Развитие социальной активности учащихся путем организации деятельности по привлечению учащихся к деятельности общественных объединений в рамках работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ ГБУ ДО «Молодежный творческий Форум Китеж п
статья по естествознанию

Статья посвящена описанию опыта работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ по организации различных форм работы с учащимися по развитию социальной активности учащихся и их привлечению к деятельности общественных организаций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_sbornika.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Статья для сборника серии «РОСТ. Ребенок. Общество. Семья. Творчество» №52

Федеральный проект «Социальная активность» нацпроекта «Образование»

Рясная Е.Н., Яковлева Г.В.

Развитие социальной активности учащихся путем организации деятельности

по привлечению учащихся к деятельности общественных объединений в рамках работы

Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ

ГБУ ДО «Молодежный творческий Форум Китеж плюс»

Аннотация: статья посвящена описанию опыта работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ по организации различных форм работы с учащимися по развитию социальной активности учащихся и их привлечению к деятельности общественных организаций.

Ключевые слова: личность, социальная активность, активная жизненная позиция, деятельность, общественный опыт, сфера общественной жизни, общественная деятельность, социальная значимость, общественно значимые акции и проекты, общественные поручения, мотивация, саморазвитие, организаторские умения, интерес, инициативность, ответственность, отзывчивость, сотворчество.

Ryasnaya E.N., Yakovleva G.V.

The development of students’ social activity through the organization of work on students’ involvement into the movement of social organizations as part of the work of the Science Club “The Steps into Nature” of “Youthful Creative Forum Kitezh plus”

Abstract: this article is devoted to the description of the experience of the Science Club “The Steps into Nature” in the organization of various forms of work with the students on the development of social activity and their participation in the work of social organizations.

Key words: personality, social activity, active stand in life, activity, public experience, a sphere of public life, public work, social significance, socially significant events and projects, social assignments, motivation, self-development, managerial skills, interest, initiative, responsibility, responsiveness, collaboration.

Как бы ни была богата и роскошна внутренняя жизнь человека,

каким бы горячим ключом ни била она вовне, ‒

она не полна, если не усвоит в свое содержание интересов

внешнего ей мира, общества и человечества.

 В.Г. Белинский

Проблема формирования социальной активности подрастающего поколения является особо значимой для современной педагогической науки и неизменно находится в центре внимания общества и государства. Период длительной дестабилизации жизни в России привел к потере воспитательных идеалов, и, как следствие, к существенному снижению уровня воспитанности и социальной активности учащихся.

Формирование социальной активности осуществляется только в процессе включения личности в деятельность, в процессе которой осуществляется присвоение общественного опыта в самых различных его проявлениях. Активная социальная позиция наиболее проявляется в общественной деятельности учащихся.

Социологи выделяют  основные виды социальной активности: художественно-творческая, познавательная, коммуникативная, нравственная, общественно-гражданская, трудовая и другие индивидуальные виды активности.

         Социальная активность не возникает спонтанно. Для ее формирования необходима целенаправленная работа. Особыми возможностями включения в творческую деятельность и развития на этой основе социальной активности детей и подростков располагают именно учреждения дополнительного образования.

Дополнительное образование, опирающееся на свободный творческий выбор ребенка, обеспечивает максимальную активность и заинтересованность ребенка в овладении интересующей его творческой деятельностью.

Клуб «Шаги в природу» на базе ГБУ ДО «Молодежный творческий Форум Китеж плюс» ‒ это клуб юннатов, который уже 30 лет служит для ребят проводником не только в удивительный мир природы, где учащиеся шаг за шагом познают её тайны, знакомятся с увлекательной наукой этологией,  учатся ухаживать и наблюдать за самыми разнообразными домашними питомцами, но также на практике  приобретают и закрепляют многие жизненно важные навыки и умения, без которых невозможно существование всего живого на Земле.  Клуб «Шаги в природу» ‒ это особое воспитательно-образовательное пространство, в котором средствами экологической, натуралистической, краеведческой и досугово-развивающей деятельности созданы условия для личностного развития, формирования мотивации к познанию и творчеству, любви к окружающей природе, людям, пониманию здорового образа жизни.

