Рабочая программа по физике 7 класс Пёрышкин А.В., Гутник Е.М.
рабочая программа по физике (7 класс) по теме
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планирование, требования к уровню подготовки учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_progr_7_2009-2010.doc | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-тематическое планирование по курсу физики в 7 классе
(к УМК авт. А. В. Перышкин- 2008 г)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена:
- на основе авторской программы Пёрышкина А.В., Гутника Е.М. (2004 г);
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,
- примерной программы по физике основного общего образования,
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009-2010 учебный год,
- с учетом требований к оснащению общеобразовательного процесса;
- базисного учебного плана 2004 года.
Рабочая программа конкретизирует содержание тем образовательного стандарта на ступени основного общего образования. В ней дается распределение учебных часов по разделам курса, рекомендуемая последовательность изучения разделов физики, с учетом логики автора УМК. Программа содержит набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных работ, выполняемых учащимися, в соответствии с примерной программой и ФК ГОСТа.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения физики на основной ступени общего образования. В том числе в 7-9 классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В данной рабочей программе в 7 классе отводится 68 часов (2 урока в неделю), в соответствии с уставом школы и базисным учебным планом. Предусмотрено 3 часа резервного времени на повторение курса физики 7 класса.
В программе требования к уровню подготовки школьников включены в поурочное планирование и соотнесены с обязательным минимумом, изучаемым на уроке.
Рабочая программа по физике предполагает проведение лабораторных и контрольных уроков.
Цели изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Учебно-методическая литература для учителя и учащихся
- Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. -2-е изд. - М.: Дрофа, 2005
- Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2003.
- Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Сост. А.В. Пёрышкин, Н.В. Филонович. - М.: Экзамен, 2004. (Л.К. Кирик: Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы 9 класс- М.: Илекса, 2007
- А.В. Чеботарёва: Тесты по физике к учебнику А.В. Пёрышкина 7,8,9 кл.- М.: Экзамен, 2008
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Из них | |
Лабораторные работы | Контрольные уроки | |||
1 | Физика и физические методы изучения природы | 6 | 1 ч | 1 ч |
Л/работа № 1 «Определение цены деления шкалы мензурки» | Контрольный урок по теме «Физические методы изучения природы» | |||
2 | Первоначальные сведения о строении вещества | 5 | 1 ч. |
|
Л/работа № 2 « Измерение размеров малых тел» |
| |||
3 | Взаимодействие тел | 21 | 4ч. | 1ч |
Л/работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах» Л/работа №4 «Измерение объема тела» Л/работа №5 «Измерение плотности вещества твердого тела» Л/работа №6 «Градуирование пружины и измерение силы динамометром» | Контрольный урок по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества» | |||
4. . | Давление твердых тел, жидкостей и газов. | 18 | 2ч | 1ч. |
Л/работа №7 «Измерение архимедовой силы» Л/работа №8 «Выяснение условий плавания тел в жидкости» | Контрольный урок по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | |||
5. | Работа и мощность. Энергия. | 15 | 2ч. |
|
Л/работа №9 «Условие равновесия рычага» Л/работа №10 «Определение КПД наклонной плоскости» | ||||
Резерв | 3 | Итоговая контрольная работа | ||
Итого | 70 | 9 | 3 |
Поурочное планирование уроков физики в 7 классе
№ урока | Тема урока | Основное содержание | Практическая часть | Требования к уровню подготовки | Дом-ее задание | |||||
Демонстрации | Лабораторные работы и опыты | |||||||||
ТЕМА 1. Физика и физические методы изучения природы ( 6 час) | ||||||||||
1/1 | Что изучает физика. Наблюдения и опыты. Описание физических явлений. | Показать, что физика- наука о природе. | Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. |
| Знать / понимать смысл понятия физические явления. Приводить примеры практического использования знаний о механических и тепловых явлениях | § 1-3 | ||||
2/2 | Физические величины и единицы их измерения. | Измерение длины. | Измерение размеров бруска | Использовать физические приборы для измерения расстояния | §4 | |||||
3/3 | Точность и погрешность измерений. Физические приборы. | Физические приборы | Физические приборы | Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин | §5, упр 1 | |||||
4/4 | Лабораторная работа №1 «Определение цены деления шкалы мензурки» | Определение цены деления шкалы мензурки | Повт. § 1 - 5 | |||||||
5/5 | Физика и техника | Физика и техника | Осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников | §6 | ||||||
6/6 | Контрольный урок по теме «Физика и физические методы изучения природы» | |||||||||
