Программа по естествознанию, 8 класс
рабочая программа по естествознанию (8 класс)
Рабочая программа по естествознанию для учащихся 8 класса с интеллектуальными нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
estestvoznanie_8_kl.docx | 39.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Естествознание, 8 класс
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273 и предназначена для обучения детей с нарушениями интеллектуального развития. В учебном плане КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» в образовательных компонентах 8 класса имеется предмет «Естествознание».
Рабочая программа по естествознанию для 8 класса составлена на основе Программы для обучения учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) под редакцией Бгажноковой И.М., Москва, Просвещение, 2013 г. Предлагаемая рабочая программа и тематическое планирование ориентированы на учебник: Никишов А.И. Биология. Животные. 8 кл.: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/А.И. Никишов. – М.: Просвещение, 2013.
На уроках естествознания в 8 классе сообщаются элементарные сведения о животном мире, его разнообразии, получают сведения о внешнем и внутреннем строении организма, приспособленности животных к условиям их жизни. Осуществляются задачи первоначального ознакомления с некоторыми сельскохозяйственными животными, которых можно содержать дома. Этот раздел дополнен темами, близкими учащимся, живущим в городской местности («Аквариумные рыбки», «Кошки. Собаки. Породы. Уход. Санитарно-гигиенические требования к их содержанию», «Уход за животными живого уголка» и др.)
Настоящая программа рассчитана на учащихся 8 классов. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока. На курс отведено 2 часа в неделю, ___ часов в год.
Iч.- ___ ч. IIIч.- ___ ч.
IIч.- ___ч. IVч.- ___ ч.
- Календарно – тематическое планирование
№ урока | Тема | Кол-во часов | Сроки | Работа с терминами и понятиями | Наглядность | Практическая работа | Домашнее задание |
Введение, 2ч. | |||||||
1 | Многообразие животного мира. | 1 | Многообразие | ||||
2 | Значение животных и их охрана | 1 | |||||
Беспозвоночные животные, 10 ч. | |||||||
Общее знакомство, 1ч. | |||||||
3 | Общие признаки беспозвоночных | 1 | Беспозвоночные, черви-паразиты | Демонстрация влажных препаратов | С.11 | ||
4 | Дождевой червь, 1ч. | 1 | |||||
Насекомые, 8ч. | |||||||
5 | Общие признаки насекомых. Внешнее строение и образ жизни | 1 | Насекомые, гусеница, куколка | Коллекция насекомых | С.20 | ||
6 | Бабочки. (отличительные признаки. Размножение и разыитие. Характеристика на примере одной из бабочек. Павлиний глаз, траурница, адмирал идр. Их значение.) | 1 | Павлиний глаз, траурница, адмирал | Коллекция | Зарисовать схему развития бабочки | Подготовить рассказ о бабочках, занесенных в Красную книгу | |
7 | Бабочка-капустница. Яблонная плодожорка. Наносимый вред. Меры борьбы. | 1 | Капустница Яблонная плодожорка | Коллекция | С.23-27 | ||
8 | Тутовый шелкопряд (Внешний вид, образ жизни, питание, способ передвижения, польза, разведение) | 1 | Тутовый, грена, шелкопряд, кокон | Коллекция | С.35 | ||
9 | Жуки (Отличительные признаки. Размножение и развитие. Сравнительная характеристика: майский жук, колорадский жук, божья коровка и др.) | 1 | Майский | открытки | Рассматривание жука | С.27 | |
10 | Комнатная муха (Характерные особенности. Вред. Меры борьбы. Правила гигиены) | 1 | Живая муха | Сформулировать меры борьбы с комнатными мухами | С.29 | ||
