Уроки по физике в 9 классе
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме

Вязов Василий Валерьевич

Конспекты уроков по физике в 9 классе (автор учебника Перышкин А.В., Гутник Е.М.), презентации, уроки с использованием интерактивной доски. Для проведения уроков необходимо: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация в PowerPoint, программное обеспечение Notebook 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по физике в 9-м классе "Звуковые волны".

Тип урока: изучение нового материала.

Для проведения урока необходимо: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация в PowerPoint, программное обеспечение Notebook.

Цели урока:

Формирование у учащихся знаний основных свойств звуковых волн. Развитие умений решать задачи. Развитие речи учащихся, умения правильно объяснять физические понятия и явления. Продолжить развитие самостоятельной деятельности.

Задачи:

Устная и письменная проверка домашнего задания. Повторение понятий, явлений и формул, которые понадобятся при объяснении новой темы.

Объяснение новой темы.

Решение качественных и расчётных задач.

Организационный момент.

Приветствие.

Формулирование темы урока, постановка цели и задач урока.

Актуализация знаний.

Письменные задания для 4 – 6 учащихся на карточках «Звуковые колебания».

Остальные учащиеся работают устно. Вопросы для проверки воспроизводятся на интерактивной доске (для этого необходимо перейти по гиперссылке к презентации PowerPoint на 1 станице программы Notebook).

Вопросы для проверки и повторения.

Слайд 1.

  • Какие колебания называются звуковыми?
  • Какие колебания называются инфразвуковыми?
  • Какие колебания называются ультразвуковыми?

Слайд 2.

  • Чем определяется высота звука?
  • Чем определяется тембр звука?
  • Чем определяется громкость звука?

Слайд 3.

  • Что такое механическая волна?
  • Что такое длина волны? По какой формуле её можно найти?
  • В каких средах скорость механических волн больше?

После повторения собрать письменные ответы и перейти к рассмотрению новой темы.

Слайд 4: Тема урока: Звуковые волны.

Вопрос к учащимся: Где могут распространяться звуковые волны?

Учащиеся могут высказать предположения.

Слайд 5: Распространение звука.

На экране показываются вещества, в которых может распространяться звук.

Различные тела проводят звук по-разному.

Слайд 6: Проводники звука.

На экране показываются хорошие и плохие проводники звука.

Вопрос к учащимся: А где звуковые волны не могут распространяться?

Учащиеся могут высказать предположения.

Перейти на страницу 2 программы Notebook, нажать гиперссылку и показать видеоролик о том, где звуковые волны не распространяются.

Повторить вопрос о распространении звука и выслушать ответ.

Итак, (свернуть затенение экрана и показать вывод)

звуковые волны распространяются во всех средах.

Не распространяются в безвоздушном пространстве.

Звуковые волны, как и механические, распространяются в пространстве не мгновенно, а с определённой скоростью.

Перейти на страницу 3 программы Notebook и показать flash-объект ( стр.5) о том, что во время грозы мы сначала видим вспышку и только через некоторое время спустя слышим гром.

В различных средах скорость звука разная.

Перейти на страницу 4 программы Notebook, нажать гиперссылку к презентации PowerPoint.

Слайд 1: скорость звука (таблица).

Вопрос к учащимся: В каких средах (твёрдых, жидких или газообразных) скорость звука больше? Почему?

Учащиеся могут высказать предположения.

Слайд 2: связь длины волны и скорости звука (формулы).

Объяснить величины, входящие в формулы.

Слайд 3: Как же звуковая волна будет распространяться в среде, если на её пути окажется препятствие?

Учащиеся могут высказать предположения.

        Слайд 4: Отражение звука.

На экране показывается условие отражения звуковой волны

        Слайд 5: Эхо.

На экране показывается условие возникновения эхо.

        Слайд 6: Отражение звука.

На экране показываются вещества, хорошо и плохо отражающие звук.

После рассмотрения новой темы выслушать возможные вопросы.

Решение задач (закрепление темы урока).

Перейти на страницу 5 программы Notebook и показать на экране тексты задач.

  • Может ли звук сильного взрыва на Луне быть слышен на Земле? Ответ обоснуйте.
  • Определите скорость звука в воде, если источник, колеблющийся с периодом 0,002 с, возбуждает в воде волны длиной 3 м.
  • Определите длину звуковой волны частотой 850 Гц в воздухе.
  • По одному концу длинной металлической трубы один раз ударили молотком. Сколько ударов услышит человек, стоящий у другого конца трубы? Ответ обоснуйте.
  • Какую волну (продольную или поперечную) представляет собой звук, распространяющийся в воздухе? в воде? в железе?

Перейти на страницу 6 программы Notebook.

  • Почему в горах эхо многократное?
  • Как бороться с эхо в больших залах?
  • Где можно применять явление отражения звука?

После решения задач выслушать возможные вопросы.

Подведение итогов.

