Плотность вещества (урок по физики 7 класс)
план-конспект урока (физика, 7 класс) по теме
- ввести новую характеристику тела (вещества)- плотность;
- выяснить физический смысл плотности;
- вывести формулу расчета, единицы плотности
- формирование самостоятельного мышления, умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
- развитие познавательного интереса учащихся к данной теме и предмету в целом, расширение кругозора;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizika.doc | 163.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Давыдовка Пугачевского района Саратовской области»
Урок физики в 7 классе
по теме «Плотность вещества»
(районный семинар учителей физики)
Дата: 07.12.2010 г
Учитель: Максина Н.А.
2010 год
Урок физики по теме "Плотность вещества".
Цели урока:
1. Обучающая: - ввести новую характеристику тела (вещества)- плотность;
- выяснить физический смысл плотности;
- вывести формулу расчета, единицы плотности
2. Развивающая: - формирование самостоятельного мышления, умения сравнивать,
анализировать, делать выводы;
3. Воспитательная: - развитие познавательного интереса учащихся к данной теме и
предмету в целом, расширение кругозора;
- бережное, аккуратное обращение с приборами;
аккуратность записей в тетрадях, наличие учебников
и письменных принадлежностей.
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы: словесно- наглядно- практические
Оборудование: рычажные весы с разновесами, два бруска
Демонстрации: демонстрация набора тел одинаковой массы, одинакового объема
I Организационный момент
-дать правильную психологическую установку: «По вашим лицам вижу, что сегодня настроение у вас хорошее. Давайте поработаем сегодня на уроке так, чтобы ваше настроение осталось таким же, а может быть, стало еще лучше»
-создать нормальное рабочее настроение : «Приступим к уроку.»
II. Актуализация ранее усвоенных знаний
Учитель. На прошлых уроках мы изучили понятия: вещество, тело.
Что такое физическое тело?
Что же такое вещество?
Вспомним внутреннее строение вещества.
(Вещество состоит из молекул (атомов) с промежутками между ними. Молекулы движутся … Молекулы взаимодействуют…)
Назовите агрегатные состояния вещества.
( Газ, жидкость и твердое тело).
III. Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель. Представьте, что геологи обнаружили залежи нефти. Объем залежей они знают. Как определить массу нефти? Очевидно, массу нефти мы сможем подсчитать, если будем знать массу в единице объема (1 м3) и объем. Следовательно, знание массы в единице объема вещества имеет большое значение для практической деятельности человека. В физике оно получила название особое - плотность.
Учащиеся записывают тему урока «Плотность вещества».
Учитель сообщает цели урока.
Знать:
1.Что такое плотность?
2.Как определяется плотность?
3. Формулу расчета плотности
4. Единицы измерения плотности.
Уметь:
Зная, плотность, научиться определять химический состав вещества.
IV. Восприятие и усвоение учебного материала
Учитель - Расскажите, как определяется объем тела, имеющего форму параллелепипеда. Какой прибор для этого нужен?
(Линейка. Объем равен произведению размеров трех сторон V=a× b ×c).
Учитель - Объем тел произвольной формы нельзя измерить при помощи линейки. Для этого можно воспользоваться другим способом. Каким?
- Для измерения объемов жидкостей и твердых тел используется измерительный цилиндр
( мензурка). Если налить в измерительный цилиндр жидкость и определить ее объем, а затем опустить туда твердое тело, то уровень жидкости поднимется. Разность этих двух объемов равна объему твердого тела.
Учитель. Измерьте объем брусков с помощью линейки и запишите результаты на листе бумаги, который я каждому положила на парту.
Учитель - Что еще вы научились определять на прошедших уроках?
(Массу тел).
Учитель - Правильно. С помощью какого прибора?
( С помощью рычажных весов).
Учитель - Правильно. Определите массу брусков с помощью весов, стоящих на вашей парте. Запишите результат на тот же лист.
Учитель - Тела из разного материала, но одинакового объема имеют разную массу.
Для наглядности положим на одну чашечку весов цилиндр из железа, на другую - из алюминия.
Какие факты видны из наблюдения?
- Одно тело состоит из железа, другое- из алюминия. Vжел= Vалюм. Масса железа больше массы алюминия.
