Элективный курс 9 класс "Физика и экология"
элективный курс (физика, 9 класс) по теме
Элективный курс “Физика и экология” создается с целью ознакомления учащихся с законами физики, формирования умений применять их для решения качественных и расчетных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 77.5 КБ |
prezentatsiya_el_kurs.ppt | 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая образовательная программа
элективного курса по физике для 9 класса
«Физика и экология»
Маменишкина Н.В., учитель физики
высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Программа элективного курса составлена на основе программы основного общего образования для классов с углубленным изучением естественно-научных предметов под редакцией А.Е.Гуревич., Е.К.Страут.
Элективный курс “Физика и экология” создается с целью ознакомления учащихся с законами физики, формирования умений применять их для решения качественных и расчетных задач, уметь применять эти законы для объяснения различных явлений, происходящих в жизни; формировать на этой основе интерес учащихся к изучению физики и воспитывать чувство гордости за отечественную науку, рассмотрев вклад российских ученых. Более подробное рассмотрение законов физики помогает насытить школьный курс физики яркими историческими фактами, представить основные понятия и законы физики в их развитии, объяснять обычные явления, происходящие в жизни. В данном элективном курсе акцент будет сделан на законы физики, эксперимент и решение задач (качественных и расчетных).
Цель курса – Расширить знания учащихся, сформировать основы естественно-научной картины мира, создать ориентационную и мотивационную основу для осознанного выбора профиля обучения.
Задачи:
- углубление знаний о материальном мире и методах научного познания природы;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе практического применения ЗУН по физике и экологии, самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников информации;
- расширение кругозора;
- формирование «физического мышления»: умение выдвигать гипотезы, строить модели для их объяснения, проводить эксперимент;
- сохранение устойчивой окружающей среды, обеспечивающей безопасное развитие жизни на Земле с использованием знаний по физике;
- воспитания навыков сотрудничества в процессе совместной работы, уважительного отношения к мнению оппонента в процессе дискуссии, развитие способности давать морально - этическую оценку фактам и событиям.
- самоопределение в выборе профиля дальнейшего обучения.
Формы обучения:
- Лекции;
- Практические работы;
- Уроки-проекты;
- Работа в группах;
- Зачетная система.
Методы обучения:
- Метод исследования;
- Метод обучения в сотрудничестве;
- Метод проектов;
Ожидаемыми результатами элективных курсов являются:
- получение представлений о методах научного познания природы и современной физической картине мира;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта, самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
- сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
- приобретение опыта поиска информации по заданной теме, навыков проведения опытов с использованием простых физических приборов и анализа полученных результатов.
Методические пояснения к элективному курсу “Физика и Экология”
Курс построен с опорой на знания и умения полученных учащимися при изучении физики в основной школе. При изучении данного элективного курса акцент следует делать на приобретение дополнительной суммы знаний по физике, на развитие способностей самостоятельно приобретать знания, практически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу, проводить опыты и делать выводы. Поэтому ведущими формами занятий могут быть практикумы, лабораторные работы, занятия по решению задач. Практическое знакомство учащихся с экспериментальным методом изучения природы наиболее продуктивно в форме проведения небольших самостоятельных наблюдений, опытов и исследований.
Для оценки достижений учащихся : зачетная форма - проект.
Содержание программы
Тема 1. Механические колебания и их влияние на процессы в окружающей среде.
Механические колебания сооружений и конструкций и их влияние на процессы в окружающей среде.
Механические колебания в природе и воздействие на них человеческой деятельности.
Экологические катастрофы, связанные с колебаниями и волнами в природе. Колебания сооружений под действием сил природы.
Тема 2. Волны на поверхности жидкости, в воздухе, в воде.
Колебание поверхности жидкости. Волны в воздухе.
Волны в твердом теле. Подземные волны.
«Невидимые труженики» - ультразвуки.
«Страшные звуки» - инфразвуки.
Тема 3. Электромагнетизм и новые технологии.
Солнечная активность.
Влияние магнитного поля Земли и других источников магнитного поля на биологические объекты.
Приспособление организмов к магнитному полю Земли.
Тема 4. Свет – электромагнитная волна. Световые явления в земном пространстве. Энергия Солнца.
Интенсивность солнечного излучения. Распределение интенсивности по спектру солнечного излучения. Продолжительность солнечного сияния в год.
