Урок по теме "Испарение и конденсация"
методическая разработка по физике (8 класс) по теме
Тема урока: «Испарение и конденсация»
Цель: сформировать понятия «испарение» и «конденсация»; раскрыть причины, от которых зависят скорость испарения; выяснить роль процессоров испарения; выяснить роль процессов испарения и конденсации в жизни человека.
Оборудование: баночки с водой, маслом и одеколоном; весы, горячая и холодная вода; веер; салфетки.
Этапы урока:
1. Организационный момент
2. Целевая установка
3. Изучение нового материала
4. Применение полученных знаний
5. Информация о домашнем задании
6. Подведение итогов
Содержание урока:
Целевая установка:
Учитель:сегодня мы отправимся путешествие в мир неизвестных явлений – испарение и конденсация. Начать экскурсию хочется словами А.С.Пушкина: «О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещения дух,
И опыт – сын ошибок трудных
И гений – парадоксов друг».
Этими прекрасными строками поэт выразил процесс познания природы. На экскурсии мы познаем и откроем для себя такие явления природы как испарение и конденсация, побывав на четырех станциях. Первая остановка «Познавательная», где мы узнаем, что такое испарение и конденсация, чем они сопровождаются. Вторая остановка – «Экспериментальная», - где с помощью выясним, от чего зависит интенсивность испарения. Третья остановка – «Лирическая», - где знаем о связи физики с лирикой. Четвертая остановка – «Практическая», - где познаем роль испарения и конденсации в жизни человека.
Изучение нового материала
Демонстрация 1:
На весах уравновешиваются холодная и горячая вода равной массы.
Учитель:Останутся ли в равновесии весы через некоторое время?
Ученик:равновесия весов нарушается, т.к. масса горячей воды через некоторое время становится все меньше массы холодной воды из-за испарения.
Учитель:испарение – это парообразование, происходящее при любой температуре со свободной поверхности жидкости. Вспомним основные положения молекулярно-кинетической теории:
1. Все вещества состоят из мельчайших частиц (молекул и атомов), которые разделены промежутками;
2. Молекулы находятся в беспрерывном движении;
3. Между молекулами существуют силы взаимодействия: притяжения и отталкивания.
Таким образом, все молекулы воды непрерывно движутся с разными скоростями, если какая-нибудь достаточно «быстрая» молекула воды окажется на поверхности, то она может преодолеть притяжение соседних молекул и вылететь из воды. Такой процесс происходит с поверхности жидкости при любой температуре. В каком стакане – с холодной или с горячей водой происходит быстрее?
Ученик:В стакане с горячей водой.
Учитель:Мы вывели одну из причин, от которой зависит скорость испарения: чем выше температура, тем быстрее испарение. Почему скорость испарения зависит от температуры?
Ученик:Чем выше температура, тем молекулы движутся быстрее и тем больше молекул, способных преодолеть силу притяжения со стороны других молекул и вырваться с поверхности жидкости.
Учитель:Обратите внимание на весы: теперь четко видно, что масса горячей воды стала меньше массы холодной воды. Что произошло бы, если бы мы накрыли стаканы крышками?
Учитель:Почему? Какое явление мы бы с вами наблюдали? Явление конденсации, обратное испарение, т.е. явление превращения пара в жидкость.
Демонстрация 2:
Шарик термометра обмотать ваткой, смоченной одеколоном. Для получения быстрого результата помахать веером. Предложить ученикам объяснить понижение температуры. Вывод: испарение жидкости сопровождается понижением температуры.
Учитель:Если конденсация – обратный процесс испарения, то чем она сопровождается?
Ученик:Конденсация сопровождается выделением энергии.
Рекламная пауза:«Охлаждающие кувшины». Пейте воду в жаркий летний день из кувшинов их слабообожженной глиной! Вода в таких кувшинах на 1-2 град. С ниже температуры окружающего воздуха.