Учитель - Как это объяснить?
-Масса вещества , содержащегося в 1 см3 разная, т.е. плотность разная.
Учитель – Если взять два цилиндра, изготовленные один из металла, другой из дерева, то можно видеть, что объем деревянного цилиндра больше объема металлического(положить на весы). Почему весы находятся в равновесии?
- У них равные массы
Учитель Железный брус массой 1 т имеет объем 0,13 м3, а лед массой 1 т – объем 1,1 м3, т.е. почти в 9 раз больше . Тела, изготовленные из различных веществ, при одинаковой массе имеют разные объемы.
Учитель - Что можете предложить, чтобы объяснить увиденное?
- Масса 1 см3 разная, то есть плотности тел разные.
Учитель - Объясним смысл слова плотность, используя знания о внутреннем строении вещества.
- Атомы железа и дерева имеют разную массу и разные промежутки между ними.
Учитель – Чем же определяется плотность вещества?
Физическая величина, показывающая, какая масса приходится на единицу объема вещества, называется плотностью.
Чтобы найти плотность вещества, необходимо определить массу и объем тела.
Учитель предлагает пример.
Учитель. Чтобы выяснить, как найти плотность данного вещества рассмотрим пример. Кусок льда объемом 4 м3 имеет массу 3600 кг. Определить какова масса 1 м3 льда (плотность льда).
- 1 м3 льда имеет массу 900 кг. Таким образом, плотность льда составляет 900 кг на 1 м3.
Учитель. Как же это мы определили?
- 3600 кг/ 4 м3= 900 кг/м3
Учитель Чтобы определить плотность вещества, надо массу тела разделить на его объем.
Следовательно, плотность есть физическая величина, равная отношению массы тела к его объему. Коротко определение запишется так: плотность = масса/ объем.
Введем обозначения: ρ– плотность вещества ( греческая буква, читается «ро»), m –масса тела, V- его объем. Тогда получим формулу для вычисления плотности:
ρ =m/V
Как любая физическая величина плотность имеет свою размерность.
В каких единицах измеряется плотность?
Ученик, анализируя формулу, говорит: кг/ м3 или г/ см3
Учитель В системе СИ плотность измеряется в [ кг/ м3 ] . Часто плотность измеряется в [ г/ см3 ].
Физкультминутка.
Учитель Плотности веществ уже определены учеными. В учебнике на стр. 50, 51 вы найдете таблицу плотности веществ в твердом, жидком и газообразном состоянии. Очень важно заметить, что одно и тоже вещество в различных состояниях имеет различную плотность.
Например, плотность воды равна 1000 кг\ м3, льда- 900 кг\ м3, а водяного пара- 0,59 кг/м3. Почему они различны?
Найдите по таблице плотность алюминия.
- 2700 кг/ м3 или 2,7 г/см3
Учитель - Что означают слова: « Плотность алюминия равна 2700 кг/м3»?
Согласно определению плотности 1 м3 алюминия имеет массу 2700 кг, а 1 см3 алюминия имеет массу 2,7 г. Можно ли так говорить о плотности одного и того же вещества?
- Да, можно, потому что ρ =2700 кг/м3= 2700 · 1000 г/ 1000 000 см3=2,7 г/ см3.
Учитель -Во сколько раз число 2700 больше 2,7 ?
- В 1000 раз.
Учитель - Значит, если вам при расчетах плотность потребуется перевести величину 2700 кг/м3 в г/см3, во сколько раз ее надо уменьшить?
- в 1000
Учитель - Каким математическим действием?
- делением
Учитель - А, наоборот, перевести 2,7 г/см3 в кг/м3 ?
- Увеличить в 1000 раз, умножить.
Учитель. Обратите внимание на таблицы плотностей в учебнике и найдите вещества с наибольшей и наименьшей плотностью для твердых, жидких и газообразных веществ.
- Самое плотное твердое вещество осмий- 22 600 кг/м3. Самая плотная жидкость- ртуть (13600 кг/м3).
Учитель. Ну, а теперь найдем вещество, зная его плотность
Учитель записывает на доске: плотность вещества равна 19300 кг/м3. Что это за вещество?
Ученик, работая с таблицей, отвечает, что это вещество - золото.
