Авторская рабочая программа по дисциплине "Естествознание с методикой преподавания и экологическое воспитание"
рабочая программа по естествознанию по теме

Повышенный уровень среднего профессионального образования, специальность 050709 Преподавание в начальных классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raboch_prog_estestvozn.doc262.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Министерство образования Республики Мордовия

          ГОУ СПО (ССУЗ) «Зубово – Полянский педагогический колледж»

                                                                                                                                                                         

                                   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                   Дисциплина            

«Естествознание с методикой преподавания и экологическое воспитание»

(повышенный уровень среднего профессионального образования)

         Специальность  050709 «Преподавание  в начальных классах»

                                                 

                                                     2010 г.

  Обсуждена и одобрена                        Составлена в соответствии с                                        

  предметной (цикловой) комиссией         Государственными требованиями                                                                                                  

  преподавателей                                          к минимуму содержания и уровню

  естественных дисциплин                          подготовки выпускника                                                                                                        

   Протокол №                                               по специальности 050709                                                                    

                                                                     «Преподавание в начальных классах»

                                                                                                         

             

Председатель ПЦК                                    Заместитель директора

_________________                                   по учебной работе

Ермишкина И.И.                                       ___________________

                                                                     Какаева Т.М.

                                           

       

УТВЕРЖДЕНА

Экспертным советом

педагогического колледжа

Протокол №    

Автор (составитель): Половникова Л.Ю., преподаватель химии

Рецензент: Ермишкина И.И., преподаватель биологии

Выписка

из государственного образовательного стандарта среднего

профессионального образования 0312 Преподавание в начальных классах (повышенный уровень среднего профессионального образования), утвержденного Минобразованием России 4 февраля 2002г., регистрационный

№ 04-0312-П

3.Требования к минимуму содержания основной профессиональной образовательной программы по специальности 0312 Преподавание в начальных классах.

Индекс

ДПП.00.

Наименование циклов дисциплин, основных дидактических единиц

Всего часов максим. учеб. нагрузки

в т.ч. часов обязат. учебных занятий

ДПП.06

Дисциплина предметной подготовки

94/94

ЕстеЕстесствознание с методикой преподавания и экологическое вовоспитание:    

  задзадачи и содержание курса естествознания; землеведение и кркраеведение, основы топографии и картографии; состав, стрстроение и происхождение Солнечной системы; сфера Зезземли; почва; особенности природы региона; ботаника, фифизиология, систематика и экология растений; зоология, обобщебиологическая и анатомофизиологическая  хахарактеристика основных систематических групп животных в ив их связи с условиями обитания; природные зоны России;

  меметодика естествознания, учебно – методическое и маматериально – техническое оснащение курса; формы, методы и и приемы обучения младшего школьника естествознанию; фоформирование естествоведческих представлений и понятий; осоособенности методики обучения естествознанию в  мамалокомплектной школе; анализ программ и учебников по естестествознанию в начальной школе; принципы, формы и меметоды экологического воспитания на уроке и во внеурочное врвремя.

Примечание: На основании приказа министерства образования Российской Федерации (Минобразования России) от 25.11.2003г., №4377 «О применении общероссийского классификатора специальностей по образованию в системе среднего профессионального образования» код 0312, специальности «Преподавание в начальных классах», изменен на 050709.

                                 Пояснительная записка

       Современные потребности человечества выдвигают естественные науки на одно из главных мест среди других наук. Высокий уровень развития естественных наук оказывает серьезное влияние на  человечество в целом, на его культуру и гуманизацию отношений. Естественные науки  стремятся к созданию необходимых экологических условий жизни и труда, поэтому возникла необходимость широкого распространения естественно – научных знаний на разных возрастных этапах человека. Эту ответственную задачу призваны выполнять педагогические науки, к числу которых относится и естествознание с методикой преподавания и экологическое воспитание.

       Дисциплина «Естествознание с методикой преподавания и экологическое воспитание» играет важную роль в профессиональной подготовке учителя начальных классов. Профессиональная компетентность учителя требует освоение путей реализации принципов гуманизации и гуманитаризации естественнонаучного образования и общих принципов построении учебного процесса на их основе.

        Цель настоящей программы  – создать условия для подготовки будущего учителя, раскрыть воспитательные и образовательные возможности школьного курса естествознания, вооружить студентов теорией и практическими умениями для обучения младших школьников.

 Рабочая программа призвана решить следующие задачи:

-овладение студентами теоретическими,  методологическими основами современного естественнонаучного образования;

-подготовка студентов к осуществлению сравнительного анализа различных педагогических концепций авторов учебных программ, их реализации;

-реализация профессионального подхода к анализу различных учебников, учебных пособий, рабочих тетрадей;

-развитие умений студентов переносить теоретические знания в свою практическую деятельность;

-развитие творческого потенциала студентов на основе синтеза теоретических и практических знаний;

-формирование способности организации учебно – воспитательной работы школьного коллектива.

Решение этих задач требует оптимального сочетания разных типов уроков.

Принципы построения программы:

-четкая целевая направленность;

-актуальность и достоверность информации;

-рефлексивно – деятельностный подход к построению образовательного процесса (проблемные семинары, практические занятия и т.п.);

-мониторинг образовательной деятельности.

       Будущие учителя в процессе изучения данного курса должны уметь правильно выбрать оптимальную форму урока, овладеть приемами  и методами преподавания, подбирать и умело работать на уроках с различными видами наглядных пособий, с учебниками и дополнительной литературой.

        Курс «Методика преподавания естествознания и экологическое воспитание» ведется с учетом достижений современной педагогической науки, с широким использованием передового педагогического опыта.