В основу деятельности Клуба ложится реализация следующих идей: общие дела на благо себе и другому, работа в микрогруппах, основанных на понимании необходимости социальной значимости выполняемой деятельности; установление деятельностных отношений с предметной и социальной средой; совместное планирование и рефлексия деятельности; изменение перечня поручений для каждого участника; руководящая роль более компетентного лица ‒ педагога или наставника, при этом учащиеся самостоятельно выполняют задуманное, и так происходит формирование социально значимых качеств личности.

Для развития социальной активности учащихся проводятся следующие мероприятия:

- конкурсы и проекты естественнонаучной направленности: «Добрая планета», «Кубок Мумрика», «Зоопарк в моем багаже», «Олимпиада по естествознанию»;

- праздники, фестивали, выставки работ: «Осенняя копилка», «День зимнего солнцеворота», «Лесной Новый год», «День птиц», «День Клуба», «День рождения Клуба»;

- мероприятия по блокаде;

-  консультации и встречи со специалистами, работающими в области естественных наук, медицины и лесного хозяйства, студентами, выпускниками Клуба;

- поездки и выезды учащихся на «природу» (биопрактика, экошкола, экспедиции), в художественные музеи, галереи, учебные заведения, предприятия  страны;

- участие в различных общественно значимых акциях, конкурсах и проектах.

Одним из путей повышения социальной активности детей разного возраста может быть участие их в мероприятиях, направленных на помощь «тем, кто сейчас слабее нас», т. е. детям, находящимся в сложной жизненной ситуации и  животным. Вовлечение детей в деятельность такого рода позволяет развивать у них способность к деятельному сопереживанию, осознанию своих возможностей и формированию активной жизненной позиции.

         В клубе «Шаги в природу» имеется некоторый опыт такой деятельности, возможно, в связи с тем, что дети, приходящие заниматься с животными, изначально несколько более склонны «отдавать» и принимать живых существ во всем их многообразии, несмотря на те или иные сложности и их особенности. Первые социально-значимые проекты были направлены на объекты, так или иначе связанные с природой, причем они могут быть разделены на две группы:

1. волонтерская работа на особо охраняемых природных территориях, связанная с уборкой территории от мусора антропогенного происхождения, и проведение мониторинговых исследований в помощь научным отделам ООПТ;

2. помощь (физических трудом) приютам животных (приют для собак «Верность» и центр реабилитации диких животных «Велес»).

Следует отметить, что вторая категория, пожалуй, более востребована детьми, возможно, потому что даже ребята младшего школьного возраста, оказывая посильную помощь, получают непосредственную эмоциональную отдачу от обитателей приюта «Верность» и центра «Велес».

В процессе совместной деятельности формируется команда единомышленников, которые почувствовали свои силы и, по мере взросления, стремятся к большей активности. В настоящее время можно говорить о «костяке» Клуба, состоящем из активных ребят, очень разных, но ценящих друг друга и умеющих работать в команде, что позволило создать новый проект, который мы назвали «Дети-детям».  Для ребят, которые участвуют в данном проекте, важно видеть результат своей деятельности и ощущать свою нужность. В настоящее время проект развивается в трех направлениях:

  1. Работа с детьми младшего возраста (помощь в проведении конкурсов и праздников, выполнение функции инструкторов для детей во время выездов в природу). Подобного рода деятельность осуществляется школьниками, занимающимися по программам отдела естественнонаучных программ уже в течение ряда лет, и уже можно говорить о результатах: выпускники, прошедшие «школу инструкторов», активно вливаются в волонтерские движения тех ВУЗов, куда поступают, и, в целом, проявляют значительную социальную активность во многих сферах деятельности; а дети, которые в свое время являлись «подшефными», сами не просто охотно, а очень охотно, становятся инструкторами. Причем эти, уже подросшие дети, вносят множество своих, весьма конструктивных предложений, учитывая опыт своего «юннатского детства».
  2. Помощь в проведении мероприятий для детей ОВЗ с серьезными ментальными и органическими нарушениями. Так, в течение 3-х лет наши учащиеся помогают в проведении городского открытого конкурса для детей с ОВЗ «Открытый мир» (являются ассистентами жюри, участвуют в проведении развлекательной программы).

