Рабочая программа по физике
рабочая программа по физике (7 класс) по теме
Данная программа содержит 2 раздела. Первый раздел включает в себя: выписку из образовательного стандарта по физике; цели изучения курса, общую характеристику учебного предмета,цели изучения физики,место предмета в учебном плане, требования уровня усвоения,формы контроля по дисциплине.Также программа содержит перечень контрольных работ по всем темам (два варианта)
Второй раздел включает в себя: учебно-тематическое планирование, содержание программы, календарно-тематический план.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_fizika.doc | 336 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ №1
___________ Е.Ю. Кащенко
«___»______________2011г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет ФИЗИКА
Класс 7класс
Учитель Королькова Ольга Васильевна
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. председателя МС /СУТЯГИНА В.И. /
Руководитель МО /ДЕНИСОВА Н.П. /
2011-2012
Новосибирск
Пояснительная записка
Раздел 1. Организационно-методический
Выписка из образовательного стандарта по физике
Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного (общего) образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне в 7 классе, из расчета 2 ч в неделю). Программа конкретизирует содержание предметных тем, распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определяет также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);
учебниками (включенными в Федеральный перечень):
Перышкин А.В. Физика-7 – М.: Дрофа, 2005;
сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:
Лукашик В.И. сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2007. – 192с.
Цели изучения курса – выработка компетенций:
общеобразовательных:
умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);
умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;
умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
предметно-ориентированных:
понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;
применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Цели изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования, в том числе в VII, VIII и IX классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 21 часа (10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.
Требования к уровню усвоения.
В результате изучения физики 7 класса ученик должен
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро,
смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия,
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии
уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
рационального применения простых механизмов;
В результате изучения физики 8 класса ученик должен
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, теплопроводность, конвекция;
смысл физических величин: работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы; закона сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь:
описывать и объяснять физические явления: диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, температуры, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
В результате изучения физики ученик 9 класса должен
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро.
смысл величин: путь, скорость, ускорение, импульс, кинетическая энергия, потенциальная энергия.
смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса, и механической энергии.
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию,
использовать физические приборы для измерения для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени.
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на это основе эмпирические зависимости: пути от времени, периода колебаний от длины нити маятника.
выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых представлений
решать задачи на применение изученных законов использовать знаниями умения в практической и повседневной жизни.
Формы контроля по дисциплине
Система оценивания.
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.
Оценка лабораторных работ.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
Перечень ошибок.
Грубые ошибки.
Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
Неумение выделять в ответе главное.
Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
Неумение определить показания измерительного прибора.
Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки.
Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты.
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.
Контрольные работы для 7 класса:
Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»
Вариант №1
1. Открытый сосуд с углекислым газом уравновесили на весах. Почему со временем равновесие весов нарушилось?
2. Молекулы вещества притягиваются друг к другу. Почему же между молекулами существуют промежутки?
3. Изменится ли объем газа, если его перекачать из баллона вместимостью 20 л в баллон вместимостью 40 л?
4. Весной, после того как сойдет снег, вспаханное осенью поле боронят. Объясните с физической точки зрения такой способ обработки поля.
5. Какую площадь поверхности займет, разлившаяся по ней, нефть объемом 1 м3 при толщине слоя в 1/40000 мм?
Вариант №2
1. Для того чтобы свежие огурцы быстрее засолились, их заливают горячим рассолом. Почему засолка огурцов в горячем рассоле протекает быстрее?
2. Может ли капля растительного масла беспредельно растекаться по поверхности воды?
3. В бутылке находится вода объемом 0,5л. Ее переливают в колбу вместимостью 1 л. Изменится ли объем воды? Ответ обосновать.
4. После посева поверхность поля прикатывают катками. Объясните с точки зрения физики данный способ обработки посевов.
5. Капля масла объемом 3 мм3 растеклась по поверхности воды образовав пятно площадью 2000 см2. Чему равен диаметр молекулы масла?
Контрольная работа №2 по теме "Взаимодействие тел.Масса и плотность"
Вариант № 1
1. Если человек, сидящий в лодке, перестанет грести, то лодка все равно продолжает некоторое время плыть дальше. Почему?
2. Определяя массу тела, ученик уравновесил его на весах, поставив на другую чашу весов следующие гири: одну 50 г, две по 20 г, одну 10 г и по одной 50 мг,20 мг и 10 мг. Чему равна масса взвешиваемого тела? Выразите ее в граммах и килограммах.
