Материалы к уроку по теме: "Наука и образование в современном мире и в мире спорта"
учебно-методический материал по обществознанию (10 класс)

Борисенко Инна Михайловна
Образование и наука являются основами формирования личности человека, его постоянного развития и понимания окружающего мира. Прежде всего, стоит отметить, что наука является формой человеческой деятельности, которая направлена на структурированное познание и преображение действительности. Основа любой науки – это систематизированные факты, теории, логически выверенные гипотезы, законы, методы исследования. Уникально то, что наука представляет собой и систему знаний о мире и практическую деятельность, основанную на ней.
Наука развивается уже на протяжении многих веков. И благодаря ее непрерывному преобразованию и развитию на сегодняшний день она представлена в виде разветвленных совокупностей научных отраслей.Современная наука состоит из стольких разнообразных отраслей, что каждую из них по отдельности охарактеризовать невозможно. А предметом современной науки можно назвать и мир, и формы и виды движения материи, и их восприятие в сознании человека. Таким образом, человек сам по себе является предметом изучения науки.
Наука в современном спорте занимает все большее место.Вопросы, которые волнуют науку и современный спорт, охватывают широкий круг тем: физическая подготовленность школьников и студентов, восстановление работоспособности спортсменов, фармакология спорта, повышение эффективности тренировок, лечение спортивных травм. Также ученых волнуют  биохимические процессы, которые идут в организме атлетов.
Учебное занятие на эту тему было интересно студентам 1 курса. Они по-новому посмотрели на роль современной науки и образования.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Наука и образование в жизни человека и в мире спорта

Ход занятия

I. Организационный момент. Вводное слово преподавателя.

  1. План (записываем)
  2. Формулируем задачи

II. Изучение первого вопроса с системой развивающих заданий:

  • сделать вывод по информации на слайде
  • назвать функции науки, определить роль ее в жизни человека.

III. Изучение нового материала с использованием элементов технологии критического мышления.

Сегодня я хотела бы вас познакомить с технологией создания кластера. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Так вот кластер - графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.

1. Стадия вызова. 

  • На первом этапе на доске написано словосочетание «Науки в мире спорта».

 Вопрос: какие ассоциации возникают у вас, когда вы произносите это словосочетание?

Со словосочетанием «науки в мире спорта» возникают следующие ассоциации: изучение организма человека и влияние на организм человека. Изучать можно что-то конкретно и влиять на организм можно неоднозначно.

Поэтому группам 1-2 нужно написать много ассоциаций к изучению организма, а группе 3-4 – к влиянию наук на организм человека (используйте тексты из приложения 1-2)

Все ответы ребят фиксируете в тетрадь.

  • На втором этапе ребятам предлагается написать рассказ из 3-4 предложений, используя слова, записанные на доске. Читаем предложения.

  • На третьем этапе стадии вызова необходимо задать вопрос: достаточно ли нам этих знаний о науках о спорте? И в данном конкретном случае студенты, скорее всего, ответят “да”. Поэтому, чтоб побудить учащихся к дальнейшей работе преподаватель поясняет, что словосочетание “науки о спорте” намного сложнее и глубже, чем мы только что представили. И в доказательства оного изучаем материал слайдов презентации по теме: «Воля к победе, или интересные факты из мира спорта». Задание по группам про науки и их влияние на спорт и человека.

2. Стадия осмысления. Осуществляется работа с текстом и делаются записи в тетради. Предварительно в тетради оформляется таблица.

То, что совпало с моими представлениями

Новое содержание

Студенты заполняют 1 и 2 колонки Таблицы. Зачитываем слова со знаком “+”. Преподаватель выписывает эти слова рядом с теми, которые студенты назвали в начале урока.

3. Стадия рефлексии. Сравниваем то, что знали и что нового узнали. Анализируем.

III. Итог урока - совместное составление синквейна.

Например:

Науки в мире спорта

Нужные, разнообразные

изучают, влияют, помогают

Знания, достижения

Сложные, нужные, но не всегда полезные.

