Календарно-тематический план по МДК 01.05 Естествознание с методикой преподавания
рабочая программа по естествознанию
Создан на основе рабочей программы МДК 01.05 Естествознание с методикой преподавания ПМ01 Преподавание по программам начального общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskiy_plan_mdk_estestvoznanie_2120221314_gruppy.docx | 80.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Саратовский областной педагогический колледж»
УТВЕРЖДАЮ Зам.директора
поучебнойработе «__»______________г.
УТВЕРЖДАЮ Зам.директора
поучебнойработе «__»______________г.
УТВЕРЖДАЮ Зам.директора
поучебнойработе «__»______________г.
_О.В. Близнюк
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
На 2018-2019 уч.год _______________уч.год ________________уч.год
по междисциплинарномукурсу__Естествознание с методикой преподавания________________
(индексинаименованиемеждисциплинарногокурса)
входящему в состав профессионального модуля_ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования_
(индексинаименованиепрофессиональногомодуля)
Составлена основаниирабочейпрограммы,утвержденной__2011______
(кем,когдаутвержденапрограмма)
__________________________________________________________________________________ Рассмотрена на заседаниипредметной(цикловой)комиссии_естественно- математических дисциплин_______________________________
(наименованиекомиссии)_____________________________________________ от_ _____протокол№_1_____
от________________протокол№_______
от________________протокол№_______
Специальность/профессия__44. 02.02Преподавание в начальных классах____________
(код,наименованиеспециальности/профессии)
Преподаватель(и)_Маркин Александр Сергеевич, Храмова Вера Вячеславовна_________
(Ф.И.О.)
Курс | семестр | Максимальная учебная нагрузка (час) | Внеаудиторная (самостоятельная) работа (час) | Обязательная аудиторная нагрузка (час) | в том числе: | Количество контрольных работ | Форма промежуточной аттестации | |||
Занятия на уроках | Лабораторные работы | Практические занятия | Курсовое проектирование | |||||||
На базе среднего (полного) общего образования | ||||||||||
1 | 1 | 102 | 34 | 68 | 68 | 16 | 4 | |||
2 | 63 | 21 | 42 | 42 | 12 | 2 | ||||
2 | 3 | 78 | 26 | 52 | 52 | 18 | 3 | |||
Всего по дисциплине | 243 | 81 | 162 | 162 | 46 | 9 | экзамен | |||
На базе основного общего образования | ||||||||||
1 | 1 | |||||||||
2 | ||||||||||
2 | 3 | 102 | 34 | 68 | 68 | 16 | 4 | |||
4 | 63 | 21 | 42 | 42 | 12 | 2 | ||||
5 | 78 | 26 | 52 | 52 | 18 | 3 | ||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
Всего по дисциплине | 243 | 81 | 162 | 162 | 46 | 9 | экзамен | |||
Председательпредметной(цикловой)комиссии_______________________________ (подпись, Ф.И.О.)
Председательпредметной(цикловой)комиссии_______________________________ (подпись, Ф.И.О.)
Председательпредметной(цикловой)комиссии_______________________________ (подпись, Ф.И.О.)