3. Из какого металла сделана втулка подшипника, если ее масса 2,8 кг, а объем 400 см3?
4. Машина рассчитана на перевозку груза массой 3 т.Сколько листов железа можно погрузить на нее, если длина каждого листа 2 м, ширина 80 см, а толщина 2 мм? Плотность железа 7800 кг/м3.
Вариант № 2
1. Если тарелку, полную супа, быстро поставить на стол, суп из тарелки выплескивается. Почему?
2. Определяя массу тела, ученик уравновесил его на весах, поставив на другую чашу весов следующие гири: одну 100 г, две по 2 г, одну 1 г и по одной 500 мг,200 мг и 100 мг. Чему равна масса взвешиваемого тела? Выразите ее в граммах и килограммах.
3. Точильный брусок имеет массу 300 г и размеры 15 х 5 х 2 см. Определите плотность вещества, из которого он сделан.
4. Объем легких у человека 3000 см3. За одну минуту в его легкие поступает 77,4 г воздуха. Сколько вдохов в минуту делает человек? Плотность воздуха 1,29 кг/м3.
Контрольная работа №3 по теме «Силы природы»
Вариант №1
1.Пружина жесткостью 40 Н/м, под действием некоторой силы, удлинилась на 5 см. Чему равна величина силы упругости пружины при ее удлинении?
2. С какой силой тело массой 3 кг притягивается к земле? Ускорение свободного падения считать равным 10 Н/кг.
3. Чему равна масса тела, если его вес равен 5 Н? Ускорение свободного падения считать равным 10 Н/кг.
4. На сколько удлинилась бы пружина с жесткостью 100 Н/м под действием груза массой 50 кг.
Вариант № 2
1.Пружина жесткостью 100 Н/м, под действием некоторой силы, удлинилась на 2 см. Чему равна величина силы упругости пружины при ее удлинении?
2. С какой силой тело массой 5 кг притягивается к земле? Ускорение свободного падения считать равным 10 Н/кг.
3. Чему равна масса тела, если его вес равен 15 Н? Ускорение свободного падения считать равным 10 Н/кг.
4. На сколько удлинилась бы пружина с жесткостью 200 Н/м под действием груза массой 40 кг.
Контрольная работа №4 по теме «Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление».
Вариант №1
1. Какое давление должен иметь пожарный насос, чтобы подавать воду на высоту 80 м?
2. Какое физическое явление мы используем, набирая жидкость в пипетку?
3. У подножья горы барометр показывает давление 760 мм рт. ст., а на вершине горы 722 мм рт. ст.. Какова примерно высота горы?
4. Площадь большего поршня гидравлического домкрата в 150 раз больше площади меньшего. С какой силой нужно подействовать на малый поршень, чтобы можно было бы поднять автомобиль массой 3 тонны?
Вариант № 2
1. Какое давление должен создавать насос, чтобы подавать воду на высоту 100 м?
2. Какое физическое явление мы используем, набирая лекарство в шприц?
3. У подножья горы барометр показывает давление 760 мм рт. ст., а на вершине горы 700 мм рт. ст.. Какова примерно высота горы?
4. Площадь меньшего поршня гидравлического домкрата в 100 раз меньше площади большего поршня. Какой массы автомобиль можно поднять домкратом действуя силой 500 Н на малый поршень?
Контрольная работа №5 по теме «Выталкивающая сила. Плавание тел.»
Вариант №1
1. В воду погрузили тело объемом 120 см3. Определите значение выталкивающей силы, действующей на тело.
2. Березовый и пробковый шарики равного объема плавают на поверхности воды. Какой из них глубже погружен в воду? Почему?
3. Как в сосуде, содержащем воду, керосин, ртуть, расположатся три сплошных шарика: пробковый, парафиновый, стальной? Ответ обосновать. Сделать схематический рисунок.
4. Стальная болванка массой 200 кг полностью погружена в воду. Какую силу надо приложить к болванке, чтобы удержать ее в воде?
Вариант №2
1. Чему равна архимедова сила, действующая на тело объемом 200 см3 полностью погруженным в керосин?
2. В какой воде и почему легче плавать: в морской или речной?
3. На коромысле весов уравновесили два тела одинакового объема, изготовленных из разных металлов. Нарушится ли равновесие весов, если оба тела полностью погрузить в сосуд с водой? Ответ обосновать. Сделать схематический рисунок.
4. После разгрузки баржи ее осадка в реке уменьшилась на 60 см. Определите вес груза, снятого с баржи, если площадь сечения баржи на уровне воды равна 240 м2.
