Рабочая программа экологического кружка "Юный натуралист"
рабочая программа по экологии (8, 9, 10 класс) на тему

В данном материале представлена рабочая программа кружка экологической направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_naturalist.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

 

                

 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ЮНЫЙ НАТУРАЛИСТ»

(ознакомительный уровень)

                                                Направленность: естественнонаучная

                                                Возраст обучающихся от 14 до 18 лет

                                                Срок реализации программы 1 год

                                                Количество детей в группе -14

                                                 Количество часов в год – 1

                                                 Разработчик программы: Сутормина Р.У.

                                                 учитель биологии

 г. Москва

2016

Пояснительная записка

Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий. Программа кружка рассчитана на разновозрастную группу учащихся 8, 10 классов. Целью обучения в дополнительном образовании является формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры. Программа для творческого объединения рассчитана на групповые творческие работы детей. В целом курс программы ставит перед собой следующие задачи: - углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых знаний экологии и знаний о природе, полученных в начальной школе; - формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т.е. с самими школьниками, как частью природы; - воспитание экологической культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет от разрушительных для экосистем действий. Программа построена таким образом, чтобы внеклассная работа могла стать целенаправленной, систематической и результативной. На занятиях кружка учащиеся учатся ставить проблемные вопросы и их решать, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить. Результаты исследовательской работы, успешность выполнения творческой работы - результат совместной деятельности ребёнка и его руководителя. В ходе выполнения общественно полезных заданий у учащихся воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям и уважение к труду. В связи с тем, что дети разновозрастные часть вопросов предполагается для индивидуального изучения или работы в малых группах, завершая совместными итоговыми занятиями с презентациями, конференциями.

Цели:

  • Социально – психологические: оказание помощи в принятии решения о направленности дальнейшего образования.
  • Академические: формирование у учащихся знаний и умений, связанных с рациональным использованием природных ресурсов и бережным отношением к природе.

Задачи:

  • сформировать биологические понятия в свете рационального природопользования;
  • совершенствовать умения решать проблемы с учетом экологических знаний;
  • способствовать развитию творческих способностей, умение планировать свою деятельность, навыки самостоятельной работы;
  • активизация деятельности по улучшению окружающей природной среды, участие в пропаганде охраны природы;
  • способствовать выбору профиля дальнейшего обучения.

Основные методы и приемы изучения курса:

  • словесные методы: беседа, лекция;
  • практические работы;
  • решение биологических и экологических задач;
  • эвристический (постановка задачи учителем, поиск информации учащимися).

Основные формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная и групповая форма работы. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе учащихся с дополнительной литературой.

 Содержание курса

(38 часов; 1 час в неделю)

Введение (1час)

Природная и социальная среда. Биосоциальная сущность человека. Биосфера – живая оболочка Земли. В.И. Вернадский – создатель учения о биосфере. Ноосфера – новое эволюционное состояние. Антропогенное воздействие на природу на разных этапах развития человеческого общества.

Тема 2: Ознакомление с экологической проблемой: озоновая дыра.

Значение, строение, состав атмосферы. Естественное и искусственное загрязнение атмосферы. Состав и происхождение озонового слоя. Появление озона в процессе эволюции. Влияние озона на все живое в природе. Чем грозит человеку появление озоновых дыр?

Тема 3: Ознакомление с экологической проблемой: недостаток пресной воды.

Значение воды в природе, в жизни и хозяйственной деятельности человека. Экологические проблемы, связанные с уменьшением пресной воды. Состояние водных ресурсов в природе.  Меры по охране водных ресурсов.

Тема 4: Ознакомление с экологической проблемой: вырубка тропических лесов.

Лес как важнейший растительный ресурс. Причины и последствия сокращения лесов. Рациональное использование и охрана растительных ресурсов.

Тема 5: Ознакомление с экологической проблемой: сокращение площади плодородных земель.

Значение почвы, ее структура. Экологические проблемы, связанные с антропогенным воздействием на почву. Меры по охране почв. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции.

Тема 6: Ознакомление с экологической проблемой: загрязнение окружающей среды.

Понятие о загрязнение биосферы и о загрязнителях. Основные пути миграции и накопления в биосферы загрязнителей. Классификация загрязнений по степени вредности, по области воздействия, по физико – химической природе. Токсичные, мутагенные и канцерогенные вещества, их прямое и косвенное воздействие на природу.

Тема 7: Изучение информации об озоновых дырах.

Работа по изучению и сбору информации учащимися по озоновой дыре. Подбор иллюстраций по экологической проблеме.

Тема 8: Изучение информации нехватке пресной воды.

Работа по изучению и сбору информации учащимися по нехватке пресной воды. Конкретные примеры экологической катастрофы в связи с нехваткой воды. Подбор иллюстраций по экологической проблеме.

Тема 9: Изучение информации о сокращении площади тропических лесов.

