Первоначальные сведения о строении вещества урок - обобщение физика 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Лопина Маргарита Олеговна

Цель урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества»;
  • закрепить выработанные умения и навыки при решении качественных задач;
  • показать взаимосвязь предметов: физики, химии и литературы;
  • способствовать воспитанию всесторонне развитой личности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Повторительно-обобщающий урок в 7 классе по теме

«Первоначальные сведения о строении вещества»

Цель урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества»;
  • закрепить выработанные умения и навыки при решении качественных задач;
  • показать взаимосвязь предметов: физики, химии и литературы;
  • способствовать воспитанию всесторонне развитой личности ребёнка.

Этапы урока:

I. Организационный момент

II. Обобщение и систематизация знаний.

III. Проверка знаний

IV. Заключительный этап.

V. Домашнее задание.

Ход урока.

I . Организационный момент

Обращение учителя к ученикам с приветствием и сообщение темы данного урока

II.  Обобщение и систематизация знаний

Учитель: Дорогие ребята, на нашем уроке сегодня мы вспомним всё, что изучали по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества».

Сегодня мы обобщим, систематизируем и закрепим свои знания и приобретённые умения и навыки.

Для чего нужно знать строение вещества?

Как ответ на этот вопрос читаются слова М.В. Ломоносова, написанные на доске: «Если бы я захотел читать, еще не зная букв, это было бы бессмыслицей. Точно так же, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыслицей».

Знание строения вещества необходимо для того, чтобы понимать все физические явления в природе.

Многие учёные задумывались, из чего состоят все вещества, все окружающие нас тела. Давайте построим цепочку, ответив на вопросы:

1. Как называются окружающие нас предметы? – Физические тела. 

2. Из чего состоят все окружающие нас физические тела?-  Из вещества

3. Что можно сказать о строении вещества? - Все вещества состоят из молекул. 

4. Делимы ли молекулы?- Молекулы состоят из атомов. 

На доске выписывается цепочка из ключевых слов: физические тела--вещества—молекула—атом

Учитель:

Сейчас мы послушаем сказки, которые позволят нам сделать очень важные выводы. Затем вы услышите несколько пословиц и поговорок, которые отражают ряд физических явлений. Эти явления вы должны будете отгадать и назвать.

Сказка «Молекуляндия».

В 985-м царстве, 2597-м государстве жил-был король Энергиус, Он управлял страной Молекуляндией, где жили молекулы. Молекулы – суетливый народ, постоянно куда-то спешат, бегают, сталкиваются и никогда не извиняются. Если они столкнуться меньше 2000 раз в секунду, то температура в стране понизится, наступит зима, А это Энергиусу ни к чему, так как в Молекуляндии курортный сезон, туристы из всех соседних стран диффундируют туда, а если наступит зима, то туристы продиффундируют обратно. И в стране не будет денег на прокорм такого количества жителей. Иногда полиция поймает молекулу и начнёт её трясти, та сразу увеличивает свою энергию, Вот так в Молекуляндии поддерживается лето.

Вопросы учителя к ученикам:

1. Кто жил в стране Молекуляндии, какими были её жители?

2. Почему молекулы должны сталкиваться 2000 раз в секунду?

Ученики отвечают на вопросы, после которых делают вывод: молекулы непрерывно движутся, а скорость их движения зависит от  температуры.

Сказка «Молекула».

Жила-была на свете маленькая-премаленькая молекула Узнавайка, она всё время пыталась что-нибудь узнать. Она жила в газообразном состоянии и поэтому бегала везде, её не могла остановить ни одна молекула. У неё был сосед по имени Узнавай. Однажды они решили побывать в жидком и твёрдом состояниях. Друзья сначала хотели побывать в твёрдом состоянии и побежали к первому попавшемуся камню. Они еле-еле начали залезать внутрь. Там теснота, все обитатели очень ленивы и не пытались бегать, а только колебались на своей жилплощади .Нашим друзьям стало неудобно. Вдруг кто-то начал тереть этот камень о другой. Температура внутри него подскочила, внутренняя энергия тоже. Друзьям стало не по себе. Они решили во чтобы то ни стало выбраться, а выбравшись, так обрадовались своему родному дому, что не захотели лететь в жидкое состояние.

Вопросы учителя к ученикам:

1. В каких состояниях могут жить все молекулы?

2. Каков характер движения молекул в газах и твёрдых телах?

3. Как располагаются молекулы в газах и твёрдых телах?

После ответов учеников делают выводы: в твёрдых телах молекулы расположены очень близко друг к другу, они движутся около положения равновесия, оставаясь на одном месте; в газах молекулы движутся свободно во всех направлениях, расстояние между молекулами очень большие, молекулы практически не взаимодействуют друг с другом.

