Рабочие программы по физике 7-9 классы по авторской программе А.В.Перышкин, Гутник.
рабочая программа по физике по теме

Саврулина Юлия Сергеевна

Рабочая программа по физике составлена на основе примерной общеобразовательной программы федерального компонента государственного стандарта основного общего образования  по авторской программе А.В.Перышкин, Гутник..

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства. Содержит развернутое тематическое планирование.

В процессе обучения предполагается активное использование медиаресурсов школы и информационных технологий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmy_po_fizike_peryshkin.rar99.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение Карповская средняя общеобразовательная школа

Тюменцевского района Алтайского края

РАССМОТРЕНО

на заседании Педсовета

Протокол №  1

«_28_»_августа_2013г.

СОГЛАСОВАНО

Ответственный за  УВР

Ю.С Саврулина/________/

«____»_________20____г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор  школы

__Е.Е.Лисовол_/________/

«____»_________20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

физика

__7__КЛАСС,__базовый_УРОВЕНЬ

Разработана:

Саврулиной   Юлией

___Сергеевной________________ учителем__первой______________

квалификационной категории    

        

п. Карповский

2014


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по физике составлена на основе примерной общеобразовательной программы федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства.

Структура документа

Рабочая программа         по физике включает шесть разделов: пояснительную записку; учебно-методический план, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе, список литературы.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

• воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости

разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Место предмета в учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 204 учебных часа для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в VII, VIII и IX классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Резерв  в объеме 21 учебных часа, предусмотренной примерной программой согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации распределен следующим образом: 7 класс – 7 часов, из них 3 часа на повторение, 1 час на обобщение и 4 часа на решение задач; 8 класс – 7 часов, из них 1 час на обобщение, 2 часа на повторение и 4 часа на решение задач; 9 класс – 7 часов, из них 2 часа на повторение, 1 час на самостоятельную работу и   4 часа на решение задач.

Рабочая программа рассчитана на 204 учебных часов.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

• использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

• формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

• овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

• приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

• владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

• владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

• организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий и законов.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса (базовый уровень)
должны знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент
    полезного действия;
  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

должны уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы; 
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов; 
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

владеть ключевыми, общепредметными и предметными компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой; способны решать следующие жизненно-практические задачи: использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды, рационального применения простых механи 


                  ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение  и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4»- если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3».

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.

ПЕРЕЧЕНЬ ОШИБОК

 Грубые ошибки

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц измерения.
  2. Неумение выделить в ответе главное.
  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений.
  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчёты, или использовать полученные данные для выводов.
  6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
  7. Неумение определить показание измерительного прибора.
  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки

  1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
  4. Нерациональный выбор хода решения.

Недочёты

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы в вычислении, преобразовании и решении задач.
  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.

 

      (   Методическое пособие для  учителей физики. МИОО )

Литература для учителя 
1. «Поурочные разработки по физике. 7 класс», В. А. Волков, С. Е. Полянский, 2009 г.
2. «Сборник задач и упражнений по физике. 7 класс», Л. А. Прояненкова, Г. П. Степанова, И. Я. Крутова, 20010 г.
3. Качественные задачи по физике в 6-7 классах, М. Е. Тульчинский, 1976 г.
4. «Физика-7. Самостоятельные и контрольные работы», Л. А. Кирик, 2006 г.
5. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе, ч. 1, под ред. А. А. Покровского, 1979 г.
6. Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»  
7. Журнал «Физика в школе»
Для учащихся:
1. Учебник «Физика-7», А. В. Перышкин, 2005 г.
2. Физика 7. Рабочая тетрадь, А. В. Перышкин, 2005 г.
3. Сборник задач по физике, В. И. Лукашик, 2001 г.