Работа по изучению и сбору информации учащимися о сокращении площади тропических лесов. Конкретные примеры в связи с вырубкой тропических лесов. Подбор иллюстраций по экологической проблеме.

Тема 10: Изучение информации о сокращении площади плодородных земель.

Работа по изучению и сбору информации учащимися о сокращении площади плодородных земель. Конкретные примеры в связи с сокращением плодородных земель. Подбор иллюстраций по экологической проблеме.

Тема 11: Изучение информации о загрязнении окружающей среды.

Работа по изучению и сбору информации учащимися о загрязнении окружающей среды. Конкретные примеры в связи с загрязнением окружающей среды. Подбор иллюстраций по экологической проблеме.

Тема 12: Подготовка информационно-демонстрационного материала.

Оформление информационных плакатов по каждой экологической проблеме.

Тема 13: Социальный опрос.

Проведение социального опроса среди учащихся, учителей, родителей для понимания, изучили ли предложенный информационный материал по экологическим проблемам.

Тема 14: Обработка и представление результатов социального опроса.

Работа с результатами социального опроса.

Тема 15: Пути решения экологической проблемы.

Мозговой штурм. Выработка предложений решения экологических проблем в повседневной жизни обычного гражданина.

Тема 16: Социальный опрос.

Проведение социального опроса среди учащихся, учителей, родителей для понимания, применяют ли в повседневной жизни опрошенные респонденты что-либо из предложенных участниками проекта путей решения.

Тема 17: Создание информационного раздаточного материала.

Создание раздаточного материала с советами в виде листовок.

Тема 18: Подготовка к общешкольному мероприятию: «Вместе сбережем природу».

Создание презентации, подготовка к выступлению.

Тема 19: Участие в общешкольном мероприятии «Вместе сбережем природу».

На общешкольном мероприятии участники проекта еще раз озвучат экологические проблемы. А также пути решения, с точки зрения применения советов в повседневной жизни обычным гражданином.

Тема 20: Анализ проделанной работы по проекту.

Подведение итогов работы по проекту. Работа над ошибками.

Тема 21: Учимся решать занимательные задачи по биологии.

Решение биологических и экологических задач с целью развития кругозора, логического мышления, нестандартного мышления.

Тема 22: Биологическая игра «Хвосты».

 Биологическая игра «Хвосты» по образцу телевизионного шоу «Своя игра».

Тема 24: Экскурсия в зооуголок.

Экскурсия в зооуголок на территории больницы. Знакомство с животными, изучение имеющихся представителей.

Тема 25: Подведение итогов работы кружка.

  Учебно-тематический план

Название темы

Кол-во часов

Дата

1

 Введение.

1

2

Ознакомление с экологической проблемой: озоновая дыра.

1

3

Ознакомление с экологической проблемой: недостаток пресной воды.

1

4

Ознакомление с экологической проблемой: вырубка тропических лесов.

1

5

Ознакомление с экологической проблемой: сокращение площади плодородных земель.

1

6

Ознакомление с экологической проблемой: загрязнение окружающей среды.

1

7

Изучение информации об озоновых дырах.

1

8

Изучение информации о нехватке пресной воды.

2

9

Изучение информации о сокращении площади тропических лесов.

2

10

Изучение информации о сокращении площади плодородных земель.

2

11

Изучение информации о загрязнении окружающей среды.

2

12

Подготовка информационно-демонстрационного материала.

2

13

Социальный опрос.

2

14

Обработка и представление результатов социального опроса.

1

15

Пути решения экологической проблемы.

3

16

Социальный опрос.

3

17

Создание информационного раздаточного материала.

3

18

Подготовка к общешкольному мероприятию: «Вместе сбережем природу».

2

19

Участие в общешкольном мероприятии «Вместе сбережем природу».

1

20

Анализ проделанной работы по проекту.

1

21

Учимся решать занимательные задачи по биологии.

3

22

Биологическая игра «Хвосты».

1

23

Экскурсия в зооуголок.

1

24

Подведение итогов работы кружка.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа экологического кружка для учащихся 5-6 классов

Цель кружка  - научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!...

Методическая разработка рабочей программы экологического кружка

Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. П...

Рабочая программа кружка юных натуралистов

Рабочая программа кружка "Юный натуралист" нацелина на изучения растений Курской области...

Рабочая программа экологического кружка.

Экологический кружок"Зеленые спасатели"...

Рабочая программа кружка "Юный натуралист".

Материал представляет собой рабочую программу кружка "Юный натуралист". Занятия кружка помогут ребятам  повысить интерес к наукам эколого – биологического направления, расширить з...

Рабочая программа кружка «Юный натуралист» по биологии для 6 класса

Рабочая программа кружковой работы носит предметно-ориентированный характер. Данный курс связан с базовым курсом биологии основной школы, а также с курсом географии (принципы расселения животных на пл...