Тема статьи: «Способы активизации познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания»
статья на тему

Банкетова Светлана Александровна

Тема статьи: «Способы активизации познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания»

Статью подготовила

 учитель истории и обществознания

Банкетова С.А.

Одними из эффективных способов активизации познавательной деятельности учащихся является применение  нетрадиционных форм урока.
                   Проанализировав педагогическую литературу  можно выделить несколько типов нестандартных уроков.  Наиболее распространенные из них: уроки-«погружения»;  уроки — деловые игры; уроки — пресс-конференции; уроки-соревнования; уроки типа КВН; театрализованные уроки; уроки-консультации; компьютерные уроки; уроки с групповыми формами работы; уроки взаимообучения учащихся; уроки творчества; уроки-аукционы; уроки, которые ведут учащиеся; уроки-зачеты; уроки-сомнения; уроки — творческие отчеты; уроки-формулы; уроки-конкурсы; бинарные уроки; уроки- обобщения; уроки-фантазии; уроки-игры; уроки-«суды»; уроки поиска истины; уроки-лекции «Парадоксы»; уроки-концерты; уроки-диалоги; уроки «Следствие ведут знатоки»; уроки — ролевые игры; уроки-конференции; уроки-семинары; уроки-игры «Поле чудес»; уроки-экскурсии; интегрированные (межпредметные) занятия, объединённые единой темой или проблемой. Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому, по мнению И. П. Подласого, практиковать такие уроки следует всем педагогам. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности.
          

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема статьи: «Способы активизации познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания»

Статью подготовила

 учитель истории и обществознания

Банкетова С.А.

Одними из эффективных способов активизации познавательной деятельности учащихся является применение  нетрадиционных форм урока.
                   Проанализировав педагогическую литературу  можно выделить несколько типов нестандартных уроков.  Наиболее распространенные из них: уроки-«погружения»;  уроки — деловые игры; уроки — пресс-конференции; уроки-соревнования; уроки типа КВН; театрализованные уроки; уроки-консультации; компьютерные уроки; уроки с групповыми формами работы; уроки взаимообучения учащихся; уроки творчества; уроки-аукционы; уроки, которые ведут учащиеся; уроки-зачеты; уроки-сомнения; уроки — творческие отчеты; уроки-формулы; уроки-конкурсы; бинарные уроки; уроки- обобщения; уроки-фантазии; уроки-игры; уроки-«суды»; уроки поиска истины; уроки-лекции «Парадоксы»; уроки-концерты; уроки-диалоги; уроки «Следствие ведут знатоки»; уроки — ролевые игры; уроки-конференции; уроки-семинары; уроки-игры «Поле чудес»; уроки-экскурсии; интегрированные (межпредметные) занятия, объединённые единой темой или проблемой. Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому, по мнению И. П. Подласого, практиковать такие уроки следует всем педагогам. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности.
          Использование игровых форм, методов и приёмов обучения. Игровые формы: ролевые, дидактические, имитационные, организационно-деятельные. Игра — одно из древнейших средств воспитания и обучения детей. Давно установлено, что игры в сочетании с другими методическими приемами и формами обучения могут повышать эффективность преподавания истории и обществознания.

Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект — субъектному). Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога.               

Широкое применение проблемно — задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).

Очень интересный метод -  проблемная ситуация, созданная на уроке, рождает у учащихся вопросы. А в появлении вопросов выражен тот внутренний импульс (потребность в познании данного явления), который так ценен для укрепления познавательного интереса.

Виды ситуаций:                

    ситуация-несоответствие, когда она не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления, и многие другие. Пример проблемного задания: «Пользуясь картами, установить, почему вода в бессточном озере Чад пресная (вода его чуть солоноватая)». Это задание предлагается учащимся в VII классе, в курсе история конец XVI-XVIII века. Трудность в использовании технология проблемного обучения состоит в том, что с проблемными заданиями справляются, как правило, несколько наиболее сильных учащихся. Остальные в лучшем случае запоминают ответ и то, как было найдено решение. Вместе с тем все школьники должны приобщаться к такому роду деятельности.                Использование на уроке разнообразных форм учебной работы учащихся. Формы учебной работы учащихся: коллективные, групповые, индивидуальные, фронтальные, парные. Групповая форма общения соответствует структуре (один человек → группа людей). Организация групповой формы общения предусматривает два варианта: а) общеклассная (учитель → учащиеся класса), б) бригадная (учитель → группа учащихся). Для этого класс делится на рабочие группы по несколько человек в каждой. Задание получает группа в целом. Возглавляет группу доверенное лицо учителя — консультант. Работа в группах может строиться по-разному; иногда задание может делиться на части, а затем вся группа делает общий вывод. Иногда группа фронтально проговаривает и обсуждает трудные вопросы. Консультанту члены его группы могут задавать любой вопрос. Если же группа не получает от него ответ, то ребята просят помощь у учителя. Деятельность учащихся на уроке также может быть реализована в парном варианте, которая соответствует структуре (учитель → ученик, ученик → ученик) или в парах сменного состава, когда каждый ученик по очереди и в индивидуальном порядке работает с другими учениками класса или учебной группы под общим руководством учителя. В этом случае учащийся работает попеременно то, как учитель, то, как ученик. Коллективный способ организации обучения предполагает такую организацию учебной работы, которая является коллективной по существу, так как в этом случае все обучают каждого, а каждый всех; знания каждого зависят от знаний других членов группы и являются общей ценностью.