В процессе обучения предполагается активное использование медиаресурсов школыи информационных технологий. В школьной медиатеке имеются следующие диски, способствующие не только повышению интереса учащихся к предмету, но и обеспечивающие повторение всего курса:
1. Физика. Виртуальный учебник. «Уроки Кирилла и Мефодия» 7кл
2. Физика в картинках.
3. Электронный задачник по физике.
4. Живая физика.
5. Открытая физика.
6. Репетитор по физике.


Наглядные пособия

Наименование

Кол-во

Механика

Прибор для демонстрации растяжения

1

Легкодвижные тележки

4

Динамометр демонстрационный

2

Динамометр учебный

10

Комплект по механике для практикума

1

Пистолет баллистический

5

Прибор по кинематике и динамике

2

Прибор для демонстрации обтекания тел

1

Динамометр проекционный

1

Держатель со спиральной пружиной

1

Демонстрационный манометр

1

Весы учебные

6

Набор грузов по 100г

5

Наборы для

Молекулярная физика и термодинамика

Отливной сосуд

1

Вакуумная тарелка

1

Сообщающиеся сосуды

3

Прибор для изучения газовых законов

2

Барометр -анероид

3

Манометр

1

Тематическое планирование по физике в 7 классе в  2014  - 2015   учебном году

№ п/п

Кол-во

час

Тема урока

Содержание урока

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Домашнее задание

Примечание

4

Введение

1/1

Вводный инструктаж по ТБ

Что изучает физика

Физические термины. Наблюдения и опыты.

Вводный инструктаж по ТБ в физкабинете.

Знакомство с учебником физики. Как работать с учебником. Требования к ведению тетрадей.

Объяснение учителя §. 1.

Демонстрации: Скатывание шарика, колебания мятника, выстрел из пистолета, звучание камертона, свечение лазерной лампочки, «Бумажные человечки»,

Притяжение тел к магниту

Объяснение учителя §. 2,3

Решение задач №1-5-Л

* Задача 1

Правила техники безопасности в физкабинете.

Понятия: физика, явление.

Факты: задача физики, виды физических явлений  

Приводить примеры физических явлений. Определять вид физических явлений.

Понятия: материя, физическое тело, вещество.

Факты: источники физических знаний.

Приводить примеры веществ и физических тел.

Решение задач №1-5-Л

* Задача 1

тест

§. 1-3

1/2

Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерения.

Объяснение учителя .§ 4,5

Определение цены деления, показания, погрешности приборов: линейка, термометр, гальванометр

Задачи №17, 31-Л

Понятия: цена деления прибора, погрешность измерения

Определять цену деления физического прибора, показание и абсолютную погрешность прибора.

Записывать показание прибора с учетом погрешности

Фронт.опр

§. 4,5

Упр.1 (2)

Зад. 1(1)

1/3

Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ.

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора»

Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ. Знакомство с оформлением лабораторных работ.

Выполнение работы №1 под руководством учителя.

Правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ.

Понятия: цена деления прибора, погрешность измерения

Определять цену деления физического прибора, показание и абсолютную погрешность прибора.

Записывать показание прибора с учетом погрешности

л/р

1/4

. Физика и техника

Самостоятельное изучение
§. 6

§. 6, выпи-сать откры-тия ученых

6

Первоначальные сведения о строении вещества

2/1

Строение вещества. Молекулы

Объяснение учителя §. 7,8

Демонстрации: Нагревание шарика.

Задачи. №43, 54 - Л

Понятия: молекула, атом.

Факты: важность знания строения вещества, опытные доказательства молекулярного строения вещества

Объяснять физические явления на основе знаний о строении вещества

Задачи. №43, 54 - Л Фронт.опр

§. 7, 8

2/2

Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»

Выполнение лабораторной работы под руководством учителя.

