Авторская рабочая программа по дисциплине "Естествознание с методикой преподавания"
рабочая программа (естествознание) по теме
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 050146 Преподавание в начальных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
estestvoznanie_s_metodikoy.doc | 640.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ
2011г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 050146 Преподавание в начальных классах
Организация-разработчик: ГОУ СПО (ССУЗ) «Зубово-Полянский педагогический колледж»
Разработчики:
Половникова Лариса Юрьевна – преподаватель химии ГОУ СПО (ССУЗ) «Зубово-Полянский
педагогический колледж»
Рекомендована ___________________________________________________
Заключение №____________ от «____»__________20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 19 |
| 20 |
- паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИплины
естествознание с методикой преподавания
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС третьего поколения на основе компетентностного, деятельностного подхода по специальности 050146 Преподавание в начальных классах.
Программа учебной дисциплины может быть использована для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускников по специальности 050146 Преподавание в начальных классах.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общепрофессиональная дисциплина «Естествознание с методикой преподавания», профессионального цикла, включена в учебный план среднего профессионального образования по специальности 050146 Преподавание в начальных классах (углубленный уровень среднего профессионального образования).
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать материал учебного предмета для формирования у младших школьников целостного представления об окружающем мире;
- находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимые для подготовки к урокам;
- определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно – гигиеническими нормами;
- устанавливать межпредметные связи методики с экологией, естествознанием, педагогикой и другими науками, анализировать статьи в педагогических журналах, посвященные общим проблемам преподавания естествознания в начальной школе;
- использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по учебному предмету, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;
- проводить демонстрационные опыты, организовывать детей во время проведения наблюдений и опытов, методически правильно составлять вопросы к беседе, тексты для рассказов, владеть приемами сравнения, противопоставления;
- использовать технические средства обучения (ТСО), подбирать наглядные пособия, изготавливать самостоятельно гербарии, коллекции и использовать их в образовательном процессе;
- планировать уроки различных типов, составлять планы проведения внеклассных мероприятий, планировать работу кружков, оформлять краеведческий материал, работать индивидуально с каждым учеником;
- проводить контроль на уроках по учебному предмету, осуществлять отбор контрольно – измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения;
- оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на уроках по учебному предмету, выставлять оценки;
- осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков по учебному предмету;
- анализировать процесс и результаты обучения по предмету, корректировать и совершенствовать их;
- анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам; осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении уроков;
- составлять тематические планы и конспекты уроков разных типов для I-IV классов, проводить внеклассные мероприятия.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- содержание, цели и задачи изучения курса в начальной школе, о возрастании роли экологического подхода к изучению природы;
- требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования;
- методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по учебному предмету;
- структуру основных типов уроков, дидактические требования к этапам урока;
- основные методы, особенности каждого метода и требования, предъявляемые к ним, методические приемы;
- основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;
- требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников;
- методы и методики контроля результатов учебной деятельности младших школьников по учебному предмету;
- воспитательные возможности урока в начальной школе;
- основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учета успеваемости обучающихся;
- педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках;
- логику анализа уроков;
- виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 141 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 94 часа;
самостоятельной работы обучающегося 47 часов.
- СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 141 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 94 |
в том числе: | |
практические занятия | 32 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 47 |
Итоговая аттестация в форме зачета
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Естествознание и методика обучения естествознанию и экологическое воспитание
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение. | Содержание учебного материала | 1 | 1 |
Предмет и задачи методики преподавания естествознания в начальной школе. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||
1.Экологические проблемы России (сообщение). | |||
Раздел 1. История методики преподавания естествознания в начальной школе. | 7 | ||
Тема 1.1. Естествознание в дореволюционной школе России. | Содержание учебного материала | 1 | 1 - 2 |
Краткий исторический очерк методики изучения природоведческих предметов в начальной школе. Взгляды А.Я.Герда, Д.Н.Кайгородова и других педагогов – новаторов на изучение природы. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||
1.Система А.Я.Герда по ознакомлению младших школьников с природой. (Сообщение) | |||
Тема 1.2. Развитие методики преподавания естествознания в ХХ веке. | Содержание учебного материала | 1 | 1 - 2 |
Последовательность изучения естествознания в начальной школе, связь программ и учебников. Основные познавательные и воспитательные задачи естествознания в начальной школе. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
1.К.Д.Ушинский об изучении природы в начальных классах. (Сообщение) | |||
2.Вклад методистов К.П.Ягодовского, К.А Сонгайло, С.А.Павловича в развитие методики преподавания естествознания. (Сообщение) | |||
3.Вклад методистов в развитие методики преподавания в середине ХХ столетия (П.А.Завитаев, М.Н.Скаткина, Е.А.Валерьяноваи других). | |||
4.Современная педагогическая наука о проблемах изучения природы в начальной школе. (Сообщение) | |||
Раздел 2. Теоретические вопросы методики обучения естествознанию. | 7 | ||
Тема 2.1. Педагогическое значение и задачи курса естествознания. Содержание и принципы отбора материала по естествознанию. | Содержание учебного материала | 1 | 1 - 2 |
Дидактические особенности, отличающие естествознание от других предметов школьного курса. Задачи курса естествознания. Характеристика двух основных направлений курса естествознания в начальной школе. Принципы отбора учебного материала. Роль тесных перспективных межпредметных связей с предметами естественного блока. Законы экологии – научная основа природопользования. Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности. Компоненты экологической культуры. | |||
Тема 2.2. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. Содержание экологического образования. | Содержание учебного материала | 1 | 1 -3 |
Экологическое воспитание и образование – стержень современного образования. Экологическое образование – новое приоритетное направление педагогической теории и практики. Современные подходы к содержанию образования в области окружающей среды. Принципы построения содержания экологического образования. Взаимосвязь четырех основных компонентов: научно – познавательного, ценностного, нормативного, практически – деятельностного, лежащих в основе новых подходов к содержанию экологического образования. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||
1.Педагоги – ученые (И.Д.Зверев, А.Н.Захлебный, И.Т.Суравегина, Л.П.Симонова) о целях экологического образования. (Сообщение) | |||
Тема 2.3. Начальная школа в системе непрерывного экологического образования. | Содержание учебного материала | 1 | 1 -2 |
Непрерывность – один из важнейших принципов экологического образования. Начальная школа – важнейший этап становления личности, формирования экологической культуры. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1
| ||
1.Теория развивающего обучения (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов). (Сообщение) | |||
Тема 2.4. Модели экологического образования. | Содержание учебного материала | 1 | 1 -2 |
Модели экологического образования. Экологическое образование – сложное комплексное образование и один учебный предмет. Характеристика и построение смешанной модели. | |||
Тема 2.5. Требования к экологической подготовке младших школьников. | Содержание учебного материала | 1 | 1 -2 |
Формирование первоначальных умений и навыков. Методы и приемы познания окружающего мира. Комплексная характеристика требований, предъявляемых к выпускнику начальной школы. | |||
Раздел 3. | 4 | ||
Тема 3.1. Общая характеристика программ по естествознанию. Программы по естествознанию. | Содержание учебного материала | 2 | 1 - 3 |
