Урок на тему"Испарение,конденсация,влажность воздуха"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Плужникова Татьяна Валентиновна

Урок по физике для 8 класса на тему"Испарение,конденсация,влажность воздуха"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_isparenie.kondensatsiya.vlazhnost_8_kl.doc285.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  физики на тему « Испарение и конденсация.Влажность воздуха».

(1 часовое учебное занятие в 8 классе).

Цели для учителя: 

создание условий для: овладения учащимися познавательными и предметными компетенциями, необходимыми для решения задач по теме: «Агрегатные состояния вещества»  на доступном для каждого уровне: проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы, строить модели, устанавливать границы их применимости; применять полученные знания для объяснения природных явлений и процессов, решения практических задач; а также развития у них информационно-коммуникативной и рефлексивной компетенций.

Данное учебное занятие направлено на реализацию  требований ФГОС нового поколения и концепции личностно-ориентированного обучения.

Учебный процесс на занятии организуется так, что в процессе самостоятельной познавательной деятельности, организованной учителем, учащиеся овладевают системой знаний и умений, значимых для ученика, востребованных в повседневной жизни, важных для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Они наблюдают и объясняют физические явления, измеряют физические величины, проводят опыты и экспериментальные исследования, создают знаковые и математические модели, применяют физические знания на практике.

Цель урока:
учебная
: рассмотреть понятие испарения и конденсации; изменения внутренней энергии вещества при испарении(конденсации); ввести понятие влажности , влажности воздуха;  рассмотреть факторы влияющие на испарение.
развивающая: развитие навыков наблюдения, выдвижения гипотез, проведения физического эксперимента, интерпретации его  результатов, развитие ключевых компетенций и УУД.  
воспитательная: развитие культуры общения, навыков работы в коллективе,  гордости за личностные достижения, экологической грамотности и личной значимости экологии воды, ответственности, инициативы, активной жизненной позиции.

Оборудование и  материалы:
компьютер, медиапроектор, экран, доска, термометры, калориметры, набор жидкостей (вода, растительное масло, духи), фен, пипетки, , туалетная бумага, кусочки целлофана,  цветные жетоны (красные, желтые и зеленые),

часы(секундомер, можно использовать дополнительные функции мобильного телефона).

Ход учебного занятия.

Заранее следует подготовить необходимые приборы и материалы, таблицы со значением величин, необходимых для решения задач, интерактивную доску, проектор мультимедиа, ноутбук  (если нет стационарных компьютеров в кабинете), жетоны, для поощрения деятельности учащихся, которые они могут заработать в течение урока , карточки с задачами, таблички «ладошки».

  1. Организация начала урока.

Учащиеся садятся за столики по 4 чел, достают тетради, ручки, карандаши, линейки, учебники. В классе на группе столов устанавливаются таблички: группа «Капелька»,  группа «Ветерок»,  группа «Солнышко»,  группа «Гремучая смесь». Учащиеся произвольно делятся на группы, усаживаясь за те или иные столы. Перед началом урока учащиеся вывешивают «ладошки» сигнализируя о готовности работать на уроке, или не готовности.

Мотивация учащихся на учебно-познавательную деятельность.

Учитель сообщает, что целью сегодняшнего занятия является повторение и обобщение ранее изученного в курсе естествознания предыдущих классов, жизненного опыта и наблюдений учащихся о испарении, влажности и роли этих явлений в жизни человека, в природе и технике. Далее он сообщает о том, что урок будет проходить в форме поиска и что ему хотелось бы, чтобы сегодня все обратили внимание на явления, которые часто наблюдаем в повседневной жизни, но не всегда задумываемся об их физическом содержании.

  1. Актуализация имеющихся знаний и умений, выявление  пробелов и их коррекция.

Учитель представляет вниманию учащихся презентацию по теме урока.

В ходе ее просмотра  можно задать вопросы:

  • Как вы думаете, что такое испарение (конденсация)?
  • Можно ли можно наблюдать переход жидкости в газообразное состояние  в обычных условиях? Что для этого требуется?
  • При какой температуре может испаряться жидкость?
  • Какая жидкость  самая распространенная на Земле, испарение которой мы можем наблюдать ежедневно?
  • Куда исчезает испарившаяся жидкость?
  • Мы часто говорим и слышим о влажности, а что это? Как вы думаете?
  • Как изменяется внутренняя энергия жидкости при испарении?
  • Можно ли испаряя охладить?
  • Влияет ли испарение на человека? Как?
  •  Важны ли нам знания о  испарении(конденсация), влажности? Для чего?
  • От каких факторов зависит испарение?


