Обобщение ШППО «Формирование представления о целостной картине мира путем осуществления межпредметных связей физики с другими науками»
статья по физике на тему
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Одна из проблем современной школы состоит в том, что в ней недостаточно развиты межпредметные связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_2018g.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №10
с углубленным изучением отдельных предметов»
Обобщение ШППО
«Формирование представления о целостной картине мира путем осуществления межпредметных связей физики с другими науками»
Подготовила :
учитель физики
Черепкова Я.Ю.
2017-2018 учебный год
«Формирование представления о целостной картине мира путем осуществления межпредметных связей физики с другими науками»
- Актуальность выбранной темы. Основные вопросы, намечаемые для изучения.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Одна из проблем современной школы состоит в том, что в ней недостаточно развиты межпредметные связи. Часто ученик, успешно занимающийся в рамках одной дисциплины, не может применить имеющиеся у него знания не то что в реальной жизни, но и в других предметах.
С этой проблемой в своё время столкнулась и я. Ученики, успешно занимающиеся по ОБЖ, математике и другим предметам, испытывали трудности в физике, не интересовались особо этим предметом. Встал вопрос: В чём причина? Как повысить интерес к физике и качество знаний учащихся?
Как увлечь ребёнка, помочь ему накопить как можно больше знаний по предмету, подготовить его к современной жизни, учить применять свои знания в реальных жизненных ситуациях? Как помочь ребёнку повысить мотивацию учения?
Знакомясь с различной педагогической литературой и анализируя работу педагогов-новаторов (доктора педагогических наук, профессора Роберта И.В., В. С. Безруковой, Т. В. Воронцовой, В. А. Крючкова, В. П. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткина, А. П. Лиферова, Е. Ю. Никитиной, И. М. Осмоловской, М. С. Пак, В. М. Сиренко, Н. К. Чапаева и др.), я остановилась на использовании элементов интеграции предметов на уроке.
Интеграция – процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей в одно целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.
Мир, окружающий детей, познаётся ими в своём многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. Интеграция позволяет объединить эти фрагменты в одно целое, что помогает ребёнку увидеть целостную научную картину мира и рассмотреть явления с нескольких сторон.
Форма проведения уроков с использованием элементов интегрирования нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков.
Творческое сотрудничество:
- С учителями физики МО
- С учителями информатики, химии, биологии, математики
- С учителями – коллегами через Интернет
Практический выход:
- Посещение семинаров, конференций, вебинаров,уроков коллег.
- Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами с целью оказания помощи.
- Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
- Проведение открытых уроков физики с приглашением на них администрации.
В настоящее время система нашего школьного образования представляет собой изучение отдельных учебных предметов. Иными словами, общий объект изучения - Природа - «разбит» между отдельными областями образования, что не способствует формированию у учащихся целостной картины мира, единства Природы во всех ее проявлениях.
Исходя из этого, на современном этапе развития школьного образования весьма актуальными становятся межпредметные связи, которые создают благоприятную почву для интеграции знаний. Интеграция есть процесс и результат создания неразрывно связанного единого целого, процесс сближения и связи наук.
Основной задачей интегрированного подхода в учебно-воспитательном процессе является подготовка школьников к жизни во «взрослом мире», показ многообразия духовной сферы, удовлетворения познавательных и нравственных потребностей на основе координации содержания, конкретизации задач через комплексное взаимодействие предметов.
Уроки, построенные на основе интеграции знаний, достигают наибольшей эффективности, если соблюдаются определенные дидактические условия их проведения. Прежде всего, интегрированные уроки должны быть включены в тематическое и поурочное планирование, и отвечать основным целям и задачам образовательного процесса и иметь взаимосвязь с ранее изученным материалом.
