Рабочие программы по физике 9 класс УМК А.В. Перышкин, Е.М. Гутник
методическая разработка (физика, 9 класс) по теме
В рабочей программе 9 класса даны пояснительная записка, примерное планирование на учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_9_a.bv_.docx | 41.21 КБ |
rabochaya_programma_po_fizike_v_9_klasse__uchitelya_fiziki.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование 9 А,Б,В класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной работы | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||||
Законы взаимодействия и движения тел - 26ч | |||||||||
1/1 | Материальная точка. Система отсчета | 1 | УОНМ | Определение координаты (пройденного пути, траектории, скорости) материальной точки в заданной системе отсчета. ПК. | Знать: понятия механическое движение, материальная точка, система отсчета, поступательное движение Уметь: определять является ли тело материальной точкой, приводить примеры механического движения, поступательного движения | § 1, вопросы Упр.1(1,2,5). | 2.09.11 | ||
2/2 | Перемещение. | 1 | КУ | ПК. | Знать: понятия вектор, перемещение Уметь: определять перемещение тела | § 2, вопросы Упр.2 | 6.09.11 | ||
3/3 | Определение координаты движущегося тела. | 1 | КУ | ПК. | СР-1 | Знать: понятия проекция вектора, формулу координаты тела Уметь: находить проекции векторов на координатные оси, находить путь и перемещение тела, координату тела | § 3, вопросы Упр.3 (1). | 9.09.11 | |
4/4 | Перемещение при прямолинейном равномерном движении. | 1 | УОНМ | ПК. | СР-2 СР-3 | Знать: понятия определение и формулу скорости равномерного прямолинейного движения, формулу перемещения при прямолинейном равномерном движении, геометрический смысл графика скорости Уметь: читать и строить графики скорости при прямолинейном равномерном движении,решать задачи на расчет скорости и перемещения при прямолинейном равномерном движении | § 4, вопросы Упр.4 | 13.09.11 | |
5/5 | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. | 1 | КУ | ПК. | ТС-1 | Знать: формулу единицы ускорения, прямолинейное равноускоренное движение, ускорение Уметь: решать задачи на расчет ускорения и времени при прямолинейном равноускоренном движении | § 5, вопросы Упр.5 (2,3). | 16.09.11 | |
6/6 | Скорость прямолинейного равноускоренного движения. | 1 | УОНМ | ПК. | СР-5 | Знать: формулу скорости при прямолинейном равноускоренном движении Уметь: читать и строить графики скорости при прямолинейном равноускоренном движении | § 6, вопросы Упр.6 (2,4,5) | 20.09.11 | |
7/7 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. | 1 | КУ | ПК. | СР-6 | Знать: формулу перемещения при прямолинейном равноускоренном движении Уметь: решать задачи на расчет перемещения при прямолинейном равноускоренном движении | § 7, вопросы Упр.7 | 23.09.11 | |
8/8 | Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. | 1 | КУ | ПК. | ТС-2 | Знать: формулу перемещения при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости понятия: ускорение, прямолинейное равноускоренное движение Уметь: решать задачи на расчет перемещения при прямолинейном равноускоренном движении. | § 8, вопросы Упр.8 | 27.09.11 | |
9/9 | Л/р «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» | 1 | УП | л/р № 1 | Уметь: экспериментально определять ускорение и мгновенную скорость при прямолинейном равноускоренном движении | оформить л/р | 30.09.11 | ||
10/10 | Обобщение темы «Законы движения тел». | 1 | УОСЗ | Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулу | повторить § 1 – 8. | 4.10.11 | |||
11/11 | Контрольная работа «Законы движения тел» | 1 | УПЗУ | КР-1 | Уметь воспроизводить и находить физические величины | 7.10.11 | |||
12/12 | Относительность движения. | 1 | КУ | Относительность движения. Система отсчета. Относительность перемещения и траектории. ПК. | СР-4 | Знать: сущность относительности движения Уметь: решать задачи на расчет относительной скорости | § 9, вопросы Упр.9 (1-3). | 11.10.11 | |