Контрольная работа №6 по теме «Механическая работа, мощность и энергия»
Вариант №1
1. Буксирный катер тянет баржу силой 5000 Н. Какую работу совершает катер на пути 200 м?
2. Какую мощность развивал электродвигатель, если за 8 с он совершил работу 2000 Дж?
3. На Братской ГЭС разность уровней воды перед плотиной и за ней равна 100 м. Какой энергией обладает каждый кубический метр воды, удерживаемой плотиной.
4. Грузоподъемник с электролебедкой поднял груз массой 200 кг на высоту 20 м, при этом электродвигатель совершил работу 48 кДж. Вычислите КПД электролебедки.
Вариант №2
1. Трактор тянет прицеп, развивая силу тяги 2500 Н. Какую работу совершает трактор на пути 400 м?
2. Человек, поднимаясь по лестнице в течение 40 с, совершил работу 2000 Дж. Какую мощность развивал человек?
3. Боек копра массой 250 кг поднят на высоту 5 м относительно забиваемой им сваи. Вычислите энергию бойка относительно сваи.
4. Неподвижным блоком равномерно поднимают груз массой 72 кг на высоту 2 м, затрачивая работу 1600 Дж. Вычислите КПД блока.
Контрольные работы для 8 класса:
Контрольная работа №1 «Движение и силы»
I вариант
1. Укажите, относительно каких тел пассажир движущегося теплохода может находиться в покое, относительно каких тел он движется?
2. Определите массу бетонной плиты, длина которой 4 м, ширина 1,5 м и толщина 25 см. Плотность бетона 2200 кг/м3
3. Кирпич массой 4 кг лежит на столе. Чему равен вес кирпича? Изобразите графически силу тяжести и вес кирпича.
II вариант
1. Стриж полетает за 10 с путь 800 м. Может ли он обогнать электровоз, движущийся со скоростью 90 км/ч?
2. Две различные тележки сталкиваются, а затем разъезжаются. Какую из взаимодействующих тележек следует считать более массивной?
3. Масса человека 60 кг. Площадь подошвы ботинка 200 см2. Определите: 1) вес человека; 2) давление, производимое стоящим человеком.
III вариант
1. Какова скорость пешехода, если за каждые 30 с он проходит расстояние, равное 5 м? Изобразите скорость пешехода графически.
2. Чугунный шар имеет массу 0,7 кг. Объем шара 200 см3. Сплошной ли это шар или он имеет внутри воздушную полость? (плотность чугуна 7 г/см3)
3. Объясните назначение гусениц у трактора. Зависит ли давление, оказываемое гусеницами на грунт, от их формы, площади?
IV вариант
1. Почему человек, споткнувшись, иногда падает? В какую сторону?
2. Определите массу дубовой балки, если ее объем равен 0,2 м3. Плотность дуба 800 кг/м3.
3. Найдите давление на почву гусеничного трактора, если его масса 10000 кг. Длина опоры каждой гусеницы 2 м, ширина – 50 см.
Контрольная работа №2 «Давление жидкостей и газов»
Iвариант
1. Водолаз опускается в море на глубину 90 м. Определить давление воды на этой глубине. Плотность морской воды 1030 кг/м3.
2. Почему мы не чувствуем силы атмосферного давления, действующей на тетрадь, когда держим ее в руках?
3. Большой поршень гидравлической машины, площадь которого 60 см2, поднимает груз весом 3000 Н. Найдите площадь меньшего поршня, если на него действует сила 200 Н.
II вариант
1. Высота плотины 16 м, считая от дна, а уровень воды в водохранилище на 3 м ниже уровня плотины. Как велико давление на плотину у дна?
2. Атмосферное давление передается водой по закону Паскаля по всем направлениям одинаково. Почему же давление в различных слоях воды в сосуде различно?
3. Определите силу, необходимую для удержания пластыря, которым заложена пробоина в подводной части корабля, на глубине 100 см? Площадь пробоины 160 см2.
III вариант
1. Почему жидкости и газы в отличии от твердых тел передают давление по всем направлениям?
2. Водонапорный бак водопровода расположен на высоте 75 м. Найдите давление в водонапорной трубе у основания водонапорной башни. Плотность воды 1000 кг/м3.
3. Нормальное атмосферное давление равно давлению столба ртути высотой 760 мм. Выразите это давление в Н/м2.
IV вариант
1. До какого уровня налита вода в сосуд, если она давит на дно с силой 0,8 Н, а площадь дна равна 10 см2?