Уметь измерять размеры малых тел способом рядов

л/р

§. 7, 8

* №42 -Л

2/3

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

Объяснение учителя §. 9

Демонстрации: Диффузия в газах, диффузия в жидкостях

Задачи №56, 60, 61, 63 - Л

Понятие: диффузия

Факты: механизм диффузии, значение диффузии в природе и технике, быту; связь температуры и скорости протекания диффузии Объяснять физические явления на основе знаний о диффузии

Фронт.опр

§. 9, стр23 задание 2

2/4

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Объяснение учителя §. 10 Задачи № 70, 79, 81, 75 –Л

Факты: притяжение и отталкивание молекул Объяснять  физические явления на основе знаний о взаимодействии молекул

.Зад № 70, 79, 81,

§. 10

Упр. 2

2/5

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении газов, жидкостей и твердых тел

Самостоятельное изучение §. 11, 12

Заполнение таблицы сравнительной характеристики газов, жидкостей и твердых тел

Решение задач №94, 85 -Л

Факты: различия в молекулярном строении газов, жидкостей и твердых тел Объяснять физические явления на основе знаний о различии в строении газов, жидкостей и твердых тел.

Фронт.опр

§. 11, 12 Повт. §. 1-10

2/6

Урок-игра «Что? Где? Когда?»

Повторение материала, решение задач по теме «Введение», «Строение вещества» в игровой форме

Факты: строение вещества, вклад ученых в науку, виды физических явлений

Понятия: молекула, диффузия, цена деления прибора, абсолютная погрешность, вещество, физическое тело Объяснять физические явления на основе знаний о строении вещества

Определять показание приборов, объемы тел правильной и неправильной формы, площади поверхности

Баллы получ. в игре

22

Взаимодействие тел

3/1

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

Объяснение учителя §. 13

§. 14

Задачи на перевод единиц пути и времени в СИ

Самостоятельная работа «Строение вещества»

Понятия: путь, траектория, механическое движение, равномерное движение, неравномерное движение Приводить примеры механического равномерного, неравномерного движения, переводить единицы пути и времени в СИ

Фронт.опр

§. 13,14

Упр. 3

3/2

Скорость

Объяснение учителя §. 15

Задачи на перевод единиц скорости в СИ, расчет скорости тел

Решение задач упр 4(3)

Понятия: скорость, векторная величина, скалярная величина, Формулы скорости и средней скорости Переводить единицы  скорости в СИ

Рассчитывать скорость движения тел

тест

§. 15

Упр. 4 (1,4)

3/3

Расчет пути и времени движения

Изучение §. 16

Знакомство с оформлением расчетных задач. Решение типовых задач на расчет пути, времени и скорости движения, построение графиков скорости и движения

Формулы пути и времени движения Правильно оформлять расчетные задачи

Решать задачи на расчет пути, времени, скорости движения, строить графики скорости и движения

тест

§. 16,

повт. §. 7-15

Упр. 5(2,4)

3/4

Решение задач по теме «Строение вещества», «Механическое движение»

Качественные задачи на применение знаний о строении вещества: №62, 79, 93 - Л

Расчетные задачи на расчет характеристик движения. №128 -Л Построение графиков.

Самостоятельная работа «Механическое движение»

Факты: строение вещества

Формулы скорости, времени, пути движения

Объяснять физические явления на основе знаний о строении вещества.

Рассчитывать скорость, время, путь

с/р

Повт . §. 7-16

№117-Л

* №130-Л

3/5

Закрепление и обобщение знаний по теме «Строение вещества», «Механическое движение»

Контроль ЗУН

Самостоятельное выполнение работы по вариантам

Факты: строение вещества

Формулы скорости, времени, пути движения

Объяснять физические явления на основе знаний о строении вещества.

Рассчитывать скорость, время, путь

К/р

3/6

Инерция

Анализ контрольной работы.

Объяснение учителя §. 17

Задачи №131, 132, 146 – Л

Понятие инерция Объяснять физические явления на основе знаний об инерции

Фронт.опр

§17

№144-Л

3/7

Взаимодействие тел. Масса тел

Объяснение учителя §. 18-19

Задачи на перевод единиц массы в СИ

Задачи: №127, 120,132- Л, упр. 6(2)

Понятия: инертность, масса Объяснять физические явления на основе знаний об инертности тел, массе тел

Переводить единицы массы в СИ

Задач№127, 120,132- Л,

§18, 19

Упр 6 (1,3)

3/8

Измерение массы тела на весах.