        Изучение курса опирается на педагогическую практику в школе. Студенты должны пронаблюдать показательные уроки, самостоятельно вести в начальных классах кружковую работу, принимать участие в массовых внеклассных мероприятиях. Практическая работа позволит студентам теснее связать изучаемый теоретический материал с его практическим применением на уроках естествознания в начальных классах.

        Преподавание методики тесно связано с содержанием курсов естествознания, экологии, педагогики и психологии.

        Перечень практических работ примерный. Посещение уроков в начальной школе планируется совместно с администрацией школы и зав. педагогической практикой колледжа. В рабочей программе учитывается многообразие школьных учебников по природоведению и региональный компонент в школьных программах Республики Мордовия.

        Рабочая программа составлена в соответствии с государственными требованиями  к минимуму содержания предмета и уровню подготовки выпускников  по специальности 050709 Преподавание в начальных классах (повышенный уровень среднего профессионального образования).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ   ТЕМ

Макс. учебная нагрузка студента, час.

КОЛИЧЕСТВО АУДИТОРНЫХ ЧАСОВ

Самостоят.учебная работа

Всего

Лабораторно-практические

Теоретические

Введение

1

-

1

1

Раздел I

История методики преподавания в начальной школе

Тема 1.1 Естествознание в дореволюционной школе России

Тема 1.2 Развитие методики преподавания естествознания в  XX веке

7

2

-

2

1

1

5

1

4

Раздел II

Теоретические вопросы методики обучения естествознанию

Тема 2.1 Педагогическое значение и задачи курса естествознания. Содержание и принципы отбора материала по естествознанию

Тема 2.2 Экологическое образование и воспитание в начальной школе. Содержание экологического образования

Тема 2.3 Начальная школа в системе непрерывного экологического образования

Тема 2.4 Модели экологического образования

Тема 2.5 Основные требования к знаниям и навыкам учащихся в начальной школе. Требования к экологической подготовке младших школьников

7

5

 -

5

1

1

1

1

1

2

1

1

1

Раздел III

 Современные программы по естествознанию

Тема 3.1 Общая характеристика программ по естествознанию. Программы по естествознанию

Тема 3.2 Вопросы экологии в программах

4

4

1

1

3

2

1

-

Раздел  IV

Формирование и развитие природоведческих представлений и понятий

Тема 4.1 Взаимосвязь между представлениями, понятиями и мышлением младших школьников

Тема 4.2 Формирование и развитие представлений и понятий в процессе изучения природы в начальной школе

6

5

3

2

1

2

1

1

1

1

Раздел V

 Материальная база уроков естествознания

Тема 5.1. Учебное оборудование

Тема 5.2 Уголок живой природы

Тема 5.3 Пришкольный участок и географическая площадка

5

5

2

2

3

1

1

1

-

Раздел VI

 Средства обучения естествознанию

Тема 6.1 Определение и классификация средств обучения

Тема 6.2 Области эффективного применения средств обучения естествознанию

4

4

2

2

2

1

1

-

Раздел VII
Методы и методические приемы обучения

Тема 7.1 Общая характеристика методов обучения, их классификация

Тема 7.2.Наблюдение и опыты

Тема 7.3 Работа с печатными источниками знаний

Тема 7.4 Работа с наглядно – образными средствами обучения

Тема 7.5 Работа со схематическими источниками знаний

Тема 7.6 Другие источники естественнонаучных знаний и работа  с ними

Тема 7.7 Устное слово в системе методов обучения естествознанию

Тема 7.8 Этические беседы по экологии

18

12

4

2

1

1

8

1

1

1

1

1

1

1

1

6

2

1

1

1

1

Раздел VIII

Формы организации обучения естествознанию в начальной школе

Тема 8.1 Формы организации учебного процесса в школе

Тема 8.2 Особенности обучения естествознанию в малокомплектной школе

Тема 8.3 Урок как основная форма организации учебного процесса в школе. Содержание учебного материала

Тема 8.4 Подготовка учителя к уроку

Тема 8.5 Особенности уроков естествознания

Тема 8.6 Организация практических работ на уроках естествознания

Тема 8.7 Внеурочные формы обучения естествознанию

16

13

5

1

2

1

1

8

1

1

2

1

1

1

1

3

3

Раздел IX

 Повторение в процессе преподавания естествознанию

Тема 9.1 Организация повторения на уроках естествознания

Тема 9.2 Проверка и учет знаний учащихся

3

2

-

2

1

1

1

1

Раздел X

 Экскурсии по естествознанию

Тема 10.1 Значение и методика организации экскурсий по естествознанию

Тема 10.2 Методика некоторых экскурсий с учащимися начальных классов. Экологические экскурсии в природу

Тема 10.3 Комплексные экскурсии в природу

4

3

-

3

1

1

1

1

1

Раздел XI

 Игровые формы обучения естествознанию

Тема 11.1 значение игры в обучении школьников

Тема 11.2 экологические игры

Тема 11.3 Методика подготовки и проведения ролевой игры

9

6

3

2

1

3

1

1

1

3

2

1

Раздел XII

 Организация внеклассной работы по естествознанию.

 Тема 12.1 Значение внеклассной работы по естествознании. Содержание и формы организации внеклассной работы

Тема 12.2 Методы внеклассной работы

Тема 12.3 Практическая деятельность младших школьников

9

7

4

1

3

3

1

1

1

2

2

Раздел XIII

Неживая природа

Тема 13.1 Земля – планета солнечной системы

Тема 13.2 План и карта

Тема 13.3 Литосфера

Тема 13.4 Гидросфера

Тема 13.5 Атмосфера

14

8

3

2

1

5

1

1

1

1

1

6

1

2

2

1

Раздел XIV

 Живая природа. Биосфера

Тема 14.1 Общие понятия о биосфере

Тема 14.2 Почва

Тема 14.3 Растения

Тема 14.4 Животные

Тема 14.5 Географические пояса. Природные зоны

13

6

1

1

5

1

1

1

1

1

7

1

1

2

1

2

Раздел XV

 Краткий обзор природы России

Тема 15.1 Общий обзор и границ России

Тема 15.2 Рельеф

Тема 15.3 Полезные ископаемые

Тема 15.4 Климат

Тема 15.5 Реки и озера

15

8

3

1

1

1

5

1

1

1

1

1

7

3

1

1

2

Раздел XVI

 Население России

Тема 16.1 Население России

Зачет.

