Уроки по физике в 9 классе
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме
Конспекты уроков по физике в 9 классе (автор учебника Перышкин А.В., Гутник Е.М.), презентации, уроки с использованием интерактивной доски. Для проведения уроков необходимо: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация в PowerPoint, программное обеспечение Notebook
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Alfa-_i_beta-raspad._9kl.rar | 1.18 МБ |
Vynuzhdennye_kolebaniya._Rezonans._9kl.rar | 949.69 КБ |
Dlina_volny._9kl.rar | 1.56 МБ |
Zvukovye_volny._9kl.rar | 1.51 МБ |
konspekt_uroka_Zvukovye_volny._9kl.doc | 50 КБ |
Yadernyy_reaktor._9kl.rar | 1.97 МБ |
Konspekt_uroka_Yadernyy_reaktor._9kl.doc | 924 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по физике в 9-м классе "Звуковые волны".
Тип урока: изучение нового материала.
Для проведения урока необходимо: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация в PowerPoint, программное обеспечение Notebook.
Цели урока:
Формирование у учащихся знаний основных свойств звуковых волн. Развитие умений решать задачи. Развитие речи учащихся, умения правильно объяснять физические понятия и явления. Продолжить развитие самостоятельной деятельности.
Задачи:
Устная и письменная проверка домашнего задания. Повторение понятий, явлений и формул, которые понадобятся при объяснении новой темы.
Объяснение новой темы.
Решение качественных и расчётных задач.
Организационный момент.
Приветствие.
Формулирование темы урока, постановка цели и задач урока.
Актуализация знаний.
Письменные задания для 4 – 6 учащихся на карточках «Звуковые колебания».
Остальные учащиеся работают устно. Вопросы для проверки воспроизводятся на интерактивной доске (для этого необходимо перейти по гиперссылке к презентации PowerPoint на 1 станице программы Notebook).
Вопросы для проверки и повторения.
Слайд 1.
- Какие колебания называются звуковыми?
- Какие колебания называются инфразвуковыми?
- Какие колебания называются ультразвуковыми?
Слайд 2.
- Чем определяется высота звука?
- Чем определяется тембр звука?
- Чем определяется громкость звука?
Слайд 3.
- Что такое механическая волна?
- Что такое длина волны? По какой формуле её можно найти?
- В каких средах скорость механических волн больше?
После повторения собрать письменные ответы и перейти к рассмотрению новой темы.
Слайд 4: Тема урока: Звуковые волны.
Вопрос к учащимся: Где могут распространяться звуковые волны?
Учащиеся могут высказать предположения.
Слайд 5: Распространение звука.
На экране показываются вещества, в которых может распространяться звук.
Различные тела проводят звук по-разному.
Слайд 6: Проводники звука.
На экране показываются хорошие и плохие проводники звука.
Вопрос к учащимся: А где звуковые волны не могут распространяться?
Учащиеся могут высказать предположения.
Перейти на страницу 2 программы Notebook, нажать гиперссылку и показать видеоролик о том, где звуковые волны не распространяются.
Повторить вопрос о распространении звука и выслушать ответ.
Итак, (свернуть затенение экрана и показать вывод)
звуковые волны распространяются во всех средах.
Не распространяются в безвоздушном пространстве.
Звуковые волны, как и механические, распространяются в пространстве не мгновенно, а с определённой скоростью.
Перейти на страницу 3 программы Notebook и показать flash-объект ( стр.5) о том, что во время грозы мы сначала видим вспышку и только через некоторое время спустя слышим гром.
В различных средах скорость звука разная.
Перейти на страницу 4 программы Notebook, нажать гиперссылку к презентации PowerPoint.
Слайд 1: скорость звука (таблица).
Вопрос к учащимся: В каких средах (твёрдых, жидких или газообразных) скорость звука больше? Почему?
Учащиеся могут высказать предположения.
Слайд 2: связь длины волны и скорости звука (формулы).
Объяснить величины, входящие в формулы.