4
II.Содержаниекалендарно-тематическогоплана
№№занятий | Наименованиеразделов,тем МДК | Количествочасов | Видзанятий | Материально-техническоеобеспечениезанятия,Интернет-ресурсы | Заданиядляобучающихся | |||
аудиторныхзанятий | внеаудиторной(самостоятельной)работы | Видывнеаудиторной(самостоятельной)работы | Основнаяидополнительнаялитература | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
Тема 5.1. Элементы общей физической географии | 44 | 18 | ||||||
1 | Положение Земли в Солнечной системе. | 2 | Теоретическое занятие | О3,Д10 | ||||
2 | Форма и размер Земли. Доказательства шарообразности Земли. | 2 | Теоретическое занятие | Теллурий, Глобус | О3,Д10 | |||
3 | Вращение Земли вокруг своей оси, Смена дня и ночи. | 2 | Комбинированное занятие | Теллурий | О3,Д10 | |||
4 | Годовое вращение Земли. Смена времен года. Изменение продолжительности дня и ночи. | 2 | Практическое занятие | Теллурий | О3,Д10 | |||
5 | Времена года. | 2 | Комбинированное занятие | Презентация | О3,Д10 | |||
6 | Тропики, полярные круги. | 2 | Комбинированное занятие | Глобус, карта полушарий | О3,Д10 | |||
План и карта | 6 | 6 | ||||||
7 | Ориентирование на местности. Понятие об азимуте. | 2 | Комбинированное занятие | Компас | О3,Д10 | |||
8 | План, масштаб. Топографическая карта | 2 | 6 | Комбинированное занятие | План местности | №1.Составить топографическую карту своей местности | О3,Д10 | |
9 | Географическая карта. Классификация географических карт. Контрольная работа №1. | 2 | Практическое занятие | Географические карты | О3,Д10 | |||
Литосфера | 8 | |||||||
10 | Строение Земли. Внутренние и внешние процессы, меняющие облик Земли. | 2 | Теоретическое занятие | Карта полушарий | О3,Д10 | |||
11 | Рельеф. Обзор рельефа по физической карте России. | 2 | Практическое занятие | Физическая карта России, географические атласы | О3,Д10 | |||
12 | Минералы и горные породы. Работа с коллекциями горных пород. | 2 | Практическое занятие | Коллекции горных пород | О3,Д10 | |||
13 | Полезные ископаемые. Почва | 2 | Теоретическое занятие | Коллекции полезных ископаемых Физическая карта России, образцы почв | О3,Д10 | |||
Гидросфера | 8 | 8 | ||||||
14 | Вода в природе, ее значение и свойства. | 2 | Теоретическое занятие | Карта полушарий, мультимедийная презентация | О3,Д10 | |||
15 | Мировой океан. Моря | 2 | Комбинированное занятие | Физическая карта России, Карта полушарий | О3,Д10 | |||
16 | Подземные воды. Река и ее части. | 2 | 4 | Практическое занятие | Физическая карта России, Карта полушарий | №2. Вычерчивание схем колодцев образования подземных вод и родников. | О3,Д10 | |
17 | Озера, болота. Круговорот воды в природе. | 2 | 4 | Комбинированное занятие | мультимедийная презентация | №3. Обозначение рек и озёр на контурной карте России | О3,Д10 | |
Атмосфера | 10 | 4 | ||||||
18 | Состав и строение атмосферы. | 2 | Теоретическое занятие | О3,Д10 | ||||
19 | Солнце – источник света и тепла. Распределение тепла. | 2 | Комбинированное занятие | Теллурий | О3,Д10 | |||
20 | Давление, ветер. Вода в атмосфере | 2 | Комбинированное занятие | Климатическая карта России | О3,Д1 | |||
21 | Погода. Циклоны и антициклоны. | 2 | 4 | Практическое занятие | Климатическая карта России | №4. Запись местных признаков погоды и их анализ. Анализ карты изотерм января, июля, годовой. | О3,Д1 | |
22 | Климат. Контрольная работа №2. | 2 | Комбинированное занятие | Климатическая карта России | О3,Д1 | |||
Тема 5.2. Биосфера | 24 | 14 | ||||||
Растительный мир | 12 | 7 | ||||||
23 | Значение растений в природе и жизни человека. Основные сведения по морфологии и физиологии растений. | 2 | Теоретическое занятие | Таблицы с видами различных растений | О3,Д2 | |||
24 | Систематика растений. Виды размножения растений. | 2 | Комбинированное занятие | О3,Д2 | ||||
25 | Определение растений по гербариям и определителям | 2 | Практическое занятие | Гербарии и определители растений | О3,Д4 | |||
