урок по теме "Глаз и зрение"
презентация к уроку физики (8 класс) по теме
Конспект урока по теме "Глаз и зрение " и презентация к нему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt__uroka_po_fizike_v_9_klasse.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока физики
Тема: Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость.
Тип урока: интегрированный урок изучения нового материала
Цели урока:
Образовательные:
- познакомить с особенностями строения глаза, нарушениями зрения и способами их устранения;
- активизировать познавательную деятельность учащихся в изучении и самопознании своего организма;
- отработать приемы отдыха для глаз (снятие напряжения )
Развивающие:
- расширять кругозор учащихся;
- развивать самостоятельность;
- формировать познавательный интерес к предмету путем межпредметных связей ;
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать, уважать чужой труд.
Оборудование: модель глаза, компьютер, проектор, раздаточный материал, свеча, линейки, фрукт.
Методы: ИКТ, словесные, практические, наглядные, частично-поисковые, самостоятельная работа.
Литература:
- Физика: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ С.В.Громов, Н.А.Родина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2002.
- Поурочные разработки по физике к учебным комплектам С.В.Громова и А.В.Перышкина 9 класс. М.: «ВАКО№, 2004
- Электив 9:Физика, Химия. Биология: Конструктор элективных курсов (Межпредметных и предметно-ориентированных):Для организации предпрофильной подготовки учащихся в 9 классе:В 2-х книгах.Кн.1/Дендебер С.В., Зуева Л.В., Иванникова Т.В. и др. – М.: «5 за знания»
- В.В.Шаронов Свет и цвет. Государственное издательство физико-математической литературы. Москва 1961г
- Большая энциклопедия открытий и изобретений. Москва.РОСМЭН.2007
- А.Грин Новеллы. Алые паруса. Московский рабочий 1964
- http://www.basik/ru/stereo pictures/
- http://www.brainden.com/golovolomki/eye-illusions.htm
- http://www.fotki.yandex.ru/users/busaroff/view/4747/?page
10. http://www.fedpress.ru/images/thumbs/id126772_w190/jpg
ПЛАН УРОКА
- Организационный момент. 0,5-1 мин
- Подготовка к активному восприятию материала.
Сообщение темы урока, постановка целей и задач урока 2 мин
- Информация о домашнем задании. 0,5 мин
- Изучение нового материала. Практическая апробация. 38,5 мин
- Итог урока. Рефлексия 2-3 мин
Ход урока:
I.Организационный этап
Цель этапа: приветствие, установление доброжелательной атмосферы, настрой на продуктивную деятельность.
У. Здравствуйте, ребята, садитесь на свои места. Настроение хорошее? К уроку все готовы? Тогда начинаем работу.
II. Подготовка к основному этапу занятия
Сообщение темы урока, постановка целей и задач урока
Цель этапа: сообщить тему урока и путем постановки проблемной ситуации подвести учащихся к самостоятельной формулировке целей урока.
На экране слайд №1.
У. Ребята, виден ли вам текст на экране, читаем ли он?
( нет, виден очень плохо…)
На экране слайд №2.
У. А в таком виде виден текст? Что изменилось?
(лучше видно, читаемо лучше)
На экране слайд №3
У. А теперь лучше видно?
( да, хорошо)
У. Итак, тема урока: Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость.
А теперь попробуйте сформулировать цели нашего сегодняшнего урока.
(Учащиеся формулируют цели, учитель дополняет)
На экране слайд №4
Цели урока:
- Изучить строение глаза;
- Рассмотреть понятия близорукость и дальнозоркость;
- Изучить особенности зрения;
- Познакомиться с приемами отдыха для глаз;
У. Ребята, прежде чем приступить к изучению нового материала, запишите задание на дом.
III. Информация о домашнем задании
Цель этапа: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Слайд №5
- § 37 – 38 ,
- стр.105 - Кроссворд (письменно)
IV. Изучение нового материала. Практическая апробация.
Цель этапа: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте учения.
У. Я заранее, просила некоторых учеников оказать мне помощь в проведении сегодняшнего урока.
Итак, 1) Глаз и зрение
У. Ребята, у вас на столах лежат копии рисунка глаза, на обратной стороне двусторонний скотч, отклейте бумагу и приклейте рисунок себе в тетрадь. Во время выступления уч-ся с объяснением нового материала и демонстрацией наглядного пособия вы подписывайте, как называется каждая составляющая глаза.
Выступление 1-го ученика сопровождается демонстрацией на макете глаза.
Слайд №6 .
1 - склера, роговая оболочка 2 - радужная оболочка
3 - зрачок
4 - хрусталик
5 - мышцы
6 - стекловидное тело
7 - сетчатая оболочка (сетчатка)
У. Хорошо, со строением глаза разобрались. Возникает вопрос,
??? Как получается и воспринимается глазом изображение?