Основные цели школьного курса естествознания (природоведения). Последовательность изучения природы, организма человека и основ экологии в современной начальной школе. Взаимосвязь учебников «Природоведение»А.А.Плешакова системы «Зеленый дом», непрерывность экологического образования в начальной школе. Источники информации, роль текстов и рисунков. Значение наблюдений в природе. Использование их на уроках экологической направленности. Учебники интегрированного курса «Мы и окружающей мир» для 4 – летней начальной школы, соответствие их основной задаче системы Л.В.Занкова, направленной на общее развитие школьников. Анализ учебников «Окружающей мир» А.А.Вахрушева и других, образовательная система «Школа 2100». Раскрытие широкой картины мира. Осознание единства и вечного движения окружающего мира в программах Н.Ф.Виноградовой, Г.Г.Ивченковой, И.В.Потапова «Окружающей мир», Е.В.Чудиной, Е.Н.Букваревой «Естествознание». | |||
Практические занятия | 1 | ||
1.Анализ учебников естествознания 2- 4 классов. | |||
Тема 3.2. Вопросы экологии в программах. | Содержание учебного материала | 1 | 1 - 3 |
Анализ программ с экологической точки зрения. | |||
Раздел 4. Формирование и развитие природоведческих представлений и понятий. | 6 | ||
Тема 4.1. Взаимосвязь между представлениями, понятиями и мышлением младших школьников. | Содержание учебного материала Приемы и методы формирования представлений и элементарных понятий на уроках естествознания. Ощущения, | 1 | 1 - 3 |
восприятия, представления о предметах и явлениях природы. Общие и единичные, биологические и географические понятия. Развитие понятий в процессе изучения природы. | |||
Практические занятия | 2 | ||
1.Составление списка общих понятий, осваиваемых детьми во втором классе. | |||
2.Составление списка общих и единичны, биологических и географических понятий. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||
1.Составление списка общих и единичных астрономических понятий. | |||
Тема 4.2. Формирование и развитие представлений и понятий в процессе изучения природы в начальной школе. | Содержание учебного материала | 1 | 1 - 3 |
Этапы, последовательность формирования природоведческих представлений и понятий у учащихся. | |||
Практические занятия | 1 | ||
1.Составление схемы развития одного из понятий. | |||
Раздел 5. Материальная база уроков естествознания. | 5 | ||
Тема 5.1. Учебное оборудование. | Содержание учебного материала | 1 | 1 -3 |
Виды наглядных пособий, дидактические требования к ним. Методика работы с натуральными, иллюстративными, вспомогательными пособиями. Самодельные наглядные пособия. Комплексное использование разных видов наглядных пособий. Использование на уроках ТСО. | |||
Практические занятия | 2 | ||
1.Посещение показательного урока. Его наблюдение и обоснование использования различных средств обучения. | |||
2.Разработка фрагментов отдельных уроков с использованием различных средств обучения. | |||
Тема 5.2. Уголок живой природы. | Содержание учебного материала | 1 | 1 - 3 |
Организация работы в уголке живой природы. Формирование у учащихся практических умений и навыков, необходимых в старших классах и в дальнейшей жизненной практике. | |||
Тема 5.3. Пришкольный участок и географическая площадка. | Содержание учебного материала | 1 | 1 - 2 |
Воспитательное и образовательное значение пришкольного участка. Географическая площадка как объект формирования важнейших природоведческих понятий. Оборудование географической площадки. | |||
Раздел 6. Средства обучения естествознанию. | 4 | ||
Тема 6.1. Определение и классификация средств обучения. | Содержание учебного материала | 1 | 1 - 2 |
Средства обучения. Дидактические требования к средствам обучения. | |||
Тема 6.2. Области эффективного применения средств обучения естествознанию. | Содержание учебного материала | 1 | 1 - 3 |
Целесообразное использование средств обучения на разных этапах урока для решения локальной познавательной задачи с учетом конкретных педагогических условий. Роль учебника в учебном процессе. Принципы построения современных учебников. Методика работы с учебником на уроках и во внеурочное время. Методика работы с печатными пособиями, натуральными объектами. Экранные пособия. | |||
Практические занятия | 2 | ||
1.Изучение структуры и организации учебника. | |||
2.Изготовление наглядных пособий, таблиц, карточек, запрещающих знаков к урокам (по заданию преподавателя). | |||
Раздел 7. Методы и методические приемы обучения. | 18 | ||
Тема 7.1. Общая характеристика методов обучения, их классификация. | Содержание учебного материала | 1 | 1 – 2 |
Понятие о методах и методических приемах обучения. Классификация методов обучения естествознанию по источникам знаний. Выбор оптимального сочетания разнообразных методов и приемов на уроках естествознания. | |||