(Вода в кувшинах из слабообожженной глины просачивается на поверхность кувшина и быстро испаряется, а испарение сопровождается понижением температуры, поэтому температура воды в таком кувшине будет ниже температуры в обычном кувшине).
Станция «Экспериментальная»
Учитель:мы уже знаем, что скорость испарения зависят от температуры жидкости. Проведем опыт (задание дается двум группам).
Группа 1:Проверка зависимости скорости испарения от наличия ветра.
Приборы и материалы: баночка со спиртом, кисточка, 2 чистых листа бумаги, на которые наносятся мазки, веер
Задание:Опустите кисточку в спирт и нанесите мазок на один лист бумаги, а второй, приблизительно такой же, - на другой лист бумаги. Первый отложите в сторону, а второй интенсивно обмахивайте веером, стараясь, чтобы веер не попадал на первый лист. Пронаблюдайте, какой из двух материалов испариться быстрее, и сделайте вывод (учащиеся делают вывод: чем сильные ветры, тем быстрее испаряется спирт, и ветер уносит испарившиеся молекулы они не возвращаются).
Группа 2: Проверка зависимости скорости испарения от рода жидкости.
Приборы и материалы:лист черной бумаги (с надписью, где какой мазок делать); подписанные кисточки; баночка со спиртом; баночка с водой; баночка с подсолнечным маслом.
Задание:нанесите на белый лист бумаги в указанные места с помощью кисточек мази жидкости в следующем порядке: подсолнечное масло, вода, спирт. Каждый мазок нанесите отдельно кисточкой, чтобы не допустить смешивание жидкостей. Пронаблюдайте, какой мазок испариться быстрее всего, а какой – медленнее, и сделайте вывод.
(Учащиеся делают вывод: интенсивность испарения зависит от рода жидкости, т.к. между молекулами различных веществ существуют разные силы притяжения. Вещество, у которого силы притяжения между молекулами наименьшая, испариться быстрее – это спирт. А вещество, у которого сила притяжения между молекулами наибольшая, испариться медленнее – это подсолнечное масло.)
Учитель:выясним последнюю причину, влияющую на скорость испарения. Почему в деревне пьют чай так: наливают его в блюдце и дуют, держа блюдце на кончиках пальцев?
Ученик: у чая в блюдце больше поверхность соприкосновения с воздухом, поэтому вода интенсивно испаряется и быстро остывает. Для ускорения процесса на поверхность чая дуют. Площадь соприкосновения кончиков пальцев и блюдца мала, поэтому руке не так горячо.
Рекламная пауза: «Охлаждающий веер». Берите с собой, идя в общественные места веер! Обмахивайтесь им – вам будет прохладнее!
(При обмахивании веером женщины непрерывно удаляют от своего лица нагретый воздух и заменяют его на нагретый).
Станция «Лирическая»
Учитель:Владимир Солоухин в одном из произведений писал: «Ранее утро… Стоит густой туман, и стало сразу ясно. Трава, деревья, кусты покрылись капельками сверкающих бриллиантов». Какое явление описано в произведении?
(Туман в воздухе и роса на траве – это конденсация водяных паров)
Учитель:Отгадайте загадку: «Заря – заряница, красная девица по миру ходила, слезы оборонила; месяц видел – солнце скрало». Почему «месяц видел – солнце скрало»?
Ученик:Роса выпадает к утру, когда воздух становится прохладнее, поэтому месяц ее еще не видел, а как только солнышко взошло, роса испарилась.
Учитель:Послушаем сказку «Хитроумный князь».
Захотел Иван жениться на царевне. Он знал, что многие сватались к ней, но никто не мог решить задачи, которые она задавала, каждому жениху. А всех кто не справлялся с задачами, выгоняли из царства вон. Иван решился и пришел к царевне красавица говорит: «Вот тебе первая задача: сделай так, чтобы то, что тебя окружает, но невидимо стало видимым».
