Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный натуралист"
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный натуралист".Срок реализации 2 года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

внеурочной деятельности

основного общего образования

"Юный натуралист"

Составитель: Волкова Е.Г.

Срок реализации программы – 2 года

Возраст детей – 12-13 лет

г.Дзержинск

Нижегородская область

2017г.

Пояснительная записка

Программа “Юный натуралист” позволяет учащимся расширить представление о животном и растительном мире, которое они приобретают в ходе изучения разделов “Растения” и “Животные”, 6 -7 классах.

Программа  рассчитана на удовлетворение любознательности тех учащихся, которые, интересуясь ботаникой и зоологией и стремясь к непосредственному общению с природой, хотят больше знать о повадках, поведении, физиологических особенностях животных, о том, как вступать с ними в контакт или оказывать посильную помощь.

К познанию природы, окружающей каждого человека естественной среды и интуитивно, и сознательно стремится каждый ребенок. Однако в реальной жизни далеко не всегда возможны систематические контакты с естественной природой, её отдельными биоценозами. Под руководством преподавателя ребёнок сможет в системе рассмотреть великолепные объекты природы, интересные для изучения со всех сторон.

На занятиях ребята учатся вести наблюдения, работать с художественной и научной литературой. У них возникает потребность лучше и больше знать.

Во время проведения дидактических игр, развивается коллективизм, уважение друг к другу.

Общение учеников с педагогом на занятиях  теряет формальную направленность, когда четко выполняются установки социальных ролей “ учитель” и “ученик”. Ученики и учителя становятся единомышленниками, занимаясь тем, что их интересует.

Основная цель программы – формирование биолого-экологической культуры у детей, направленной на осознание целостности живой природы и человека, необходимости заботится обо всём живом на земле, воспитание нравственных качеств личности.

Программа предусматривает решение следующих задач:

1. Знакомство с видовым разнообразием растительного и животного мира, с их биологическими особенностями

2. Приобретение навыков и умений работать с художественной и научной литературой

3. Формирование у школьников умений сравнивать, вести наблюдения

4. Приобщение детей к охране природы родного края, вовлечение в защиту окружающей среды

5. Способствовать развитию коллективизма, повышению интереса к исследовательской работе

6. Содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса

Методы работы:

1. Поисково-исследовательский

2. Самореализация через различные творческие дела, участия в конкурсах, экскурсиях, выставках

3. Коллективный подход

Формы и приемы работы:

1. Проведение практически работ, экскурсии

2. Изучение научной и художественной литературы

3. Фенологические наблюдения

4. Наблюдение за природными объектами

5. Изучение флоры и фауны родного края

Учащиеся должны знать:

  • сезонные явления;
  • лекарственные растения;
  • комнатные растения, уход за ними, размножение;
  • классификацию растений и животных;
  • грибы, правила их сбора;
  • меры профилактики грибковых заболеваний
  • правила поведения в природе и меры по её охране;
  • способы изучения природы (наблюдения, опыты, измерения);
  • строение микроскопа и правила работы с ним;
  • связь между человеком и природой;
  • природу родного края;
  • структуру экосистем;
  • естественные и искусственные сообщества;
  • многообразие голосеменных растений;
  • представителей различных типов и классов животных;
  • отряды млекопитающих

 Учащиеся должны уметь:

  • работать с микроскопом
  • ухаживать за комнатными растениями; составлять синквейн;
  • давать описание внешнего вида животных и растений; работать с художественной и научной литературой;
  • проводить наблюдения за природой, сезонными изменениями в жизни растении и животных;
  • уметь различать сочные и сухие, односемянные и многосемянные плоды;
  • уметь распознавать съедобные и ядовитые грибы;
  • уметь пользоваться определителем растений

Планируемые результаты освоения

учащимися программы внеурочной деятельности.

В сфере личностных универсальных учебных действий формируется:

  • умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде
  • интерес к познанию мира природы;
  •  потребность к осуществлению экологически сообразных  поступков
  • осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
  • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Регулятивные УУД: 

В сфере регулятивных универсальных учебных действий формируется умение:

  • осознавать границы собственных знаний и умений о природе, человеке и обществе
  • понимать перспективы дальнейшей учебной работы
  • определять цели и задачи усвоения новых знаний
  • оценивать правильность выполнения своих действий
  • вносить необходимые коррективы, подводить итоги своей познавательной, учебной, практической деятельности. 

Особое внимание уделяется развитию способности к постановке (принятию) учеником учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые определяются перед изучением раздела, темы, чтением смыслового блока текста, выполнением заданий, перед проверкой знаний и умений в рабочей и тестовой тетради. Планирование учебных (исследовательских) действий ученик осваивает, наблюдая природные и социальные объекты, готовя о них сообщения, выполняя опыты в классе или в домашних условиях, участвуя в проектной работе.

 Познавательные УУД:

При изучении курса развиваются следующие познавательные учебные действия:

  • умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.)
  • описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков (известных характерных свойств)
  • устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.
  • пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, объяснения причин природных явлений, последовательности их протекания
  • моделировать объекты и явления окружающего мира
  • проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов (их свойств) и явлений, ставя задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме.

Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, легенда карты, дорожные знаки и др.).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

 Коммуникативные УУД:

Развиваются и коммуникативные способности учащихся:

  • обогащается их опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми;
  • приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;
  • осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе;
  • осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами;
  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других.
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Содержание программы

 Введение. 1ч.

Экология. Знакомство с целями и задачами программы. Среда обитания. Факторы среды.

Тема №1 Возникновение натуралистического движения  1ч.

Первые кружки в стране. Образование станций юннатов и их деятельность.

Тема №2 Природа окрестностей школы - 1 час.

Сформировать понятие “окружающая среда”. Изучить многообразие растений окрестностей школы. Выявить значение почвы как верхнего слоя Земли.

Тема №3 Правила поведения  в природе - 1 час

 Тема №4 Сезонные явления в природе осенью - 4 часа. Экскурсия.

Признаки осени. Знакомство с распространенными растениями: деревьями, кустарниками, травами. Осенние явления в жизни растений. Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников. и кустарников. Строение микроскопа. Правила работы с микроскопом. Техника безопасности. Строение основной ткани листа. Пластиды в клетках листа.

Тема №5 Скатерть-самобранка - 2 часа.

