросварке в дуге при напряжении 30 В сила тока достигает 150 А. Каково сопротивление дуги?
  4. Какой длины нужно взять медный провод сечением 0,1 мм2, чтобы его сопротивление было равно 1,7 Ом? (Удельное сопротивление меди 0,017 Ом мм2/м)
  5. По медному проводнику с поперечным сечением 3,5 мм2 и длиной 14,2 м идет ток силой 2,25 А. Определите напряжение на концах этого проводника. (Удельное сопротивление меди 0,017 Ом мм2/м)

Вариант 2.

  1. Размеры медного и железного проводов одинаковы. Сравните их сопротивления. (Удельное электрическое сопротивление меди 0,017 Ом мм2/м, железа 0,1 Ом мм2/м)
  2. Напряжение на зажимах лампы 220 В. Какая будет совершена работа при прохождении по данному участку 5 Кл электричества?
  3. Определите силу тока в электрочайнике, включенном в сеть с напряжением 220 В, если сопротивление нити накала равно 40 Ом.
  4. Сопротивление никелинового проводника длиной 40 см равно 16 Ом. Чему равна площадь поперечного сечения проводника (Удельное сопротивление никелина 0,4 Ом мм2 / м)
  5. Чему равна сила тока в железном проводе длиной 120 см сечением 0,1 мм2, если напряжение на его концах 36 В. Удельное электрическое сопротивление меди 0,1 Ом*мм2

Контрольная работа по теме «Постоянный ток»

Вариант 1

1 Почему вместо перегоревшего предохранителя нельзя вставлять какой-либо металлический предмет (гвоздь)

2 Сила тока в электрической лампе 0,2 А при напряжении 120В.  Найдите:

а) её сопротивление     б)мощность

в) работу тока за три минуты

3 Какой длины нужно взять медную проволоку сечением 0,5мм2, чтобы при напряжение 68В сила тока в ней была 2А?

4 Три сопротивлении по 10 Ом каждое включены как показано на рис. Показание амперметра 0,9А, вольтметра 6В. Найдите:

А)Общее сопротивление

Б) Силу тока и напряжения на каждом участке.

Вариант 2

1 Почему провода, подводящие ток к электрической плитке, не разогреваются так сильно, как спираль в плитке?

2 Сопротивление лампы 60 Ом, сила тока в ней 3,5А.

Найдите:

А) Напряжение,

Б) Мощность

В) Работу тока за 2 минуты

3 Какой длины нужно взять железную проволоку сечением 2мм2, чтобы её сопротивление было таким же как сопротивление алюминиевой проволоки длинной 1км и сечением 4мм2.

4 Три сопротивления по 20 Ом каждое соединены как показано на рис. Показание амперметра 1,5А вольтметра 15В.

Найдите: а) Общее сопротивление   б)напряжение и силу тока на каждом участке.

Контрольная работа №5 по теме «Оптика»

Вариант 1.

1. По рисунку 1 определите, какая среда 1 или 2 является оптически   более плотной.

2.        Жучок подполз ближе к плоскому зеркалу на 5 см. На сколько  уменьшилось расстояние между ним и его изображением?

3.        На рисунке 2 изображено зеркало и падающие на него лучи 1—3.  Постройте ход отраженных лучей и обозначьте углы падения и отражения.

4.        Постройте и охарактеризуйте изображение предмета в  собирающей линзе, если расстояние  между  линзой  и  предметом  больше  двойного фокусного.

5.        Фокусное расстояние линзы равно 20 см. На каком расстоянии от линзы пересекутся после преломления лучи, падающие на линзу  параллельно главной оптической оси?

 

                                                                      1             2

 Среда 1                                                                                     3

  Среда 2

                          Рис. 1                                                 Рис.  2

Вариант  2.

  1. На рисунке 1 изображен луч, падающий из воздуха на гладкую  поверхность воды. Начертите в тетради ход отраженного луча и примерный  ход преломленного луча.
  2. На рисунке 2 изображены два параллельных луча света,  падающего из стекла в воздух. На каком расстоянии из рисунков а---в  правильно изображен примерный ход этих лучей?
  3. Где нужно расположить предмет, чтобы увидеть его прямое  изображение с помощью собирающей линзы?
  4. Предмет находится на двойном фокусном расстоянии от  собирающей линзы. Постройте его изображение и охарактеризуйте его.
  5. Ученик опытным путем установил, что фокусное расстояние  линзы равно 50 см. Какова ее оптическая сила?