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Самостоятельное изучение §. 20

Выполнение лабораторной работы под руководством учителя

Устройство рычажных весов.

Правила взвешивания Измерять массу тел с помощью рычажных весов.

Л/р

§. 19, 20

3/9

Понятие объема.

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тел»

Объяснение учителя: объем, формулы объемов тел, единицы объема

Задачи на перевод единиц объема в СИ

Выполнение лабораторной работы под руководством учителя

Понятие объем

Формулы объема куба, цилиндра, параллелепипеда,

Соотношения между единицами объема

Переводить единицы объема в СИ

Определять объемы тел правильной и неправильной формы

Л/р

Найти объем спичечного коробка,учебника

3/10

Плотность вещества

Объяснение учителя §. 21

Решение типовых задач на расчет плотности вещества

Понятие плотность

Факты: единицы плотности, прибор для измерения плотности, физический смысл плотности

Формула плотности Переводить единицы плотности в СИ

Решать задачи на расчет плотности тел

Тест

§. 21

Упр. 7 (1,3,4, *5)

3/11

Расчет массы и объема тела по его плотности

Объяснение учителя §. 22

Решение типовых задач на расчет объема и массы тел

Формулы массы и объема тела Решать задачи на расчет массы и объема тел

Тест

§. 22

Упр. 8

3/12

Урок-путешествие в сказку

Решение качественных и расчетных задач в игровой форме

Понятия: инерция, масса, плотность

Формулы плотности, массы, скорости

Факты: строение вещества

Объяснять физические явления на основе знаний о строении вещества

Рассчитывать скорость тел, плотность веществ

Баллы

Сочинить сказку с физическим содержанием

3/13

Сила.

Самостоятельная работа по теме «Плотность»

Объяснение учителя § 23

Разноуровневая самостоятельная работа «Плотность»

Понятия: сила, деформация

Факты: причина изменения скорости, причина деформации Объяснять физические явления на основе знаний о силе

Фронт.опр

С/р

§ 23

3/14

Явление тяготения. Сила тяжести

Самостоятельное изучение § 24

Понятия: сила тяжести, всемирное тяготение

Факты: направление силы тяжести, зависимость силы тяжести от массы тела Объяснять физические явления на основе знаний о всемирном тяготении, о силе тяжести

Тест

§ 24

3/15

Сила упругости. Закон Гука. Вес тела

Объяснение учителя § 25

Самостоятельное изучение §26

Понятия: вес тела, сила упругости

Закон Гука

Факты: направление веса тела, силы упругости, зависимость веса тела от массы тела Объяснять физические явления на основе знаний о силе упругости

Фронт.опр

Тест

§ 25, 26

3/16

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

Объяснение учителя §27

Решение типовых задач на расчет силы тяжести, веса тела, изображения сил на чертеже в выбранном масштабе

Формулы силы тяжести, веса тела

Физический смысл 1 Н Рассчитывать силу тяжести, вес тела

Изображать вес тела, силу тяжести на чертеже в выбранном масштабе

Фронт.опр

§27

Упр. 9
(2-4)

3/17

Динамометр.

Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

Фронтальное изучение §28

Выполнение лабораторной работы по инструкции под руководством учителя

Устройство, назначение , виды динамометров Градуировать пружину, измерять силы с помощью динамометра

Л/р

§28

Упр. 10

3/18

Сложение двух сил. Равнодействующая сила.

Объяснение учителя §29

Демонстрация. Равнодействующая сила.

Решение упр. 11 (2), 310, 313-Л

Понятие равнодействующая сила   Формулы равнодействующей силы Находить модуль и направление равнодействующей силы

Фронт.опр

§29

Упр. 11 (1,3)

3/19

Сила трения. Трение покоя.

