Урок по физике по теме "Испарение и конденсация" для 8 класса
методическая разработка по физике (8 класс) по теме

Предлагается разработка урока по физике для 8 класса по теме "Испарение и конденсация". В процессе урока изучается новый материал, формируются понятия  об особенностях физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот, рассматриваются энергетические изменения в процессах парообразования и конденсации.
         

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon isparenie_i_kondensaciya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

  1. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

  2. СТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

  3.         Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

  4. «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КРУТОВСКАЯ ШКОЛА»

Открытый урок по физике в 8 классе

ИСПАРЕНИЕ И КОНДЕНСАЦИЯ

Мыцын Геннадий Павлович, директор школы, учитель физики

МБОУ «Основная общеобразовательная Крутовская школа»

2011

Тема: Испарение и конденсация.

Цель: создать условия для усвоения нового учебного материала, формировать понятия  об особенностях физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот, рассмотреть энергетические изменения в процессах парообразования и конденсации;

            способствовать развитию физической речи обучающихся;

            воспитывать положительное отношение к знаниям, продолжить формирование нравственных понятий  у учащихся.  

Оборудование: слайды по теме урока; штативы – 3, предметные стекла, экран, мензурка с водой, маслом, ацетоном, кисточка, фен, спиртовка, проекционный осветитель. 

Ход урока.

  1. Организационный момент (1 мин.).

  1. Проверка домашнего задания.(10 мин.)

Фронтальное тестирование по книге «Задания для итогового контроля знаний учащихся» О.Ф. Кабардин: страница 28 № 12, 13, 14, 16, страница 32 № 8 с самопроверкой ответы (Д, А, В, Б, Б) на обратной стороне доски.

  1. Подготовка к усвоению нового материала.
  1. Мотивация

Послушайте стихотворение:

(иллюстрация на доске)

Вода появляется из ручейка,

Ручьи по пути собирает река.

Река полноводно течет на просторе,

Пока, наконец, не вливается в море.

Моря пополняют запас океана,

Над ним формируются клубы тумана.

Они поднимаются выше пока

Не превращаются в облака.

А облака, проплывая над нами,

Дождем проливаются, сыплют снегами.

Весной соберется вода в ручейки,

Они потекут до ближайшей реки.

Как весь процесс называют в природе? Верно, круговорот воды в природе. Сегодня мы будем изучать явления, без которых этот процесс был бы невозможен, а значит, и облик нашей планеты был бы иным.

  1. Формулировка темы урока

Начнем изучать эти явления с опыта. Подышите на прозрачное стеклышко.

– Что вы наблюдаете?

– Как и почему изменяется « картина» на стеклышке?

– Как называют происходящие явления?

– Какой будет тема урока?

Это «испарение и конденсация». Запишите тему урока в тетрадь.

  1. Постановка цели урока

Наблюдали ли вы эти явления в природе? Где?

Действительно, мокрое белье сохнет, вода, разлитая на пол, исчезает и др.

Ваши примеры являются фактами, констатацией того, что мы наблюдаем в природе и быту. В конце урока мы объясним эти факты, изучив явления испарения и конденсации. Тогда какова цель нашего урока? Верно, изучить явления испарения и конденсации.  

.

  1. Сообщение новых знаний (20 мин.)

 Итак, мы сейчас с вами расширим наш треугольник агрегатных превращений веществ.

Парообразование бывает двух видов: испарение и кипение. Мы сегодня познакомимся с испарением (показ 1-го слайда).

Определение записывают в тетрадь (испарение – это парообразование, происходящее со свободной поверхности жидкости).

  1.  От чего зависит скорость испарения жидкости? Показ физического эксперимента: от рода жидкости, от нагревания, от ветра, от площади поверхности. Как итог – показ 2-го слайда.
  2. При испарении температура жидкости понижается (пример по уменьшению среднего роста группы школьников: см. Если группу покинет самый высокий ученик, то средний рост оставшихся школьников уменьшится: см.

При испарении с поверхности жидкости вылетают наиболее быстрые молекулы и средняя скорость оставшихся молекул уменьшается, следовательно, средняя кинетическая энергия молекул тоже уменьшается, а следовательно уменьшается и температура.

Иллюстрация из книги «Физика в рисунках».

  1. Как происходит испарение в закрытом сосуде? Масса жидкости в закрытом сосуде не изменяется, хотя жидкость продолжает испарятся (кадр по кодоскопу).
  1. Конденсация.

Одновременно с испарением на поверхности жидкости происходит и обратный процесс – конденсация. Конденсация происходит из-за того, что часть молекул пара, беспорядочно перемещаясь над жидкостью, снова возвращается в нее. Именно конденсацией, например, объясняется образование облаков. Следствием конденсации водяного пара в атмосфере являются также дождь и роса.

Любознательные могут познакомиться более подробно с данными атмосферными явлениями в книге для внеклассного чтения «Физика – юным» составитель М.Н. Алексеева.

5. Закрепление пройденного материала (10 мин.).

  1. Решение качественных задач (карточки)

–Что остынет быстрее при одинаковых условиях: жирный суп или чай?

– Нам часто приходится стирать и сушить белье. В какую погоду это лучше всего делать?

– Почему температура воды в открытых водоемах в летнюю пору почти всегда ниже температуры окружающего воздуха?

– Почему лошадь зимой накрывают попоной?

  1. Дополнительный материал из «Забавной физики»
  2. Пословицы

  1. Подведение итогов урока (2 мин.).

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с очень важными и интересными физическими процессами – испарение и конденсация. И  закончить наш урок я бы хотела словами из индийской сказки:

Вода, дождем пролитая на сушу,

Недолговечна, скоро испарится,

Недолговечностью своей дождю подобно

Общенье с недостойными, владыка».

  1. Домашнее задание (2 мин) и выставление оценок.

§ 40, ответить на вопросы на с.109,  экспериментальное задание с.109-110, подготовиться к лабораторной работе № 6, рассмотреть устройство психрометра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки уроков по физике. Раздел "Световые явления" 8 класс

Далеко не все дети, учащиеся в одном классе, одинаково воспринимают материал, я использую технологию разноуроовневой дифференциации заданий.Не боюсь повториться, поскольку все новое - это хорошо забыт...

урок по физике по электростатике в 8 классе

Предлагаю схему-конспект  урока по физике в 8 классе по теме "Электризация тел. 2 рода занятий. Взаимодействие заряженных тел." составленного с учетом использования активных методов обучения, тех...

Интегрированный урок по физике и информатике в 9 классе.

Урок проводится в виде игры "Интеллектуальный мармфон" в 9 классе для подготовки учащихся к ГИА....

Презентация к интегрированному уроку география -физика "Северный Ледовитый океан" 7 класс

В презентации  дано решение задач по физике по темам: механическое движение, гидростатическое давление, плавание тел....

Открытый (интегрированный) урок по физике и математике в 7 классе по теме: «Решение физических задач с помощью линейных уравнений»

Данный урок "Решение физических задач с помощью линейных уравнений" был проведен в рамках городского семинара для учителей физики и математики «Интеграция уроков физики и математики ка...

план-коспект урока по физике "Законы распространения света" 8 класс

подробный план урока по физике в 8 классе по теме "Законы распространения света"...

урок по физике "Гравитационные явления" для 9 класса, по учебнику А.В.Перышкин, Е.М.Гутник

обобщающий урок по теме "Гравитационные явления", в котором систематизирован материал по данной теме; мини- тест, блок задач, теоритические вопросы....