Наука и нравственность в современном мире, пути взаимодействия.
методическая разработка по естествознанию (10 класс)
Наука и нравственность кажутся несочетаемыми вещами, которые никогда не могут пересечься. Первая - это целый ряд представлений об окружающем мире, которые никак не могут зависеть от человеческого сознания. Вторая же является совокупностью норм, регламентирующих поведение социума и сознание его участников, которые должны быть выстроены с учетом существующего противостояния добра и зла. Однако у них есть точки пересечения, которые можно найти, если взглянуть на две эти вещи под другим углом зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_4_nravstvennost_v_nauke.docx | 20.98 КБ |
tema_dlya_obsuzhdeniya_4.pptx | 60.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Наука и нравственность в современном мире, пути взаимодействия.
Наука и нравственность кажутся несочетаемыми вещами, которые никогда не могут пересечься. Первая - это целый ряд представлений об окружающем мире, которые никак не могут зависеть от человеческого сознания. Вторая же является совокупностью норм, регламентирующих поведение социума и сознание его участников, которые должны быть выстроены с учетом существующего противостояния добра и зла. Однако у них есть точки пересечения, которые можно найти, если взглянуть на две эти вещи под другим углом зрения.
Почему нужно изучать взаимодействие науки и нравственности?
Огромный разрыв между двумя сферами жизнедеятельности может существенно уменьшиться уже при первом приближении. Например, непреложный закон о пищевых цепочках нельзя считать добрым или злым, это просто всем известный факт. Но при этом, известны случаи того, когда ее участники по тем или иным причинам отказывались придерживаться ее и поедать более слабых существ. По мнению ученых, здесь как раз можно говорить о наличии нравственности, которая существует в любых отношениях между двумя субъектами. Наука также соприкасается с огромным количеством интересов, имеющихся у человечества, и представить ее в качестве обособленной духовной сферы невозможно. Для понимания того, как нравственность сочетается с научными изысканиями, необходимо выделить наиболее актуальные сферы их использования. В первую очередь речь идет о том, как можно соотнести полученные в результате этого сочетания открытия. Также сюда относятся правила и ценности, с помощью которых можно регламентировать поведение исследователей в научных кругах. Некоторые ученые считают, что научное и ненаучное может встречаться друг с другом абсолютно в разных жизненных сферах.
Какие изобретения могут появиться в результате их взаимодействия?
При ближайшем рассмотрении открытий, сделанных во время проведенных исследований, ученый предстает в качестве ретранслятора объективных знаний о существующей реальности. И в данном случае сказать, что наука находится вне нравственности, нельзя, поскольку научное познание стимулируется огромным количеством факторов – финансированием, интересом к открытиям у научного деятеля, развитостью исследуемой сферы и т. д. Знание с метафизической точки зрения не имеет какой-либо нравственной характеристики, его нельзя назвать хорошим или же плохим. Но ситуация кардинально меняется, когда полученная информация позволяет создать нечто опасное для человеческой жизни – бомбу, оружие, военную технику, генетическое оборудование и т. д. В этом случае ученому приходится сталкиваться с проблемами нравственного типа, в частности, стоит ли продолжать свои исследования в данном направлении, если они могут навредить людям? Параллельно с этим возникает еще один вопрос - может ли исследователь принять на себя ответственность за негативные последствия, вызванные использованием своего открытия для убийств, сеяния раздора, а также контроля разума других членов социума. Понятия науки и нравственности зачастую в данном случае являются несовместимыми, ведь большая часть ученых в таком случае принимает решение продолжить свои изыскания. Сложно оценивать это с точки зрения морали, поскольку разум, стремящийся к познанию, хочет преодолеть все существующие преграды и отыскать тайные знания об устройстве мироздания и человечества. Неважно, в какой именно сфере будут проводиться исследования, выбирая между развитием науки и нравственностью, ученые предпочитают первый вариант. Иногда такое решение приводит к осуществлению нелегальных экспериментов, при этом научные работники не боятся действовать вне закона, для них важнее добиться истины. Таким образом, главная нравственная проблема, которая здесь возникает, связана с тем, что законы, открываемые учеными, могут принести зло миру. Многие жители планеты выступают против проведения некоторых исследований, по их мнению, человечество пока не в состоянии адекватно воспринять их. Например, речь идет о возможностях проведения различных действий с сознанием человека. Их оппоненты утверждают, что такими методами можно запретить даже те открытия, которые не несут какого-либо вреда, и призывают относиться к научному прогрессу непредвзято. Само знание в данном случае играет нейтральную роль, а вот его применение вызывает серьезные опасения.
