Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный натуралист"
рабочая программа по естествознанию (8, 9 класс)

Наумова Людмила Вячеславовна

Рабочая программа для 8-9 класса по внеурочной деятельности естественно- научной направленности " Юный натуралист"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_naturalist.docx34.34 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского района

«Средняя  общеобразовательная  школа имени  В. Г. Подпругина с.Троица»

«Рассмотрено» на заседании  методического объединения

Протокол № 1

от «30»  августа  2021 года

«Согласовано»

Зам.директора по УР

_______С.А.Поникаровских

«Утверждаю»

Директор

МКОУ ХМР «СОШ

им.В.Г. Подпругина с.Троица»                                      

_____________Курманов Р.И.

   Приказ №        от30.08.21

                                                                                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

« Юный натуралист»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ

 

                                                                                СОСТАВИТЕЛЬ:

Наумова Людмила Вячеславовна

учитель географии  

первая квалификационная категория

 

   

2021/2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета  составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной программы.

   Программа  курса  “Юный натуралист” позволяет учащимся 8-9 классов расширить представление знания об окружающем мире, изучить тему не только на  базовом уровне, но и углубленно. Программа  рассчитана на удовлетворение любознательности тех учащихся, которые, живо интересуются биологией ,химией, географией и стремясь к непосредственному обогащению знаний по указанным предметным областям.

К познанию природы, окружающей каждого человека естественной среды и интуитивно, и сознательно стремится каждый ребенок. На занятиях  обучающие  будут учиться проводить опыты, осуществлять наблюдения, описания и выполнять практические работы, что обогатит знания  и поможет им применить их в случае необходимости на практике.

Программа курса рассчитана на 1 год.

Количество часов – 34 часа

Основные цели и задачи курса:

Цель программы: 

-формирование познавательных интересов обучающихся через экспериментально-исследовательскую деятельность, применение полученных знаний и базовых умений в различных жизненных ситуациях.

-формирование биолого-экологической культуры у детей, направленной на осознание целостности живой природы и человека, и осознанный выбор предметов по естественным наукам для сдачи экзаменов.

  • Задачи программы:
  • Решение  задач по химии, географии, биологии.
  • Развить простейшие  практические навыки необходимые для успешного освоения программы основного общего образования.
  • расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные представления детей;
  • развивать познавательные способности: наблюдательность, умение выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы;
  • стимулировать интерес к экспериментальной деятельности;
  • развивать умения пользоваться приборами-помощниками при проведении опытов;
  • воспитывать положительное отношение к объектам живой и неживой природы;
  • способствовать социально-личностному развитию каждого ребёнка: развивать коммуникативность, самостоятельность, инициативность, аккуратность,  любознательность.

Планируемые  результаты  освоения курса.

1.Личностными  результатами являются: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,

 сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

2.Метапредметными результатами являются: освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные),

 способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

3. Предметными результатами  являются: владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методикой проведения экспериментов. Овладение школьниками системой физико-географических, картографических, химико-, экологических знаний, умений.

В процессе изучения курса внеурочной деятельности реализуется следующая цель – формирование следующих компетенций:

Ценностно-смысловая компетенция. 

Формирование мировоззрения, связанного с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От этого зависит программа жизнедеятельности ученика в будущем.

Учебно-познавательная компетенция. 

Способствовать формированию и развитию компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Информационная компетенция. 

При помощи информационных технологий (Интернет), способствовать формированию умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её.

Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в различных источниках.

Метапредметные компетенции:

умение работать с разными источниками  информации;

умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических ,биологических, химических объектов и явлений;

владение элементарными практическими умениями;

умение применять знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных природных явлений и процессов.

Требования  к уровню подготовки учащихся.

1.Называть:

- основные средства и методы получения естественнонаучной информации; органойды клетки и их роль в клетке, классы органических и неорганических соединений

- природные зоны и их обитателей;

2. Описывать:

- природные зоны, реки, наблюдаемые явления, типы климата      

3. Определять:

-  координаты, направление, расстояние, азимут, увеличение микроскопа, уклон и падение рек.

4.   Объяснять:

- влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека, простейшие химические реакции;

5.    Уметь:

-ставить  эксперименты, проводить наблюдения, делать выводы.

6.Знать: содержимое аптечки, действие бытовой химии и правила применения.

Содержание учебного курса

1.Химическая лаборатория .

Вводное занятие. Правила техники безопасности при работе с веществами в школьной химической лаборатории. Знакомство с лабораторным оборудованием его применением и назначением. Организации лаборатории на дому из доступного оборудования и реактивов.

Правила техники безопасности  при проведении домашних опытов.

