Рабочая программа по физике 8 класс
календарно-тематическое планирование по физике (8 класс) на тему
Данная программа адресована учащимся 8 класса МБОУ СОШ № 5. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования для общеобразовательных учреждений: «Физика» 7-9 класс (базовый уровень) и авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Перышкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2012_8_kl_kalendarnotem.doc | 131 КБ |
2012_poyasn._fiz_8_kl.docx | 36.25 КБ |
8_fiz_2012_tematicheskoe_planirovanie__doc.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование по физике 8 класс
(2ч в неделю, 68 ч в год)
Учебник: А.В. Перышкин « Физика 8 класс»
Учитель: Тимошенко Н.Г.
№ урока | Содержание (раздел, тема урока) | Кол-во час. | Сроки проведения | Наглядно- технич. оснащен. | Примеча ния | ||||||
план | факт | ||||||||||
Тема I «Тепловые явления» (12 ч) | |||||||||||
1/1 | Тепловое движение. Температура. | 1 | 01.09-04.09.11 | ||||||||
2/2 | Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии тела. | 1 | 05.09-11.09.11 | ||||||||
3/3 | Теплопроводность. | 1 | 05.09-11.09 | ||||||||
4/4 | Конвекция. | 1 | 12.09-18.09 | ||||||||
5/5 | Излучение. | 1 | 12.09-18.09 | ||||||||
6/6 | Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость. | 1 | 19.09—25.09 | ||||||||
7/7 | Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Лабораторная работа по теме «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды». | 1 | 19.09—25.09 | ||||||||
8/8 | Лабораторная работа №1 по теме «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры». | 1 | 26.09-02.10 | ||||||||
9/9 | Лабораторная работа №2 по теме «Измерение удельной теплоемкости твердого тела» | 1 | 26.09-02.10 | ||||||||
10/10 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. | 1 | 3.10-09.10 | ||||||||
11/11 | Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. | 1 | 3.10-09.10 | ||||||||
12/12 | Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления» | 1 | 10.10-16.10 | ||||||||
Тема 2 «Изменение агрегатных состояний вещества» 11 часов | |||||||||||
13/1 | Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания. | 1 | 10.10-16.10 | ||||||||
14/2 | Удельная теплота плавления. | 1 | 17.10-23.10 | ||||||||
15/3 | Решение задач. Контрольная работа №2 по теме «Нагревание и плавление кристаллических тел» | 1 | 17.10-23.10 | ||||||||
16/4 | Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. | 1 | 24.10- 30.10 | ||||||||
17/5 | Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. | 1 | 08.11-13.11 | ||||||||
18/6 | Решение задач.(Q=cm(t2 – t1), Q=Lm, Q=Q1+Q2) | 1 | 14.11-20.11 | ||||||||
19/7 | Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. | 1 | 14.11-20.11 | ||||||||
20/8 | Работа пара и газа при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. | 1 | 21.11-27.11 | ||||||||
21/9 | Паровая турбина. КПД теплового двигателя. | 1 | 21.11-27.11 | ||||||||
22/10 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | 1 | 28.11-04.12 | ||||||||
23/11 | Контрольная работа №3 по теме «Изменение агрегатного состояния вещества» | 1 | 28.11-04.12 | ||||||||
Тема 3 «Электрические явления» (27ч) | |||||||||||
24/1 | Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов. | 1 | 5.12-11.12 | ||||||||
25/2 | Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. | 1 | 5.12-11.12 | ||||||||
26/3 | Электрическое поле. Делимость электрического заряда | 1 | 12.12-18.12 | ||||||||
27/4 | Строение атомов. | 1 | 12.12-18.12 | ||||||||
28/5 | Объяснение электрических явлений. | 1 | 19.12-25.12 | ||||||||
29/6 | Контрольная работа №4 по теме « Электризация тел. Строение атомов» | 1 | 19.12-25.12 | ||||||||
30/7 | Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. | 1 | 26.12-30.12 | ||||||||
31/8 | Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление тока. | 1 | 26.12-30.12 | ||||||||
32/9 | Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока. | 1 | 9.01-15.01.12 | ||||||||