Объяснение учителя §30,31

Демонстрации. Сила трения качения, скольжения, измерение силы трения

Решение задач №319, 327, 341, 317, 318, 304 -Л

Понятия: сила трения

Факты: виды сил трения, причины возникновения силы трения, способы уменьшения трения, соотношение между видами силы трения Объяснять физические явления на основе знаний о силе трения

Измерять силу трения

Реш.задач №319, 341, 317, 318, 304 -Л

§30, 31

Повт. 21-29

3/20

Трение в природе и технике

Решение задач по теме «Взаимодействие тел»

Физический диктант.

Самостоятельное изучение §32, заполнение таблиц «Польза и вред трения», «Увеличение и уменьшение трения»

Решение типовых задач на расчет плотности, силы тяжести, массы и объема тел

Факты: польза и вред трения, способы увеличения и уменьшения трения Решать задачи на расчет массы, объема тел, силы тяжести

§17-31

Задачи в тетр.

3/21

Закрепление и обобщение знаний  по теме «Взаимодействие тел»

Самостоятельное выполнение работы по вариантам

Формулы массы, объема, плотности тела, веса тела, силы тяжести Рассчитывать массу, объем, плотность тел, вес, силу тяжести

Изображать силы на чертеже в выбранном масштабе

Объяснять физические явления на основе знаний о силе трения, об инерции

К/р

Рассказ «Мир, в котором нет трения»

3/22

Урок-игра презентация «Звездный час» по теме «Строение вещества», «Взаимодействие тел»-

Повторение материала в игровой форме.

Решение типовых качественных и расчетных задач

Формулы, единицы скорости, времени, массы, объема тела, силы тяжести, веса

Понятия: инерция, трение, сила, диффузия

Факты: строение веществаЧитать графики скорости и движения

Переводить единицы массы, скорости, времени, пути в СИ

Рассчитывать характеристики механического движения

Объяснять физические явления на основе знаний о строении вещества

Баллы

Повт. §8-30

21

Давление жидкостей, газов и твердых тел

4/1

Повторный инструктаж по ТБ в физкабинете

Давление. Способы увеличения и уменьшения трения

Повторный инструктаж по ТБ в физкабинете

Объяснение учителя §33

Самостоятельное изучение п 34

Решение типовых задач на расчет давления твердых тел: №130-К

Правила ТБ

Понятия: давления

Формула давления

Факты: физический смысл 1 Па, способы увеличения и уменьшения давления Переводить единицы давления в СИ

Рассчитывать давление твердых тел

Тест

§33, 34

Упр. 12 (1,2, *3)

4/2

Давление газа

Объяснение учителя §35

Решение задач: №377, 386, 382, 363-Л

Факты: механизм возникновения давления в газах, зависимость давления газов от температуры, объема сосуда, числа молекул Объяснять физические явления на основе знаний о давлении газов

Давление в газе и жидкости. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

§35

4/3

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

Объяснение учителя §36

Демонстрация. Закон Паскаля

Решение задач: упр. 14(2), №395, 403 -Л

Самостоятельная работа по теме «Давление твердых тел»

Доклад учащихся «Блез Паскаль»

Закон Паскаля Объяснять физические явления на основе закона Паскаля

Решение задач: упр. 14(2), №395, 403 -Л

§36

4/4

Давление в газе и жидкости. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

Объяснение учителя§37, 38

Решение задач: упр. 15(1), 437 –Л

Формула давления жидкости на дно и стенки сосуда Рассчитывать давление жидкости на дно и стенки сосуда

§37, 38

Упр. 15(1, *3)

4/5

Сообщающиеся сосуды

Объяснение учителя §37

Демонстрация. Свойство сообщающихся сосудов

Презентация  «Сообщающиеся сосуды»

Решение задач упр. 16(1)

Факты: свойство поверхности сообщающихся сосудов Объяснять физические явления на основе знаний о сообщающихся сосудах

§ 33-39, 22,27

Упр. 16(2)

4/6

Решение задач по теме «Давление жидкостей, газов и твердых тел»

Физический диктант.