5

3

1

1

2

1

1

2

2

Итого

94

32

62

47

ВСЕГО ПО ДИСЦИПЛИНЕ:                    141              94          32              62                 47

 Содержание программы.

ВВЕДЕНИЕ

Студент должен знать:

- содержание, цели и задачи изучения курса  в начальной школе;

-представление о современных задачах и проблемах школьного курса естествознания;

-о возрастании роли экологического подхода к изучению природы;

-требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования.

Студент должен уметь:

-устанавливать межпредметные связи методики с экологией, естествознанием, педагогикой и другими предметами;

-анализировать статьи в педагогических журналах, посвященные общим проблемам преподавания естествознания в начальной школе.

     Естествознание с методикой преподавания и экологическое воспитание, предмет и задачи курса. Связь предмета с основами экологии, педагогикой и психологией. Современные проблемы преподавания естествознания в начальной школе.

     Краткий исторический очерк методики изучения естествоведческих предметов в начальной школе. Взгляды  К.Д.Ушинского, А.Я.Герда, В.П.Вахтерова и других педагогов – новаторов на изучение природы.

     Последовательность изучения естествознания в начальной школе, связь программ учебников. Основные познавательные и воспитательные задачи естествознания в начальной школе.

     

  Самостоятельная работа

1.Подготовка сообщения на тему «Современная педагогическая наука о проблемах изучения природы в начальной школе» (по материалам периодической печати).

РАЗДЕЛ I

ИСТОРИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Студент должен знать:

-историю методики преподавания естествознания а начальной школе;

- развитие методики преподавания естествознания в ХХ веке.

Студент должен уметь:

-работать с дополнительной литературой, анализировать взгляды методистов и педагогов – новаторов на изучение природы в начальной школе.

       Тема 1.1 Естествознание в дореволюционной школе России

Краткий исторический очерк методики изучения естествоведческих предметов в начальной школе. Взгляды А.Я.Герда, Д.Н.Кайгородова и других педагогов – новаторов на изучение природы.  

 

  Самостоятельная работа

1.Система А.Я.Герда по ознакомлению младших школьников с природой. (Сообщение)

     Тема 1.2 Развитие методики преподавания естествознания в ХХ веке

Последовательность изучения естествознания в начальной школе, связь программ и учебников. Основные познавательные и воспитательные задачи  естествознания в начальной школе.

     Самостоятельная работа

1.К.Д.Ушинский об изучении природы в начальных классах.  (Сообщение)

2.Вклад методистов К.П.Ягодовского, К.А Сонгайло, С.А.Павловича в развитие методики преподавания естествознания. (Сообщение)

3.Вклад методистов в развитие методики преподавания в середине ХХ столетия (П.А.Завитаев, М.Н.Скаткина, Е.А.Валерьяноваи других).(Сообщение)

 4.Современная педагогическая наука о проблемах изучения природы в начальной школе. (Сообщение)

РАЗДЕЛ II

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

Студент должен знать:

-дидактические особенности курса естествознания;

-модели экологического образования;

-принцип непрерывности;

-основные требования к знаниям и навыкам учащихся в начальной школе.

Студент должен уметь:

-использовать материал учебного предмета для формирования у младших школьников целостного представления об окружающем мире;

-формировать первоначальные умения и навыки.

     Тема 2.1 Педагогическое значение и задачи курса естествознания. Содержание и принципы отбора материала по естествознанию

     Дидактические особенности, отличающие естествознание от других предметов школьного курса. Задачи курса естествознания. Характеристика двух основных направлений курса естествознания в начальной школе. Принципы отбора учебного материала. Роль тесных перспективных межпредметных связей с предметами естественного блока.

Законы экологии – научная основа природопользования. Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности. Компоненты экологической культуры.

     Тема 2.2 Экологическое образование и воспитание в начальной школе.

Содержание экологического образования

      Экологическое воспитание и образование – стержень современного образования. Экологическое образование – новое приоритетное направление педагогической теории и практики. Современные подходы к содержанию образования в области окружающей среды. Принципы построения содержания экологического образования. Взаимосвязь четырех основных компонентов: научно – познавательного, ценностного, нормативного, практически – деятельностного, лежащих в основе новых подходов к содержанию экологического образования.

     Самостоятельная работа

1.Педагоги – ученые (И.Д.Зверев, А.Н.Захлебный, И.Т.Суравегина, Л.П.Симонова) о целях экологического образования. (Реферат) 

     Тема 2.3 Начальная школа в системе непрерывного экологического образования

     Непрерывность – один из важнейших принципов экологического образования. Начальная школа – важнейший этап становления личности, формирования экологической культуры.

     Самостоятельная работа

1.Теория развивающего обучения (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов). (Доклад)

     Тема 2.4  Модели экологического образования

      Модели экологического образования. Экологическое образование – сложное комплексное образование и один учебный предмет. Характеристика и построение смешанной модели.

     Тема2.5 Основные требования к знаниям и навыкам учащихся в начальной школе. Требования к экологической подготовке младших школьников

       Формирование первоначальных умений и навыков.

Методы и приемы познания окружающего мира. Комплексная характеристика требований, предъявляемых к выпускнику начальной школы.

РАЗДЕЛ III

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

Студент должен знать:

-содержание указанных учебников, требования программ по естествознанию.