Тема 7.2. Наблюдение и опыты. | Содержание учебного материала | 1 | |
Наблюдение – ведущий метод изучения природы в начальных классах. Методика проведения систематических наблюдений. Эпизодические и длительные наблюдения. Фиксация наблюдений, календари природы. Опыт как метод познания природы. Демонстрационные и лабораторные опыты. Общие требования к постановке опытов, фиксация результатов. | |||
Практическая работа. | 2 | ||
1.Разработка эскиза оформления классного календаря природы. | |||
2.Выявление увеличения объема и усложнения наблюдений от класса к классу. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
1.Ведение фенологических наблюдений. Обобщение наблюдений по месяцам и сезонам. | |||
2.Сбор и оформление материалов по охране природы родного края. | |||
Тема 7.3. Работа с печатными источниками знаний. | Содержание учебного материала | 1 | 1 - 3 |
Учебник – комплексное средство обучения. Дидактические функции учебника и работа с ним на всех этапах процесса обучения. Структура школьного учебника естествознания. Организация работы с дополнительной литературой. | |||
Самостоятельная работа обучающихся 1.Подбор статей и отрывков из дополнительной литературы к определенным темам (по заданию преподавателя ). | 1 | ||
Тема 7.4. Работа с наглядно – образными средствами обучения. | Содержание учебного материала Классификация наглядно – образных средств обучения. Решение учебно – педагогических задач при включении учебных картин в процесс обучения. Использование информационно – коммуникативных технологий (ИКТ). | 1 | 1 - 3 |
Самостоятельная работа обучающихся 1.Составление фрагментов урока с помощью ИКТ. | 1 | ||
Тема 7.5. Работа со схематическими (знаковыми) источниками знаний. | Содержание учебного материала | 1 | 1 - 3 |
Картографические произведения, таблицы, схемы, рисунки как учебные пособия. Методика работы с картами, последовательность изучения материала, использование карт и глобуса при повторении и закреплении знаний. Чтение карты, требования к показу по карте. | |||
Практические занятия | 1 | ||
1.Анализ практических работ с глобусом и картой в четвертом классе. | |||
Тема 7.6. Другие источники естественнонаучных знаний и работа с ними. | Содержание учебного материала | 1 | 1 - 2 |
Методика работы с натуральными объектами. Дидактические функции этих пособий. Дидактическая ценность муляжей и объемных моделей. Двойственная функция приборов и инструментов, используемых при обучении естествознанию. | |||
Тема 7.7. Устное слово в системе методов обучения естествознанию. | Содержание учебного материала | 1 | 1 -3 |
Центральное положение словесных методов в системе других методов. Беседа на уроках естествознания. Виды бесед. Использование в процессе беседы наглядных пособий и ИКТ. Требования к вопросам учителя. Рассказ. Требования к рассказу на уроках естествознания. Использование разнообразных наглядных пособий. Сочетание рассказа и беседы на уроках естествознания. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||
1.Анализ статей экологического содержания. Использование их при подготовке рассказов и бесед на уроках естествознания. | |||
Тема 7.8. Этические беседы по экологии. | Содержание учебного материала | 1 | 1 - 3 |
Формы этических бесед по экологии. Этическая беседа – возможность понятия целесообразности выбора образца поведения, мотивов своего или чужого поступка. Цели и задачи этических бесед по экологии. Методические рекомендации к проведению этических бесед. | |||
Практические занятия | 1 1
| ||
1.Составление этической беседы (по заданию преподавателя). | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
1.Воспитание культуры звукового общения с окружающей средой. | |||
Раздел 8. Формы организации обучения естествознанию в начальной школе. | 16 | ||
Тема 8.1. Формы организации учебного процесса в школе. | Содержание учебного материала | 1 | 1 - 3 |
Основные формы организации учебной работы: урок, лабораторно – практические занятия, внеурочная работа, домашняя работа, внеклассная работа, экскурсия. | |||
Тема 8.2. Особенности обучения естествознанию в малокомплектной школе. | Содержание учебного материала | 2 | 1 - 3 |
Особенности организации учебно – воспитательного процесса в начальной школе, различные варианты сочетания уроков естествознания с другими предметами. Организация и виды самостоятельных работ на уроках. Особенности организации наблюдений. Индивидуальная работа с детьми, использование ТСО. | |||
Практические занятия | 1 | ||
1.Составление конспектов уроков для малокомплектной школы с использованием различных наглядных пособий (по указанию преподавателя). | |||