Постоянное использование межпредметных связей позволяет разнообразить методы и приемы обучения, создает возможность более широкого применения наглядности и дидактического материала. Например, на уроках физики по теме: «Виды теплопередачи в природе и технике» используются репродукции художников, отрывки из художественных произведений, а на уроке «Линзы. Оптические приборы» - таблицы по биологии о строении глаза. При изучении какого-либо закона или явления путь от гипотезы до доказательства можно проследить с помощью глобуса или географической карты мира.
При этом правильное установление межпредметных связей, умелое их использование важны для формирования гибкости ума учащихся, для активизации процесса обучения и для усиления практической направленности обучения физики. Интегрированные уроки показывают значительный рост заинтересованности учащихся в обучении, общении, желании высказывать то, что они хотят.
Приведу примеры интегрированных уроков, которые были проведены за время работы над темой самообразования.
Класс | Тема урока | Место урока в учебном процессе | Интегративные связи |
7 | Атмосферное давление | Изучение нового материала | Природоведение: понятие, строение и роль атмосферы и атмосферного давления |
7 | Рычаги. Простые механизмы | Изучение нового материала | История: строительство храмов, пирамид, развитие технологии в древнем мире |
8 | Строение атома | Изучение нового материала | Химия: состав и строение атома, знакомство с таблицей Менделеева |
8 | Глаз. Зрение. | Изучение нового материала | Биология: Модель, таблица о строении глаза , гигиена зрения, дефекты зрения. ИЗО: зрительные иллюзии. |
9 | Звуковые волны | Обобщение темы | Биология: строение уха. Музыка: звучание различных музыкальных инструментов. |
9 | Биологическое действие радиации | Обобщение темы | Биология: мутация, селекция, влияние на гены. Химия: нарушение клеточной структуры ОБЖ: средства защиты, доза облучения. |
10 | Уроки решения задач из курса атомной физики | Развитие навыков. Решение задач | Химия: основные формулы, таблица Менделеева |
10 | Капиллярные явления | Изучение нового материала | Биология: строение стебля и корня растений; кровеносная система. |
11 | Дисперсия света | Обобщение темы | МХК: импрессионизм. |
Интеграция физики с другими предметами школьного курса может осуществляться не только в рамках целого урока, но и в качестве отдельных методических приемов. Например.
1. Использование фрагментов текстов, связанных с естественнонаучными и историческими науками на уроках физики.
Методика использования текстов, связанных с биологией, географией, экологией, историей может быть разнообразной. Если сообщение содержит описание какого-либо явления или пример физического явления в природе, то его целесообразно использовать на уроке как иллюстрацию.
Так при изучении темы «Простые механизмы» в 7-х классах можно привести следующие примеры использования простых механизмов.
1. Ученые полагают, что первые колеса были созданы в Шумере примерно 5200 лет назад. До изобретения колеса тяжести по суше перемещали с помощью катков и рычагов. С развитием скотоводства начали использовать вьючных животных, появились бесколесные волокуши, ставшие прообразом саней. Первые дошедшие до нас изображения колесной повозки найдены в Месопотамии; датируются они 4 тысячелетием до нашей эры.
2. Древние египтяне оставили после себя величественные памятники зодчества – знаменитые пирамиды, гробницы фараонов. Европейцы узнали об этих грандиозных сооружениях после Египетского похода (1798–1801 гг.) генерала Бонапарта (будущего императора Франции): именно тогда были сделаны первые описания устройства гробниц. Доказано, что строительная техника древности позволяла возводить столь монументальные сооружения. Блоки из известняка вырублены в каменоломнях и на месте их обрабатывали – обтесывали и полировали. Выполняли эту операцию медными инструментами. Камень отделывали так тщательно, чтобы в дальнейшем блоки плотно прилегали друг к другу. Мастера добивались удивительных результатов – и тысячелетия спустя между гранями соседних плит нельзя протащить даже нитку. Затем многотонные блоки, используя полозья-волокуши и простые рычаги, грузили на баржи и в период половодья по специально прорытым каналам отправляли к месту строительства. Втягивали блоки на канате медными крюками. Главной тайной пирамид является трудолюбие и талант человека. В самом деле, высота пирамиды фараона Хуфу (Хеопса) достигает 146.59 м, сложена она из огромных каменных блоков массой 2.5 т каждый.