Слайд №7
Свет, преломляясь в оптической системе глаза, которую образуют роговица, хрусталик и стекловидное тело, дает на сетчатке действительное, уменьшенное, перевёрнутое изображение предмета.
Попав на окончания зрительного нерва, свет раздражает эти окончания, и импульсы передаются в мозг. Мозг обрабатывает полученную информацию, и у человека появляются зрительные ощущения, он видит предметы такими, какие они на самом деле.
Однако, человеческий мозг не всегда способен справляться с анализом изображения, получающегося на сетчатке. В этом случае возникают зрительные иллюзии – наблюдаемый предмет нам кажется не таким, каков он есть на самом деле.
Давайте рассмотрим ряд изображений и оценим увиденное. Слайды№8-13
Слайд №8 – Кофейные зерна
Посмотрите внимательно на рисунок по диагонали. Какую особенность вы увидели?
(движение)
Слайд №9 – Дверь
???В какую сторону открыта дверь?
Слайд №10 – 5 портретов
Найдите на рисунке 5 портретов
Слайд №11 – Куб
???Можно ли в жизни построить такой куб?
Слайд №12 – Точки в углах квадратов
???Какого цвета точки в углах квадратов? Сколько их?
Слайд №13 – Движущиеся круги
???Что происходит с кругами?
Теперь давайте попытаемся выяснить, преимущества зрения двумя глазами?!
На экране заголовок слайда №14
- Встаньте, разведите руки в стороны до тех пор, пока они будут видны при взгляде вперед.
Угол между руками – угол поля зрения.
Закройте левый глаз, левая рука не видна, поверните левую руку вперед, пока она не станет видна.
Угол между руками – поле зрения правого глаза.
Аналогично, правый глаз закройте.
Вывод: При видении двумя глазами увеличивается поле зрения.
- Закройте левый глаз, посмотрите на демонстрационный стол, на нем лежат линейки. Какая расположена ближе?
Затем посмотрите левым глазом. После посмотрите двумя глазами. В каком случае мы более точно можем определить расположение линеек?
Вывод: При видении двумя глазами мы можем различать какой предмет находится ближе, какой дальше.
- Посмотрите на грейпфрут левым глазом, затем правым и, наконец, двумя глазами.
Вывод: При видении двумя глазами мы видим предметы объёмными, а не плоскими.
Следует отметить, расстояние лучшего зрения 25 см.
??? Как вы думаете, ребята, зависит ли зрение человека от цвета радужной оболочки? Слайд №15
Оказывается, цвет влияет на свойства глаз. У голубоглазых роговица вдвое чувствительнее, чем у кареглазых, и в четыре раза – чем у черноглазых. Серые глаза – самые зоркие: среди спортсменов снайперов их большинство. Кроме того, тот цвет радужки, который человеку дала природа, обеспечивает ему оптимальные условия для зрения. Поэтому вредно долго пользоваться цветными контактными линзами.
Посмотрите друг другу в глаза, у каждого свой цвет.
Слайд №16
Редьярд Киплинг
Серые глаза – рассвет, Карие глаза – песок,
Пароходная сирена, Осень, волчья степь, охота,
Дождь, разлука, серый след Скачка вся на волосок
За винтом бегущей пены. От паденья и полета.
Черные глаза – жара, Нет, я не судья для них,
В море сонных звезд скольженье Просто без суждений вздорных
И у борта до утра Я четырежды должник
Поцелуев отраженье. Синих, серых, карих, черных.
Синие глаза – луна, Как четыре стороны
Вальса белое молчанье, Одного того же света
Ежедневная стена Я люблю – в том нет вины –
Неизбежного прощанья. Все четыре этих цвета.
Перевод К. Симонов
Со строением глаза, цветом глаз и особенностями зрения разобрались.
Теперь давайте разберемся с недостатками зрения.
Прикрепите в тетрадях второй лист с рисунками, во время выступления следующего ученика, вы подписываете изображения в тетрадях.
2) Нормальный глаз. Близорукость. Дальнозоркость.
Выступление 2-го ученика, слайд №17-19.
У. Близорукость и дальнозоркость исправляют применением линз. Какие линзы вы знаете?
( рассеивающие и собирающие)
При близорукости применяют рассеивающие линзы, которые имеют отрицательную оптическую силу.
При дальнозоркости применяют собирающие линзы, с положительной оптической силой.
Слайд №20 Историческая справка.
Слайд №21 Из турецкой сказки про Ходжу
У. Наверно, настал момент, когда все устали и хочется отдохнуть. Слайд №22
Пальминг
Упражнения, помогающие улучшить зрение и снять усталость глаз
Д-р Вильям Бейтс (1865-1931) разработал серию упражнений для глаз, улучшающих зрение и помогающих расслабить глаза после зрительной нагрузки. В настоящее время эти упражнения используются по всему миру.