33/10 | Лабораторная работа № 3 по теме «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках». | 1 | 9.01-15.01 | ||||||||
34/11 | Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. | 1 | 16.01-22.01 | ||||||||
35/12 | Лабораторная работа №4 по теме «Измерение напряжения на различных участках цепи» | 1 | 16.01-22.01 | ||||||||
36/13 | Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. | 1 | 23.01-29.01 | ||||||||
37/14 | Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. | 1 | 23.01-29.01 | ||||||||
38/15 | Реостаты. Лабораторная работа №5 по теме « Регулирование силы тока реостатом» | 1 | 30.01-05.02 | ||||||||
39/16 | Лабораторная работа №6 по теме «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». | 1 | 30.01-05.02 | ||||||||
40/17 | Последовательное соединение проводников. | 1 | 06.02-12.02 | ||||||||
41/18 | Параллельное соединение проводников. | 1 | 06.02-12.02 | ||||||||
42/19 | Решение задач на закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединения проводников. | 1 | 13.02-19.02 | ||||||||
43/20 | Работа электрического тока. Мощность электрического тока. | 1 | 13.02-19.02 | ||||||||
44/21 | Контрольная работа №5 по теме «Электрический ток. Соединения проводников» | 1 | 20.02-26.02 | ||||||||
45/22 | Лабораторная работа №7 по теме «Измерение мощности и работы электрического тока в электрической лампе» | 1 | 20.02-26.02 | ||||||||
46/23 | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца. | 1 | 27.02-04.03 | ||||||||
47/24 | Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители. | 1 | 27.02-04.03 | ||||||||
48/25 | Лабораторная работа №9 по теме «Измерение КПД установки с электрическим нагревателем» | 1 | 05.03-11.03 | ||||||||
49/26 | Повторение материала « Электрические явления» | 1 | 05.03-11.03 | ||||||||
50/27 | Контрольная работа №6 по теме «Электрические явления» | 1 | 12.03-18.03 | ||||||||
Тема 4 «Электромагнитные явления» (7 ч) | |||||||||||
51/1 | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. | 1 | 12.03-18.03 | ||||||||
52/2 | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Лабораторная работа №8 по теме «Сборка электромагнита и испытание его действия» | 19.03-24.03 | |||||||||
53/3 | Применение электромагнитов. | 1 | 02.04-08.04 | ||||||||
54/4 | Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. | 1 | 09.04-15.04 | ||||||||
55/5 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. | 1 | 09.04-15.04 | ||||||||
56/6 | Повторение темы «Электромагнитные явления» | 1 | 16.04-22.04 | ||||||||
57/7 | Устройство электроизмерительных приборов. Контрольная работа №7 по теме «Электромагнитные явления» | 1 | 16.04-22.04 | ||||||||
Тема 5 «Световые явления» (9 ч) | |||||||||||
58/1 | Источники света. Распространение света. | 1 | 23.04-29.04 | ||||||||
59/2 | Отражение света. Закон отражения света. | 1 | 23.04-29.04 | ||||||||
60/3 | Плоское зеркало. | 1 | 30.04-06.05 | ||||||||
61/4 | Преломление света. | 1 | 30.04-06.05 | ||||||||
62/5 | Линзы. Оптическая сила линзы. | 1 | 07.05-13.05 | ||||||||
63/6 | Изображения, даваемые линзой. | 1 | 07.05-13.05 | ||||||||
64/7 | Лабораторная работа №10 «Получение изображений при помощи линзы» | 1 | 14.05-20.05 | ||||||||
65/8 | Контрольная работа №8 по теме «Световые явления» | 1 | 14.05-20.05 | ||||||||
66/9 | Резерв | 1 | 21.05-27.05 | ||||||||
67/10 | Резерв | 1 | 21.05-27.05 | ||||||||
68/9 | Резерв | 1 | 28.05-30.05 |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)
Данный курс физики обеспечивает общекультурный уровень подготовки учащихся, приоритетными целями на этом этапе обучения являются следующие:
- создание условий для ознакомления учащихся с физикой как наукой, чтобы обеспечить им возможность осознанного выбора профиля дальнейшего обучения в старших классах;
- создание условий для формирования научного миропонимания и развитию мышления учащихся.