Студент должен уметь:

-использовать материал учебного предмета для формирования у младших школьников целостного представления об окружающем мире.

-анализировать статьи и иллюстративный материал учебников

     Тема 3.1. Общая характеристика программ по естествознанию. Программы по естествознанию

     Основные цели школьного курса естествознания. Последовательность изучения природы, организма человека и основ экологии в современной начальной школе. Взаимосвязь учебников «Природоведение»А.А.Плешакова системы «Зеленый дом», непрерывность экологического образования в начальной школе. Источники информации, роль текстов и рисунков. Значение наблюдений в природе. Использование их на уроках экологической направленности.

     Учебники интегрированного курса «Мы и окружающей мир» для 4 – летней начальной школы, соответствие их основной задаче системы Л.В.Занкова, направленной на общее развитие школьников.

     Анализ учебников «Окружающей мир» А.А.Вахрушева и других, образовательная система «Школа 2100».

Раскрытие широкой картины мира. Осознание единства и вечного движения окружающего мира в программах Н.Ф.Виноградовой, Г.Г.Ивченковой, И.В.Потапова «Окружающей мир», Е.В.Чудиной, Е.Н.Букваревой «Естествознание».

     Тема 3.2 Вопросы экологии в программах

     Анализ программ с экологической точки зрения.

     Практические занятия

1. Анализ учебников естествознания 2- 4 классов.

РАЗДЕЛ IV

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ

Студент должен знать:

- приемы, методы формирование и развитие природоведческих представлений и понятий;

-основные этапы последовательности формирования главных естествоведческих понятий у детей в начальной школе;

-биологические и географические понятия, сообщаемые детям .

Студент должен уметь:

-владеть приемами и методами формирования представлений и элементарных понятий;

- составлять схемы развития понятий от класса к классу.

     Тема4.1 Взаимосвязь между представлениями, понятиями и мышлением младших школьников

     Приемы и методы формирования представлений и элементарных понятий на уроках естествознания. Ощущения, восприятия, представления о предметах и явлениях природы. Общие и единичные, биологические и географические понятия. Развитие понятий в процессе изучения природы.

     Практические занятия

1.Составление списка общих понятий, осваиваемых детьми во втором классе.                                                            

2.Составление списка общих и единичных, биологических и географических  понятий.

     Самостоятельная работа

1.Составление списка общих и единичных астрономических понятий.

     Тема 4.2 Формирование и развитие представлений и понятий в процессе изучения природы в начальной школе

     Этапы, последовательность формирования природоведческих представлений и понятий у учащихся

     Практические занятия

1.Составление схемы развития одного из понятий.

РАЗДЕЛ V

МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА УРОКОВ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.

Студент должен знать:

-материально – техническое оснащение курса;

-виды наглядных пособий, дидактические требования к ним;

-методику работы с наглядными пособиями;

-воспитательное и образовательное значение уголка живой природы, пришкольного участка, географической площадки.

Студент должен уметь:

- комплексно использовать наглядные пособия разных видов;

-показывать на физической карте России все объекты, упоминаемые в учебниках естествознания;

-подбирать необходимые наглядные пособия к урокам;

- изготавливать самодельные наглядные пособия;

-работать с ТСО, ИКТ;

-ухаживать за комнатными растениями, вести основные работы на пришкольном участке.

     Тема 5.1 Учебное оборудование

     Виды наглядных пособий, дидактические требования к ним. Методика работы с натуральными, иллюстративными, вспомогательными пособиями. Самодельные наглядные пособия. Комплексное использование разных видов наглядных пособий. Использование на уроках ТСО.

     Практические занятия

1.Изучение структуры и организации учебника.

2.Разработка фрагментов отдельных уроков с использованием различных средств обучения.

      Тема 5.2 Уголок живой природы

     Организация работы в уголке живой природы. Формирование у учащихся практических умений и навыков, необходимых в старших классах и в дальнейшей жизненной практике.

    Тема 5.3 Пришкольный участок и географическая площадка

     Воспитательное и образовательное значение пришкольного участка.

Географическая площадка как объект формирования важнейших природоведческих понятий. Оборудование географической площадки.

РАЗДЕЛ VI

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

Студент должен знать:

- средства обучения естествознанию;

- принципы построения современных учебников;

- методику работы с учебником на уроках и во внеурочное время;

-  методику работы с печатными пособиями, натуральными объектами.

Студент должен уметь:

- изготавливать наглядные пособия, таблицы, карточки, запрещающие знаки к урокам.  

     Тема 6.1 Определение и классификация средств обучения

Средства обучения. Дидактические требования к средствам обучения.

     Тема6.2 Области эффективного применения средств обучения естествознанию

     Целесообразное использование средств обучения на разных этапах урока для решения локальной познавательной задачи с учетом конкретных педагогических условий. Роль учебника в учебном процессе. Принципы построения современных учебников. Методика работы с учебником на уроках и во внеурочное время. Методика работы с печатными пособиями, натуральными объектами. Экранные пособия.

     Практические занятия

1.Изучение структуры и организации учебника.

2.Изготовление наглядных пособий, таблиц, карточек, запрещающих знаков к урокам  (по заданию преподавателя).

РАЗДЕЛ VII

МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

Студент должен знать:

-особенности каждого метода, применяемого при изучении естествознания;        -методические приемы обучения;

-требования к рассказу, вопросам беседы, требования техники безопасности;

-методику проведения наблюдений и опытов, работы с картами и другими источниками естественнонаучных знаний;

-общие требования к постановке опытов, показу по карте;

-формы этических бесед;

-основные произведения детских писателей, картины художников,

Студент должен уметь:

-применять различные приемы и методы на уроках и во внеурочной работе;

- вести постоянные фенологические наблюдения и записывать их в дневниках наблюдений;

-проводить демонстрационные опыты, организовывать детей во время проведения лабораторных наблюдений и опытов;

-методически правильно составлять вопросы к беседе, тексты для рассказов;

-владеть приемами сравнения, противопоставления;

-разрабатывать  фрагменты пробных уроков, обосновывая правомерность выбранных приемов и методов.