13/13 | Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. | 1 | КУ | Опыты, иллюстрирующие закон инерции и взаимодействие тел (инерциальные и неинерциальные системы отсчета).. Второй закон Ньютона (по рис.20 в учебнике).ПК. | СР-7 | Знать: понятия ИСО, первый закон Ньютона, второй закон Ньютона, формулу второго закона Ньютона, Уметь: применять первый закон Ньютона для объяснения физических явлений, решать задачи на применение второго закона Ньютона | § 10, 11, вопросы Упр.11(2,4). | 14.10.11 | |
14/14 | Третий закон Ньютона. | 1 | КУ | Третий закон Ньютона (по рисункам 21, 22 в учебнике).ПК. | СР-7 | Знать: третий закон Ньютона Уметь: применять третий закон Ньютона для объяснения физических явлений | § 12, вопросы Упр.12 (2,3). | 18.10.11 | |
15/15 | Свободное падение тел. | 1 | КУ | Падение тел в воздухе и разряженном пространстве (по рис.28 в учебнике). Стробоскоп. ПК. | ТС-3 | Знать: понятия свободное падение тел, особенности свободного падения тел; формулы скорости и перемещения при свободном падении тел Уметь: решать задачи на расчет характеристик свободного падения тел | § 13, вопросы Упр.13 (1,3). | 21.10.11 | |
16/16 | Движение тел брошенного вертикально вверх. Невесомость | 1 | КУ | ПК. | ТС-4 СР-8 | Знать: формулы скорости и перемещения тела, брошенного вертикально вверх Уметь: решать задачи на расчет характеристик тела, брошенного вертикально вверх | § 14, вопросы Упр.14. | 25.10.11 | |
17/17 | Л/р «Измерение ускорения свободного падения». | 1 | УП | л/р № 2 | Уметь: экспериментально определять ускорения свободного падения | оформить л/р | 28.10.11 | ||
18/18 | Закон всемирного тяготения. | 1 | УОНМ | Гравитационное взаимодействие. ПК. | СР-9 | Знать: понятия всемирное тяготение, гравитационная сила, закон всемирного тяготения, значение и физический смысл гравитационной постоянной Уметь: решать задачи на применение закона всемирного тяготения | § 15, вопросы Упр.15 (3,4). | 11.11.11 | |
19/19 | Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. | 1 | КУ | Знать: формулу ускорения свободного падения, зависимость ускорения свободного падения от радиуса Земли Уметь: решать задачи на расчет ускорения свободного падения | § 16, вопросы Упр.16 (2,3,5) | 15.11.11 | |||
20/20 | Прямолинейное и криволинейное движение. | 1 | УОНМ | Прямолинейное и криволинейное движение. «Направление скорости при движении по окружности» (по рис.38 в учебнике).ПК. | Знать: понятия криволинейное движение, период, частота обращения, направления перемещения, скорости и ускорения при криволинейном движении, формулу центростремительного ускорения | § 18,19, вопросы Упр.17 (1,2), Упр.18 (1). | 18.11.11 | ||
21/21 | Решение задач на движение по окружности. | 1 | УЗИМ | СР-10 | Уметь: решать задачи на расчет центростремительного ускорения | повтор. § 19, Упр.18 (4,5). | 22.11.11 | ||
22/22 | Искусственные спутники Земли. | 1 | КУ | ПК. | ТС-5 СР-9 | Знать: понятия ИСЗ, первая космическая скорость, формулы первой космической скорости Уметь: решать задачи на расчет скорости ИСЗ | § 20, вопросы Упр.19 | 25.11.11 | |
23/23 | Импульс тела. Закон сохранения импульса. | 1 | УОНМ | Закон сохранения импульса (по рис.42 в учебнике). ПК. | Знать: понятия импульс тела, формулу и единицы импульса тела, закон сохранения импульса Уметь: решать задачи на расчет импульса тела, на применение закона сохранения импульса тела | § 21, вопросы Упр.20 (2,4), | 29.11.11 | ||
24/24 | Реактивное движение. Ракеты. Закон сохранения полной механической энергии | 1 | УОНМ | Реактивное движение. ПК. Модель ракеты по рис.44, 45 в учебнике | СР-11 | Знать: понятия реактивное движение, устройство, принцип движения ракет | § 22, 23, вопросы Упр.21(2), 22(2) | 2.12.11 | |
