Программа по естествознанию, 9 класс
рабочая программа по естествознанию (9 класс)

Рипп Наталья Михайловна

Рабочая программа по естествознанию для учащихся 9 класса с интеллектуальными нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл estestvoznanie_9_kl.docx32.91 КБ

Предварительный просмотр:

Естествознание, 9 класс

  1. Пояснительная записка

Рабочая  программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 за № 273 и предназначена для обучения детей с нарушениями интеллектуального развития.

В учебном плане КОУ «Калачинская адаптивная школа» в образовательных компонентах  9 класса имеется предмет естествознание. Основой для  реализации учебного плана является программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,  5 – 9 классы, под редакцией И.М.Бгажноковой,  Москва, «Просвещение», 2013г.

Для работы используется учебник Е.Н.Соломиной, Т.В.Шевырёвой «Биология»: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида, М. Просвещение, 2012г.

Целью изучения предмета естествознание в 9 классе является изучение человека как биосоциального существа

Для её достижения решаются следующие задачи:

-изучить основные системы органов человека,

- сообщить  сведения о правильном питании, соблюдении требований гигиены, вреде курения, токсикомании,  употребления спиртных напитков и наркотиков,

- познакомить с распространенными заболеваниями, с  мерами оказания доврачебной помощи,

- обратить внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья, закаливания организма для нормальной его жизнедеятельности,

- показать практическое значение знаний о человеке для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.

На изучение данного предмета отведено 2 часа в неделю,     часов в год. Из них в I  четверти -     часов, во II четверти -    часов, в III четверти -    часов, в IV четверти -    часов.

                                                                                     


  1. Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Раздел, тема урока

Кол-во часов

сроки

Наглядные пособия

Словарь

Примечания

Введение, 1ч

1

Роль и место человека в природе. Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья.

     

1

Торс человека

Анатомия

Физиология

Гигиена

Общее знакомство с организмом человека, 2ч.

2

Строение клеток и тканей организма.

1

Таблица

Ядро

Цитоплазма

Мембрана

3

 Основные системы органов  человека. Расположение внутренних органов в теле человека.

1

Таблица

Микроскоп

Полость

Лаб. раб. «Устройство  светового микроскопа»

Опора и движение, 12 ч.

4

Скелет человека. Его значение.

1

Опорно-двигительная

5

Состав  и строение костей.

1

Таблица

Надкостница

6

Соединение костей.

1

Таблица

Подвижное

Неподвижное

Изучение внешнего вида позвонков и отдельных костей

7

Череп.

1

Таблица

8

Скелет  туловища.

1

Таблица

Позвоночник

9

Скелет верхних и нижних конечностей.

1

Таблица

Предплечье

Ключица Бедренная, крестец

             

10

Первая помощь при растяжении связок

1

Шина, вата, бинт

Таблица

Наложение шин, повязок

11

Значение и строение мышц.

1

Гладкие, скелетные

12

Основные группы мышц человека.

1

Сухожилие

Трёхглавая мышца

Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных мышц

13

Работа мышц. Физическое утомление.

1

Утомление мышц при удерживании груза на вытянутой руке

14

Предупреждение искривления позвоночника.

1

сколиоз

Определение правильной осанки

15

Значение опорно-двигательной системы.

1

 Кровообращение, 11 ч

16

Значение  крови и кровообращения.

1

Таблица №4

17

Состав крови.                                                                                                                                                                                                

Микропрепарат крови, микроскоп

Лейкоциты

Эритроциты

Плазма

Лаб. раб «Микроскопическое строение крови»

18

Органы кровообращения. Сосуды.

1

таблица №4

Артерии, вены

19

Органы кровообращения. Сердце и его работа.

таблица №6, торс

Камера, клапан

Подсчет частоты пульса и измерение кровяного давления

20

Большой круг кровообращения.

1

Таблица № 7

Артериальная

21

Малый  круг кровообращения

1

Таблица № 7

венозная

22

Сердечно- сосудистые заболевания.

1

инфаркт

Лаб. раб.

«Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений»

23

Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. Правила тренировки сердца, постепенное увеличение нагрузки

24

Вредное влияние никотина, алкоголя на сердечно-сосудистую систему

1

25

Первая помощь при кровотечениях.

