Рабочая программа по физике 7 класс Пёрышкин А.В., Гутник Е.М.
рабочая программа по физике (7 класс) по теме

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планирование, требования к уровню подготовки учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_progr_7_2009-2010.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-тематическое планирование по курсу физики в  7 классе

(к УМК  авт.   А. В. Перышкин- 2008 г)

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена:

- на основе авторской программы Пёрышкина А.В., Гутника Е.М. (2004 г);

- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,

- примерной программы по физике основного общего образования,

- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009-2010 учебный год,

- с учетом требований к оснащению общеобразовательного процесса;

- базисного учебного плана 2004 года.

 Рабочая программа конкретизирует содержание тем образовательного стандарта на  ступени основного общего  образования. В ней дается  распределение учебных часов по разделам курса, рекомендуемая последовательность изучения разделов физики, с учетом логики  автора  УМК.   Программа  содержит  набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных работ, выполняемых учащимися, в соответствии с примерной программой  и ФК ГОСТа.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит  70  часов для обязательного изучения физики на  основной  ступени   общего образования. В том числе  в 7-9  классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.  В данной  рабочей программе  в 7  классе  отводится 68 часов (2 урока в неделю), в соответствии с уставом школы и базисным учебным планом. Предусмотрено 3  часа  резервного времени на повторение курса физики 7 класса.

В программе  требования к уровню подготовки школьников включены в поурочное  планирование  и соотнесены  с  обязательным минимумом, изучаемым на уроке.

Рабочая  программа по физике  предполагает проведение   лабораторных и контрольных уроков.

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  2.  воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  3. применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности  своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Учебно-методическая литература для учителя и учащихся

  1. Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. -2-е изд. - М.: Дрофа, 2005
  2. Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2003.
  3. Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Сост. А.В. Пёрышкин, Н.В. Филонович. - М.: Экзамен, 2004. (Л.К. Кирик: Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы 9 класс- М.: Илекса, 2007
  4. А.В. Чеботарёва: Тесты по физике к учебнику А.В. Пёрышкина 7,8,9 кл.- М.: Экзамен, 2008

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Из них

Лабораторные работы    

Контрольные  уроки

1

Физика и физические методы изучения природы

6

 1 ч

    1 ч

 Л/работа № 1 «Определение цены деления шкалы мензурки»

Контрольный урок по теме «Физические методы изучения природы»  

2

Первоначальные сведения о строении вещества

5

 1 ч.

 

Л/работа № 2 « Измерение размеров малых тел»

 

3

Взаимодействие тел

21

4ч.

Л/работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Л/работа №4 «Измерение объема тела»

Л/работа №5 «Измерение плотности вещества твердого тела»

Л/работа №6 «Градуирование пружины и измерение силы динамометром»

 Контрольный урок  по теме  

«Механическое движение.

Масса тела.

Плотность вещества»

4.

.

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

18

1ч.

Л/работа №7 «Измерение архимедовой силы»

Л/работа №8 «Выяснение условий плавания тел в жидкости»

 Контрольный урок по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

5.

Работа и мощность. Энергия.

15

2ч.

 

Л/работа №9 «Условие равновесия рычага»

Л/работа №10 «Определение КПД наклонной плоскости»

Резерв

3

Итоговая контрольная работа

Итого

70

9

3

Поурочное планирование уроков  физики в 7 классе

урока

Тема урока

Основное содержание

Практическая часть

Требования к уровню подготовки

Дом-ее  задание

Демонстрации

Лабораторные работы и опыты

ТЕМА 1.  Физика и физические методы изучения природы ( 6 час)

1/1

 Что изучает физика. Наблюдения   и опыты. Описание физических явлений.

 Показать, что  физика- наука  о природе.

 Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных  и световых явлений.

 

Знать / понимать смысл понятия  физические явления.

Приводить примеры практического использования знаний о механических и тепловых явлениях

§ 1-3

2/2

Физические величины и  единицы их измерения.

Измерение длины.

Измерение  размеров бруска

Использовать физические приборы для измерения расстояния

§4

3/3

Точность и погрешность измерений. Физические приборы.

Физические приборы

Физические приборы

Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин

§5,

упр 1

4/4

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления шкалы мензурки»

Определение цены деления шкалы мензурки

Повт.

§ 1 - 5

5/5

Физика и техника

Физика и техника

Осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников

§6

6/6

Контрольный урок  по теме

«Физика и физические методы изучения природы»

Тема 2 «Первоначальные сведения о строении вещества» (5 час)

1/7

Строение вещества. Молекулы.

Строение вещества. Молекулы.

§7-8

Л/Р №2 «Измерение разме

ров малых тел»

2/8

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение.

Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия.

Диффузия в газах и жидкостях. Модель хао- тического движения молекул.

Модель броуновского движения. Сцепление свинцовых цилиндров.

§9

3/9

Взаимодействие молекул

Взаимодействие  частиц вещества.

§10

4/

10

Три состояния вещества

Модели строения газов, жидкостей и твердых тел. Объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Сжимаемость  газов, сохранение объема жидкостей при изменении форм сосуда.

§11-12

5/

11

Повторительно-обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

§7-12

Тема 3 «Взаимодействие тел» ( 21 час)

1/

12

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения.

Механическое движение. Равномерное    движение.

Равномерное прямолинейное движение.

Относительность движения

Знать, уметь, описывать и объяснять физическое явление равномерное прямолинейное движение

§13-14

2/

13

Скорость равномерного прямолинейного   движения. Единицы скорости.

Скорость равномерного прямолинейного   движения. Методы измерения скорости, расстояния и времени.

«Измерение скорости равномерного движения»

Знать и понимать смысл физических величин: скорость, путь. Представлять результаты измерений с помощью таблиц.

§15,

Упр. 4

3/

14

Решение задач на расчет пути и времени движения.

§13-15

4/

15

Графическое представление движения.

График зависимости пути от времени  и скорости от времени.

«Изучение зависимости пути от времени при равномерном прямолинейном движении»

Представлять результаты измерений с помощью графиков и выявлять на этой основе эмпирическую  зависимость пути от времени.

§16,

Упр. 5

5/

16

Явление инерции и решение задач

Явление инерции

Явление инерции

§17

6/

17

Взаимодействие тел.

Взаимодействие тел.

§ 18

7/

18

Масса тела. Единицы измерения массы.

Методы измерения массы.

Знать и понимать смысл физической величины масса тела

§19-20

Упр. 6 (1)

8/

19

Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Использовать физические приборы для измерения физической величины массы.

Упр 6 (2)

9/

20

Плотность вещества.

Плотность вещества.

Знать ,понимать смысл физической величины плотность вещества.

§21,

Упр. 2

(1,2, 3)

10/

21

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела»

Методы измерения объема и плотности.

Измерение  объема  и определение плотности жидкости»

«Измерение объема тела и плотности вещества твердого тела»

 Упр. 6 (3)

11/

22

Лабораторная  работа  № 5 «Определение плотности вещества твёрдого тела»»

«Измерение  объема  и определение плотности жидкости»

Упр. 7 (4,5)

12/

23

Расчет  массы и объема тела по его плотности.

§ 22, упр. 8

13/

24

Контрольный урок по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность  вещества.»

-

14/

25

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

Сила.

Знать и понимать смысл физической величины сила.

§23-24

15/

26

Сила упругости.

Методы измерения силы

Зависимость силы упругости от деформации.

«Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины, измерение коэффициента жесткости»

Представлять результаты измерений в виде таблиц и выявлять на их основе зависимость силы упругости от деформации.

§25

16/

27

Вес тела. Невесомость.

Невесомость

§26

17/

28

Единицы измерения силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

Решать задачи на применение изученных физических законов

§27, упр. 9

18/

29

Динамометр. Лабораторная работа № 6

«Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

Методы измерения силы

«Градуирование пружины и измерение сил динамо

метром»

§28, упр. 10

19/

30

Сложение двух сил.

Правило сложения сил.

Сложение сил.

«Сложение сил направ-

ленных вдоль одной прямой и под углом друг к другу»

Представлять результаты измерений в виде таблиц и выявлять на их основе  эмпирическую зависимость

§29, упр. 11

20/

31

Сила трения.

Методы измерения силы

«Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения»

§ 30-31

21/

32

Повторительно-обобщающий урок по теме «Сила. Равнодействующая сил»

§23-31

Тема № 4 «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (25 часов)

1/

33

Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления.

Давление.

Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

§33,34

Упр 12.

Зад.6

2/

34

Давление газа.

«Зависимость давления от объема при постоянной температуре»

§35

3/

35

Закон Паскаля.

Обобщение темы «Давление. Закон Паскаля»

Закон Паскаля.

Закон Паскаля.

Знать и уметь объяснять   физический смысл  закона Паскаля

§33-37

Упр.14

4/

36

Давление в жидкости  газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда .решение задач.

Давление.

Уметь описывать и объяснять физическое явление передачи давления  в жидкостях и газах.

§38. упр. 15 (1)

5/

37

Сообщающиеся сосуды

§39

6/

38

Вес воздуха. Атмосферное давление. Атмосферное давление на разных высотах.

Атмосферное давление.