Осень – время сбора урожая. Культурные растения, их происхождение. Фрукты, овощи. Их значение в жизни человека. Правила хранения продуктов и приготовления пищи.

Тема № 6 Береза - 1 час

Познакомить с русской березкой. Лекарственные свойства. Составление синквейна.

Тема № 7 Лук -1 час.

Практическая работа: « Строение луковицы». “Лук от семи недуг”

Тема №8  Голосеменные растения, их многообразие. 1ч.

Тема № 9 Облепиха - 1 час.

Рассказ о диком ананасе. Лекарственные свойства облепихи.

Тема № 10 Подсолнечник -1 час.

Внешнее строение подсолнуха. Легенды о подсолнечнике. “Зеленый доктор”

Тема № 11 Пшеница - 2 часа.

Пшеница- важнейшая зерновая культура. Практическая работа «Строение семян однодольных растений». Профессия – хлебороб. Народный промысел.

Тема №12 Лекарственные растения – 1ч

Путешествие в мир лекарственных растений

Тема №13 Плоды и семена – 1час

Плоды и семена. Сочные и сухие плоды. Распространение плодов и семян. Сбор семян и плодов для подкормки птиц в зимнее время.

Тема №14 Комнатные растения – 6 часов

Дать понятие о комнатных цветах. Родина комнатных растений. Классификация комнатных растений. Расположение комнатных растений. Как ухаживать за своими зелёными друзьями. Размножение растений. Трудности и проблемы, возникающие при выращивании растений. Вредители и болезни комнатных растений. Неотложная помощь комнатным растениям.

Тема №15 Семейства цветковых растений.  – 2 часа.

Классификация растений. Представители различных семейств,  произрастающие в Нижегородской области.

Тема №16 Определитель -1час

Работа с гербарным материалом: определение растений, относящихся к разным семействам.

Тема №17 Однолетние растения  и многолетние  – 3 часа.

Однолетние цветковые растения.  Многолетние цветковые растения. Цветы в украшении сада, парка, города, балкона. Профессия “цветовод – озеленитель”

Тема №18  Ландшафтный дизайн-1час

Ландшафтный дизайн. Стили ландшафтного дизайна. Профессия «Ландшафтный дизайнер»

Тема № 19 Грибы - 2 часа.

Низшие грибы и их значение. Высшие грибы. Трубчатые и пластинчатые шляпочные грибы. Разнообразие грибов. Особенности  жизнедеятельности грибов. Правила сбора грибов. Грибы – паразиты. Меры профилактики грибковых заболеваний.

Тема №20 Растения помощники в геологии - 1 час.

Исследования в геологии. Краеведческий материал.

Тема № 21 Экосистема - 3 часа.

Экосистема и биогеоценоз. Их структура и отличия. Естественные и искусственные сообщества, их отличительные особенности. Моделирование искусственных сообществ.

Тема №22  Занимательная ботаника  (Викторина) (1ч)

Тематическое планирование

Тема

Дата

1

Экология. Знакомство с целями и задачами программы. Среда обитания. Факторы среды.

2

Первые кружки в стране. Образование станций юннатов и их деятельность.

3

Значение почвы как верхнего слоя Земли. Экскурсия «Многообразие растений окрестностей школы».

4

Поведение на природе.

5

Экскурсия «Признаки осени. Знакомство с распространенными растениями: деревьями, кустарниками, травами».

6

Осенние явления в жизни растений. Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников

7

Строение микроскопа. Правила работы с микроскопом. Техника безопасности.

8

Практическая работа «Строение основной ткани листа. Пластиды в клетках листа».

8

Осень – время сбора урожая. Культурные растения, их происхождение.

9

Фрукты, овощи. Их значение в жизни человека.Правила хранения продуктов и приготовления пищи.

10

Русская береза. Лекарственные свойства. Составление синквейна.

11

Практическая работа: « Строение луковицы». “Лук от семи недуг”

12

Голосеменные растения, их многообразие.

13

Рассказ о диком ананасе. Лекарственные свойства облепихи.

14

Внешнее строение подсолнуха. Легенды о подсолнечнике. “Зеленый доктор”

15

Пшеница- важнейшая зерновая культура. Практическая работа «Строение семян однодольных растений».

16

Профессия – хлебороб. Народный промысел.

17

Путешествие в мир лекарственных растений

18

Плоды и семена. Сочные и сухие плоды.

19

Распространение плодов и семян. Сбор семян и плодов для подкормки птиц в зимнее время.

20

Понятие о комнатных цветах. Родина комнатных растений. Классификация комнатных растений.

21

Размножение растений.

22

Расположение комнатных растений

23

Как ухаживать за своими зелёными друзьями. Трудности и проблемы, возникающие при выращивании растений.

24

Вредители и болезни комнатных растений. Неотложная помощь комнатным растениям.

25

Классификация растений.

26

Представители различных семейств,  произрастающие в Нижегородской области.

27

Работа с гербарным материалом: определение растений, относящихся к разным семействам.

28

Однолетние цветковые растения.  

29

Многолетние цветковые растения.

30

Цветы в украшении сада, парка, города, балкона. Профессия “цветовод – озеленитель”

31

Ландшафтный дизайн. Стили ландшафтного дизайна. Профессия «Ландшафтный дизайнер»

32

Низшие грибы и их значение. Высшие грибы. Трубчатые и пластинчатые шляпочные грибы. Разнообразие грибов. Особенности  жизнедеятельности грибов. Правила сбора грибов.

33

Грибы – паразиты. Меры профилактики грибковых заболеваний.

34

Исследования в геологии. Краеведческий материал.

35

Экосистема и биогеоценоз. Их структура и отличия.

36

Естественные и искусственные сообщества, их отличительные особенности.

37

Викторина «Занимательная ботаника»

2год обучения

Введение-2 часа

Природа вокруг нас. Общие признаки живой природы. Царство животных. Особенности животных. Интеллектуальный турнир «Знаете ли вы животных»

Тема №1 Многообразие животных (2 ч.)

Классификация животных.  Экскурсия. Посещение живого уголка. (СЮТ)

Тема № 2 Подцарство: Одноклеточные организмы.(1ч.)

Многообразие одноклеточных организмов.

Тема № 3 Подцарство: Многоклеточные организмы (26ч.)