25/25 | Обобщение темы «Законы взаимодействия и движения тел». | 1 | УОСЗ | ТС-6 | Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулу | повторить § 9 – 23. | 6.12.11 | ||
26/26 | Контрольная работа «Законы взаимодействия и движения тел». | 1 | УПЗУ | КР-2,3,4 | Уметь воспроизводить и находить физические величины | 9.12.11 | |||
Механические колебания и волны. Звук .- 10ч | |||||||||
27/1 | Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательное движение | 1 | УОНМ | Примеры колебательных движений (по рис.48 в учебнике.). ПК. | Знать: понятия колебательное движение, свободные колебания, колебательные системы, период колебаний, особенности колебательного движения смещение, амплитуда, период, частота колебаний, фаза колебаний, формулы периода и частоты колебаний Уметь: определять, является ли система колебательной, рассчитывать период и частоту колебаний | § 24-26, вопросы Упр.23(1), 24 (2,3) | 13.12.11 | ||
28/2 | Л/р «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины». | 1 | УП | л/р | Уметь: экспериментально определять период и частоту колебаний | оформить л/р | 16.12.11 | ||
29/3 | Л/р «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины». | 1 | УП | л/р № 3 | Уметь: экспериментально определять период и частоту колебаний | § 27, прочитать оформить л/р | 20.12.11 | ||
30/4 | Затухающие колебания. Вынужденные колебания. | 1 | УПЗУ | Преобразование энергии в процессе свободных колебаний. Затухание свободных колебаний. Вынужденные колебания. ПК. | СР-12 | Знать: отличия свободных и вынужденных колебаний, причина затухания колебаний, превращение энергии при колебаниях Уметь: объяснять физические явления на основе знаний о колебательном движении | § 28,29, вопросы Упр.25 (1), Упр.26 (2). | 23.12.11 | |
31/5 | Распространение колебаний в среде. Волны. Виды волн. | 1 | УОНМ | Образование и распространение поперечных и продольных волн (по рис.65-67 в учебнике). ПК. | ТС-7 | Знать: понятия волна, упругая волна, продольная волна, поперечная волна, условие возникновения волн, отличие продольных и поперечных волн | § 31,32, вопросы | 27.12.11 | |
32/6 | Длины волны. Скорость распространения волн. | 1 | КУ | ПК. | Знать: понятия длина волны, формулу связи периода и длины волны Уметь: решать задачи на расчет периода, длины волны, частоты и скорости волны | § 33, вопросы Упр.28 | 30.12.11 | ||
33/7 | Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука. | 1 | КУ | Колеблющееся тело как источник звука (по рис.70-72 в учебнике). Зависимость высоты тона от частоты колебаний. Зависимость громкости звука от амплитуды колебаний (по рис.74 в учебнике). ПК. | Знать: понятия звуковая волна, ультразвук, инфразвук, чистый тон, связь громкости звука и амплитуды колебаний источника, связь частоты колебаний источника и высоты тона Уметь: решать задачи на расчет скорости, периода, частоты и длины звуковой волны | § 34-36 вопросы Упр.29,30 | 10.01.12 | ||
34/8 | Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс | 1 | КУ | Необходимость упругой среды для передачи звуковых колебаний (по рис.76в учебнике). Отражение звуковых волн. ПК. | СР-13 | Знать: особенности распространения звука, скорость распространения звука в воздухе Уметь: решать задачи на расчет скорости, периода, частоты и длины звуковой волны | § 37-40, вопросы Упр.32 (1,2). | 13.01.12 | |
35/9 | Обобщение темы «Механические колебания и волны. Звук». | 1 | УОСЗ | ТС-8 | Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулу | повторить § 24 – 39. | 17.01.12 | ||
36/10 | Контрольная работа «Механические колебания и волны. Звук». | 1 | УПЗУ | КР-5 | Уметь воспроизводить и находить физические величины | 20.01.12 | |||
Электромагнитное поле - 16ч | |||||||||
37/1 | Магнитное поле и его виды. | 1 | УОНМ | ПК. | Знать: понятия магнитное поле, однородное магнитное поле, неоднородное магнитное поле, связь густоты силовых линий и величины магнитного поля, гипотеза Ампера Уметь: объяснять физические явления на основе знаний о магнитном поле | § 42,43, вопросы Упр.33, 34. | 24.01.12 | ||