     Тема 7.1 Общая характеристика методов обучения, их классификация

     Понятие о методах и методических приемах обучения. Классификация методов обучения естествознанию по источникам знаний. Выбор оптимального сочетания разнообразных методов и приемов на уроках естествознания.

     Тема 7.2 Наблюдение и опыты

     Наблюдение – ведущий метод изучения природы в начальных классах. Методика проведения систематических наблюдений. Эпизодические и длительные наблюдения. Фиксация наблюдений, календари природы.

     Опыт как метод познания природы. Демонстрационные и лабораторные опыты. Общие требования к постановке опытов, фиксация результатов.

     Практическая работа.

1.Разработка эскиза оформления классного календаря природы.

2.Выявление увеличения объема и усложнения наблюдений от класса к классу.

     Самостоятельная работа

1.Ведение фенологических наблюдений. Обобщение наблюдений по месяцам и сезонам.

2.Сбор и оформление материалов по охране природы родного края.

     Тема 7.3 Работа с печатными источниками знаний

     Учебник – комплексное средство обучения. Дидактические функции учебника и работа с ним на всех этапах процесса обучения. Структура школьного учебника естествознания.

Организация работы с дополнительной литературой.  

     Самостоятельная работа

1.Подбор статей и отрывков из дополнительной литературы к определенным темам (по заданию преподавателя).

     Тема 7.4 Работа с наглядно – образными средствами обучения

     Статические и динамические наглядно – образные средства обучения. Специфика работы с каждым из этих средств обучения.

     Самостоятельная работа

1.Составление фрагментов урока с помощью ИКТ.

     Тема 7.5 Работа со схематическими (знаковыми) источниками знаний

     Картографические произведения, таблицы, схемы, рисунки как учебные пособия. Методика работы с картами, последовательность изучения материала, использование карт и глобуса при повторении и закреплении знаний. Чтение карты, требования к показу по карте.

     Практические занятия

1.Анализ практических работ с глобусом и картой в четвертом классе.

     Тема 7.6 Другие источники естественнонаучных знаний и работа с ними

     Методика работы с натуральными объектами. Дидактические функции этих пособий.

Дидактическая ценность муляжей и объемных моделей.

     Двойственная функция приборов и инструментов, используемых при обучении естествознанию.

     Тема 7.7 Устное слово в системе методов обучения естествознанию.

     Центральное положение словесных методов в системе других методов.

Беседа на уроках естествознания. Виды бесед. Использование в процессе беседы наглядных пособий и ИКТ. Требования к вопросам  учителя.

Рассказ. Требования к рассказу на уроках естествознания. Использование разнообразных наглядных пособий. Сочетание рассказа и беседы на уроках естествознания.

     Самостоятельная работа

1.Анализ статей экологического содержания. Использование их при подготовке рассказов и бесед на уроках естествознания.

     Тема 7.8 Этические беседы по экологии

     Формы этических бесед по экологии. Этическая беседа – возможность понятия целесообразности выбора образца поведения, мотивов своего или чужого поступка. Цели и задачи этических бесед по экологии. Методические рекомендации к проведению этических бесед.

     Практические занятия

1.Составление этической беседы (по заданию преподавателя).

     Самостоятельная работа

1.Воспитание культуры звукового общения с окружающей средой.

РАЗДЕЛ VIII

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Студент должен знать:

-основные формы организации учебной работы;

-образовательные и воспитательные задачи уроков естествознания;

-структуру основных типов уроков, дидактические требования, предъявляемые к этапам  урока;

- методику проведения урока;

-особенности методики обучения в малокомплектной школе.

Студент должен уметь:

-планировать уроки различных типов;

-составлять планы проведения массовых внеклассных мероприятий;

-планировать работу кружков;

-оформлять краеведческий материал;

-индивидуально работать с каждым школьником;

- составлять домашние задания к урокам разных типов.

     Тема 8.1 Формы организации учебного процесса в школе

     Основные формы организации учебной работы: урок, лабораторно – практические занятия, внеурочная работа, домашняя работа, внеклассная работа, экскурсия.

     Тема 8.2.Особенности обучения естествознанию в малокомплектной школе

     Особенности организации учебно – воспитательного процесса в начальной школе, различные варианты сочетания уроков естествознания с другими предметами. Организация и виды самостоятельных работ на уроках. Особенности организации наблюдений. Индивидуальная работа с детьми, использование ТСО.

     Практические занятия

1.Составление конспектов уроков для малокомплектной школы с использованием различных наглядных пособий (по указанию преподавателя).

      Тема 8.3 Урок как основная форма организации учебного процесса в школе. Содержание учебного материала

     Образовательные и воспитательные задачи уроков естествознания. Развитие материалистического мировоззрения. Установление взаимосвязи процессов, происходящих в природе с жизнью растений, животных и человека. Типы уроков. Специфика уроков естествознания и отличительные особенности от уроков других предметов. Типы уроков естествознания: уроки приобретения новых знаний, умений и навыков; уроки усовершенствования  и закрепления знаний и умений; обобщающие уроки; уроки проверки и учета знаний; комбинированные уроки. Требования, предъявляемые к современному уроку.

     Тема 8.4 Подготовка учителя к уроку

     Этапы планирование учебной работы. Построение урока. Методика проведения урока. Характеристика каждой части урока.

     Практические занятия

1.Посещение показательного урока. Наблюдение и анализ урока естествознания.

2.Разработка  развернутых планов и конспектов разных типов уроков в IVклассе (по указанию преподавателя).

