РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ (Базовый уровень)
методическая разработка по физике (7 класс) по теме
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по физике для 7–9 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 204 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне в 7–9 классах (по 68 ч в каждом из расчета 2 ч в неделю). Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 296 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ФИЗИКЕ
(Базовый уровень)
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по физике для 7–9 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 204 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне в 7–9 классах (по 68 ч в каждом из расчета 2 ч в неделю). Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
- Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);
- учебниками (включенными в Федеральный перечень):
- Перышкин А.В. Физика-7 – М.: Дрофа, 2007;
- Перышкин А.В. Физика-8 – М.: Дрофа, 2008;
- Перышкин А.В. Физика-9 – М.: Дрофа, 2008.
- сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:
- Лукашик В.И. сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2006г. – 192с.
- Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные тексты по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2003. .
Цели изучения курса – выработка компетенций:
- общеобразовательных:
- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);
- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
- предметно-ориентированных:
- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;
- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит суще ственный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном разви тии общества, способствует формированию современного на учного мировоззрения. Для решения задач формирования ос нов научного мировоззрения, развития интеллектуальных спо собностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не переда че суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами науч ного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части обще го образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объектив ные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механи ческие явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Цели изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о механических, тепловых, электромаг нитных и квантовых явлениях; величинах, характеризу ющих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюде ний, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графи ков и выявлять на этой основе эмпирические зависимо сти; применять полученные знания для объяснения раз нообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для реше ния физических задач;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приоб ретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с ис пользованием информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания при роды, в необходимости разумного использования дости жений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общече ловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природополь зования и охраны окружающей среды.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования, в том числе в VII, VIII и IX классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 21 часа (10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педаго гических технологий, учета местных условий.
В результате изучения физики 7 класса ученик должен
знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро,
- смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия,
- смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохране ния импульса и механической энергии
- уметь:
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изда ний, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- применять
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе дневной жизни:
- для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
- контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
- рационального применения простых механизмов;
В результате изучения физики 8 класса ученик должен
знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
- смысл физических величин: работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы; закона сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения элек трического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распро странения света, отражения света;
уметь:
- описывать и объяснять физические явления: диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, температуры, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего те ла от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изда ний, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- применять
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе дневной жизни:
- для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробы товых приборов, электронной техники;
- контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
В результате изучения физики ученик 9 класса должен
знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление. физический закон. взаимодействие. электрическое поле. магнитное поле. волна. атом. атомное ядро.
- смысл величин: путь. скорость. ускорение. импульс. кинетическая энергия, потенциальная энергия.
- смысл физических законов: Ньютона. всемирного тяготения, сохранения импульса, и механической энергии..
уметь:
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение. равноускоренное прямолинейное движение., механические колебания и волны.. действие магнитного поля на проводник с током. электромагнитную индукцию,
- использовать физические приборы для измерения для измерения физических величин: расстояния. промежутка времени.
- представлять результаты измерений с помощью таблиц. графиков и выявлять на это основе эмпирические зависимости: пути от времени. периода колебаний от длины нити маятника.
- выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых представлений
- применять
- решать задачи на применение изученных законов
использовать знаниями умения в практической и повседневной жизни.
Данная рабочая программа дополнена тестовыми контрольными работами. Данная программа может быть использована для преподавания курса физики в общеобразовательном учреждении, т.е. школе.
рабочая программа (содержание образования)
ФИЗИКА
7 класс (Перышкин А.В.
(68часов, 2 часа в неделю)
I. ведение (4 ч)
Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин.
Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.
Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.
Фронтальная лабораторная работа.
1.Определение цены деления измерительного прибора.
Школьный компонент
Спутниковая информация для изучения загрязнения атмосферы и окружающей среды.
Хозяйственная деятельность человека и ее влияние на окружающую среду.
Взаимосвязь природы и человеческого общества.
II. Первоначальные сведения о строении вещества. (6 часов.)
Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества.
Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела.
Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
Три состояния вещества.
Фронтальная лабораторная работа.
1.Измерение размеров малых тел.
Школьный компонент
Распространение загрязняющих веществ в атмосфере и водоемах.
Загрязнение поверхности водоемов нефтяной пленкой.
Источники твердых, жидких и газообразных веществ, загрязняющих окружающую среду Ростовской области.
III.Взаимодействие тел. (21 час.)
Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.
Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.
Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.
Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.
Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение.
Упругая деформация.
Фронтальная лабораторная работа.