В этом году по инициативе ребят и по заявке администрации ГБОУ школы №657 (для детей с ограниченными возможностями здоровья) педагоги и ребята отдела естественнонаучных программ проводят на базе школы №657 занятия с участием питомцев Живого уголка, а также 2 праздника в год («День зимнего солнцеворота» и «День птиц»). Следует заметить, что ребята (после соответствующего инструктажа) отлично находят общий язык даже с детьми, имеющими тяжелые ментальные нарушения, и неизменно говорят о том, что им понравилось, активно обсуждают, предлагают, что можно изменить и улучшить в следующий приезд.

  1. Участие в деятельности благотворительной организации «Мята» (образование и профориентация  для детей в трудной жизненной ситуации) в программах «Большой Петербург» и «Настоящее будущее». В связи с особенностями подопечных «Мяты», пока  наши ребята допускаются только к помощи во время экскурсий и занятий для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В заключение хочется отметить, что для современных детей социальная активность не только возможна, но и весьма востребована, если они видят непосредственный результат своей деятельности. С нашей точки зрения, социальная активность учащихся заключается в активизации их жизненной позиции, включении ребенка в общественно-полезную деятельность, направленную на саморазвитие, принятие другого и содействие другим людям в их деятельности. Основными компонентами такой активности могут стать организаторские умения учащихся, их интерес к общественной деятельности, инициативность в сочетании с исполнительностью и с ответственным отношением к выполнению общественных поручений, отзывчивость и готовность помочь другим в общественно-полезных делах, в сотворчестве детей и взрослых.

Литература:

  1. Демидова С. А., Сорокина И. Р. Развитие социальной активности подростков в школе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 194-196. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6751/ (дата обращения: 11.03.2020).
  2. Баркунова О.В., Сорокин Н.В., Фролова М.Е. К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6.;
    URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28485 (дата обращения: 11.03.2020).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Возрождение этнокультурных традиций как средство формирования гражданской и национальной самоидентичности и развития социальной активности учащихся и членов сельского сообщества"

Материал включает в себя полное описание совместного  проекта педагогов и учащихся МКОУ "Гауфская СОШ", направленного на возрождение национальных традиций немцев Сибири, сценарий этнокультурного ...

Самоуправление в классе как способ развития социальной активности учащихся

опыт работы по развитию классного самоуправления...

Учет возрастных особенностей в развитии социальной активности учащихся в условиях СДЮТ «Борус».

Для результативной работы в учреждениях дополнительного образования с учащимися необходимо учитывать возрастные особенности детей. Особенно это прослеживается в походных условиях. Когда ребенок не мож...

Развитие социальной активности учащихся специальных (коррекционных)школ

В презентации представленна  работа для развития социальной активности учащихся специальных (коррекционных) школ...

Развитие социальной активности учащихся в условиях хореографического коллектива

Личность подростка развивается и формируется в деятельности. Чем богаче и содержательнее организована эта деятельность, тем больше открывается возможностей для целенаправленного воздействия на детей....

Развитие социальной активности учащихся путем организации деятельности по привлечению учащихся к деятельности общественных объединений в рамках работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ ГБУ ДО «Молодежный творческий Форум Китеж п

Cтатья посвящена описанию опыта работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ по организации различных форм работы с учащимися по развитию социальной активности учащихся...

Программа по развитию социальной активности учащихся в условиях образовательной организации

Особую значимость в формировании социальной активности личности приобретает воспитательная работа в рамках осуществления профессиональной деятельности образовательной организацией. Цель программы...