Программа по естествознанию, 9 класс
рабочая программа по естествознанию (9 класс)
Рабочая программа по естествознанию для учащихся 9 класса с интеллектуальными нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Естествознание, 9 класс
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 за № 273 и предназначена для обучения детей с нарушениями интеллектуального развития.
В учебном плане КОУ «Калачинская адаптивная школа» в образовательных компонентах 9 класса имеется предмет естествознание. Основой для реализации учебного плана является программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5 – 9 классы, под редакцией И.М.Бгажноковой, Москва, «Просвещение», 2013г.
Для работы используется учебник Е.Н.Соломиной, Т.В.Шевырёвой «Биология»: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М. Просвещение, 2012г.
Целью изучения предмета естествознание в 9 классе является изучение человека как биосоциального существа
Для её достижения решаются следующие задачи:
-изучить основные системы органов человека,
- сообщить сведения о правильном питании, соблюдении требований гигиены, вреде курения, токсикомании, употребления спиртных напитков и наркотиков,
- познакомить с распространенными заболеваниями, с мерами оказания доврачебной помощи,
- обратить внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья, закаливания организма для нормальной его жизнедеятельности,
- показать практическое значение знаний о человеке для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.
На изучение данного предмета отведено 2 часа в неделю, часов в год. Из них в I четверти - часов, во II четверти - часов, в III четверти - часов, в IV четверти - часов.
- Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов | сроки | Наглядные пособия | Словарь | Примечания |
Введение, 1ч | ||||||
1 | Роль и место человека в природе. Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья. |
1 | Торс человека | Анатомия Физиология Гигиена | ||
Общее знакомство с организмом человека, 2ч. | ||||||
2 | Строение клеток и тканей организма. | 1 | Таблица | Ядро Цитоплазма Мембрана | ||
3 | Основные системы органов человека. Расположение внутренних органов в теле человека. | 1 | Таблица Микроскоп | Полость | Лаб. раб. «Устройство светового микроскопа» | |
Опора и движение, 12 ч. | ||||||
4 | Скелет человека. Его значение. | 1 | Опорно-двигительная | |||
5 | Состав и строение костей. | 1 | Таблица | Надкостница | ||
6 | Соединение костей. | 1 | Таблица | Подвижное Неподвижное | Изучение внешнего вида позвонков и отдельных костей | |
7 | Череп. | 1 | Таблица | |||
8 | Скелет туловища. | 1 | Таблица | Позвоночник | ||
9 | Скелет верхних и нижних конечностей. | 1 | Таблица | Предплечье Ключица Бедренная, крестец |
| |
10 | Первая помощь при растяжении связок | 1 | Шина, вата, бинт Таблица | Наложение шин, повязок | ||
11 | Значение и строение мышц. | 1 | Гладкие, скелетные | |||
12 | Основные группы мышц человека. | 1 | Сухожилие Трёхглавая мышца | Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных мышц | ||
13 | Работа мышц. Физическое утомление. | 1 | Утомление мышц при удерживании груза на вытянутой руке | |||
14 | Предупреждение искривления позвоночника. | 1 | сколиоз | Определение правильной осанки | ||
15 | Значение опорно-двигательной системы. | 1 | ||||
Кровообращение, 11 ч | ||||||
16 | Значение крови и кровообращения. | 1 | Таблица №4 | |||
17 | Состав крови. | Микропрепарат крови, микроскоп | Лейкоциты Эритроциты Плазма | Лаб. раб «Микроскопическое строение крови» | ||
18 | Органы кровообращения. Сосуды. | 1 | таблица №4 | Артерии, вены | ||
19 | Органы кровообращения. Сердце и его работа. | таблица №6, торс | Камера, клапан | Подсчет частоты пульса и измерение кровяного давления | ||
20 | Большой круг кровообращения. | 1 | Таблица № 7 | Артериальная | ||
21 | Малый круг кровообращения | 1 | Таблица № 7 | венозная | ||
22 | Сердечно- сосудистые заболевания. | 1 | инфаркт | Лаб. раб. «Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений» | ||
23 | Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. Правила тренировки сердца, постепенное увеличение нагрузки | |||||
24 | Вредное влияние никотина, алкоголя на сердечно-сосудистую систему | 1 | ||||
25 | Первая помощь при кровотечениях. | 1 | Жгут Бинт | Свертывание Жгут Донор Совместимость | Обработка царапин йодом. Наложение повязок на раны. Демонстрация примеров первой доврачебной помощи при кровотечении | |
26 | Донорство | |||||
Дыхание, 6ч | ||||||
27 | Дыхание. Значение дыхания. | 1 | Таблица №15 | |||