1

Жгут

Бинт

Свертывание

Жгут

Донор

Совместимость

Обработка царапин йодом. Наложение повязок на раны. Демонстрация примеров первой доврачебной помощи при кровотечении

26

Донорство

Дыхание, 6ч

27

Дыхание. Значение дыхания.

1

Таблица №15

28

Органы дыхания.  Их строение и функции.

1

Таблица №15

Гортань

Трахея

Бронхи

Легочные пузырьки

29

Газообмен в легких и тканях

1

Таблица №16

Газообмен

Обнаружение в составе выдыхаемого воздуха углекислого газа

30

Гигиена дыхания.

1

Выхлопные газы

31

Болезни органов дыхания

1

Грипп

32

Влияние никотина на органы дыхания

1

Туберкулез

Пищеварение, 8 ч.

33

Значение питания. Пищевые продукты.

1

Таблица

34

Питательные вещества

1

Белки, углеводы

35

Витамины.

1

Таблица

Пищеварение

Дем. опыта «Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле»

36

Органы пищеварения

1

37

Ротовая  полость. Зубы.

1

Таблица №18

Дентин

Эмаль

38

Изменение пищи в желудке

1

Желудочный сок

Соляная кислота

39

 Изменение пищи  в кишечнике.

1

Таблица

желчь

40

Гигиена питания.

1

диетолог

Культура поведения за столом во время приема пищи, умение есть красиво

41

Уход за зубами и ротовой полостью.

1

Таблица №18

Кариес, стоматолог

42

Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.

1

Гастрит, язва желудка, гепатит

43

Предупреждение инфекционных заболеваний и глистных заражений

1

Дизентерия

44

Пищевые отравления.

1

ботулизм

45

Влияние вредных привычек на пищеварительную систему

1

ВЫДЕЛЕНИЕ, 3 ч.

41

Роль  выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Органы образования и  выделения мочи (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал)

1

Таблица

Мочеточники

Мочевой пузырь

42

Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи.

1

43

Предупреждение почечных заболеваний. Профилактика цистита.

1

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ, 9ч.

44

Особенности мужского и женского организмов

1

45

Культура межличностных отношений (Дружба и любовь. Культура поведения влюбленных, добрачное поведение. Выбор спутника жизни. Готовность к браку. Планирование семьи)

1

46

Биологическое значение размножения. Размножение растений, животных, человека

1

47

Система органов размножения человека (строение, функции, гигиена юношей и девушек в подростковом возрасте). Половые железы и половые клетки

1

48

Оплодотворение. Беременность. Внутриутробное развитие. Роды. Материнство. Уход за новорожденным.

1

49

Рост и развитие ребенка

1

50

Последствия ранних половых связей, вред ранней беременности. Предупреждение нежелательной беременности. Современные средства контрацепции. Аборт.

1

51

Пороки развития плода как следствие действия алкоголя и наркотиков, воздействий инфекционных и вирусных заболеваний.

1

52

Венерические заболевания. СПИД их профилактика

1

венерические

Покровы тела, 5 ч. 

53

Кожа и её роль в жизни человека.

1

Рельефная таблица

Жировая

Клетчатка

             

54

Волосы и ногти. Уход за ними.

1

55

Закаливание организма.

56

Первая помощь при тепловых и солнечных ударах,  ожогах и обморожении, поражении электрическим током.

1

57

Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема и др.) Гигиена кожи. Угри и причины их появления. Гигиеническая и декоративная косметика. Уход за волосами и ногтями. Гигиенические требования к одежде и обуви

1

Нервная система, 5ч

58

Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы)

1

Таблица

Возбудимость

Проводимость

Рефлекс

59

Гигиена умственного и физического труда. Режим дня

1

60

Сон и его значение. Сновидения. Гигиена сна

1

61

Отрицательное влияние алкоголя, никотина наркотических веществ на нервную систему

1

62

Заболевания нервной системы (менингит, энцефалит, радикулит, невралгия). Профилактика травматизма и заболеваний нервной системы .

1

Органы чувств, 5ч.

63

Значение органов чувств у животных и человека

64

Строение, функции  и значение органов зрения человека. (болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз)

1

65

Строение и значение органа слуха. (Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха. Гигиена.)