Лабораторная работа «Взаимодействие соды и уксуса». Использование термина «Вулкан» в географии. Использование термина «Вулкан» в географии. Строение вулканов. Влияние вулканических выбросов на состояние атмосферы. Подготовка  макета и проведение опыта  «Вулкан » из доступных реактивов. Если связь между  опытом с содой, вулканами растениями.  Опыт «вулкан на столе». Разбор уравнения реакции. Мозговой штурм.

 Что такое активированный уголь? Применение активированного угля .Химия углерода. Оксиды углерода. Реакция фотосинтеза.

 Создание мини-домашней лаборатории.

Перевязочные материалы. Изучение состава, прочности, исследование на стерильность. Закладки опыта. Йодная настойка, состав, история возникновения, правила применения, свойства. Использование для обнаружения крахмала. Перекись водорода правила применения при оказании первой помощи, свойства. Разложение перекиси водорода в разных условиях. Химический состав. Создание модели молекулы перекиси водорода. Способы применения перекиси водорода в хозяйственных целях. Механизм воздействия. Нашатырный спирт правила применения при оказании первой помощи, свойства, разложение. Химический состав. Создание модели молекулы нашатырного спирта. Медицинский спирт, правила применения при оказании первой помощи, свойства. Химический состав. Создание модели молекулы медицинского спирта

Что такое температура воды, воздуха. Температура тела.  Приборы для измерения температуры. Бесконтактный термометр и его применение.

 Лабораторная работа «Измерение температуры воды»

Лабораторная работа «Измерение температуры воздуха»

Лабораторная работа «Почему тепло в варежках и пуховике»

  Бытовая химия в доме. Чистящие и моющие средства. Условные обозначения на упаковке.

Лабораторная работа « Действие бытовой химии на ткани»

Лабораторная работа « Действие бытовой химии на  живые организмы»

2.Биология

 

Я микробиолог.

 Виды современных микроскопов. Строение микроскопа и правила работы с микроскопом. Правила работы со световым микроскопом. По следам Р. Гука  первооткрывателя клетки. Успехи микробиологов.

Строение клетки. Приготовление микропрепарата кожица лука, листа комнатного растения традесканции. Изучение клеток и тканей  растительных и животных организмов на готовых микропрепаратах. Типы тканей растительных и животных организмов. Органы и системы органов. Моделирование пищеварительной, выделительной, кровеносной системы человека.

Открытие микромира Левенгуком. Бактерии. Распространение и значение бактерий. Опасные  бактериальные заболевания человека .

Я генетик.

 Из чего сделаны гены. Молекулы жизни. Белки и генетический код. Что такое ДНК? Практическое задание «Вкусная модель ДНК».  Генетический код. Решение задач на комплементарность. Практическая работа. Выделение ДНК из банана.

Биолаборатория  в нашей жизни

 Исследовательская работа. Выявление наличия крахмала в продуктах питания (мороженое, сметана, колбаса и т.д.).

3. Практическая география.

 Что такое климат? Климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах. Типы климатов России. План описания климата и практическая работа. План работы с климатограммой , описание климата по климатограмме, определение климатограммы по описанию.

 Что такое природная зона? Природные зоны России.

План описания природной зоны и практическая работа.

 Крупнейшие реки России. План описания реки и практическая работа.

 Работа с картой. Определение азимута, расстояния, направления, координаты точки.

 Решение расчетных задач. Определение средней температуры, угла падения солнечных лучей, расчет падения реки, уклона реки, коэффициента увлажнения.

 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8класс

№ урока

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Форма проведения

Введение.

1

 Содержание курса.

1

1.Химическая лаборатория

2-3

Правила техники безопасности при работе с веществами в школьной химической лаборатории. Организации лаборатории на дому из доступного оборудования и реактивов

2

Занятие,  

инструктаж,

практическая работа

4-5

Лабораторная работа «Взаимодействие соды и уксуса».  Строение вулканов. Влияние вулканических выбросов на состояние атмосферы. Подготовка  макета и проведение опыта  «Вулкан » из доступных реактивов. Если связь между  опытом с содой, вулканами растениями. Разбор уравнения реакции.

2

Занятие, практическая работа,   работа с открытыми источниками информации        

6-7

 Реакция фотосинтеза.

Что такое активированный уголь? Применение активированного угля.

2

 Занятие

8-9

Перевязочные материалы. Изучение состава, прочности, исследование на стерильность. Закладки опыта. Йодная настойка, состав, история возникновения, правила применения, свойства. Использование для обнаружения крахмала.

2

Занятие, практическая работа, моделирование

10-11

Что такое температура воды, воздуха. Температура тела.  Приборы для измерения температуры. Бесконтактный термометр и его применение.

2

Занятие, практическая работа, моделирование

12-13

Лабораторная работа «Измерение температуры воды» .