2. Площадь малого поршня гидравлической машины равна 10 см2, а большого – 50 см2. На малый поршень действует сила 10 Н. Определите силу давления, действующую на большой поршень.
3. В стакан, наполненный частично водой, опустили на нити тело так, что оно не коснулось дна. Изменилось ли при этом давление воды на дно? Объясните, почему.
Раздел 2. Содержание учебной дисциплины.
Учебно-тематическое планирование:
Основное содержание | Количество часов, отведенных на изучение |
7 класс |
Физика и физические методы изучения природы | 6 |
Механические явления | 50 |
Тепловые явления | 8 |
Электрические и магнитные явления | - |
Электромагнитные колебания и волны | - |
Квантовые явления | - |
Итоговое повторение | 4 |
Резерв | 2 |
Всего | 70 |
Лабораторные работы реализуются с учётом возможностей образовательного учреждения.
Содержание программы:
В 7 классе:
Введение (4 часа)
Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин. Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.
Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.
Фронтальная лабораторная работа.
№1.Определение цены деления измерительного прибора.
Первоначальные сведения о строении вещества. (5 часов.)
Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела. Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества.
Фронтальная лабораторная работа.
№2Измерение размеров малых тел.
Взаимодействие тел. (21 час.)
Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость. Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение. Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность. Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности. Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение. Упругая деформация.
Фронтальная лабораторная работа.
№3.Измерение массы тела на рычажных весах.
№4.Измерение объема тела.
№5.Измерение плотности твердого вещества.
№6.Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
Давление твердых тел, жидкостей и газов. (23 часа)
Давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления. Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры. Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
Фронтальная лабораторная работа.
№7.Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
№8.Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Работа и мощность. Энергия. (13 часов.)
Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.
Фронтальная лабораторная работа.
№9.Выяснение условия равновесия рычага.
№10.Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости.
Итоговое повторение(4 часа.)
Календарно-тематический план по курсу 7 класса
№ п./п | Блок | Название тем урока | Элементы содержания | Деятельность обучающегося | Формы контроля |
знают | умеют |
Введение (4ч.) |
1 | 1.1 | Что изучает физика. Наблюдения и опыты | Примеры физических явлений: колебания тела на пружине; звучание камертона; получение изображения пламени свечи на экране с помощью линзы; взаимодействие металлических опилок с магнитом; примеры электрических явлений и др. | Физические термины: тело, вещество, материя, физические тела, физические явления. | Приводить примеры физических явлений, различать понятия вещество и тело. | Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам. |
2 | 1.2 | Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений | Измерительная линейка, секундомер, термометр, амперметр, демонстрационный транспортир, демонстрационный микрометр. | Определение физической величины. Измерительные приборы. Алгоритм нахождения цены деления измерительного прибора, запись результатов измерений с учётом погрешности. | Умение приводить примеры физических величин и единиц их измерения, умение определить цену деления шкалы прибора. | Тест |
3 | 1.3 | Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора» | Мензурка, грузики, линейка. | Термины: отчёт, вывод к лабораторной работе, цена деления. | Уметь оформить отчёт по лабораторной работе, закрепить навык по определению цены деления, делать вывод по результатам работы. | Отчёт о работе. |
4 | 1.4 | Физика и техника | Современные электронные устройства: плеер, мобильный телефон и т.п.), портреты учёных-физиков и выдающихся изобретателей. | Основные этапы в развитии физики, взаимосвязь физики и техники научно-технический прогресс, вклад учёных. | Уметь собирать материал для сообщений, докладов. | Устный опрос. |
Первоначальные сведения о строении вещества (5ч.) |
5 | 2.1 | Молекулы. Движение молекул | Опыт по рис. 16, 17, 18, 19 учебника. 2. Модели молекул воды, водорода, кислорода. Модель хаотического движения молекул. | Опыты и явления, доказывающие, что вещества состоят из молекул. | Понятие молекула. Представление о размерах молекул. | Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам. |