- Упражнение №1 – закройте глаза ладонями, при этом локти рук должны опираться на стол. Продолжительность упражнения – 3-5 минут. Повторяйте 2-3 раза в день. Темнота и тепло от ладоней помогают глазам расслабиться.
Звучит тихая музыка, учитель читает текст.
Представьте, что вы на берегу моря.
Море, то оно тихое, светло-голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса. То налетает буря, и оно грозно преображается. Штормовой ветер гонит крупную зыбь. По грифельному небу летают с криками чайки.
Малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег. Эхо звенит бронзой в оглушенном воздухе. Тонкий туман брызг висит кисеёй во всю громадную высоту потрясенных обрывов.
А вдали парус…Белый парус…
Открывайте глаза. Отдохнули немного.
- Упражнение №2 - Фокусировка. Возьмите в каждую руку по карандашу. Один карандаш держите вертикально в 15 см от глаз, а другой – на расстоянии вытянутой руки. Сфокусируйте взгляд на одном карандаше, моргните и сфокусируйтесь на другом. Выполняйте упражнение два раза в день в течение нескольких минут.
Кстати, способность глаза приспосабливаться к видению как на близком, так и на далеком расстоянии, называют аккомодацией.
- Упражнение №3 – встаньте, поставьте ноги на ширину плеч и раскачивайтесь всем телом из стороны в сторону. Глаза при этом должны быть сфокусированы на любом удаленном предмете. Периодические смаргивайте. Повторите 50 раз.
Для выполнения этого упражнения я предлагаю вам смотреть на горящую свечу.
Почему я предложила смотреть на свечу. Да потому, что, во-первых, пламя свечи успокаивает, во-вторых, даже плохо видящий человек видит хотя бы очертания пламени, тогда как любой другой предмет не видит.
Ученые рекомендуют чаще смотреть на пламя свечи, костра.
Отдохнули. Продолжим.
Слайд №23
Знаете ли вы?
- Цвет глаз передается по наследству, но на протяжении жизни меняется: у новорожденных глаза светлые, серо-голубые, а с возрастом приобретают заданный генами цвет, у стариков вновь светлеют, «выцветают».
- Человек моргает один - два раза каждые 10 секунд. Каждое моргание длится треть секунды. Это значит, что за 12-часовой день вы тратите на моргание 25 минут. Новорожденные младенцы вообще не моргают и начинают это делать примерно с 6 месяцев.
- Человеческий глаз различает до 10 миллионов цветовых оттенков! Однако люди, в отличие от насекомых, не видят ультрафиолетового излучения.
Давайте узнаем, как же видят животные, птицы, насекомые.
Выступление 3 –го ученика сопровождает слайд №24 (Зрение животных: коза, летучая рыба, белый медведь, енот, паук и др.)
В заключение нашего урока я хочу предложить вам стерео картинки, т.е. картинки с объёмными изображениями.
Слайд №25
Учащиеся рассматривают картинки на бумаге.
Слайд №26 – динозавр
Слайд №27 – заяц
Слайд №28 – скрипка
Молодцы, увидели объёмные изображения.
V. Итог урока. Рефлексия.
Цель этапа: дать анализ и оценку успешности достижения целей урока.
Закрыли тетради, учебники, все на край стола.
Поиграем в игру: нужно обобщить все то, что вы сегодня узнали. Говорим по предложению, начиная со слов: « Я узнал(а), что тема урока Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость».
Мне понравилось,(не понравилось, причины)…
Молодцы!
Оценки за урок.
Спасибо за работу!
Слайд №29
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка к уроку по теме "Орган зрения"
Изучение строения органа зрения, основных функциях глаза, его частей, об особенностях восприятия окружающего мира. Важности соблюдения правил гигиены зрения....
Открытый урок по теме: Берегите зрение.
Занятие по здоровому образу жизни....
Интегрированный урок «Глаз как орган зрения и оптический прибор»
Интегрированный урок «Глаз как орган зрения и оптический прибор» (физика + биология).Основная идея данного урока рассмотреть природу глаза не с двух точек зрения (физики и биологии), а с ед...
Открытый урок на тему: "Иллюзии зрения. или Всегда ли мы видим то, что мы видим"
Презентация может использоваться в качестве иллюстративного материала для программы дополнительного образования "Архитектура и дизайн"...
Возможности урока физики с точки зрения развития информационных УУД обучающихся (из опыта работы)
Эта работа иллюстрирует, какие типы заданий можно давать учащимся на различных этапах урока физики, чтобы они работали на развитие у них информационных УУД...
Анализ урока информатики с точки зрения метапредметного подхода
Новый Стандарт образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным.Метапре...
Обобщающий урок "Пища с точки зрения химии"
Обобщающий урок по химии для студентов по профессии "Повар, кондитер"....