     Самостоятельная работа

1.Разработка развернутых планов и конспектов отдельных уроков во II классе по учебнику З.А.Клепининой (по заданию преподавателя).

2. Разработка развернутых планов и конспектов отдельных уроков во II классе по учебнику А.А Плешакова (по заданию преподавателя).

3.Анализ изложения материала по сходным темам в этих учебниках.

     Тема 8.5 Особенности уроков естествознания

     Элементы уроков объяснительного чтения, типы уроков объяснительного чтения. Методика проведения предметных уроков. Уроки с демонстрацией опытов.

     Тема 8.6 Организация практических работ на уроках естествознания

     Методика проведения практических работ на уроках естествознания. Характеристика способов проведения лабораторных работ, их цели и задачи.

     Практические занятия

1.Составление списка практических работ, выполняемых на уроках во втором классе.

     Тема 8.7 Внеурочные формы обучения естествознанию

     Домашнее задание как вид внеурочной формы. Виды домашних заданий, индивидуализация домашних заданий.

     Практические занятия

1.Составление домашних заданий к урокам разных типов.

РАЗДЕЛ IX

ПОВТОРЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Студент должен знать:

- методы и методические приемы, применяемые при организации повторения на уроках естествознания;

- формы проверки знаний учащихся.

Студент должен уметь:

-методически грамотно организовывать повторение на уроках естествознания, используя разные формы проверки знаний учащихся.

     Тема 9.1 Организация повторения на уроках естествознания

      Методы и методические приемы, применяемые при организации повторения на уроках естествознания

     Тема 9.2 Проверка и учет знаний учащихся

     Формы проверки знаний учащихся. Методика проведения проверки и учета знаний учащихся.

      Самостоятельная работа

1. Разработка развернутых планов и конспектов разных типов уроков в IV классе (по указанию преподавателя).

РАЗДЕЛ X

ЭКСКУРСИИ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

Студент должен знать:

-значение и методику организации проведения экскурсии;

-роль фенологических экскурсий.

Студент должен уметь:

-разрабатывать  план и конспект экскурсии с учащимися начальных классов.

     Тема 10.1 Значение и методика организации экскурсий по естествознанию

     Экскурсия – форма организации учебного процесса. Значение экскурсий. Место экскурсий в школьном курсе естествознания. Методика проведения экскурсии.

     Тема 10.2 Методика некоторых экскурсий с учащимися  начальных классов. Экологические экскурсии в природу

     Экскурсии в природу. Методика экскурсий с учащимися начальных классов. Роль фенологических экскурсий.

      Самостоятельная работа

1.Разработка плана и конспекта экскурсии с учащимися начальных классов (по заданию преподавателя).

     Тема 10.3 Комплексные экскурсии в природу

Методика проведения комплексных экскурсий в природу. Этапы комплексной экскурсии.

РАЗДЕЛ XI

ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

Студент должен знать:

- значение игры в обучении школьников естествознанию;

- методику подготовки и проведения экологических игр.

Студент должен уметь:

- составлять и подбирать экологические игры;

-составлять задания по экологии;

-анализировать все этапы урока.

     Тема 11.1 Значение игры в обучении школьников

     Игровая деятельность в учебно – воспитательном процессе. Игра – непродуктивный вид деятельности, средство формирования личности. Классификация игр. Роль игры в жизни и развитии детей.

     Тема 11.2 Экологические игры

     Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут. (М.Горький)

Игра – особая форма активности, деятельности ребенка. Игра – инструмент воспитания, приобщения ребенка к жизни природы и общества, развития его физических, интеллектуальных, эмоциональных качеств. Разнообразие экологических игр. Методика проведения экологических игр.

     Практические занятия

1.Разработка и составление экологической игры (по заданию преподавателя).

2.Составление заданий по экологии (по заданию преподавателя).

     Самостоятельная работа

1.Что же такое игра? Точка зрения отечественных психологов. (Сообщение)

2.Подбор загадок экологической направленности (по заданию преподавателя).

     Тема 11.3 Методика подготовки и проведения ролевой игры

     Методика подготовки и проведение ролевой игры. Достоинства имитационных игр.

     Практические занятия

1.Посещение показательного урока. Его наблюдение и  обоснование использования игровых моментов.

     Самостоятельная работа

1.Анализ показательного урока.

РАЗДЕЛ XII

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

Студент должен знать:

-формы и методы экологического воспитания на уроке и во внеурочное время;

-содержание и методику проведения уроков и внеклассных мероприятий по воспитанию бережного отношения к природе, ресурсам.

Студент должен уметь:

-разрабатывать конспекты внеклассных мероприятий экологического содержания;

-проводить внеклассные экологические мероприятия;

-руководить работой детей по озеленению классных комнат, других объединений школьников экологического характера.

     Тема 12.1 Значение внеклассной работы по естествознанию. Содержание и формы организации внеклассной работы

     Внеклассная работа, ее значение. Содержание и формы организации внеклассной работы (индивидуальная и групповая внеклассная работа). Массовые формы внеклассной работы.

     Тема 12.2 Методы внеклассной работы

     Методы внеклассной работы: рассказ, беседа, работа с книгой, лабораторно – практическая работа. Основные задачи внеклассных занятий по естествознанию.

     Практические занятия

1.Разработка конспекта (по заданию преподавателя) одного из внеклассных мероприятий экологического содержания.

     Самостоятельная работа

1.Экология родного края. (Доклад по указанию преподавателя)

2.Подбор материалов из газет и педагогических журналов по экологическому образованию и воспитанию школьников.

     Тема 12.3  Практическая деятельность младших школьников

     Труд – основной вид деятельности человека. Труд – мощное средство воспитания, направленное на формирование важнейших черт характера. Формирование личности в трудовой деятельности на каждом этапе возрастного развития

     Практические занятия

1.Разработка и составление практической рекомендации (по заданию преподавателя).

