Учет возрастных особенностей в развитии социальной активности учащихся в условиях СДЮТ «Борус».
методическая разработка по краеведению (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Для результативной работы в учреждениях дополнительного образования с учащимися необходимо учитывать возрастные особенности детей. Особенно это прослеживается в походных условиях. Когда ребенок не может выполнить невозможное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Социальная активность учащихся в работе Станции детского туризма "Борус". | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учет возрастных особенностей в развитии социальной активности учащихся в условиях СДЮТ «Борус».
Педагог дополнительного образования
СДЮТ «Борус» МО г.Саяногорск
Черноусова Надежда Федоровна
Проблема формирования социальной активности подрастающего поколения является особо значимой и неизменно находится в центре внимания общества.
Развитие социальной активности учащегося - процесс целенаправленного влияния на него, в результате которого происходит усвоение им необходимого для жизни в обществе социального опыта и активного отношения к принимаемой обществом системе ценностей, формируется устойчивая система отношений к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках.
На наш взгляд, социальная активность является одним из важнейших качеств личности, которое формируется в деятельности, отличающейся общественно-значимыми мотивами и дающей общественно ценный результат.
Современные исследования представляют содержание формирования социальной активности в качестве целостной системы, включающей следующие компоненты: приобретение знаний о человеке, природе, обществе; приобретение опыта общественных и личных отношений в различных видах деятельности; формирование адекватной самооценки.
Сейчас задача воспитания социальной активности, ставится государством на одно из первых мест. Известный постулат – дети наше будущее, но не многие задумывались, что речь идет, буквально о будущем страны или планеты. То есть то, какими мы воспитаем сейчас наших детей, в том обществе мы и будем жить через 15 – 20 лет.
Социальная активность не возникает спонтанно. Для ее формирования необходима целенаправленная работа.
Психологи и педагоги считают, что начинать формировать социальную активность личности надо еще в дошкольном возрасте, где закладываются ее первоначальные основы, где закладывается фундамент личности, развиваются многообразные отношения с миром. Усваивая нормы и правила поведения, ребенок перенимает способы действий, одобренные обществом.
Далее формирование социальной активности продолжается в стенах школы и учреждениях доп. образования.
Особыми возможностями включения в творческую деятельность и развития на этой основе социальной активности детей и подростков располагают именно учреждения дополнительного образования.
Дополнительное образование, опирающееся на свободный творческий выбор ребенка, обеспечивает максимальную активность и заинтересованность ребенка в овладении интересующей его деятельностью.
На каждом возрастном этапе активность имеет тенденцию к возрастанию в соответствии с объемом социальных обязанностей и того опыта, который приобретает обучающийся. В этих условиях социальная активность становится важнейшей предпосылкой развития общественных функций личности, ее успешной адаптации к общественной жизни.
В учреждении ДО особенно проявляются возрастные и индивидуальные различия и особенности детей и подростков, на которые педагогам следует обращать особое внимание при планировании и организации временного детского сообщества.
Дети 7-9-летнего возраста имеют следующие возрастные характеристики:
· высокий уровень активности; процессы возбуждения преобладают над процессами торможения;
· эмоциональная непосредственность;
· повышенная работоспособность, но в то же время высокая утомляемость;
· высокая потребность в игре, движении, во внешних впечатлениях;
· высокая чувствительность к критике со стороны взрослых;
· сознание различий пола;
· становление независимости;
· развитие социальных эмоций, подчинение своих интересов интересам группы;
· возникновения различных страхов;
· желание быть полезным;
· становление чувства ответственности;
· стремление научиться общаться с людьми вне семьи;
Рекомендации:
· проводить больше активных шумных игр, желательно на свежем воздухе;
· развивать умение лазать, пользоваться качелями;
· чередовать активные и релаксационные виды коллективной и индивидуальной деятельности;
· сочиняйте небылицы, сказки, больше фантазировать, развивать воображение, память, другие психические процессы.
· не бойтесь поручать детям ответственные дела;
· никогда не критикуйте личность ребенка, а только его поступок;
· чаще замечать в ребятах хорошее, доброе.
Дети 10-12-летнего возраста имеют следующие возрастные особенности:
· повышенный интерес к людям, окружающему;
· высокий уровень активности, энергичность, настойчивость, быстрота, энтузиазм;
· ориентирование больше на действие, чем на размышление;
· настроение подвержено колебаниям, высокая чувствительность к обидам, критике, подвержены ревности;
· непродолжительные взрывы гнева, агрессии;
· потребность в постоянном действии, стремление к большой мускульной активности;
· осознание себя в группе, объединение в группы по интересам;
· развитое самосознание, боязнь поражения;
· девочки сильно опережают в психическом и физическом развитии мальчиков;
· стремление к соперничеству, частые споры со сверстниками;
· мнение группы более важно, чем у взрослых;
· развитое воображение и эмоциональность ;
· повышенный интерес к деятельности вне помещений;
Рекомендации:
· проводить больше командных игр на воздухе;
· развивать у детей чувство ответственности за собственную деятельность и ее конечный результат;
· стараться разнообразить виды взаимодействий с детьми, расширяй круг их познавательных интересов;
· всегда поддерживайте свой авторитет;
· любите всех одинаково; не допускайте появления “любимчиков”;
· не позволяйте манипулировать собой, это может стать причиной потери авторитета.