Многообразие Кишечнополостных: Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. Многообразие Плоских червей. Циклы развитияГлисты. Острицы. Аскариды. Меры профилактики. Разнообразие моллюсков. Практическая работа «Сравнение раковин моллюсков». Многообразие Ракообразных. Их значение. Многообразие Паукообразных. Их значение. Путешествие по теме: «Насекомые». Знакомство с коллекциями насекомых. Викторина «Членистоногие». Рыбы, их многообразие. Многообразие земноводных. Многообразие пресмыкающихся. Игра- биоком по теме: «Рептилии». Игровые задания по теме: «земноводные и пресмыкающиеся».Внешний вид птиц, образ жизни. Игра «Узнай птичку по ее песенке». Экологические группы птиц. Птицы зимой. Виды кормушек. Кочующие птицы О пользе зимующих птиц. Кроссворды  “Птичья столовая”, «Перелетные птицы», «Кочующие птицы»Жизнь животных зимой. Следы на снегу. Насекомоядные, Грызуны, Рукокрылые, Зайцеобразные, Хищные, Китообразные, Ластоногие. Морские млекопитающие и человек. Репутация дельфина. Мир звука. Говорящие дельфины. Хоботные. Непарнокопытные, Парнокопытные. Приматы, особенности их обитания. Судьба кошки во времена прошлые. Неприрученное домашнее животное. Породы кошек. Интересные истории с кошками.  Породы собак.

Тема №4 Охрана природы (5ч.)

Книга тревоги. Заказники. Заповедники. Путешествие по заповедным местам. Заповедники Нижегородской области. Знакомство с Красной книгой России. Знакомство с Красной книгой Нижегородской области. Изготовление буклетов. Знакомство с растениями и животными, занесенными в Красную книгу.

Заключительное занятие - 1час.

Обобщающее занятие «Эти удивительные животные»

Тематическое планирование

Тема

Дата

1

Природа вокруг нас. Царство животных. Особенности животных.

2

Интеллектуальный турнир «Знаете ли вы животных»

3

Классификация животных.  

4

Экскурсия. Посещение живого уголка. (СЮТ)

5

Многообразие одноклеточных организмов

6

Многообразие Кишечнополостных: Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы.

7

Многообразие Плоских червей. Циклы развития

8

Глисты. Острицы. Аскариды. Меры профилактики

9

Разнообразие моллюсков. Практическая работа «Сравнение раковин моллюсков»

10

Многообразие Ракообразных. Их значение.

11

Многообразие Паукообразных. Их значение.

12

Путешествие по теме: «Насекомые». Знакомство с коллекциями насекомых

13

Викторина «Членистоногие»

14

Рыбы, их многообразие.

15

Многообразие земноводных

16

Многообразие пресмыкающихся. Игра- биоком по теме: «Рептилии»

17

Игровые задания по теме: «Земноводные и Пресмыкающиеся»

18

Внешний вид птиц, образ жизни. Игра «Узнай птичку по ее песенке».

19

Экологические группы птиц.

20

Кочующие птицы. Птицы зимой. Виды кормушек.

21

Жизнь животных зимой. Следы на снегу.

22

Насекомоядные, Грызуны

23

Рукокрылые, Зайцеобразные

24

Хищные

25

Китообразные, Ластоногие

26

Морские млекопитающие и человек. Репутация дельфина. Мир звука. Говорящие дельфины.

27

Хоботные

28

Непарнокопытные, Парнокопытные

29

Приматы, особенности их обитания. Высокая организация среди других животных. (просмотр и обсуждение фильма)..

30

Судьба кошки во времена прошлые. Неприрученное домашнее животное. Породы кошек. Интересные истории с кошками.

31

Породы собак.

32

Заказники. Заповедники. Путешествие по заповедным местам.

33

Заповедники Нижегородской области.

34

Знакомство с Красной книгой России.

35

Знакомство с Красной книгой Нижегородской области.

36

Знакомство с растениями и животными занесенными в Красную книгу.

37

Обобщающее занятие «Эти удивительные животные»



Предварительный просмотр:

Рабочая программа

внеурочной деятельности

основного общего образования

"Юный натуралист"

Составитель: Волкова Е.Г.

Срок реализации программы – 2 года

Возраст детей – 12-13 лет

г.Дзержинск

Нижегородская область

2017г.

Пояснительная записка

Программа “Юный натуралист” позволяет учащимся расширить представление о животном и растительном мире, которое они приобретают в ходе изучения разделов “Растения” и “Животные”, 6 -7 классах.

Программа  рассчитана на удовлетворение любознательности тех учащихся, которые, интересуясь ботаникой и зоологией и стремясь к непосредственному общению с природой, хотят больше знать о повадках, поведении, физиологических особенностях животных, о том, как вступать с ними в контакт или оказывать посильную помощь.

К познанию природы, окружающей каждого человека естественной среды и интуитивно, и сознательно стремится каждый ребенок. Однако в реальной жизни далеко не всегда возможны систематические контакты с естественной природой, её отдельными биоценозами. Под руководством преподавателя ребёнок сможет в системе рассмотреть великолепные объекты природы, интересные для изучения со всех сторон.

На занятиях ребята учатся вести наблюдения, работать с художественной и научной литературой. У них возникает потребность лучше и больше знать.

Во время проведения дидактических игр, развивается коллективизм, уважение друг к другу.

Общение учеников с педагогом на занятиях  теряет формальную направленность, когда четко выполняются установки социальных ролей “ учитель” и “ученик”. Ученики и учителя становятся единомышленниками, занимаясь тем, что их интересует.

Основная цель программы – формирование биолого-экологической культуры у детей, направленной на осознание целостности живой природы и человека, необходимости заботится обо всём живом на земле, воспитание нравственных качеств личности.