Какой предмет занимается исследованием нравственности в обществе?
Поскольку существуют явления, демонстрирующие мораль, должно существовать и научное направление, которое будет их изучать и описывать. Именно так появилась философская наука о морали и нравственности – этика. В социуме данный термин достаточно часто понимают в качестве синонима слова «мораль», и при оценке поступка с точки зрения этичности имеется в виду его достойность и моральная оправданность. Очень сложным для изучения вопросом является взаимосвязь нравственности и морали. Несмотря на то что их достаточно часто считают синонимами, между ними имеются весьма серьезные отличия. Согласно существующим традициям, мораль необходимо рассматривать в качестве системы норм, закрепленных в культуре, которым следует отдельно взятое общество. Требования и идеалы в данном случае передаются от старших поколений младшим. Нравственность в данном случае будет представлять реальное поведение человека, которое может соответствовать данным нормам. Оно может существенно отличаться от принятых стандартов, но в то же самое время соответствовать неким другим нормам. Самым известным примером подобной коллизии является суд над Сократом, который является нравственным образцом для многих поколений, но был осужден за поведение, несоответствующее морали, проповедуемой афинским социумом. Согласно науке, изучающей мораль и нравственность, нормативная система, функционирующая внутри социума, является идеалом, который никогда не может быть полностью реализован. Именно поэтому все причитания о распущенности молодежи, которыми славится старшее поколение, следует рассматривать в качестве крупного разрыва между нормами морали и человеческим поведением, при котором все несоблюдения идеалов носят массовый характер.
Как выглядит мир с точки зрения этики?
Наука о нравственности и нормах поведения изучает то, как должно быть устроено мироздание. Другие дисциплины занимаются изучением объективно существующих вещей, не обращая внимание на то, нравятся ли они человечеству или же нет, подобный подход к ведению научной деятельности в этике является неприемлемым. Здесь ключевое значение обретает оценка факта с точки зрения достойности, а также его соответствия существующим параметрам добра и зла. Данная наука обязана объяснить отношение человечества к существующим явлениям и фактам, максимально подробно описать. В какой-то степени этика похожа на гносеологию, целью которой является изучение отношения человека к реалиям с точки зрения верности или ошибочности и эстетики, где они подразделяются на красивое и некрасивое. Этика опирается только на две категории – добра и зла, и данный факт необходимо учитывать при проведении исследований.
Как здесь воплощаются оценочные отношения?
На первый взгляд кажется, что наукой о морали (нравственности) является вовсе не этика, а психология, но это не так, поскольку влияние последней на окружающую среду является минимальным. В этике ситуация совершенно иная, здесь всегда будет присутствовать субъект, который обязан осуществить определенное действие, направленное на определенный объект, и только после его выполнения можно будет говорить о какой-либо оценке. Например, врач может облегчить страдания своего пациента самыми разными способами: сделать укол, дать таблетку, в некоторых странах даже предложить эвтаназию. И если первые два поступка с точки зрения нравственности будут можно рассматривать в качестве добрых, то последний вызовет большое количество вопросов: «Это решение является благом для пациента?», «Почему доктор должен нести добро?», «Что обязывает его поступать определенным образом?» и т. д. Ответы на них так или иначе связаны с правовыми нормами и четко отражены в законодательстве, невыполнение последних может повлечь за собой санкции различного характера. Кроме того, обязанность одного человека совершить какой-либо поступок по отношению к другому может иметь неправовую природу, наука о нравственности и морали это учитывает. Давать свою моральную оценку тем или иным действиям может абсолютно каждый человек, однако ее восприятие будет являться субъективной. Так, девушка может выслушать мнение своих подруг относительно того или иного поступка, а прислушаться только к одному из их. Как правило, прислушиваются к тем людям, которые обладают достаточно высоким моральным авторитетом. В некоторых случаях источником оценки может выступать какая-либо научная организация, которая осуждает поступок своего сотрудника.
