Методическая разработка урока по теме "Электризация"
презентация к уроку по физике (8 класс) на тему
В разработке представлен конспект урока и презентация.
Цель презентации: наглядное представление содержания урока
Задачи: - дополнение материала учебника историческими фактами
- логичное построение урока
- качественная организация контроля
Презентация «Электризация» содержит слайды, отражающие все этапы урока, понятия электризации, видов зарядов и их взаимодействий, проводников, диэлектриков, полупроводников, пояснения к принципу действия электрометра и электроскопа, материал для обсуждения полезного и вредного влияния электризации( дополнительная презентация «Путешествие в город «Электризация»), исторические сведения по теме (даты, открытия, фото ученых), к презентации прикреплен электронный тест для контроля
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_td_mixalevana_multimedia.ppt | 865 КБ |
td_mixalevana_konspekt.doc | 85 КБ |
puteshestvie_v_gorod_elektrizaciya.ppt | 841.5 КБ |
test_po_elektr.xls | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мой университет- www.edu-reforma.ru 1Д : Покупатели магазина «Нива» пожаловались милиционеру на женщину в синтетической шубке, которая, по словам пострадавших,»колола» их хитро спрятанной иголкой. Расследование показало, что никакой иголки не было. Что же послужило причиной действительно ощущавшихся «уколов», так осталось неясным. 2Д. Недавно проходило испытание нового заправочного агрегата для самолётов. Он представлял собой облегчённую конструкцию с трубами из синтетических материалов. Во время заправки горючим агрегат и самолёт взорвались, погибли люди. Комиссия, расследовавшая этот трагический случай, пришла к ошибочному заключению, что взрыв произошёл в результате вредительства. Во время испытания другого такого же аппарата трагедия повторилась. Что же было её причиной осталось неясным. Электризация
Мой университет- www.edu-reforma.ru В 7-6 веке до нашей эры древнегреческий ученый Фалес заметил, что янтарь, натертый шерстью притягивает к себе различные тела. По- гречески янтарь- «электрон», отсюда произошло «электричество» Врач английской королевы Елизаветы Уильям Гильберт в 1600г издал первую работу об электричестве, в которой показал, что при трении электризуются не только янтарь, но и многие другие вещества, и что притягивают они не только пылинки, но и металл, дерево, камешки и даже воду
Мой университет- www.edu-reforma.ru Электризация - Это процесс сообщения телу электрического заряда
Мой университет- www.edu-reforma.ru Способы электризации Трение Удар Соприкосновение Историческая страничка (ударить куском резинового шланга по краю стола) Историческая страничка «Пляшущие человечки»
Мой университет- www.edu-reforma.ru Участвуют два тела Заряжаются (электризуются ) оба тела Особенности процесса электризации
Мой университет- www.edu-reforma.ru Виды зарядов положительный отрицательный (Стекло + шелк) (янтарь + шерсть Эбонит + шерсть Резина + шерсть) Историческая страничка + -
Мой университет- www.edu-reforma.ru Взаимодействие зарядов + - + + Разноименные заряды притягиваются, одноименные отталкиваются Историческая страничка
Мой университет- www.edu-reforma.ru Способы обнаружения электрических зарядов Притяжение других тел С помощью приборов электрометр электроскоп
Мой университет- www.edu-reforma.ru
Мой университет- www.edu-reforma.ru Вещества проводники диэлектрики Металлы Почва Вода, с растворенными в ней кислотами графит полупроводники Кремний Германий селен - фарфор -резина Пластмассы Капрон газы
Мой университет- www.edu-reforma.ru Путешествие в город "Электризацию" Проверь себя Примеры Влияние электризации 1. На ткацкой фабрике 2. При получении муки 3. При замесе теста 4. При окраске автомобиля 5. При заправке самолета 6. При изготовлении печатной продукции П - полезное В - вредное
Мой университет- www.edu-reforma.ru Задание: написать письмо на местную радиостанцию, в котором изложить решение ситуаций, прозвучавших по радио( одну на выбор).
Мой университет- www.edu-reforma.ru Домашнее задание - Параграфы 26-27, - придумать интересный вопрос по теме Спасибо за работу !