28 | Органы дыхания. Их строение и функции. | 1 | Таблица №15 | Гортань Трахея Бронхи Легочные пузырьки | ||
29 | Газообмен в легких и тканях | 1 | Таблица №16 | Газообмен | Обнаружение в составе выдыхаемого воздуха углекислого газа | |
30 | Гигиена дыхания. | 1 | Выхлопные газы | |||
31 | Болезни органов дыхания | 1 | Грипп | |||
32 | Влияние никотина на органы дыхания | 1 | Туберкулез | |||
Пищеварение, 8 ч. | ||||||
33 | Значение питания. Пищевые продукты. | 1 | Таблица | |||
34 | Питательные вещества | 1 | Белки, углеводы | |||
35 | Витамины. | 1 | Таблица | Пищеварение | Дем. опыта «Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле» | |
36 | Органы пищеварения | 1 | ||||
37 | Ротовая полость. Зубы. | 1 | Таблица №18 | Дентин Эмаль | ||
38 | Изменение пищи в желудке | 1 | Желудочный сок Соляная кислота | |||
39 | Изменение пищи в кишечнике. | 1 | Таблица | желчь | ||
40 | Гигиена питания. | 1 | диетолог | Культура поведения за столом во время приема пищи, умение есть красиво | ||
41 | Уход за зубами и ротовой полостью. | 1 | Таблица №18 | Кариес, стоматолог | ||
42 | Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. | 1 | Гастрит, язва желудка, гепатит | |||
43 | Предупреждение инфекционных заболеваний и глистных заражений | 1 | Дизентерия | |||
44 | Пищевые отравления. | 1 | ботулизм | |||
45 | Влияние вредных привычек на пищеварительную систему | 1 | ||||
ВЫДЕЛЕНИЕ, 3 ч. | ||||||
41 | Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Органы образования и выделения мочи (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал) | 1 | Таблица | Мочеточники Мочевой пузырь | ||
42 | Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи. | 1 | ||||
43 | Предупреждение почечных заболеваний. Профилактика цистита. | 1 | ||||
РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ, 9ч. | ||||||
44 | Особенности мужского и женского организмов | 1 | ||||
45 | Культура межличностных отношений (Дружба и любовь. Культура поведения влюбленных, добрачное поведение. Выбор спутника жизни. Готовность к браку. Планирование семьи) | 1 | ||||
46 | Биологическое значение размножения. Размножение растений, животных, человека | 1 | ||||
47 | Система органов размножения человека (строение, функции, гигиена юношей и девушек в подростковом возрасте). Половые железы и половые клетки | 1 | ||||
48 | Оплодотворение. Беременность. Внутриутробное развитие. Роды. Материнство. Уход за новорожденным. | 1 | ||||
49 | Рост и развитие ребенка | 1 | ||||
50 | Последствия ранних половых связей, вред ранней беременности. Предупреждение нежелательной беременности. Современные средства контрацепции. Аборт. | 1 | ||||
51 | Пороки развития плода как следствие действия алкоголя и наркотиков, воздействий инфекционных и вирусных заболеваний. | 1 | ||||
52 | Венерические заболевания. СПИД их профилактика | 1 | венерические | |||
Покровы тела, 5 ч. | ||||||
53 | Кожа и её роль в жизни человека. | 1 | Рельефная таблица | Жировая Клетчатка |
| |
54 | Волосы и ногти. Уход за ними. | 1 | ||||
55 | Закаливание организма. | |||||
56 | Первая помощь при тепловых и солнечных ударах, ожогах и обморожении, поражении электрическим током. | 1 | ||||
57 | Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема и др.) Гигиена кожи. Угри и причины их появления. Гигиеническая и декоративная косметика. Уход за волосами и ногтями. Гигиенические требования к одежде и обуви | 1 | ||||
Нервная система, 5ч | ||||||
58 | Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы) | 1 | Таблица | Возбудимость Проводимость Рефлекс | ||
59 | Гигиена умственного и физического труда. Режим дня | 1 | ||||
60 | Сон и его значение. Сновидения. Гигиена сна | 1 | ||||
61 | Отрицательное влияние алкоголя, никотина наркотических веществ на нервную систему | 1 | ||||
62 | Заболевания нервной системы (менингит, энцефалит, радикулит, невралгия). Профилактика травматизма и заболеваний нервной системы . | 1 | ||||
Органы чувств, 5ч. | ||||||
63 | Значение органов чувств у животных и человека | |||||
64 | Строение, функции и значение органов зрения человека. (болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз) | 1 | ||||
65 | Строение и значение органа слуха. (Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха. Гигиена.) | 1 | Барабанная перепонка | |||
66 | Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Расположение и значение этих органов | 1 | Таблица, муляж | |||
67 | Охрана здоровья человека | 1 | Таблица Муляж |
- Содержание программы
Введение
Место человека среди млекопитающих в живой природе.