Способы получения электричества и тепла из солнечного излучения.
Солнечные батареи. Солнечная электростанция.
Фотоэлектрический эффект.
Тема 5.Ядерное излучение и жизнь.
Действие ядерного излучения на вещество. Радиоактивный распад и земное тепло. Ядерное оружие. Экологические проблемы ядерной энергетики.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе: | ||
уроки | практич. | контрольная | |||
Тем Тема 1. Механические колебания и их влия влияние на процессы в окружающей сред среде. | 2 | ||||
1/1 | Механические колебания сооружений и конструкций и их влияние на процессы в окружающей среде. | 1 | 1 | ||
2/2 | Экологические катастрофы, связанные с колебаниями и волнами в природе. | 1 | 1 | ||
|
Тема 2. Волны на поверхности жидкости, в воздухе, в воде. | 2 | |||
3/1 | Вв Волны на поверхности в жидкости, вввв в воздухе, твердом теле. | 1 | 1 | ||
4/2 | « «Невидимые труженики» - ультразвуки. «Стр « Страшные звуки» – инфразвуки | 1 | 1 | ||
Тема 3. Электромагнетизм и новые технологии. | 2 | ||||
5/1 | Солнечная активность. Влияние магнитного поля Земли на биологические объекты. | 1 | 1 | ||
6/2 | Приспособление организмов к магнитному полю Земли. | 1 | 1 | ||
Тема 4. Световые явления в земном пространстве. | 7 | ||||
7/1 | Световые явления в земном пространстве. Энергия Солнца. | 1 | 1 | ||
8/2 | Интенсивность солнечного излучения. | 1 | 1 | ||
9/3 | Распределение интенсивности по спектру солнечного излучения. | 1 | 1 | ||
10/4 | Способы получения электричества и тепла из солнечного излучения. | 1 | 1 | ||
11/5 | Солнечные батареи. Солнечная электростанция. | 1 | 1 | ||
12/6 | Фотоэлектрический эффект. | 1 | 1 | ||
13/7 | Передвижная система управления и контроля солнечных батарей.(проект) | 1 | 1 | ||
Тема 5. Ядерное излучение и жизнь. | |||||
14/1 | Действие ядерного излучения на вещество. Радиоактивный распад и земное тепло. Ядерное оружие. | 1 | 1 | ||
15/2 | Экологические проблемы ядерной энергетики. | 1 | 1 | ||
16 | Зачет | 1 | 1 | ||
Итого: | 16 | 10 | 5 | 1 |
Литература
1.Перельман Я.Н. Занимательная физика - М., АСТ , 2004 г.
2.Ланина И.Я. Внеклассная работа по физике. - М., Просвещение. 1999 г.
3. Стручков В.В., Яворский Б.М. – Вопросы современной физики.
М., Просвещение, 1998 г.
4. Репетитор по физике. – М. , ЭКСМО 2010г.
5. Электронные ресурсы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс Химия и экология
Элективный курс "Химия и экология" предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он опирается на базовые знания курса химии и экологии. В нем реализуются межпредметные связи таких дисцип...
Рабочая программа 2 вида и КТП по элективному курсу "Химия и экология" для 10, 11 классов
Вооружение учащихся знаниями о некоторых веществах, которые нас окружают.Развитие чувства гордости за человека, познающего мир.Воспитание внутренней мотивации учения, повышение интереса к познанию мир...
Рабочая программа элективного курса Химия и экология
Рабочая программа элективного курса Химия и экология...
Занятие элективного курса "Химия и экология" по теме "Кислотные осадки"
Данное занятие раскрывает сущность химико-экологического понятия "кислотные осадки". В ходе занятия сочетаются фронтальная, групповая (работа в паре при выполнении лабораторных опытов), индивидуальная...
Элективный курс "Химия и экология"
Данный элективный курс нацелен на поддержку изучения химии на базовом уровне. В нем реализуются межпредметные связи химии, биологии и экологии. Он позволяет учащимся осуществить интеграцию имеющихся п...
Элективный курс "Физика и экология"
Курс знакомит школьников с достижениями научно-технического прогресса и его экологическими последствиями....
Программа элективного курса "Физика и Экология"
Программа элективного курса "Физика и Экология"...