Тема 2 «Первоначальные сведения о строении вещества» (5 час) | ||||||||||
1/7 | Строение вещества. Молекулы. | Строение вещества. Молекулы. | §7-8 Л/Р №2 «Измерение разме ров малых тел» | |||||||
2/8 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение. | Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. | Диффузия в газах и жидкостях. Модель хао- тического движения молекул. Модель броуновского движения. Сцепление свинцовых цилиндров. | §9 | ||||||
3/9 | Взаимодействие молекул | Взаимодействие частиц вещества. | §10 | |||||||
4/ 10 | Три состояния вещества | Модели строения газов, жидкостей и твердых тел. Объяснение свойств вещества на основе этих моделей. | Сжимаемость газов, сохранение объема жидкостей при изменении форм сосуда. | §11-12 | ||||||
5/ 11 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» | §7-12 | ||||||||
Тема 3 «Взаимодействие тел» ( 21 час) | ||||||||||
1/ 12 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения. | Механическое движение. Равномерное движение. | Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения | Знать, уметь, описывать и объяснять физическое явление равномерное прямолинейное движение | §13-14 | |||||
2/ 13 | Скорость равномерного прямолинейного движения. Единицы скорости. | Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения скорости, расстояния и времени. | «Измерение скорости равномерного движения» | Знать и понимать смысл физических величин: скорость, путь. Представлять результаты измерений с помощью таблиц. | §15, Упр. 4 | |||||
3/ 14 | Решение задач на расчет пути и времени движения. | §13-15 | ||||||||
4/ 15 | Графическое представление движения. | График зависимости пути от времени и скорости от времени. | «Изучение зависимости пути от времени при равномерном прямолинейном движении» | Представлять результаты измерений с помощью графиков и выявлять на этой основе эмпирическую зависимость пути от времени. | §16, Упр. 5 | |||||
5/ 16 | Явление инерции и решение задач | Явление инерции | Явление инерции | §17 | ||||||
6/ 17 | Взаимодействие тел. | Взаимодействие тел. | § 18 | |||||||
7/ 18 | Масса тела. Единицы измерения массы. | Методы измерения массы. | Знать и понимать смысл физической величины масса тела | §19-20 Упр. 6 (1) | ||||||
8/ 19 | Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | «Измерение массы тела на рычажных весах» | Использовать физические приборы для измерения физической величины массы. | Упр 6 (2) | ||||||
9/ 20 | Плотность вещества. | Плотность вещества. | Знать ,понимать смысл физической величины плотность вещества. | §21, Упр. 2 (1,2, 3) | ||||||
10/ 21 | Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела» | Методы измерения объема и плотности. Измерение объема и определение плотности жидкости» | «Измерение объема тела и плотности вещества твердого тела» | Упр. 6 (3) | ||||||
11/ 22 | Лабораторная работа № 5 «Определение плотности вещества твёрдого тела»» | «Измерение объема и определение плотности жидкости» | Упр. 7 (4,5) | |||||||
12/ 23 | Расчет массы и объема тела по его плотности. | § 22, упр. 8 | ||||||||
13/ 24 | Контрольный урок по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества.» | - | ||||||||
14/ 25 | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. | Сила. | Знать и понимать смысл физической величины сила. | §23-24 | ||||||
15/ 26 | Сила упругости. | Методы измерения силы | Зависимость силы упругости от деформации. | «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины, измерение коэффициента жесткости» | Представлять результаты измерений в виде таблиц и выявлять на их основе зависимость силы упругости от деформации. | §25 | ||||
16/ 27 | Вес тела. Невесомость. | Невесомость | §26 | |||||||
17/ 28 | Единицы измерения силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | Решать задачи на применение изученных физических законов | §27, упр. 9 | |||||||
18/ 29 | Динамометр. Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | Методы измерения силы | «Градуирование пружины и измерение сил динамо метром» | §28, упр. 10 | ||||||
19/ 30 | Сложение двух сил. | Правило сложения сил. | Сложение сил. | «Сложение сил направ- ленных вдоль одной прямой и под углом друг к другу» | Представлять результаты измерений в виде таблиц и выявлять на их основе эмпирическую зависимость | §29, упр. 11 | ||||
20/ 31 | Сила трения. | Методы измерения силы | «Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения» | § 30-31 | ||||||
21/ 32 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Сила. Равнодействующая сил» | §23-31 | ||||||||
Тема № 4 «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (25 часов) | ||||||||||
1/ 33 | Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления. | Давление. | Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. | §33,34 Упр 12. Зад.6 | ||||||
2/ 34 | Давление газа. | «Зависимость давления от объема при постоянной температуре» | §35 | |||||||
3/ 35 | Закон Паскаля. Обобщение темы «Давление. Закон Паскаля» | Закон Паскаля. | Закон Паскаля. | Знать и уметь объяснять физический смысл закона Паскаля | §33-37 Упр.14 | |||||
