Конспект урока физики "Испарение и конденсация", 8 класс (УМК Пёрышкин А. В.)
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему
Автор урока считает, что одним из эффективных приемов приобщения учащихся к учебно-экспериментальной работе является домашний эксперимент. Домашний эксперимент незаменим, если для наблюдения изучаемого явления требуется продолжительное время, которого нет на уроке. Например, перед изучением темы «Испарение и конденсация» можно задать на дом проведение экспериментов по изучению факторов, влияющих на скорость испарения, а на уроке использовать полученные результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_fiziki_isparenie_i_kondensatsiya_8_kl.docx | 23.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока физики
Учитель: Шматова Т.И.
Класс: 8
Тема урока: «Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Дидактическая цель урока: создание условий для осознанного изучения нового материала и включение знаний учащихся в процесс познания.
Цели урока:
- Образовательная – сформировать представление об особенностях перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот; об энергетических изменениях в процессах парообразования и конденсации; осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений.
- Развивающая – создать условия для развития творческих и исследовательских навыков, совершенствовать мыслительную деятельность (умения сравнивать, размышлять, выделять главное, сопоставлять, делать выводы); развивать речь.
- Воспитательная – продолжить формирование коммуникативных умений; способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу
Задачи урока:
Знать:
- определения
- парообразования;
- испарения;
- конденсации;
- насыщенного пара;
- ненасыщенного пара;
- зависимость скорости испарения жидкости от температуры, площади поверхности, рода вещества, наличия ветра.
Уметь:
- объяснять процесс испарения с точки зрения молекулярного строения;
- выполнять экспериментальные задания.
Развитие УУД:
Познавательные: уметь формулировать проблемы; самостоятельно создавать способы решения заданий.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; осуществлять взаимопроверку.
Регулятивные: уметь организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы.
Способы организации деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук;
для учащuxся: пробирки со спиртом, сосуды с водой, матовые стекла, стеклянные пластины, ватные палочки, салфетки, пипетки.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Подготовка к изучению нового материала
а) Мотивация
- Послушайте стихотворение:
Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река.
Река полноводно течет на просторе,
Пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана,
Над ним формируются клубы тумана.
Они поднимаются выше пока
Не превращаются в облака.
А облака, проплывая над нами,
Дождем проливают, сыплют снегами.
Весной соберется вода в ручейки,
Они потекут до ближайшей реки.
- О каком процессе идет речь? ( Круговорот воды в природе.)
- Сегодня мы будем изучать явления, без которых этот процесс был бы невозможен, а значит, и облик нашей, планеты был бы иным.
б) Прогнозирование темы урока
- Проведем опыт: Подышите на прозрачное стеклышко.
Что вы наблюдаете?
Как называется наблюдаемое явление?
Как изменяется далее «картина» на стеклышке?
Как называется наблюдаемое явление?
Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? («Испарение и конденсация»).
- Запишите тему урока в тетрадь.
в) Постановка цели урока
- Наблюдали ли вы эти явления в природе? Где?
- Действительно, мокрое белье сохнет; вода, разлитая на пол, исчезает и др. Ваши примеры являются фактами, констатацией того, что мы наблюдаем в природе и быту. В конце урока мы объясним эти факты, изучив явления испарения и конденсации. Назовите цель нашего урока. (Изучить явления испарения и конденсации).
3. Актуализация опорных знаний
Для достижения цели урока необходимо вспомнить изученный ранее материал.
• Каковы основные положения молекулярной теории строения вещества? (Все вещества состоят из частиц, они непрерывно движутся и непрерывно взаимодействуют)
• В каких агрегатных состояниях может находиться вещество? ( Твёрдое, жидкое, газообразное)
• Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое? (Нет)
• Одинаковы ли скорости движения молекул вещества, находящегося в любом агрегатном состоянии? ( Скорости везде разные в газах больше, в жидкостях поменьше, в твёрдых телах ещё меньше)
• Какой энергией обладают молекулы вследствие своего движения? вследствие взаимодействия? (Кинетической энергией движения и потенциальной энергией взаимодействия)
• Какую энергию называют внутренней? От чего и как она зависит? Почему? (Кинетическую энергию движения и потенциальную энергию взаимодействия)
4. Изучение нового материала
а) Объяснение материала
На основе знаний о молекулярной природе тепловых явлений построим модели явлений испарения и конденсации, с помощью которых объясним наблюдаемые в природе и быту явления, связанные с испарением и конденсацией. В тетради изобразите сосуд. Предположим, что внутри него находится жидкость. Изобразите молекулярную модель этой жидкости. Учтите, что молекулы жидкости расположены достаточно плотно.
(На интерплакате три модели. Они поочередно открываются, когда ученики выполняют задание.)
Теперь с помощью стрелок изобразите направления движения некоторых молекул. Каким молекулам легче всего покинугь жидкость? Выделите две молекулы, находящиеся у поверхности, скорости которых направлены наружу. У какой из них больше вероятность покинyть жидкость? Почему молекуле, движущейся с меньшей скоростью, это сделать труднее?
Обобщим: жидкость могут покинугь молекулы, находящиеся у поверхности, кинетическая энергия которых больше потенциальной энергии их взаимодействия с соседними молекулами. Каково расстояние между частицами, покинувшими жидкость? (Да, оно больше расстояния между частицами жидкости)
А что образуется над: жидкостью в результате ее испарения? Какое определение можно дать явлению испарения?
Таким образом: Испарение - это явление превращения жидкости в пар, происходящее с ее поверхности.