6 | 2.2 | Диффузия | 1. Опыт по рисунку 23 учебника 2. Модель хаотического движения молекул. 3. Механическая модель броуновского движения. 4. Диффузия газов. | Явление диффузии, причины и закономерности этого движения. | Умение приводить примеры диффузии в окружающем мире, выявлять причины и закономерности этого явления на основе молекулярного строения вещества. | Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам |
7 | 2.3 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | 1. Силы взаимодействия молекул: разламывание и соединение кусочков мела, сжатие и распрямление резинового ластика, сваривание в пламени2х стеклянных палочек. 2. Сцепление свинцовых цилиндров. 3. Отрывание стеклянных пластин от воды и керосина. | Опытные доказательства существования между молекулами сил взаимодействия. Явление смачивания и несмачивания. | Умение приводить примеры сил притяжения и отталкивания молекул в природе, технике и быту. | Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам |
8 | 2.4 | Различные состояния вещества и их объяснения на основе МКТ. | Объём и форма тела твёрдого, жидкости, газов. Свойство газов занимать весь предоставленный объём (по рис. 30 учебника). | Три состояние вещества: твёрдое, жидкое, газообразное. | Умение объяснять свойства различных состояний вещества на основе молекулярного строения вещества. | Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам |
9 | 2.5 | Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел» | Линейка измерительная, крупа, горох, фотография молекул. | Ознакомление со способом рядов. | Овладение способом рядов для определения размеров малых тел. Отработка навыка оформления лабораторной работы. | Отчёт о работе. |
Взаимодействие тел (21ч.) |
10 | 3.1 | Механическое движение | 1.Относительность движения: движение игрушечного авто по столу и движущейся тележке. 2.Равномерное и неравномерное движение, криволинейное и прямолинейное движение управляемого игрушечного авто. 3.Траектория мела на доске. | Понятия: механическое движение, виды движения, траектория, пройденный путь. | Умение давать определение механического движения по плану изучения физических величин (алгоритму), пройденного пути, траектории. | Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам |
3.2 | Равномерное движение. Скорость | Движение игрушечного автомобиля (определить путь, пройденный им за 5 с, найти среднюю скорость движения). | Понятие скорости, средней скорости. | Умение давать определение скорости, средней скорости по алгоритму; запомнить формулу расчёта скорости, научиться сравнивать скорости различных тел, умение графически изображать скорость, уметь переводить единицы скорости в СИ. | Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам. |
11 | 3.3 | Решение задач на расчёт скорости | Закрепление понятий: скорость, средняя скорость, пройденный путь. | Формирование умения оформлять и решать задачи на расчёт пути, скорости, времени, средней скорости. | Решение задач |
12 | 3.4 | Инерция | 1. Опыты по рис. 41 учебника. 2. Колебания маятника. 3. Явление инерции (кукла на тележке). | Явление инерции. | Умения выявлять причины изменения скорости тел, приводить примеры проявления инерции в быт, природе, техники. | Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам |
13 | 3.5 | Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела. | 1.Опыты по рис. 42, 43 учебника. 2.Взаимодействие подвижного и неподвижного тела (движение шарика по жёлобу и столкновение с неподвижным телом) 1.Опыт по рис. 46 в учебнике. 2.Взвешивание деревянного бруска на рычажных весах. | Явление отдачи. Понятия массы тела, знать устройство и принцип действия рычажных весов. | Умение приводить примеры взаимодействия тел и выявлять результат этого взаимодействия. Формировать умение пользоваться рычажными весами для измерения массы тела. | Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам |
14 | 3.6 | Лабораторная работа № 3.«Измерение массы тела на рычажных весах». | Закрепление умения пользоваться рычажными весами для измерения массы тела. Закрепление навыка оформления отчёта по лабораторной работе. | Отчёт о работе |
15 | 3.7 | Лабораторная работа № 4.«Измерение объема тела». | Закрепление навыков и умения пользоваться мензуркой, нахождения цены деления, производить запись конечного результата измерения с учётом погрешностей. | Отчёт о работе |
16 | 3.8 | Плотность вещества. | 1.Демострация твёрдых тел одинакового объёма, но разной массы. 2. Сравнение объёмов мелких гвоздей и кусочков бумаги, уравновешенных на рычажных весах. 3. Демонстрация твёрдых тел одинаковой массы, но разного объёма. | Понятие плотности вещества, её единиц измерения. | Усвоение формулы расчёта плотности, умение сравнивать плотности различных веществ по таблицам 3, 4, 5 (с.50), понимать физический смысл плотности. | Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам |
17 | 3.9 | Решение задач по теме плотность. | Закрепление навыка решения задач с использованием изученных формул: ρ= | Решение задач |
18 | 3.10 | Лабораторная работа № 5.«Определение плотности вещества твердого тела». | Понятие плотности вещества. | Закрепление умения рассчитывать плотность по формуле, умение сравнивать полученное значение плотности с табличным. | Отчёт о работе |
19 | 3.11 | Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества». | Умение на практике применить полученные знания и навыки по решению задач. | Контроль знаний по теме |
20 | 3.12 | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. | Опыт по рис. 55, 56 учебника. Падение металлического шарика, подвешенного на нити, после пережигания нити. Движение теннисного шарика, брошенного горизонтального. | Сила – причина изменения скорости, модуль и направление силы, точка приложения силы. Явление всемирного тяготения. Понятие силы тяжести, зависимость силы тяжести от массы тела. | Умение давать определения понятиям: сила, сила тяжести, явление тяготения. | Фронтальный опрос |
21 | 3.13 | Сила упругости. Закон Гука. | Прибор для демонстрации видов деформации; колебание тела на пружине. Действие рогатки (частный случай катапульты), лабораторный динамометр. Виды деформации. | Сила упругости. Деформация и её виды. Закон Гука для упругих деформаций. | Умение приводить действия силы упругости, практического использования закона Гука. | Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам. |
22 | 3.14 | Вес тела. | Понятие веса тела. | Умение графически изображать вес тела. | Физический диктант |
23 | 3.15 | Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | Единицы силы. | Умение применять формулу для расчёта силы тяжести, действующей на тело произвольной формы, умение графически изобразить силу тяжести. | Кратковременная к/р. |
24 | 3.16 | Динамометр. Лабораторная работа № 6. «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». | Динамометр Бакушинского, демонстрационный динамометр. | Знать устройство и принцип действия динамометра, виды динамометров. | Умение использовать динамометр на практике, закрепление умения оформлять отчёт, находить цену деления шкалы прибора. | Отчёт о работе |
25 | 3.17 | Графическое изображение сил. Сложение сил, действующих по одной прямой. | Опыт по рис. 74, 76 учебника. Измерение равнодействующей сил, действующих на тело, погруженное в жидкость. | Понятие равнодействующей сил. | Умение определять направление и модули равнодействующую двух сил для различных случаев. | Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам. Взаимоопрос. Диагностика. |
3.18 | Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. | Измерение силы трения скольжения при движении бруска по деревянной доске. Сравнение силы трения скольжения с силой трения покоя и качения. Зависимость силы трения от массы тела, от шероховатости поверхности. | Понятия: сила трения скольжения, покоя, качения. Знание техники безопасности при гололёде, листопаде, знания о тормозном пути. | Умение выявлять причины возникновения силы трения. | Решение задач |
26 | 3.19 | Трение в природе и технике. | Способы увеличения и уменьшения. Шариковые и роликовые подшипники. | Знать способы уменьшения и увеличения сил трения, устройство и принцип действия подшипников. | Умение приводить проявления сил трения в природе и технике, умение объяснить причины сил трения. |
27 | 3.20 | Повторение. Решение задач. Подготовка к контрольной работе | Закрепление навыка решения задач с использованием изученных формул: | Решение задач |
28 | 3.21 | Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел». | Умение на практике применить полученные знания и навыки по решению задач. | Контроль знаний по теме |
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (23ч.) |
29 | 4.1 | Давление. Единицы давления. | Зависимость давления твёрдого тела на опору от действующей силы и площади опоры (по рис. 86 учебника). | Знать понятие «давление тела на опору», знать единицы давления. | Умения: давать определение физической величины «давление», уметь решат задачи, делать перевод единиц давления в СИ. | Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам. Взаимоопрос. Диагностика. |
30 | 4.2 | Давление твёрдых тел. | Закрепление понятия давление. Знать о способах спасения провалившихся под лёд. | Умение решать качественные и количественные задачи на применение формулы p=. | Тест. Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам. Взаимоопрос. Диагностика. |
31 | 4.3 | Решение задач на расчёт давления | Знать формулу ρ=ρж.gh и уметь её применять. | Умение решать расчётные задачи. | Решение задач |
32 | 4.4 | Давление газа. | Раздувание камеры по рис. 91 учебника. Изменение давление газа при изменении его объёма и температуры по рис. 92 учебника. | Фронтальный опрос |