Решение типовых задач: №355, 416 , 364 -Л

Формулы давления твердого тела, жидкости

Единицы давления, силы, площади Объяснять физические явления на основе знаний о давлении тел

Рассчитывать давление твердых тел, давление жидкостей

Ф/д

Повт§22, 27, 33-39

4/7

Закрепление и обобщение знаний по теме «Давление жидкостей, газов и твердых тел»

Самостоятельное выполнение работы по вариантам

Формулы давления твердого тела, жидкости

Единицы давления, силы, площади

Факты: зависимость давления тела от площади опоры, давления жидкости от глубины Объяснять физические явления на основе знаний о давлении тел

Рассчитывать давление твердых тел, давление жидкостей

К/р

4/8

Вес воздуха. Атмосферное давление

Почему существует воздушная оболочка Земли

Анализ контрольной работы

Объяснение учителя §40

Самостоятельное изучение § 41

Решение задач зад .10

Понятии: атмосфера, атмосферное давление Объяснять физические явления на основе знаний об атмосферном давлении

§40, 41

4/9

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид

Объяснение учителя §42

Самостоятельное изучение п. 43

Оборудование: плакаты, барометр Демонстрация «Заколдованная вода»

Решение задач: упр. 19(1), 19(4)

Соотношение между мм рт ст и Па

Устройство, назначение и принцип действия барометра-анероида Измерять атмосферное давление с помощью барометра

Переводить единицы атмосферного давления

§42, 43

Упр. 19(2,3)

4/10

Атмосферное давление на разных высотах. Манометры

Объяснение учителя §44

Самостоятельное изучение п. 45

Оборудование : плакаты, манометр

Решение задач: упр. 21 (20, 454, 478 – Л, №147-К

Устройство, назначение и принцип действия манометров

Понятие нормальное атмос-ферное давление

§44, 45

Упр. 21 (1,3, *4)

4/11

Гидравлический пресс. Поршневой жидкостный насос.

Объяснение учителя §46

Самостоятельное изучение п. 47

Оборудование плакат

Решение задач №407, 405-Л

Устройство и принцип действия гидравлических машин, поршневого жидкостного насоса

Формула гидравлической машины

Понятие выигрыш в силе Решать задачи на применение формулы гидравлической машины

§46, 47

Упр. 23

4/12

Урок-игра «Поиск слагаемых успеха» по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

Повторение материала в игровой форме

Формулы: давление твердого тела, давление жидкости, вес тела, гидравлической машины Рассчитывать давление газов, жидкостей и твердых тел

Рассчитывать характеристики гидравлических машин

Повт. §33 -47

4/13

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело Самостоятельная работа по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

Объяснение учителя §48

Решение задач №527, 532-Л

Самостоятельная работа по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

Понятие выталкивающая сила

Факты: направление выталкивающей силы, формула выталкивающей силы Объяснять физические явления на основе знаний о выталкивающей силе

§48,

Подг. доклады

4/14

Архимедова сила

Доклады учащихся: «Архимед», «Легенда об Архимеде»

Объяснение учителя §49

Демонстрация Архимедова сила

Решение задач: №536-Л, упр. 24

Формула архимедовой силы Решать задачи на расчет архимедовой силы

§48, 49

Упр. 24(3)

*зад. 14

4/15

Лабораторная работа № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Выполнение работы под руководством учителя

Вычислять архимедову силу экспериментально

§48, 49

Подг. доклад о Мертвом море

4/16

Плавание тел. Плавание судов.