Программа предусматривает решение следующих задач:

1. Знакомство с видовым разнообразием растительного и животного мира, с их биологическими особенностями

2. Приобретение навыков и умений работать с художественной и научной литературой

3. Формирование у школьников умений сравнивать, вести наблюдения

4. Приобщение детей к охране природы родного края, вовлечение в защиту окружающей среды

5. Способствовать развитию коллективизма, повышению интереса к исследовательской работе

6. Содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса

Методы работы:

1. Поисково-исследовательский

2. Самореализация через различные творческие дела, участия в конкурсах, экскурсиях, выставках

3. Коллективный подход

Формы и приемы работы:

1. Проведение практически работ, экскурсии

2. Изучение научной и художественной литературы

3. Фенологические наблюдения

4. Наблюдение за природными объектами

5. Изучение флоры и фауны родного края

Учащиеся должны знать:

  • сезонные явления;
  • лекарственные растения;
  • комнатные растения, уход за ними, размножение;
  • классификацию растений и животных;
  • грибы, правила их сбора;
  • меры профилактики грибковых заболеваний
  • правила поведения в природе и меры по её охране;
  • способы изучения природы (наблюдения, опыты, измерения);
  • строение микроскопа и правила работы с ним;
  • связь между человеком и природой;
  • природу родного края;
  • структуру экосистем;
  • естественные и искусственные сообщества;
  • многообразие голосеменных растений;
  • представителей различных типов и классов животных;
  • отряды млекопитающих

 Учащиеся должны уметь:

  • работать с микроскопом
  • ухаживать за комнатными растениями; составлять синквейн;
  • давать описание внешнего вида животных и растений; работать с художественной и научной литературой;
  • проводить наблюдения за природой, сезонными изменениями в жизни растении и животных;
  • уметь различать сочные и сухие, односемянные и многосемянные плоды;
  • уметь распознавать съедобные и ядовитые грибы;
  • уметь пользоваться определителем растений

Планируемые результаты освоения

учащимися программы внеурочной деятельности.

В сфере личностных универсальных учебных действий формируется:

  • умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде
  • интерес к познанию мира природы;
  •  потребность к осуществлению экологически сообразных  поступков
  • осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
  • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Регулятивные УУД: 

В сфере регулятивных универсальных учебных действий формируется умение:

  • осознавать границы собственных знаний и умений о природе, человеке и обществе
  • понимать перспективы дальнейшей учебной работы
  • определять цели и задачи усвоения новых знаний
  • оценивать правильность выполнения своих действий
  • вносить необходимые коррективы, подводить итоги своей познавательной, учебной, практической деятельности. 

Особое внимание уделяется развитию способности к постановке (принятию) учеником учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые определяются перед изучением раздела, темы, чтением смыслового блока текста, выполнением заданий, перед проверкой знаний и умений в рабочей и тестовой тетради. Планирование учебных (исследовательских) действий ученик осваивает, наблюдая природные и социальные объекты, готовя о них сообщения, выполняя опыты в классе или в домашних условиях, участвуя в проектной работе.

 Познавательные УУД:

При изучении курса развиваются следующие познавательные учебные действия:

  • умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.)
  • описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков (известных характерных свойств)
  • устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.
  • пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, объяснения причин природных явлений, последовательности их протекания
  • моделировать объекты и явления окружающего мира
  • проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов (их свойств) и явлений, ставя задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме.

Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, легенда карты, дорожные знаки и др.).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

 Коммуникативные УУД:

Развиваются и коммуникативные способности учащихся:

  • обогащается их опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми;
  • приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;
  • осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе;
  • осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами;
  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других.
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Содержание программы

 Введение. 1ч.

Экология. Знакомство с целями и задачами программы. Среда обитания. Факторы среды.

Тема №1 Возникновение натуралистического движения  1ч.

Первые кружки в стране. Образование станций юннатов и их деятельность.

Тема №2 Природа окрестностей школы - 1 час.

Сформировать понятие “окружающая среда”. Изучить многообразие растений окрестностей школы. Выявить значение почвы как верхнего слоя Земли.

Тема №3 Правила поведения  в природе - 1 час

 Тема №4 Сезонные явления в природе осенью - 4 часа. Экскурсия.

Признаки осени. Знакомство с распространенными растениями: деревьями, кустарниками, травами. Осенние явления в жизни растений. Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников. и кустарников. Строение микроскопа. Правила работы с микроскопом. Техника безопасности. Строение основной ткани листа. Пластиды в клетках листа.

Тема №5 Скатерть-самобранка - 2 часа.

Осень – время сбора урожая. Культурные растения, их происхождение. Фрукты, овощи. Их значение в жизни человека. Правила хранения продуктов и приготовления пищи.

Тема № 6 Береза - 1 час

Познакомить с русской березкой. Лекарственные свойства. Составление синквейна.

Тема № 7 Лук -1 час.

Практическая работа: « Строение луковицы». “Лук от семи недуг”

Тема №8  Голосеменные растения, их многообразие. 1ч.

Тема № 9 Облепиха - 1 час.

Рассказ о диком ананасе. Лекарственные свойства облепихи.

Тема № 10 Подсолнечник -1 час.

Внешнее строение подсолнуха. Легенды о подсолнечнике. “Зеленый доктор”

Тема № 11 Пшеница - 2 часа.

Пшеница- важнейшая зерновая культура. Практическая работа «Строение семян однодольных растений». Профессия – хлебороб. Народный промысел.

Тема №12 Лекарственные растения – 1ч

Путешествие в мир лекарственных растений

Тема №13 Плоды и семена – 1час

Плоды и семена. Сочные и сухие плоды. Распространение плодов и семян. Сбор семян и плодов для подкормки птиц в зимнее время.

Тема №14 Комнатные растения – 6 часов

Дать понятие о комнатных цветах. Родина комнатных растений. Классификация комнатных растений. Расположение комнатных растений. Как ухаживать за своими зелёными друзьями. Размножение растений. Трудности и проблемы, возникающие при выращивании растений. Вредители и болезни комнатных растений. Неотложная помощь комнатным растениям.

Тема №15 Семейства цветковых растений.  – 2 часа.

Классификация растений. Представители различных семейств,  произрастающие в Нижегородской области.

Тема №16 Определитель -1час

Работа с гербарным материалом: определение растений, относящихся к разным семействам.

Тема №17 Однолетние растения  и многолетние  – 3 часа.

Однолетние цветковые растения.  Многолетние цветковые растения. Цветы в украшении сада, парка, города, балкона. Профессия “цветовод – озеленитель”

Тема №18  Ландшафтный дизайн-1час

Ландшафтный дизайн. Стили ландшафтного дизайна. Профессия «Ландшафтный дизайнер»

Тема № 19 Грибы - 2 часа.

Низшие грибы и их значение. Высшие грибы. Трубчатые и пластинчатые шляпочные грибы. Разнообразие грибов. Особенности  жизнедеятельности грибов. Правила сбора грибов. Грибы – паразиты. Меры профилактики грибковых заболеваний.