Перейти на страницу 5 программы Notebook:

  • Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
  • В каких средах может распространяться звук? Ответы подтвердите примерами.
  • Какие тела лучше проводят звук: упругие или пористые? Где можно применять плохие проводники звука?
  • В каких средах скорость звука больше? Почему?
  • В результате чего образуется эхо?
  • Приведите примеры тел или веществ, которые плохо отражают звуковые волны? Где их можно использовать?

Оценки за урок.

Перейти на страницу 8 программы Notebook:

Домашнее задание: § 37-39 (ответы на вопросы, упр. 31, 32)



Предварительный просмотр:

Урок по физике в 9 классе по теме: «Ядерный реактор».

Тип урока: изучение нового материала.

Для проведения урока необходимо: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация в PowerPoint, программное обеспечение Notebook.

Цели урока:

Формирование у учащихся знаний устройства ядерного реактора и принципа работы АЭС. Развитие умений решать задачи. Развитие речи учащихся, умения правильно объяснять физические понятия и явления. Продолжить развитие самостоятельной деятельности.

Задачи:

Устная и письменная проверка домашнего задания. Повторение понятий и явлений, которые понадобятся при объяснении новой темы.

Объяснение новой темы.

Решение качественных задач.

Организационный момент.

Приветствие.

Формулирование темы урока, постановка цели и задач урока.

Актуализация знаний.

Письменные задания для 4 – 6 учащихся на карточках «Деление ядер урана».

Остальные учащиеся работают устно. Вопросы для проверки воспроизводятся на интерактивной доске

1. Оргмомент.

Здравствуйте, присаживайтесь.

Мы продолжаем с вами изучать физику атомного ядра, деление ядер урана. В наш век современных технологий вам необходимо иметь представление о том с помощью чего и как получают энергию атома.

Сначала мы повторим и устно и письменно материал прошлого урока, т.к. его знание нам пригодится при объяснении темы «Ядерный реактор». Затем разберём новую тему и решим качественные задачи для лучшего усвоения.

2. Повторение.

(раздать письменные задания)

Вопрос 1.Вспомните, пожалуйста, каков механизм деления ядра урана - 235? Изобразите этот процесс на доске.

Есть ли дополнения к ответу?

Давайте попробуем охарактеризовать ответ?

Вопрос 2. В какие виды энергии переходит внутренняя энергия ядра урана при его делении?

Евнут.яд.  Ек.оскол  Евнут.яд.

Вопрос к классу: Есть ли дополнения к ответу.

Вопрос 3. Расскажите о механизме протекания цепной реакции? Изобразите схематично.

Вопрос к классу: Охарактеризуйте, пожалуйста, ответ.

Вопрос 4. От каких факторов зависит возможность протекания цепной реакции? Ответ объясните.

  • Критическая масса
  • Отражатель (отражающая оболочка).
  • Замедлитель
  • Примеси.

Мы с вами повторили основные явления, понятия и термины, которые нам сейчас понадобятся при объяснении новой темы. Прежде чем перейти к ней, ответьте на 5 вопрос.

Вопрос 5. Где можно использовать цепные ядерные реакции?

Выслушать возможные варианты ответов, затем показать видеоролик.

Итак, запишите тему урока: «Ядерный ректор», (слайд 2).

На экране название темы и слово Цели.

Вопрос к классу: Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?

Выслушать возможные варианты ответов, постепенно открывая «шторку» на экране.

Цели:

Рассмотреть, что такое ядерный реактор, его устройство.

Уметь объяснять принцип работы реактора и его применение на АЭС.

3. Объяснение нового материала.

Давайте рассмотрим, что же такое ядерный реактор, (слайд 3).

Ядерный реактор – устройство, в котором осуществляется управляемая цепная реакция (реакция, в которой число нейтронов остаётся неизменным, при этом Ц.Р. не прекращается и не приобретает взрывного характера).

Первый ядерный реактор был построен в 1942 г в США (Э. Ферми), а в 1946 г в СССР (И. Курчатов) (фото на экране).

Рассмотрим Устройство реактора на медленных нейтронах. Откройте, пожалуйста, учебники на стр 211 (или 254). Рассмотрим рисунок а.

На доске

устно

На доске

активная зона

·Ядерное топливо (U-235)

·Замедлитель (H2O, D2O, графит).

Уран в активной зоне в виде стержней. Наиболее эффективно делится медленными нейтронами.

Замедляет нейтроны.

Регулирующие стержни (B, Cd)

Поглощают нейтроны.

Отражатель (Be)

Отражает нейтроны.

Защитная оболочка (бетон+Fe+B)

Защищает от радиации.

Теплоноситель (H2O, D2O).

Отводит тепло из Я.Р.

Это были основные элементы реактора и их назначение. Какие будут ко мне вопросы?

Как же теперь работает реактор (слайд 4)?

Принцип действия реактора и работа АЭС:

Управление ядерным реактором осуществляется регулирующими стержнями, которые хорошо поглощают нейтроны. При их полном погружении цепная реакция невозможна, (щёлкнуть кнопку 2 Flash).

Для запуска реактора их постепенно выводят из активной зоны до тех пор, пока не начнётся цепная реакция, (щёлкнуть кнопку 1 Flash).

