Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный натуралист"
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный натуралист".Срок реализации 2 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный натуралист" | 149.5 КБ |
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный натуралист" | 149.5 КБ |
vneurochnaya_deyatelnost.doc | 149.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
внеурочной деятельности
основного общего образования
"Юный натуралист"
Составитель: Волкова Е.Г.
Срок реализации программы – 2 года
Возраст детей – 12-13 лет
г.Дзержинск
Нижегородская область
2017г.
Пояснительная записка
Программа “Юный натуралист” позволяет учащимся расширить представление о животном и растительном мире, которое они приобретают в ходе изучения разделов “Растения” и “Животные”, 6 -7 классах.
Программа рассчитана на удовлетворение любознательности тех учащихся, которые, интересуясь ботаникой и зоологией и стремясь к непосредственному общению с природой, хотят больше знать о повадках, поведении, физиологических особенностях животных, о том, как вступать с ними в контакт или оказывать посильную помощь.
К познанию природы, окружающей каждого человека естественной среды и интуитивно, и сознательно стремится каждый ребенок. Однако в реальной жизни далеко не всегда возможны систематические контакты с естественной природой, её отдельными биоценозами. Под руководством преподавателя ребёнок сможет в системе рассмотреть великолепные объекты природы, интересные для изучения со всех сторон.
На занятиях ребята учатся вести наблюдения, работать с художественной и научной литературой. У них возникает потребность лучше и больше знать.
Во время проведения дидактических игр, развивается коллективизм, уважение друг к другу.
Общение учеников с педагогом на занятиях теряет формальную направленность, когда четко выполняются установки социальных ролей “ учитель” и “ученик”. Ученики и учителя становятся единомышленниками, занимаясь тем, что их интересует.
Основная цель программы – формирование биолого-экологической культуры у детей, направленной на осознание целостности живой природы и человека, необходимости заботится обо всём живом на земле, воспитание нравственных качеств личности.
Программа предусматривает решение следующих задач:
1. Знакомство с видовым разнообразием растительного и животного мира, с их биологическими особенностями
2. Приобретение навыков и умений работать с художественной и научной литературой
3. Формирование у школьников умений сравнивать, вести наблюдения
4. Приобщение детей к охране природы родного края, вовлечение в защиту окружающей среды
5. Способствовать развитию коллективизма, повышению интереса к исследовательской работе
6. Содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса
Методы работы:
1. Поисково-исследовательский
2. Самореализация через различные творческие дела, участия в конкурсах, экскурсиях, выставках
3. Коллективный подход
Формы и приемы работы:
1. Проведение практически работ, экскурсии
2. Изучение научной и художественной литературы
3. Фенологические наблюдения
4. Наблюдение за природными объектами
5. Изучение флоры и фауны родного края
Учащиеся должны знать:
- сезонные явления;
- лекарственные растения;
- комнатные растения, уход за ними, размножение;
- классификацию растений и животных;
- грибы, правила их сбора;
- меры профилактики грибковых заболеваний
- правила поведения в природе и меры по её охране;
- способы изучения природы (наблюдения, опыты, измерения);
- строение микроскопа и правила работы с ним;
- связь между человеком и природой;
- природу родного края;
- структуру экосистем;
- естественные и искусственные сообщества;
- многообразие голосеменных растений;
- представителей различных типов и классов животных;
- отряды млекопитающих
Учащиеся должны уметь:
- работать с микроскопом
- ухаживать за комнатными растениями; составлять синквейн;
- давать описание внешнего вида животных и растений; работать с художественной и научной литературой;
- проводить наблюдения за природой, сезонными изменениями в жизни растении и животных;
- уметь различать сочные и сухие, односемянные и многосемянные плоды;
- уметь распознавать съедобные и ядовитые грибы;
- уметь пользоваться определителем растений
Планируемые результаты освоения
учащимися программы внеурочной деятельности.
В сфере личностных универсальных учебных действий формируется:
- умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков
- осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Регулятивные УУД:
В сфере регулятивных универсальных учебных действий формируется умение:
- осознавать границы собственных знаний и умений о природе, человеке и обществе
- понимать перспективы дальнейшей учебной работы
- определять цели и задачи усвоения новых знаний
- оценивать правильность выполнения своих действий
- вносить необходимые коррективы, подводить итоги своей познавательной, учебной, практической деятельности.
Особое внимание уделяется развитию способности к постановке (принятию) учеником учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые определяются перед изучением раздела, темы, чтением смыслового блока текста, выполнением заданий, перед проверкой знаний и умений в рабочей и тестовой тетради. Планирование учебных (исследовательских) действий ученик осваивает, наблюдая природные и социальные объекты, готовя о них сообщения, выполняя опыты в классе или в домашних условиях, участвуя в проектной работе.
Познавательные УУД:
При изучении курса развиваются следующие познавательные учебные действия:
- умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.)
- описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков (известных характерных свойств)
- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.
- пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, объяснения причин природных явлений, последовательности их протекания
- моделировать объекты и явления окружающего мира
- проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов (их свойств) и явлений, ставя задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме.
Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, легенда карты, дорожные знаки и др.).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
Развиваются и коммуникативные способности учащихся:
- обогащается их опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми;
- приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;
- осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе;
- осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами;
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других.
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Содержание программы
Введение. 1ч.
Экология. Знакомство с целями и задачами программы. Среда обитания. Факторы среды.
Тема №1 Возникновение натуралистического движения 1ч.
Первые кружки в стране. Образование станций юннатов и их деятельность.
Тема №2 Природа окрестностей школы - 1 час.
Сформировать понятие “окружающая среда”. Изучить многообразие растений окрестностей школы. Выявить значение почвы как верхнего слоя Земли.
Тема №3 Правила поведения в природе - 1 час
Тема №4 Сезонные явления в природе осенью - 4 часа. Экскурсия.
Признаки осени. Знакомство с распространенными растениями: деревьями, кустарниками, травами. Осенние явления в жизни растений. Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников. и кустарников. Строение микроскопа. Правила работы с микроскопом. Техника безопасности. Строение основной ткани листа. Пластиды в клетках листа.
Тема №5 Скатерть-самобранка - 2 часа.
Осень – время сбора урожая. Культурные растения, их происхождение. Фрукты, овощи. Их значение в жизни человека. Правила хранения продуктов и приготовления пищи.
Тема № 6 Береза - 1 час
Познакомить с русской березкой. Лекарственные свойства. Составление синквейна.
Тема № 7 Лук -1 час.
Практическая работа: « Строение луковицы». “Лук от семи недуг”
Тема №8 Голосеменные растения, их многообразие. 1ч.
Тема № 9 Облепиха - 1 час.
Рассказ о диком ананасе. Лекарственные свойства облепихи.
Тема № 10 Подсолнечник -1 час.
Внешнее строение подсолнуха. Легенды о подсолнечнике. “Зеленый доктор”
Тема № 11 Пшеница - 2 часа.
Пшеница- важнейшая зерновая культура. Практическая работа «Строение семян однодольных растений». Профессия – хлебороб. Народный промысел.
Тема №12 Лекарственные растения – 1ч
Путешествие в мир лекарственных растений
Тема №13 Плоды и семена – 1час
Плоды и семена. Сочные и сухие плоды. Распространение плодов и семян. Сбор семян и плодов для подкормки птиц в зимнее время.
Тема №14 Комнатные растения – 6 часов
Дать понятие о комнатных цветах. Родина комнатных растений. Классификация комнатных растений. Расположение комнатных растений. Как ухаживать за своими зелёными друзьями. Размножение растений. Трудности и проблемы, возникающие при выращивании растений. Вредители и болезни комнатных растений. Неотложная помощь комнатным растениям.
Тема №15 Семейства цветковых растений. – 2 часа.
Классификация растений. Представители различных семейств, произрастающие в Нижегородской области.
Тема №16 Определитель -1час
Работа с гербарным материалом: определение растений, относящихся к разным семействам.
Тема №17 Однолетние растения и многолетние – 3 часа.
Однолетние цветковые растения. Многолетние цветковые растения. Цветы в украшении сада, парка, города, балкона. Профессия “цветовод – озеленитель”
Тема №18 Ландшафтный дизайн-1час
Ландшафтный дизайн. Стили ландшафтного дизайна. Профессия «Ландшафтный дизайнер»
Тема № 19 Грибы - 2 часа.
Низшие грибы и их значение. Высшие грибы. Трубчатые и пластинчатые шляпочные грибы. Разнообразие грибов. Особенности жизнедеятельности грибов. Правила сбора грибов. Грибы – паразиты. Меры профилактики грибковых заболеваний.
Тема №20 Растения помощники в геологии - 1 час.
Исследования в геологии. Краеведческий материал.
Тема № 21 Экосистема - 3 часа.
Экосистема и биогеоценоз. Их структура и отличия. Естественные и искусственные сообщества, их отличительные особенности. Моделирование искусственных сообществ.
Тема №22 Занимательная ботаника (Викторина) (1ч)
Тематическое планирование
№ | Тема | Дата |
1 | Экология. Знакомство с целями и задачами программы. Среда обитания. Факторы среды. | |
2 | Первые кружки в стране. Образование станций юннатов и их деятельность. | |
3 | Значение почвы как верхнего слоя Земли. Экскурсия «Многообразие растений окрестностей школы». | |
4 | Поведение на природе. | |
5 | Экскурсия «Признаки осени. Знакомство с распространенными растениями: деревьями, кустарниками, травами». | |
6 | Осенние явления в жизни растений. Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников | |
7 | Строение микроскопа. Правила работы с микроскопом. Техника безопасности. | |
8 | Практическая работа «Строение основной ткани листа. Пластиды в клетках листа». | |
8 | Осень – время сбора урожая. Культурные растения, их происхождение. | |
9 | Фрукты, овощи. Их значение в жизни человека.Правила хранения продуктов и приготовления пищи. | |
10 | Русская береза. Лекарственные свойства. Составление синквейна. | |
11 | Практическая работа: « Строение луковицы». “Лук от семи недуг” | |
12 | Голосеменные растения, их многообразие. | |
13 | Рассказ о диком ананасе. Лекарственные свойства облепихи. | |
14 | Внешнее строение подсолнуха. Легенды о подсолнечнике. “Зеленый доктор” | |
15 | Пшеница- важнейшая зерновая культура. Практическая работа «Строение семян однодольных растений». | |
16 | Профессия – хлебороб. Народный промысел. | |
17 | Путешествие в мир лекарственных растений | |
18 | Плоды и семена. Сочные и сухие плоды. | |
19 | Распространение плодов и семян. Сбор семян и плодов для подкормки птиц в зимнее время. | |
20 | Понятие о комнатных цветах. Родина комнатных растений. Классификация комнатных растений. | |
21 | Размножение растений. | |
22 | Расположение комнатных растений | |
23 | Как ухаживать за своими зелёными друзьями. Трудности и проблемы, возникающие при выращивании растений. | |
24 | Вредители и болезни комнатных растений. Неотложная помощь комнатным растениям. | |
25 | Классификация растений. | |
26 | Представители различных семейств, произрастающие в Нижегородской области. | |
27 | Работа с гербарным материалом: определение растений, относящихся к разным семействам. | |
28 | Однолетние цветковые растения. | |
29 | Многолетние цветковые растения. | |
30 | Цветы в украшении сада, парка, города, балкона. Профессия “цветовод – озеленитель” | |
31 | Ландшафтный дизайн. Стили ландшафтного дизайна. Профессия «Ландшафтный дизайнер» | |
32 | Низшие грибы и их значение. Высшие грибы. Трубчатые и пластинчатые шляпочные грибы. Разнообразие грибов. Особенности жизнедеятельности грибов. Правила сбора грибов. | |
33 | Грибы – паразиты. Меры профилактики грибковых заболеваний. | |
34 | Исследования в геологии. Краеведческий материал. | |
35 | Экосистема и биогеоценоз. Их структура и отличия. | |
36 | Естественные и искусственные сообщества, их отличительные особенности. | |
37 | Викторина «Занимательная ботаника» |
2год обучения
Введение-2 часа
Природа вокруг нас. Общие признаки живой природы. Царство животных. Особенности животных. Интеллектуальный турнир «Знаете ли вы животных»
Тема №1 Многообразие животных (2 ч.)
Классификация животных. Экскурсия. Посещение живого уголка. (СЮТ)
Тема № 2 Подцарство: Одноклеточные организмы.(1ч.)
Многообразие одноклеточных организмов.
Тема № 3 Подцарство: Многоклеточные организмы (26ч.)
Многообразие Кишечнополостных: Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. Многообразие Плоских червей. Циклы развитияГлисты. Острицы. Аскариды. Меры профилактики. Разнообразие моллюсков. Практическая работа «Сравнение раковин моллюсков». Многообразие Ракообразных. Их значение. Многообразие Паукообразных. Их значение. Путешествие по теме: «Насекомые». Знакомство с коллекциями насекомых. Викторина «Членистоногие». Рыбы, их многообразие. Многообразие земноводных. Многообразие пресмыкающихся. Игра- биоком по теме: «Рептилии». Игровые задания по теме: «земноводные и пресмыкающиеся».Внешний вид птиц, образ жизни. Игра «Узнай птичку по ее песенке». Экологические группы птиц. Птицы зимой. Виды кормушек. Кочующие птицы О пользе зимующих птиц. Кроссворды “Птичья столовая”, «Перелетные птицы», «Кочующие птицы»Жизнь животных зимой. Следы на снегу. Насекомоядные, Грызуны, Рукокрылые, Зайцеобразные, Хищные, Китообразные, Ластоногие. Морские млекопитающие и человек. Репутация дельфина. Мир звука. Говорящие дельфины. Хоботные. Непарнокопытные, Парнокопытные. Приматы, особенности их обитания. Судьба кошки во времена прошлые. Неприрученное домашнее животное. Породы кошек. Интересные истории с кошками. Породы собак.
Тема №4 Охрана природы (5ч.)
Книга тревоги. Заказники. Заповедники. Путешествие по заповедным местам. Заповедники Нижегородской области. Знакомство с Красной книгой России. Знакомство с Красной книгой Нижегородской области. Изготовление буклетов. Знакомство с растениями и животными, занесенными в Красную книгу.
Заключительное занятие - 1час.
Обобщающее занятие «Эти удивительные животные»
Тематическое планирование
№ | Тема | Дата |
1 | Природа вокруг нас. Царство животных. Особенности животных. | |
2 | Интеллектуальный турнир «Знаете ли вы животных» | |
3 | Классификация животных. | |
4 | Экскурсия. Посещение живого уголка. (СЮТ) | |
5 | Многообразие одноклеточных организмов | |
6 | Многообразие Кишечнополостных: Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. | |
7 | Многообразие Плоских червей. Циклы развития | |
8 | Глисты. Острицы. Аскариды. Меры профилактики | |
9 | Разнообразие моллюсков. Практическая работа «Сравнение раковин моллюсков» | |
10 | Многообразие Ракообразных. Их значение. | |
11 | Многообразие Паукообразных. Их значение. | |
12 | Путешествие по теме: «Насекомые». Знакомство с коллекциями насекомых | |
13 | Викторина «Членистоногие» | |
14 | Рыбы, их многообразие. | |
15 | Многообразие земноводных | |
16 | Многообразие пресмыкающихся. Игра- биоком по теме: «Рептилии» | |
17 | Игровые задания по теме: «Земноводные и Пресмыкающиеся» | |
18 | Внешний вид птиц, образ жизни. Игра «Узнай птичку по ее песенке». | |
19 | Экологические группы птиц. | |
20 | Кочующие птицы. Птицы зимой. Виды кормушек. | |
21 | Жизнь животных зимой. Следы на снегу. | |
22 | Насекомоядные, Грызуны | |
23 | Рукокрылые, Зайцеобразные | |
24 | Хищные | |
25 | Китообразные, Ластоногие | |
26 | Морские млекопитающие и человек. Репутация дельфина. Мир звука. Говорящие дельфины. | |
27 | Хоботные | |
28 | Непарнокопытные, Парнокопытные | |
29 | Приматы, особенности их обитания. Высокая организация среди других животных. (просмотр и обсуждение фильма).. | |
30 | Судьба кошки во времена прошлые. Неприрученное домашнее животное. Породы кошек. Интересные истории с кошками. | |
31 | Породы собак. | |
32 | Заказники. Заповедники. Путешествие по заповедным местам. | |
33 | Заповедники Нижегородской области. | |
34 | Знакомство с Красной книгой России. | |
35 | Знакомство с Красной книгой Нижегородской области. | |
36 | Знакомство с растениями и животными занесенными в Красную книгу. | |
37 | Обобщающее занятие «Эти удивительные животные» |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
внеурочной деятельности
основного общего образования
"Юный натуралист"
Составитель: Волкова Е.Г.
Срок реализации программы – 2 года
Возраст детей – 12-13 лет
г.Дзержинск
Нижегородская область
2017г.
Пояснительная записка
Программа “Юный натуралист” позволяет учащимся расширить представление о животном и растительном мире, которое они приобретают в ходе изучения разделов “Растения” и “Животные”, 6 -7 классах.
Программа рассчитана на удовлетворение любознательности тех учащихся, которые, интересуясь ботаникой и зоологией и стремясь к непосредственному общению с природой, хотят больше знать о повадках, поведении, физиологических особенностях животных, о том, как вступать с ними в контакт или оказывать посильную помощь.
К познанию природы, окружающей каждого человека естественной среды и интуитивно, и сознательно стремится каждый ребенок. Однако в реальной жизни далеко не всегда возможны систематические контакты с естественной природой, её отдельными биоценозами. Под руководством преподавателя ребёнок сможет в системе рассмотреть великолепные объекты природы, интересные для изучения со всех сторон.
На занятиях ребята учатся вести наблюдения, работать с художественной и научной литературой. У них возникает потребность лучше и больше знать.
Во время проведения дидактических игр, развивается коллективизм, уважение друг к другу.
Общение учеников с педагогом на занятиях теряет формальную направленность, когда четко выполняются установки социальных ролей “ учитель” и “ученик”. Ученики и учителя становятся единомышленниками, занимаясь тем, что их интересует.
Основная цель программы – формирование биолого-экологической культуры у детей, направленной на осознание целостности живой природы и человека, необходимости заботится обо всём живом на земле, воспитание нравственных качеств личности.
Программа предусматривает решение следующих задач:
1. Знакомство с видовым разнообразием растительного и животного мира, с их биологическими особенностями
2. Приобретение навыков и умений работать с художественной и научной литературой
3. Формирование у школьников умений сравнивать, вести наблюдения
4. Приобщение детей к охране природы родного края, вовлечение в защиту окружающей среды
5. Способствовать развитию коллективизма, повышению интереса к исследовательской работе
6. Содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса
Методы работы:
1. Поисково-исследовательский
2. Самореализация через различные творческие дела, участия в конкурсах, экскурсиях, выставках
3. Коллективный подход
Формы и приемы работы:
1. Проведение практически работ, экскурсии
2. Изучение научной и художественной литературы
3. Фенологические наблюдения
4. Наблюдение за природными объектами
5. Изучение флоры и фауны родного края
Учащиеся должны знать:
- сезонные явления;
- лекарственные растения;
- комнатные растения, уход за ними, размножение;
- классификацию растений и животных;
- грибы, правила их сбора;
- меры профилактики грибковых заболеваний
- правила поведения в природе и меры по её охране;
- способы изучения природы (наблюдения, опыты, измерения);
- строение микроскопа и правила работы с ним;
- связь между человеком и природой;
- природу родного края;
- структуру экосистем;
- естественные и искусственные сообщества;
- многообразие голосеменных растений;
- представителей различных типов и классов животных;
- отряды млекопитающих
Учащиеся должны уметь:
- работать с микроскопом
- ухаживать за комнатными растениями; составлять синквейн;
- давать описание внешнего вида животных и растений; работать с художественной и научной литературой;
- проводить наблюдения за природой, сезонными изменениями в жизни растении и животных;
- уметь различать сочные и сухие, односемянные и многосемянные плоды;
- уметь распознавать съедобные и ядовитые грибы;
- уметь пользоваться определителем растений
Планируемые результаты освоения
учащимися программы внеурочной деятельности.
В сфере личностных универсальных учебных действий формируется:
- умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков
- осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Регулятивные УУД:
В сфере регулятивных универсальных учебных действий формируется умение:
- осознавать границы собственных знаний и умений о природе, человеке и обществе
- понимать перспективы дальнейшей учебной работы
- определять цели и задачи усвоения новых знаний
- оценивать правильность выполнения своих действий
- вносить необходимые коррективы, подводить итоги своей познавательной, учебной, практической деятельности.
Особое внимание уделяется развитию способности к постановке (принятию) учеником учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые определяются перед изучением раздела, темы, чтением смыслового блока текста, выполнением заданий, перед проверкой знаний и умений в рабочей и тестовой тетради. Планирование учебных (исследовательских) действий ученик осваивает, наблюдая природные и социальные объекты, готовя о них сообщения, выполняя опыты в классе или в домашних условиях, участвуя в проектной работе.
Познавательные УУД:
При изучении курса развиваются следующие познавательные учебные действия:
- умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.)
- описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков (известных характерных свойств)
- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.
- пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, объяснения причин природных явлений, последовательности их протекания
- моделировать объекты и явления окружающего мира
- проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов (их свойств) и явлений, ставя задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме.
Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, легенда карты, дорожные знаки и др.).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
Развиваются и коммуникативные способности учащихся:
- обогащается их опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми;
- приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;
- осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе;
- осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами;
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других.
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Содержание программы
Введение. 1ч.
Экология. Знакомство с целями и задачами программы. Среда обитания. Факторы среды.
Тема №1 Возникновение натуралистического движения 1ч.
Первые кружки в стране. Образование станций юннатов и их деятельность.
Тема №2 Природа окрестностей школы - 1 час.
Сформировать понятие “окружающая среда”. Изучить многообразие растений окрестностей школы. Выявить значение почвы как верхнего слоя Земли.
Тема №3 Правила поведения в природе - 1 час
Тема №4 Сезонные явления в природе осенью - 4 часа. Экскурсия.
Признаки осени. Знакомство с распространенными растениями: деревьями, кустарниками, травами. Осенние явления в жизни растений. Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников. и кустарников. Строение микроскопа. Правила работы с микроскопом. Техника безопасности. Строение основной ткани листа. Пластиды в клетках листа.
Тема №5 Скатерть-самобранка - 2 часа.
Осень – время сбора урожая. Культурные растения, их происхождение. Фрукты, овощи. Их значение в жизни человека. Правила хранения продуктов и приготовления пищи.
Тема № 6 Береза - 1 час
Познакомить с русской березкой. Лекарственные свойства. Составление синквейна.
Тема № 7 Лук -1 час.
Практическая работа: « Строение луковицы». “Лук от семи недуг”
Тема №8 Голосеменные растения, их многообразие. 1ч.
Тема № 9 Облепиха - 1 час.
Рассказ о диком ананасе. Лекарственные свойства облепихи.
Тема № 10 Подсолнечник -1 час.
Внешнее строение подсолнуха. Легенды о подсолнечнике. “Зеленый доктор”
Тема № 11 Пшеница - 2 часа.
Пшеница- важнейшая зерновая культура. Практическая работа «Строение семян однодольных растений». Профессия – хлебороб. Народный промысел.
Тема №12 Лекарственные растения – 1ч
Путешествие в мир лекарственных растений
Тема №13 Плоды и семена – 1час
Плоды и семена. Сочные и сухие плоды. Распространение плодов и семян. Сбор семян и плодов для подкормки птиц в зимнее время.
Тема №14 Комнатные растения – 6 часов
Дать понятие о комнатных цветах. Родина комнатных растений. Классификация комнатных растений. Расположение комнатных растений. Как ухаживать за своими зелёными друзьями. Размножение растений. Трудности и проблемы, возникающие при выращивании растений. Вредители и болезни комнатных растений. Неотложная помощь комнатным растениям.
Тема №15 Семейства цветковых растений. – 2 часа.
Классификация растений. Представители различных семейств, произрастающие в Нижегородской области.
Тема №16 Определитель -1час
Работа с гербарным материалом: определение растений, относящихся к разным семействам.
Тема №17 Однолетние растения и многолетние – 3 часа.
Однолетние цветковые растения. Многолетние цветковые растения. Цветы в украшении сада, парка, города, балкона. Профессия “цветовод – озеленитель”
Тема №18 Ландшафтный дизайн-1час
Ландшафтный дизайн. Стили ландшафтного дизайна. Профессия «Ландшафтный дизайнер»
Тема № 19 Грибы - 2 часа.
Низшие грибы и их значение. Высшие грибы. Трубчатые и пластинчатые шляпочные грибы. Разнообразие грибов. Особенности жизнедеятельности грибов. Правила сбора грибов. Грибы – паразиты. Меры профилактики грибковых заболеваний.
Тема №20 Растения помощники в геологии - 1 час.
Исследования в геологии. Краеведческий материал.
Тема № 21 Экосистема - 3 часа.
Экосистема и биогеоценоз. Их структура и отличия. Естественные и искусственные сообщества, их отличительные особенности. Моделирование искусственных сообществ.
Тема №22 Занимательная ботаника (Викторина) (1ч)
Тематическое планирование
№ | Тема | Дата |
1 | Экология. Знакомство с целями и задачами программы. Среда обитания. Факторы среды. | |
2 | Первые кружки в стране. Образование станций юннатов и их деятельность. | |
3 | Значение почвы как верхнего слоя Земли. Экскурсия «Многообразие растений окрестностей школы». | |
4 | Поведение на природе. | |
5 | Экскурсия «Признаки осени. Знакомство с распространенными растениями: деревьями, кустарниками, травами». | |
6 | Осенние явления в жизни растений. Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников | |
7 | Строение микроскопа. Правила работы с микроскопом. Техника безопасности. | |
8 | Практическая работа «Строение основной ткани листа. Пластиды в клетках листа». | |
8 | Осень – время сбора урожая. Культурные растения, их происхождение. | |
9 | Фрукты, овощи. Их значение в жизни человека.Правила хранения продуктов и приготовления пищи. | |
10 | Русская береза. Лекарственные свойства. Составление синквейна. | |
11 | Практическая работа: « Строение луковицы». “Лук от семи недуг” | |
12 | Голосеменные растения, их многообразие. | |
13 | Рассказ о диком ананасе. Лекарственные свойства облепихи. | |
14 | Внешнее строение подсолнуха. Легенды о подсолнечнике. “Зеленый доктор” | |
15 | Пшеница- важнейшая зерновая культура. Практическая работа «Строение семян однодольных растений». | |
16 | Профессия – хлебороб. Народный промысел. | |
17 | Путешествие в мир лекарственных растений | |
18 | Плоды и семена. Сочные и сухие плоды. | |
19 | Распространение плодов и семян. Сбор семян и плодов для подкормки птиц в зимнее время. | |
20 | Понятие о комнатных цветах. Родина комнатных растений. Классификация комнатных растений. | |
21 | Размножение растений. | |
22 | Расположение комнатных растений | |
23 | Как ухаживать за своими зелёными друзьями. Трудности и проблемы, возникающие при выращивании растений. | |
24 | Вредители и болезни комнатных растений. Неотложная помощь комнатным растениям. | |
25 | Классификация растений. | |
26 | Представители различных семейств, произрастающие в Нижегородской области. | |
27 | Работа с гербарным материалом: определение растений, относящихся к разным семействам. | |
28 | Однолетние цветковые растения. | |
29 | Многолетние цветковые растения. | |
30 | Цветы в украшении сада, парка, города, балкона. Профессия “цветовод – озеленитель” | |
31 | Ландшафтный дизайн. Стили ландшафтного дизайна. Профессия «Ландшафтный дизайнер» | |
32 | Низшие грибы и их значение. Высшие грибы. Трубчатые и пластинчатые шляпочные грибы. Разнообразие грибов. Особенности жизнедеятельности грибов. Правила сбора грибов. | |
33 | Грибы – паразиты. Меры профилактики грибковых заболеваний. | |
34 | Исследования в геологии. Краеведческий материал. | |
35 | Экосистема и биогеоценоз. Их структура и отличия. | |
36 | Естественные и искусственные сообщества, их отличительные особенности. | |
37 | Викторина «Занимательная ботаника» |
2год обучения
Введение-2 часа
Природа вокруг нас. Общие признаки живой природы. Царство животных. Особенности животных. Интеллектуальный турнир «Знаете ли вы животных»
Тема №1 Многообразие животных (2 ч.)
Классификация животных. Экскурсия. Посещение живого уголка. (СЮТ)
Тема № 2 Подцарство: Одноклеточные организмы.(1ч.)
Многообразие одноклеточных организмов.
Тема № 3 Подцарство: Многоклеточные организмы (26ч.)
Многообразие Кишечнополостных: Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. Многообразие Плоских червей. Циклы развитияГлисты. Острицы. Аскариды. Меры профилактики. Разнообразие моллюсков. Практическая работа «Сравнение раковин моллюсков». Многообразие Ракообразных. Их значение. Многообразие Паукообразных. Их значение. Путешествие по теме: «Насекомые». Знакомство с коллекциями насекомых. Викторина «Членистоногие». Рыбы, их многообразие. Многообразие земноводных. Многообразие пресмыкающихся. Игра- биоком по теме: «Рептилии». Игровые задания по теме: «земноводные и пресмыкающиеся».Внешний вид птиц, образ жизни. Игра «Узнай птичку по ее песенке». Экологические группы птиц. Птицы зимой. Виды кормушек. Кочующие птицы О пользе зимующих птиц. Кроссворды “Птичья столовая”, «Перелетные птицы», «Кочующие птицы»Жизнь животных зимой. Следы на снегу. Насекомоядные, Грызуны, Рукокрылые, Зайцеобразные, Хищные, Китообразные, Ластоногие. Морские млекопитающие и человек. Репутация дельфина. Мир звука. Говорящие дельфины. Хоботные. Непарнокопытные, Парнокопытные. Приматы, особенности их обитания. Судьба кошки во времена прошлые. Неприрученное домашнее животное. Породы кошек. Интересные истории с кошками. Породы собак.
Тема №4 Охрана природы (5ч.)
Книга тревоги. Заказники. Заповедники. Путешествие по заповедным местам. Заповедники Нижегородской области. Знакомство с Красной книгой России. Знакомство с Красной книгой Нижегородской области. Изготовление буклетов. Знакомство с растениями и животными, занесенными в Красную книгу.
Заключительное занятие - 1час.