3.Измерение массы тела на рычажных весах.
4.Измерение объема тела.
5.Измерение плотности твердого вещества.
6.Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
Школьный компонент
Скорость движения автотранспорта и уменьшение выброса в атмосферу отравляющих веществ.
Вредное трение и проблема энергоснабжения.
IV.Давление твердых тел, жидкостей и газов. (21 час)
Давление. Опыт Торричелли.
Барометр-анероид.
Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления.
Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры.
Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.
Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс.
Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
Фронтальная лабораторная работа.
7.Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
8.Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Школьный компонент
Водоисточники, качество питьевой воды.
Изменение состава атмосферы в результате человеческой деятельности.
Экологически вредные последствия использования водного и воздушного транспорта.
Единый мировой воздушный и водный океаны.
V. Работа и мощность. Энергия. (11 часов.)
Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.
Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.
Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.
Фронтальная лабораторная работа.
9.Выяснение условия равновесия рычага.
10.Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости.
Школьный компонент
Понятие равновесия в экологическом смысле.
Экологическая безопасность различных механизмов.
Связь прогресса человеческой цивилизации с энергопотреблением.
Использование энергии рек и ветра.
8 класс (Перышкин А.В.)
(68часов, 2 часа в неделю)
I. Физические методы изучения природы. (4 часа)
Экспериментальный и теоретический методы изучения природы. Измерение физических величин.
Погрешность измерения.
Построение графика по результатам экспериментов. Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов.
Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний по тепловым и электрическим явлениям.
Построение и проверка гипотез. Систематизация в виде таблиц, графиков, теоретические выводы и умозаключения.
Фронтальная лабораторная работа.
1.Определение цены деления измерительного прибора (термометра). Измерение температуры тела.
Школьный компонент
Влияние характеристик окружающей среды (температура, атмосферное давление, влажность) на жизнедеятельность человека.
Шумовое загрязнение среды.
II.Тепловые явления (26 часов)
Внутренняя энергия. Тепловое движение. Температура. Теплопередача. Необратимость процесса теплопередачи.
Связь температуры вещества с хаотическим движением его частиц. Способы изменения внутренней энергии.
Теплопроводность.
Количество теплоты. Удельная теплоемкость.
Конвекция.
Излучение. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. График плавления и отвердевания.
Преобразование энергии при изменениях агрегатного состояния
вещества.
Испарение и конденсация. Удельная теплота парообразования и конденсации.
Работа пара и газа при расширении.
Кипение жидкости. Влажность воздуха.
Тепловые двигатели.
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.
Агрегатные состояния. Преобразование энергии в тепловых двигателях.
КПД теплового двигателя.
Фронтальная лабораторная работа.
2.Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
3.Измерение относительной влажности воздуха с помощью термометра.
4.Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
Школьный компонент
Теплопередача в природе и экологические вопросы современности. Парниковый эффект.
Новые виды топлива.
Температурный режим класса.
Отрицательные последствия использования тепловых двигателей.
Нарушение теплового баланса природы.
Теплоизоляция и ее роль в природе.
III.Электрические явления. (26 часов)
Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон.
Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электроскоп. Строение атомов.
Объяснение электрических явлений.
Проводники и непроводники электричества.
Действие электрического поля на электрические заряды.
Постоянный электрический ток. Источники электрического тока.
Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах. Электрическая цепь и ее составные части. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока.
Напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения.
Сопротивление. Единицы сопротивления.
Закон Ома для участка электрической цепи.
Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.
Примеры на расчет сопротивления проводников, силы тока и напряжения.
Реостаты.
Последовательное и параллельное соединение проводников. Действия электрического тока
Закон Джоуля-Ленца. Работа электрического тока.
Мощность электрического тока.
Единицы работы электрического тока, применяемые на практике.
Счетчик электрической энергии. Электронагревательные приборы.
Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами.
Нагревание проводников электрическим током.
Количество теплоты, выделяемое проводником с током.
Лампа накаливания. Короткое замыкание.
Предохранители.
Фронтальная лабораторная работа.
5.Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
6.Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
7.Регулирование силы тока реостатом.
8.Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.
9.Измерение работы и мощности электрического тока.
10.Измерение КПД установки с электрическим нагревателем.
Школьный компонент
Влияние стационарного электричества на биологические объекты.
Использование электричества в производстве, быту.
Атмосферное электричество.
Электрический способ очистки воздуха от пыли.
Разряд молний и источники разрушения озона. Изменение электропроводности загрязненной атмосферы.
IV.Световые явления. (13 часов)
Источники света.
Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Луч. Закон отражения света.
Плоское зеркало. Линза. Оптическая сила линзы. Изображение даваемое линзой.
Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
Оптические приборы.
Глаз и зрение. Очки.
Фронтальная лабораторная работа.
11.Изучение законов отражения света.
12.Наблюдение явления преломления света.
13.Получение изображения с помощью линзы.
Школьный компонент
Ухудшение зрения и ультрафиолетовое излучение.
Изменение прозрачности атмосферы под действием антропогенного фактора и его экологические последствия.
- класс
(68часов, 2 часа в неделю)
I. Физические методы изучения природы. (4 часа)
Экспериментальный и теоретический методы измерения физ.величин.
Погрешность измерения. Построение графика по результатам эксперимента. Использование результатов для построения физических теорий и предсказание значения величины, характеризующих изучаемое явление.
Формулировка и экспериментальная проверка гипотезы.
Теоретическое предсказание хода некоторых процессов.
Использование законов природы на практике.
Фронтальная лабораторная работа.
1.Определение цены деления измерительного прибора.
Школьный компонент
Современная научная картина мира. Физика и НТР. Необходимость оптимизации взаимодействия в системе «Природа-Общество-Человек».
НТП и усиление влияния человечества на природу. Разум человека как главный фактор, определяющий развитие цивилизации. Пути вывода планеты из экологического кризиса.
Решение проблем природопользования в Ростовской области.
II. Законы взаимодействия и движения тел. (25 часов)
Материальная точка. Траектория. Скорость. Перемещение. Система отсчета.
Определение координаты движущего тела.
Графики зависимости кинематических величин от времени.
Прямолинейное равноускоренное движение.
Скорость равноускоренного движения.
Перемещение при равноускоренном движении.
Определение координаты движущего тела.
Графики зависимости кинематических величин от времени.
Ускорение. Относительность механического движения. Инерциальная система отсчета.
Первый закон Ньютона.
Второй закон Ньютона.
Третий закон Ньютона. Свободное падение
Закон Всемирного тяготения.
Криволинейное движение
Движение по окружности.
Искусственные спутники Земли. Ракеты.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Движение тела брошенного вертикально вверх.
Движение тела брошенного под углом к горизонту.
Движение тела брошенного горизонтально.
Ускорение свободного падения на Земле и других планетах.
Фронтальная лабораторная работа.
2. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
3.Измерение ускорения свободного падения.
Школьный компонент
Скорость движения автотранспорта и уменьшение выброса в атмосферу отравляющих веществ.
Экономия энергорессурсов при использовании в практике явления инерции.
Гравитационные пылеосадочные камеры.
ИЗС для глобального изучения влияния деятельности человека на природу планеты.
Проблемы космического мусора.
Центробежные очистители.
Мировые достижения в освоении космического пространства.
Экологические последствия развития
III.Механические колебания и волны. Звук. (10часов)
Механические колебания. Амплитуда. Период, частота. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.
Зависимость периода и частоты нитяного маятника от длины нити.
Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.
Механические волны. Длина волны. Продольные и поперечные волны. Скорость распространения волны.
Звук. Высота и тембр звука. Громкость звука/
Распространение звука.
Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Резонанс.
Фронтальная лабораторная работа.
4.Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.
Школьный компонент
Шумовое загрязнение среды. Последствия и пути его преодоления. Ультразвук. Ультразвуковая очистка воздуха.
Вредное влияние вибраций на человеческий организм.
IV.Электромагнитные явления. (11 часов)
Взаимодействие магнитов.
Магнитное поле.
Взаимодействие проводников с током.
Действие магнитного поля на электрические заряды. Графическое изображение магнитного поля.
Направление тока и направление его магнитного поля.
Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.
Магнитный поток. Электромагнитная индукция.
Явление электромагнитной индукции. Получение переменного электрического тока.
Электромагнитное поле. Неоднородное и неоднородное поле. Взаимосвязь электрического и магнитного полей.
Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн.
Электродвигатель.
Электрогенератор
Свет – электромагнитная волна.
Фронтальная лабораторная работа.
5.Определение полюсов электромагнита.
6.Сборка электромагнита и испытание его действия.
7.Изучение электрического двигателя.
8.Изучение явления электромагнитной индукции.
Школьный компонент
Влияние магнитного поля на биологические объекты.
Электродвигатель. Преимущество электротранспорта.
V.Строение атома и атомного ядра (13 часов)
Радиоактивность. Альфа-, бетта- и гамма-излучение. Опыты по рассеиванию альфа-частиц.