Слайд 3: Как же звуковая волна будет распространяться в среде, если на её пути окажется препятствие?
Учащиеся могут высказать предположения.
Слайд 4: Отражение звука.
На экране показывается условие отражения звуковой волны
Слайд 5: Эхо.
На экране показывается условие возникновения эхо.
Слайд 6: Отражение звука.
На экране показываются вещества, хорошо и плохо отражающие звук.
После рассмотрения новой темы выслушать возможные вопросы.
Решение задач (закрепление темы урока).
Перейти на страницу 5 программы Notebook и показать на экране тексты задач.
- Может ли звук сильного взрыва на Луне быть слышен на Земле? Ответ обоснуйте.
- Определите скорость звука в воде, если источник, колеблющийся с периодом 0,002 с, возбуждает в воде волны длиной 3 м.
- Определите длину звуковой волны частотой 850 Гц в воздухе.
- По одному концу длинной металлической трубы один раз ударили молотком. Сколько ударов услышит человек, стоящий у другого конца трубы? Ответ обоснуйте.
- Какую волну (продольную или поперечную) представляет собой звук, распространяющийся в воздухе? в воде? в железе?
Перейти на страницу 6 программы Notebook.
- Почему в горах эхо многократное?
- Как бороться с эхо в больших залах?
- Где можно применять явление отражения звука?
После решения задач выслушать возможные вопросы.
Подведение итогов.
Перейти на страницу 5 программы Notebook:
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- В каких средах может распространяться звук? Ответы подтвердите примерами.
- Какие тела лучше проводят звук: упругие или пористые? Где можно применять плохие проводники звука?
- В каких средах скорость звука больше? Почему?
- В результате чего образуется эхо?
- Приведите примеры тел или веществ, которые плохо отражают звуковые волны? Где их можно использовать?
Оценки за урок.
Перейти на страницу 8 программы Notebook:
Домашнее задание: § 37-39 (ответы на вопросы, упр. 31, 32)
Предварительный просмотр:
Урок по физике в 9 классе по теме: «Ядерный реактор».
Тип урока: изучение нового материала.
Для проведения урока необходимо: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация в PowerPoint, программное обеспечение Notebook.
Цели урока:
Формирование у учащихся знаний устройства ядерного реактора и принципа работы АЭС. Развитие умений решать задачи. Развитие речи учащихся, умения правильно объяснять физические понятия и явления. Продолжить развитие самостоятельной деятельности.
Задачи:
Устная и письменная проверка домашнего задания. Повторение понятий и явлений, которые понадобятся при объяснении новой темы.
Объяснение новой темы.
Решение качественных задач.
Организационный момент.
Приветствие.
Формулирование темы урока, постановка цели и задач урока.
Актуализация знаний.
Письменные задания для 4 – 6 учащихся на карточках «Деление ядер урана».
Остальные учащиеся работают устно. Вопросы для проверки воспроизводятся на интерактивной доске
1. Оргмомент.
Здравствуйте, присаживайтесь.
Мы продолжаем с вами изучать физику атомного ядра, деление ядер урана. В наш век современных технологий вам необходимо иметь представление о том с помощью чего и как получают энергию атома.
Сначала мы повторим и устно и письменно материал прошлого урока, т.к. его знание нам пригодится при объяснении темы «Ядерный реактор». Затем разберём новую тему и решим качественные задачи для лучшего усвоения.
2. Повторение.
(раздать письменные задания)
Вопрос 1.Вспомните, пожалуйста, каков механизм деления ядра урана - 235? Изобразите этот процесс на доске.
Есть ли дополнения к ответу?
Давайте попробуем охарактеризовать ответ?
Вопрос 2. В какие виды энергии переходит внутренняя энергия ядра урана при его делении?
Евнут.яд. → Ек.оскол→ Евнут.яд.
Вопрос к классу: Есть ли дополнения к ответу.
Вопрос 3. Расскажите о механизме протекания цепной реакции? Изобразите схематично.
Вопрос к классу: Охарактеризуйте, пожалуйста, ответ.