Образующиеся при делении нейтроны и осколки, разлетаясь с большой скоростью, попадают в воду, отдают атомам Н2 и О часть своей энергии и замедляются. Н2О при этом нагревается, а замедленные нейтроны опять попадают в урановые стержни и участвуют в делении ядер.

Вернёмся к нашему рисунку а и б, на котором изображёны схематично элементы энергоблока АЭС.

С помощью насосов вода из активной зоны поступает в теплообменник, где нагревает воду в змеевике, превращая ее в пар. Пар, поступая на турбину, вращает её, которая, в свою очередь, приводит во вращение ротор генератора электрического тока. Отработанный пар поступает в конденсатор и превращается в воду. Затем весь цикл повторяется.

Вот так реактор участвует в работе АЭС. При правильной эксплуатации АЭС считаются экологически чище, чем ТЭС. Но вот что может произойти, если полностью вывести из активной зоны регулирующие стержни, (щёлкнуть кнопку 3 Flash). Вода в активной зоне может превратиться в пар, который под огромным давлением разорвёт трубы охлаждения и повредит бетонные плиты защиты. В окружающую среду выбросятся радиоактивные вещества. Так произошло на Чернобыльской АЭС.

Итак, мы рассмотрели с вами устройство и работу ядерного реактора, его применение на АЭС. Какие будут вопросы по нашей теме?

4. Для закрепления материала решим качественные задачи, (слайд 5).

1. Для запуска реактора молодой специалист ввёл в активную зону регулирующие стержни. Объясните, что произойдёт.

2. В активную зону реактора ввели замедлитель в виде графитовых стержней. Что замедлять и зачем?

3. Почему сразу нельзя воду из ядерного реактора превратить в пар и направить в турбину?

Итак, мы решили несколько задач. Некоторое представление о работе реактора и АЭС у вас сложилось. Какие будут вопросы?

Чтобы запомнить основные вещества и их назначение, сделаем небольшую словарную работу, работу с терминами.

Раздать задания: тесты на соответствия.

Слайд 6. Укажите назначение каждого вещества в уран-графитовом реакторе с помощью стрелок.

урановые стержни

теплоноситель

графитовый блок

отражатель нейтронов

кадмиевые стержни

ядерное "горючее"

бериллиевая оболочка

поглотитель нейтронов

вода

замедлитель нейтронов

Затем поменяйтесь карточками и проверьте друг у друга правильность выполнения.

Посмотрите правильный ответ, (слайд 7).

урановые стержни

теплоноситель

графитовый блок

отражатель нейтронов

кадмиевые стержни

ядерное "горючее"

бериллиевая оболочка

поглотитель нейтронов

вода

замедлитель нейтронов

Поднимите руку те, у кого нет ошибок.

Теперь вы знаете, какие элементы реактора для чего служат.

Подведём итог. Скажите, пожалуйста, что вы узнали на уроке? Чему научились? Что умеете?

Показать слайд 8 с вопросами.

Что такое ядерный реактор?

Назовите основные элементы ядерного реактора. Какие функции они выполняют?

Опишите принцип действия энергоблока атомной электростанции.

Если позволит время. Синквейн. Слайд 9

Какие ассоциации у вас возникают при слове...

реактор

прилагательное

прилагательное

прилагательное

глагол

глагол

глагол

выражение "меткое слово"

вывод

(Для себя

реактор

радиоактивный

горячий

взрывной

нагреваться

замедлять

создавать

Чернобыль

Тепло без дыма и огня.

)

Слайд 10. Домашнее задание: §68 (по нов. §76),

ответы на вопросы, (составление тестов, презентаций по жел.)

Оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по физике. 7 класс. .тема урока: Механическая работа. Единицы измерения.

Тип урока: изучение нового материала.Предоставить новый материал в необычной , нестандартной форме . Изучить физические понятия, применяя литературные произведения. Проделать физические опыты, привлек...

Конспект урока по физике, 9 класс, УМК "Физика" Перышкин А.В., Гутник Е.М.

Урок составлен на основе информационно - коммуникационных технологий, позволяющих сформировать ИКТ - компетенции обучающихся при подготовке к ГИА....

Конспект урока по физике, 9 класс, УМК "Физика" Перышкин А.В., Гутник Е.М.

Урок составлен на основе информационно - коммуникационных технологий, позволяющих сформировать ИКТ - компетенции обучающихся при подготовке к ГИА....

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

Методическая разработка урока по физике.11 класс. Тема урока: "Волновые свойства света"

О природе света люди задумывались давно. И только в 17 веке практически одновременно возникли две противоположных теории объясняющих природу световых явлений: корпускулярная и волновая. Основоположник...

Урок-путешествие по книге Льюиса Кэррола "Алиса в стране чудес". Урок по физике. 7 класс.

Урок по физике является обобщающим для учеников 7 класса по темам "Механическое движение" и "Плотность". Урок выстроен в виде путешествия вместе с Алисой по стране чудес....