11 | Медоносная пчела (Внешнее строение. Жизнь пчелиной семьи. Разведение пчел. Использование продуктов пчеловодства: мед, пыльца, прополис) | 1 | Трутень, рабочая пчела, пасека | С.31 | |||
12 | Муравьи- санитары леса.(Внешний вид. Состав семьи. Особенности жизни. Польза. Правила поведения в лесу. Охрана муравейников) | 1 | С.42 | ||||
Позвоночные животные, 54 ч. | |||||||
13 | Общее знакомство, 1ч. | 1 | Земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие | Зарисовать схему классификации животных | С.45 | ||
Рыбы, 7ч. | |||||||
14 | Общие признаки рыб. Внешнее строение и скелет рыб. | 1 | Позвоночные, скелет, костные пластинки | Таблица «Рыбы» | Демонстрация фильма | С.46-49 | |
15 | Внутреннее строение рыб. Органы дыхания и кровообращения рыб | 1 | Боковая линия, плавники, кровеносные сосуды, жабры | С.50 | |||
16 | Нервная система рыб. Размножение рыб | 1 | Нервы, головной и спиной мозг, икринки, косяки | С.51-53 | |||
17 | Речные рыбы | 1 | Стаи, речные | Рассматривание карася | С.54 | ||
18 | Морские рыбы | 1 | Морские | Рассматривание сельди | С.56 | ||
19 | Рыболовство и рыбоводство. | 1 | Промысел, трал, рыбоводство | Экскурсия к водоему | С.59 | ||
20 | Домашний аквариум. | 1 | живородящие | Правила ухода за аквариумом | С.64 | ||
Земноводные, 4ч. | |||||||
21 | Общие признаки. Среда обитания и внешнее строение лягушки | 1 | Земноводные, головастики, филлобус, резонаторы | С.72 | |||
22 | Внутреннее строение земноводных | 1 | Предсердие Желудочек Кровообращение | Зарисовать в тетрадь схему кровообращения | С.75 | ||
23 | Размножение и развитие лягушки | 1 | Головастики, шнуры | Таблица «Схема развития лягушки» | С.77 | ||
24 | Многообразие земноводных | 1 | Заполнение таблицы (сходство и различия) | С.79 | |||
Пресмыкающиеся, 5 ч. | |||||||
25 | Общие признаки. Среда обитания и внешнее строение | 1 | Пресмыкающиеся | Демонстрация влажных препаратов | С.82-84 | ||
26 | Внутреннее строение, размножение и развитие пресмыкающихся | 1 | Скорлупа, кожистая оболочка | С.85-88 | |||
27 | Ящерица. (Места обитания, образ жизни, особенности питания) | 1 | С.89-92 | ||||
28 | Змеи. (Отличительные особенности животных. Сравнительная характеристика: гадюка, уж (места обитания, питание, размножение и развитие, отличительные признаки). Использование змеиного яда в медицине. Скорая помощь при укусах змей) | 1 | Сравнительная характеристика: гадюка, уж | С.92-93 | |||
29 | Черепахи, крокодилы (отличительные признаки, среда обитания, питание, размножение и развитие) | 1 | Сравнительная характеристика пресмыкающихся и земноводных | ||||
Птицы, 10 ч. | |||||||
30 | Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения птиц. | 1 | Контурные перья, пуховые, маховые, рулевые | Таблица с изображением птиц | Демонстрация чучел птиц | С.94-96 | |
31 | Особенности скелета и внутреннего строения птиц | 1 | Скелет голубя | Демонстрация фильма | С.97-101 | ||
32 | Размножение и развитие птиц | 1 | Зародыш, скорлупа, беспомощные | Яйцо птицы (модель), гнездо | Рассматривание гнезда, яйца птицы | С.101-104 | |
33 | Птицы, кормящиеся в воздухе: ласточка, стриж | 1 | Насекомоядные перелетные | С.105-106 | |||
34 | Птицы леса: большой пестрый дятел, синица | 1 | Синичники | Фонограмма с голосами птиц | С.107-109 | ||
35 | Хищные птицы: сова, орел | 1 | Хищные | Фонограмма с голосами птиц | С.110-112 | ||