Почему важно соблюдать внутри научную этику?
Огромное количество противоречий всегда сопровождало науку и нравственность, этика науки – понятие достаточно сложное и громоздкое, поскольку ученые не всегда могут нести ответственность за последствия проведенных изысканий, а также они практически не принимают решения об их использованиях в реальной жизни. Как правило, после какого-либо научного открытия все лавры принадлежат либо государству, либо частным организациям, которые спонсировали исследования. В то же самое время может возникнуть ситуация, когда изобретениями одного ученого могут воспользоваться другие, занимающиеся исследованиями в прикладных сферах. Что именно они будут хотят получить на основе чужого открытия – никто не знает, вполне возможно, что речь пойдет о конструировании устройств, способных навредить человечеству и миру в целом.
Задумываются ли исследователи о соблюдении морали?
Каждый ученый при этом всегда осознает размер собственного влияния на создание систем и предметов, которые могут навредить людям. Достаточно часто они трудятся в разведывательных и военных организациях, где в ходе проведения работ прекрасно понимают, для чего служат их знания. Различные виды оружия могут быть созданы только после проведения длительных исследований, поэтому научные деятели никак не могут утверждать, что их используют втемную. остаточно явными в данном случае становятся точки соприкосновения науки и нравственности, этика науки здесь часто остается на заднем плане. Конструкторы атомных бомб, уничтоживших Нагасаки и Хиросиму, вряд ли задумывались о последствиях использования своих творений. Психологи считают, что в подобной ситуации имеет место человеческое желание возвыситься над привычными понятиями добра и зла, а также полюбоваться красотой собственного творения. Таким образом, любые научные исследования должны выполняться с гуманистической целью, а именно – добиться блага для всего человечества, в противном случае они приведут к разрушениям и серьезным проблемам.
Где встречаются научное и ненаучное?
Достаточно часто взаимосвязь науки и нравственности дает о себе знать в прикладных областях, в сферах исследований, специализирующихся на воплощении в жизнь научных новинок. В качестве примера можно рассмотреть болезненный вопрос клонирования, которое запрещено во многих странах мира. Оно может помочь вырастить органы, которые так нужны людям из-за болезней или различных несчастных случаев, и тогда его следует рассматривать в качестве блага, способного существенно продлить человеческую жизнь. В то же время клонирование может применено правительствами разных государств для формирования многочисленных особей, обладающих нужными качествами для проведения определенных работ. С точки зрения нравственности использование себе подобных в качестве рабов для человечества является неприемлемым. И тем не менее клонирование тайно проводится в различных странах, несмотря на запреты. Аналогичные вопросы появляются при детальном рассмотрении проблем трансплантологии. Наука и нравственность здесь переплетаются достаточно тесно, даже если первая совершит серьезный шаг вперед и научится перемещать мозг между телами разных людей без физиологических последствий, с моральной точки зрения это будет являться довольно странным процессом. Неизвестно, как именно будет себя ощущать сознание, которое проснется в новом для себя теле, как будут относиться близкие люди к такой операции, эти и прочие вопросы ученым решить вряд ли удастся.
Актуально ли это для неточных сфер?
Соотношение науки и нравственности встречается и в гуманитарных науках, например, в психологии. Применение существующих постулатов на практике оказывает мощное воздействие на людей, и неопытные психологи могут серьезно навредить своим пациентам, внушив им неверные жизненные установки. Человек, оказывающий подобные консультации, обязан обладать навыками практика и теоретика, иметь высокие нравственные идеалы и быть максимально чутким, только тогда его помощь будет действительно эффективной. Достаточно высокий уровень ответственности лежит на историках, которые занимаются созданием коллективной памяти, именно их порядочность существенно влияет на корректное толкование произошедших ранее событий. Честность – именно этим качеством должен обладать ученый, который берется за интерпретацию исторических фактов. Он должен заниматься поисками истины и не поддаваться веяниям моды, в том числе желанию политиков скорректировать факты. Если ученый не разделяет необходимости использования при проведении исследований понятий науки и нравственности, он может создать серьезный хаос в сознании большого количества людей. В дальнейшем это может превратиться в серьезный конфликт этнического или даже социального типа, а также в недопонимание между поколениями. Таким образом, влияние истории на нравственное сознание представляется весьма серьезным.