4/ 36 | Давление в жидкости газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда .решение задач. | Давление. | Уметь описывать и объяснять физическое явление передачи давления в жидкостях и газах. | §38. упр. 15 (1) | ||||||
5/ 37 | Сообщающиеся сосуды | §39 | ||||||||
6/ 38 | Вес воздуха. Атмосферное давление. Атмосферное давление на разных высотах. | Атмосферное давление. | §40-41 | |||||||
7/ 39 | Опыт Торричелли. Манометры. | Методы измерения давления. | Уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения давления | §42,45 | ||||||
8/ 40 | Барометр-анероид | §43,44, упр. 21(1) | ||||||||
9/ 41 | Решение задач на расчет давления. | Уметь решать задачи на применение изученных законов. | §36-45 | |||||||
10/ 42 | Гидравлические машины. | Гидравлические машины | Гидравлический пресс. | §46,47, упр. 23 | ||||||
11/ 43 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. | Архимедова сила. | Закон Архимеда. | §48,49, упр. 24 (3,4) | ||||||
12/ 44 | Лабораторная работа №7 «Измерение архимедовой силы» | Методы измерения силы. | «Измерение архимедовой силы» | Зад. 14 | ||||||
13/ 45 | Плавание тел. Плавание судов. | §50,51, упр. 26 (2,3) | ||||||||
14/ 46 | Решение задач на определение архимедовой силы. | Уметь решать задачи на применение изученных законов. | Упр. 25 (1,2) | |||||||
15/ 47 | Лабораторная работа № 8 «Выяснение условий плавания тел» | «Выяснение условий плавания тел» | Упр. 25 (3,4,5) | |||||||
16/ 48 | Воздухоплавание. Решение задач. | Уметь решать задачи на применение изученных законов. | §52 | |||||||
17/ 49 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | §33-52 | ||||||||
18/ 50 | Контрольный урок по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» |
| ||||||||
Тема № 5 «Работа и мощность. Энергия» (15 часов) | ||||||||||
1/ 51 | Механическая работа. | Работа. | Знать/ понимать смысл физических величин: работа и мощность | §53 | ||||||
2/ 52 | Мощность. | Мощность. | §54, упр. | |||||||
3/ 53 | Простые механизмы. Рычаги в технике, быту, природе. | Простые механизмы | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов | §55,58 | ||||||
4/ 54 | Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | Условие равновесия рычага. | Рычаг. | §56 | ||||||
5/ 55. | Момент силы | Момент силы. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. | «Нахождение центра тяжести плоского тела» | §57 | ||||||
6/ 56 | Лабораторная работа № 9 «Условие равновесия рычага» | «Условие равновесия рычага» | Упр. 30 (4,5) | |||||||
7/ 57 | Применение законов рычага к блоку. | Блок | §59 | |||||||
8/ 58 | «Золотое» правило механики. | §60, упр. 31 (1,2) | ||||||||
9/ 59 | Коэффициент полезного действия. Решение задач | КПД | Уметь решать задачи на применение изученных физических законов. Знать и понимать смысл физических законов. Знать и понимать смысл физической величины КПД | §61 | ||||||
10/ 60 | Лабораторная работа № 10 «Определение КПД наклонной плоскости» | «Определение КПД наклонной плоскости» |
|
| ||||||
11/ 61 | Решение задач на расчет КПД | Уметь решать задачи на применение изученных физических законов. | Доп. материал Повт. §§ 53-61 | |||||||
12/ 62 | Энергия потенциальная и кинетическая. | Энергия потенциальная и кинетическая. | «Измерение кинетической энергии и изменения потенциальной энергии». | Знать и понимать смысл физических величин кинетическая и потенциальная энергия. | § 62,63, упр.32 | |||||
13/ 63 | Превращение энергии. Закон сохранения энергии | Закон сохранения энергии | Превращение механической энергии из одной формы в другую. | Знать /понимать смысл физического закона превращения и сохранения энергии. | §62-63, 64
| |||||
14/ 64 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Работа и мощность. Энергия» | |||||||||
15/ 65 | Роль математики в физике | Доп. материал | ||||||||
6667 68 | Повторение курса физики 7 класса Итоговая контрольная работа Игра «Знатоки физики» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике для 7 класса на основе программы Е.М.Гутник,А.В.Пёрышкин 68часов(2ч. в неделю)
Рабочая программа для 7 класса,разработанная на основе программы Е.М.Гутник, А.В.Пёрышкин 68 часов(2 ч. в неделю)...
Рабочая программа по физике для 8 класса на основе программы Е.М.Гутник,А.В.Пёрышкин 68часов(2ч. в неделю)
Рабочая программа по физике для 8 класса,разработанная на основе программы Е.М.Гутник, А.В.Пёрышкин 68 часов(2ч. в неделю)...
Рабочая программа по физике для 9 класса на основе программы Е.М.Гутник,А.В.Пёрышкин 68часов(2ч. в неделю)
Рабочая программа по физике для 9 класса,разработанная на основе программы Е.М.Гутник, А.В.Пёрышкин, 68 часов(2 ч. в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 7 Пёрышкин. 2 часа. 2022 по фгос
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основно...
Рабочая программа по физике 8 Пёрышкин. 2 часа. 2022 по фгос
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основно...
Рабочая программа по физике 9. Пёрышкин, Гутник. 2 часа. 2022
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основно...