38/2 | Направление тока и направление линий его магнитного поля. | 1 | УОНМ | ПК. | Знать: правило правой руки, буравчика Уметь: определять направление магнитных линий, направление тока с помощью правила буравчика, правой руки | § 44, вопр, Упр.35 (1,4,5,) | 27.01.12 | ||
39/3 | Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. | 1 | КУ | Движение прямого проводника в магнитном поле (по рис.104 учебника). ПК. | Знать: правило левой руки Уметь: применять правило левой руки для определения направления силы, действующей на проводник, на заряженную частицу в магнитном поле | § 45, вопросы Упр.36 (2,3,5). | 31.01.12 | ||
40/4 | Индукция магнитного поля. Магнитный поток. | 1 | УОНМ | ПК. | Знать: понятия магнитная индукция, линии магнитной индукции, однородное магнитное поле, неоднородное магнитное поле, формула и единицы магнитной индукции, понятия магнитный поток, зависимость магнитного потока от величины магнитного поля, от площади контура Уметь: решать задачи на применение формулы магнитной индукции, объяснять физические явления на основе знаний о магнитном потоке | § 46,47 вопросы Упр.37(1),38 | 3.01.12 | ||
41/5 | Явление электромагнитной индукции. | 1 | КУ | Электромагнитная индукция (по рис.125 – 127 учебника). ПК. | Знать: понятия электромагнитная индукция, индукционный ток | § 48, вопросы Упр.39. | 7.02.12 | ||
42/6 | Л/р «Изучение явления электромагнитной индукции». | 1 | УП | л/р № 4 | Уметь: объяснять физические явления на основе знаний об электромагнитной индукции | оформить л/р | 10.02.12 | ||
43/7 | Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. | 1 | КУ | ПК. | Знать: понятия явление самоиндукции, индуктивность Уметь: объяснять физические явления на основе знаний о явлении самоиндукции | § 49, 50, вопросы Упр.41. | 14.02.12 | ||
44/8 | Получение и передача переменного тока. Трансформатор | 1 | УОНМ | ПК. | Знать: понятия генератор переменного тока, переменный ток, устройство, назначение, принцип действия генератора переменного тока Уметь: читать графики переменного тока | § 51, вопросы Упр.42. | 17.02.12 | ||
45/9 | Электромагнитное поле. Электромагнитные волны | 1 | КУ | ПК. | СР-14 | Знать: понятия электромагнитное поле, вихревое поле,, электромагнитная волна, напряженность электрического поля, скорость, условие излучения электромагнитных волн формулу связи дины волны и скорости | § 52,53, вопросы Упр.44 (1,2) | 21.02.12 | |
46/10 | Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. | 1 | КУ | ПК. | Знать: понятия электроемкость, единицы электроемкости, конденсатор, электроемкость плоского конденсатора, энергия электрического поля,, колебательный контур, превращение энергии при электромагнитных колебаниях, аналогию между механическими и электромагнитными колебаниями. | § 54, 55, вопросы Упр.45(2,3) | 24.02.12 | ||
47/11 | Принципы радиосвязи и телевидения. | 1 | УОНМ | ПК. | Знать: изобретение радио А.С.Поповым, радиотелефонную связь, модуляцию, детектирование. Уметь: объяснять превращение энергии при электромагнитных колебаниях, работу простейшего радиоприемника | § 56, вопросы Упр.47 | 28.02.12 | ||
48/12 | Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель пре ломления. Дисперсия света. | 1 | КУ | ПК. | Знать: природа света, физический смысл показателя преломления, дисперсию света, опыт И. Ньютона по дисперсии света. Уметь: рассчитывать характеристики электромагнитных волн | § 58-60, вопросы Упр.48 (1), 49 (1), | 2.03.12 | ||
49/13 | Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. | 1 | УОНМ | ПК. | Знать: формулы магнитной индукции, связи скорости и длины электромагнитной волны, правила буравчика, левой руки, правой руки | § 62,64, вопросы | 6.03.12 | ||
