Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный натуралист»
методическая разработка по биологии
Программа направлена на поиск одаренных учащихся, на то, чтобы одаренные дети имели возможность развиваться и совершенствоваться. Знания и умения, необходимые для осуществления учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для создания и реализации научно-исследовательских проектов при обучении в ВУЗах и средних специальных учебных заведениях. Программа позволяет реализовать актуальные сегодня личностно-ориентированный и деятельностный подходы в обучении. Срок реализации программы: 1 года. Возраст детей: 11–16 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_naturalist._grekova_g.a.docx | 48.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Гальбштадтская средняя общеобразовательная школа»
«РАССМОТРЕНО» Председатель экспертного совета ___________ Е.Н.Кожанова Заключение от __________2021 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор _________ Н.Ф. Осипова Приказ № 193 от 24 августа 2021 г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Юный натуралист»
2021 – 2022 учебный год
5-10 класс
Программу составила
Грекова Г.А,
учитель
высшей квалификационной категории
с. Гальбштадт - 2021 г
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности курса социальной направленности «Юный натуралист» составлена с учетом следующих нормативных документов:
-Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гальбштадтская средняя общеобразовательная школа» Немецкого национального района Алтайского края (утв. приказом директора МБОУ «Гальбштадтская СОШ» от 23.12.2020. № 338)
- Положение об организации внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ начального общего образования и основного общего образования МБОУ «Гальбштадтская СОШ» (утв. приказом директора МБОУ «Гальбштадтская СОШ» от 1августа 2018 № 193).
- Положение об организации внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ среднего общего образования МБОУ «Гальбштадтская СОШ» (утв. приказом директора МБОУ «Гальбштадтская СОШ» от 1 апреля 2019 № 52).
Данная программа курса «Юный натуралист» предназначена для общеобразовательной школы и является очной формой обучения. Программа дает возможность обучающимся осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, она знакомит их с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность проводить научные эксперименты и исследования.
Актуальность программы. Программа направлена на поиск одаренных учащихся, на то, чтобы одаренные дети имели возможность развиваться и совершенствоваться. Знания и умения, необходимые для осуществления учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для создания и реализации научно-исследовательских проектов при обучении в ВУЗах и средних специальных учебных заведениях. Программа позволяет реализовать актуальные сегодня личностно-ориентированный и деятельностный подходы в обучении. Срок реализации программы: 1 года. Возраст детей: 11–16 лет.
Цель программы: формирование и распространение исследовательской компетентности в образовательном пространстве как условие развития творческого мышления и качества образования школьников.
Достижение данной цели предполагает решение школьниками следующих задач:
1. Приобрести знания о содержании и структуре учебно-исследовательской работы, о способах поиска необходимой для исследования информации;
2. Освоить метод научного познания, овладеть методикой научного исследования;
3. Овладеть операциями анализа и обобщения, способами обработки результатов;
4. Освоить требования к оформлению реферата исследовательской работы;
5. Овладеть основами практического выступления с научным докладом;
Предназначение программы школы – выявлять и поощрять детей, которые реально желают заниматься научно-исследовательской деятельностью; дать возможность школьникам развить свой познавательный интерес, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности, определяющие формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном мире.
Программа направлена на формирование организационно-деятельностных качеств обучающихся, таких как способность осознавать цели и задачи учебно-исследовательской деятельности, умение ставить цель и организовать ее достижение, а также развитие креативных качеств – вдохновленность, гибкость ума, критичность, наличие своего мнения, умение выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Учебная программа «Юный натуралист» по направленности содержания – надпредметная. Состоит из трех модулей:
1 модуль – “Первые научные пробы. Самоопределение в науке”
2 модуль – “Поиск истины. От замысла к открытию”
3 модуль – “Путь к успеху. Практика выступления с научным докладом”.
Продолжительность образовательного процесса – 1 год.
Форма обучения очная.
Формы организации деятельности – групповая и индивидуальная.
Основная организационная форма обучения – погружение.
Программа предполагает использование следующих обучающих форм:
Установочные и аналитические мини-лекции.
Научные практикумы.
Интенсивная школа (в каникулярное время)
Уроки-дискуссии.
Психологические тренинги.
Консультации.
Беседы.
Защита исследовательских мини-проектов.
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
- ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
- основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); мотивация к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
- экологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Тематический план курса внеурочной деятельности «Юный натуралист»
№ | Наименование раздела | Всего часов |
1 | 1 модуль «Первые научные пробы. Самоопределение в науке» | 12 |
2 | 2 модуль «Поиск истины. От замысла к открытию» | 9 |
3 | 3 модуль «Путь к успеху. Практика выступления с научным докладом» | 14 |
Итого | 35 |
Формы итоговой и промежуточной аттестации по курсу внеурочной деятельности «Юный натуралист» не предусмотрены.
Содержание курса внеурочной деятельности.
1 модуль «Первые научные пробы. Самоопределение в науке»
Тема 1.
Введение в программу. Ознакомление с деятельностью курса.
Правила поведения детей на занятиях. Правила техники безопасности и личной гигиены (рабочая поза, частота смены положения тела, наличие чистого материала, требования к инструментам, перерывы для отдыха и т.д.) Познавательная игра по теме.
Тема2. Экскурсия в парк. «Зеленый наряд нашей планеты». Наблюдение за живой и неживой природой.
1.Провести наблюдения за изменениями в неживой природе.
2.Учить нахождению признаков отличия растений осенью в сравнении с летом.
3. Продолжить формирование понятий “неживая природа”, “живая природа”, актуализировать представления о жизненных формах растений.
4.Учить наблюдению за поведением животных.
5.Продолжить формирование умения эстетически воспринимать природу вокруг себя. Формировать представления об экологических связях и зависимостях явлений и объектов живой природы.
Первую экскурсию в природу необходимо провести в сентябре, выбрав солнечный день. Учащиеся еще живут воспоминаниями о прекрасной летней поре и помогут проведению беседы на высоком эмоциональном уровне. В зависимости от того, где планирует провести экскурсию учитель: степной участок, сквер, водоем, лес, в ответах учащихся будут называться различные природные объекты. Данный урок может быть разделен на две экскурсии, или сокращено содержание.
Тема3. Работа на учебно-опытном участке. Знакомство с учебно-опытным участком (площадь, размеры, структура) и осенними работами на нем. Правила безопасности труда при работе с ручным садовым инвентарем (грабли, носилки), приемы работы с ним.
Тема 4.
Практическая работа на учебно-опытном участке: удаление мусора, сгребание граблями опавших листьев, веток. Экология пришкольного участка. Привлечь родителей к подготовке доклада.
Тема 5.
Лекарственные растения на учебно-опытном участке. Что такое лекарственные растения.
Немного истории. Заготовка, сушка и хранение лекарственных растений. Приготовление и применение лекарственных средств. Как искать, собирать и охранять лекарственные растения.
Практическая работа: заготовка лекарственных растений.
Тема 6.
Перспективные технологии в борьбе с отходами на пришкольном участке. Опасные отходы в быту. Что может сделать гражданин для сохранения окружающей среды (на кухне, в школе, на работе, в дороге, саду, на даче ).
Тема 7. Практические занятия на школьном учебно-опытном участке: сбор урожая. Очистка участка от остатков растений, внесение перегноя.
Хранение плодов и овощей. Хранение корнеплодов. Переработка овощей. Рецепты – хозяйке на заметку. Конкурс на самый лучший рецепт.
Тема 8. Селекция в домашних условиях. Сорт и семена. Значение сорта. Качество семян. Сбор семян. Сушка семян. Сортировка семян, подготовка их к зимнему хранению.
Практическая работа: проверка всхожести семян, приготовление семенного материала.
Тема9. Экскурсия в природу. «Здравствуй, осень золотая!» Листопад в жизни растений, сравнение и сбор осенних листьев.
Тема10. Знакомство с жизнью и деятельностью знаменитого биолога И.В.Мичурина.
Тема 11. Все профессии важны, все профессии нужны. Кем быть? Знакомство с профессиями «Человек-природа».
Тема 12. Все профессии важны, все профессии нужны. Кем быть? Знакомство с профессиям«Человек-природа». Практическое занятие. Можно выбрать профессию школьного повара. Повар проводит мастер-класс с участием детей. Итог, например, чаепитие.
2 модуль «Поиск истины. От замысла к открытию»
Тема 13- 14. Экскурсии на рабочие места родителей учащихся. Можно посетить рабочие места тех людей, о профессиях которых говорили на теоретическом занятии.
Тема 15. Использование знаний по гигиене труда на практике. Изучение основных свойств некоторых материалов. Изготовление различных поделок (по усмотрению учителя).
Тема 16. Санитарный день в кабинете.
Тема 17-18-19. (1-теористическое,2-практических занятий)
1.Комнатное цветоводство. 3накомство с видами комнатных растений. Назначение и польза комнатных растений. Фэн-Шуй.
2-3.Практические работы: ухода за комнатными растениями: полив, удаление пыли, сухих листьев, рыхление почвы. Выращивание комнатных растений и правила ухода за ними. Правила опрыскивания, подкормки, рыхление почвы. Размещение комнатных растений в зависимости от их отношения к свету, теплу. Заготовка черенков (традесканция, бегония, фуксия, герань). Посадка. Пересадка в цветочные горшки. Изготовление и наклейка табличек с названием цветов на цветочные горшки.
Эксперимент и уход за комнатными растениями в течение всей работы. Опыт: влияние удобрений на рост и развитие растений.
Тема 20.
Зимняя экскурсия в парк. Наблюдения за живой и неживой природой в холодное время года. Обратить внимание на изменения в природе, связанные со сменой времен года.
3 модуль «Путь к успеху. Практика выступления с научным докладом»
Тема 21-22.Практическая работа(1и2).Оформление «Уголка природы в школе» - описание, фото редких комнатных растений; интересные факты из жизни растений; хобби людей – комнатные растения. Конкурс презентаций учащихся «Комнатные растения разных стран».
Тема 23.Экскурсия: Дом- музей комнатных растений.(Организовать посещение частного дома, где люди увлечены выращиванием комнатных растений и имеют большую коллекцию этих растений.)
Тема 24.
Знакомство с новыми сортами цветочно-декоративных растений. Использование слайдов.
Тема 25.
Использование цветочно-декоративных растений в современном ландшафтном дизайне.
-что такое ландшафтный дизайн;
-его назначение;
-как называют человека, который занимается ландшафтным дизайном;
-как используется данное направление в нашей местности.
Тема 26-27.
Составление эскизов, макетов цветочных клумб. Знакомство с аранжировкой цветов.
Выставка работ на общешкольное голосование за лучший макет. Привлечение родителей.
Тема 28.
Знакомство с семенами цветочно-декоративных растений. Практическая работа: подготовка семян к посеву. Посев. Выращивание рассады.
Тема 29-30. Планирование и проектирование пришкольного участка.
Подготовительный этап работы на участке:1)Выбор участка; 2)разбивка участка; 3)планирование отделов. Основной этап работы: 1)содержание участка; 2)организация учебно-опытной работы; 3)почва и климатические условия; 4)современный дизайн участка.
Практическая работа: применение разнообразных форм и окраски растений при дизайнерском оформлении цветников. (Планировка цветников. Разбивка клумб. Озеленение группами. Подбор растений по высоте и времени цветения. Декоративно – художественное оформление).
Подготовка и посев семян в грунт. Посадка рассады.
Тема31. Растениеводство как составная часть сельского хозяйства. Разнообразие культурных растений. Растения поля, сада, огорода. Основные фенологические фазы сельскохозяйственных культур (всходы, цветение, созревание).
Практическая работа на участке: распознавание всходов культурных растений, полив, прополка, установка опорных колышков.
Тема 32.
Экскурсия: «Профессии в растениеводстве» (овощевод, садовод, агроном и др.).
Тема 33.Подготовка комнатных растений к лету. Высадка некоторых растений на пришкольный участок. Другие растения помещают в прохладные, затененные комнаты.
Тема 34-35. Проводится тестирование по всему курсу кружка.
Опытническое дело. Какие бывают опыты. Выбор опытнической работы на лето.
Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Юный натуралист» 2021-2022 уч.год
№ урока | Количество часов | Модули программы и изучаемые темы | Дата проведения |
12 | 1 модуль “Первые научные пробы”. Самоопределение в науке | ||
1 | 1 | Презентация курса «Юный натуралист» Давайте познакомимся. Техники знакомства. Техники влияния | 03.09 |
2 | 1 | Структура учебно-исследовательской деятельности | 10.09 |
3 | 1 | Тема для исследования. Как найти интересную тему для исследования? | 17.09 |
4 | 1 | Преобразование учебной, научной информации в тему исследования | 24.09 |
5 | 1 | Актуальность и практическая значимость исследования. | 01.10 |
6 | 1 | Объект и предмет исследования. | 08.10 |
7 | 1 | Определение цели и задач исследования | 15.10 |
8 | 1 | Формулирование гипотезы | 22.10 |
9 | 1 | Определение методов исследования | 29.10 |
10 | 1 | Планирование исследования Распределение ролей при работе в команде | 12.11 |
11 | 1 | Виды литературных источников информации Библиографическое описание | 19.11 |
12 | 1 | Виды фиксирования и обобщения информации | 26.11 |
9 | 2 модуль “Поиск истины. От замысла к открытию”. | ||
13 | 1 | Творческая личность. Качества творческой личности. | 03.12 |
14 | 1 | Азбука лидерства | 10.12 |
15 | 1 | Эксперимент и исследование. | 17.12 |
16 | 1 | Общая методология выполнения исследовательских работ. | 24.12 |
17 | 1 | Планирование, выбор методов эксперимента, | 14.01 |
18 | 1 | Подтверждение гипотезы, анализ данных. | 21.01 |
19 | 1 | Ведение дневника | 28.01 |
20 | 1 | Оформление работы и подготовка приложений | 04.02 |
21 | 1 | Рекомендации по размещению иллюстраций в работе | 11.02 |
14 | 3 модуль “Путь к успеху. Практика выступления с научным докладом” | ||
22 | 1 | Практика презентации исследовательской работы | 18.02 |
23 | 1 | Успех презентации – залог признания и путь к номинации! | 25.02 |
24 | 1 | Индивидуальные консультации | 04.03 |
25 | 1 | Основные подходы к составлению защитной речи. | 11.03 |
26 | 1 | Стендовый доклад. | 18.03 |
27 | 1 | Тезисы и рецензия – это тоже важно! Основные правила написания. | 25.03 |
28 | 1 | Предварительная презентация проекта и исследования. | 08.04 |
29 | 1 | Индивидуальные консультации | 15.04 |
30 | 1 | Критерии оценки научных работ. | 22.04 |
31 | 1 | Экспертиза. | 29.04 |
32 | 1 | Индивидуальные консультации | 06.05 |
33 | 1 | Публичное предъявление и защита работа | 13.05 |
34-35 | 2 | Учимся рефлексировать! Виды рефлексии. Рефлексия деятельности и рефлексия состояния. | 20.05 27.05 |
Лист внесения изменений
№ | Дата | Тема занятия | Содержание изменений | Основание (причина) изменений |
Лист
экспертизы рабочей программы курса внеурочной деятельности
Курс внеурочной деятельности________________________________________, __ класс
Составитель программы________________________________________________________
Эксперт:______________________________________________________________________
Дата заполнения: _______________________20___г.
№ | Критерии и показатели | Выраженность критерия есть (+), нет (-) | Комментарий эксперта (при показателе «нет») |
Полнота структурных компонентов рабочей программы курса | |||
1.1 | Титульный лист | ||
1.2. | Пояснительная записка | ||
1.3. | Планируемые результаты освоения курса | ||
1.4. | Содержание курса | ||
1.5. | Календарно-тематический план | ||
Качество пояснительной записки рабочей программы курса | |||
2.1. | Раскрывает цели и задачи обучения, воспитания и развития обучающихся по данному направлению, педагогическую идею курса внеурочной деятельности | ||
2.2. | Содержит информацию о продолжительности занятий, возрастную принадлежность, | ||
2.3. | Содержит информацию о видах деятельности, формах подведения итогов работы | ||
Качество описания планируемых результатов освоения курса | |||
3.1. | Планируемые результаты соотносятся с целями и задачами изучения курса внеурочной деятельности | ||
3.2. | Личностные и метапредметные результаты конкретизированы через соответствующие УУД | ||
Качество описания содержания курса внеурочной деятельности | |||
4.1. | Содержит информацию о теме раздела и его содержании | ||
4.2. | Содержит информацию о формах организации и видах деятельности обучающихся | ||
Качество тематического поурочного плана | |||
5.1. | Содержит информацию о продолжительности изучения раздела | ||
5.2. | Отражает информацию о теме каждого занятия, дату его проведения | ||
Грамотность оформления: соответствие требованиям информационной грамотности | |||
6.1. | Содержание разделов соответствует их назначению | ||
6.2. | Текст рабочей программы структурирован | ||
6.3. | Текст рабочей программы представлен технически грамотно |
Выводы эксперта:_____________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик"
рабочая программа внеурочной деятельности по математике 5 класс по общеинтеллектуальному направлению. рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...
рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик"
рабочая программа внеурочной деятельности по математике 5 класс по общеинтеллектуальному направлению. рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Юный натуралист"
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Юный натуралист" предназначена для учащихся 5 классов, для более углубленного изучения биологии и знакомства с особенностями природы Астраханской обла...
Программа внеурочной деятельности "Юный натуралист"
Программа разработана с целью развития у детей знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозавис...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный натуралист"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный натуралист".Срок реализации 2 года....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный натуралист» для 5 класса на 2022-2023 учебный год
Раздел 1ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа. Сведения о программе (примерной/типовой или авторской):Федеральный закон от 29.12.2012 г...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный натуралист"
Рабочая программа для 8-9 класса по внеурочной деятельности естественно- научной направленности " Юный натуралист"...