Как изменить ситуацию?
Поскольку утверждение о том, что наука находится вне нравственности, является полностью неверным, ученым необходимо выработать новые правила проведения исследований. Если ранее принцип «Цель оправдывает средства» использовался повсеместно, то в XXI веке необходимо от него отказаться, поскольку исследователи взваливают на свои плечи огромную ответственность за собственные открытия и дальнейшие последствия. Нелишним будет рассматривать научные ценности в качестве социального института, нуждающегося в строгом контроле. Таким образом, наука и нравственность не могут существовать друг без друга, первая требует существенной модернизации и включения ценностей в функционал ученого. Последние должны быть учтены при постановке задач исследования, определении средств для их решения, проведении апробации полученных результатов. Эффективным представляется включение в научную деятельность социальной и гуманитарной экспертизы, с помощью которой можно определить, насколько полезным и благотворным для человечества станет новое изобретение.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наука – это совокупность теоретических представлений о мире, ориентированная на выражение в понятиях и математических формулах объективных характеристик действительности, то есть тех, которые не зависят от сознания
Нравственность (мораль), напротив, является совокупностью ценностей и норм, регулирующих поведение и сознание людей с точки зрения противоположности добра и зла. Нравственность строится на человеческих оценках, повелевает действовать определенным образом в зависимости от наших жизненных ориентиров – значит, она занята ничем иным, как действующими субъектами и их субъективностью.
Поскольку существуют явления, демонстрирующие мораль, должно существовать и научное направление, которое будет их изучать и описывать. Именно так появилась философская наука о морали и нравственности – этика Какой предмет занимается исследованием нравственности в обществе?
наука и нравственность не могут существовать друг без друга, первая требует существенной модернизации и включения ценностей в функционал ученого. Последние должны быть учтены при постановке задач исследования, определении средств для их решения, проведении апробации полученных результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Школа и семья: пути взаимодействия в современном социально - образовательном пространстве с целью уменьшения отрицательных проявлений в поведении школьников
В работе даны конкретные рекомендации педагогам и родителям по уменьшению отрицательных проявлений в поведении школьников...
статья для Международной заочной научно-практической конференции "Наука и образование в современном мире" с публикацией в сборнике научных трудов
Автор - Найденко Татьяна АлександровнаМБОУ г. Иркутска СОШ №6Иноязычные заимствования в языке рекламы и масс-медиа.Начиная с середины ХVIII века заимствования иностранных слов – один из способов разви...
«Актуальность формирования у детей духовно-нравственного отношения к окружающему миру путем приобщения к истокам народной культуры, духовным традициям и обучения ремеслу посредством знакомства и проведения Православных праздников»
Аргументированное рассуждение на обозначенную тему....
Формирование представления о целостной картине мира путем осуществления межпредметных связей физики с другими науками
Статья Трифоновой Е.В. посвящена актуальной теме межпредметных связей, которые создают благоприятную почву для интеграции знаний, повышению заинтересованности учащихся в обучении, общении. В статье ...
Обобщение ШППО «Формирование представления о целостной картине мира путем осуществления межпредметных связей физики с другими науками»
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личност...
Обобщение ШППО «Формирование представления о целостной картине мира путем осуществления межпредметных связей физики с другими науками»
Обобщение опыта работы...
Материалы к уроку по теме: "Наука и образование в современном мире и в мире спорта"
Образование и наука являются основами формирования личности человека, его постоянного развития и понимания окружающего мира. Прежде всего, стоит отметить, что наука является формой человеческой д...