Мой университет- www.edu-reforma.ru В 1675 году Исаак Ньютон наблюдал электрическую пляску кусочков бумаги, помещенных под стеклом, помещенным на металлическое кольцо. При натирании стекла бумажки притягивались к нему, а затем отскакивали
Мой университет- www.edu-reforma.ru В 1777 году американский физик и политический деятель Бенджамин Франклин ввел понятие положительного и отрицательного заряда. заряд, полученный на стекле, потертом о шелк, считать положительным Заряд, полученный на эбоните, потертом о шерсть отрицательным
Мой университет- www.edu-reforma.ru Шарль Дюфе в 1730 году установил 2 рода электрических взаимодействий: притяжение и отталкивание. А в 1777 году Дж. Франклин доказал, что одноименные заряды отталкиваются, разноименные- притягиваются
Предварительный просмотр:
Мой университет-www.edu-reforma.ru
Подробный конспект урока.
Организационная информация | |
Тема урока | Электризация |
Предмет | физика |
Класс | 8 |
Автор/ы урока (ФИО, должность) | Михалева Надежда Александровна, учитель физики |
Образовательное учреждение | МОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа» |
Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья) | Приволжский |
Республика/край | Пермский |
Город/поселение | Ивановское |
Методическая информация | |
Тип урока | Изучение нового |
Цели урока | Образовательные цели урока: - изучить понятие электризация, устройство и принцип действия электроскопа - доказать экспериментально существование зарядов двух знаков «+» и «-«, а также существование проводников и диэлектриков. Развивающие цели урока: - развитие учебно-интеллектуальных умений (устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, выбирать главное, обобщать, делать выводы) - развитие учебно-коммуникативных умений( задавать вопросы, объяснять и доказывать свою точку зрения, взаимодействовать в паре). Воспитательные цели урока: - воспитание безопасного поведения при работе с устройствами, накапливающими электрические заряды. |
Задачи урока | - Изучить особенности процесса электризации - выявить способы сообщения зарядов - доказать существование двух видов зарядов - определить виды взаимодействий зарядов - изучить особенности проводников, диэлектриков, полупроводников - изучить практическое применение явления электризации |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | Ученики приобретут знания о - электризации - двух видах зарядов: положительном и отрицательном - видах взаимодействия зарядов - проводниках, диэлектриках, полупроводниках - полезном и вредном влиянии электризации Ученики приобретут умения: - обнаруживать заряды с помощью приборов (электрометр, электроскоп) - объяснять явления связанные с электризацией Ученики закрепят навыки и умения: - планировать эксперимент -выбирать главное из текста - анализировать информацию - делать выводы - осуществлять взаимоконтроль |
Необходимое оборудование и материалы | Оборудование к уроку: 1. Компьютер, проектор 2. Оргстекло, пластина от раздвижного конденсатора 3. Электростатический маятник 4. Эбонитовая палочка, кусок шерсти 5. Полоски бумаги ( по две на каждый стол) 6. Электроскоп 7. Электрометр 9. Листочки для работы учащимся ( каждому) 10. Компьютеры для каждого ученика 11. таблицы для Путешествия в город «Электризацию |
Конспект урока.
1. Организационный этап. Психологический настрой.(1 мин)
2. Мотивация учащихся. Постановка задач. (5 мин)
Звучит запись с «местными новостями» (слайд 2)
- Что общего в данных ситуациях? (слайд 3)
/Ученики: Сходны причиной- зарядка шубы и шлангов/
- Что необходимо знать, чтобы объяснить данные явления?
(учитель записывает проблемы, предложенные учащимися на доску)
/Ученики: - откуда появляются заряды
- какие заряды существуют
- способы обнаружения и снятия заряда
- какие вещества проводят заряды, а какие нет/
- Решив все проблемы какое понятие изучим?
/Ученики: - Электризация/
3. Изучение нового материала.(55 мин)
-ТЕМА «Электризация» (слайд 3)
- Какими способами можно получить информацию?
/Ученики: - от учителя
- из учебника/
- Выберите способы деятельности, с помощью которых мы решим наши проблемы (предложения учащихся обобщает и записывает на доску)
- Историческая справка: (слайд 4). В 7-6 веке до н.э. древнегреческий ученый Фалес заметил, что янтарь, натертый шерстью притягивает к себе различные тела. По- гречески янтарь-«электрон», отсюда произошло «электричество» . Врач английской королевы Елизаветы Уильям Гильберт в 1600г издал первую работу об электричестве, в которой показал, что при трении электризуются не только янтарь, но и многие другие вещества, и что притягивают они не только пылинки, но и металл, дерево, камешки и даже воду
Про тело , которое после натирания притягивает другие тела говорят, что оно наэлектризовано.