Тема 8.3. Урок как основная форма организации учебного процесса в школе. | Содержание учебного материала Образовательные и воспитательные задачи уроков естествознания. Развитие материалистического мировоззрения. Установление взаимосвязи процессов, происходящих в природе с жизнью растений, животных и человека. Типы уроков. Специфика уроков естествознания и отличительные особенности от уроков других предметов. Типы уроков естествознания: уроки приобретения новых знаний, умений и навыков; уроки усовершенствования и закрепления знаний и умений; обобщающие уроки; уроки проверки и учета знаний; комбинированные уроки. Требования, предъявляемые к современному уроку. | 1 | 1 - 3 |
Тема 8.4. Подготовка учителя к уроку. | Содержание учебного материала | 1 | 1 - 3 |
Этапы планирование учебной работы. Построение урока. Методика проведения урока. Характеристика каждой части урока. | |||
Практические занятия | 2 | ||
1.Посещение показательного урока. Наблюдение и анализ урока естествознания. | |||
2.Разработка развернутых планов и конспектов разных типов уроков в IVклассе (по указанию преподавателя). | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | ||
1.Разработка развернутых планов и конспектов отдельных уроков во II классе по учебнику З.А.Клепининой (по заданию преподавателя). | |||
2. Разработка развернутых планов и конспектов отдельных уроков во II классе по учебнику А.А Плешакова (по заданию преподавателя). | |||
3.Анализ изложения материала по сходным темам в этих учебниках. | |||
Тема 8.5. Особенности уроков естествознания. | Содержание учебного материала | 1 | 1 - 2 |
Элементы уроков объяснительного чтения, типы уроков объяснительного чтения. Методика проведения предметных уроков. Уроки с демонстрацией опытов. | |||
Тема 8.6. Организация практических работ на уроках естествознания. | Содержание учебного материала | 1 | 1 - 3 |
Методика проведения практических работ на уроках естествознания. Характеристика способов проведения лабораторных работ, их цели и задачи. | |||
Практические занятия | 1 | ||
1.Составление списка практических работ, выполняемых на уроках во втором классе. | |||
Тема 8.7. Внеурочные формы обучения естествознанию. | Содержание учебного материала | 1 | 1 - 3 |
Домашнее задание как вид внеурочной формы. Виды домашних заданий, индивидуализация домашних заданий. | |||
Практические занятия | 1 | ||
1.Составление домашних заданий к урокам разных типов. | |||
Раздел 9. Повторение в процессе преподавания естествознания. | 3 | ||
Тема 9.1. Организация повторения на уроках естествознания. | Содержание учебного материала Методы и методические приемы, применяемые при организации повторения на уроках естествознания. | 1 | 1 - 2 |
Тема 9.2. Проверка и учет знаний учащихся. | Содержание учебного материала | 1 | 1 - 3 |
Формы проверки знаний учащихся. Методика проведения проверки и учета знаний учащихся. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||
1. Разработка развернутых планов и конспектов разных типов уроков в IV классе (по указанию преподавателя). | |||
Раздел 10. Экскурсии по естествознанию. | 4 | ||
Тема 10.1. Значение и методика организации экскурсий по естествознанию. | Содержание учебного материала | 1 | 1 - 2 |
Экскурсия – форма организации учебного процесса. Значение экскурсий. Место экскурсий в школьном курсе естествознания. Методика проведения экскурсии. | |||
Тема 10.2. Методика некоторых экскурсий с учащимися начальных классов. Экологические экскурсии в природу. | Содержание учебного материала | 1 | 1 - 3 |
Экскурсии в природу. Методика экскурсий с учащимися начальных классов. Роль фенологических экскурсий. | |||
Тема 10.3. Комплексные экскурсии в природу. | Содержание учебного материала | 1 | 1 - 2 |
Методика проведения комплексных экскурсий в природу. Этапы комплексной экскурсии. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||
Управление учителем деятельности детей (сообщение). | |||
Раздел 11. Игровые формы обучения естествознанию. | 9 | ||
Тема 11.1. Значение игры в обучении школьников. | Содержание учебного материала | 1 | 1 - 2 |
Игровая деятельность в учебно – воспитательном процессе. Игра – непродуктивный вид деятельности, средство формирования личности. Классификация игр. Роль игры в жизни и развитии детей. | |||
Тема 11.2. Экологические игры. | Содержание учебного материала | 1 | 1 - 3 |
Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут. (М.Горький) Игра – особая форма активности, деятельности ребенка. Игра – инструмент воспитания, приобщения ребенка к жизни природы и общества, развития его физических, интеллектуальных, эмоциональных качеств. Разнообразие экологических игр. Методика проведения экологических игр. | |||
Практические занятия | 2 | ||