При изучении темы «Трение», очень интерес пример, который иллюстрирует преимущества трения качения.
3. Храм Артемиды в Эфесе (построен около 550 г. до нашей эры) был одним из самых красивых и знаменитых творений греческой архитектуры и считался третьим чудом света. Руководители строительства Херсифрон и Метаген при возведении храма столкнулись со сложной проблемой: как перевезти по рыхлой почве тяжелые колонны и блоки из каменоломни к месту работы? Выход был найден: колонну, особым образом прикрепляли к деревянной раме, как бы превращали в каменный каток. А перекатывать тяжести гораздо легче, чем тащить. Для прямоугольных блоков Метаген придумал другой способ: каждый блок, как ось вставляли в огромные деревянные колеса около 4 м в диаметре и катили до места строительства.
Очень интересен пример, иллюстрирующий применение закона Паскаля, его можно предложить на уроках при изучении темы: «Давление газов» в 7-, 10-х классах.
4. Родиной стекла считается богатый кварцевым песком Египет, где в течение многих столетий изготовляли стеклянные бусы. Греки заимствовали это ремесло у египтян, усовершенствовали его и стали делать стеклянные вазы. Техника выдувания стекла с помощью специальных труб и форм появилась в Сирии в 1 веке до нашей эры и быстро распространилась по всей Римской империи. Стеклянные изделия – кубки, бокалы – стали много дешевле и превратились в предметы массового спроса. Новые центры стеклоделия в Италии и римских провинциях. На территории Испании, Франции, Германии.
2. Использование задач, с элементами биологии, географии, экологии и истории на уроках физики.
Вот примеры задач, которые предлагаются школьникам на уроках физики в 7 и 9-х классах по теме «Скорость. Равномерное движение».
1. Гриб веселка (phallus), обычный в наших краях, растет со скоростью 5 мм в минуту и вырастает до высоты 30 см. За какое время гриб достигает указанной высоты? (1 час)
2. Хотя растение банан (Musa) достигает высоты 10 м и имеет ствол толщиной до 1 м, оно является травой. Банан от начала развития до десятиметровой высоты вырастает всего за 8–10 месяцев. Листья банана растут со скоростью 0.1 мм в минуту. Каждое растение дает три урожая в год, что составляет в целом 100 кг плодов. Определите, на сколько сантиметров увеличивается лист банана за сутки? (14,4 см)
3. Бамбуки – общее название для более, чем 100 родов и 600 видов травянистых растений. Их особенностью является быстрый рост. Так, бамбуки Вьетнама растут со скоростью 2 м в сутки. Бамбук, относящийся к семейству злаковых, у себя на родине может достигать высоты 50 м и иметь стебель диаметром до 40 см. На сколько метров изменяется длина бамбука за неделю? (На 14 м)
Также по этой теме предлагается ученикам творческое задание. Например, используя таблицу, в которой указаны скорости движения в живой природе нужно составить задачи по этим данным.
Скорость | Скорость | ||
Акула Гепард | 40 км/ч 112 км/ч | Лосось Страус | 27 км/ч 80 км/ч |
Вот такие задачи составляют школьники.
1. Гепарды охотятся в одиночку. Они бегут за добычей со скоростью до 30 м/с, но довольно быстро устают. Если в течение минуты они не догоняют добычу, то прекращают погоню. Антилопа находится на расстоянии 100 м от гепарда и бежит со скоростью 72 км/ ч. Догонит ли ее гепард?
Ответ: Если будет двигаться с максимальной скоростью, то догонит через 10 с.
2. Африканские страусы, нанду и эму – это крупные бескрылые птицы. Они достаточно быстро бегают, чтобы убежать от немногих хищников, которые рискуют нападать на них. Страусы бегут со скоростью 80 км/ч. Все они неярко окрашены, кроме черно-белого африканского страуса, который является самой крупной птицей в мире. За какое время африканский страус преодолел бы стометровку?