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.
В задачи обучения физики входит создание условий для:
- ознакомления учащихся с основами физической науки, с её основными понятиями, законами, теориями, методами физической науки: с современной научной картиной мира; с широкими возможностями применения физических законов в технике и технологии:
- усвоения школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса её познания, для понимания роли практики в познании физических законов и явлений;
- развития мышления учащихся, для развития у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- формирования умений выдвигать гипотезы строить логические умозаключения, пользоваться дедукцией, индукцией, методами аналогий и идеализации;
- развития у учащихся функциональных механизмов психики: восприятия, мышления (электрического и теоретического, логического и интуитивного), памяти, речи, воображения;
- формирования и развития типологических свойств личности: общих способностей, самостоятельности, коммуникативности, критичности;
- развития способностей и интереса к физике; для развития мотивов учения.
Физика как учебный предмет является основой естественно - научного образования, философии, естествознания и политехнической подготовки учащихся в условиях научно- технического прогресса.
Указанные цели и задачи отвечают требованию стандарта. Курс физики для основной школы направлен на формирование у учащихся основной школы достаточные представления о физической картине мира, а также подготовить их к выбору профиля дальнейшего обучения.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Данная программа адресована учащимся 8 класса МБОУ СОШ № 5. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования для общеобразовательных учреждений: «Физика» 7-9 класс (базовый уровень) и авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Перышкина.
Выбор авторской программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что данная программа создана в соответствии с «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по физике». В ней представлено развёрнутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса. Отличительной особенностью данной программы является то, что программа шире образовательного стандарта, соблюдается преемственность с любым курсом физики 7 - 9 класса, ее отличает полнота представления содержания, краткость курса физики, отличаются простотой и доступностью изложения материала.
В предлагаемой программе представлен один раздел: «Основной курс».
Курс начинается с темы «Тепловые явления», в которой даются такие понятия как «температура», «внутренняя энергия», «количество теплоты» и т.д. Рассматриваются агрегатные состояния вещества, фазовые переходы, тепловые двигатели и их принципы работы.
Затем изучается тема «Электрические явления». В ней рассматриваются физические явления: электризация тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока. В данной теме изучаются законы: сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля – Ленца.
Затем изучаются электромагнитные явления, где рассматриваются следующие физические явления: взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, рассматриваются понятия: магнитное поле, магнитное поле Земли.
При изучении темы «Световые явления» учащиеся знакомятся с законами прямолинейного распространения света, отражения света. В данной теме описываются физические явления: отражение, преломление и дисперсия света, раскрывается смысл физической величины – фокусное расстояние линзы.
При изучении каждой темы учащиеся учатся решать задачи, проводить физический эксперимент.
Изменения, внесённые в авторскую программу Е.М. Гутника, А. В. Перышкина. В связи с тем, что авторская программа рассчитана на 70 часов из расчёта 35 рабочих недель, в рабочей программе предусмотрено сокращение на 2 часа, т.к. продолжительность учебного года составляет 34 недели:
- резерв – на 2 ч
- световые явления – на 1 ч
Также сохранено 2 часа из 4ч предусмотренного резерва (на непредвиденные потери часов): карантин; курсовая подготовка и т. д.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю из расчёта 34 рабочих недели).
Срок реализации программы: один год.
ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Формы организации образовательного процесса:
Индивидуально-обособленная
Фронтальная
Коллективная
Работа в парах
Групповая
Методы:
Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)
Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы под руководством).
Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).
Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).
Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).
Технологии обучения:
Развивающего обучения
Личностно ориентированного образования
Игровые
Информационные
Деятельностного метода
ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И
ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:
тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, самостоятельных, контрольных работ.
Общее количество контрольных работ, проводимых после изучения различных тем, равно 8.