2.Зачет.

РАЗДЕЛ XIII

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

Студент должен знать:

-задачи и содержание курса естествознания;

-состав, строение и происхождение солнечной системы;

-основы топографии и картографии.

Студент должен уметь:

- составлять план местности;

- определять горные породы и минералы.

     Тема  13.1  Земля – планета солнечной системы

      Солнечная система. Форма Земли, вращение ее вокруг оси. Движение земли вокруг Солнца.

     Самостоятельная работа

1.Солнечная система. (Презентация)

     Тема 13.2  План и карта

      Масштаб. План местности. Изображение земли на глобусе и карте. Широта и долгота места.

     Практические занятия

1.Составление плана местности.

2.Работа по карте. Определение географических координат, часового пояса.

     Тема 13.3  Литосфера

     Материки и океаны. Строение земли. Движение земной коры. Горообразования. Вулканы и землетрясения.

Горные породы. Минералы.

     Практические занятия

1.Минералы и горные породы.

    Самостоятельная работа

1.Материки и океаны. Строение Земли. (Презентация)

2.Горообразование. Вулканы и землетрясения. (Презентация)

     Тема 13.4  Гидросфера

     Общие сведения о воде. Мировой океан. Рельеф дна Мирового океана. Подземные воды. Реки и их работа. Озера и болота. Круговорот воды в природе.

    Самостоятельная работа

1.Реки и их работа. (Презентация).

2.Озера и болота. Круговорот воды в природе. (Презентация)

     Тема 13.5  Атмосфера

     Состав и строение атмосферы. Ветры. Вода в атмосфере. Облака. Осадки. Понятие о погоде. Понятие о климате.

    Самостоятельная работа

1.Состав и строение атмосферы. (Презентация)

РАЗДЕЛ XIV

ЖИВАЯ ПРИРОДА. БИОСФЕРА

Студент должен знать:

-сферу Земли;

-состав и строение почвы;

-особенности почв региона;

-ботанику;

-систематику и экологию растений;

-зоологию;

-общебиологическую и анатомо – физиологическую характеристику основных систематических групп животных в их связи с условиями обитания;

-мероприятия по охране растений и животных в России.

Студент должен уметь:

-составлять биологические характеристики на животных, растения;

-определять типы почв.

     Тема 14.1  Общие понятия о биосфере

     Современные представления о биосфере.

     Самостоятельная работа

1.Биосфера. Академик В.И.Вернадский о биосфере. (Доклад)

      Тема 14.2  Почва

      Состав и строение почвы. Основные типы почв в России, Республике Мордовия, Зубово – Полянском районе.

     Самостоятельная работа

1.Основные типы почв в Мордовии, Зубово – Полянском районе. (Сообщение)

     Тема 14.3  Растения

     Общие сведения о растениях. Сезонные изменения в растительном мире и их причины.

     Самостоятельная работа

1.Составление биологической характеристики одного из растений нашей местности (по указанию преподавателя).

2.Составление таблицы съедобных и ядовитых грибов, которые встречаются в нашей местности.

     Практические занятия

1.Оформление гербарного материала.

     Тема 14.4  Животные

      Общие сведения о животных. Сезонные изменения в жизни животных и их причины.

     Самостоятельная работа

1.Составление биологической характеристики одного из животных нашей местности (по указанию преподавателя).

     Тема 14.5  Географические пояса. Природные зоны

     Географические пояса. Природные зоны. Зоогеографические области земного шара.

     Самостоятельная работа

1.Составление характеристики одной из зоогеографических областей земного шара (по указанию преподавателя).

2.Охрана редких животных в России. (Презентация)

РАЗДЕЛ XV

КРАТКИЙ ОБЗОР ПРИРОДЫ РОССИИ

Студент должен знать:

- географическое положение России;

- рельеф, климат.

Студент должен уметь:

- работать по контурной карте;

- составлять характеристику объекта.

     Тема 15.1  Общий обзор и границ России

     Географическое положение. Границы. Моря Северного Ледовитого, Атлантического, Тихого океанов.

     Практические занятия

1.Работа по контурной карте, руководствуясь физической картой.

     Самостоятельная работа

1.Написание характеристики одного из морей по плану.

2.Заполнение сравнительной таблицы морей, омывающих Россию.

3.Моря, омывающие Россию. (Презентация)

     Тема 15.2  Рельеф

     Равнины. Горы России.

     Практические занятия

1.Работа по контурной карте, руководствуясь физической картой.

     Самостоятельная работа

1.Горы России. (Презентация)

     Тема 15.3 Полезные ископаемые

     Что такое полезные ископаемые. Горючие ископаемые. Рудные и неметаллические ископаемые.

     Самостоятельная работа

1.Работа по контурной карте. Нанесение условными знаками месторождений полезных ископаемых России.

     Тема 15.4. Климат

Причины, от которых зависит климат России.

     Практические занятия

1.Составление характеристики климата местности, в которой расположен педагогический колледж, используя для этого физическую и климатическую карты России.

     Тема 15.5 Реки и озера

     Общие сведения о реках России. Озера.

     Самостоятельная работа

1.Работа по контурной карте. Обозначение рек, озер.

2.Составление характеристики реки или озера (по указанию преподавателя).

РАЗДЕЛ XVI

НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ

Студент должен знать:

- природные зоны России;

- экологические проблемы Мордовии.

Студент должен уметь:

-работать по контурной карте и обозначать границы природных зон.

     Тема 16.1  Население России

     Обзор России по природным зонам.

     Практические занятия

1.Работа по контурной карте. Обозначение границ природных зон.