Тема №20 Растения помощники в геологии - 1 час.

Исследования в геологии. Краеведческий материал.

Тема № 21 Экосистема - 3 часа.

Экосистема и биогеоценоз. Их структура и отличия. Естественные и искусственные сообщества, их отличительные особенности. Моделирование искусственных сообществ.

Тема №22  Занимательная ботаника  (Викторина) (1ч)

Тематическое планирование

Тема

Дата

1

Экология. Знакомство с целями и задачами программы. Среда обитания. Факторы среды.

2

Первые кружки в стране. Образование станций юннатов и их деятельность.

3

Значение почвы как верхнего слоя Земли. Экскурсия «Многообразие растений окрестностей школы».

4

Поведение на природе.

5

Экскурсия «Признаки осени. Знакомство с распространенными растениями: деревьями, кустарниками, травами».

6

Осенние явления в жизни растений. Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников

7

Строение микроскопа. Правила работы с микроскопом. Техника безопасности.

8

Практическая работа «Строение основной ткани листа. Пластиды в клетках листа».

8

Осень – время сбора урожая. Культурные растения, их происхождение.

9

Фрукты, овощи. Их значение в жизни человека.Правила хранения продуктов и приготовления пищи.

10

Русская береза. Лекарственные свойства. Составление синквейна.

11

Практическая работа: « Строение луковицы». “Лук от семи недуг”

12

Голосеменные растения, их многообразие.

13

Рассказ о диком ананасе. Лекарственные свойства облепихи.

14

Внешнее строение подсолнуха. Легенды о подсолнечнике. “Зеленый доктор”

15

Пшеница- важнейшая зерновая культура. Практическая работа «Строение семян однодольных растений».

16

Профессия – хлебороб. Народный промысел.

17

Путешествие в мир лекарственных растений

18

Плоды и семена. Сочные и сухие плоды.

19

Распространение плодов и семян. Сбор семян и плодов для подкормки птиц в зимнее время.

20

Понятие о комнатных цветах. Родина комнатных растений. Классификация комнатных растений.

21

Размножение растений.

22

Расположение комнатных растений

23

Как ухаживать за своими зелёными друзьями. Трудности и проблемы, возникающие при выращивании растений.

24

Вредители и болезни комнатных растений. Неотложная помощь комнатным растениям.

25

Классификация растений.

26

Представители различных семейств,  произрастающие в Нижегородской области.

27

Работа с гербарным материалом: определение растений, относящихся к разным семействам.

28

Однолетние цветковые растения.  

29

Многолетние цветковые растения.

30

Цветы в украшении сада, парка, города, балкона. Профессия “цветовод – озеленитель”

31

Ландшафтный дизайн. Стили ландшафтного дизайна. Профессия «Ландшафтный дизайнер»

32

Низшие грибы и их значение. Высшие грибы. Трубчатые и пластинчатые шляпочные грибы. Разнообразие грибов. Особенности  жизнедеятельности грибов. Правила сбора грибов.

33

Грибы – паразиты. Меры профилактики грибковых заболеваний.

34

Исследования в геологии. Краеведческий материал.

35

Экосистема и биогеоценоз. Их структура и отличия.

36

Естественные и искусственные сообщества, их отличительные особенности.

37

Викторина «Занимательная ботаника»

2год обучения

Введение-2 часа

Природа вокруг нас. Общие признаки живой природы. Царство животных. Особенности животных. Интеллектуальный турнир «Знаете ли вы животных»

Тема №1 Многообразие животных (2 ч.)

Классификация животных.  Экскурсия. Посещение живого уголка. (СЮТ)

Тема № 2 Подцарство: Одноклеточные организмы.(1ч.)

Многообразие одноклеточных организмов.

Тема № 3 Подцарство: Многоклеточные организмы (26ч.)

Многообразие Кишечнополостных: Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. Многообразие Плоских червей. Циклы развитияГлисты. Острицы. Аскариды. Меры профилактики. Разнообразие моллюсков. Практическая работа «Сравнение раковин моллюсков». Многообразие Ракообразных. Их значение. Многообразие Паукообразных. Их значение. Путешествие по теме: «Насекомые». Знакомство с коллекциями насекомых. Викторина «Членистоногие». Рыбы, их многообразие. Многообразие земноводных. Многообразие пресмыкающихся. Игра- биоком по теме: «Рептилии». Игровые задания по теме: «земноводные и пресмыкающиеся».Внешний вид птиц, образ жизни. Игра «Узнай птичку по ее песенке». Экологические группы птиц. Птицы зимой. Виды кормушек. Кочующие птицы О пользе зимующих птиц. Кроссворды  “Птичья столовая”, «Перелетные птицы», «Кочующие птицы»Жизнь животных зимой. Следы на снегу. Насекомоядные, Грызуны, Рукокрылые, Зайцеобразные, Хищные, Китообразные, Ластоногие. Морские млекопитающие и человек. Репутация дельфина. Мир звука. Говорящие дельфины. Хоботные. Непарнокопытные, Парнокопытные. Приматы, особенности их обитания. Судьба кошки во времена прошлые. Неприрученное домашнее животное. Породы кошек. Интересные истории с кошками.  Породы собак.

Тема №4 Охрана природы (5ч.)

Книга тревоги. Заказники. Заповедники. Путешествие по заповедным местам. Заповедники Нижегородской области. Знакомство с Красной книгой России. Знакомство с Красной книгой Нижегородской области. Изготовление буклетов. Знакомство с растениями и животными, занесенными в Красную книгу.

Заключительное занятие - 1час.

Обобщающее занятие «Эти удивительные животные»

Тематическое планирование

Тема

Дата

1

Природа вокруг нас. Царство животных. Особенности животных.

2

Интеллектуальный турнир «Знаете ли вы животных»

3

Классификация животных.  

4

Экскурсия. Посещение живого уголка. (СЮТ)

5

Многообразие одноклеточных организмов

6

Многообразие Кишечнополостных: Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы.

7

Многообразие Плоских червей. Циклы развития

8

Глисты. Острицы. Аскариды. Меры профилактики

9

Разнообразие моллюсков. Практическая работа «Сравнение раковин моллюсков»

10

Многообразие Ракообразных. Их значение.

11

Многообразие Паукообразных. Их значение.