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА
Для выполнения этой программы рекомендуются учебники А. В. Перышкина «Физика. 8 класс. Этот учебник включают весь необходимый теоретический материал по физике для изучения в общеобразовательных учреждениях, отличаются простотой и доступностью изложения материала.
Каждая глава и раздел курса посвящены той или иной фундаментальной теме. Предусматривается выполнение упражнений, которые помогают не только закрепить пройденный теоретический материал, но и научиться применять законы физики на практике.
При определении последовательности и глубины изложения материала в учебниках учитывались, в частности, традиции советской школы, а также необходимость соблюдения внутрипредметных связей и соответствия между объективной сложностью каждого конкретного вопроса и возможностью его восприятия учащимися данного возраста.
В помощь учителю для каждого класса разработано «Тематическое и поурочное планирование»: для 8 класса — Е. М. Гутник и Е. В. Рыбаковой.
Дидактические карточки-задания для 7. (авторы М. А. Ушаков, К. М. Ушаков), дидактические материалы по физике для 8 классов (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон) и тесты для 8 класса (авторы Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова) способствуют более глубокому усвоению изучаемого материала.
Рабочая тетрадь для учащихся 8 класса (авторы Т. А. Ханнанова, Н. К. Ханнанов) поможет организовать самостоятель ную работу школьников в классе и дома.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Тема 1 «Тепловые явления» (12 часов )
Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.
Демонстрации:
Сжимаемость газов.
Диффузия в газах и жидкостях.
Модель броуновского движения.
Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.
Принцип действия термометра.
Теплопроводность различных материалов.
Конвекция в жидкостях и газах.
Теплопередача путем излучения.
Фронтальная лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».
Фронтальная лабораторная работа №2 «Определение удельной теплоемкости твердого тела».
Тема 2 «Изменение агрегатных состояний вещества» (11 ч)
Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.
Принципы работы тепловых двигателей. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Демонстрации:
Явление испарения.
Кипение воды.
Явление плавления.
Устройство психрометра.
Электрические и магнитные явления (27 час)
Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Конденсаторы. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, полупроводники и диэлектрики. Постоянный электрический ток. Источники тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца.
Демонстрации:
Электризация тел
Два рода электрического заряда.
Устройство и действие электроскопа
Проводники и изоляторы
Перенос электрического заряда с одного тела на другое
Закон сохранения электрического заряда
Конденсаторы
Источники тока
Составление электрической цепи
Амперметр
Вольтметр
Реостат и магазин сопротивлений
Фронтальная лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках».
Фронтальная лабораторная работа №4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».
Фронтальная лабораторная работа №5 «Регулирование силы тока реостатом. Фронтальная лабораторная работа №6 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».
Фронтальная лабораторная работа №7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током.
Демонстрации:
Опыт Эрстеда.
Магнитное поле тока.
Действие магнитного поля на проводник с током.
Фронтальная лабораторная работа №8 « Сборка модели электрического двигателя и изучение принципа его действия»
Фронтальная лабораторная работа №9 «Измерение КПД установки с электрическим нагревателем»
Световые явления (9 часов)
Свет. Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Фотоаппарат.
Демонстрации:
Источники света.
Прямолинейное распространение света.
Закон отражения света.
Изображение в плоском зеркале.
Линзы
Преломление света.
Модель глаза.
Принцип действия фотоаппарата.
Фронтальная лабораторная работа №10 «Измерение фокусного расстояния. Получение изображения с помощью линзы».
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ И ДРУГИХ ВИДОВ РАБОТ
Список контрольных работ:
Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления»
Контрольная работа №2 по теме «Нагревание и плавление кристаллических тел»
Контрольная работа №3 по теме «Изменение агрегатного состояния вещества»
Контрольная работа №4 по теме « Электризация тел. Строение атомов»
Контрольная работа №5 по теме «Электрический ток. Соединения проводников»
Контрольная работа №6 по теме «Электрические явления»
Контрольная работа №7 по теме «Электромагнитные явления»
Контрольная работа №8 по теме «Световые явления»
Кроме того, для текущего контроля знаний учащихся предусмотрено проведение самостоятельных и тестовых работ, занимающих от 10 до 25 минут.
