Урок по физике в 9 классе
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме
Урок - обобщение по физике в 9 классе по теме: "Законы Ньютона" с элементами проблемного урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Шашлова Татьяна Александровна,
учитель физики высшей категории,
победитель ПНПО 2007 года
МОУ – СОШ пос. Чайковского
Клинского района Московской области
215-917-471
План учебного занятия в 9 классе
Тема учебного занятия «Законы Ньютона и их практическое применение»
Вид учебного занятия: урок-повторение пройденного материала.
Цель занятия: обобщить и закрепить знания, полученные при изучении законов Ньютона, научить видеть проявление изученных закономерностей в окружающей жизни, совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач, расширить кругозор учащихся сведениями из истории жизни великих учёных.
Задачи урока:
- содействие развитию у школьников умений использовать полученные методы познания мира – наблюдения, гипотеза, эксперимент, теория;
- развитие у учащихся коммуникативных способностей – вести беседу, вступать в - дискуссию, работать парами;
- продолжить работу по формированию умений сравнивать явления, делать выводы и обобщения;
- создавать условия для развития у школьников умения формулировать проблему, предлагать пути ее решения.
Оборудование: две легкоподвижные тележки и длинный шарф; динамометры лабораторные; набор оборудования L-микра по механике; внутренний стакан калориметра, спичечный коробок и линейка; шар и лист бумаги.
Ход урока
Эпиграф к уроку: Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше!
Исаак Ньютон
Механика – очень важный раздел физики. В настоящее время вы познакомились с двумя ее подразделами: кинематикой и динамикой. Законы, изученные в механике, позволяют объяснять как движение тел, окружающих нас на Земле, так и движение тел во Вселенной. Сегодня мне бы хотелось вместе с вами повторить, что вам известно по этим разделам и применить ваши знания для объяснения некоторых опытных фактов и задач. Поэтому тема нашего урока-повторения "Законы Ньютона их практическое применение".
Так как на предыдущих уроках у вас уже появились основные записи в тетрадях, сегодня мы будем записывать только решение некоторых задач на тех листах, что приготовлены у вас на партах.
Люди очень давно задумались над систематизацией знаний и вывода законов движения тел. Все началось до нашей эры и большая заслуга в этом принадлежит Аристотелю. Я знаю, что к этому уроку вы подготовили дополнительный материал об этом ученом. Я передаю вам слово <Приложение 1>
Давайте обратим внимание на основной принцип динамики Аристотеля: «Все, что находится в движении, движется благодаря воздействию другого».
Ребята, а как считаете вы? (ответы учащихся)
Шашлова Татьяна Александровна
215-917-471
Проверим ваши гипотезы: заставим двигаться шар по поверхности стола. Каким будет его движение? Изменяется ли его скорость? Какие действия привели к этому? А если эти действия совсем убрать?
Вывод: не всегда другое тело может быть причиной движения.
Давайте вспомним, какой закон Ньютона утверждает это (1 закон Ньютона, его формулировка).
Я знаю, что ребята подготовили интересные факты из жизни Исаака Ньютона. Предлагаю послушать их сообщения и что-то взять себе на заметку. <Приложение 2>
Вернемся к нашему выводу и подумаем: если сила не является причиной движения, то, что она тогда вызывает? (ответы учащихся).
Вывод: сила является причиной ускорения, она определяет величину и направление ускорения.
Теперь вспомним, как зависит ускорение от силы? (ответы учащихся: ускорение пропорционально действующей силе).
Предлагаю вам проверить данную зависимость с использованием следующей установки: имеется наклонная плоскость, каретка и электронный секундомер. Каретку будем пускать из состояния покоя, измеряя путь и время, и каждый раз вычислять ускорение (напомните мне формулу из кинематики как найти ускорение, зная путь и время, при условии, что тело движется без начальной скорости - ). Величину силы на данном этапе в этой задачи мы точно определить не сможем, мы ее будем только изменять (предложите как?). Все выводы и значения мы запишем в тетрадь, заполнив вот эту таблицу:
№ опыта | F | S, м | t, с | a, м/с2 |
1. | 0,3 | |||
2. | ||||
3. |
Вывод: мы еще раз с вами подтвердили на опыте, что с изменением силы изменяется ускорение.