33 | 4.5 | Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе | Передача давления жидкостями и газами по рис 95, 96 учебника. | Знать различия в движении частиц, из которых состоят твёрдые тела, жидкости, газы; знать, как передаётся давление жидкостями и газами, знать закон Паскаля. | Умение решать качественные и количественные задачи. | Тест |
34 | 4.6 | Решение задач на расчёт давления | Опыты по рис. 99-103 учебника. | Знать наличие весового давления внутри жидкости, его возрастание с глубиной, равенство давлений на одном и том же уровне, формулу расчёта давления внутри жидкости. | Умение решать качественные и количественные задачи. | Решение задач |
35 | 4.7 | Сообщающиеся сосуды. Применение сообщающихся сосудов. | Равновесие однородной и неоднородной жидкости в сообщающихся сосудах. Модели водомерного стела, фонтана. Таблица «Шлюзы». | Знать примеры сообщающихся сосудов и их применение. | Умение приводить примеры сообщающихся сосудов, уметь обосновывать расположение поверхности жидкости на одном уровне, а жидкостей с разными плотностями – на разных уровнях. | Физический диктант |
36 | 4.8 | Подготовка к к/р. | Знать причины возникновения давления в газах. | Умение объяснять давление газа в зависимости от его объёма и температуры (при неизменной массе). | Решение задач |
37 | 4.9 | Контрольная работа №3. | Умение применять полученные знания при решении задач. | Контроль знаний по теме |
38 | 4.10 | Атмосферное давление. Опыт Торричелли. | Обнаружение атмосферного давления. Опыты с демонстрационной пипеткой, ливером, грушей. Таблица «Опыт Торричелли», действие присоски. | Знать: условия существования земной атмосферы; явления, подтверждающие существования атмосферного давления. Знать, как измеряется атмосферное давление жидкостным термометром. | Уметь объяснять причину изменения атмосферного давления. Умение вычислять атмосферное давление в мм рт.ст. и в Па. | Текст, опорный конспект |
39 | 4.11 | Барометр-анероид. Измерение атмосферного давления с высотой. | Барометр-анероид, таблица «Схема устройства барометра-анероида». | Знать назначение и устройство барометра-анероида, зависимость атмосферного давления от высоты, о высотомерах. | Умение определять атмосферное давление барометром-анероидом. | Электронный тест |
40 | 4.12 | Манометры. Насосы. | Устройство и принцип действия открытого жидкостного манометра. Устройство и действие металлического манометра (демонстрационная таблица, действующая модель манометра). | Знать принцип устройства и действия жидкостного и металлического манометра, всасывающего жидкостного насоса. | Умение пользоваться манометрами различного назначения. | Сам. работа |
41 | 4.13 | Сила Архимеда. | Опыт по рис. 139 учебника. | Знать легенду об Архимеде, формулу для расчёта архимедовой силы. | Умение решать задачи на расчет архимедовой силы. | Решение задач |
42 | 4.14 | Решение задач | Знать формулы по теме, правила сообщающихся сосудов. | Умения применить формулу ρ=ρж.gh; измерять атмосферное давление. | Физический диктант Решение задач |
43 | 4.15 | Решение задач | Умение применять полученные знания на практике при решении задач. | Тест |
44 | 4.16 | Лабораторная работа № 7.«Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». | Знать формулу для расчёта архимедовой силы. | Умение выполнять отчёт по лабораторной работе, умение проводить расчёт архимедовой силы. | Уметь работать с физическими приборами |
45 | 4.17 | Условия плавания тел. | Плавание тел в жидкости при равенстве действующих на него силы тяжести и архимедовой силы. | Знать условия плавания тел. | Уметь применять условия плавания тел при решении задач. | Рисунки |
46 | 4.18 | Водный транспорт. | Плавание коробки из фольги. | Знать о подъёмной силе. | Водный транспорт – практическая реализация условия плавания тел. | Защита проектов |
47 | 4.19 | Воздухоплавание. | Подъём в воздухе воздушного шарика или мыльных пузырей. | Знать об охране окружающей среды вследствие полёта воздушных шаров, водного транспорта. | Воздушный транспорт – практическая реализация | Проверка опорного конспекта, тест |
48 | 4.20 | Лабораторная работа № 8.«Выяснение условий плавания тела в жидкости». | Уметь на практике исследовать условия плавания тел. | Отчёт о работе |
49 | 4.21 | Повторение. Решение задач. | Знать основные понятия темы. | Уметь решать задачи на применение формулы для расчета архимедовой силы, на использование условия плавания тела. | Составление обобщающей таблицы, решение задач |
50 | 4.22 | Контрольная работа № 4 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов». | Умения применять полученные знания на практике | Решение задач |
51 | 4.23 | Работа над ошибками. | Умения оценивать себя самостоятельно | Решение неправильных задач |