Список лабораторных работ:
Лабораторная работа №1 по теме «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».
Лабораторная работа №2 по теме «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»
Лабораторная работа № 3 по теме «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».
Лабораторная работа №4 по теме «Измерение напряжения на различных участках цепи»
Лабораторная работа №5 по теме « Регулирование силы тока реостатом»
Лабораторная работа №6 по теме «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».
Лабораторная работа №7 по теме «Измерение мощности и работы электрического тока в электрической лампе»
Лабораторная работа №8 по теме «Сборка электромагнита и испытание его действия»
Лабораторная работа №9 по теме «Измерение КПД установки с электрическим нагревателем»
Лабораторная работа №10 по теме» Получение изображений при помощи линзы»
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Требования к уровню подготовки
В результате изучения курса физики ученик должен:
Знать/понимать:
- Смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом.
- Смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы.
- Смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля – Ленца, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света.
Уметь:
- Описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление. Кристаллизацию, электризацию, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света
- Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, сопротивления, работы и мощности электрического тока.
- Представлять результаты измерений с помощью графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения, угла преломления от угла падения.
- Выражать результаты измерений и расчетов в единицах СИ
- Приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях
- Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников и ее обработку и представление в разных формах (словесно, графически, схематично….)
- Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Критерии оценивания устного ответа.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится, если ответ ученика, удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в его ответе, имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется, если требуются преобразования некоторых формул. Ученик может допустить не более одной грубой ошибки и двух недочетов; или не более одной грубой ошибки и не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или четырёх или пяти недочетов.
Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Критерии оценивания расчетной задачи.
Решение каждой задачи оценивается, исходя из критериев, приведенных в таблице
Качество решения | Оценка |
Правильное решение задачи: | 5 |
получен верный ответ в общем виде и правильный численный ответ с указанием его размерности, при наличии исходных уравнений в «общем» виде – в «буквенных» обозначениях; | |
отсутствует численный ответ, или арифметическая ошибка при его получении, или неверная запись размерности полученной величины; задача решена по действиям, без получения общей формулы вычисляемой величины. | 4 |
Записаны ВСЕ необходимые уравнения в общем виде и из них можно получить правильный ответ (ученик не успел решить задачу до конца или не справился с математическими трудностями) Записаны отдельные уравнения в общем виде, необходимые для решения задачи. | 3 |
Грубые ошибки в исходных уравнениях. | 2 |
Критерии оценивания лабораторной работы.
Оценка 5 ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки. Чертежи, графики, вычисления.
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной её части позволяет получить правильный результат и вывод; или если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Критерии оценивания контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
для учащихся:
Перышкин А.В. Физика 8 . - М.: Дрофа, 2010
Лукашик В.И. «Сборник задач по физике 7-9», - М., "Просвещение", 2010.
Генденштейн Л.Э., Гельфгат И.М., Кирик Л.И. "Задачи по физике, 8 класс", - М., "Илекса", Харьков "Гимназия", 2009.
для учителя:
Тульчинский М.Е. "Качественные задачи по физике 6-7 класс", - М., "Просвещение", 1976.. Гутник Е.М. и др. Тематическое и поурочное планирование по физике: 8 класс. Методические рекомендации и варианты контрольных работ. - М: Дрофа, 2002.
Коровин В.А. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике - М: Дрофа, 2001.
Лукашик В.И. Сборник задач по физике. Учебное пособие для 7-9 кл. - М: Просвеще ние, 2007, 2008.
Перышкин А.В. Физика. 8 кл.- М; Дрофа, 2002.
Постников А.В. Проверка знаний учащихся по физике. М.;Просвещение,1986
Дидактический материал (тесты). Пособие для учителя. - М: Просвещение, 1986 и последние издания.
Чеботарева А.В. Тесты по физике: 8 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 кл.» - М: Издательство «Экзамен», 2008.