50/14 | Обобщение темы «Электромагнитное поле». | 1 | УОСЗ | ТС-9 | Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулу | повторить § 42 – 64. | 9.03.12 | ||
51/15 | Контрольная работа «Электромагнитное поле». | 1 | УПЗУ | КР-6 | Уметь воспроизводить и находить физические величины | 13.03.12 | |||
52/16 | Л/р «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания» | 1 | УП | л/р | Уметь: рассчитывать период, частоту, длину электромагнитных волн, читать графики переменного тока, рассчитывать магнитную индукцию, силу, действующую на проводник в магнитном поле | оформить л/р | 16.03.12 | ||
Строение атома и атомного ядра –13. | 1 | ||||||||
53/1 | Радиоактивность. Модели атомов. Опыт Резерфорда. Открытие протона, нейтрона. | КУ | Таблица «Альфа-, бета- и гамма лучи». Модель опыта Резерфорда. Таблица «опыт Резерфорда». ПК. | Знать: понятия радиоактивность, альфа-, бета-, гамма – частицы, сущность планетарной модели Уметь: описывать состав атома, схематически изображать строение атома | §65,66,69,70, вопросы | 20.03.12 | |||
54/2 | Радиоактивные превращения атомных ядер. | 1 | УОНМ | ПК. | Знать: законы сохранения заряда и массового числа, правила смещения, устройство, назначение, принцип действия счетчика Гейгера, камеры Вильсона Уметь: находить недостающие элементы в ядерных реакциях, записывать реакции альфа- и бета-распадов | § 67 вопросы Упр.51(1,2,4 | 23.03.12 | ||
55/3 | Экспериментальные методы исследования частиц. | Устройство и принцип действия счетчика ионизирующих частиц. ПК | Знать: устройство, назначение, принцип действия счетчика Гейгера, камеры Вильсона | § 68, вопросы | 3.04.12 | ||||
56/4 | Л/р «Изучение треков заряженных частиц по гото вым фотографиям» | 1 | УП | л/р № 6 | Уметь: экспериментально определять треки заряженных частиц по гото вым фотографиям | оформить л/р | 6.04.12 | ||
57/5 | Состав атомного ядра. Массовое число, зарядовое число. Ядерные силы. | 1 | КУ | ПК. | СР-15 | Знать: понятия: массовое число, зарядовое число, общие сведения о ядерных силах Уметь: описывать состав ядра атома | § 71, вопросы Упр.53(1,2). | 10.04.12 | |
58/6 | Энергия связи. Дефект масс. | 1 | УОНМ | ПК. | Знать: понятия дефект масс, энергия связи, формулы дефекта масс, энергии связи Уметь: рассчитывать дефект масс, энергию связи | § 72,73, вопросы | 14.04.12 | ||
59/7 | Деление ядер урана. Цепная реакция. | 1 | КУ | Таблица «Деление ядер урана». | СР-15 | Знать: понятия цепная реакция, критическая масса, механизм деления ядер урана | § 74, 75, вопросы | 24.04.12 | |
60/8 | Л/р «Изучение деления ядер атома урана по фотографиям треков» | 1 | УП | л/р № 5 | Уметь: экспериментально определять деления ядер атома урана по фотографиям треков | оформить л/р | 27.04.12 | ||
61/9 | Ядерный реактор. Атомная энергетика. | 1 | УОНМ | ПК. | Знать: понятия ядерный реактор, принцип действия ядерного реактора | § 76,77, вопросы | 4.05.12 | ||
62/10 | Биологическое действие радиации. Закон ра диоактивного распада. Л/р «Измерение естественного радиационного фона дозиметром» | 1 | УП | ПК. | л/р | Знать: понятия поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза Уметь: экспериментально определять естественный радиационный фон дозиметром | § 78, вопросы | 8.05.12 | |
63/11 | Термоядерная реакция. | 1 | УОНМ | ПК. | Знать: понятия термоядерная реакция, условие осуществления термоядерной реакции, значение термоядерных реакций | § 79, вопросы | 11.05.12 | ||
64/12 | Обобщение темы « Строение атома и атомного ядра». | 1 | УОСЗ | ПК. | ТС-10 | Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулу | повторить § 65 – 79. | 15.05.12 | |
65/13 | Контрольная работа по теме «Строение атома и атомного ядра». | 1 | УПЗУ | Уметь воспроизводить и находить физические величины | 18.05.12 |
Сокращения, используемые в рабочей программе:
Типы уроков:
УОНМ — урок ознакомления с новым материалом.