III. Усвоение новых способов действий. 

На интерактивной доске (при ее наличии) заносятся предположения о факторах влияющих на испарение жидкости.

     (Выдвигают гипотезы учащиеся, под ненавязчивым управлением учителя. Важно подвести учащихся к верным выводам, не забывая о праве на ошибку)

Далее учащимся предлагается проголосовать за эти утверждения.
Если ученик думает что фактор влияет на интенсивность испарения то под фактор ставит соответствующий смайлик.

Затем учитель предлагает учащимся продумать, что потребуется по их мнению для проверки правильности их предположений.

Затем группам предлагается провести эксперименты по подтверждению или  опровержению выдвинутых гипотез:

  • Группа « Капелька» - проверка гипотезы о зависимости испарения от площади  испарения.
  •   группа «Ветерок» - проверка гипотезы о зависимости испарения от состояния окружающей среды(ветра)
  •   группа «Солнышко»- проверка гипотезы о зависимости испарения от температуры жидкости и   изменения внутренней энергии жидкости  при испарении .
  • группа «Гремучая смесь»- проверка гипотезы о зависимости испарения от рода жидкости и испарения воды при ее загрязнении.

Учащимся предлагается сесть за столики, где находится оборудование и в группах по 3-4 человека провести эксперимент.

По мере выполнения заданий (под наблюдением и скрытым руководством учителя) на доске появляются  результаты экспериментов и выводы из их итогов.

IV.Первичная проверка освоения учащимися новых знаний.

После обсуждения полученных результатов учащимся предлагается подвести обобщающие итоги урока и ответить на вопросы:

  • какая жидкость может наблюдаться  сразу в трех  агрегатных состояниях?
  • Почему испарение жидкости возможно при любой температуре?
  •  Как можно объяснить, что при одних и тех же условиях одни жидкости испаряются быстрее, а другие медленнее?
  • Почему мокрое белье на ветру сохнет быстрее?
  • Как объяснить, что находясь в жаркий день в мокрой одежде человек может простыть?
  • Какие явления природы объясняются конденсацией пара?
  • Как объяснить, что в пористых глиняных сосудах, поверхность которых всегда влажная, вода, даже находясь  на солнце  прохладная?

В заключении учитель может сказать:

V.Домашнее задание .§16-17. Упр.9
По желанию – подготовить в виде презентации итоги урока.

  • Подготовить презентацию (доклад) на тему:  «Устройство  и принцип действия холодильника», «Растительность и влажность почвы»,
    « Приборы для измерения влажности воздуха»,  «Экология воды» , «Влияние влажности на развитие живых организмов».

VI. Подведение итогов  урока .Оценивание работы учащихся в ходе урока проводится по количеству и цвету полученных жетонов, а также группы называют самых активных членов группы. Выставление оценок. Собирают  полученные жетоны.

VII.Рефлексия .

Учащимся выдается листок, который не подписывается,  с вопросами на которые он может ответить.

  • Понравилась ли тебе рабочая атмосфера на уроке?
  • Что тебе больше всего понравилось на уроке? Что не понравилось?
  • Узнал ли ты что - то новое и полезное для себя?
  • Какие знания,  полученные на этом уроке,  тебе пригодятся в жизни, в получении профессии?
  • Что бы ты хотел изменить на уроке?

Собираются рефлексивные листы для анализа учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии в 9 классе с использованием ЭОР. Тема урока"Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон"

Ответить Данная работа содержит план-конспект урока-структуру и ход урока, разработку современного урока  химии в 9 классе "Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон....

конспект урока на тему: "Атмосферное давление. Вес воздуха"

Урок содержит видеофрагменты опытов, опрос в виде тестов, демонстрация опытов, иллюстрации применения атмосферного давления животными....

конспект урока и презентация 8 класс " Влажность воздуха.Измерение влажности воздуха"

урок 8 класс " Влажность воздуха.Измерение влажности воздуха"...

Конспект урока на тему "Атмосферное давление. Вес воздуха"

Конспект урока на тему "Атмосферное давление. Вес воздуха"...

Открытый урок по тема "Воздух. Какими свойствами обладает воздух"

Открытый урок по тема "Воздух. Какими свойствами обладает воздух"Цель:  Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деяте...

Задание на формирование и оценку естественно-научной грамотности по теме "Испарение. Конденсация. Влажность воздуха"

Тема "Испарение. Конденсация. Влажность воздуха" замечательно подходит для решения заданий практико-ориентированного характера....