Планетарная модель атома. Атомное ядро. Протонно-нейтронная модель ядра.
Методы наблюдения и регистрации частиц. Радиоактивные превращения. Экспериментальные методы.
Заряд ядра. Массовое число ядра.
Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение заряда и массового числа при ядерных реакциях.
Открытие протона и нейтрона. Ядерные силы.
Энергия связи частиц в ядре.
Энергия связи. Дефект масс. Выделение энергии при делении и синтезе ядер.
Использование ядерной энергии. Дозиметрия.
Ядерный реактор. Преобразование Внутренней энергии ядер в электрическую энергию.
Атомная энергетика. Термоядерные реакции.
Биологическое действие радиации.
Фронтальная лабораторная работа.
9.Изучение деления ядра урана по фотографии треков.
10.Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
Школьный компонент
Опасность ионизирующей радиации. Естественный радиоактивный фон.
АЭС и их связь с окружающей средой.
Экологические проблемы ядерной энергетики (безопасное хранение радиоактивных отходов, степень риска аварий на атомных электростанциях).
Лучевая болезнь.
Ядерная война – угроза жизни на Земле.
Тематическое планирование
7 класс
Учебно-тематический план
2 часа в неделю, всего - 68 ч.
Сроки (примерные) | Тема | Количество часов | Кол-во лабораторных работ | Кол-во контрольных работ |
02.09-16.09 | Введение | 4 | 1 | - |
18.09- 18.10 | Первоначальные сведения о строении вещества | 8 | 1 | - |
20.10- 18.12 | Взаимодействие тел | 22 | 4 | 2 |
22.12- 26.03 | Давление твердых тел, жидкостей и газов | 18 | 2 | 1 |
28.04-25 .05 | Работа, мощность, энергия | 12 | 2 | 1 |
25-31.05 | Обобщающее повторение. Итоговая тестовая контрольная работа | 4 | - | 1 |
Всего | 68 | 10 | 5 |
Тематическое планирование
8 класс
. Учебно-тематический план
2 часа в неделю, всего - 68 ч.
Сроки (примерные) | Тема | Количество часов | Кол-во лабораторных работ | Кол-во контрольных работ |
02.09-10.10 | Тепловые явления | 13 | 2 | 1 |
12.10-02.12 | Агрегатное состояние вещества | 12 | 1 | 1 |
05.12-23.03 | Электрические явления | 24 | 5 | 1 |
01.04-22.04 | Электромагнитные явления | 6 | 1 | |
24.04-16.05 | Световые явления | 10 | 1 | 1 |
25-31.05. | Обобщающее повторение Итоговая тестовая контрольная работа | 3 | - | 1 |
Всего | 6565 68 | 10 | 5 |
Тематическое планирование 9 класс
. Учебно-тематический план
2 часа в неделю, всего - 68 ч.
Сроки (примерные) | Тема | Количество часов | Кол-во лабораторных работ | Кол-во контрольных работ |
02.09- 20.12 | Законы взаимодействия и движения тел | 27 | 2 | 2 |
22.12 - 24.02 | Механические колебания и волны. Звук. | 12 | 1 | 1 |
26.02- 24.03 | Электромагнитные явления | 12 | 1 | 1 |
28.03- 16.05 | Строение атома и атомного ядра | 15 | 2 | 1 |
17-25.05. | Обобщающее повторение Итоговая тестовая контрольная работа | 2 | - | 1 |
Всего | 68 | 6 | 6 |
Система рейтингования
А.Е.Марон Е.А.Марон | Контрольные работы по физике в 7-9классе | 2004 | Москва Просвещение |
Н.И.Павленко К.П.Павленко | Тестовые задания по физике в 7-9 классе | 2004 | Москва Школьная пресса |
А.Е.Марон Е.А.Марон | Контрольные работы по физике в-7-9 классе | 2003 | Москва Просвещение |
Н.И.Павленко К.П.Павленко | Тестовые задания по физике в 8 классе | 2004 | Москва Школьная пресса |
А.Е.Марон Е.А.Марон | Контрольные работы по физике в-7-9 классе | 2003 | Москва Просвещение |
Н.И.Павленко К.П.Павленко | Тестовые задания по физике в 9 классе | 2004 | Москва Школьная пресса |
Список литературы
1 Учебно-методический комплекс в 7 классе
№ п\п | Авторы, составители | Название учебного издания | Годы издания | Издательство |
1. | А.В. Перышкин | Физика-7кл | 2008 | М. Дрофа |
2. | В.И. Лукашик | Сборник задач по физике7-9кл. | 2006 | М.Просвещение |
3. | А.Е.Марон Е.А.Марон | Контрольные работы по физике в 7-9классе | 2004 | Москва Просвещение |
