Рабочая программа по естествознанию (5 класс) (А. И. Никишов)
рабочая программа по естествознанию (5 класс) по теме
Данная рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования. Планирование составлено на основе образовательной программы по естествознанию и биологии для 5-9 классов авторского коллектива под руководством А.И. Никишова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_estestvoznanie_5_klass.docx | 35.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по естествознанию (5 класс)
Пояснительная записка
Данное календарно - тематическое планирование соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования. Планирование составлено на основе образовательной программы по естествознанию и биологии для 5-9 классов авторского коллектива под руководством А.И. Никишова. Уроки планируются с учетом знаний, полученных школьниками в 1-5 классах. Программа по естествознанию (V кл.) включает материал, необходимый для понимания процессов, происходящих в неживой и живой природе. Она расширяет и углубляет знания о телах и веществах, полученные учащимися при изучении природоведения в начальных классах, и обогащает новым материалом о составе тел и веществ и их свойствах, направленным на создание физико-химической базы знаний, необходимой для понимания процессов, происходящих в неживой и живой природе. Основное место в этом разделе отведено на ознакомление с водой, воздухом, почвой, а также живыми телами (организмами) и человеком как частью живой природы. Последовательность расположения тем "Вода", "Воздух", "Почва" связана с тем, что знания о свойствах воды необходимы для усвоения материала о воздухе (влажность воздуха, туман, дождь, снег и др.), а знания о воде и воздухе - для формирования представлений о почве, как об особом сложном природном теле. Целостность этого раздела обеспечивается взаимосвязанным раскрытием физических, химических, биологических, экологических и других естественнонаучных понятий.
Перечень учебно-методических пособий, используемых на уроках
- Никишов А.И. Неживые тела. Организмы: Учебник для учащихся 5 кл. - М.: Владос, 2009.
- Никишов А.И. Программы для общеобразовательных учреждений. Естествознание. Биология. 5-11 классы. - М.: Владос, 2009.
- Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. Изд. 2-е. – СПб: ООО «Виктория плюс», 2011.
Перечень дидактических материалов, используемых на уроках
- Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: Неживая природа. Пособие для педагогов. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
- Павленко Н. И. Дидактические материалы по естествознанию (природоведению). 5-6 классы: методический материал - М.: Школьная Пресса, 2003.
Календарно – тематическое планирование
№ урока | № § | Кол-во часов по теме | Тема урока | Тип урока | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения | |
по плану | фактическая | |||||||
Введение | ||||||||
1 | §1 | 1 | Науки о неживых телах и организмах | Урок изучения нового материала | Фронтальный опрос | §1, примеры | 05.09.2012 | |
2 | §2 | 1 | Методы изучения неживой и живой природы | Комбинированный урок | Устный индивидуальный опрос | §2, сообщение | 07.09.2012 | |
Глава 1. Тела и вещества | ||||||||
3 | §3 | 1 | Космические тела неживой природы | Комбинированный урок | Индивидуальные карточки Устный опрос | §3, сообщение | 12.09.2012 | |
4 | §4 | 1 | Земля и Луна. | Комбинированный урок | Терминологический диктант | §4, определения, макет, рисунок | 14.09.2012 | |
5 | §5 | 1 | Состояние неживых тел. | Комбинированный урок | Устная проверка-игра-цепочка | §5, таблица | 19.09.2012 | |
6 | §5 | 1 | Л/р Определение объема и массы твердых и жидких тел. | Урок закрепления знаний, умения и навыков | Лабораторная работа | §5, вопросы | 21.09.2012 | |
7 | §6 | 1 | Состав тел. Вещества | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | §6, задание | 26.09.2012 | |
8 | §7 | 1 | Температура и ее влияние на состояние тел. | Комбинированный урок | Индивидуальные карточки Устный опрос | §7,задание | 28.09.2012 | |
9 | §8 | 1 | Теплопроводность тел. Конвекция и излучение | Комбинированный урок | Терминологический диктант | §8, вопросы | 03.10.2012 | |
10 | §9 | 1 | Сила тяжести и масса тел | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | §9, вопросы | 05.10.2012 | |
11 | §10 | 1 | Объем и плотность тел | Комбинированный урок | Индивидуальные карточки Устный индивидуальный опрос | §10, задание | 10.10.2012 | |
12 | §11 | 1 | Способность тел совершать работу | Комбинированный урок | Письменный тест | §11, задание, сообщения | 12.10.2012 | |