КУ — комбинированный урок.
УОСЗ — урок обобщения и систематизации знаний.
УЗИМ — урок закрепления изученного материала.
УПЗУ — урок проверки знаний и умений.
УП — урок практикум
Виды контроля:
ТЗ — тренировочная работа
СР — самостоятельная работа.
КР — контрольная работа.
ТС – тестовая работа
Литература
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы основного общего образования.
3. Алексеева М. Н.Физика – юным. Книга для внеклассного чтения. - М.: Просвещение, 1980.
4. Волков В. А. Поурочные разработки по физике 9 класс. -М.: «Вако», 2005.
5. Кабардин О.Ф. Контрольные и проверочные работы по физике 7-11 классы. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2005.
6. Кириллова И. Г.Книга для чтения по физике. Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1986.
7. Куприн М. Я.Физика в сельском хозяйстве. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1985.
8. Ланина И. Я.Не уроком единым. Учебное издание. - М.: Просвещение, 1991.
9.Ланина И. Я.100 игр по физике. Учебное издание. - М.: Просвещение, 1995.
10. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1992.
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по физике в 9 классе учителя физики
Унчук И.Г.
Пояснительная записка
Общая часть
Физика как наука о наиболее общих законах природы , выступая в качестве учебного предмета в школе , вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире.
Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества , способствует формированию современного научного мировоззрения .Для решения задач формирования основ научного мировоззрения , развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний , а знакомству с методами научного познания окружающего мира , постановке проблем , требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению .
Цели изучения физики :
- освоение знаний о тепловых , электромагнитных и квантовых явлениях . величинах . характеризующих эти явления , законах . которым они подчиняются . о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира
-овладение умениями проводить наблюдения природных явлений , описывать и обобщать результаты наблюдений , использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц . графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости ; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов , принципов действия важнейших технических устройств , для решения физических задач ;
-развитие познавательных интересов , интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем , задач и выполнения экспериментальных исследований ; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами ;
-воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира , в необходимости разумного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества , уважения к творцам науки и техники ; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры ;
-применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни , для обеспечения безопасности .
Общеучебные умения , навыки и способы деятельности .
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предусмотрено формирование у школьников общеучебных умений и навыков , универсальных способов деятельности и ключевых компетенций . Приоритетами на этапе основного общего образования являются
Познавательная деятельность :
-использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов : наблюдения , измерения , эксперимента , моделирования ;
-формирование умений различать факты , гипотезы , причины , следствия , доказательства , законы , теории ;
-овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
-приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез .
Информационно – коммуникативная деятельность :
-владение монологической и диалогической речью , развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение ;
-использование различных источников информации .
Рефлексивная деятельность :
-владение навыками контроля и оценки своей деятельности , умение предвидеть возможные результаты своих действий ;
-организация учебной деятельности : постановка цели , планирование , определение оптимального соотношения цели и средств .
