Нетрадиционный урок-урок творчества
статья по физике по теме
Важнейшая проблема, волнующая всех учителей, - повышение эффективности урока. Снижение уровня знаний учащихся в значительной степени объясняется качеством урока: однообразием, шаблоном, формализмом и скукой. На наш взгляд, самым эффективным в плане реализации возникшей проблемы является нетрадиционный урок. Речь идет о придании тому или иному виду деятельности оригинальных, нестандартных приемов, активизирующих учащихся на уроках, повышающих интерес к знаниям, развивающих детей с учетом их возраста и способностей. Нетрадиционный урок способствует совершенствованию процесса обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netradicionnyi_yrok_yrok_tvorchestva.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК – УРОК ТВОРЧЕСТВА
Важнейшая проблема, волнующая всех учителей, - повышение эффективности урока. Снижение уровня знаний учащихся в значительной степени объясняется качеством урока: однообразием, шаблоном, формализмом и скукой. На наш взгляд, самым эффективным в плане реализации возникшей проблемы является нетрадиционный урок. Речь идет о придании тому или иному виду деятельности оригинальных, нестандартных приемов, активизирующих учащихся на уроках, повышающих интерес к знаниям, развивающих детей с учетом их возраста и способностей. Нетрадиционный урок способствует совершенствованию процесса обучения.
Ш.А.Амонашвили говорил, что когда есть стандарт ведения урока, «вся ответственность за такой урок лежит на невидимых плечах разработчиков стандарта». Конечно, урок требует холодной рассудительности и бесстрастной строгости, но все же привкус романтики необходим, как атмосфера радостной приподнятости, сопутствующей поиску, творчеству.
Поэтому многие учителя, а именно творчески работающие, ищут разные способы оживления урока.
Заботясь о развитии учащихся, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Но одновременно необходимо отдавать себе отчет в том, являются ли используемые приемы и методы оптимальными.
Нет предела учительской фантазии. Самые разнообразные типы нетрадиционных уроков в копилке творчески работающего учителя. Но успешное проведение нетрадиционного урока зависит от ряда действий, как учителя, так и учеников.
Существует много видов нетрадиционных уроков. В таблице отражены многие из них, а также дидактические требования к нетрадиционному уроку.
Виды нетрадиционных уроков:
- урок систематизации знаний;
- урок устный журнал;
- урок викторина;
- урок защита рефератов;
- урок конференция;
- урок проект;
- урок диалог;
- урок одной задачи;
- урок путешествие;
- урок экскурсия
Дидактические требования, предъявляемые к нетрадиционному уроку:
- на уроке учащиеся должны получать не только определенную сумму знаний, но и ощущать поэзию этой важной науки;
- урок должен расширять и углублять знания учащихся, полученные на предыдущих уроках;
- урок должен повышать любознательность и интерес к предмету, стимулировать работоспособность учащихся;
- урок должен помогать учителю изучать индивидуальные способности учеников, выявлять среди них одаренных учащихся;
- урок не должен отвлекать внимание учащихся от основного содержания учебной программы при углублении и расширении их знаний;
- на уроке ученика надо ставить в условия исследователя, отыскивающего закономерности, важные в теоретическом или практическом отношении;
- урок должен развивать и совершенствовать ученика на основе сочетания добровольной работы с обязательностью ее выполнения;
- в урок должны быть включены элементы занимательности, которые необходимы для жизнерадостной деятельности;
- предлагаемый на уроке материал должен быть доступен учащимся, соответствовать их уровню развития.
Действия учителя и учащихся | |
Проводится тщательная подготовка таких уроков | Учащимся даются предварительные задания, объясняется построение урока, готовятся наглядные пособия |
Продумывается ход урока с учетом особенностей класса | Обсуждается последовательность операций на уроке, проверяются конкретные задания отдельных учащихся |
Уделяется особое внимание активизации деятельности всех учащихся | В тот или иной вид деятельности на уроке включаются «сильные» и «слабые» учащиеся, «трудные» и «равнодушные» |
Хотя типы нетрадиционных уроков самые разнообразные, но не это главное. Главное в том, что ученики вовлечены, их работоспособность максимальная, результативность урока возрастает.
Однако следует заметить, что и в выборе нетрадиционных уроков нужна мера. Если отказаться от традиционных уроков, а все уроки делать нестандартными, то общая картина учебного процесса будет неблагоприятна.
В общей системе обучения место нетрадиционных уроков определяется самим учителем в зависимости от содержания материала, а также конкретных условий проведения, и, конечно же, от индивидуальных особенностей самого учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы уроков. Урок - "Занимательный репортаж"
Эта работа расчитана на 7- 8 классы. В теме "Природные зоны"....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект АМО - урока. Урок - путешествие по творчеству великого сатирика М.Е. Салтыкова - Щедрина (http://metodisty.ru).
Урок по теме «Путешествие по страницам жизни и творчества великого сатирика Салтыкова – Щедрина»определён как урок изучения биографии писателя и элементов анализа художественного текста (изучение ново...
Разработка урока "Урок - исследование по творчеству А.П.Чехова"
Содержание урока построено на одной «сквозной» линии (понимание истинных жизненных ценностей через постижение творчества и жизни А.П.Чехова), которая объединяет все этапы урока...
Тип урока: урок-исследование (урок творчества). презентация
Я, … Гульвира Владимировна, … учитель русского языка и литературы … МБОУ Чербинской СОШ … села Черби, пришла в ваш … класс, чтобы провести … урок литер...
РМО "«Нетрадиционные техники изобразительного творчества как путь развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста вусловиях дополнительного образования»
РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕПЕДАГОГОВ ДОО Тема заседания:«Инновационнаядеятельность в дополнительном образовании: проблемы, перспективы, находки» Представлениеопыта работы п...