Семинар. Физика и экология. 10 класс.
методическая разработка по физике (10 класс) по теме
Семинар. Защита проектов. Исследовательская работа о вдиянии радиации, продуктов сгорания топлива автотранспорта, электромагнитных волн на здоровье человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar._fizika_i_ekologiya._10kl.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Красноярская средняя общеобразовательная школа №2».
10 класс.
Научно-практический семинар на тему:
Экологические аспекты современной жизни.
Учитель: Пеньковская Т. В.
2008-2009 учебный год.
Научно-практический семинар:
«Экологические аспекты современной жизни». 10 класс.
Заседание ученого совета.
Защита проектов.
Цели:
- Повысить уровень знаний учащихся по данной теме.
- Изучить современные научные методики определения уровня загрязнения окружающей среды.
- Изучить основные экологические проблемы Волгоградской области, Жирновского района, п. Красный Яр и их влияние на здоровье человека.
- Разработать конкретные практические предложения по улучшению экологической обстановки в данной местности.
- Развивать у учащихся навыки создания и защиты проектов.
- Приобщение старшеклассников к научно-практической работе.
- Развитие творческих способностей, познавательного интереса, развитие умений использовать научные теории и практические исследования в различных направлениях физики, химии, биологии, географии, геологии, социологии и экономики при решении экологических проблем.
- Развитие навыков работы с новыми информационными технологиями обработки огромного количества информации.
Пояснительная записка.
Научно-практический семинар проводится в форме заседания ученого совета, на котором учащиеся защищают свои научные работы – проекты на экологическую тему. Семинар интегрированный, требующий от учащихся знаний по различным предметам: физике, химии, биологии, географии, математике, геологии, социологии, экономике.
Для успешной защиты проекта требуется серьезная теоретическая подготовка учащихся, которая занимает 3 – 4 недели, серьезная работа с научной литературой, серьезная практическая и исследовательская работа.
При работе над проектами учащиеся обработали огромное количество информации и выполнили математические и экономические расчеты с учетом статистических данных. Для получения необходимых данных ребята работали в тесном контакте со статистом и главным врачом Красноярской больницы, с участковым инспектором Красного Яра, с электриком и бухгалтером школы, с учителями химии, биологии, географии. Учитель физики выступает в роли научного руководителя при подготовке проектов.
В результате работы учащиеся выполнили 6 научно-практических исследований к первому проекту, 8 – ко второму проекту и 6 к третьему проекту, использовали материалы компьютерных энциклопедий и Интернета.
Работа над проектом – это кропотливый труд, требующий определенных знаний и умений, поэтому в ходе работы ученики сотрудничали между собой, привлекали к работе других учащихся, учителей.
Для того чтобы работа над проектом шла в нужном русле и была закончена в срок я организовала работу в несколько этапов:
- Постановка задачи проекта;
- Знакомство с научной литературой по теме;
- Проведение исследований;
- Составление развернутого плана работы;
- Распределение обязанностей между учащимися;
- Подготовка чернового текста,
- Оформление работы;
- Подготовка текста выступления при защите;
- Создание презентаций;
- Оформление папки с проектом,
- Оформление приложения к проектам.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕ НИЯ ЗАЩИТЫ ПРОЕКТОВ:
- Представление проектов председателем (названия работ, очередность и условия за щиты).
- Защита проектов в объяв ленном порядке:
выступление ученика -10 мин;
выступление научного руководителя — 2 мин;
выступление оппонента -3 мин;
обсуждение (выступления присутствующих, вопросы к вы ступающему).
3. Выступление членов оценоч ной комиссии с обоснованием оце нок.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
- Постановка задачи: чет кость формулировки цели и при чин выбора темы, пути достиже ния цели.
5 баллов.
- Решение задачи: четкость формулировок, логичность изло жения, самостоятельность сужде ний, оригинальность, творческий подход, личное отношение к дан ному вопросу, возможность ис пользования идей и результатов проекта в разных областях зна ния.
25 баллов.
- Оформление.
10 баллов.
4. Защита: ясность, логика и краткость изложения (не более 10 мин), владение словом, уме ние заинтересовать аудиторию, техническое обеспечение.
10 баллов.
Выставление оценок:
0 – 10 баллов проект не защищен;
10 – 25 баллов «3»
26 – 40 баллов «4»
41 – 50 баллов «5»
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМ ЛЕНИЮ:
- Проект должен содержать вступление, основную часть, за ключение. Во вступлении форму лируется основная задача проек та и намечаются пути ее решения. В основной части раскрывается содержание работы. В заключи тельной части подводятся итоги работы над проектом, намечают ся возможные направления даль нейших исследований.
- Обязательными элементами исследовательских и информаци онных проектов являются титуль ный лист, нумерация страниц, список литературы в алфавитном порядке, ссылки на цитируемую литературу, пояснительный мате риал (рисунки, диаграммы, схе мы, таблицы, чертежи, приложе ния и т.п.). Обязательными эле ментами практических проектов является сам продукт (компью терная программа, альбом, сбор ник задач и т.п.) и пояснитель ная записка к нему. В пояснитель ной записке должны содержать ся руководство по применению продукта и информация, позволя ющая оценить постановку задачи проекта и ее решение.