Но только ли от силы зависит ускорение? (ответы учащихся).
Что характеризует масса? Давайте обратимся к опыту. Для изменения скорости движения любому телу требуется действие силы в течение какого-то промежутка времени. Если этот промежуток слишком мал, то тело не успевает изменить скорость движения. Я предлагаю это пронаблюдать на следующих опытах: спичечный коробок, стакан, линейка – если резко выбить коробок из-под стакана, то стакан останется на месте; лист бумаги с шаром – резко выдергиваем лист и шар остается в покое; стакан, картонка, груз – резко выдергиваем картон и груз падает в стакан.
Вывод: свойство тел, заключающееся в том, что для изменения скорости тела требуется время, называется инертностью.
Это такое свойство у тел «откликаться» определенным ускорением на действие, подобно тому, как вы отзываетесь на свое имя, но этот отклик зависит от самого тела (кто-то реагирует быстрее, кто-то медленнее).
Шашлова Татьяна Александровна
215-917-471
Исходя из наших рассуждений, можно сделать вывод, что ускорение зависит не только от силы, но еще и от массы.
Давайте вспомним, какой закон Ньютона утверждает это (2 закон Ньютона, его формулировка).
В ходе нашей сегодняшней беседы у меня возник вопрос, при какой силе движение будет с постоянным ускорением? Должна ли она изменяться или остается постоянной? (ответы учащихся).
Вывод: движение будет равноускоренным, если сила остается постоянной, а если изменяется значение силы или ее направление, то движение будет переменным.
Ребята, под силой, сообщающей телу ускорение понимают равнодействующую всех сил, действующих на тело, т.к. оно одновременно может взаимодействовать с несколькими телами. Таким образом, равнодействующая сила – это геометрическая сумма всех сил.
Я предлагаю дома прокомментировать с точки зрения физики строки басни Крылова «Лебедь, рак и щука» «…а воз и ныне там…», когда лебедь рвется в облака, рак пятится назад, а щука тянет в воду. Возможно ли такое, если да, то когда?
А сейчас, чтобы проверить, как вы запомнили и уяснили второй закон Ньютона, я предлагаю решить графическую задачу.
На рисунке представлен график зависимости проекции скорости от времени. Объясните, в какие промежутки времени сумма всех сил, действующих на тело: а) равна нулю; б) не равна нулю. Как была направлена сила по отношению к скорости движения в промежутках времени от 0 до 2с и от 5с до 8с? Рассчитать силу, действующую на каждом участке, при условии, что масса тела 5 кг. (Решение задачи на доске).
Вывод: на примере этой задачи мы еще раз убедились, что направление силы и скорости движения совпадает не всегда, но ускорение всегда направлено в сторону действия силы. Это еще раз подтверждает, что сила определяет не скорость, а ее изменение.
Ребята, давайте прервемся на рекламную паузу, немного отдохнем, покатаемся на чудо-роликах, а заодно вспомним еще один закон Ньютона. Предлагаю встать на легкоподвижные тележки двух молодых людей и взяться за шарф. Один будет катать другого. Ладно, ты (1 ученик) катаешь (2 ученик), а сам-то ты куда поехал? Почему? Какой закон это объясняет? (3 закон Ньютона, его формулировка).
Предлагаю его проверить самим экспериментально, работая, в парах друг с другом. Соединяем динамометры, и один тянет другого. Обратите внимание на возникшие силы? Какие они? Какими особенностями обладают?
Шашлова Татьяна Александровна
215-917-471
(вспоминаем с учащимися 5 особенностей, которые должны быть прописаны в 3 законе Ньютона: силы появляются только парами, одной природы, приложены к разным телам, равны по модулю, направлены в противоположные стороны вдоль одной прямой).
Ребята, (имя ученика) отталкивается от Земли с силой 30 Ньютонов, а как вы считаете, Земля (имя ученика) отталкивает? А с какой силой?