Ответ: Примерно за 4,5 с.
Очень интересно строятся уроки «Решение задач» с использованием сообщений по различным предметам. Так ребятам предлагается занимательный факт, а они должны составить по нему задачу или вопрос. А затем предложить ответить на него своим товарищам. Например, некоторые сообщения по теме «Масса. Плотность» 7-й класс.
1. Сейшельская веерная пальма дает орехи массой до 25 кг и диаметром до 0,5 м. Впервые такой орех попал в Европу в конце XVI века. Европейцы считали его талисманом, оберегающим от несчастий, и высоко ценили: за один «мальдивский орех» можно было получить целый корабль, груженный товарами. Император «Священной Римской империи» Рудольф II (1552–1612) заплатил за кубок из ореха сейшельской пальмы столько золота, сколько в него вместилось, – 100 кг.
Вот такие задачи были составлены на уроке по этому отрывку:
А) Определите объем кубка, зная, что плотность золота 19,3 г/см3?
Б) Считая, что сейшельский орех имеет форму шара, определите его среднюю плотность. С каким веществом может сравниться эта плотность?
2. Цератония из семейства цезальпиниевых дает одинаковые семена, массой всегда ровно 0,2 г. Такими семенами в качестве гирь с древности пользовались ювелиры. Эту меру массы назвали каратом.
Вот какие задачи были составлены по этому факту.
А) Какие единицы массы вы еще знаете? Сколько карат в 100 г?
Б) Алмаз массой 20 карат имеет объем 0,63 см. Определите среднюю плотность этого камня? Вас ничего не удивляет?
В) Сколько семян цератонии нужно взять, чтобы уравновесить брусочек серебра размерами 1×2×2 см3? Плотность серебра 10 500 кг/м3.
Такие задания позволяют учащимся применить свои знания на практике, развивают мышление и логику учащихся. Помогают лучше понять физику. Все ученики, активно принимающие участие в этой работе поощряются.
Метод интегрированного подхода к образованию углубляет содержание урока, повышает его значение, активизирует деятельность учащихся, способствует формированию у школьников целостной картины мира с его единством и многообразием свойств живой и неживой природы.
Выводы:
Так как работа еще не окончена, то о выводах говорить еще рано. Но определенные результаты уже есть:
- изучена литература по теме ;
- разработаны и проведены уроки по теме самообразования в разных классах согласно календарно-тематического планирования по предмету;
- изучен опыт отдельных школ и педагогов России, исследующих данную тему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Технология интегрированного урока как средство осуществления межпредметных связей"
Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Проблема интеграции обучения и воспитани...
Осуществление межпредметных связей в преподавании географии и химии
Формирование цельного научного мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей. Комплексный подход в воспитании усилил воспитательные функции межпредметных связей курса географии,...
Осуществление межпредметных связей в преподавании географии и химии
Формирование цельного научного мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей. Комплексный подход в воспитании усилил воспитательные функции межпредметных связей курса географии,...
Осуществление межпредметных связей в преподавании географии и химии
Формирование цельного научного мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей. Комплексный подход в воспитании усилил воспитательные функции межпредметных связей курса географии,...
Интегрированное занятие по формированию целостной картины мира и развитию лексико-грамматических представлений в подготовительной группе для детей с ОНР "Зимние забавы"
Интегрированное занятие воспитателя и учителя-логопеда по формированию целостной картины мира и развитию лексико-грамматических представлений у детей подготовительной группы с диагнозом общее недоразв...
Формирование представления о целостной картине мира путем осуществления межпредметных связей физики с другими науками
Статья Трифоновой Е.В. посвящена актуальной теме межпредметных связей, которые создают благоприятную почву для интеграции знаний, повышению заинтересованности учащихся в обучении, общении. В статье ...