- Текст проекта должен быть структурирован, аккуратно оформлен, грамотно напечатан через два интервала на листах формата А4 с отступом слева не менее 2 см.
ПРОТОКОЛ ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА. Дата: Председатель комиссии: ____________ ____ Члены комиссии: | |||
Фамилия, имя, класс | Плотников Сергей, Опря Мария. 10 класс | Фомин Роман, Шевцов Евгений. 10 класс | Дремов Алексей, Каунов Олег. 10 класс |
Тема проекта: | «Энергоресурсы: запасы и потребление. Экологические проблемы». | «Атомная энергетика и экология. Биологическое действие радиоактивных излучений». | «Автомобиль и экология». |
1. Постановка задачи: | |||
2. Решение задачи: | |||
3. Оформление: | |||
4. Защита: | |||
Итого: | |||
Оценка | |||
Подпись ученика |
Вступительное слово руководителя проектов.
«Искать истину и легко, и трудно, ибо очевидно, что никто не может ни целиком ее постигнуть, ни полностью ее заметить, но каждый добавляет понемногу к нашему познанию природы, и из совокупности всех этих фак тов складывается величественная картина».
Аристотель.
Слово экология происходит от греческих слов [ойкос] - дом, жилище, домашнее хозяйство
и [логос]- слово, учение, паука. В научный обиход как тер мин оно было введено
биологом Эрнстом Геккелем в 1866 г. Примерно в эти же годы возникло научное
направ ление
экология как область биологии, изучающая взаимо отношения растений и животных между
собой и с окружаю щей средой. Сейчас его называют биоэкологией, а под эко логией понимают
совокупность различных знаний, включая географию, геологию, химию, физику,
социологию, эконо мику и даже теологию.
Современное определение:
ЭКОЛОГИЯ - это научное направление, рас сматривающее значимую для центрального чле на анализа [человека] совокупность природных и отчасти социальных явлений с точки зрения ин тересов этого центрального субъекта.
Другими словами, эта наука нацелена на сохранение и развитие общественной, человеческой и природной подси стем Земли, на бережное обращение с природными ресур сами. Экологи занимаются прогнозированием возможных последствий разрушения природной среды, исследованием причин возникновения экологических проблем и разработ кой способов их разрешения. Поскольку в основе многих экологических проблем лежат реальные химические и фи зические явления, для их эффективного решения, необхо димо выявить причину возникновения той или иной и за тем постараться эту причину устранить.
Физика, фундаментальная естественная дисциплина, в экологии представлена разделом экофизика, а в ней таки ми направлениями, как космическая экология, радиаци онная экология, экология сред (воздушной, наземной, вод ной и т.д.) и др. . В частности, она рассматривает раз личные виды физических загрязнений, которые представ ляют экологическую опасность для человека и биосферы вообще. К ним в первую очередь относятся: тепловое, элек тромагнитное, световое, шумовое, радиоактивное.
Тепловое загрязнение выражается в ухудшении темпе ратурного режима земной поверхности, что влияет на усло вия жизни людей. Так, подземные газопроводы промыш ленных предприятий, имеющие температуру 140-160 °С, теплотрассы (50-150 °С), сборные коллекторы и коммуни кации (35-45 °С) вызывают нагревание почвы; горячие га зовые выбросы промышленных предприятий - нагревание окружающего воздуха и повышение его влажности, образо вание туманов, выпадение осадков; отработанная речная вода, используемая для охлаждения агрегатов ТЭС, - повышение температуры водоемов, уменьшение содержания в них кис лорода, снижение способности к самоочищению.
Электромагнитное загрязнение - это все виды элект ромагнитного излучения в диапазоне длин волн от 106 м (радиоволны) до 3 • 10-12 м (гамма-излучение), генерируе мые установками созданными человеком. К ним относят ся высоковольтные линии электропередачи, электростан ции, радио- и телепередатчики, рентгеновские и др. уста новки, а в последнее время также микроволновые печи, ком пьютеры, радиотелефоны. Длительное воздействие элект ромагнитных полей вызывает утомление, головные боли, чувство апатии.
Световое загрязнение – частный вид электромагнитного загрязнения, представляющее собой смещение спектра видимого излучения относительно естественного диапозона 400-760 нм. Например, освещение люминесцентными лампами нередко вызывает головные боли, покраснение глаз, перенапряжение зрения и быстрое утомление. С этой точки зрения более безобидны обычные лампы накаливания.
Шумовое загрязнение состоит в увеличении уровня шума относительно естественного фона. Это бытовой, производственный, промышленный, транспортный и другие виды шумов. При постоянном воздействии повышенный шум вызывает утомление, спазм сосудов, снижает внимание и работоспособность, повышает кровяное давление, способствует возникновению многих заболеваний, особенно гипертонических и сердечно-сосудистых, снижает остроту слуха.
Радиоактивное загрязнение – повышение уровня ионизирующего излучения относительно естественного фона.