13 | §12 | 1 | Чистые вещества и смеси веществ. | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | §12 | 17.10.2012 | |
14 | §13 | 1 | Простые и сложные вещества. | Комбинированный урок | Устный индивидуальный опрос | §13, таблица | 19.10.2012 | |
15 | §14 | 1 | Минеральные и органические вещества | Комбинированный урок | Терминологический диктант | §14, вопросы | 24.10.2012 | |
16 | §15 | 1 | Природные явления | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | §15, задание | 26.10.2012 | |
17 | §16 | 1 | Что мы узнали о телах и веществах. | Урок повторении | Проверочная работа | §1-16, повторение | 31.10.2012 | |
Глава 2. Вода | ||||||||
18 | §17 | 1 | Вода в природе. | Урок изучения нового материала | Фронтальный опрос | §17, вопросы | 14.11.2012 | |
19 | §18 | 1 | Естественные и искусственные водоемы | Комбинированный урок | Устный индивидуальный опрос | §18, вопросы | 16.11.2012 | |
20 | §19 | 1 | Подземные воды. | Комбинированный урок | Терминологический диктант | §19,доклады | 21.11.2012 | |
21 | §20 | 1 | Чистая вода и растворы. | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | §20, задание | 23.11.2012 | |
22 | §21 | 1 | Выталкивающая сила воды. | Комбинированный урок | Письменный тест | §21, задание | 28.11.2012 | |
23 | §22 | 1 | Особенности теплового расширения воды | Комбинированный урок | Индивидуальный опрос | §22, презентации | 30.11.2012 | |
24 | §23 | 1 | Питьевая вода и ее очистка | Урок-конференция | Отчет учащихся | §23, вопросы | 05.12.2012 | |
25 | §24 | 1 | Испарение воды и конденсация водяного пара. | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | §24, задания | 07.12.2012 | |
26 | §25 | 1 | Теплоемкость воды. | Комбинированный урок | Индивидуальные карточки Устный индивидуальный опрос | §25, вопросы | 12.12.2012 | |
27 | §26 | 1 | Круговорот воды в природе. | Комбинированный урок | Терминологический диктант | §26, схема круговорота | 14.12.2012 | |
28 | §27 | 1 | Значение воды в жизни организмов. | Комбинированный урок | Устная проверка-игра-цепочка | §27, вопросы | 19.12.2012 | |
29 | §28 | 1 | Условия, вызывающие загрязнение водоемов. Охрана воды. | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | §28, рисунок | 21.12.2012 | |
30 | §29 | 1 | Что мы узнали о воде. | Урок повторения | Проверочная работа | §17-29 повторение | 26.12.2012 | |
Глава 3. Воздух | ||||||||
31 | §30 | 1 | Воздух в природе | Урок изучения нового материала | Фронтальный опрос | §30, схема строения атмосферы | 28.12.2012 | |
32 | §31 | 1 | Состав воздуха. | Комбинированный урок | Устный индивидуальный опрос | §31, таблица | 11.01.2013 | |
33 | §32 | 1 | Значение кислорода и углекислого газа в природе и жизни человека. | Комбинированный урок | Индивидуальные карточки | §32, вопросы | 16.01.2013 | |
34 | §33 | 1 | Масса и плотность воздуха. | Комбинированный урок | Письменная работа | §33, вопросы | 18.01.2013 | |
35 | §34 | 1 | Температура воздуха. | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | §34, вопросы | 23.01.2013 | |
36 | §35 | 1 | Давление воздуха. | Комбинированный урок | Устный индивидуальный опрос | §35 | 25.01.2013 | |
37 | §36 | 1 | Движение воздуха | Комбинированный урок | Терминологический диктант | §36,вопросы | 30.01.2013 | |
38 | §37 | 1 | Влажность воздуха. Осадки. | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | §37, задание | 01.02.2013 | |
39 | §38 | 1 | Воздух как часть наземно-воздушной среды обитания организмов. | Комбинированный урок | Письменный тест | §38, вопросы | 06.02.2013 | |
40 | §39 | 1 | Охрана воздуха. | Урок - дискуссия | Устный опрос | §39, задание | 08.02.2013 | |
41 | §40 | 1 | Что мы узнали о воздухе | Урок повторения | Проверочная работа | §30-40 повторение | 13.02.2013 | |
Глава 4. Почва | ||||||||
42 | §41 | 1 | Почва в природе | Урок изучения нового материала | Фронтальный опрос | §41, вопросы | 15.02.2013 | |
43 | §42 | 1 | Состав почвы. | Комбинированный урок | Устный индивидуальный опрос | §42, задание | 20.02.2013 | |
44 | §43 | 1 | Образование почвы. | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | §43, вопросы | 22.02.2013 | |
45 | §44 | 1 | Структурные и бесструктурные почвы. | Комбинированный урок | Устная проверка-игра-цепочка | §44, задание | 27.02.2013 | |
46 | §45 | 1 | Испарение воды из почв. | Комбинированный урок | Терминологический диктант | §45, вопросы | 01.03.2013 | |
47 | §46 | 1 | Удобрение почвы. | Комбинированный урок | Устный индивидуальный опрос | §46, схема влияния удобрений | 06.03.2013 | |