Распределение учебного времени , отведенного на изучение отдельных разделов курса
Основное содержание | 9 класс |
Законы взаимодействия и движения тел | 28 |
Механические колебания и волны. Звук | 11 |
Электромагнитное поле | 13 |
Строение атома и атомного ядра | 13 |
Итоговое повторение | 3 |
Резерв | 2 |
Всего | 70 |
Контрольные работы | 6 |
Лабораторные работы | 6 |
Основное содержание (70 час)
Механические явления (39 час)
Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости.
Неравномерное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение тел. Графики зависимости пути и скорости от времени.
Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения.
Явление инерции. Первый закон Ньютона. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.
Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил.
Сила упругости. Методы измерения силы.
Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Вес тела. Невесомость. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Сила трения.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии.
Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников.
Механические волны. Длина волны. Звук.
Демонстрации
Равномерное прямолинейное движение.
Относительность движения.
Равноускоренное движение.
Свободное падение тел в трубке Ньютона.
Направление скорости при равномерном движении по окружности.
Явление инерции.
Взаимодействие тел.
Зависимость силы упругости от деформации пружины.
Сложение сил.
Сила трения.
Второй закон Ньютона.
Третий закон Ньютона.
Невесомость.
Закон сохранения импульса.
Реактивное движение.
Изменение энергии тела при совершении работы.
Превращения механической энергии из одной формы в другую.
Механические колебания.
Механические волны.
Звуковые колебания.
Условия распространения звука.
Лабораторные работы и опыты
Измерение скорости равномерного движения.
Изучение зависимости пути от времени при равномерном и равноускоренном движении
Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения.
Измерение силы динамометром.
Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.
Сложение сил, направленных под углом.
Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.
Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.
Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения.
Исследование условий равновесия рычага.
Нахождение центра тяжести плоского тела.
Измерение кинетической энергии тела.
Измерение изменения потенциальной энергии тела.
Изучение зависимости периода колебаний маятника от длины нити.
Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.
Изучение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза.
Электромагнитные колебания и волны (13час)
Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция. Электрогенератор.
Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.
Свет - электромагнитная волна. Дисперсия света. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Демонстрации
Электромагнитная индукция.
Правило Ленца.
Самоиндукция.
Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.
Устройство генератора постоянного тока.
Устройство генератора переменного тока.
Устройство трансформатора.
Передача электрической энергии.
Электромагнитные колебания.
Свойства электромагнитных волн.
Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
Принципы радиосвязи.
Лабораторные работы и опыты
Изучение явления электромагнитной индукции.
Изучение принципа действия трансформатора.
Изучение явления распространения света.
Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.
Изучение свойств изображения в плоском зеркале.
Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.
Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
Получение изображений с помощью собирающей линзы.
Наблюдение явления дисперсии света.
Квантовые явления (13час)
Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.
Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа.
Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада. Методы регистрации ядерных излучений.
Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика.
Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Демонстрации
Модель опыта Резерфорда.
Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.
Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.
Лабораторные работы и опыты
Наблюдение линейчатых спектров излучения.
Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром.
Резерв свободного учебного времени ( 2час)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ
В результате изучения физики ученик должен
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
- смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля- Ленца , прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
- контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
- рационального применения простых механизмов;
- оценки безопасности радиационного фона.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по физике 7-9 классы по авторской программе А.В.Перышкин, Гутник.
Рабочая программа по физике составлена на основе примерной общеобразовательной программы федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по авторской программе А....
Рабочая программа 7-9 классы А.В. Перышкин ФКГОС-2004
Рабочая программа...
Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС), составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы
Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС), составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы + КТП...
Рабочая программа по физике для 9 класса по программе Перышкина и Гутник (3 часа в неделю)
Рабочая программа по физике для 9 класса, рассчитанная на 3 часа в неделю, соответствующая ФГОС...
Рабочая программа по физике. Автор учебника А.В. Перышкин, Е.М. Гутник "Физика 9".
Рабочая программа по физике. Автор учебника А.В. Перышкин, Е.М. Гутник "Физика 9"....
Рабочая программа по физике 9класс (3 часа в неделю) 1. А.В.Перышкин, Е.М.Гутник, Физика 9 класс, Москва: Дрофа, 2018-2019 гг.
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по физике. Примерная программа основного общего о...