                                                     

  воздух                                       стекло

                                                     воздух

    вода                                               А                    Б                             В

                    Рис. 1                                                            Рис. 2

Итоговая контрольная работа

Вариант 1.

1. Зачем в железнодорожных вагонах-ледниках, служащих для перевозки фруктов, мяса, рыбы и других скоропортящихся продуктов, промежутки между двойными стенками заполняют войлоком или несколькими слоями каких-либо пористых веществ, а снаружи вагоны окрашивают в белый или светло-желтый цвет?

2. В паспорте амперметра написано, что его сопротивление равно 0,1 Ом.

Определите напряжение на зажимах амперметра, если он показывает силу тока 5 А

3. Какое количество теплоты выделится в никелиновом проводнике длиной 2 м и сечением 0,1 мм2 при силе тока 2 А за 5 минут?

4. В железной кастрюле массой 500 г нужно нагреть 2 кг воды от 20 до 100 градусов Цельсия. Сколько для этого потребуется сжечь каменного угля?

(Удельная теплоемкость железа 460 Дж/(кгС),  удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кгС), удельная теплота сгорания угля 3*107 Дж/кг)

5. Постройте изображение предмета в собирающей линзе, если предмет находится в двойном фокусе. Охарактеризуйте полученное изображение.

Вариант 2

1. Как по внешнему виду собирающих линз, определить у какой из них большая оптическая сила?

2.  Какую работу совершает электрический ток в электродвигателе вентилятора за 2 минуты, если он включен в сеть напряжением 220 В, а сила тока равна 0,5 А.

3. В спирали электронагревателя, изготовленного из никелиновой проволоки площадью поперечного сечения 0,1 мм2 при напряжении 220 В сила тока 5 А. Какова длина проволоки? (Удельное сопротивление никелина 0,4 Ом мм2/м)

4. Какая масса дизельного топлива потребуется для непрерывной работы двигателя трактора мощностью 95 кВт в течение 2 часов, если его КПД 30%. Удельная теплота сгорания дизельного топлива 4,2*107 Дж/кг

5. Постройте изображение предмета в рассеивающей линзе, если предмет за двойным фокусом. Охарактеризуйте полученное изображение



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе:

  1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;
  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089

3.Авторская программа (авторы: Е. М.Гутник, А. В. Перышкин-Физика 7-9 классы сборника: «Программы для общеобразовательных учреждений «Физика» Москва, Дрофа -2007 г.»).

4.Примерного регионального Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов дисциплин (модулей)(приказ МОРО от 14.07.2011 г. №610 « Об утверждении  Примерного регионального положения о рабочей программе учебных курсов, предметов дисциплин (модулей)»),

 5.Федерального перечня учебников, утвержденных приказом от 7 .12.2005 г. № 302, рекомендованных (допущенных)  к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждения, реализующих программы общего образования;

6. Требования к  оснащенности образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

 7.Образовательной программы муниципального  общеобразовательного  учреждения Шептуховская средняя общеобразовательная школа .

8.Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов дисциплин (модулей) МОУ Шептуховская СОШ (протокол педсовета от  29.08.2011г. № 14)

 9. Учебника:

  1. Перышкин А.В. Физика-8 – М.: Дрофа, 2009;

10.Сборников тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:

  1. Лукашик В.И. сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2009. – 192с.
  2. Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные тексты по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2007. – 79с.
  3. Марон А.Е., Марон Е.А. Дидактические материалы 8 кл. – М.: Просвещение, 2007. – 121с

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит суще ственный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном разви тии общества, способствует формированию современного на учного мировоззрения. Для решения задач формирования ос нов научного мировоззрения, развития интеллектуальных спо собностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не переда че суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами науч ного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части обще го образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объектив ные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механи ческие явления, тепловые явления, электромагнитные явления,  квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего   образования   направлено   на   достижение   следующих целей:

