Учет возрастных особенностей в развитии социальной активности учащихся в условиях СДЮТ «Борус».
методическая разработка по краеведению (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Черноусова Надежда Федоровна

Для результативной работы в учреждениях дополнительного образования с учащимися необходимо учитывать возрастные особенности детей. Особенно это прослеживается в походных условиях. Когда ребенок не может выполнить невозможное.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учет возрастных особенностей в развитии социальной активности учащихся в условиях СДЮТ «Борус».

Педагог дополнительного образования

СДЮТ «Борус» МО г.Саяногорск

Черноусова Надежда Федоровна

Проблема формирования социальной активности подрастающего поколения является особо значимой и неизменно находится в центре внимания общества.

Развитие социальной активности учащегося - процесс целенаправленного влияния на него, в результате которого происходит усвоение им необходимого для жизни в обществе социального опыта и активного отношения к принимаемой обществом системе ценностей, формируется устойчивая система отношений к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках.

На наш взгляд, социальная активность является одним из важнейших качеств личности, которое формируется в деятельности, отличающейся общественно-значимыми мотивами и дающей общественно ценный результат.

Современные исследования представляют содержание формирования социальной активности в качестве целостной системы, включающей следующие компоненты: приобретение знаний о человеке, природе, обществе; приобретение опыта общественных и личных отношений в различных видах деятельности; формирование адекватной самооценки.

Сейчас задача воспитания социальной активности, ставится государством на одно из первых мест. Известный постулат – дети наше будущее, но не многие задумывались, что речь идет, буквально о будущем страны или планеты. То есть то, какими мы воспитаем сейчас наших детей, в том обществе мы и будем жить через 15 – 20 лет.

Социальная активность не возникает спонтанно. Для ее формирования необходима целенаправленная работа.

Психологи и педагоги считают, что  начинать формировать социальную активность личности надо  еще в дошкольном возрасте, где закладываются ее первоначальные основы, где закладывается фундамент личности, развиваются многообразные отношения с миром.  Усваивая нормы и правила поведения, ребенок  перенимает способы действий, одобренные обществом.

Далее формирование социальной активности продолжается в стенах школы и учреждениях доп. образования.

Особыми возможностями включения в творческую деятельность и развития на этой основе социальной активности детей и подростков располагают именно учреждения дополнительного образования.

Дополнительное образование, опирающееся на свободный творческий выбор ребенка, обеспечивает максимальную активность и заинтересованность ребенка в овладении интересующей его деятельностью.

На каждом возрастном этапе активность имеет тенденцию к возрастанию в соответствии с объемом социальных обязанностей и того опыта, который приобретает обучающийся. В этих условиях социальная активность становится важнейшей предпосылкой развития общественных функций личности, ее успешной адаптации к общественной жизни.

В учреждении ДО особенно проявляются возрастные и индивидуальные различия и особенности детей и подростков, на которые педагогам следует обращать особое внимание при планировании и организации временного детского сообщества.

Дети 7-9-летнего возраста имеют следующие возрастные характеристики:

· высокий уровень активности; процессы возбуждения преобладают над процессами торможения;

· эмоциональная непосредственность;

· повышенная работоспособность, но в то же время высокая утомляемость;

· высокая потребность в игре, движении, во внешних впечатлениях;

· высокая чувствительность к критике со стороны взрослых;

· сознание различий пола;

· становление независимости;

· развитие социальных эмоций, подчинение своих интересов интересам группы;

· возникновения различных страхов; 

· желание быть полезным;

· становление чувства ответственности;

· стремление научиться общаться с людьми вне семьи;

Рекомендации:

· проводить больше активных шумных игр, желательно на свежем воздухе;

· развивать умение лазать, пользоваться качелями;

· чередовать активные и релаксационные виды коллективной и индивидуальной деятельности;

· сочиняйте небылицы, сказки, больше фантазировать, развивать воображение, память, другие психические процессы.

· не бойтесь поручать детям ответственные дела;

· никогда не критикуйте личность ребенка, а только его поступок;

· чаще замечать в ребятах хорошее, доброе.

Дети 10-12-летнего возраста имеют следующие возрастные особенности:

· повышенный интерес к людям, окружающему;

· высокий уровень активности, энергичность, настойчивость, быстрота, энтузиазм;

· ориентирование больше на действие, чем на размышление;

· настроение подвержено колебаниям, высокая чувствительность к обидам, критике, подвержены ревности;

· непродолжительные взрывы гнева, агрессии;

· потребность в постоянном действии, стремление к большой мускульной активности;

· осознание себя в группе, объединение в группы по интересам;

· развитое самосознание, боязнь поражения;

· девочки сильно опережают в психическом и физическом развитии мальчиков;

· стремление к соперничеству, частые споры со сверстниками;

· мнение группы более важно, чем у взрослых;

· развитое воображение и эмоциональность ;

· повышенный интерес к деятельности вне помещений;

Рекомендации:

· проводить больше командных игр на воздухе;

· развивать у детей чувство ответственности за собственную деятельность и ее конечный результат;

· стараться разнообразить виды взаимодействий с детьми, расширяй круг их познавательных интересов;

· всегда поддерживайте свой авторитет;

· любите всех одинаково; не допускайте появления “любимчиков”;

· не позволяйте манипулировать собой, это может стать причиной потери авторитета.