Лабораторная работа «Измерение температуры воздуха»

2

занятие

14

Лабораторная работа «Почему тепло в варежках и пуховике»

1

Практическая работа

15-16

Содержимое медицинской аптечки.

2

Практическая работа

2.Биология

17

Строение микроскопа. Правила работы со световым микроскопом. По следам Р. Гука  первооткрывателя клетки. Успехи микробиологов.

1

Занятие

18-19

Строение клетки. Приготовление микропрепарата кожица лука, листа комнатного растения традесканции.

2

Занятие

20-21

Изучение клеток и тканей  растительных и животных организмов на готовых микропрепаратах.  

2

Занятие

22-23

  Типы тканей растительных и животных организмов.

2

Занятие

24-25

 Органы и системы органов.

2

Занятие

26-28

Моделирование пищеварительной, выделительной, кровеносной системы человека.

3

Создание модели

3. Практическая география

29-30

Что такое климат? Типы климатов России. План описания климата.

2

Описание по плану

31-32

Что такое природная зона? Природные зоны России.

План описания природной зоны и практическая работа.

2

Решение задач

33-34

Крупнейшие реки России. План описания реки и практическая работа.

2

Описание по плану

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9класс

№ урока

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Форма проведения

Введение.

1

 Содержание курса.

1

1.Химическая лаборатория

2-3

Правила техники безопасности при работе с веществами в школьной химической лаборатории. Организации лаборатории на дому из доступного оборудования и реактивов

2

Занятие,  

инструктаж,

практическая работа

4-5

Использование термина «Вулкан» в географии. Строение вулканов. Влияние вулканических выбросов на состояние атмосферы. Опыт «вулкан на столе».  Разбор уравнения реакции.

2

Занятие, практическая работа,   работа с открытыми источниками информации        

6-7

Химия углерода. Оксиды углерода.

2

 Занятие

8-9

Перекись водорода правила применения при оказании первой помощи, свойства. Разложение перекиси водорода в разных условиях. Химический состав. Создание модели молекулы перекиси водорода. Способы применения перекиси водорода в хозяйственных целях.

2

Занятие, практическая работа, моделирование

10-11

Нашатырный спирт правила применения при оказании первой помощи, свойства, разложение. Химический состав. Создание модели молекулы нашатырного спирта. Медицинский спирт, правила применения при оказании первой помощи, свойства. Химический состав. Создание модели молекулы медицинского спирта

2

Занятие, практическая работа, моделирование

12-13

Бытовая химия в доме. Чистящие и моющие средства.

 Условные обозначения на упаковке.

2

занятие

14

Лабораторная работа « Действие бытовой химии на ткани»

1

Практическая работа

15-16

Лабораторная работа « Действие бытовой химии на  живые организмы»

2

Практическая работа

2.Биология

17

Виды современных микроскопов. Строение микроскопа и правила работы с микроскопом.

1

Занятие

18-19

Открытие микромира Левенгуком. Бактерии. Распространение и значение бактерий. Опасные  бактериальные заболевания человека

2

Занятие

20-21

Я генетик. Из чего сделаны гены. Молекулы жизни.

2

Занятие

22-23

Белки и генетический код.

2

Занятие

24-25

Что такое ДНК? Практическое задание «Вкусная модель ДНК».  Генетический код.

2

Занятие

26

Решение задач на комплементарность. Практическая работа. Выделение ДНК из банана

1

Решение задач

27-28

Исследовательская работа. Выявление наличия крахмала в продуктах питания (мороженое, сметана, колбаса и т.д.).

2

Исследование

3. Практическая география

29-31

Что такое климат? Типы климатов России. План описания климата и практическая работа. План работы с климатограммой , описание климата по климатограмме, определение климатограммы по описанию.

3

Описание по плану

32-34

Решение расчетных задач. Определение средней температуры, угла падения солнечных лучей, расчет падения реки, уклона реки, коэффициента увлажнения.

Определение времени часовых поясов.

3

Решение задач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Юный натуралист"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Юный натуралист" предназначена для учащихся 5 классов, для более углубленного изучения биологии и знакомства с особенностями природы Астраханской обла...

Рабочая программа экологического кружка "Юный натуралист"

В данном материале представлена рабочая программа кружка экологической направленности....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный натуралист"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный натуралист".Срок реализации 2 года....

Рабочая программа Наименование кружка "Юный натуралист" класс 5-6 класс

Жизнь в обществе меняется очень быстро, изменяется политический и общественный уклад, нравственные ориентиры и жизненные ценности. Как помочь ребенку правильно сориентироваться в бурном круговороте жи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный натуралист»

Программа направлена на поиск одаренных учащихся, на то, чтобы одаренные дети имели возможность развиваться и совершенствоваться. Знания и умения, необходимые для осуществления учебно-исследовательско...