1.Разработка и составление экологической игры (по заданию преподавателя). | |||
2.Составление заданий по экологии (по заданию преподавателя). | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
1.Что же такое игра? Точка зрения отечественных психологов. (Сообщение) | |||
2.Подбор загадок экологической направленности (по заданию преподавателя). | |||
Тема 11.3. Методика подготовки и проведения ролевой игры. | Содержание учебного материала | 1 | 1 - 3 |
Методика подготовки и проведение ролевой игры. Достоинства имитационных игр. | |||
Практические занятия | 1 | ||
1.Посещение показательного урока. Его наблюдение и обоснование использования игровых моментов. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||
1.Анализ показательного урока. | |||
Раздел 12. Организация внеклассной работы по естествознанию. | 9 | ||
Тема 12.1. Значение внеклассной работы по естествознанию. Содержание и формы организации внеклассной работы. | Содержание учебного материала | 1 | 1 - 2 |
Внеклассная работа, ее значение. Содержание и формы организации внеклассной работы (индивидуальная и групповая внеклассная работа). Массовые формы внеклассной работы. | |||
Тема 12.2. Методы внеклассной работы. | Содержание учебного материала | 1 | 1 - 3 |
Методы внеклассной работы: рассказ, беседа, работа с книгой, лабораторно – практическая работа. Основные задачи внеклассных занятий по естествознанию. | |||
Практические занятия | 2 | ||
1.Разработка конспекта (по заданию преподавателя) одного из внеклассных мероприятий природоведческого содержания. | |||
2.Подбор заданий для индивидуальной внеклассной работы. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
1.Участие студентов во внеклассных мероприятиях базовой школы. | |||
2.Изучение опыта лучших учителей в методических журналах «Начальная школа», «Биология в школе», «География в школе». | |||
Тема 12.3. Практическая деятельность младших школьников. | Содержание учебного материала Труд – основной вид деятельности человека. Труд – мощное средство воспитания, направленное на формирование важнейших черт характера. Формирование личности в трудовой деятельности на каждом этапе возрастного развития. | 1 | 1 - 3 |
Практические занятия | 2 | ||
1.Разработка и составление практической рекомендации (по заданию преподавателя). | |||
2.Зачет. | |||
Раздел 13. Неживая природа. | 5 | ||
Тема 13.1. Земля – планета солнечной системы. | Содержание учебного материала | 1 | 1 - 3 |
Солнечная система. Форма Земли, вращение ее вокруг оси. Движение земли вокруг Солнца. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||
1.Солнечная система (презентация). | |||
Тема 13.2. План и карта. | Содержание учебного материала | 1 | 1 - 3 |
Масштаб. План местности. Изображение земли на глобусе и карте. Широта и долгота места. | |||
Практические занятия | 2 | ||
1.Составление плана местности. | |||
2.Работа по карте. Определение географических координат, часового пояса. | |||
Тема 13.3. Литосфера. | Содержание учебного материала | 1 | 1 - 3 |
Материки и океаны. Строение земли. Движение земной коры. Горообразования. Вулканы и землетрясения. Горные породы. Минералы. | |||
Практические занятия | 1 | ||
1.Минералы и горные породы. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
1.Материки и океаны. Строение Земли (презентация). | |||
2.Горообразование. Вулканы и землетрясения (презентация). | |||
Тема 13.4. Гидросфера. | Содержание учебного материала | 1 | 1 - 3 |
Общие сведения о воде. Мировой океан. Рельеф дна Мирового океана. Подземные воды. Реки и их работа. Озера и болота. Круговорот воды в природе. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
1.Реки и их работа (презентация). | |||
2.Озера и болота. Круговорот воды в природе (презентация). | |||
Тема 13.5. Атмосфера. | Содержание учебного материала | 1 | 1 - 3 |
Состав и строение атмосферы. Ветры. Вода в атмосфере. Облака. Осадки. Понятие о погоде. Понятие о климате. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||
1.Состав и строение атмосферы (презентация). | |||
Раздел 14. Живая природа. Биосфера. | 13 | ||
Тема 14.1. Общие понятия о биосфере. | Содержание учебного материала | 1 | 1 - 3 |
Современные представления о биосфере. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||
1.Биосфера. Академик В.И.Вернадский о биосфере (сообщение). | |||
Тема 14.2. Почва. | Содержание учебного материала | 1 | 1 - 3 |
Состав и строение почвы. Основные типы почв в России, республике Мордовия, Зубово – Полянском районе. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||
1.Основные типы почв в Мордовии, Зубово – Полянском районе (сообщение). | |||
Тема 14.3. Растения. | Содержание учебного материала | 1 | 1 - 3 |