26 | Сезонные явления в жизни растений. Осенние и зимние явления в мире растений. | 2 | 5 | Теоретическое занятие | Гербарии | №5. Провести наблюдения за сезонными изменениями растений (осень, зима, весна) и провести анализ | О3,Д2 | |
27 | Весенние и летние явления в мире растений. | 2 | Комбинированное занятие | Гербарии | О3,Д2 | |||
28 | Охрана растительного мира в России. Контрольная работа №3. | 2 | 2 | Комбинированное занятие | Гербарии , таблицы Редкие и охраняемые растениямультимедийная презентация | №6. Сообщение Охрана растительного мира | О3,Д5 | |
Мир животных | 12 | 7 | ||||||
29 | Значение животных в природе и жизни человека. Основные сведения по морфологии и физиологии животных. | 2 | Теоретическое занятие | Картины и таблицы с изображением животных | О3,Д3 | |||
30 | Определение животных по картинам , иллюстрациям и фотографиям | 2 | Практическое занятие | Картины и таблицы с изображением животных | О3,Д4 | |||
31 | Сезонность в жизни птиц. | 2 | Комбинированное занятие | мультимедийная презентация | О3,Д3 | |||
32 | Сезонность в жизни зверей. | 2 | 5 | Комбинированное занятие | мультимедийная презентация | №7. Провести наблюдения за сезонными изменениями животных (осень, зима, весна) и провести анализ | О3,Д3 | |
33 | Сезонность в жизни других животных. | 2 | Комбинированное занятие | мультимедийная презентация | О3,Д3 | |||
34 | Охрана животных. Контрольная работа №4. | 2 | 2 | Комбинированное занятие | Красная книга | №8. Сообщение Охрана животного мира | О3,Д5 | |
Тема 5.3. Краткий обзор природы России | 20 | 14 | ||||||
35 | Понятие о природных зонах | 2 | 10 | Теоретическое занятие | Карта природных зон России | №9. Составление характеристики природы, отдельных природных зон | О3,Д7 | |
36 | Арктические пустыни | 2 | Комбинированное занятие | Карта природных зон Россиимультимедийная презентация | О3,Д7 | |||
37 | Тундра, лесотундра | 2 | Комбинированное занятие | Карта природных зон Россиимультимедийная презентация | О3,Д7 | |||
38 | Зона лесов. Тайга | 2 | Комбинированное занятие | Карта природных зон Россиимультимедийная презентация | О3,Д7 | |||
39 | Смешанные и широколиственные леса | 2 | Комбинированное занятие | Карта природных зон Россиимультимедийная презентация | О3,Д7 | |||
40 | Лесостепь. Степь. | 2 | Комбинированное занятие | Карта природных зон Россиимультимедийная презентация | О3,Д7 | |||
41 | Природа Саратовской области: географическое положение, рельеф, климат. | 2 | 4 | Комбинированное занятие | Физическая карта Саратовской области | №10. Составление характеристики природы Саратовской области | О3,Д10 | |
42 | Растительный и животный мир области. Экологические проблемы. | 2 | Комбинированное занятие | Красная книга Саратовской области | О3,Д6 | |||
43 | Зона пустынь. Субтропики | 2 | Комбинированное занятие | Карта природных зон Россиимультимедийная презентация | О3,Д7 | |||
44 | Составление краткой характеристики природных зон. Контрольная работа №5. | 2 | Практическое занятие | Карта природных зон России | О3,Д7 | |||
Тема 5.4. Введение в методику преподавания естествознания | 22 | 7 | ||||||
45 | Предмет методики преподавания естествознания и ее задачи. | 2 | Теоретическое занятие | О4,Д9 | ||||
46 | Задачи преподавания естествознания в начальной школе | 2 | Комбинированное занятие | О4,Д9 | ||||
47 | Принципы отбора содержания учебного материала. | 2 | Комбинированное занятие | О4,Д9 | ||||
48 | Содержание курса «Окружающий мир». Уровни формирования природоведческих знаний младших школьников. | 2 | Комбинированное занятие | Программы | О4,Д9 | |||
49 | Содержание образовательной области «Естествознание» | 2 | Комбинированное занятие | Программы | О4,Д9 | |||
50 | Содержание образовательной области «Обществознание». | 2 | Комбинированное занятие | Программы | О4,Д9 | |||