     Самостоятельная работа

1.Природные зоны России. (Презентация)

2.Экологические проблемы Мордовии. (Исследовательская работа)

     Зачет.

Литература

основная

1. Петросова, Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание/Р.А. Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов. – М.: Академия, 2000.

2. Симонова, Л.П. Экологическое образование в начальной школе. – М.: Академия, 2000.

дополнительная

1. Аквилева, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования педагогического профиля/ Г.В.Аквилева, З.А.Клепинина.  – М.: ВААДОС,2001.

2. Бровкина, Е.Т. Ознакомление с окружающем миром. Природоведение: Методика преподавания в начальной школе. Учебное пособие для студентов среднего и высшего педагогических учебных заведений. – М.: Академия. 2000.

3. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир в 3-4 классах: Книга для учителя/ Н.Ф.Виноградова, Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапова. – М.: Просвещение, 2001.

4. Каталог образовательных интернет-ресурсов: электронный учебник Аквилевой Г.Н., Клепининой З.А., «Методика преподавания естествознания в начальной школе» - Форма доступа: www. bookee. ru./catalog -.

5. Красачева Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания // Начальная школа. – 2002. - №2. – С. 57.

6. Особенности комплектов учебников. // Начальная школа. – 2002. - №5. – С.1 – 6.

7. Товпинец, И.П. Окружающий мир в 1-2 классах четырехлетней начальной школы: методические рекомендации. Книга для учителя/И.П.Товпинец, Н.В.Борзова, О.В.Крылов. – М.: Просвещение, 2001.

ГОУ СПО (ССУЗ) «ЗУБОВО-ПОЛЯНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

        УТВЕРЖДАЮ

        Зам. директора по УР

        ________ Т.М. Какаева

        «____»_______________2010г.

Перечень вопросов к зачету по дисциплине «Естествознание с методикой преподавания и экологическое воспитание»

Разработал преподаватель

Половникова Л.Ю.

Рассмотрено на заседании ПЦК естественных наук, изо и технологии

«____»____________2010г.

                                                         Председатель ПЦК________

                                                                              И.И. Ермишкина      

Вопросы к зачету по методике преподавания естествознания и экологическому воспитанию

1.Предмет и задачи методики преподавания естествознания в начальной школе.

2.История методики преподавания естествознания в начальной школе.

3.Педагогическое значение и задачи курса естествознания.

4.Содержание и принципы отбора материала по естествознанию.

5.Экологическое образование и воспитание в начальной школе.

6.Основные требования к знаниям и навыкам учащихся в начальной школе.

7.Общая характеристика программ по естествознанию.

8.Программы по естествознанию.

9.Вопросы экологии в программах по естествознанию.

10.Формирование и развитие представлений и понятий в процессе изучения природы в начальной школе.

11.Материальная база уроков естествознания.

12.Определение и классификация средств обучения.

13.Общая характеристика методов обучения, их классификация.

14.Наблюдение и опыты.

15.Работа с печатными источниками знаний.

16.Работа с наглядно – образными средствами обучения.

17.Работа со схематическими источниками знаний.

18.Устное слово в системе методов обучения естествознанию.

19.Формы организации учебного процесса в школе.

20.Урок как основная форма организации учебного процесса в школе.

21.Подготовка учителя к уроку.

22.Особенности уроков естествознания.

23.Внеурочные формы обучения естествознанию.

24.Повторение в процессе преподавания естествознания.

25.Значение и методика организации экскурсий по естествознанию.

26.Экологические экскурсии в природу.

27.Значение игры в обучении школьников.

28.Методика подготовки и проведения ролевой игры.

29.значение внеклассной работы по естествознанию.

30.Содержание и формы организации внеклассной работы.

31.Методы внеклассной работы.

32.Начальная школа в системе непрерывного экологического образования.

33.Модели экологического образования.

34.Требования к экологической подготовке младших школьников.

35.Этические беседы по экологии.

36.Практическая деятельность младших школьников.

Вопросы к зачету по естествознанию

1.Солнечная система. Форма Земли, вращение ее вокруг оси.

2.Масштаб. План местности. Изображение Земли на глобусе и карте. Широта и долгота.

3.Материки и океаны. Строение земли.

4.Вулканы и землетрясения.

5.Горные породы и минералы.

6.Мировой океан. Реки, озера и болота. Круговорот воды в природе.

7.Современные представления о биосфере.

8.Состав и строение почвы. Основные типы почв в регионе.

9.Общие сведения о растениях. Сезонные изменения в растительном мире и их причины.

10.общие сведения о животных. Сезонные изменения в жизни животных и их причины.

11.Географическое положение России.

12.Полезные ископаемые.

13.Природные зоны России.

14.Экологические проблемы Мордовии.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа по дисциплине "Естествознание с методикой преподавания"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 050146 Преподавание в...

Авторская рабочая программа по дисциплине "Естествознание с методикой преподавания"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 050146 Преподавание в...

Авторская рабочая программа по дисциплине "Естествознание с методикой преподавания"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 050146 Преподавание в...

Авторская Рабочая программа экологического кружка "Друзья Земли леопарда"

Программа разработана автором в связи с актуальностью экологических  проблем, которые существуют в регионе и направлена на просвещение и воспитание подрастающего поколения, местного неселения. В ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА «АЯ-ГАНГА»

Уважаемые коллеги! На данной странице представлены авторские программы, которые получили внешнюю положительную оценку и успешно применяется в нашей школе....

Рабочая учебная программа для учителей истории «Методика преподавания истории в УКП при УФСИН в условиях реализации ФГОС»

Рабочая учебная программа для учителей истории «Методика преподавания истории в УКП при УФСИН в условиях реализации ФГОС»...

Методики определения уровня экологической воспитанности в основной школе

Данный материал содержит адоптивные методики по выявлению уровня воспитанности обучающихся в основной школе....