Проведём опыт. На столе, находится сосуд с горячей водой.
Что происходит с жидкостью в процессе испарения? Закроем сосуд крышкой. Будет ли теперь изменяться масса жидкости? Происходит ли испарение жидкости в сосуде?
Почему масса жидкости при этом не изменяется?
Сделаем вывод: наряду с испарением наблюдается обратный процесс. Из пара частицы возвращаются обратно в жидкость. Как называется этот процесс? Какое определение можно дать конденсации?
Конденсация - это явление превращения пара в жидкость.
- Дополним нашу модель, изобразив молекулу, возвращающуюся в жидкость.
- Итак, нами построены модели явлений испарения и конденсации. Посмотрим, как эти явления смоделированы при помощи компьютера. (Демонстрация компьютерного ролика «Модели явлений испарения и конденсацию».) Какие же следствия вытекают из модели испарения жидкости?
- Так как из жидкости улетают наиболее быстрые молекулы, то средняя скорость (как и средняя кинетическая энергия) оставшихся молекул жидкости уменьшается. Поэтому, когда нет притока энергии к жидкости извне, испарение ведет к уменьшению внутренней энергии жидкости, вследствие чего жидкость охлаждается. Это положение - следствие модели испарения жидкости. Применим его к конкретной ситуации.
Что будет происходить, если смазать быстро испаряющейся жидкостью, например спиртом, руку?
- Да, она будет охлаждаться, поскольку, испаряясь, жидкость отнимет часть внутренней энергии руки, вследствие чего ее температура понизится.
- Убедимся в этом на опыте. Смажьте руку спиртом. Что вы ощущаете?
- Таким образом, экспериментальная проверка подтвердила следствие, вытекающее из модели испарения, тем самым подтвердив и правильность самой модели.
Мы изучали явление испарения, используя цикл естественно-научного познания. Представим его в виде схемы:
Факты Модель Следствие Эксперимент
Физкультминутка
б) Проверка выполнения домашнего эксперимента
Выясним, от каких факторов зависит скорость испарения жидкости. Дома вы провели следующие исследования:
В два одинаковых блюдца налейте по одинаковому количеству воды (например, по три столовые ложки). Одно блюдце поставьте в теплое, а другое в холодное место. Через два дня сравните количество воды в блюдцах.
В два одинаковых блюдца налейте по одинаковому количеству воды и растительного масла (например, по три столовые ложки). Поставьте блюдца рядом. Через два дня сравните количество жидкости в блюдцах.
В блюдце и стакан налейте по одинаковому количеству воды (например, по три столовые ложки). Поставьте блюдце и стакан рядом. Через два дня сравните количество жидкости в блюдце и стакане.
Теперь мы знаем, что во всех опытах мы наблюдали одно и то же физическое явление: испарение. Предлагаю доложить результаты экспериментов и на их основе назвать факторы, влияющие на скорость испарения жидкости.
Учащиеся отчитываются о полученных результатах и после обсуждения называют факторы:
площадь поверхности жидкости,
род жидкости,
температура.
- Таким образом, ваши эксперименты доказали справедливость теоретических следствий, вытекающих из модели явления испарения, а значит, и ее правильность.
- От чего еще может зависеть скорость испарения? (От воздушных потоков над поверхностью жидкости). Это наша гипотеза, которая требует доказательства. Дома придумайте и проведите ее опытную проверку.
6. Первичная проверка понимания и закрепление знаний
Используя построенные модели явлений испарения и конденсации, решим следующие задачи:
• Выйдя в жаркий день из реки, вы ощущаeтe прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит.
• Что остынет быстрее при одинаковых условиях: жирный суп или чай? Объясните, почему.
• Нам часто приходится стирать и сушить белье. В какую погоду это лучше всего делать? Что необходимо, чтобы белье быстрее высохло?
• Почему температура воды в открытых водоемах в летнюю пору почти всегда ниже температуры окружающего воздуха?
7. Подведение итогов урока (рефлексия), домашнее задание
Вспомним основные этапы и их последовательность в изучении явлений испарения и конденсации. Какой этап научного познания вам показался наиболее трудным? наиболее важным? наиболее интересным?
Основу метода научного познания заложил великий итальянский ученый Г.Галилей. Именно этим путем идут ученые, совершая свои открытия. И мы на этом уроке изучали новый материал соответственно циклу естественнонаучного познания.
Домашнее задание:
для всех: § 17,18 задание 3 (домашний эксперимент: придумать и провести опытную проверку зависимости скорости испарения жидкости от воздушных потоков над ее поверхностью. Объясните разницу в скорости испарения)
для желающих: используя книгу Я.И.Перельмана «Занимательная физика», сделать холодильник «без льда», принести его на следующий урок и объяснить принцип его действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока физики в 8 классе и презентация по теме "Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации"
Статья содержит конспект урока изучения нового материала по учебнику А.В. Перышкина.Урок включает основные этапы: мотивацию, активизацию знаний, изучение нового материала, закрепление и рефлекси...
Конспект урока по физике 7 класс №14 по учебнику Пёрышкина
Урок в 7 классе разработан по учебнику Пёрышкина...
конспект урока: "Испарение и конденсация"
урок физики в 8 классе...
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
Конспект урока физики в 8 классе по теме "Испарение и конденсация"
Конспект урока физики в 8 классе по теме "Ипарение и конденсация"...
План-конспект урока:"Испарение и конденсация"
План-конспект урока в 8 классе...
Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему
Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...