Может кто-нибудь из вас вспомнит мне народную формулировку 3 закона Ньютона? Это пословица, очень известная – как аукнется, так и откликнется.
Все свои законы Ньютон впервые изложил в труде «Математические начала натуральной философии». Послушаем, что это за научный труд ученого. <Приложение 3>
Мы славно потрудились сегодня. Подведем итог. Закрепление материала пройдет в форме популярной игры «Детектор лжи». А выигрышным призом будут те отметки, которые вы получите за эту работу. Я читаю утверждения, если вы считаете, что это правда, то клеточку с его номером оставляете пустой, если ложью – то зачеркиваете. Как и в любой игре, в нашей есть свои правила: а) я читаю утверждения только один раз; б) любое исправление приравнивается к ошибке; в) за 9 правильных ответов – «5», 7-8 – «4», 5-6 – «3».
Детектор лжи:
- если действий со стороны других тел на данное тело нет или они скомпенсированы, то тело может покоиться, двигаться с постоянной скоростью или двигаться с постоянным ускорением. (-)
- формулировка 1 закона Ньютона: существуют системы отсчета, называемые инерциальными, относительно которых свободные тела движутся равномерно и прямолинейно. (+)
- тело, на которое не оказывают воздействие другие тела, называется свободным. (+)
- инертность – это физическое явление, заключающееся в том, что тело стремиться сохранять свою скорость. (-)
- масса – это скалярная величина, характеризующая инертность тела. (+)
- инерция – это свойство тел сохранять свою скорость. (-)
- второй закон Ньютона: произведение массы на ускорение равно сумме действующих на тело сил. (+)
- 3 закон Ньютона: силы, с которыми тела действуют друг на друга, не одной природы, равны по модулю и направлены по одной прямой в противоположные стороны. (-)
- направление силы совпадает с направлением скорости (-)
На обратной стороне я попрошу вас дать оценку сегодняшнему уроку – выбрать тот рисунок, который соответствует вашему настроению.
А я в свою очередь дам оценку вашей работы на уроке. Мне было очень приятно работать с вами. Я хотела бы отдельно оценить следующих ребят:…, предлагаю за работу на уроке поставить «5», «4».
Предлагаю посмотреть, что нам ответил детектор лжи.
1* | 2 | 3 |
4* | 5 | 6* |
7 | 8* | 9* |
Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по физике. 7 класс. .тема урока: Механическая работа. Единицы измерения.
Тип урока: изучение нового материала.Предоставить новый материал в необычной , нестандартной форме . Изучить физические понятия, применяя литературные произведения. Проделать физические опыты, привлек...
Конспект урока по физике, 9 класс, УМК "Физика" Перышкин А.В., Гутник Е.М.
Урок составлен на основе информационно - коммуникационных технологий, позволяющих сформировать ИКТ - компетенции обучающихся при подготовке к ГИА....
Конспект урока по физике, 9 класс, УМК "Физика" Перышкин А.В., Гутник Е.М.
Урок составлен на основе информационно - коммуникационных технологий, позволяющих сформировать ИКТ - компетенции обучающихся при подготовке к ГИА....
мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».
Цели урока:Образовательные:повторить и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...
Особенности организации педагогической деятельности по формированию УУД средствами предмета физике.Урок по физике 8 класс (ФГОС). Тема урока: «Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление ». Тип урока: «Урок изучения нового материала»
Особенности организации педагогической деятельности по формированию УУД средствами предмета физики. Конспект урока по физике 8 класс Тема урока:...
Методическая разработка урока по физике.11 класс. Тема урока: "Волновые свойства света"
О природе света люди задумывались давно. И только в 17 веке практически одновременно возникли две противоположных теории объясняющих природу световых явлений: корпускулярная и волновая. Основоположник...
Урок-путешествие по книге Льюиса Кэррола "Алиса в стране чудес". Урок по физике. 7 класс.
Урок по физике является обобщающим для учеников 7 класса по темам "Механическое движение" и "Плотность". Урок выстроен в виде путешествия вместе с Алисой по стране чудес....