Общие сведения о растениях. Сезонные изменения в растительном мире и их причины. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
1.Составление биологической характеристики одного из растений нашей местности (по указанию преподавателя). | |||
2.Составление таблицы съедобных и ядовитых грибов, которые встречаются в нашей местности. Практические занятия | |||
Тема 14.4. Животные. | Содержание учебного материала | 1 | 1 - 3 |
Общие сведения о животных. Сезонные изменения в жизни животных и их причины. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||
1.Составление биологической характеристики одного из животных нашей местности (по указанию преподавателя). | |||
Тема 14.5. Географические пояса. Природные зоны. | Содержание учебного материала | 1 | 1 - 3 |
Географические пояса. Природные зоны. Зоогеографические области земного шара. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
1.Составление характеристики одной из зоогеографических областей земного шара (по указанию преподавателя). | |||
2.Охрана редких животных в России (сообщение). | |||
Раздел 15. Краткий обзор природы России. | 15 | ||
Тема 15.1. Общий обзор и границ России. | Содержание учебного материала | 1 | 1 - 3 |
Географическое положение. Границы. Моря Северного Ледовитого, Атлантического, Тихого океанов. | |||
Практические занятия | 1 3 | ||
1.Работа по контурной карте, руководствуясь физической картой. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
1.Написание характеристики одного из морей по плану. | |||
2.Заполнение сравнительной таблицы морей, омывающих Россию. | |||
3.Моря, омывающие Россию (презентация). | |||
Тема 15.2. Рельеф. | Содержание учебного материала | 1 | 1 - 3 |
Равнины. Горы России. | |||
Практические занятия | 1 | ||
1.Работа по контурной карте, руководствуясь физической картой. | |||
Самостоятельная работа обучающихся 1.Горы России (презентация). | 1 | ||
Тема 15.3. Полезные ископаемые. | Содержание учебного материала | 1 | 1 - 3 |
Что такое полезные ископаемые. Горючие ископаемые. Рудные и неметаллические ископаемые. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||
1.Работа по контурной карте. Нанесение условными знаками месторождений полезных ископаемых России. | |||
Тема 15.4. Климат. | Содержание учебного материала | 1 | 1 - 3 |
Причины, от которых зависит климат России. | |||
Практические занятия | 1 | ||
1.Составление характеристики климата местности, в которой расположен педагогический колледж, используя для этого физическую и климатическую карты России. | |||
Тема 15.5. Реки и озера. | Содержание учебного материала | 1 | 1 - 3 |
Общие сведения о реках России. Озера. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
1.Работа по контурной карте. Обозначение рек, озер. | |||
2.Составление характеристики реки или озера (по указанию преподавателя). | |||
Раздел 16. Население России. | 5 | ||
Тема 16.1. Население России. | Содержание учебного материала | 1 | 1 - 3 |
Обзор России по природным зонам. | |||
Практические занятия | 1 | ||
1.Работа по контурной карте. Обозначение границ природных зон. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
1.Природные зоны России (презентация). 1.Экологические проблемы Мордовии.(Исследовательская работа) | |||
Зачет. | 1 | 3 | |
Всего: | 141 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета естествознания.
Оборудование учебного кабинета: географические карты и глобус, теллурий, наглядные пособия (портреты методистов и др.).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Петросова, Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание/Р.А. Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов. – М.: Академия, 2000.
2. Симонова, Л.П. Экологическое образование в начальной школе. – М.: Академия, 2000.
Дополнительные источники:
1. Аквилева, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования педагогического профиля/ Г.В.Аквилева, З.А.Клепинина. – М.: ВААДОС,2001.
2. Бровкина, Е.Т. Ознакомление с окружающем миром. Природоведение: Методика преподавания в начальной школе. Учебное пособие для студентов среднего и высшего педагогических учебных заведений. – М.: Академия. 2000.
3. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир в 3-4 классах: Книга для учителя/ Н.Ф.Виноградова, Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапова. – М.: Просвещение, 2001.
4. Каталог образовательных интернет-ресурсов: электронный учебник Аквилевой Г.Н., Клепининой З.А., «Методика преподавания естествознания в начальной школе» - Форма доступа: www. bookee. ru./catalog -.
5. Красачева Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания // Начальная школа. – 2002. - №2. – С. 57.
6. Особенности комплектов учебников. // Начальная школа. – 2002. - №5. – С.1 – 6.