Н.К.Ханнанов, Т.А. Ханнанова «Физика. Тесты.8 класс» М.; Дрофа, 2005
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по физике 8 класс
(2ч в неделю, 68 ч в год)
Учебник: А.В. Перышкин « Физика 8 класс»
Учитель: Тимошенко Н.Г.
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | ||||||||
Лабораторные работы | контрольные работы | ||||||||||
Тема I «Тепловые явления» (12 часов) | |||||||||||
1.1 | Тепловое движение. Температура. | 1 | |||||||||
1.2 | Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии тела. | 1 | |||||||||
1.3 | Теплопроводность. | 1 | |||||||||
1.4 | Конвекция. | 1 | |||||||||
1.5 | Излучение. | 1 | |||||||||
1.6 | Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость. | 1 | |||||||||
1.7 | Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. | 1 | 2 | 1 | |||||||
1.8 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. | 1 | |||||||||
1.9 | Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. | 1 | |||||||||
Тема 2 «Изменение агрегатных состояний вещества» (11 часов) | |||||||||||
2.1 | Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания. | 1 | |||||||||
2.2 | Удельная теплота плавления. | 1 | |||||||||
2.3 | Решение задач. | 1 | 1 | ||||||||
2.4 | Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. | 1 | |||||||||
2.5 | Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. | 1 | |||||||||
2.6 | Решение задач.(Q=cm(t2 – t1), Q=Lm, Q=Q1+Q2) | 1 | |||||||||
2.7 | Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. | 1 | |||||||||
2.8 | Работа пара и газа при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. | 1 | |||||||||
2.9 | Паровая турбина. КПД теплового двигателя. | 1 | 1 | ||||||||
Тема 3 «Электрические явления» (27ч) | |||||||||||
3.1 | Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов. | 1 | |||||||||
3.2 | Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. | 1 | |||||||||
3.3 | Электрическое поле. Делимость электрического заряда | 1 | |||||||||
3.4 | Строение атомов. | 1 | |||||||||
3.5 | Объяснение электрических явлений. | 1 | 1 | ||||||||
3.6 | Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. | 1 | |||||||||
3.7 | Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление тока. | 1 | |||||||||
3.8 | Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока. | 1 | 1 | ||||||||
3.9 | Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. | 1 | |||||||||
3.10 | Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. | 1 | 1 | ||||||||
3.11 | Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. | 1 | |||||||||
3.12 | Реостаты. | 1 | 2 | ||||||||
3.13 | Последовательное соединение проводников. | 1 | |||||||||
3.14 | Параллельное соединение проводников. | 1 | |||||||||
3.15 | Решение задач на закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединения проводников. | 1 | |||||||||
3.16 | Работа электрического тока. Мощность электрического тока. | 1 | 1 | 1 | |||||||
3.17 | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца. | 1 | |||||||||
3.18 | Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители. | 1 | |||||||||
3.19 | Повторение материала « Электрические явления» | 1 | 1 | ||||||||
Тема 4 «Электромагнитные явления» (7 ч) | |||||||||||
4.1 | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. | 1 | |||||||||
4.2 | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. | 1 | |||||||||
4.3 | Применение электромагнитов. | 1 | |||||||||
4.4 | Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. | 1 | |||||||||
4.5 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. | 1 | 1 | ||||||||
Тема 5 «Световые явления» (9 ч) | |||||||||||
5.1 | Источники света. Распространение света. | 1 | |||||||||
5.2 | Отражение света. Закон отражения света. | 1 | |||||||||
5.3 | Плоское зеркало. | 1 | |||||||||
5.4 | Преломление света. | 1 | |||||||||
5.5 | Линзы. Оптическая сила линзы. | 1 | |||||||||
5.6 | Изображения, даваемые линзой. | 1 | 2 | 1 | |||||||
Резерв | |||||||||||
Резерв | 1 | ||||||||||
Резерв | 1 | ||||||||||
Резерв | 1 | ||||||||||
Итог | 68 | 10 | 8 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...