Первоначальные сведения о строении вещества урок - обобщение физика 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Цель урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества»;
- закрепить выработанные умения и навыки при решении качественных задач;
- показать взаимосвязь предметов: физики, химии и литературы;
- способствовать воспитанию всесторонне развитой личности ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Повторительно-обобщающий урок в 7 классе по теме
«Первоначальные сведения о строении вещества»
Цель урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества»;
- закрепить выработанные умения и навыки при решении качественных задач;
- показать взаимосвязь предметов: физики, химии и литературы;
- способствовать воспитанию всесторонне развитой личности ребёнка.
Этапы урока:
I. Организационный момент
II. Обобщение и систематизация знаний.
III. Проверка знаний
IV. Заключительный этап.
V. Домашнее задание.
Ход урока.
I . Организационный момент
Обращение учителя к ученикам с приветствием и сообщение темы данного урока
II. Обобщение и систематизация знаний
Учитель: Дорогие ребята, на нашем уроке сегодня мы вспомним всё, что изучали по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества».
Сегодня мы обобщим, систематизируем и закрепим свои знания и приобретённые умения и навыки.
Для чего нужно знать строение вещества?
Как ответ на этот вопрос читаются слова М.В. Ломоносова, написанные на доске: «Если бы я захотел читать, еще не зная букв, это было бы бессмыслицей. Точно так же, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыслицей».
Знание строения вещества необходимо для того, чтобы понимать все физические явления в природе.
Многие учёные задумывались, из чего состоят все вещества, все окружающие нас тела. Давайте построим цепочку, ответив на вопросы:
1. Как называются окружающие нас предметы? – Физические тела.
2. Из чего состоят все окружающие нас физические тела?- Из вещества
3. Что можно сказать о строении вещества? - Все вещества состоят из молекул.
4. Делимы ли молекулы?- Молекулы состоят из атомов.
На доске выписывается цепочка из ключевых слов: физические тела--вещества—молекула—атом
Учитель:
Сейчас мы послушаем сказки, которые позволят нам сделать очень важные выводы. Затем вы услышите несколько пословиц и поговорок, которые отражают ряд физических явлений. Эти явления вы должны будете отгадать и назвать.
Сказка «Молекуляндия».
В 985-м царстве, 2597-м государстве жил-был король Энергиус, Он управлял страной Молекуляндией, где жили молекулы. Молекулы – суетливый народ, постоянно куда-то спешат, бегают, сталкиваются и никогда не извиняются. Если они столкнуться меньше 2000 раз в секунду, то температура в стране понизится, наступит зима, А это Энергиусу ни к чему, так как в Молекуляндии курортный сезон, туристы из всех соседних стран диффундируют туда, а если наступит зима, то туристы продиффундируют обратно. И в стране не будет денег на прокорм такого количества жителей. Иногда полиция поймает молекулу и начнёт её трясти, та сразу увеличивает свою энергию, Вот так в Молекуляндии поддерживается лето.
Вопросы учителя к ученикам:
1. Кто жил в стране Молекуляндии, какими были её жители?
2. Почему молекулы должны сталкиваться 2000 раз в секунду?
Ученики отвечают на вопросы, после которых делают вывод: молекулы непрерывно движутся, а скорость их движения зависит от температуры.
Сказка «Молекула».
Жила-была на свете маленькая-премаленькая молекула Узнавайка, она всё время пыталась что-нибудь узнать. Она жила в газообразном состоянии и поэтому бегала везде, её не могла остановить ни одна молекула. У неё был сосед по имени Узнавай. Однажды они решили побывать в жидком и твёрдом состояниях. Друзья сначала хотели побывать в твёрдом состоянии и побежали к первому попавшемуся камню. Они еле-еле начали залезать внутрь. Там теснота, все обитатели очень ленивы и не пытались бегать, а только колебались на своей жилплощади .Нашим друзьям стало неудобно. Вдруг кто-то начал тереть этот камень о другой. Температура внутри него подскочила, внутренняя энергия тоже. Друзьям стало не по себе. Они решили во чтобы то ни стало выбраться, а выбравшись, так обрадовались своему родному дому, что не захотели лететь в жидкое состояние.
Вопросы учителя к ученикам:
1. В каких состояниях могут жить все молекулы?
2. Каков характер движения молекул в газах и твёрдых телах?
3. Как располагаются молекулы в газах и твёрдых телах?
После ответов учеников делают выводы: в твёрдых телах молекулы расположены очень близко друг к другу, они движутся около положения равновесия, оставаясь на одном месте; в газах молекулы движутся свободно во всех направлениях, расстояние между молекулами очень большие, молекулы практически не взаимодействуют друг с другом.
Учитель: Ребята, мы слышали в сказке, что друзья не захотели побывать в жидком состоянии. Можете ли вы объяснить, почему? Связано ли это с тем, как располагаются и движутся молекулы жидкости? Какое свойство жидкости отражено в поговорке «У воды гибкая спина»?
Дети объясняют, что в жидком состоянии молекулы тоже близко располагаются друг к другу, но это расстояние больше, чем у твёрдых тел; молекулы колеблются около своих положений, но могут иногда их покидать и переходить в другие положения; жидкость обладает текучестью, т. е. может принимать форму сосуда.
Три важных свойства:
– все тела состоят из маленьких частиц (молекул);
– эти частицы беспорядочно движутся;
– эти частицы взаимодействуют между собой.
По картинкам повторить явления диффузии, смачивания, несмачивания.
Учитель предлагает послушать загадку, отгадать её и объяснить. Я и туча, и туман, и ручей, и океан Я летаю, я бегу, я стеклянной быть могу. Ученики называют отгадку – ВОДА – и объясняют, что вода, как и любое другое вещество, может быть твёрдой – стеклянная, жидкой – ручей и океан, газообразной – туман.
III. Проверка знаний
- Физический диктант. Заполнение ленты-кроссворда
3 ф | 6 и | 3 з | 2 и | 5 к | 4 а |
- Самопроизвольное перемешивание веществ – диффузия
- Всевозможные изменения в окружающем мире – явления
- Состояние вещества, при котором оно не имеет формы и объема – газообразное
- Агрегатное состояние, при котором оно сохраняет объем, но легко меняет свою форму – жидкое
- Мельчайшая частица вещества – молекула
- Частицы не слипаются друг с другом, потому что между ними есть – отталкивание
- «Ромашка»
Какие явления отражаются в народных пословицах?
- Овощной лавке вывеска не нужна.
- Волка нюх кормит.
- Отрезанный ломоть к хлебу обратно не приставишь.
- Ложка дегтя бочку меда портит.
- Как с гуся вода.
- Решение задач
Карточки:
В левом столбце приведено 5 задач. В правом даны краткие ответы. Подберите к каждой задаче нужный ответ. Впишите в тетрадь в столбик номера задач, а напротив букву, которой обозначен подходящий ответ.
Задачи | Ответы |
1. Почему маленькая крупинка краски, растворяясь в воде, может окрасить воду по всему объему? | А. Силы притяжения между частицами вещества действуют на малом расстоянии – порядка размера частиц. |
2. Сосуд разделен перегородкой. В одной половине сосуда находится водород в другой – азот. Если перегородку убрать, то через некоторое время газы самопроизвольно проникнут друг в друга. Почему? | Б. Между молекулами существуют силы притяжения. |
3. Для того чтобы разломить кусок мела нужно приложить усилие. Почему? | В. Вещества состоят из маленьких частиц. |
4. Чашка раскололась на две части. Почему невозможно без склеивающих средств соединить эти части в одну? | Г. При сильном сближении частиц вещества между ними возникают силы отталкивания. |
5. Почему между молекулами существуют промежутки? | Д. Частицы вещества движутся непрерывно и хаотически. |
- Карточка
Дан перечень из семи слов: лодка, метеорит, мензурка, вода, планета, линейка, иголка. Шесть слов могут быть названы одним и тем же физическим термином, и только к одному слову этот термин не подходит. Какое это слово? Какой термин не подходит к нему и подходит к шести остальным? |
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
После того, как учащиеся сдадут выполненные задания, подводится итог урока: какие знания по теме «Строение вещества» мы обобщили и закрепили, как работали дети на уроке. Объясняю, что итоговая оценка это средняя арифметическая из всех, полученных на каждом этапе.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Сделать рисунки к сказкам, услышанным на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год) 1.Строение вещества. Молекула. (Урок изучения нового материала)
Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год) 1.Строение вещества. Молекула. (Урок изучения...
Урок физики в 7 классе по теме "ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА"
Итоговый урок физики в 7 классе по теме "ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА" предусмотрен в системе блочно-модульного преподавания предмета с учетом подготовки учеников к ГИА по физике в ново...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА к уроку физики 7 класса «Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Кратковременная контрольная работа»
Тема урока: Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Кратковременная контрольная работа. Тип урока: комбинированный Цель урока: организация усвоения и закрепления осно...
Задания по теме "Первоначальные сведения о строении вещества" для 7,10 класса
Подборка заданий для контроля знаний учащихся по теме Применение основных положений МКТ к объяснению свойств и явлений....
Урок Обобщение и систематизация знаний по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»
Материал урока позволит учащимся повторение, обобщение и закрепление знаний и выработанных умений учащихся по основам молекулярной физики....
Урок физики "Первоначальные сведения о строении вещества"
Обобщающий урок физики в 7 классе....