Объяснение учителя §50

Доклад «Мертвое море»

Составление плана по §51

Решение задач: № 520-Л, упр. 25

Факты: условия плавания тел Объяснять физические явления на основе знаний о плавании тел

§50, 51

Упр. 25 (2,4,5)

4/17

Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

Выполнение работы под руководством учителя

Решение задач №548-Л

Формулы веса тела, архимедовой силы Измерять массу тел

Вычислять вес тела, архимедову силу

§50, 51

*№549-Л

4/18

Воздухоплавание

Объяснение учителя п. 52

Решение задач №567, 544-Л

Понятие подъемная сила

Условие воздухоплавания Рассчитывать подъемную силу воздушного шара

Повт. §§27, 48-52

4/19

Решение задач по теме №Давление газов, жидкостей и твердых тел»

Тестовая работа

Решение типовых задач на расчет архимедовой силы, подъемной силы

Формулы архимедовой силы, подъемной силы

Факты: условие плавания тел Рассчитывать архимедову силу, подъемную силу

Объяснять физические явления на основе знаний об архимедовой силе, плавании тел

Повт. §§27, 48-52

Зад. В тетр.

4/20

Закрепление и обобщение знаний по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

Самостоятельное выполнение работы по вариантам

Повт.§27, 48-52

Зад. В тетр.

4/21

Урок-путешествие на остров Эврика

Повторение материала в игровой форме

11

Работа, мощность, энергия

5/1

Механическая работа

Объяснение учителя §53

Решение задач упр. 28(4), №589-Л, №570б-Л

Понятия: механическая работа, положительная работа, отрицательная работа

Формула работы

Факты6 условие совершения работы Рассчитывать работу сил.

Переводить единицы работы

Определять условие совершения работы

§53

Упр. 28(1,3)

5/2

Мощность

Объяснение учителя §54

Решение задач №609, 613, 617-Л, упр. 29(3)

Понятие мощность

Формулы мощности

Единицы мощности Рассчитывать мощность машин и механизмов

§53, 54 Упр. 29(1,5, *4)

5/3

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге

Самостоятельная работа по теме «Работа и мощность»

Самостоятельное изучение §55

Объяснение учителя §56

Демонстрация Равновесие рычага

Самостоятельная работа по вариантам (3 уровня сложности)

Понятия: простые механизмы, рычаг, плечо силы

Условие равновесия рычага (правило Архимеда)

§55, 56

5/4

Момент силы

Рычаги в природе, технике, быту

Объяснение учителя § 57

Решение задач на применение правила Архимеда, правила моментов

Рассчитывать момент силы

Решать задачи на применение правила Архимеда, правила моментов

§57, 58

№5 с. 145

5/5

Лабораторная работа №9 «Выяснение условия равновесия рычага»

Выполнение лабораторной работы под руководством учителя

Понятия: рычаг, плечо силы

Правило Архимеда, правило моментов Измерять плечо силы, силу

Рассчитывать момент силы

§58

5/6

Применение закона равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики

Объяснение учителя §59

Демонстрации Неподвижный блок, выигрыш в силе подвижного блока

Самостоятельное изучение п. 60

Решение задач упр. 31(1)

Понятия: блок, неподвижный блок, подвижный блок

«Золотое правило» механики

Факты: выигрыш в силе и применение блоков Решать задачи на применение «золотого правила» механики

§59,60

5/7

КПД.

Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Объяснение учителя §62

Выполнение лабораторной работы под руководством учителя

Понятие КПД, полезная работа, полная работа

Формула КПД

Факты: физический смысл КПД Определять КПД наклонной плоскости

§61

5/8

Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия

Объяснение учителя §63, 64

Решение задач: упр. 32 (3)

Понятия: энергия, кинетическая энергия, потенциальная энергия

Формулы кинетической и потенциальной энергии

Факты: связь работы и изменения энергии Определять вид энергии, которой обладает тело

Рассчитывать кинетическую и потенциальную энергию

§62, 63

Упр. 32 (1, 4, *2)

5/9

Превращение одного вида механической энергии в другой. Решение задач по теме «Работа, мощность, энергия»

Объяснение учителя § 64

Решение задач: упр. 33 (1, 3)

Решение типовых задач (подготовка к контрольной работе)

Правило Архимеда

Формулы работы, мощности, потенциальной, кинетической энергии Приводить примеры превращения энергии в природе

§53 -64

Зад в тетр.