48 | §47 | 1 | Обработка почвы. | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | §47, примеры | 13.03.2013 | |
49 | §48 | 1 | Почва как среда обитания организмов | Комбинированный урок | Письменная работа | §48, доклады | 15.03.2013 | |
50 | §49 | 1 | Охрана почвы | Урок - конференция | Отчет учащихся | §49, вопросы | 20.03.2013 | |
51 | §50 | 1 | Что мы узнали о почве. | Урок повторения | Проверочная работа | §41-50 повторение | 03.04.2013 | |
Глава 5. Живые тела, или организмы | ||||||||
52 | §51 | 1 | Живые тела, или организмы, в природе. | Урок изучения нового материала | Фронтальный опрос | §51, таблица | 05.04.2013 | |
53 | §52 | 1 | Одноклеточные и многоклеточные организмы | Комбинированный урок | Устный индивидуальный опрос | §52, вопросы | 10.04.2013 | |
54 | §53 | 1 | Увеличительные приборы. | Комбинированный урок | Терминологический диктант | §53, рисунок | 12.04.2013 | |
55 | §53 | 1 | Л/р Изучение устройства лупы и микроскопа, приготовление препарата кожицы лука и рассматривание его под лупой и микроскопом. | Урок закрепления знаний, умения и навыков | Лабораторная работа | §53, вопросы | 17.04.2013 | |
56 | §54 | 1 | Строение клетки | Комбинированный урок | Индивидуальные карточки | §54, вопросы | 19.04.2013 | |
57 | §55 | 1 | Деление и рост клетки | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | §55, рисунок | 24.04.2013 | |
58 | §56 | 1 | Разнообразие растений. | Комбинированный урок | Терминологический диктант | §56, примеры | 26.04.2013 | |
59 | §57 | 1 | Разнообразие животных. | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | §57, примеры | 01.05.2013 | |
60 | §58 | 1 | Бактерии. | Комбинированный урок | Устный индивидуальный опрос | §58, вопросы | 03.05.2013 | |
61 | §59 | 1 | Грибы. | Комбинированный урок | Устный индивидуальный опрос | §59, рисунок | 08.05.2013 | |
62 | §60 | 1 | Сообщества организмов. | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | §60, вопросы | 10.05. 2013 | |
63 | §61 | 1 | Человек как часть природы. | Комбинированный урок | Проверочная работа | §61, сообщения | 15.05.2013 | |
64 | §62 | 1 | Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства и промышленности. | Комбинированный урок | Устный опрос | §62 | 17.05.2013 | |
65 | §63 | 1 | Влияние современного человека на окружающую среду. | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | §63, таблица | 22.05.2013 | |
66 | §64 | 1 | Сохранение человека в условиях увеличения народонаселения. | Комбинированный урок | Индивидуальные карточки | §64 | 24.05.2013 | |
67 | §65 | 1 | Что мы узнали о живых телах, или организмах. | Урок повторения | Устный опрос | §65 | 29.05.2013 | |
68 | 1 | Годовая контрольная работа | Урок контроля и проверки знаний | Контрольная работа | 31.05.2013 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по естествознанию. 7 класс. Школа VIII вида.
Рабочая программа по естествознанию для 7 класса школ VIII вида содержит пояснительную записку, основное содержание программы, требования к знаниям учащихся, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по естествознанию 5 класс
Рабочая программа к учебнику Гуревич, Понтак "Естествознание 5-6 классы". Рассчитана на 1 учебный час в неделю. Включает пояснительную записку, распределение времени по темам и поурочное планирование....
Рабочая программа по естествознанию 6 класс
Рабочая программа к учебнику Гуревич, Понтак "Естествознание 6 класс". Рассчитана на 1 учебный час в неделю. Включает пояснительную записку, распределение времени по темам и поурочное планирование....
Рабочая программа по естествознанию 10 класс для специальной (коррекционной) образовательной школы
рабочая программа и календарно-тематическое планирование за 10 класс по курсу естествознание (основы экологии) для специальной (коррекционной) образовательной школы для детей с нарушением опорно...
Рабочая программа по естествознанию 8 класс для специальной (коррекционной) образовательной школы
рабочая программа и календарно-тематическое планирование за 8 класс по курсу естествознание для специальной (коррекционной) образовательной школы для детей с нарушением опорно-двигательног...
Рабочая программа по естествознанию 6 класс "Природа живая и неживая" по программе В.В. Воронковой
Данная программа по природоведению составлена по программе в.В. Воронковой и учебнику для специальных коррекционных школ VIII вида под редакцией Клепининой...
Рабочая программа по естествознанию 6 класс.
Рабочая программа по естесвознанию расчитана на 1 час изучения в 6 классе. УМК: «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание» А.Е. Гуревича, Д.А. Исаева, Л.С. Понтак...