- Электризация- это процесс сообщения заряда телу (слайд 5)
/ученики записывают определение в тетради/
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 1: (слайд 6)
- Какими способами можно сообщать заряд? /для подтверждения демонстрация опытов/
/Ученики: - трением
- от заряженного тела незаряженному
- ударом/
ОПЫТ: натереть эбонитовую палочку куском шерсти и поднести к кусочкам бумаги
ОПЫТ: ударить куском резинового шланга по краю стола и поднести его к электроскопу
ОПЫТ « Пляшущие человечки» : наэлектризовать кусок оргстекла пластиной от раздвижного конденсатора и поднести к кусочкам бумаги
(Историческая справка: аналогичный опыт проводил в 1675 году Исаак Ньютон, он наблюдал электрическую пляску кусочков бумаги, помещенных под стеклом, помещенным на металлическое кольцо. При натирании стекла бумажки притягивались к нему, а затем отскакивали)
- Какие особенности можно выделить в процессе электризации? (слайд 7)
ОПЫТ: поднести к кусочкам бумаги оба тела, участвовавших в электризации
- Какой вывод можно сделать?
/Ученики: - участвуют два тела
- электризуются оба тела/
(Запасной вариант: по учебнику стр 58-59)
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 2
- Одинаково ли заряжаются тела при электризации?
/Ученики: гипотеза : различными зарядами/
-Спланируйте эксперимент исходя из оборудования на ваших столах или, если учащиеся не справились с задачей, предложить фронтальный эксперимент (для проверки гипотезы): положить рядом две полоски бумаги , и натирать их ручкой в одном направлении, после поднять листочки и поднести натертыми сторонами друг к другу, затем одну из полосок повернуть, и опять приближать к натертой.
- Какой вывод можно сделать? (слайд 8)
/Ученики: -Тела заряжаются разными зарядами/
(Историческая справка: В 1777 году американский физик и политический деятель Бенджамин Франклин ввел понятие положительного и отрицательного заряда.)
- Экспериментально было доказано, что существуют заряды двух видов положительные (стекло потертое о шелк) и отрицательные (янтарь, эбонит, сера, резина потертые о шерсть)
Запасной вариант: учебник Страницы 59-60
- Как взаимодействуют одинаково заряженные тела и разноименно заряженные ? Вспомним результаты предыдущего опыта. (слайд 9)
/Ученики: - одинаковые отталкиваются, разные притягиваются/
(Историческая справка: Шарль Дюфе в 1730 году установил 2 рода электрических взаимодействий: притяжение и отталкивание. А в 1777 году Дж. Франклин доказал, что одноименные заряды отталкиваются, разноименные- притягиваются)
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 3
- Какими способами можно обнаружить электрические заряды?
/Ученики: - по притяжению других тел/
- А еще с помощью электроскопа и электрометра (слайд 10) , продемонстрировать принцип действия.
- На основе чего работают эти приборы?
/Ученики: стрелка и стержень электрометра заряжаются одинаково, поэтому отталкиваются, аналогично в электроскопе (слайд 11)/
Запасной вариант: Изучите устройство и принцип действия по учебнику стр 60-62, Затем один из учащихся объясняет
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 4
ОПЫТ: к заряженному электрометру прикоснуться резиновой палочкой , затем медной. Объясните наблюдаемое. /Ученики: - резина не проводит электрические заряды , а медь проводит/
(слайд 12) Действительно все вещества можно разделить на две основные группы: проводники и непроводники зарядов- диэлектрики. Из непроводников изготовляют изоляторы. Среди веществ также выделена третья группа- полупроводники, в нормальных условиях эти вещества диэлектрики при повышении температуры становятся проводниками
- Можно ли было воспользоваться свойством проводить заряды во второй ситуации для избегания трагедии?
/Ученики: - да, соединить трубы проводником с землей/
- Такой принцип называется заземлением.