Дети 13 – 15 лет характеризуются следующими возрастными особенностями:
· достижение половой зрелости;
· развитие девочек опережает развитие мальчиков на 2 года;
· беспокойство о внешности;
· высокая социальная активность, особенно в группе;
· проявление лидерских качеств;
· увеличение сознания роли полов и обучение в этой области, опыт первой любви.;
· основная проблема – достижения независимости от семьи;
· сокрытие истинных чувств за напускной небрежностью, цинизмом;
· подвергается сомнению авторитет взрослого;
· потребность в общении “на равных”;
· поиск себя и самосознания;
· потребность в принятии ребенка среди сверстников;
· время выбора профессии.
Рекомендации:
· руководить поведением без излишнего вмешательства и угроз;
· предоставляйте свободу выбора и возможность принятия самостоятельного решения;
· акцентируйте внимание на тех взаимодействиях, главной целью которых является сплочение группы;
· постарайтесь стать для них старшим другом, но держите необходимую дистанцию;
· проводите игры и занятия на взаимодействия полов;
· стремитесь создать ситуацию успеха для каждого ребенка;
· привлекайте детей к социально значимой деятельности;
· обучайте навыкам психологической защиты;
· чаще беседуйте с ребенком наедине о его проблемах;
· проводите игры, занятия по профориентации подростка;
· учитывайте разнообразие интересов и противоречивость подростков.
Особенности учреждения дополнительного образования:
- возможность самореализации детей в социально-ориентированной деятельности;
- сотворчество детей и педагогов;
- координирующая роль педагога в учебно-воспитательном процессе.
На основе реализации индивидуальной программы, выработки им маршрута собственного роста, развития потенциала в СДЮТ «Борус» осуществляется воспитание социальной активности детей через проявление своих способностей в соревнованиях, походах, на тренировках.
Формы мероприятий развивающих социальную активность детей в СДЮТ «Борус».
— конкурсы туристско-краеведческой направленности: соревнования по спортивному ориентированию, по технике туризма, конкурс туристских узлов;
— участие в походах выходного дня, двухдневных и многодневных походах, сборах и экспедициях;
— туристско-экскурсионные поездки учащихся по Хакасии, в другие районы России;
— участие в различных общественно значимых акциях поселков Черемушки, Майна и г. Саяногорска;
— фотовыставки работ учащихся;
— проведение Дней открытых дверей в СДЮТ «Борус» для учащихся начальных классов школ;
— проведение встреч с выпускниками СДЮТ «Борус», с известными путешественниками и альпинистами нашего города, добившимися высоких результатов.
С учетом возрастных особенностей идет постепенное усложнение теоретического материала.
В порядке возрастания учащихся и сложности туристские путешествия подразделяются на походы выходного дня, некатегорийные, степенные и путешествия по маршрутам I-IV категорий сложности. У ребенка идет стремление пройти все степенные походы, чтобы принять участие в категорийном путешествии, суметь проявить свои способности, испытать свои возможности.
У каждого участника похода существуют должности, которые он выполняет на всем периоде путешествия или его части. Каждый знает, за что он отвечает, это большая помощь руководителю в проведении похода.
В соревнованиях по спортивному ориентированию и по технике пешеходного туризма существуют возрастные группы участников, где дистанция усложнятся с учетом возраста участников. После прохождения дистанции сильнейшим присваиваются спортивные разряды. У детей существует стремление к повышению своего спортивного разряда.
Итак, воспитательный потенциал учреждений дополнительного образования переоценить невозможно: в них дети проводят от 12 до 18 часов в неделю на добровольной основе, опираясь на собственный выбор, продиктованный их личными потребностями и интересами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Возрождение этнокультурных традиций как средство формирования гражданской и национальной самоидентичности и развития социальной активности учащихся и членов сельского сообщества"
Материал включает в себя полное описание совместного проекта педагогов и учащихся МКОУ "Гауфская СОШ", направленного на возрождение национальных традиций немцев Сибири, сценарий этнокультурного ...
Самоуправление в классе как способ развития социальной активности учащихся
опыт работы по развитию классного самоуправления...
Развитие социальной активности учащихся в условиях хореографического коллектива
Личность подростка развивается и формируется в деятельности. Чем богаче и содержательнее организована эта деятельность, тем больше открывается возможностей для целенаправленного воздействия на детей....
Развитие социальной активности учащихся путем организации деятельности по привлечению учащихся к деятельности общественных объединений в рамках работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ ГБУ ДО «Молодежный творческий Форум Китеж п
Cтатья посвящена описанию опыта работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ по организации различных форм работы с учащимися по развитию социальной активности учащихся...
Развитие социальной активности подростков в условиях ЦССВ.
Потребность в социальной активности — одна из острейших проблем подросткового возраста. Как справедливо писал Е. А. Аркин, «когда ребенок погружается в поток коллективной жизни, тогда вспл...
Программа по развитию социальной активности учащихся в условиях образовательной организации
Особую значимость в формировании социальной активности личности приобретает воспитательная работа в рамках осуществления профессиональной деятельности образовательной организацией. Цель программы...
Развитие социальной активности учащихся путем организации деятельности по привлечению учащихся к деятельности общественных объединений в рамках работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ ГБУ ДО «Молодежный творческий Форум Китеж п
Статья посвящена описанию опыта работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ по организации различных форм работы с учащимися по развитию социальной активности учащихся...