Вопрос 4. От каких факторов зависит возможность протекания цепной реакции? Ответ объясните.
- Критическая масса
- Отражатель (отражающая оболочка).
- Замедлитель
- Примеси.
Мы с вами повторили основные явления, понятия и термины, которые нам сейчас понадобятся при объяснении новой темы. Прежде чем перейти к ней, ответьте на 5 вопрос.
Вопрос 5. Где можно использовать цепные ядерные реакции?
Выслушать возможные варианты ответов, затем показать видеоролик.
Итак, запишите тему урока: «Ядерный ректор», (слайд 2).
На экране название темы и слово Цели.
Вопрос к классу: Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?
Выслушать возможные варианты ответов, постепенно открывая «шторку» на экране.
Цели:
Рассмотреть, что такое ядерный реактор, его устройство.
Уметь объяснять принцип работы реактора и его применение на АЭС.
3. Объяснение нового материала.
Давайте рассмотрим, что же такое ядерный реактор, (слайд 3).
Ядерный реактор – устройство, в котором осуществляется управляемая цепная реакция (реакция, в которой число нейтронов остаётся неизменным, при этом Ц.Р. не прекращается и не приобретает взрывного характера).
Первый ядерный реактор был построен в 1942 г в США (Э. Ферми), а в 1946 г в СССР (И. Курчатов) (фото на экране).
Рассмотрим Устройство реактора на медленных нейтронах. Откройте, пожалуйста, учебники на стр 211 (или 254). Рассмотрим рисунок а.
На доске | устно | На доске |
активная зона ·Ядерное топливо (U-235) ·Замедлитель (H2O, D2O, графит). | Уран в активной зоне в виде стержней. Наиболее эффективно делится медленными нейтронами. | |
Замедляет нейтроны. | ||
Регулирующие стержни (B, Cd) | Поглощают нейтроны. | |
Отражатель (Be) | Отражает нейтроны. | |
Защитная оболочка (бетон+Fe+B) | Защищает от радиации. | |
Теплоноситель (H2O, D2O). | Отводит тепло из Я.Р. |
Это были основные элементы реактора и их назначение. Какие будут ко мне вопросы?
Как же теперь работает реактор (слайд 4)?
Принцип действия реактора и работа АЭС:
Управление ядерным реактором осуществляется регулирующими стержнями, которые хорошо поглощают нейтроны. При их полном погружении цепная реакция невозможна, (щёлкнуть кнопку 2 Flash).
Для запуска реактора их постепенно выводят из активной зоны до тех пор, пока не начнётся цепная реакция, (щёлкнуть кнопку 1 Flash).
Образующиеся при делении нейтроны и осколки, разлетаясь с большой скоростью, попадают в воду, отдают атомам Н2 и О часть своей энергии и замедляются. Н2О при этом нагревается, а замедленные нейтроны опять попадают в урановые стержни и участвуют в делении ядер.
Вернёмся к нашему рисунку а и б, на котором изображёны схематично элементы энергоблока АЭС.
С помощью насосов вода из активной зоны поступает в теплообменник, где нагревает воду в змеевике, превращая ее в пар. Пар, поступая на турбину, вращает её, которая, в свою очередь, приводит во вращение ротор генератора электрического тока. Отработанный пар поступает в конденсатор и превращается в воду. Затем весь цикл повторяется.
Вот так реактор участвует в работе АЭС. При правильной эксплуатации АЭС считаются экологически чище, чем ТЭС. Но вот что может произойти, если полностью вывести из активной зоны регулирующие стержни, (щёлкнуть кнопку 3 Flash). Вода в активной зоне может превратиться в пар, который под огромным давлением разорвёт трубы охлаждения и повредит бетонные плиты защиты. В окружающую среду выбросятся радиоактивные вещества. Так произошло на Чернобыльской АЭС.
Итак, мы рассмотрели с вами устройство и работу ядерного реактора, его применение на АЭС. Какие будут вопросы по нашей теме?
4. Для закрепления материала решим качественные задачи, (слайд 5).