Дети 13 – 15 лет характеризуются следующими возрастными особенностями:

· достижение половой зрелости;

· развитие девочек опережает развитие мальчиков на 2 года;

· беспокойство о внешности;

· высокая социальная активность, особенно в группе;

· проявление лидерских качеств;

· увеличение сознания роли полов и обучение в этой области, опыт первой любви.;

· основная проблема – достижения независимости от семьи;

· сокрытие истинных чувств за напускной небрежностью, цинизмом;

· подвергается сомнению авторитет взрослого;

· потребность в общении “на равных”;

· поиск себя и самосознания;

· потребность в принятии ребенка среди сверстников;

· время выбора профессии.

Рекомендации:

· руководить поведением без излишнего вмешательства и угроз;

· предоставляйте свободу выбора и возможность принятия самостоятельного решения;

· акцентируйте внимание на тех взаимодействиях, главной целью которых является сплочение группы;

· постарайтесь стать для них старшим другом, но держите необходимую дистанцию;

· проводите игры и занятия на взаимодействия полов;

· стремитесь создать ситуацию успеха для каждого ребенка;

· привлекайте детей к социально значимой деятельности;

· обучайте навыкам психологической защиты;

· чаще беседуйте с ребенком наедине о его проблемах;

· проводите игры, занятия по профориентации подростка;

· учитывайте разнообразие интересов и противоречивость подростков.

Особенности учреждения дополнительного образования:

- возможность самореализации детей в социально-ориентированной деятельности;

- сотворчество детей и педагогов;

- координирующая роль педагога в учебно-воспитательном процессе.

На основе реализации индивидуальной программы, выработки им маршрута собственного роста, развития потенциала в СДЮТ «Борус» осуществляется воспитание социальной активности детей через проявление своих способностей в соревнованиях, походах, на тренировках.

Формы мероприятий развивающих социальную активность детей в СДЮТ «Борус».

—  конкурсы туристско-краеведческой направленности: соревнования по спортивному ориентированию, по технике туризма, конкурс туристских узлов;

— участие в походах выходного дня, двухдневных и многодневных походах, сборах и экспедициях;

—  туристско-экскурсионные поездки учащихся по Хакасии, в другие районы России;

— участие в различных общественно значимых акциях поселков Черемушки, Майна и г. Саяногорска;

— фотовыставки работ учащихся;

—  проведение Дней открытых дверей в СДЮТ «Борус» для учащихся начальных классов школ;

—  проведение встреч с  выпускниками СДЮТ «Борус», с известными путешественниками и альпинистами нашего города, добившимися высоких результатов.

С учетом возрастных особенностей идет постепенное усложнение теоретического материала.

В порядке возрастания учащихся и сложности туристские путешествия подразделяются на походы выходного дня, некатегорийные, степенные и путешествия по маршрутам I-IV категорий сложности. У ребенка идет стремление пройти все степенные походы, чтобы принять участие в категорийном путешествии, суметь проявить свои способности, испытать свои возможности.

У каждого участника похода существуют должности, которые он выполняет на всем периоде путешествия или его части. Каждый знает, за что он отвечает, это большая помощь руководителю в проведении похода.

В соревнованиях по спортивному ориентированию и по технике пешеходного туризма существуют возрастные группы участников, где дистанция усложнятся с учетом возраста участников. После прохождения дистанции сильнейшим присваиваются спортивные разряды. У детей существует стремление к повышению своего спортивного разряда.

Итак, воспитательный потенциал учреждений дополнительного образования переоценить невозможно: в них дети проводят от 12 до 18 часов в неделю на добровольной основе, опираясь на собственный выбор, продиктованный их личными потребностями и интересами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Возрождение этнокультурных традиций как средство формирования гражданской и национальной самоидентичности и развития социальной активности учащихся и членов сельского сообщества"

Материал включает в себя полное описание совместного  проекта педагогов и учащихся МКОУ "Гауфская СОШ", направленного на возрождение национальных традиций немцев Сибири, сценарий этнокультурного ...

Самоуправление в классе как способ развития социальной активности учащихся

опыт работы по развитию классного самоуправления...

Развитие социальной активности учащихся в условиях хореографического коллектива

Личность подростка развивается и формируется в деятельности. Чем богаче и содержательнее организована эта деятельность, тем больше открывается возможностей для целенаправленного воздействия на детей....

Развитие социальной активности учащихся путем организации деятельности по привлечению учащихся к деятельности общественных объединений в рамках работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ ГБУ ДО «Молодежный творческий Форум Китеж п

Cтатья посвящена описанию опыта работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ по организации различных форм работы с учащимися по развитию социальной активности учащихся...

Развитие социальной активности подростков в условиях ЦССВ.

Потребность в социальной активности — одна из острейших проблем подросткового возраста. Как справедливо писал Е. А. Аркин, «когда ребенок погружается в поток коллективной жизни, тогда вспл...

Программа по развитию социальной активности учащихся в условиях образовательной организации

Особую значимость в формировании социальной активности личности приобретает воспитательная работа в рамках осуществления профессиональной деятельности образовательной организацией. Цель программы...

Развитие социальной активности учащихся путем организации деятельности по привлечению учащихся к деятельности общественных объединений в рамках работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ ГБУ ДО «Молодежный творческий Форум Китеж п

Статья посвящена описанию опыта работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ по организации различных форм работы с учащимися по развитию социальной активности учащихся...