Учитель: Ребята, мы слышали в сказке, что друзья не захотели побывать в жидком состоянии. Можете ли вы объяснить, почему? Связано ли это с тем, как располагаются и движутся молекулы жидкости? Какое свойство жидкости отражено в поговорке «У воды гибкая спина»?

Дети объясняют, что в жидком состоянии молекулы тоже близко располагаются друг к другу, но это расстояние больше, чем у твёрдых тел; молекулы колеблются около своих положений, но могут иногда их покидать и переходить в другие положения; жидкость обладает текучестью, т. е. может принимать форму сосуда.

Три важных свойства:

–  все тела состоят из маленьких частиц (молекул);

– эти частицы беспорядочно движутся;

– эти частицы взаимодействуют между собой.

По картинкам повторить явления диффузии, смачивания, несмачивания.

Учитель предлагает послушать загадку, отгадать её и объяснить. Я и туча, и туман, и ручей, и океан Я летаю, я бегу, я стеклянной быть могу. Ученики называют отгадку – ВОДА – и объясняют, что вода, как и любое другое вещество, может быть твёрдой – стеклянная, жидкой – ручей и океан,  газообразной – туман.

III. Проверка знаний

  1. Физический диктант. Заполнение ленты-кроссворда

3      ф

6        и

3        з

2      и

5        к

4       а

  • Самопроизвольное перемешивание веществ – диффузия
  • Всевозможные изменения в окружающем мире – явления
  • Состояние вещества, при котором оно не имеет формы и объема – газообразное
  • Агрегатное состояние, при котором оно сохраняет объем, но легко меняет свою форму – жидкое
  • Мельчайшая частица вещества – молекула
  • Частицы не слипаются друг с другом, потому что между ними есть – отталкивание
  1. «Ромашка»

Какие явления отражаются в народных пословицах?

  1. Овощной лавке вывеска не нужна.
  2. Волка нюх кормит.
  3. Отрезанный ломоть к хлебу обратно не приставишь.
  4. Ложка дегтя бочку меда портит.
  5.  Как с гуся вода.
  1. Решение задач

Карточки:

В левом столбце приведено 5 задач. В правом даны краткие ответы. Подберите к каждой задаче нужный ответ. Впишите в тетрадь в столбик номера задач, а напротив букву, которой обозначен подходящий ответ.

Задачи

Ответы

1. Почему маленькая крупинка краски, растворяясь в воде, может окрасить воду по всему объему?

А. Силы притяжения между частицами вещества действуют на малом расстоянии – порядка размера частиц.

2. Сосуд разделен перегородкой. В одной половине сосуда находится водород в другой – азот. Если перегородку убрать, то через некоторое время газы самопроизвольно проникнут друг в друга. Почему?

Б. Между молекулами существуют силы притяжения.

3. Для того чтобы разломить кусок мела нужно приложить усилие. Почему?

В. Вещества состоят из маленьких частиц.

4. Чашка раскололась на две части. Почему невозможно без склеивающих средств соединить эти части в одну?

Г. При сильном сближении частиц вещества между ними возникают силы отталкивания.

5. Почему между молекулами существуют промежутки?

Д. Частицы вещества движутся непрерывно и хаотически.

  1. Карточка

Дан перечень из семи слов: лодка, метеорит, мензурка, вода, планета, линейка, иголка. Шесть слов могут быть названы одним и тем же физическим термином, и только к одному слову этот термин не подходит. Какое это слово? Какой термин не подходит к нему и подходит к шести остальным?

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

После того, как учащиеся сдадут выполненные задания, подводится итог урока: какие знания по теме «Строение вещества» мы обобщили и закрепили, как работали дети на уроке. Объясняю, что итоговая оценка это средняя арифметическая из всех, полученных на каждом этапе.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Сделать рисунки к сказкам, услышанным на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год) 1.Строение вещества. Молекула. (Урок изучения нового материала)

Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год)  1.Строение  вещества. Молекула. (Урок изучения...

Урок физики в 7 классе по теме "ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА"

Итоговый урок физики в 7 классе по теме "ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА" предусмотрен в системе блочно-модульного преподавания предмета с учетом подготовки учеников к ГИА по физике в ново...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА к уроку физики 7 класса «Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Кратковременная контрольная работа»

Тема урока: Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Кратковременная контрольная работа. Тип урока: комбинированный Цель урока: организация усвоения и закрепления осно...

Задания по теме "Первоначальные сведения о строении вещества" для 7,10 класса

Подборка заданий для контроля знаний учащихся по теме Применение основных положений МКТ к объяснению свойств и явлений....

Урок Обобщение и систематизация знаний по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

Материал урока позволит учащимся повторение, обобщение и закрепление знаний и выработанных умений учащихся по основам молекулярной физики....