«Это пара пустяков, - отвечает Иван, Дай – ка зеркальце, я сделаю так… а ты посмотри в него».
Учитель:Что сделал Иван? И что могла увидеть царевна?
Ученик:Иван подышал на холодное зеркальце, и царевна увидела невидимые капельки воды, находящиеся в окружающем воздухе, - они сконденсировались на стекле.
Удивилась царевна и молвит: «»Хорошо ты справился с первой задачей, посмотрю, что будет со второй. Вот тебе кувшин с водой. Сделай так, чтобы через пять минут вода испарилась». «Нет ничего проще, - ответил Иван. – Это часто делают слуги в вашем дворце».
Учитель:Что имел в виду Иван?
Ученик:Иван предложил разбрызгать воду по полу.
«Умен ты и образован, добрый молодец! Видно, судьба выйти мне за тебя замуж, - молвила напоследок царевна».
Станция «Практическая»
Учитель:
1. Почему для определения направления ветра жители степей окунают руку в воду и поднимают в вверх?
(Со стороны, где дует ветер, происходит более быстрое испарение влаги, и палец ощущает прохладу.)
2. Почему даже в жаркий день, выйдя из реки после купания, человек ощущает прохладу? (Происходит испарение с понижением температуры).
3. Почему вспотевшему человеку вредно выходить на холодный и сухой воздух? (Быстрое испарение пота на холодном воздухе может вызвать переохлаждение и простуду).
4. Зачем человек в жаркую погоду покрывает продукты влажной тканью, а сливочное масло пытается сохранить в банке с водой?
5. Почему в зимнее время у человека усы, борода и даже волосы на голове во время пребывания на улице покрываются инеем? (Конденсируются водяные пары, выходящие изо рта находящегося в воздухе).
Подведение итогов.
Учитель:Итак, закончив путешествие в мир неизвестных явлений, мы узнали, что все явления испарения и конденсации нам стали понятны. Вспомним от чего зависит скорость испарения?
Ученик:Скорость испарения зависит от рода жидкости, от наличия ветра и от температуры и от площади поверхности с которой испаряется жидкость.
Домашнее задание: п. 17 и 18, упр.10, задание 4 на стр. 41, упр.9.(Физика 8 класс, авторПёрышкинА.В.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Испарение и конденсация" 8 класс
Представлен конспект урока, его презентация и задания для исследовательской деятельности в группах по теме "Испарение и конденсация" (8 класс).Урок проводится с использованием метода исследовате...
Урок по физике по теме "Испарение и конденсация" для 8 класса
Предлагается разработка урока по физике для 8 класса по теме "Испарение и конденсация". В процессе урока изучается новый материал, формируются понятия об особенностях физических процессов перехо...
Урок по физике в 8 классе по теме: «Испарение и конденсация»
Дать учащимся знания об особенностях физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное состояние и наоборот, научить школьников понимать микромеханизм этих явлений, объяснить ...
Урок. «Путешествие снежинки», или испарение, конденсация, отвердевание. 6 класс Учитель физики Бейбулатова Е.А.
Урок. «Путешествие снежинки», или испарение, конденсация, отвердевание (6 класс). Пропедевтический курс физики....
Урок физики 8 класс. Тема урока: «Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара».
Цели урока:1)продолжить формирование у учащихся знаний о тепловых явлениях;2)продолжить формирование у учащихся умения описывать агрегатные превращения вещества с молекулярно-кинетической теории строе...
Урок на тему"Испарение,конденсация,влажность воздуха"
Урок по физике для 8 класса на тему"Испарение,конденсация,влажность воздуха"...
Конспект урока физики "Испарение и конденсация", 8 класс (УМК Пёрышкин А. В.)
Автор урока считает, что одним из эффективных приемов приобщения учащихся к учебно-экспериментальной работе является домашний эксперимент. Домашний эксперимент незаменим, если для наблюдения изучаемог...