V. Формирование умений и навыков.
Учитель Необходимо определить плотность вещества тел и зная ее, узнать химический состав материала. Как это определить?
- Мы вычислили объем брусков, потом пользуясь весами, узнали массу тел. Наконец пользуясь формулой ρ =m/V определим плотность вещества. По таблице посмотрим, какому веществу соответствует определенная плотность.
Учитель. Оцениваю работы учащихся.…В целом весь класс успешно справился с заданием.
VI. Закрепление новых знаний
Расчетные задачи: Задачник А.В.Перышкин «Сборник задач по физике. 7 – 9»
- №129
- № 140
VII. Итог урока
Учитель Что нового узнали?
1. Познакомились с новой физической величиной- плотностью?
2. Плотность вещества определяет какая масса вещества содержится в единице объема (в 1м3,1 см3)
3. Плотность измеряется в 1 кг/ м3 или 1 г/ см3
4. Научились определять плотность вещества по формуле: ρ =m/V
5. Зная плотность тела, научились определять вещество.
6. Научить работать с таблицами плотностей твердых, жидких и газообразных веществ.
Учитель - Зачем нужно знать плотность вещества?
- Как определить массу кирпича с помощью линейки?
VIII. Домашнее задание
§ 21, § 22 Упр. 7 (3,5)
Фамилия__________________________Имя____________________________
- Определение плотности твердого тела
№ опыта | Длина а, см | Ширина b, см | Высота с, см | Объем V, cм3 | Масса тела m,г | Плотность вещества, ρ | |
г/см3 | кг/м3 | ||||||
1 |
- Заполнить таблицу
Физическая величина | Обозначение | Единицы измерения | Прибор для измерения величины |
Масса | |||
Объём | |||
Плотность | Ареометр |
Фамилия__________________________Имя____________________________
- Определение плотности твердого тела
№ опыта | Длина а, см | Ширина b, см | Высота с, см | Объем V, cм3 | Масса тела m,г | Плотность вещества, ρ | |
г/см3 | кг/м3 | ||||||
1 |
- Заполнить таблицу
Физическая величина | Обозначение | Единицы измерения | Прибор для измерения величины |
Масса | |||
Объём | |||
Плотность | Ареометр |
Фамилия__________________________Имя____________________________
- Определение плотности твердого тела
№ опыта | Длина а, см | Ширина b, см | Высота с, см | Объем V, cм3 | Масса тела m,г | Плотность вещества, ρ | |
г/см3 | кг/м3 | ||||||
1 |
- Заполнить таблицу
Физическая величина | Обозначение | Единицы измерения | Прибор для измерения величины |
Масса | |||
Объём | |||
Плотность | Ареометр |
________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Органические вещества (урок в 9 классе)
Данная презентация служит иллюстрацией к первому уроку в 9 классе по органической химии. При дифиците учебного времени поможет учителю организовать работу по знакомству с органическими ве...
Плотность вещества Урок физики 7 класс
Урок составлен согласно тематическому планированию по программе 7 класса к учебнику «Физика 7. А.В. Перышкин». Содержит цели , основные этапы, приемы и методы план изложения нового материа...
Агрегатные состояния вещества. Урок в 7 классе
Документ содержит подробный сценарий урока и презентацию к нему. В презентации встроены два видеосюжета. К сожалению прикрепить их для публикации не было возможности, т.к. загрузка ограничена весом фа...
Урок химии в 10 классе на тему: "Решение задач на нахождение молекулярной формулы вещества через относительную плотность газов и плотность вещества (алкана)".
Разработка урока + презентация к уроку химии в 10 классе. В разработке есть: теоретический материал с подробным разбором задач, задачи к уроку, задачи для домашнего задания (индивидуально каждому учащ...
Первоначальные сведения о строении вещества урок - обобщение физика 7 класс
Цель урока:обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества»;закрепить выработанные умения и навыки при решении качественных задач;показать взаимосвяз...
Лабораторная работа №5 «Определение плотности вещества твердого тела» 7 класс
Конспект урока для проведения лабораторной работы по физике в 7 классе....
План урока №18 "Плотность вещества" по физике по учебнику А.В.Перышкина "Физика. 7 класс".
Краткий план урока по физике 7 класса по теме "Плотность вещества"...