4. | В.А.Волков | Поурочные разработки по физике в 7 классе | 2001 | М. Дрофа |
5. | Н.И.Павленко К.П.Павленко | Тестовые задания по физике в 7-9 классе | 2004 | Москва Школьная пресса |
6 | Б.А.Татьянкин | Проектирование технологии обучения физики в 7 классе 1-2 части | 2001 год | Воронеж 2001 год |
8 класс
Учебно-методический комплекс
№ п\п | Авторы, составители | Название учебного издания | Годы издания | Издательство |
1. | А.В. Перышкин | Физика-8кл | 2009 | М. Дрофа |
2. | В.И. Лукашик | Сборник задач по физике7-9кл. | 2006 | М.Просвещение |
3. | А.Е.Марон Е.А.Марон | Контрольные работы по физике в-7-9 классе | 2003 | Москва Просвещение |
4. | С.Е.Полянский | Поурочные разработки по физике в 8 классе | 2004 | М. Вако |
5. | Н.И.Павленко К.П.Павленко | Тестовые задания по физике в 8 классе | 2004 | Москва Школьная пресса |
6 | Н.К.Мартынова | Проектирование вариативных технологий обучения физики в 8 классе | 2000 | Воронеж 2000год |
9 класс
Учебно-методический комплекс
№ п\п | Авторы, составители | Название учебного издания | Годы издания | Издательство |
1. | А.В. Перышкин | Физика-9кл | 2008 | М. Дрофа |
2. | В.И. Лукашик | Сборник задач по физике7-9кл. | 2006 | М.Просвещение |
3. | А.Е.Марон Е.А.Марон | Контрольные работы по физике в-7-9 классе | 2003 | Москва Просвещение |
4. | В.А.Волков | Поурочные разработки по физике в 9 классе | 2004 | Москва Вако |
5. | Н.И.Павленко К.П.Павленко | Тестовые задания по физике в 9 классе | 2004 | Москва Школьная пресса |
6 | Б.А.Татьянкин | Проектирование технологии обучения физики в 9 классе | 2001 | Воронеж 2001 |
Данный учебно-методический комплекс реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира.
2 Дополнительная литература
1 С.В.Громов Н.А.Родина Физика 7 класс 8 класс 9 класс Москва Просвещение 200год
2 С.В.Громов Физика 10 класс 11 класс Москва Просвещение 2001год
3 И.К.Кикоин А.К.Кикоин Физика 9 класс Москва Просвещение 1990год
4 Г.Я.Мякишев Б.Б.Буховцев Физика 10кл 11кл Москва Просвещение 1991год
5 А.В.Перышкин Н.А.Родина 8кл Москва Просвещение 1993год
6 Г.Я.Мякишев Б.Б.Буховцев Ю.Л.Климонтович Физика 9 класс Москва Просвещение 1986 год Физика Москва просвещение 2008 год
7 Крапп Э.К.Астрономия Легенды и предания Москва 1999год
8 М.Ю.Демидова Н.И. Павленко Внутришкольный контроль по физике и астрономии 10-11 классы Москва школьная пресса 2004год
- О.Ф.Кабардин Справочные материалы Москва Просвещение 1985 год
- Ю.А.Храмов Физики Биографический справочник Москва Наука 1983 год
- Г.Н Степанова Сборник вопросов и задач по физике 7-8 класс Санкт-Петербург 1995год
- В.М.Брадис Четырехзначные математические таблицы для средней школы Москва Просвещение 1992год
- Г.Д.Луппов Опорные конспекты и тестовые задания по физике в 11 классе Москва Просвещение 1996 год
- А.Н.Болсун Б.К.Галякевич Физика в экзаменационных вопросах и ответах Москва 1997 год
- Н.Н Беклемешев Л.Н Синанян Репититор Москва Просвещение 1999год
- Л.В.Тарасов А.Н.Тарасов Вопросы и задачи по физике Москва Высшая школа 1990год
- О.В.Оноприенко Проверка знаний умений и навыков учащихся по физике в средней школе Москва Просвещение 1988год
- П.И.Самойленко А.В.Сергеев Тематическая проверка знаний кроссворды по физике Москва Школа-Пресс 1999год
- В.И.Зинковский Поурочные планы с применением аудиовизуальных
средств
- Н.М.Шахмаев Н.И.Павлов Физика эксперимента в средней школе Москва Просвещение 19991 год
- В.И.Лукашик Физическая олимпиада по физике Москва Просвещение 1987год
- Н.Ш.Слободецкий В.А.Орлов Всесоюзные олимпиады по физике Москва Просвещение 1982год
- А.И.Болсун Словарь физических и астрономических терминов Минск 1990год
- И.Л.Юфанова Занимательные вечера по физике в средней школе Москва Просвещение 1990год
- Л.И.Перельман Занимательная физика 1 и 2 части Москва Наука 1983год