Общий обзор организма человека
Опора тела и движение
Состав и строение костей. Основные группы мышц человеческого тела.
Кровь и кровообращение
Органы кровообращения: сердце и сосуды. Первая помощь при кровотечениях.
Дыхание
Органы дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Необходимость чистого воздуха для дыхания.
Пищеварение
Органы пищеварения. Гигиена питания и предупреждение желудочно – кишечных заболеваний.
Почки
Органы мочевыделительной системы, их значение. Предупреждение почечных заболеваний.
Кожа
Кожа человека и её значение как органа защиты организма. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.
Нервная система
Строение и значение нервной системы.
Органы чувств
Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органов зрения, слуха, обоняния, вкуса.
Охрана здоровья человека в Российской Федерации.
- Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
- названия, строение и расположение основных органов организма человека;
- влияние физических нагрузок на организм;
- нормы правильного питания
- вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;
- специализации врачей, к которым можно обратиться за помощью;
- меры предупреждения сколиоза;
- свою группу крови и резус-фактор;
- норму кровяного давления;
- состояние своего зрения и слуха;
- основные санитарно – гигиенические правила.
Учащиеся должны уметь:
- применять приобретённые знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;
- соблюдать санитарно – гигиенические правила;
- измерять температуру тела;
- оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечениях, ожогах.
- Учебно-методическое обеспечение
- Учебная литература
Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырёва. «Биология»: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М. Просвещение, 2012г.
Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырёва. Рабочая тетрадь по биологии для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М. Просвещение, 2012г.
- Научно-методическая литература
Рик Моррис. Тайны живой природы. – М., РОСМЭН, 1996
А.Крейг, К.Росни. Наука/ энциклопедия. - М., РОСМЭН, 1996
Л.Колвин, Э.Спиэр. Живой мир/энциклопедия. – М., РОСМЭН, 1996
Д.Эллиотт, К.Кинг. Детская энциклопедия. - М., РОСМЭН, 1996
- Литература для учащихся
Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырёва. «Биология»: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М. Просвещение, 2012г.
Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырёва. Рабочая тетрадь по биологии для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М. Просвещение, 2012г.
Зачем человек дышит? И другие вопросы про тело человека. Серия энциклопедий «Я хочу знать» - М., Махаон, 2011 г.
Анн Сладович, Эстель Дитта. Занимательный атлас – Тело человека (пер. с фр.) – Изд-во Атлас, 2007 г.
И. Стрменьова. Я – человек, ты – человек. - М., Дет. Лит., 1991 г.
Анатомия человека. Как работает ваше тело / Перевод с англ. О.В. Ивановой. – М., ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/20/picture-69220.jpg)
Рабочая программа по естествознанию. 7 класс. Школа VIII вида.
Рабочая программа по естествознанию для 7 класса школ VIII вида содержит пояснительную записку, основное содержание программы, требования к знаниям учащихся, календарно-тематическое планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/26/picture-147637-1353874361.jpg)
Рабочая программа по естествознанию 5 класс
Рабочая программа к учебнику Гуревич, Понтак "Естествознание 5-6 классы". Рассчитана на 1 учебный час в неделю. Включает пояснительную записку, распределение времени по темам и поурочное планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/26/picture-147637-1353874361.jpg)
Рабочая программа по естествознанию 6 класс
Рабочая программа к учебнику Гуревич, Понтак "Естествознание 6 класс". Рассчитана на 1 учебный час в неделю. Включает пояснительную записку, распределение времени по темам и поурочное планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/09/picture-212232-1433842483.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ 5 класса
Рабочая программа по естествознанию для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, пред...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/19/picture-268162-1371635915.jpg)
Рабочая программа по естествознанию (5 класс) (А. И. Никишов)
Данная рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования. Планирование составлено на основе образовательной программы по е...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/02/picture-104992.jpg)
Рабочая программа по естествознанию 10 класс для специальной (коррекционной) образовательной школы
рабочая программа и календарно-тематическое планирование за 10 класс по курсу естествознание (основы экологии) для специальной (коррекционной) образовательной школы для детей с нарушением опорно...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/02/picture-104992.jpg)
Рабочая программа по естествознанию 8 класс для специальной (коррекционной) образовательной школы
рабочая программа и календарно-тематическое планирование за 8 класс по курсу естествознание для специальной (коррекционной) образовательной школы для детей с нарушением опорно-двигательног...