IV. Домашнее задание.

подготовить сообщение:

1) Образование в мире спорта

2) О любой науке в мире спорта

Приложение 1

Специфические спортивные функции

Чтобы считаться спортом в настоящем понимании этого термина, ему должны быть внутренне присущи такие свойства, которые бы активно побуждали человека к постоянному стремлению улучшать свои результаты. При анализе обнаружено, что основными обязательными структурными образованиями спорта являются следующие взаимосвязанные между собой компоненты: усилие, препятствие, достижение, соревнование. При этом оказывается, что спорт как специфический вид деятельности может существовать только при наличии в нем этих четырех признаков. Исключение хотя бы одного из них переводит спорт, как уже было подчёркнуто, в другую реальность.

Основной целью собственно-соревновательной деятельности конкретного спортсмена является производство личного спортивного достижения, которое может оказаться и рекордом того или иного уровня. Средством реализации этой цели, безусловно, может считаться выполняемая мышечная работа, обобщенно названная термином «усилие». Побудительным мотивом служит стремление преодолеть то или иное препятствие. Соревнование же выступает в качестве формы деятельности, обеспечивающей реализацию поставленной цели. И в этом плане именно соревнование, как объединяющее начало по отношению к другим элементам, правомерно считать ядром спорта. Для полного представления о функции достижения, в полной мере присущей лишь спорту, необходимо рассмотреть основные составляющие спортивной деятельности.

Материальной основой спорта в приведенной выше его структуре выступает категория усилия (т.е. определенные мышечные, волевые или интеллектуальные действия). Чаще всего в спорте усилия носят не изолированный, а комплексный характер. Спортивная тренировка развивает у человека, прежде всего саму способность к проявлению не просто усилий, а именно максимальных усилий, специфичных для разных видов спорта (в метаниях - взрывной силы, в спринте - быстроты, в марафоне - предельной выносливости, в гимнастике - максимальной сложности и точности движений и т.д.).

Приложение 2

Специфические спортивные функции

В спортивной деятельности необходимы свои видимые критерии, служащие мотивом к проявлению максимальных усилий. Таковыми выступают самые разнообразные препятствия (вес поднимаемой штанги, дальность полета копья, время преодоления дистанции; побежденный в единоборстве соперник и т.д.). Преодоление препятствий стимулирует спортивную деятельность, вызывает и обеспечивает максимальные напряжения. И в этом плане именно постоянное преодоление препятствий, будь то в тренировочной или соревновательной деятельности, даёт возможность спортсмену оценивать свои силы и соответственно их развивать.

При этом в спорте наблюдается четко выраженная тенденция к постоянному повышению препятствий. Выполняемые элементы в фигурном катании усложняются, вес штанги увеличивается, планка для прыжков в высоту поднимается. Величина препятствия в данном случае является объективным показателем или измерителем проявленного усилия. И в этом смысле, очевидно, что спорт — это, прежде всего преодоление самого себя, своего внутреннего состояния. Поэтому, кроме прочего, он по праву признается одним из эффективных средств воспитания волевых качеств.

Следующим атрибутом спорта выступает компонент - достижения. Спортивное достижение является, с одной стороны, целью спортивной деятельности, с другой - объективным выражением проявленного усилия и преодоленного препятствия.

Вместе с тем, рассмотренные категориальные признаки спорта (усилие, препятствие, достижение) еще недостаточны для того, чтобы спорт мог существовать в обществе. Способ его бытия всецело определяется наличием своеобразной формы, которая называется соревнованием.



Предварительный просмотр:

Биомеханика спорта (спортивная биомеханика) – раздел биомеханики, в котором изучают работу биомеханического аппарата спортсмена (БАС), взаимодействия БАС с окружающей средой, спортивным инвентарем (ракетки, клюшки, биты, мячи, лыжи, весла, гимнастические снаряды и т.п.), механизмами, например, велосипедом.

Целью спортивной биомеханики является повышение мастерства спортсменов, установление ими рекордов, а также предотвращение травматизма, создание более оптимального спортивного инвентаря, механизмов, тренажёров. Также биомеханика спорта непосредственно используется в практике физического воспитания.