- А.П.Рыженков Физика человек и окружающая среда Москва просвещение 1996год
- В.П.Демкович Л.П.Демкович Сборник задач по физике Москва Просвещение 1981год
- С.В.Кульневич Т.П.Лакоценина «Не совсем обычный урок» и «Совсем необычный урок» ТЦ Учитель 2001год
- Е.П.Левитан Астрономия Москва просвещение 1994год
- В.А.Буров С.Ф.Кабанов Фронтальные экспериментальные задачи по физике Москва Просвещение 1981год
- Л.С.Хихнянкова Ю.А.Коварский Самостоятельные работы учащихся по физике в 9 классе средней школы Москва просвещение 1993год
- С.Я Шамаша Методика преподавания физики в средней школе Москва Просвещение 1987год
- С.А. Хорошавин Физический эксперимент в средней школе Москва Просвещение 1988год
- Г.С.Ландсберг Москва Наука 1971год
- Н.И.Кошкин Справочник по элементарной физике Москва Наука 1982год
- А.В.Перышкин Преподавание физики в 6-7 классах средней школы Москва Просвещение 1985год
- М.Е.Тульчинский Качественные задачи по физике Москва Просвещение 1972год
- А.А.Покровский Практикум по физике в средней школе москва Просвещение !982год
- А.В.Перышкин Факультативный курс физики в 9классе Москва Просвещение 1976год
- В.А.Фетисов Лабораторные работы в 8 классе средней школы Москва Просвещение 1979год
- А.Т.глазунов Техника в курсе физики средей школы Москва Просвещение 1977год
Приложение
Основные понятия
7 класс
Физика физические явления термины вещество материя физическое тело наблюдения опыты гипотеза физическая величина шкала молекула диффузия механическое движение траектория путь скорость время инерция взаимодействие масса инертность весы плотность сила деформация вес динамометр трение давление сообщающиеся сосуды Торричелли барометр-анероид манометры пресс плавание осадка ватерлиния воздухоплавание стратостаты подъемная сила механическая работа мощность Ватт рычаг равновесие момент силы блок КПД энергия
8 класс
Температура Цельсий теплопроводность конвекция излучение удельная величина плавление кристаллизация испарение пар кипение влажность конденсация двигатель электризация электрон ток гальванометр аккумулятор ампер вольт сопротивление реостат Ом Короткое замыкание предохранитель магниты отражение зеркало преломление линза фокус
9 класс
Материальная точка ускорение невесомость импульс ракета сопло колебание период маятник частота фаза амплитуда резонанс волны длина звук интерференция индукция самоиндукция индуктивность трансформатор турбина дисперсия квант фотон спектрограф спектроскоп спектр радиоактивность излучения реакция реактор доза изотопы термоядерная реакция позитрон антинейтрон миллиамперметр
Примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по физике
При оценке ответов учащихся учитываются следующие знания:
о физических явлениях:
- признаки явления, по которым оно обнаруживается;
- условия, при которых протекает явление;
- связь данного явлении с другими;
- объяснение явления на основе научной теории;
- примеры учета и использования его на практике;
о физических опытах:
- цель, схема, условия, при которых осуществлялся опыт, ход и результаты опыта;
о физических понятиях, в том числе и о физических величинах:
- явления или свойства, которые характеризуются данным понятием (величиной);
- определение понятия (величины);
- формулы, связывающие данную величину с другими;
- единицы физической величины;
- способы измерения величины;
о законах:
- формулировка и математическое выражение закона;
- опыты, подтверждающие его справедливость;
- примеры учета и применения на практике;
- условия применимости (для старших классов);
о физических теориях:
- опытное обоснование теории;
- основные понятия, положения, законы, принципы;
- основные следствия;
- практические применения;
- границы применимости (для старших классов);
о приборах, механизмах, машинах:
- назначение; принцип действия и схема устройства;
- применение и правила пользования прибором.