51 | Сравнительный анализ программ (традиционный блок) «Природа и люди» З.А. Клепининой | 2 | 7 | Практическое занятие | Программы | №11. Составить список общих природоведческих понятий на основе анализа прграмм | О4,Д9 | |
52 | Курс «Зеленый дом» А.А. Плешакова | 2 | Практическое занятие | Программы | О4,Д9 | |||
53 | Курс «Мир и человек» А.А. Вахрушева | 2 | Практическое занятие | Программы | О4,Д9 | |||
54 | Курс «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой | 2 | Практическое занятие | Программы | О4,Д9 | |||
55 | Альтернативные программы по ознакомлению младших школьников с окружающим миром: Система развивающего обучения Л.В. Занкова. Контрольная работа №6. | 2 | Практическое занятие | Программы | О4,Д9 | |||
Формирование и развитие естественнонаучных представлений и понятий | 6 | |||||||
56 | Основы формирования природоведческих понятий учащихся. | 2 | Теоретическое занятие | О4,Д9 | ||||
57 | Приемы и методы формирования представлений и элементарных понятий на уроках естествознания. | 2 | Комбинированное занятие | О4,Д9 | ||||
58 | Формирование общих и единичных понятий. Составление списка природоведческих понятий на основе анализа программ | 2 | Практическое занятие | Программы | О4,Д9 | |||
Методы и приемы обучения начальному естествознанию | 12 | 4 | ||||||
59 | Понятие о методах и приемах обучения. Классификация методов. | 2 | Теоретическое занятие | О4,Д9 | ||||
60 | Словесные методы обучения. Рассказ. | 2 | 2 | Практическое занятие | №12. Составить рассказ к одному уроку (по заданию учителя) | О4,Д9 | ||
61 | Беседа. Виды бесед. Требования к вопросам. Сочетание рассказа и беседы на уроках естествознания. | 2 | 2 | Практическое занятие | №13. Составить беседу к одному уроку (по заданию учителя) | О4,Д9 | ||
62 | Наглядные методы | 2 | Комбинированное занятие | О4,Д9 | ||||
63 | Практические методы. Опыт как метод познания природы. | 2 | Комбинированное занятие | О4,Д9 | ||||
64 | Наблюдение – ведущий метод изучения природы в начальных классах. Виды наблюдений и их организация. Контрольная работа №7. | 2 | Практическое занятие | О4,Д9 | ||||
Формы организации учебного процесса по естествознанию | 16 | 8 | ||||||
65 | Классификация форм обучения. Урок – основная форма организации учебного процесса. | 2 | Теоретическое занятие | О4,Д9 | ||||
66 | Типы уроков по «Окружающему миру»: вводный урок, урок «открытия» нового знания, урок рефлексии. | 2 | Практическое занятие | О4,Д9 | ||||
67 | Типы уроков по «Окружающему миру»: урок общеметодологической направленности, урок развивающего контроля. | 2 | 2 | №14. Составить вопросы для обобщающей беседы по одной из тем | О4,Д9 | |||
68 | Предметные уроки, их содержание и организация. | 2 | Комбинированное занятие | О4,Д9 | ||||
69 | Урок-экскурсия в природу. | 2 | Комбинированное занятие | О4,Д9 | ||||
70 | Значение внеурочной работы по естествознанию и ее виды | 2 | Комбинированное занятие | О4,Д9 | ||||
71 | Внеклассная работа и ее виды. | 2 | 6 | Практическое занятие | №15. Разработка конспектов внеклассных мероприятий | О4,Д9 | ||
72 | Виды и содержание внеклассной работы. Контрольная работа №8. | 2 | Практическое занятие | О4,Д9 | ||||
Средства обучения естествознания и методика работы с ними | 10 | 12 | ||||||
73 | Понятие о средствах, их классификация. Дидактические требования к средствам обучения. | 2 | Теоретическое занятие | О4,Д9 | ||||
74 | Учебники естествознания. Методика работы с ними | 2 | Практическое занятие | О4,Д9 | ||||
75 | План и карта как учебные пособия. Методика работы с планом и картой. | 2 | Комбинированное занятие | О4,Д9 | ||||
76 | Изобразительные наглядные пособия, их виды и методика работы с ними | 2 | 6 | Комбинированное занятие | №16. Подобрать наглядные пособия и оборудование к отдельным темам | О4,Д9 | ||
77 | Натуральные средства обучения и методика работы с ними. Вспомогательные средства обучения | 2 | 6 | Комбинированное занятие | №17. Разработать отдельные фрагменты уроков с применением различных средств обучения | О4,Д9 | ||