Обобщающее занятие «Эти удивительные животные»
Тематическое планирование
№ | Тема | Дата |
1 | Природа вокруг нас. Царство животных. Особенности животных. | |
2 | Интеллектуальный турнир «Знаете ли вы животных» | |
3 | Классификация животных. | |
4 | Экскурсия. Посещение живого уголка. (СЮТ) | |
5 | Многообразие одноклеточных организмов | |
6 | Многообразие Кишечнополостных: Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. | |
7 | Многообразие Плоских червей. Циклы развития | |
8 | Глисты. Острицы. Аскариды. Меры профилактики | |
9 | Разнообразие моллюсков. Практическая работа «Сравнение раковин моллюсков» | |
10 | Многообразие Ракообразных. Их значение. | |
11 | Многообразие Паукообразных. Их значение. | |
12 | Путешествие по теме: «Насекомые». Знакомство с коллекциями насекомых | |
13 | Викторина «Членистоногие» | |
14 | Рыбы, их многообразие. | |
15 | Многообразие земноводных | |
16 | Многообразие пресмыкающихся. Игра- биоком по теме: «Рептилии» | |
17 | Игровые задания по теме: «Земноводные и Пресмыкающиеся» | |
18 | Внешний вид птиц, образ жизни. Игра «Узнай птичку по ее песенке». | |
19 | Экологические группы птиц. | |
20 | Кочующие птицы. Птицы зимой. Виды кормушек. | |
21 | Жизнь животных зимой. Следы на снегу. | |
22 | Насекомоядные, Грызуны | |
23 | Рукокрылые, Зайцеобразные | |
24 | Хищные | |
25 | Китообразные, Ластоногие | |
26 | Морские млекопитающие и человек. Репутация дельфина. Мир звука. Говорящие дельфины. | |
27 | Хоботные | |
28 | Непарнокопытные, Парнокопытные | |
29 | Приматы, особенности их обитания. Высокая организация среди других животных. (просмотр и обсуждение фильма).. | |
30 | Судьба кошки во времена прошлые. Неприрученное домашнее животное. Породы кошек. Интересные истории с кошками. | |
31 | Породы собак. | |
32 | Заказники. Заповедники. Путешествие по заповедным местам. | |
33 | Заповедники Нижегородской области. | |
34 | Знакомство с Красной книгой России. | |
35 | Знакомство с Красной книгой Нижегородской области. | |
36 | Знакомство с растениями и животными занесенными в Красную книгу. | |
37 | Обобщающее занятие «Эти удивительные животные» |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
внеурочной деятельности
основного общего образования
"Юный натуралист"
Составитель: Волкова Е.Г.
Срок реализации программы – 2 года
Возраст детей – 12-13 лет
г.Дзержинск
Нижегородская область
2017г.
Пояснительная записка
Программа “Юный натуралист” позволяет учащимся расширить представление о животном и растительном мире, которое они приобретают в ходе изучения разделов “Растения” и “Животные”, 6 -7 классах.
Программа рассчитана на удовлетворение любознательности тех учащихся, которые, интересуясь ботаникой и зоологией и стремясь к непосредственному общению с природой, хотят больше знать о повадках, поведении, физиологических особенностях животных, о том, как вступать с ними в контакт или оказывать посильную помощь.
К познанию природы, окружающей каждого человека естественной среды и интуитивно, и сознательно стремится каждый ребенок. Однако в реальной жизни далеко не всегда возможны систематические контакты с естественной природой, её отдельными биоценозами. Под руководством преподавателя ребёнок сможет в системе рассмотреть великолепные объекты природы, интересные для изучения со всех сторон.
На занятиях ребята учатся вести наблюдения, работать с художественной и научной литературой. У них возникает потребность лучше и больше знать.
Во время проведения дидактических игр, развивается коллективизм, уважение друг к другу.
Общение учеников с педагогом на занятиях теряет формальную направленность, когда четко выполняются установки социальных ролей “ учитель” и “ученик”. Ученики и учителя становятся единомышленниками, занимаясь тем, что их интересует.
Основная цель программы – формирование биолого-экологической культуры у детей, направленной на осознание целостности живой природы и человека, необходимости заботится обо всём живом на земле, воспитание нравственных качеств личности.
Программа предусматривает решение следующих задач:
1. Знакомство с видовым разнообразием растительного и животного мира, с их биологическими особенностями
2. Приобретение навыков и умений работать с художественной и научной литературой
3. Формирование у школьников умений сравнивать, вести наблюдения
4. Приобщение детей к охране природы родного края, вовлечение в защиту окружающей среды
5. Способствовать развитию коллективизма, повышению интереса к исследовательской работе
6. Содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса
Методы работы:
1. Поисково-исследовательский
2. Самореализация через различные творческие дела, участия в конкурсах, экскурсиях, выставках
3. Коллективный подход
Формы и приемы работы:
1. Проведение практически работ, экскурсии
2. Изучение научной и художественной литературы
3. Фенологические наблюдения
4. Наблюдение за природными объектами
5. Изучение флоры и фауны родного края
Учащиеся должны знать:
- сезонные явления;
- лекарственные растения;
- комнатные растения, уход за ними, размножение;
- классификацию растений и животных;
- грибы, правила их сбора;
- меры профилактики грибковых заболеваний
- правила поведения в природе и меры по её охране;
- способы изучения природы (наблюдения, опыты, измерения);
- строение микроскопа и правила работы с ним;
- связь между человеком и природой;
- природу родного края;
- структуру экосистем;
- естественные и искусственные сообщества;
- многообразие голосеменных растений;
- представителей различных типов и классов животных;
- отряды млекопитающих
Учащиеся должны уметь:
- работать с микроскопом
- ухаживать за комнатными растениями; составлять синквейн;
- давать описание внешнего вида животных и растений; работать с художественной и научной литературой;
- проводить наблюдения за природой, сезонными изменениями в жизни растении и животных;
- уметь различать сочные и сухие, односемянные и многосемянные плоды;
- уметь распознавать съедобные и ядовитые грибы;
- уметь пользоваться определителем растений
Планируемые результаты освоения
учащимися программы внеурочной деятельности.
В сфере личностных универсальных учебных действий формируется:
- умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков
- осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Регулятивные УУД:
В сфере регулятивных универсальных учебных действий формируется умение:
- осознавать границы собственных знаний и умений о природе, человеке и обществе
- понимать перспективы дальнейшей учебной работы
- определять цели и задачи усвоения новых знаний
- оценивать правильность выполнения своих действий
- вносить необходимые коррективы, подводить итоги своей познавательной, учебной, практической деятельности.
Особое внимание уделяется развитию способности к постановке (принятию) учеником учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые определяются перед изучением раздела, темы, чтением смыслового блока текста, выполнением заданий, перед проверкой знаний и умений в рабочей и тестовой тетради. Планирование учебных (исследовательских) действий ученик осваивает, наблюдая природные и социальные объекты, готовя о них сообщения, выполняя опыты в классе или в домашних условиях, участвуя в проектной работе.
Познавательные УУД:
При изучении курса развиваются следующие познавательные учебные действия:
- умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.)
- описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков (известных характерных свойств)
- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.
- пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, объяснения причин природных явлений, последовательности их протекания
- моделировать объекты и явления окружающего мира
- проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов (их свойств) и явлений, ставя задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме.
Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, легенда карты, дорожные знаки и др.).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
Развиваются и коммуникативные способности учащихся:
- обогащается их опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми;
- приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;
- осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе;
- осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами;
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других.
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Содержание программы
Введение. 1ч.
Экология. Знакомство с целями и задачами программы. Среда обитания. Факторы среды.
Тема №1 Возникновение натуралистического движения 1ч.
Первые кружки в стране. Образование станций юннатов и их деятельность.
Тема №2 Природа окрестностей школы - 1 час.
Сформировать понятие “окружающая среда”. Изучить многообразие растений окрестностей школы. Выявить значение почвы как верхнего слоя Земли.
Тема №3 Правила поведения в природе - 1 час
Тема №4 Сезонные явления в природе осенью - 4 часа. Экскурсия.
Признаки осени. Знакомство с распространенными растениями: деревьями, кустарниками, травами. Осенние явления в жизни растений. Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников. и кустарников. Строение микроскопа. Правила работы с микроскопом. Техника безопасности. Строение основной ткани листа. Пластиды в клетках листа.
Тема №5 Скатерть-самобранка - 2 часа.
Осень – время сбора урожая. Культурные растения, их происхождение. Фрукты, овощи. Их значение в жизни человека. Правила хранения продуктов и приготовления пищи.
Тема № 6 Береза - 1 час
Познакомить с русской березкой. Лекарственные свойства. Составление синквейна.
Тема № 7 Лук -1 час.
Практическая работа: « Строение луковицы». “Лук от семи недуг”
Тема №8 Голосеменные растения, их многообразие. 1ч.
Тема № 9 Облепиха - 1 час.
Рассказ о диком ананасе. Лекарственные свойства облепихи.
Тема № 10 Подсолнечник -1 час.
Внешнее строение подсолнуха. Легенды о подсолнечнике. “Зеленый доктор”
Тема № 11 Пшеница - 2 часа.
Пшеница- важнейшая зерновая культура. Практическая работа «Строение семян однодольных растений». Профессия – хлебороб. Народный промысел.
Тема №12 Лекарственные растения – 1ч
Путешествие в мир лекарственных растений
Тема №13 Плоды и семена – 1час
Плоды и семена. Сочные и сухие плоды. Распространение плодов и семян. Сбор семян и плодов для подкормки птиц в зимнее время.
Тема №14 Комнатные растения – 6 часов
Дать понятие о комнатных цветах. Родина комнатных растений. Классификация комнатных растений. Расположение комнатных растений. Как ухаживать за своими зелёными друзьями. Размножение растений. Трудности и проблемы, возникающие при выращивании растений. Вредители и болезни комнатных растений. Неотложная помощь комнатным растениям.
Тема №15 Семейства цветковых растений. – 2 часа.
Классификация растений. Представители различных семейств, произрастающие в Нижегородской области.
Тема №16 Определитель -1час
Работа с гербарным материалом: определение растений, относящихся к разным семействам.
Тема №17 Однолетние растения и многолетние – 3 часа.
Однолетние цветковые растения. Многолетние цветковые растения. Цветы в украшении сада, парка, города, балкона. Профессия “цветовод – озеленитель”
Тема №18 Ландшафтный дизайн-1час
Ландшафтный дизайн. Стили ландшафтного дизайна. Профессия «Ландшафтный дизайнер»
Тема № 19 Грибы - 2 часа.
Низшие грибы и их значение. Высшие грибы. Трубчатые и пластинчатые шляпочные грибы. Разнообразие грибов. Особенности жизнедеятельности грибов. Правила сбора грибов. Грибы – паразиты. Меры профилактики грибковых заболеваний.
Тема №20 Растения помощники в геологии - 1 час.
Исследования в геологии. Краеведческий материал.
Тема № 21 Экосистема - 3 часа.
Экосистема и биогеоценоз. Их структура и отличия. Естественные и искусственные сообщества, их отличительные особенности. Моделирование искусственных сообществ.
Тема №22 Занимательная ботаника (Викторина) (1ч)
Тематическое планирование
№ | Тема | Дата |
1 | Экология. Знакомство с целями и задачами программы. Среда обитания. Факторы среды. | |
2 | Первые кружки в стране. Образование станций юннатов и их деятельность. | |
3 | Значение почвы как верхнего слоя Земли. Экскурсия «Многообразие растений окрестностей школы». | |
4 | Поведение на природе. | |
5 | Экскурсия «Признаки осени. Знакомство с распространенными растениями: деревьями, кустарниками, травами». | |
6 | Осенние явления в жизни растений. Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников | |
7 | Строение микроскопа. Правила работы с микроскопом. Техника безопасности. | |
8 | Практическая работа «Строение основной ткани листа. Пластиды в клетках листа». | |
8 | Осень – время сбора урожая. Культурные растения, их происхождение. | |
9 | Фрукты, овощи. Их значение в жизни человека.Правила хранения продуктов и приготовления пищи. | |
10 | Русская береза. Лекарственные свойства. Составление синквейна. | |
11 | Практическая работа: « Строение луковицы». “Лук от семи недуг” | |
12 | Голосеменные растения, их многообразие. | |
13 | Рассказ о диком ананасе. Лекарственные свойства облепихи. | |
14 | Внешнее строение подсолнуха. Легенды о подсолнечнике. “Зеленый доктор” | |
15 | Пшеница- важнейшая зерновая культура. Практическая работа «Строение семян однодольных растений». | |
16 | Профессия – хлебороб. Народный промысел. | |
17 | Путешествие в мир лекарственных растений | |
18 | Плоды и семена. Сочные и сухие плоды. | |
19 | Распространение плодов и семян. Сбор семян и плодов для подкормки птиц в зимнее время. | |
20 | Понятие о комнатных цветах. Родина комнатных растений. Классификация комнатных растений. | |
21 | Размножение растений. | |
22 | Расположение комнатных растений | |
23 | Как ухаживать за своими зелёными друзьями. Трудности и проблемы, возникающие при выращивании растений. | |
24 | Вредители и болезни комнатных растений. Неотложная помощь комнатным растениям. | |
25 | Классификация растений. | |
26 | Представители различных семейств, произрастающие в Нижегородской области. | |
27 | Работа с гербарным материалом: определение растений, относящихся к разным семействам. | |
28 | Однолетние цветковые растения. | |
29 | Многолетние цветковые растения. | |
30 | Цветы в украшении сада, парка, города, балкона. Профессия “цветовод – озеленитель” | |
31 | Ландшафтный дизайн. Стили ландшафтного дизайна. Профессия «Ландшафтный дизайнер» | |
32 | Низшие грибы и их значение. Высшие грибы. Трубчатые и пластинчатые шляпочные грибы. Разнообразие грибов. Особенности жизнедеятельности грибов. Правила сбора грибов. | |
33 | Грибы – паразиты. Меры профилактики грибковых заболеваний. | |
34 | Исследования в геологии. Краеведческий материал. | |
35 | Экосистема и биогеоценоз. Их структура и отличия. | |
36 | Естественные и искусственные сообщества, их отличительные особенности. | |
37 | Викторина «Занимательная ботаника» |
2год обучения
Введение-2 часа
Природа вокруг нас. Общие признаки живой природы. Царство животных. Особенности животных. Интеллектуальный турнир «Знаете ли вы животных»
Тема №1 Многообразие животных (2 ч.)