5/10

Закрепление и обобщение знаний по теме «Работа, мощность, энергия»

Самостоятельное выполнение работы по вариантам

Правило Архимеда

Формулы работы, мощности, потенциальной, кинетической энергии Рассчитывать работу, мощность механизмов

Решать задачи на применение правила Архимеда

Повт§§
1-12

4

Итоговое повторение

6/1

Повторение материала по теме «Строение вещества»

Анализ контрольной работы

Физический диктант

Решение задач на применение знаний о строении вещества,

Факты: строение вещества, виды явлений

Понятия: диффузия, молекула, вещество, материя, погрешность измерения, цена деления Объяснять физические явления на основе знаний о строении вещества

Определять показание и погрешность измерения величин

Повт. §§13-32

6/2

Повторение материала по теме «Взаимодействие тел»

Тестовая работа

Решение задач №15 а – К

Расчет характеристик движения, построение графиков скорости и движения

Расчет силы тяжести, веса

Формулы скорости, пути, времени движения, веса тела, силы тяжести, массы, плотности Рассчитывать характеристики механического движения, вес тела, силу тяжести, плотность, массу тела

Строить графики скорости и движения

Изображать силы на чертеже в выбранном масштабе

Повт. §§. 33-52

6/3

Повторение материала по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

Тестовая работа

Решение задач на расчет давления твердого тела, выталкивающей силы

Формулы давления твердого тела, давления жидкости на дно и стенки сосуда, архимедовой силы Рассчитывать давление тел, жидкостей, выталкивающую силу

Упр. 12 (4)

Упр. 24 (3)

6/4

Урок-игра «Поиск слагаемых успеха» по теме «Работа, мощность, энергия»

Повторение материала

Решение типовых задач

Правило Архимеда

Формулы работы, мощности, потенциальной, кинетической энергии, момента силы

6/5

Урок-путешествие на остров Эврика

Повторение материала в игровой форме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по физике.7-9 класс.Авторская программа А.В.Грачёва,В.А.Погожева,А.В.Селиверстова

Учебник нового поколения авт. А.В. Грачев, В.А. Погожев и др. находится в перечне Допущенных учебников Министерством образования . Я участвовала в Федеральном эксперименте по апробации этого учебника ...

Рабочая программа по физике 7 класс к учебному пособию авторов Е. М. Гутник, А. В. Перышкин. По ФГОСу.

Рабочая программа, тематическое и поурочное планирование изучения физики в 7 классе составлена по программе А.В.Перышкин, Е.М.Гутник для основной общеобразовательной  школы с учетом ФГОС. Изучени...

Рабочая программа по физике 8 класс к учебному пособию авторов Е. М. Гутник, А. В. Перышкин. По ФГОСу.

Рабочая программа, тематическое и поурочное планирование изучения физики в 8 классе составлена по программе А.В.Перышкин, Е.М.Гутник для основной общеобразовательной  школы с учетом ФГОС. Изучени...

Рабочая программа по физике 9 класс к учебному пособию авторов Е. М. Гутник, А. В. Перышкин. По ФГОСу.

Рабочая программа, тематическое и поурочное планирование изучения физики в 9 классе составлена по программе А.В.Перышкин, Е.М.Гутник для основной общеобразовательной  школы с учетом ФГОС. Изучени...

авторская программа по физике 7-9 кл Е.М.Гутник и А.В. Перышкин

Авторская программа по физике VII -IX кл. Е.М. Гутник и А.В. Перышкин...

Рабочая программа по физике для 9 класса по программе Перышкина и Гутник (3 часа в неделю)

Рабочая программа по физике для 9 класса, рассчитанная на 3 часа в неделю, соответствующая ФГОС...

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» составлена на основе авторской программы А.В. Перышкина, Н.В. Филонович, Е.М., Е.М. Гутник «Программа основного общего образования. Физика. 7-9 классы»,

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» составлена на основе авторской программы А.В. Перышкина, Н.В. Филонович, Е.М., Е.М. Гутник «Программа основного общего образования. Фи...