Работа и мощность. Энергия (13ч.) |
52 | 5.1 | Механическая работа. Мощность. | Расчёт работы при подъёме бруска известной массы на высоту 1м и равномерного его перемещения на то же расстояния по горизонтальной плоскости. | Знать формулу для расчёта работы, знать определение механической работы. | Уметь решать качественные и количественные задачи по теме. | Составление опорного конспекта. |
53 | 5.2 | Решение задач. | Расчёт мощности, развиваемой при ходьбе. | Знать определение мощности, формулу для расчёта мощности. | Уметь решать качественные и расчётные задачи. | Ср. Работа и мощность |
54 | 5.3 | Простые механизмы. | Простые механизмы (без рассмотрения устройства), опыты по рис. 149 учебника. | Знать виды простых механизмов, определение рычага, определение плеча силы, условия равновесия рычага. | Уметь распознавать простые механизмы | Кратковременная контрольная работа. |
55 | 5.4 | Рычаг. Условия равновесия рычага. | Простые механизмы (без рассмотрения устройства), опыты по рис. 1 150 и 154 учебника. | Знать виды определение рычага, определение плеча силы, условия равновесия рычага. | Уметь применять условия равновесия рычага при решении задач. | Электронный тест. Знакомство с простыми механизмами |
56 | 5.5 | Момент силы. | Условие равновесия рычага по рис. 154 учебника. | Знать определение момента сил, правило моментов, единицы момента сил. | Уметь применять правил моментов при решении задач. | Решение задач |
57 | 5.6 | Решение задач. | Знать устройство и действия рычагов, рычажных весов. | Уметь определять выигрыш в силе при работе с ножницами, кусачками и др. инструментами. Уметь оформлять отчёт по лабораторной работе. | Решение задач |
58 | 5.7 | Лабораторная работа № 9. «Выяснение условия равновесия рычага». | Уметь измерять длину плеч. | Вывод и оформление работы |
59 | 5.8 | «Золотое правило механики». КПД. | Изменение направления действия силы с помощью неподвижного блока. Действие подвижного блока. Равенство работ при использовании простых механизмов. | Знать устройство и принцип действия неподвижного и подвижного блоков, иметь понятие о равенстве работ при использовании простых механизмов. Знать, в чём заключается «Золотое правило» механики. | Уметь применить условия равновесия рычага к блоку. | Физический диктант |
60 | 5.9 | Решение задач | Уметь решать задачи качественные и количественные на «Золотое правило» механики. | Решение задач |
61 | 5.10. | Лабораторная работа № 10. «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости». | Иметь понятие о полезной и полной работе, знать определение КПД. | Уметь определять КПД наклонной плоскости, уметь составить отчёт о проделанной лабораторной работе. | Вывод и оформление работы |
62 | 5.11 | Энергия. Закон сохранения энергии. | Опыт по рис. 171 и 172 учебника | Иметь понятие об энергии и её видах. | Уметь определять кинетическую и потенциальную энергию. | Ср. простые механизмы |
63 | 5.12 | Решение задач | Умение решать задачи на расчёт КПД, закон сохранения энергии | Решение задач |
64 | 5.13 | Контрольная работа №5 по теме «Работа и мощность. Энергия». | Умение применить полученные знания на практике. | Контроль знаний |
Повторение (4ч) |
65 | 6.1 | Решение задач | Знать основные понятия, изученные в курсе физика-7. | Уметь применить полученные знания на практике. | Электронный Тест |
66 | 6.2 | Подготовка к итоговой контрольной работе | Знать основные понятия, изученные в курсе физика-7. | Уметь применить полученные знания на практике. | Электронный Тест |
67 | 6.3 | Итоговая контрольная работа | Умение применить полученные знания на практике. | Итоговый контроль, проверка тетрадей |
68-70 | 6.4 | Резерв |
Итого: 70 часов |
Список литературы:
1C: Школа. Физика, 7-11классы. Библиотека наглядных пособий. Под редакцией Н.К. Ханнананова. МОРФ 2004 FORMOZA. |
CD-ROM «Виртуальные лабораторные работы по физике. 7-9 класс (Jewel)» |
А.В.Перышкин, Е.М.Гутник, Физика 7,8,9 классы. М., с 2004г. |
О.И. Громцева «Контрольные и самостоятельные работы» к учебнику А.В.Перышкина «Физика. 7 класс», изд. «Экзамен», 2009 год. |
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике, ИД «Дрофа» 2004 г. |
Программы для общеобразовательных учреждений. ИД «Дрофа» 2004 |
Тесты. Физика 7-9 классы (компакт - диск), изд.: «Учитель», 2009 |
цифровые образовательные ресурсы (ЦОР): http://school-collection.edu.ru/ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11классов (базовый уровень) к комплекту учебников «Физика» авт.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский
Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников физики 10-11 класса авторов Г.Я. Мякишев и Б.Б. Буховцев, который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физическ...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...