1

Барабанная перепонка

66

Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Расположение и значение этих органов

1

Таблица, муляж

67

Охрана здоровья человека

1

Таблица

Муляж



  1. Содержание программы

Введение

Место человека среди млекопитающих в живой природе.

Общий обзор организма человека

Опора тела и движение

Состав и строение костей. Основные группы мышц человеческого тела.

Кровь и кровообращение

Органы кровообращения: сердце и сосуды. Первая помощь при кровотечениях.

Дыхание

Органы дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Необходимость чистого воздуха для дыхания.

Пищеварение

Органы пищеварения. Гигиена питания и предупреждение желудочно – кишечных заболеваний.

Почки

Органы мочевыделительной системы, их значение.  Предупреждение почечных заболеваний.

Кожа

Кожа человека и её значение как органа защиты организма.  Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.

Нервная система

Строение и значение нервной системы.

Органы чувств

Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органов зрения, слуха, обоняния, вкуса.

Охрана здоровья человека в Российской Федерации.


  1. Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • названия, строение и расположение основных органов организма человека;
  • влияние физических нагрузок на организм;
  • нормы правильного питания
  • вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;
  • специализации врачей, к которым можно обратиться за помощью;
  • меры предупреждения сколиоза;
  • свою группу крови и резус-фактор;
  • норму кровяного давления;
  • состояние своего зрения и слуха;
  • основные санитарно – гигиенические правила.

             Учащиеся должны уметь:

  • применять приобретённые знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;
  • соблюдать санитарно – гигиенические правила;
  • измерять температуру тела;
  • оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечениях, ожогах.


  1. Учебно-методическое обеспечение

  1. Учебная литература

Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырёва. «Биология»: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида, М. Просвещение, 2012г.

Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырёва. Рабочая тетрадь по биологии для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида, М. Просвещение, 2012г.

  1. Научно-методическая литература

Рик Моррис. Тайны живой природы. – М., РОСМЭН, 1996

А.Крейг, К.Росни. Наука/ энциклопедия. - М., РОСМЭН, 1996

Л.Колвин, Э.Спиэр. Живой мир/энциклопедия. – М., РОСМЭН, 1996

Д.Эллиотт, К.Кинг. Детская энциклопедия. - М., РОСМЭН, 1996

  1. Литература для учащихся

Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырёва. «Биология»: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида, М. Просвещение, 2012г.

Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырёва. Рабочая тетрадь по биологии для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида, М. Просвещение, 2012г.

Зачем человек дышит? И другие вопросы про тело человека. Серия энциклопедий «Я хочу знать» - М., Махаон, 2011 г.

Анн Сладович, Эстель Дитта. Занимательный атлас – Тело человека (пер. с фр.) – Изд-во Атлас, 2007 г.

И. Стрменьова. Я – человек, ты – человек. - М., Дет. Лит., 1991 г.

Анатомия человека. Как работает ваше тело / Перевод с англ. О.В. Ивановой. – М., ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по естествознанию. 7 класс. Школа VIII вида.

Рабочая программа по естествознанию для 7 класса школ VIII вида содержит пояснительную записку, основное содержание программы, требования к знаниям учащихся, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по естествознанию 5 класс

Рабочая программа к учебнику Гуревич, Понтак "Естествознание 5-6 классы". Рассчитана на 1 учебный час в неделю. Включает пояснительную записку, распределение времени по темам и поурочное планирование....

Рабочая программа по естествознанию 6 класс

Рабочая программа к учебнику Гуревич, Понтак "Естествознание 6 класс". Рассчитана на 1 учебный час в неделю. Включает пояснительную записку, распределение времени по темам и поурочное планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ 5 класса

Рабочая программа по естествознанию для основной школы  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по естествознанию (5 класс) (А. И. Никишов)

Данная рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования. Планирование составлено на основе образовательной программы  по е...

Рабочая программа по естествознанию 10 класс для специальной (коррекционной) образовательной школы

рабочая программа и календарно-тематическое планирование  за 10 класс по курсу естествознание (основы экологии) для специальной (коррекционной) образовательной школы для детей с нарушением опорно...

Рабочая программа по естествознанию 8 класс для специальной (коррекционной) образовательной школы

рабочая программа и календарно-тематическое планирование  за 8 класс по курсу естествознание  для специальной (коррекционной) образовательной школы для детей с нарушением опорно-двигательног...