12

Путешествие по теме: «Насекомые». Знакомство с коллекциями насекомых

13

Викторина «Членистоногие»

14

Рыбы, их многообразие.

15

Многообразие земноводных

16

Многообразие пресмыкающихся. Игра- биоком по теме: «Рептилии»

17

Игровые задания по теме: «Земноводные и Пресмыкающиеся»

18

Внешний вид птиц, образ жизни. Игра «Узнай птичку по ее песенке».

19

Экологические группы птиц.

20

Кочующие птицы. Птицы зимой. Виды кормушек.

21

Жизнь животных зимой. Следы на снегу.

22

Насекомоядные, Грызуны

23

Рукокрылые, Зайцеобразные

24

Хищные

25

Китообразные, Ластоногие

26

Морские млекопитающие и человек. Репутация дельфина. Мир звука. Говорящие дельфины.

27

Хоботные

28

Непарнокопытные, Парнокопытные

29

Приматы, особенности их обитания. Высокая организация среди других животных. (просмотр и обсуждение фильма)..

30

Судьба кошки во времена прошлые. Неприрученное домашнее животное. Породы кошек. Интересные истории с кошками.

31

Породы собак.

32

Заказники. Заповедники. Путешествие по заповедным местам.

33

Заповедники Нижегородской области.

34

Знакомство с Красной книгой России.

35

Знакомство с Красной книгой Нижегородской области.

36

Знакомство с растениями и животными занесенными в Красную книгу.

37

Обобщающее занятие «Эти удивительные животные»



Предварительный просмотр:

Рабочая программа

внеурочной деятельности

основного общего образования

"Юный натуралист"

Составитель: Волкова Е.Г.

Срок реализации программы – 2 года

Возраст детей – 12-13 лет

г.Дзержинск

Нижегородская область

2017г.

Пояснительная записка

Программа “Юный натуралист” позволяет учащимся расширить представление о животном и растительном мире, которое они приобретают в ходе изучения разделов “Растения” и “Животные”, 6 -7 классах.

Программа  рассчитана на удовлетворение любознательности тех учащихся, которые, интересуясь ботаникой и зоологией и стремясь к непосредственному общению с природой, хотят больше знать о повадках, поведении, физиологических особенностях животных, о том, как вступать с ними в контакт или оказывать посильную помощь.

К познанию природы, окружающей каждого человека естественной среды и интуитивно, и сознательно стремится каждый ребенок. Однако в реальной жизни далеко не всегда возможны систематические контакты с естественной природой, её отдельными биоценозами. Под руководством преподавателя ребёнок сможет в системе рассмотреть великолепные объекты природы, интересные для изучения со всех сторон.

На занятиях ребята учатся вести наблюдения, работать с художественной и научной литературой. У них возникает потребность лучше и больше знать.

Во время проведения дидактических игр, развивается коллективизм, уважение друг к другу.

Общение учеников с педагогом на занятиях  теряет формальную направленность, когда четко выполняются установки социальных ролей “ учитель” и “ученик”. Ученики и учителя становятся единомышленниками, занимаясь тем, что их интересует.

Основная цель программы – формирование биолого-экологической культуры у детей, направленной на осознание целостности живой природы и человека, необходимости заботится обо всём живом на земле, воспитание нравственных качеств личности.

Программа предусматривает решение следующих задач:

1. Знакомство с видовым разнообразием растительного и животного мира, с их биологическими особенностями

2. Приобретение навыков и умений работать с художественной и научной литературой

3. Формирование у школьников умений сравнивать, вести наблюдения

4. Приобщение детей к охране природы родного края, вовлечение в защиту окружающей среды

5. Способствовать развитию коллективизма, повышению интереса к исследовательской работе

6. Содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса

Методы работы:

1. Поисково-исследовательский

2. Самореализация через различные творческие дела, участия в конкурсах, экскурсиях, выставках

3. Коллективный подход

Формы и приемы работы:

1. Проведение практически работ, экскурсии

2. Изучение научной и художественной литературы

3. Фенологические наблюдения

4. Наблюдение за природными объектами

5. Изучение флоры и фауны родного края

Учащиеся должны знать:

  • сезонные явления;
  • лекарственные растения;
  • комнатные растения, уход за ними, размножение;
  • классификацию растений и животных;
  • грибы, правила их сбора;
  • меры профилактики грибковых заболеваний
  • правила поведения в природе и меры по её охране;
  • способы изучения природы (наблюдения, опыты, измерения);
  • строение микроскопа и правила работы с ним;
  • связь между человеком и природой;
  • природу родного края;
  • структуру экосистем;
  • естественные и искусственные сообщества;
  • многообразие голосеменных растений;
  • представителей различных типов и классов животных;
  • отряды млекопитающих

 Учащиеся должны уметь:

  • работать с микроскопом
  • ухаживать за комнатными растениями; составлять синквейн;
  • давать описание внешнего вида животных и растений; работать с художественной и научной литературой;
  • проводить наблюдения за природой, сезонными изменениями в жизни растении и животных;
  • уметь различать сочные и сухие, односемянные и многосемянные плоды;
  • уметь распознавать съедобные и ядовитые грибы;
  • уметь пользоваться определителем растений

Планируемые результаты освоения

учащимися программы внеурочной деятельности.

В сфере личностных универсальных учебных действий формируется:

  • умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде
  • интерес к познанию мира природы;
  •  потребность к осуществлению экологически сообразных  поступков
  • осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
  • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Регулятивные УУД: 

В сфере регулятивных универсальных учебных действий формируется умение:

  • осознавать границы собственных знаний и умений о природе, человеке и обществе
  • понимать перспективы дальнейшей учебной работы
  • определять цели и задачи усвоения новых знаний
  • оценивать правильность выполнения своих действий
  • вносить необходимые коррективы, подводить итоги своей познавательной, учебной, практической деятельности. 

Особое внимание уделяется развитию способности к постановке (принятию) учеником учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые определяются перед изучением раздела, темы, чтением смыслового блока текста, выполнением заданий, перед проверкой знаний и умений в рабочей и тестовой тетради. Планирование учебных (исследовательских) действий ученик осваивает, наблюдая природные и социальные объекты, готовя о них сообщения, выполняя опыты в классе или в домашних условиях, участвуя в проектной работе.