- Чтобы выяснить, когда электризация полезна, а когда вредна , отправимся в небольшое путешествие в город «Электризацию», а вы по ходу путешествия заполните таблицу (слайд 13, по гиперссылке открывается другая презентация), если влияние электризации вредное будите ставить букву «В», полезное- «П»
Примеры | Влияние электризации |
1. На ткацкой фабрике | |
2. При получении муки | |
3. При замесе теста | |
4. При окраске автомобиля | |
5. При заправке самолета | |
6. При изготовлении печатной продукции |
- Подведем итоги: (взаимопроверка по эталону, на последнем слайде презентации)
4. Проверка и оценивание ЗУНКов
(1О мин)
Учащимся предлагается выполнить тест
(слайд 13, по гиперссылке открывается тест в электронных таблицах, при подготовке к уроку можно установить тест на все компьютеры)
/Учащиеся выполняют тест в компьютере/ В тесте в выделенные ячейки розовым цветом, необходимо напротив выбранного ответа поставить «1»
5.Подведение итогов (7 мин) .Рефлексия деятельности на уроке
- Обратим внимание на проблемы, поставленные в начале урока./записи на доске/ Все ли нам удалось решить? /Ученики: - да /
- Творческая работа: написать письмо на местную радиостанцию, в котором изложить решение ситуаций, прозвучавших по радио( одну на выбор). (слайд 14)
/Выполняют задание на отдельных листочках/
В журнал оценки поставить с учетом всех работ , выполненных на уроке.( таблица, тест, творческая работа)
6. Домашнее задание (1 мин)
Параграфы 26-27, придумать интересный вопрос по теме ( слайд 15)
7. Постановка новой проблемы (1 мин)
- Почему возможна электризация через влияние ?
Дополнительная необходимая информация | Фрагмент звукозаписи (два диктора) 1Д .Внимание! Внимание! 2Д.Говорит местное радио. 1Д :Покупатели магазина «Нива» пожаловались милиционеру на женщину в синтетической шубке, которая, по словам пострадавших,»колола» их хитро спрятанной иголкой. Расследование показало, что никакой иголки не было. Что же послужило причиной действительно ощущавшихся «уколов», так осталось неясным. 2Д.И ещё одно сообщение. Недавно проходило испытание нового заправочного агрегата для самолётов. Он представлял собой облегчённую конструкцию с трубами из синтетических материалов. Во время заправки горючим агрегат и самолёт взорвались, погибли люди. Комиссия, расследовавшая этот трагический случай, пришла к ошибочному заключению, что взрыв произошёл в результате вредительства. Во время испытания другого такого же аппарата трагедия повторилась. Что же было её причиной осталось неясным. 1 Д.Уважаемые радиослушатели, помогите, пожалуйста, разрешить данные ситуации. Содержание презентации «Путешествие в город Электризация» /вопросы для обсуждения/ (слайд2) Станция «Аэродром»: Самолеты заправляют топливом. В основу авиатоплива входит керосин, который является диэлектриком. -Что может произойти с керосином из-за трения о шланг? -Почему в керосин добавляют порошок хрома? (слайд3) Станция «Ткацкая фабрика» : -Почему на фабрике поддерживают определенную влажность, а все оборудование заземляют? (слайд4) Станция «Хлебозавод» :- Мука относится к горючим веществам. Находясь во взвешенном состоянии, она может воспламениться. Как с этим бороться? -В бункере, где происходит смешивание муки и воды и замес теста, воду заряжают отрицательно. Как надо зарядить частички муки? Какую роль играет Электризация? (слайд5) Станция «Консервный завод» -Здесь производят копченую рыбу. Зачем вообще коптят продукты? На этом заводе используют электрокопчение. -Как этот процесс по-вашему мнению происходит? (слайд6) Станция «Ковровая фабрика» Для изготовления ворсистых тканей и ковров основу ковра заряжают отрицательно и заземляют все оборудование. Ворс пропускают через положительно заряженную сетку и равномерно распределяют. Какую роль играет электризация в данном процессе? (слайд7) Станция «Автомобильный завод» При окраске автомобиля корпус заряжают положительно.- Как должны быть заряжены частицы краски? Почему окрашивание при этом равномерно и прочно? Какую роль играет в этом случае электризация? (слайд8)Станция «Типография» -Объясните принцип действия копировальной техники (слайд9) Эталон для заполнения таблицы |
В помощь учителю | |
Использованные источники и литература | http://n.foto.radikal |
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить | Презентация позволяет дополнить материал учебника историческими сведениями, сделать наглядным процесс взаимодействия зарядов, при отсутствии оборудования позволяет заменить опыты наглядными картинками, анимациями |
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим | Данный урок рассчитан на 80 минут (2 урока), заканчивается постановкой проблемы на следующий урок: «Почему возможна электризация через влияние? » - это своеобразный мостик для перехода к изучению понятия «электрическое поле» |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока: освоение учащимися знания о вк...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...
Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)
Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...