36 | Птицы пресных водоемов и болот: утка-кряква, лебедь, пеликан | 1 | Водоем, плавательные перепонки | С.113-116 | |||
37 | Птицы, обитающие вблизи жилья человека: голубь, ворона, воробей, трясогузка и др. | 1 | С.117-119 | ||||
38 | Домашние куры, утки, гуси, индюшка | 1 | Серповидные, шпоры | Составить рассказ об уходе за домашними птицами | С.127-131 | ||
39 | Птицеводство | 1 | инкубатор | С.131-134 | |||
Млекопитающие животные, 27 ч. | |||||||
Общее знакомство, 1ч. | |||||||
40 | Общие признаки млекопитающих, их классификация | 1 | теплокровность живородящие волосяной покров, линька | Схема классификации млекопитающих животных | С.136-139 | ||
Дикие млекопитающие животные, 13ч. | |||||||
41 | Особенности скелета и нервной системы млекопитающих | 1 | С.140-142 | ||||
42 | Внутренние органы млекопитающих. | 1 | Полевка | С.143-148 | |||
43 | Грызуны (мышь, белка. Суслик, бобр. Значение грызунов в природе и жизни человека. | 1 | С.149-150 | ||||
44 | Зайцеобразные | 1 | С.151-155 | ||||
45 | Хищные звери(общие признаки хищных зверей. Внешний вид. Отличительные особенности. Особенности некоторых хищников. Образ жизни. Добыча пищи. Черты сходства и различия) | 1 | Хищники, всеядные | С.159-160 | |||
46 | Псовые (волк, лисица). Медвежьи (медведи бурый, белый) | 1 | 161-162 | ||||
47 | Кошачьи (снежный барс, рысь, лев, тигр. Сравнительная характеристика) | 1 | 162-164 | ||||
48 | Пушные звери: соболь, куница, норка, песец | 1 | Уссурийский | С.165-168 | |||
49 | Парнокопытные дикие животные (Общие признаки. Внешний вид и отличительные особенности. Образ жизни, питание, места обитания. Охрана животных) | 1 | С.181-188 | ||||
50 | Непарнокопытные дикие животные (Общие признаки. Внешний вид и отличительные особенности. Образ жизни, питание, места обитания. Охрана животных) | ||||||
Морские животные | |||||||
51 | Ластоногие (тюлень, морж) | 1 | Ластоногие | С.176-178 | |||
52 | Китообразные ( кит, дельфин). Охрана морских млекопитающих(нерпа, пятнистый тюлень и др.) | 1 | С.178-180 | ||||
53 | Приматы | 1 | Приматы | С.190-192 | |||
Сельскохозяйственные животные, 9 ч. | |||||||
54 | Кролик | 1 | С.153 | ||||
55 | Корова | 1 | Жвачные парнокопытные | С.194 | |||
56 | Содержание коров на ферме . Выращивание телят | 1 | Просмотр видеофильма | С.197-201 | |||
57 | Овцы. | ||||||
58 | Содержание овец и выращивание ягнят | 1 | Отара, овцеводство | С.202-206 | |||
59 | Домашние свиньи | 1 | Кабан, вепрь | С.211 | |||
60 | Содержание свиней на фермах. Выращивание поросят | 1 | С.213-216 | ||||
61 | Домашние лошади. | 1 | Конюх, конюшня | С.217 | |||
Содержание лошадей и выращивание жеребят | |||||||
62 | Северные олени | 1 | Ягель | С.209 | |||
63 | Верблюды | 1 | Караван | С.207 | |||
Домашние питомцы, 4ч. | |||||||
64 | Кошки | 1 | С.172-174 | ||||
65 | Собаки | 1 | С.174-176 | ||||
66 | Животные в живом уголке | 1 | Уход за черепахами | ||||
67 | Обобщающий урок | 1 | Викторина |
- Содержание программы
Введение
Многообразие животного мира. Значение животных и их охрана
Беспозвоночные животные. Черви
Общие признаки червей. Круглые черви – паразиты человека
Насекомые. Общие признаки насекомых. Внешнее строение и образ жизни. Бабочка-капустница. Яблочная плодожорка. Майский жук. Комнатная муха. Медоносная пчела. Тутовый шелкопряд
Практическая работа
Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям.
Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животные. Рыбы .Общие признаки рыб. Внешнее строение и скелет рыб. Внутреннее строение рыб. Органы дыхания и кровообращение. Нервная система рыб. Размножение. Речные рыбы. Морские рыбы. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.
Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.
Земноводные. Общие признаки земноводных Среда обитания и внешнее строение лягушки. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие лягушки
Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
Пресмыкающиеся.
Общие признаки пресмыкающихся. Среда обитания и внешнее строение. Внутреннее строение
Птицы. Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения. Особенности скелета, внутреннее строение птиц. Размножение и развитие птиц. Птицы, кормящиеся в воздухе. Птицы лес. Хищные птицы. Птицы пресных водоемов и болот. Птицы, обитающие вблизи жилья человека. Домашние куры, утки, гуси. Птицеводство
Млекопитающие. Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение. Особенности скелета и нервной системы млекопитающих. Внутренние органы. Грызуны. Значение грызунов в природе и жизни человека. Зайцеобразные. Разведение домашних кроликов. Хищные звери. Дикие пушные хищные звери. Разведение норки на зверофермах. Домашние хищные звери. Ластоногие. Китообразные
Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.
Растительноядные животные
Парнокопытные. Непарнокопытные. Приматы
Сельскохозяйственные млекопитающие
Корова. Содержание коров на ферме. Выращивание телят. Овцы. Содержание овец и выращивание ягнят. Верблюды
Северные олени. Домашние свиньи. Содержание свиней на свиноводческой фермах. Выращивание поросят. Домашние лошади. Содержание лошадей и выращивание жеребят. Что вы узнали о животных?
Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.
Практическая работа на любой животноводческой ферме, расположенной вблизи школы: участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов.
- Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащихся должны знать:
•признаки сходства и различия между изученными группами животных;
•общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
•места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
•названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
•основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).
Учащиеся должны уметь:
•узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);
•кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
•устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней особенностями строения организма, поведения животных;
•проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках)
- Учебно-методическое обеспечение:
1. Программы для обучения учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) под редакцией Бгажноковой И.М., Москва, Просвещение, 2013 г.
2. А.И. Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные» М. «Просвещение» 2013г.
В качестве информационного материала используется:
1. Н. Дмитриев «Книга природы»; З.Д. Сизенко «Природа и дети»; И.Акимушкин «Мир растений и животных»
2. Бодрова Н.Ф. Изучение курса: «Зоология»;
3. Акимушкин И. «Мир животных»;
4. А.Дмитриев «Книга для чтения по зоологии»
5. Я познаю мир.. Детская энциклопедия. Насекомые – М., ООО «Фирма «Издательство АСТ», ООО «Астрель»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по естествознанию. 7 класс. Школа VIII вида.
Рабочая программа по естествознанию для 7 класса школ VIII вида содержит пояснительную записку, основное содержание программы, требования к знаниям учащихся, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по естествознанию 5 класс
Рабочая программа к учебнику Гуревич, Понтак "Естествознание 5-6 классы". Рассчитана на 1 учебный час в неделю. Включает пояснительную записку, распределение времени по темам и поурочное планирование....
Рабочая программа по естествознанию 6 класс
Рабочая программа к учебнику Гуревич, Понтак "Естествознание 6 класс". Рассчитана на 1 учебный час в неделю. Включает пояснительную записку, распределение времени по темам и поурочное планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ 5 класса
Рабочая программа по естествознанию для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по естествознанию (5 класс) (А. И. Никишов)
Данная рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования. Планирование составлено на основе образовательной программы по е...
Рабочая программа по естествознанию 10 класс для специальной (коррекционной) образовательной школы
рабочая программа и календарно-тематическое планирование за 10 класс по курсу естествознание (основы экологии) для специальной (коррекционной) образовательной школы для детей с нарушением опорно...
Рабочая программа по естествознанию 8 класс для специальной (коррекционной) образовательной школы
рабочая программа и календарно-тематическое планирование за 8 класс по курсу естествознание для специальной (коррекционной) образовательной школы для детей с нарушением опорно-двигательног...