Все виды экологических загрязнений имеют непосредственное отношение к одной из глобальных экологических проблем – энергетической, связанной с запасами и добычей энергоресурсов, а так же с производством и потреблением различных видов энергии.
Сегодня на научно-практическом семинаре будут представлены три проекта по темам:
- «Энергоресурсы: запасы и потребление. Экологические проблемы».
(Плотников Сергей, Опря Мария).
2. «Атомная энергетика и экология. Биологическое действие радиоактивных излучений».
( Фомин Роман, Шевцов Евгений.)
3. «Автомобиль и экология».
(Дремов Алексей, Каунов Олег)
Представление проектов.
- Первый проект на тему: «Энергоресурсы: запасы и потребление. Экологические проблемы» был разработан Плотниковым Сергеем и Опря Марией.
При работе над этим проектом учащиеся провели следующие исследования:
- Статистический анализ выбросов в атмосферу отходов электростанций, работающих на разных видах ископаемого топлива;
- Санитарно-защитные зоны и расстояние от границы населенного пункта до высоковольтных линий;
- Загрязнение окружающей среды химическими элементами, их промышленные источники и их действие на здоровье человека;
- Количество сотовых телефонов и персональных компьютеров у учащихся нашей школы и действие электромагнитных излучений от этих источников на детей;
- Произведен полный расчет расхода электроэнергии в МОУ «Красноярская средняя общеобразовательная школа №2»;
- Разработаны советы по экономии электроэнергии в нашей школе.
Результаты всех исследований прилагаются к проекту.
- Второй проект по теме: ««Атомная энергетика и экология. Биологическое действие радиоактивных излучений»
разработан Фоминым Романом и Шевцовым Евгением.
При работе над этим проектом учащиеся провели следующие исследования:
- Влияние экологического состояния окружающей среды на здоровье населения Волгоградской области, Жирновского района и п. Красный Яр;
- Обследование статистических данных о динамике рождаемости и смертности населения Волгоградской области за период 1987-2002 годы;
- Расчет дозы радиоактивных излучений, которые получают жители Жирновского района Волгоградской области;
- Влияние радиоактивных излучений на состояние здоровья жителей п. Красный Яр (обработаны статистические данные о заболеваемости в абсолютных числах за период январь-сентябрь 2008 года в сравнении с таким же периодом 2007 года);
- Источники ионизирующего излучения в биосфере и их основные характеристики;
- Шкала степени облучения человека;
- Данные о фоновом содержании некоторых химических элементов в основных пищевых продуктах;
- Разработаны полезные советы и конкретные предложения для жителей п. Красный Яр по данной экологической проблеме.
Результаты всех исследований прилагаются к проекту.
- Третий проект по теме: «Автомобиль и экология»
разработан Дремовым Алексеем и Кауновым Олегом.
При работе над этим проектом учащиеся провели следующие исследования:
- Анализ экологических проблем связанных с транспортом в п. Красный Яр;
- Санитарные нормы для транспортных объектов;
- Выбросы вредных веществ в атмосферу автомобильным транспортом;
- Пути решения экологических проблем;
- Сделаны расчеты по экономии бензина и разработаны советы по данному вопросу для автомобилистов;
- Разработано обращение ко всем водителям п. Красный Яр от имени учащихся нашей школы об уменьшении загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом.
Результаты всех исследований прилагаются к проекту.
Литература:
- География и экология Волгоградской области. Учебное пособие под редакцией В. А. Брылев, Волгоград, «Перемена», 2005 г.
- В. А. Брылев, Н. О. Рябинина, Особо охраняемые природные территории Волгоградской области, «Альянс», г. Волжский, 2006 г.
- Энциклопедия для детей. Экология. «Аванта плюс», М., 2005 г.
- Интерактивные наглядные пособия. СD. «Дрофа», М., 2006 г.:
А) Экологические проблемы России;
Б) Транспорт России;
В) Электроэнергетика России.
5. «Физика» (приложение к газете «Первое сентября»), №44, 1998 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физика и экология
Содержит информацию о физических загрязнениях...
Курсовая работа "Физика и экология"
Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учашихся 9 класса....
Образовательная программа "Физика и экология"
Данная программа предназначена для педагогов дополнительного образования эколого - биологической направленности. Тесно связана с физикой....
КТП к образовательной программе "Физика и экология"
Данное календарно - тематическое планирование составлено на основе образовательной программы "Физика и экология"....
«ЭНЕРГЕТИКА ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА» Интегрированный урок физики и экологии.
Бурно развивающаяся экономика на рубеже XXI векатребует всё больших энергетических затрат. Когда-то казавшиесянеистощимыми, такие источники, как нефть, газ иссякаютбуквально на наших глазах. Осв...
Элективный курс 9 класс "Физика и экология"
Элективный курс “Физика и экология” создается с целью ознакомления учащихся с законами физики, формирования умений применять их для решения качественных и расчетных задач....
Внеклассное мероприятие по физике "Физика и экология" 6-8 классы
мероприятие проводится сцелью познакомить учащихся с основными глобальными экологическими проблемами современности, привлечь внимание учащих...