§40-41

7/

39

Опыт Торричелли. Манометры.

Методы измерения давления.

Уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения давления

§42,45

8/

40

Барометр-анероид

§43,44, упр. 21(1)

9/

41

Решение задач на  расчет давления.

Уметь решать задачи на применение изученных законов.

§36-45

10/

42

Гидравлические машины.

Гидравлические машины

Гидравлический пресс.

§46,47, упр. 23

11/

43

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила.

Архимедова сила.

Закон Архимеда.

§48,49, упр. 24 (3,4)

12/

44

Лабораторная работа №7

«Измерение архимедовой силы»

Методы измерения силы.

«Измерение архимедовой силы»

Зад. 14

13/

45

Плавание тел. Плавание судов.

§50,51, упр. 26 (2,3)

14/

46

Решение задач на определение архимедовой силы.

Уметь решать задачи на применение изученных законов.

 Упр. 25 (1,2)

15/

47

Лабораторная работа № 8 «Выяснение условий плавания тел»

«Выяснение условий плавания тел»

Упр. 25 (3,4,5)

16/

48

Воздухоплавание. Решение задач.

Уметь решать задачи на применение изученных законов.

§52

17/

49

Повторительно-обобщающий урок по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

§33-52

18/

50

Контрольный урок по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

 

Тема № 5 «Работа и мощность. Энергия» (15 часов)

1/

51

Механическая работа.

Работа.

Знать/ понимать смысл физических  величин: работа  и  мощность

§53

2/

52

Мощность.

Мощность.

§54, упр.

3/

53

Простые механизмы. Рычаги  в технике, быту, природе.

Простые механизмы

Использовать приобретенные знания  и умения в практической деятельности  и повседневной жизни для рационального использования  простых механизмов

§55,58

4/

54

Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

Условие равновесия рычага.

Рычаг.

§56

5/

55.

Момент силы

Момент силы. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.

«Нахождение центра тяжести плоского тела»

§57

6/

56

Лабораторная работа № 9 «Условие равновесия рычага»

 «Условие равновесия рычага»

Упр. 30 (4,5)

7/

57

Применение законов рычага к блоку.

Блок

§59

8/

58

«Золотое» правило механики.

§60, упр. 31 (1,2)

9/

59

Коэффициент полезного действия. Решение задач

 КПД

Уметь решать задачи на применение изученных физических законов.

Знать и понимать смысл физических законов.

Знать и понимать смысл физической величины КПД

§61

10/

60

Лабораторная работа № 10

«Определение КПД наклонной плоскости»

«Определение КПД наклонной плоскости»

 

 

11/

61

Решение задач на расчет КПД

Уметь решать задачи на применение изученных физических законов.

 Доп. материал

Повт.  

§§ 53-61

12/

62

Энергия  потенциальная и кинетическая.

Энергия  потенциальная и кинетическая.

«Измерение кинетической энергии и изменения потенциальной энергии».

Знать и понимать смысл физических величин кинетическая и потенциальная энергия.

§ 62,63, упр.32

13/

63

Превращение энергии.     Закон сохранения энергии

Закон сохранения энергии

Превращение механической энергии из одной формы в другую.

Знать /понимать смысл физического закона превращения и сохранения энергии.

§62-63, 64

 

14/

64

Повторительно-обобщающий урок по теме «Работа и мощность. Энергия»

15/

65

Роль математики в физике

Доп. материал

6667

68

Повторение курса физики 7 класса

Итоговая   контрольная работа

Игра «Знатоки физики»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике для 7 класса на основе программы Е.М.Гутник,А.В.Пёрышкин 68часов(2ч. в неделю)

Рабочая программа для 7 класса,разработанная на основе программы Е.М.Гутник, А.В.Пёрышкин 68 часов(2 ч. в неделю)...

Рабочая программа по физике для 8 класса на основе программы Е.М.Гутник,А.В.Пёрышкин 68часов(2ч. в неделю)

Рабочая программа по физике для 8 класса,разработанная на основе программы Е.М.Гутник, А.В.Пёрышкин 68 часов(2ч. в неделю)...

Рабочая программа по физике для 9 класса на основе программы Е.М.Гутник,А.В.Пёрышкин 68часов(2ч. в неделю)

Рабочая программа по физике для 9 класса,разработанная на основе программы Е.М.Гутник, А.В.Пёрышкин, 68 часов(2 ч. в неделю)...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 7 Пёрышкин. 2 часа. 2022 по фгос

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основно...

Рабочая программа по физике 8 Пёрышкин. 2 часа. 2022 по фгос

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основно...

Рабочая программа по физике 9. Пёрышкин, Гутник. 2 часа. 2022

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основно...