Биохимический контроль за функциональным состоянием спортсмена 

Определение биохимических показателей обмена веществ позволяет решать следующие задачи комплексного обследования: контроль за функциональным состоянием организма спортсмена, которое отражает эффективность и рациональность выполняемой индивидуальной тренировки, наблюдение за адаптационными изменениями основных энергетических систем и функциональной перестройкой организма в процессе тренировки, диагностика предпатологических и патологических изменений метаболизма спортсменов.

Биохимический контроль позволяет также решать такие частные задачи, как выявление реакции организма на физические нагрузки, оценка уровня тренированности, адекватности применения фармакологических и других восстанавливающих средств, воздействия климатических факторов и др. В связи с этим в практике спорта используется биохимический контроль на различных этапах подготовки спортсменов.

На основании текущих обследований определяют функциональное состояние спортсмена — одно из основных показателей его тренированности.

Биомедицинская инженерия с 1940-х года позволяет человечеству применять специальные приборы и датчики для измерения физических характеристик опорно-двигательного аппарата человека.

Результаты проведенных экспериментов имели колоссальное значение. Полученные данные позволили подобрать более прочные материалы для искусственных суставов, разработать элементы более долговечных протезов, а также специальные гвозди для бедренных фиксаторов, которые позволяют больному еще при срастании перелома шейки бедра полностью опираться на больную ногу. Кроме того, эти данные помогают врачу научить больного, как лучше пользоваться костылями или тростью.

Аппараты типа «искусственное сердце» уже вошли в медицинскую практику, хотя пока они еще не могут полностью заменить настоящее сердце.

Пока ученые разработали лишь устройства, заменяющие две нижних камеры сердца (желудочки). При имплантации их соединяют с двумя верхними камерами (предсердиями), предварительно удалив заменяемые желудочки.

Огромное культурное значение для общества имеют и спортивные традиции: идеи справедливости и равенства между спортсменами на соревновании.

Влияние науки на развитие спорта заметно, прежде всего, в том, что ради достижения все новых рекордов используются самые последние научные разработки. Костюмы и спортивные снаряды изготавливаются из сверхпрочных и сверхлегких материалов, над планированием специальных систем тренировки и особенного питания работают ученые, для спортсменов выпускают эксклюзивные медицинские препараты.

Наконец, спортсмены все чаще используют допинг, как правило, специальные медицинские препараты, которые повышают силу и выносливость организма. Несмотря на то, что употребление допинга в спорте считается обманом, спортсмены и их тренеры готовы идти на любой риск ради новых рекордов. Именно поэтому борьба с допингом - одна из наиболее острых проблем современного спорта.

За последние годы наука шагнула далеко вперед: уже сегодня на генетическом уровне можно определить предрасположенность человека к тем или иным видам спорта. Спорт, рассматривается, как способ, определения предельных возможностей человека в той области бытия человека, которая связана с развитием телесности (тела как единства природного и социального). Если говорить о природе спорта то, следует отметить, что она основана на проявления избыточности природных сил, психических и интеллектуальных возможностей человека, его «неспособности» прерывать своё развитие и останавливаться на достигнутом. Поэтому спорт может выступать в качестве одного из важнейших «измерителей совершенствования человека, как существа, обладающего социально модифицируемым телом, стремящегося знать, каковы его резервы, потенциал развития и границы оптимума, реализующего способность к расширению этих границы. В спорте человек раскрывает и «измеряет» не только свой биологически заданный потенциал. Если говорить о спорте как о феномене культуры, то, безусловно, следует иметь в виду его роль в становлении «человека гармоничного», в единстве разных сторон своей природы, в оптимальном сочетании физических и ментальных возможностей.

Спортивная метрология. Сейчас трудно себе представить какую-либо деятельность человека, в которой не использовались бы измерения.

Спортивная метрология — это наука об измерениях в физическом воспитании и спорте. Ее следует рассматривать как конкретное приложение к общей метрологии, как одну из составляющих практической (прикладной) метрологии. Однако как учебная дисциплина спортивная метрология выходит за рамки общей метрологии по следующим обстоятельствам.