1. Для запуска реактора молодой специалист ввёл в активную зону регулирующие стержни. Объясните, что произойдёт.
2. В активную зону реактора ввели замедлитель в виде графитовых стержней. Что замедлять и зачем?
3. Почему сразу нельзя воду из ядерного реактора превратить в пар и направить в турбину?
Итак, мы решили несколько задач. Некоторое представление о работе реактора и АЭС у вас сложилось. Какие будут вопросы?
Чтобы запомнить основные вещества и их назначение, сделаем небольшую словарную работу, работу с терминами.
Раздать задания: тесты на соответствия.
Слайд 6. Укажите назначение каждого вещества в уран-графитовом реакторе с помощью стрелок.
урановые стержни | теплоноситель |
графитовый блок | отражатель нейтронов |
кадмиевые стержни | ядерное "горючее" |
бериллиевая оболочка | поглотитель нейтронов |
вода | замедлитель нейтронов |
Затем поменяйтесь карточками и проверьте друг у друга правильность выполнения.
Посмотрите правильный ответ, (слайд 7).
урановые стержни | теплоноситель |
графитовый блок | отражатель нейтронов |
кадмиевые стержни | ядерное "горючее" |
бериллиевая оболочка | поглотитель нейтронов |
вода | замедлитель нейтронов |
Поднимите руку те, у кого нет ошибок.
Теперь вы знаете, какие элементы реактора для чего служат.
Подведём итог. Скажите, пожалуйста, что вы узнали на уроке? Чему научились? Что умеете?
Показать слайд 8 с вопросами.
Что такое ядерный реактор?
Назовите основные элементы ядерного реактора. Какие функции они выполняют?
Опишите принцип действия энергоблока атомной электростанции.
Если позволит время. Синквейн. Слайд 9
Какие ассоциации у вас возникают при слове...
реактор | ||
прилагательное | прилагательное | прилагательное |
глагол | глагол | глагол |
выражение "меткое слово" | ||
вывод |
(Для себя
реактор | ||
радиоактивный | горячий | взрывной |
нагреваться | замедлять | создавать |
Чернобыль | ||
Тепло без дыма и огня. |
)
Слайд 10. Домашнее задание: §68 (по нов. §76),
ответы на вопросы, (составление тестов, презентаций по жел.)
Оценки за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по физике. 7 класс. .тема урока: Механическая работа. Единицы измерения.
Тип урока: изучение нового материала.Предоставить новый материал в необычной , нестандартной форме . Изучить физические понятия, применяя литературные произведения. Проделать физические опыты, привлек...
Конспект урока по физике, 9 класс, УМК "Физика" Перышкин А.В., Гутник Е.М.
Урок составлен на основе информационно - коммуникационных технологий, позволяющих сформировать ИКТ - компетенции обучающихся при подготовке к ГИА....
Конспект урока по физике, 9 класс, УМК "Физика" Перышкин А.В., Гутник Е.М.
Урок составлен на основе информационно - коммуникационных технологий, позволяющих сформировать ИКТ - компетенции обучающихся при подготовке к ГИА....
мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».
Цели урока:Образовательные:повторить и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...
Особенности организации педагогической деятельности по формированию УУД средствами предмета физике.Урок по физике 8 класс (ФГОС). Тема урока: «Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление ». Тип урока: «Урок изучения нового материала»
Особенности организации педагогической деятельности по формированию УУД средствами предмета физики. Конспект урока по физике 8 класс Тема урока:...
Методическая разработка урока по физике.11 класс. Тема урока: "Волновые свойства света"
О природе света люди задумывались давно. И только в 17 веке практически одновременно возникли две противоположных теории объясняющих природу световых явлений: корпускулярная и волновая. Основоположник...
Урок-путешествие по книге Льюиса Кэррола "Алиса в стране чудес". Урок по физике. 7 класс.
Урок по физике является обобщающим для учеников 7 класса по темам "Механическое движение" и "Плотность". Урок выстроен в виде путешествия вместе с Алисой по стране чудес....