Физические измерения.
- Определение цены деления и предела измерения прибора.
- Определять абсолютную погрешность измерения прибора.
- Отбирать нужный прибор и правильно включать его в установку.
- Снимать показания прибора и записывать их с учетом абсолютной погрешности измерения. Определять относительную погрешность измерений.
Следует учитывать, что в конкретных случаях не все требования могут быть предъявлены учащимся, например знание границ применимости законов и теорий, так как эти границы не всегда рассматриваются в курсе физики средней школы.
Оценке подлежат умения:
- применять понятия, законы и теории для объяснения явлений природы, техники; оценивать влияние технологических процессов на экологию окружающей среды, здоровье человека и других организмов;
- самостоятельно работать с учебником, научно-популярной литературой, информацией в СМИ и Интернете ;
- решать задачи на основе известных законов и формул;
- пользоваться справочными таблицами физических величин.
При оценке лабораторных работ учитываются умения:
- планировать проведение опыта;
- собирать установку по схеме;
- пользоваться измерительными приборами;
- проводить наблюдения, снимать показания измерительных приборов, составлять таблицы зависимости величин и строить графики;
- оценивать и вычислять погрешности измерений;
- составлять краткий отчет и делать выводы по проделанной работе.
Следует обращать внимание на овладение учащимися правильным употреблением, произношением и правописанием физических терминов, на развитие умений связно излагать изучаемый материал.
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
- обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
- правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу;
- строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий;
- может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»‚ но учащийся не использует собственный план ответа, новые примеры, не применяет знания в новой ситуации, не использует связи с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «З» ставится, если большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку «4», но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования формул.
Оценка «2» ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.
Оценка «1» ставится, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
В письменных контрольных работах учитывается также, какую часть работы выполнил ученик.
Оценка лабораторных работ:
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
- выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
- самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;
- в отчете правильно и аккуратно выполнял все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графика, вычисления;
- правильно выполнил анализ погрешностей (IХ—Х1 классы).
Оценка «4» ставится в том случае, если были выполнены требования к оценке «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки
Оценка «З» ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если результаты не позволяют сделать правильных выводов, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка «1» ставится в тех случаях, когда учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования безопасности труда.
Оценка письменных контрольных работ.
Контрольная работа рассчитана на 40 минут содержит восемь заданий. Первые шесть заданий соответствуют базовому уровню образовательного стандарта и оцениваются по 1 баллу, седьмое задание – В правильное выполнения этого задания оценивается – 2 балла, восьмое –С соответствует творческому уровню его выполнение оценивается – 3 балла. Максимальное количество баллов, которые может набрать ученик, выполняя контрольную работу 11 баллов. Работа оценивается по следующей сетке:
Количество баллов | Оценка |
10 – 11 | 5 |
8 - 9 | 4 |
5 - 7 | 3 |
Менее 5 баллов | 2 |
Для оценки седьмой и восьмой задачи контрольной работы следует использовать критерии, указанные в таблице:
Критерии | Седьмая | восьмая |
Правильное решение задачи: получен верный ответ в общем виде и правильный численный ответ с указанием его размерности, при наличии исходных уравнений в «общем» виде – в «буквенных» обозначениях; | 2 балла | 3 балла |
Правильное решение задачи: отсутствует численный ответ арифметическая ошибка при его получении, или неверная запись размерности полученной величины; | 1 балл | 2 балла |
Задача решена по действиям, без получения общей формулы вычисляемой величины. | 1 балл | 2 балла |
Записаны ВСЕ необходимые уравнения в общем виде и из них можно получить правильный ответ (ученик не успел решить задачу до конца или не справился с математическими трудностями), | 1 балл | 1 балл |
График контрольных и лабораторных работ-7 класс
Введение
л/р | прим. сроки | к/р | прим. сроки |
Определение цены деления измерительного прибора | сентябрь: 8-12 | - |