 Познавательные УУД:

При изучении курса развиваются следующие познавательные учебные действия:

  • умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.)
  • описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков (известных характерных свойств)
  • устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.
  • пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, объяснения причин природных явлений, последовательности их протекания
  • моделировать объекты и явления окружающего мира
  • проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов (их свойств) и явлений, ставя задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме.

Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, легенда карты, дорожные знаки и др.).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

 Коммуникативные УУД:

Развиваются и коммуникативные способности учащихся:

  • обогащается их опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми;
  • приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;
  • осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе;
  • осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами;
  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других.
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Содержание программы

 Введение. 1ч.

Экология. Знакомство с целями и задачами программы. Среда обитания. Факторы среды.

Тема №1 Возникновение натуралистического движения  1ч.

Первые кружки в стране. Образование станций юннатов и их деятельность.

Тема №2 Природа окрестностей школы - 1 час.

Сформировать понятие “окружающая среда”. Изучить многообразие растений окрестностей школы. Выявить значение почвы как верхнего слоя Земли.

Тема №3 Правила поведения  в природе - 1 час

 Тема №4 Сезонные явления в природе осенью - 4 часа. Экскурсия.

Признаки осени. Знакомство с распространенными растениями: деревьями, кустарниками, травами. Осенние явления в жизни растений. Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников. и кустарников. Строение микроскопа. Правила работы с микроскопом. Техника безопасности. Строение основной ткани листа. Пластиды в клетках листа.

Тема №5 Скатерть-самобранка - 2 часа.

Осень – время сбора урожая. Культурные растения, их происхождение. Фрукты, овощи. Их значение в жизни человека. Правила хранения продуктов и приготовления пищи.

Тема № 6 Береза - 1 час

Познакомить с русской березкой. Лекарственные свойства. Составление синквейна.

Тема № 7 Лук -1 час.

Практическая работа: « Строение луковицы». “Лук от семи недуг”

Тема №8  Голосеменные растения, их многообразие. 1ч.

Тема № 9 Облепиха - 1 час.

Рассказ о диком ананасе. Лекарственные свойства облепихи.

Тема № 10 Подсолнечник -1 час.

Внешнее строение подсолнуха. Легенды о подсолнечнике. “Зеленый доктор”

Тема № 11 Пшеница - 2 часа.

Пшеница- важнейшая зерновая культура. Практическая работа «Строение семян однодольных растений». Профессия – хлебороб. Народный промысел.

Тема №12 Лекарственные растения – 1ч

Путешествие в мир лекарственных растений

Тема №13 Плоды и семена – 1час

Плоды и семена. Сочные и сухие плоды. Распространение плодов и семян. Сбор семян и плодов для подкормки птиц в зимнее время.

Тема №14 Комнатные растения – 6 часов

Дать понятие о комнатных цветах. Родина комнатных растений. Классификация комнатных растений. Расположение комнатных растений. Как ухаживать за своими зелёными друзьями. Размножение растений. Трудности и проблемы, возникающие при выращивании растений. Вредители и болезни комнатных растений. Неотложная помощь комнатным растениям.

Тема №15 Семейства цветковых растений.  – 2 часа.

Классификация растений. Представители различных семейств,  произрастающие в Нижегородской области.

Тема №16 Определитель -1час

Работа с гербарным материалом: определение растений, относящихся к разным семействам.

Тема №17 Однолетние растения  и многолетние  – 3 часа.

Однолетние цветковые растения.  Многолетние цветковые растения. Цветы в украшении сада, парка, города, балкона. Профессия “цветовод – озеленитель”

Тема №18  Ландшафтный дизайн-1час

Ландшафтный дизайн. Стили ландшафтного дизайна. Профессия «Ландшафтный дизайнер»

Тема № 19 Грибы - 2 часа.

Низшие грибы и их значение. Высшие грибы. Трубчатые и пластинчатые шляпочные грибы. Разнообразие грибов. Особенности  жизнедеятельности грибов. Правила сбора грибов. Грибы – паразиты. Меры профилактики грибковых заболеваний.

Тема №20 Растения помощники в геологии - 1 час.

Исследования в геологии. Краеведческий материал.

Тема № 21 Экосистема - 3 часа.

Экосистема и биогеоценоз. Их структура и отличия. Естественные и искусственные сообщества, их отличительные особенности. Моделирование искусственных сообществ.

Тема №22  Занимательная ботаника  (Викторина) (1ч)

Тематическое планирование

Тема

Дата

1

Экология. Знакомство с целями и задачами программы. Среда обитания. Факторы среды.

2

Первые кружки в стране. Образование станций юннатов и их деятельность.

3

Значение почвы как верхнего слоя Земли. Экскурсия «Многообразие растений окрестностей школы».

4

Поведение на природе.

5

Экскурсия «Признаки осени. Знакомство с распространенными растениями: деревьями, кустарниками, травами».

6

Осенние явления в жизни растений. Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников

7

Строение микроскопа. Правила работы с микроскопом. Техника безопасности.

8

Практическая работа «Строение основной ткани листа. Пластиды в клетках листа».

8

Осень – время сбора урожая. Культурные растения, их происхождение.

9

Фрукты, овощи. Их значение в жизни человека.Правила хранения продуктов и приготовления пищи.

10

Русская береза. Лекарственные свойства. Составление синквейна.

11

Практическая работа: « Строение луковицы». “Лук от семи недуг”

12

Голосеменные растения, их многообразие.

13

Рассказ о диком ананасе. Лекарственные свойства облепихи.

14

Внешнее строение подсолнуха. Легенды о подсолнечнике. “Зеленый доктор”

15

Пшеница- важнейшая зерновая культура. Практическая работа «Строение семян однодольных растений».

16

Профессия – хлебороб. Народный промысел.

17

Путешествие в мир лекарственных растений

18

Плоды и семена. Сочные и сухие плоды.

19

Распространение плодов и семян. Сбор семян и плодов для подкормки птиц в зимнее время.

20

Понятие о комнатных цветах. Родина комнатных растений. Классификация комнатных растений.

21

Размножение растений.

22

Расположение комнатных растений

23

Как ухаживать за своими зелёными друзьями. Трудности и проблемы, возникающие при выращивании растений.

24

Вредители и болезни комнатных растений. Неотложная помощь комнатным растениям.

25

Классификация растений.