В физическом воспитании и спорте некоторые из физических величин (время, масса, длина, сила), на проблемах единства и точности которых сосредоточивают основное внимание специалисты-метрологи, также подлежат измерению. Так, за эталон длины принят метр, и, приводя измерения, мы узнаём, сколько метров, например, содержится в результате, показанном спортсменом, в прыжке в длину, в толкании ядра и т. д. Точно так же можно измерить время движений, мощность, развиваемую при их выполнении, и т. п.Но более всего специалистов нашей отрасли интересуют педагогические, психологические, социальные, биологические показатели, которые по своему содержанию нельзя назвать физическими.

Методикой их измерений общая метрология практически не занимается, и поэтому возникла необходимость разработки специальных измерений, результаты которых всесторонне характеризуют подготовленность физкультурников и спортсменов. Особенностью спортивной метрологии является то, что в ней термин «измерение» трактуется в самом широком смысле, так как в физической культуре и спорте кроме измерений длины, высоты, времени, массы и других физических величин приходится оценивать техническое мастерство, выразительность и артистичность движений и тому подобные нефизические величины.

Задачи медицины «обычной», которая занимается предупреждением и лечением различных болезней, то есть патологией, и современной спортивной медицины — противоположны. Последняя направлена в основном на молодых, здоровых людей и призвана расширять их физиологический потенциал — скорость, силу, выносливость, энергетику и способность к быстрому восстановлению. И хотя физические нагрузки, зачастую на пределе возможностей, не проходят бесследно для организма, многие при этом готовы поставить на карту собственное здоровье ради торжества победы и места на пьедестале. 

Запредельные нагрузки, которые испытывает спортсмен, идущий, скажем, на установление мирового рекорда, изнашивают его мускулатуру и нервную систему и делают спортсмена «пенсионером» примерно к 35 годам, а в некоторых видах спорта и еще раньше. Вот тут спортивная медицина и делится на два направления: «провоцирующее» человека на результат и «реабилитирующее», которое нейтрализует последствия. Причем реабилитация бывает самая разная: от физиологической, ликвидирующей последствия травм, до психологической. (Ведь поражение или уход из большого спорта для спортсмена — несомненная психологическая травма, о чем написаны сотни книг и снято множество фильмов.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья для Международной заочной научно-практической конференции "Наука и образование в современном мире" с публикацией в сборнике научных трудов

Автор - Найденко Татьяна АлександровнаМБОУ г. Иркутска СОШ №6Иноязычные заимствования в языке рекламы и масс-медиа.Начиная с середины ХVIII века заимствования иностранных слов – один из способов разви...

Выступление на I Всероссийской научно-практической конференции «Образование в современном мире: вопросы теории и практики», которая состоялась 8-13 декабря 2014 года.

В СТАТЬЕ ОСВЕЩАЕТСЯ ВОПРОС РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ И ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ КАК СПОСОБА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РАСШИРЕНИЯ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙ...

8 класс. Урок истории. Тема: «Наука в XIX веке. Создание научной картины мира».

Тема: «Наука в XIX веке. Создание научной картины мира».Цели: определить тенденции развития научной мысли в Европе в 19 веке;познакомить учеников с биографиями учёных и их открытиями;определить значим...

Сценарий урока по теме «Наука и образование в России во второй половине XVIII в.»

Данную методическую разработку можно использовать в процессе подготовки и проведения урока по истории России в 8-м классе....

Материалы всероссийской научно-практической конференции «Роль малых городов в современном мире: актуальные проблемы и пути их решения» Бобровский аграрно-индустриальный колледж им. М.Ф. Тимашовой

Материалы всероссийской научно-практической конференции «Роль малых городов в современном мире: актуальные проблемы и пути их решения» Бобровский аграрно-индустриальный колледж им. М.Ф. Ти...

Метапредметные знания и функциональная грамотность как новый ориентир развития образования в современном мире. Технологическая карта урока английского языка по теме «Мой микрорайон» («My Neighbourhood»)

В методической разработке на примере урока английского языка по теме: «Мой микрорайон» из УМК «Spotlight» (6 класс) показывается использование технологии развитие критиче...