• освоение знанийо механических, тепловых, электромаг нитных и квантовых явлениях; величинах, характеризу ющих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

• овладение умениямипроводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюде ний, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графи ков и выявлять на этой основе эмпирические зависимо сти; применять полученные знания для объяснения раз нообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для реше ния физических задач;

• развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приоб ретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с ис пользованием  информационных технологий;

• воспитаниеубежденности в возможности познания при роды, в необходимости разумного использования дости жений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общече ловеческой культуры;

• применение полученных знаний и уменийдля решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природополь зования и охраны окружающей среды.Цели изучения курса – выработка компетенций:

  1. общеобразовательных:

- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

-  умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

-   умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

  1. предметно-ориентированных:

-  понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

-  развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

-  применять полученные знания и умения для безопасного использования  веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования, в том числе в VII, VIII и IX классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 21 часа (10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педаго гических технологий, учета местных условий.



Предварительный просмотр:

Содержание курса физики.

 (70 часов)

Тепловые явления (14 часов)

Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Лабораторные работы и опыты.

1.Исследование изменения со временем температуры остывающей воды. 2.Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. 3.Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

В результате изучения темы учащиеся должны

Знать : Понятие теплового движения. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. . Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Уметь : Вычислять количество теплоты, используя удельную теплоту сгорания топлива и удельную теплоемкость веществ. Применять закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Формы и вид контроля : контрольная работая. Самостоятельная работая. Тестирование. Физический диктант, устный опрос.

Изменение агрегатных состояний вещества. 11 часов

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Лабораторная работа.

Измерение относительной влажности воздуха.

В результате изучения темы учащиеся должны

Знать : Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел. Понятие насыщенного и ненасыщенного пара. Приборы для измерения влажности воздуха. Зависимость температуры кипения от давления. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Устройство и принцип работы двигателя внутреннего сгорания. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Уметь : Объяснять  изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Рассчитывать количество теплоты использованное на кипени и парообразование.  Пользоваться приборами для измерения влажности воздуха. 

Формы и вид контроля : контрольная работая. Самостоятельная работая. Тестирование. Физический диктант, устный опрос.

Электрические явления. 27 часов

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и электролитах. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.

Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Электрический счетчик. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Лабораторные работы.

1.Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

2.Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. 3.Регулирование силы тока реостатом.

4.Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении.

5.Измерение сопротивления. Измерение работы и мощности электрического тока в лампе.

В результате изучения темы учащиеся должны

Знать : Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. . Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока

Уметь : Проводить эксперименты по электризации тел. Собирать электрические цепи. Измерять силу тока и напряжение в цепи. Применять закон Ома при  решения задач. Рассчитывать работу и мощность электрического тока. Использовать особенности параллельного и последовательного соединения.

Формы и вид контроля : контрольная работая. Самостоятельная работая. Тестирование. Физический диктант, устный опрос.

Электромагнитные явления. 6 часов

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

Лабораторные работы.

Сборка электромагнита и испытание его действия. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

В результате изучения темы учащиеся должны

Знать : Условия возникновения магнитного поля . Электромагниты и их применение. Действие магнитного поля на проводник с током.

Уметь :  Определять направление магнитных линий в постоянных магнитах. Собирать  электромагнит. Устройство и принцип работы электродвигателя.

Формы и вид контроля : Самостоятельная работая. Тестирование. Физический диктант, устный опрос.

Световые явления 8 часов

Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы.

Лабораторные работы.

1.Исследование зависимости угла отражения от угла падения света. 2.Исследование зависимости угла преломления от угла падения света. 3.Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.

В результате изучения темы учащиеся должны

Знать : Преломление света. Линза. Отражение света. Закон отражения. Источники света. Особенности изображений в плоском зеркале. Дефекты зрения.

Уметь :  Использовать законы отражения и преломления. Строить изображения, даваемые линзами. Определять фокусное расстояние линз.

Формы и вид контроля : Контрольная работая. Самостоятельная работая. Тестирование. Физический диктант, устный опрос.

Итоговое повторение 4 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11классов (базовый уровень) к комплекту учебников «Физика» авт.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский

Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников физики 10-11 класса авторов Г.Я. Мякишев и Б.Б. Буховцев, который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физическ...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...