26

Представители различных семейств,  произрастающие в Нижегородской области.

27

Работа с гербарным материалом: определение растений, относящихся к разным семействам.

28

Однолетние цветковые растения.  

29

Многолетние цветковые растения.

30

Цветы в украшении сада, парка, города, балкона. Профессия “цветовод – озеленитель”

31

Ландшафтный дизайн. Стили ландшафтного дизайна. Профессия «Ландшафтный дизайнер»

32

Низшие грибы и их значение. Высшие грибы. Трубчатые и пластинчатые шляпочные грибы. Разнообразие грибов. Особенности  жизнедеятельности грибов. Правила сбора грибов.

33

Грибы – паразиты. Меры профилактики грибковых заболеваний.

34

Исследования в геологии. Краеведческий материал.

35

Экосистема и биогеоценоз. Их структура и отличия.

36

Естественные и искусственные сообщества, их отличительные особенности.

37

Викторина «Занимательная ботаника»

2год обучения

Введение-2 часа

Природа вокруг нас. Общие признаки живой природы. Царство животных. Особенности животных. Интеллектуальный турнир «Знаете ли вы животных»

Тема №1 Многообразие животных (2 ч.)

Классификация животных.  Экскурсия. Посещение живого уголка. (СЮТ)

Тема № 2 Подцарство: Одноклеточные организмы.(1ч.)

Многообразие одноклеточных организмов.

Тема № 3 Подцарство: Многоклеточные организмы (26ч.)

Многообразие Кишечнополостных: Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. Многообразие Плоских червей. Циклы развитияГлисты. Острицы. Аскариды. Меры профилактики. Разнообразие моллюсков. Практическая работа «Сравнение раковин моллюсков». Многообразие Ракообразных. Их значение. Многообразие Паукообразных. Их значение. Путешествие по теме: «Насекомые». Знакомство с коллекциями насекомых. Викторина «Членистоногие». Рыбы, их многообразие. Многообразие земноводных. Многообразие пресмыкающихся. Игра- биоком по теме: «Рептилии». Игровые задания по теме: «земноводные и пресмыкающиеся».Внешний вид птиц, образ жизни. Игра «Узнай птичку по ее песенке». Экологические группы птиц. Птицы зимой. Виды кормушек. Кочующие птицы О пользе зимующих птиц. Кроссворды  “Птичья столовая”, «Перелетные птицы», «Кочующие птицы»Жизнь животных зимой. Следы на снегу. Насекомоядные, Грызуны, Рукокрылые, Зайцеобразные, Хищные, Китообразные, Ластоногие. Морские млекопитающие и человек. Репутация дельфина. Мир звука. Говорящие дельфины. Хоботные. Непарнокопытные, Парнокопытные. Приматы, особенности их обитания. Судьба кошки во времена прошлые. Неприрученное домашнее животное. Породы кошек. Интересные истории с кошками.  Породы собак.

Тема №4 Охрана природы (5ч.)

Книга тревоги. Заказники. Заповедники. Путешествие по заповедным местам. Заповедники Нижегородской области. Знакомство с Красной книгой России. Знакомство с Красной книгой Нижегородской области. Изготовление буклетов. Знакомство с растениями и животными, занесенными в Красную книгу.

Заключительное занятие - 1час.

Обобщающее занятие «Эти удивительные животные»

Тематическое планирование

Тема

Дата

1

Природа вокруг нас. Царство животных. Особенности животных.

2

Интеллектуальный турнир «Знаете ли вы животных»

3

Классификация животных.  

4

Экскурсия. Посещение живого уголка. (СЮТ)

5

Многообразие одноклеточных организмов

6

Многообразие Кишечнополостных: Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы.

7

Многообразие Плоских червей. Циклы развития

8

Глисты. Острицы. Аскариды. Меры профилактики

9

Разнообразие моллюсков. Практическая работа «Сравнение раковин моллюсков»

10

Многообразие Ракообразных. Их значение.

11

Многообразие Паукообразных. Их значение.

12

Путешествие по теме: «Насекомые». Знакомство с коллекциями насекомых

13

Викторина «Членистоногие»

14

Рыбы, их многообразие.

15

Многообразие земноводных

16

Многообразие пресмыкающихся. Игра- биоком по теме: «Рептилии»

17

Игровые задания по теме: «Земноводные и Пресмыкающиеся»

18

Внешний вид птиц, образ жизни. Игра «Узнай птичку по ее песенке».

19

Экологические группы птиц.

20

Кочующие птицы. Птицы зимой. Виды кормушек.

21

Жизнь животных зимой. Следы на снегу.

22

Насекомоядные, Грызуны

23

Рукокрылые, Зайцеобразные

24

Хищные

25

Китообразные, Ластоногие

26

Морские млекопитающие и человек. Репутация дельфина. Мир звука. Говорящие дельфины.

27

Хоботные

28

Непарнокопытные, Парнокопытные

29

Приматы, особенности их обитания. Высокая организация среди других животных. (просмотр и обсуждение фильма)..

30

Судьба кошки во времена прошлые. Неприрученное домашнее животное. Породы кошек. Интересные истории с кошками.

31

Породы собак.

32

Заказники. Заповедники. Путешествие по заповедным местам.

33

Заповедники Нижегородской области.

34

Знакомство с Красной книгой России.

35

Знакомство с Красной книгой Нижегородской области.

36

Знакомство с растениями и животными занесенными в Красную книгу.

37

Обобщающее занятие «Эти удивительные животные»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Юный натуралист"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Юный натуралист" предназначена для учащихся 5 классов, для более углубленного изучения биологии и знакомства с особенностями природы Астраханской обла...

Рабочая программа экологического кружка "Юный натуралист"

В данном материале представлена рабочая программа кружка экологической направленности....

Рабочая программа Наименование кружка "Юный натуралист" класс 5-6 класс

Жизнь в обществе меняется очень быстро, изменяется политический и общественный уклад, нравственные ориентиры и жизненные ценности. Как помочь ребенку правильно сориентироваться в бурном круговороте жи...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный натуралист"

Рабочая программа для 8-9 класса по внеурочной деятельности естественно- научной направленности " Юный натуралист"...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный натуралист»

Программа направлена на поиск одаренных учащихся, на то, чтобы одаренные дети имели возможность развиваться и совершенствоваться. Знания и умения, необходимые для осуществления учебно-исследовательско...