Строение вещества
л/р | прим. сроки | к/р | прим. сроки |
Измерение размеров малых тел | 1-4 октябрь | - |
Взаимодействие тел
л/р | прим. сроки | к/р | прим. сроки |
Измерение массы на рычажных весах | 24-28 октябрь | Механическое движение. Масса. Плотность | |
Измерение объема. измерение плотности твердого тела | 10-16 ноябрь | Сила. Равнодействующая сила | |
Градуирование пружины и измерение сил динамометром | 5-10 декабрь |
Давление твердых тел, жидкостей и газов
л/р | прим. сроки | к/р | прим. сроки |
Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело | 1-8 март | Давление твердых тел, жидкостей и газов | 10-14 январь |
Выяснение условий плавания тела | 12-16 март |
Работа. Мощность. Энергия
л/р | прим. сроки | к/р | прим. сроки |
Выяснение условий равновесия рычага | 4-6 май | Работа. Мощность. Энергия | 20-23 май |
Определение КПД наклонной плоскости | 16-18 май |
График контрольных и лабораторных работ-8 класс
Тепловые явления
л/р | прим. сроки | к/р | прим. сроки |
Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры | 8-10 октябрь | Тепловые явления | 14-18 октябрь |
И Измерение удельной теплоемкости твердого тела | 6-8 ноябрь | 6-12 ноябрь |
Агрегатные состояния веществ
л/р | прим. сроки | к/р | прим. сроки |
Измерение влажности воздуха | 14-17 ноябрь | Агрегатные состояния вещества | 1-2 декабрь |
Электрические явления
л/р | прим. сроки | к/р | прим. сроки |
Сборка эл. цепи и измерение силы тока | 20-24 декабрь | Электрические явления | 20-23 март |
Измерение напряжения на различных участках цепи | 10-16 январь | ||
Регулирование силы тока реостатом | 16-22 январь | ||
Измерение сопротивления с помощью вольтметра и амперметра | 29-6 февраль | ||
Измерение мощности эл. тока |
Электромагнитные явления
л/р | прим. сроки | к/р | прим. сроки |
Изучение электрического двигателя | 16-20 март |
Световые явления
л/р | прим. сроки | к/р | прим. сроки |
Получение изображения при помощи линзы | 15-20 май | Световые явления | 22-25май |
График контрольных и лабораторных работ - 9 класс
Законы движения и взаимодействия тел
л/р | прим. сроки | к/р | прим. сроки |
Исследование равноускоренного движения без начальной скорости | 28-30 сентябрь | Равномерное и равноускоренное движение | 4-8 октябрь |
Измерение ускорения свободного падения | 18-20 ноябрь | Законы Ньютона. Закон сохранения импульса | 25-30 ноябрь |
Механические колебания и волны. Звук.
л/р | прим. сроки | к/р | прим. сроки |
Исследование зависимости частоты и периода свободных колебаний нитяного маятника от его длины | 24-28 декабрь | Механические колебания и волны. Звук | 12-16 январь |
Электромагнитное поле
л/р | прим. сроки | к/р | прим. сроки |
Изучение явления электромагнитной индукции | 25-28 февраль | Электромагнитное поле | 04-08 март |
Строение атома и атомного ядра
л/р | прим. сроки | к/р | прим. сроки |
Изучение деления ядра атома уранапо фотографии треков | 15-20 апрель | Строение атома и атомного ядра | 14-18 май |
Изучение треков заряженных частиц по фотографиям | 25-30 апрель |
Диски по физике
Лицензионные 1 Физика
2 Основная школа 2006 год
3 Тесты по физике
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии , 11 класс, базовый уровень, 2 часа в неделю.
Использовалась программа общеобразовательных учреждений ГЕОМЕТРИЯ 10-11 классы. Составитель: Т.А. Бурмистрова. Москва «Просвещение», 2010 год.Программа включает три раздела:пояснительную записк...
Рабочая программа по биологии, 10 класс (базовый уровень).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10- 11 кл. общеобразовательных...
Рабочая программа по истории. 10 класс. Базовый уровень. Составлена на основе программы под редакцией Волобуева О. В.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематический план....
Рабочая программа по химии 11 класса (базовый уровень) (2 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)
рабочая программа разработана для общеобразовательных школ , изучение химии ведётся на базовом уровне, 2 часа в неделю( 1 час по учебному плану+1 час из школьного компонета)...
Рабочая программа 10-11 класс физика Базовый уровень
Рабочая программа 10-11 класс физика Базовый уровень ( 2 часа в неделю)...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Лаборатория «Физика» (базовый уровень)
Направленность (профиль) программы – естественнонаучная. Программа ориентированна на дополнительное изучение естественных наук, пропедевтику курса «Физика»....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 6 класс базовый уровень Программу составил: учитель изоискусства высшей категории Михалева Л.В.
Сведения о рабочей программеПредмет: изобразительное искусствоКласс: 6Количество часов:всего - 34 часа; в неделю - 1 час;Планирование составленона основе образовательной программы ФГОС,авторской прогр...