7. Товпинец, И.П. Окружающий мир в 1-2 классах четырехлетней начальной школы: методические рекомендации. Книга для учителя/И.П.Товпинец, Н.В.Борзова, О.В.Крылов. – М.: Просвещение, 2001.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умение использовать материал учебного предмета для формирования у младших школьников целостного представления об окружающем мире | Устная проверка в форме индивидуального опроса |
Умение находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимые для подготовки к урокам | Практическое занятие |
Умение определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно – гигиеническими нормами | Индивидуальная работа |
Умение устанавливать межпредметные связи методики с экологией, естествознанием, педагогикой и другими науками, анализировать статьи в педагогических журналах, посвященные общим проблемам преподавания естествознания в начальной школе | Устная проверка в форме индивидуального опроса |
Умение использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по учебному предмету, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся | Практическое занятие |
Умение проводить демонстрационные опыты, организовывать детей во время проведения наблюдений и опытов, методически правильно составлять вопросы к беседе, тексты для рассказов, владеть приемами сравнения, противопоставления | Устная проверка в форме фронтального опроса |
Умение использовать технические средства обучения (ТСО), подбирать наглядные пособия, изготавливать самостоятельно гербарии, коллекции и использовать их в образовательном процессе | Индивидуальная работа |
Умение планировать уроки различных типов, составлять планы проведения внеклассных мероприятий, планировать работу кружков, оформлять краеведческий материал, работать индивидуально с каждым учеником | Индивидуальная работа |
Умение проводить контроль на уроках по учебному предмету, осуществлять отбор контрольно – измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения | Устная проверка в форме фронтального опроса |
Умение оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на уроках по учебному предмету, выставлять оценки | Практическое занятие |
Умение анализировать процесс и результаты обучения по предмету, корректировать и совершенствовать их | |
Умение анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам; осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении уроков | Индивидуальная работа |
Умение составлять тематические планы и конспекты уроков разных типов для I-IV классов, проводить внеклассные мероприятия | Зачет |
Знание содержание, цели и задачи изучения курса в начальной школе, о возрастании роли экологического подхода к изучению природы | Устная проверка в форме индивидуального опроса |
Знание требований образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования | Устная проверка в форме фронтального опроса |
Знание методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по учебному предмету | Устная проверка в форме индивидуального опроса |
Знание структуры основных типов уроков, дидактические требования к этапам урока | Индивидуальная работа |
Знание основных методов, особенностей каждого метода и требований, предъявляемых к ним, методических приемов | Устная проверка в форме индивидуального опроса |
Знание основных видов ТСО и их применение в образовательном процессе | Практическое занятие |
Знание требований к содержанию и уровню подготовки младших школьников | Устная проверка в форме фронтального опроса |
Знание методов и методики контроля результатов учебной деятельности младших школьников по учебному предмету | Устная проверка в форме индивидуального опроса |
Знание воспитательных возможностей урока в начальной школе | Устная проверка в форме индивидуального опроса |
Знание основ оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учета успеваемости обучающихся | Практическое занятие |
Знание педагогических и гигиенических требований к организации обучения на уроках | Устная проверка в форме фронтального опроса |
Знание логики анализа урока | Устная проверка в форме индивидуального опроса |
Знание видов учебной документации, требования к ее ведению и оформлению | Индивидуальная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская рабочая программа по дисциплине "Естествознание с методикой преподавания и экологическое воспитание"
Повышенный уровень среднего профессионального образования, специальность 050709 Преподавание в начальных классах...
Авторская рабочая программа по дисциплине "Естествознание с методикой преподавания"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 050146 Преподавание в...
Авторская рабочая программа по дисциплине "Естествознание с методикой преподавания"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 050146 Преподавание в...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Авторская рабочая программа элективного курса по физике "Избранные вопросы по физике" + реценция на программу.
Тип курса – предметно-ориентированный, количество часов 68 (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе). Данный курс формирует у учащихся систему знаний для решения основных типов расчетных задач...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ общекультурной направленности «Язык, культура и традиции татарского народа» (программа рассчитана для детей с 9-15 лет)
Пояснительная запискаДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения по изучению и сохранению истории, культуры и языка татарского народа имеет художественно-эстетическую напр...
Рабочая учебная программа для учителей истории «Методика преподавания истории в УКП при УФСИН в условиях реализации ФГОС»
Рабочая учебная программа для учителей истории «Методика преподавания истории в УКП при УФСИН в условиях реализации ФГОС»...