Классификация животных. Экскурсия. Посещение живого уголка. (СЮТ)
Тема № 2 Подцарство: Одноклеточные организмы.(1ч.)
Многообразие одноклеточных организмов.
Тема № 3 Подцарство: Многоклеточные организмы (26ч.)
Многообразие Кишечнополостных: Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. Многообразие Плоских червей. Циклы развитияГлисты. Острицы. Аскариды. Меры профилактики. Разнообразие моллюсков. Практическая работа «Сравнение раковин моллюсков». Многообразие Ракообразных. Их значение. Многообразие Паукообразных. Их значение. Путешествие по теме: «Насекомые». Знакомство с коллекциями насекомых. Викторина «Членистоногие». Рыбы, их многообразие. Многообразие земноводных. Многообразие пресмыкающихся. Игра- биоком по теме: «Рептилии». Игровые задания по теме: «земноводные и пресмыкающиеся».Внешний вид птиц, образ жизни. Игра «Узнай птичку по ее песенке». Экологические группы птиц. Птицы зимой. Виды кормушек. Кочующие птицы О пользе зимующих птиц. Кроссворды “Птичья столовая”, «Перелетные птицы», «Кочующие птицы»Жизнь животных зимой. Следы на снегу. Насекомоядные, Грызуны, Рукокрылые, Зайцеобразные, Хищные, Китообразные, Ластоногие. Морские млекопитающие и человек. Репутация дельфина. Мир звука. Говорящие дельфины. Хоботные. Непарнокопытные, Парнокопытные. Приматы, особенности их обитания. Судьба кошки во времена прошлые. Неприрученное домашнее животное. Породы кошек. Интересные истории с кошками. Породы собак.
Тема №4 Охрана природы (5ч.)
Книга тревоги. Заказники. Заповедники. Путешествие по заповедным местам. Заповедники Нижегородской области. Знакомство с Красной книгой России. Знакомство с Красной книгой Нижегородской области. Изготовление буклетов. Знакомство с растениями и животными, занесенными в Красную книгу.
Заключительное занятие - 1час.
Обобщающее занятие «Эти удивительные животные»
Тематическое планирование
№ | Тема | Дата |
1 | Природа вокруг нас. Царство животных. Особенности животных. | |
2 | Интеллектуальный турнир «Знаете ли вы животных» | |
3 | Классификация животных. | |
4 | Экскурсия. Посещение живого уголка. (СЮТ) | |
5 | Многообразие одноклеточных организмов | |
6 | Многообразие Кишечнополостных: Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. | |
7 | Многообразие Плоских червей. Циклы развития | |
8 | Глисты. Острицы. Аскариды. Меры профилактики | |
9 | Разнообразие моллюсков. Практическая работа «Сравнение раковин моллюсков» | |
10 | Многообразие Ракообразных. Их значение. | |
11 | Многообразие Паукообразных. Их значение. | |
12 | Путешествие по теме: «Насекомые». Знакомство с коллекциями насекомых | |
13 | Викторина «Членистоногие» | |
14 | Рыбы, их многообразие. | |
15 | Многообразие земноводных | |
16 | Многообразие пресмыкающихся. Игра- биоком по теме: «Рептилии» | |
17 | Игровые задания по теме: «Земноводные и Пресмыкающиеся» | |
18 | Внешний вид птиц, образ жизни. Игра «Узнай птичку по ее песенке». | |
19 | Экологические группы птиц. | |
20 | Кочующие птицы. Птицы зимой. Виды кормушек. | |
21 | Жизнь животных зимой. Следы на снегу. | |
22 | Насекомоядные, Грызуны | |
23 | Рукокрылые, Зайцеобразные | |
24 | Хищные | |
25 | Китообразные, Ластоногие | |
26 | Морские млекопитающие и человек. Репутация дельфина. Мир звука. Говорящие дельфины. | |
27 | Хоботные | |
28 | Непарнокопытные, Парнокопытные | |
29 | Приматы, особенности их обитания. Высокая организация среди других животных. (просмотр и обсуждение фильма).. | |
30 | Судьба кошки во времена прошлые. Неприрученное домашнее животное. Породы кошек. Интересные истории с кошками. | |
31 | Породы собак. | |
32 | Заказники. Заповедники. Путешествие по заповедным местам. | |
33 | Заповедники Нижегородской области. | |
34 | Знакомство с Красной книгой России. | |
35 | Знакомство с Красной книгой Нижегородской области. | |
36 | Знакомство с растениями и животными занесенными в Красную книгу. | |
37 | Обобщающее занятие «Эти удивительные животные» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Юный натуралист"
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Юный натуралист" предназначена для учащихся 5 классов, для более углубленного изучения биологии и знакомства с особенностями природы Астраханской обла...
Рабочая программа экологического кружка "Юный натуралист"
В данном материале представлена рабочая программа кружка экологической направленности....
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
Рабочая программа Наименование кружка "Юный натуралист" класс 5-6 класс
Жизнь в обществе меняется очень быстро, изменяется политический и общественный уклад, нравственные ориентиры и жизненные ценности. Как помочь ребенку правильно сориентироваться в бурном круговороте жи...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный натуралист"
Рабочая программа для 8-9 класса по внеурочной деятельности естественно- научной направленности " Юный натуралист"...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный натуралист»
Программа направлена на поиск одаренных учащихся, на то, чтобы одаренные дети имели возможность развиваться и совершенствоваться. Знания и умения, необходимые для осуществления учебно-исследовательско...