Следующая ситуация:                    ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какой-либо идеи, какого-либо проекта, решения;

                     ситуация-предложение, когда преподаватель высказывает предположение о возможности новой закономерности, новой или оригинальной идее, что вовлекает в активный поиск обучаемых;

                     ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей парадоксальностью и необычностью;

  ситуация-конфликт, которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей, что, кстати, часто встречается на практике;

   ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;

  ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и неправильных, и необходимо выбрать правильное (оптимальное);

  Применение новых информационных технологий.

 Мультимедиа-уроки положительно влияют на познавательную активность учеников, повышает мотивацию к изучению предмета. На таком уроке легче удерживать внимание и активность учащихся, а значит достичь главной цели обучения: развитие личности ребенка.

Мультимедийное оборудование позволяет демонстрировать на урока

     таблицы и многое другое.

    картосхемы,

    карты,

    видеофрагменты и видеосюжеты,

    теоретический материал в доступной, яркой, наглядной форме,

   тематические презентации,
Систематическое использование различных средств контроля. Совершенствование проверки знаний, умений, навыков учащихся непременное условие повышения эффективности урока. Это и зачеты, и диктанты, и мини-экзамены, и тесты, и лабиринты, и дидактические карточки; терминологические кроссворды и т.д. Одно из интересных форм организации коллективной, познавательной деятельности учащихся — общественный смотр знаний, который является зачетом для учащихся. Он развивает активное сотрудничество школьников в их главном труде — учении, способствует созданию в детском коллективе атмосферы доброжелательности, воспитанию взаимопомощи, формированию ответственного отношения не только к своей учебе, но и к успехам своих одноклассников. Кроме того, смотры знаний углубляют знания ребят по предмету, служат закреплением больших тем или наиболее сложных разделов курса истории и обществознания.

Вовлечение учащихся в создание творческих работ.

 Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процесс её выполнения, и её результат — всё требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий учащиеся выполняют такие, как составление кроссвордов, викторин, сообщения и доклады учащихся, которые иллюстрируются презентациями. Учащиеся, самостоятельно создавая презентации, осваивают работу с компьютером, причем одну из самых распространенных сейчас программ Power Point, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию. Еще одна явная польза от такого рода домашних заданий. Любую творческую задачу, какой бы привлекательной внешне она ни казалась ученикам, нельзя вводить в обучение до той поры, пока у них нет необходимых умений для её выполнения. Требуется и подготовка восприятия самого задания, и элемент научения тому, как его выполнить. Только при этом условиях творческое задание может явиться стимулом формирования подлинного познавательного интереса.

Способы активизации познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания очень разнообразны, их применение на уроках следует производить с учетом индивидуальных особенностей классов и способностей учащихся.  Конечным анализом  насколько  были активизированы, познавательные аспекты учащихся показывает результативность по классам.  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания"

Сущность методической разработки заключается в повышении уровня обученности и качества знаний обучающихся на основе активизации познавательной деятельности учащихся на уроке....

Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС"

В данной работе представлены методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС, а также рассматривается роль личности учителя для повышения интер...

«Методические рекомендации по активизации познавательной активности обучающихся на уроках истории и обществознания посредством музейной педагогики»

Цель данного проекта – обобщить практический опыт работы повышения мотивации обучающихся и познавательного интереса к изучению истории и обществознания через потенциалмузейной педагогики.Задачи, поста...

«WЕB QUEST» ТЕХНОЛОГИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

В статье рассматривается проблема реализации ФГОС ООО с использованием веб-квест технологии...

Методическая разработка: АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Методическая разработка призвана помочь учителю активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках через систематизацию материала при помощи алгоритмов деятельности....

Метод проектов как способ активизации познавательной деятельности школьников на уроках истории и обществознания в среднем и старшем звене Описание опыта работы

В современной педагогической теории и практике назрело противоречие между тем, что требует от выпускников школы жизнь, и тем, что дает школа. К сожалению, традиционная методика не способствует полноце...


 

Комментарии

Павлова Лидия Васильевна

Светлана Александровна, согласна с Вашим выступлением, кроме того,что теряешь много времени на уроке, сколько времени и труда стоит подготовит такой урок. Да, они запоминающиеся, яркие, оставляют впечатления у учеников, но превращать их в главную форму работы не стоит.

Банкетова Светлана Александровна

Совершенно верно, именно так и сказа И.П.Подласый.