Материальная база уроков естествознания | 4 | |||||||
78 | Кабинет естествознания. Организация уголка живой природы и использование его объектов в учебном процессе. | 2 | Практическое занятие | О4,Д9 | ||||
79 | Краеведческий уголок. Географическая площадка. Контрольная работа №9. | 2 | Комбинированное занятие | О4,Д9 | ||||
Экологическое образование младших школьников | 4 | 4 | ||||||
80 | Экскурс в историю экологического образования. Методика ознакомления младших школьников с законодательством Российской Федерации об охране природы. | 2 | 4 | Теоретическое занятие | №18. Провести анализ законодательных актов об охране природы в Российской Федерации | О4,Д9 | ||
81 | Формирование у младших школьников экологической культуры. | 2 | Комбинированное занятие | О4,Д9 |
III.Используемаялитература
Основная
№п/п | Наименование | Автор | Издательствоигодиздания |
1 | Методика преподавания естествознания в начальной школе | Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. | Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003. Гриф МО РФ |
2 | Зоология с основами экологии | Блинников В.И. | М., Просвещение, 1990. |
3 | Естествознание | Никонова М.А. | «Академия», 2011 |
4 | Методика преподавания естествознания | Козина Е.Ф., Степанян Е Н. | М. , Академия, 2004 Гриф МО РФ |
Дополнительная
№п/п | Наименование | Автор | Издательствоигодиздания |
1 | Вопросы о погоде | Астапенко П.Д | Гидрометеоиздат, 1986. |
2 | Ботаника с основами экологии | Кудряшов Л.В., Гудинова Г.Б.. | М., Просвещение, 1979. |
3 | Книга для чтения по зоологии | Молис С.А. | М., Просвещение, 1986. |
4 | Школьный атлас – определитель высших растений | Новиков В.С., Губанова И.А.. | М., Просвещение, 1991. |
5 | Книга для чтения по охране природы | (Сост. Захлебный А.Н.) | М., Просвещение, 1986. |
6 | Экологические основы природопользования | Колесников С.И. | Издательский центр «МарТ», 2005. |
7 | География животных с основами экологии | Кобышев Н.М., Кубанцев Б.С. | М., Просвещение, 1988. |
8 | Растительный мир нашей Родины | Петров В.В. | М., Просвещение, 1990. |
9 | Методика преподавания природоведения | Пакулова В.М. | М., Просвещение, 1990.Гриф МО РФ |
10 | Основы природоведения | Горощенко В.П. | М., Просвещение, 1976. Гриф МО РФ |
Интернет-ресурсы
http://res.krasu.ru/birds/index.shtml
http://www.npacific.ru/np/library/publikacii/tokranov1/titul.htm http://sci.aha.ru/biodiv/anim.htm |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование по методики преподавания естествознания
в тематическом планировании указаны количество часов на каждую тему и виды пратических, самостоятельных работ...
Авторская рабочая программа по дисциплине "Естествознание с методикой преподавания и экологическое воспитание"
Повышенный уровень среднего профессионального образования, специальность 050709 Преподавание в начальных классах...
Авторская рабочая программа по дисциплине "Естествознание с методикой преподавания"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 050146 Преподавание в...
Авторская рабочая программа по дисциплине "Естествознание с методикой преподавания"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 050146 Преподавание в...
Авторская рабочая программа по дисциплине "Естествознание с методикой преподавания"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 050146 Преподавание в...
методические рекомендации к практическим занятиям по МДК Естествознание с методикой преподавания
Практические рекомендации к практическим занятиям по курсу Естествознание с методикой преподавания для студентов педагогического колледжа по специальности "Преподавание в начальных классах". В...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОДБ.09 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОДБ.09 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ...