программа по естествознанию, 7 класс
рабочая программа по естествознанию (7 класс)
Рабочая программа для обучения детей с нарушениями интеллектуального развития по естествознанию, 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
estestvoznanie_7_kl.docx | 50.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Естествознание, 7 класс
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273 и предназначена для обучения детей с нарушениями интеллектуального развития. В учебном плане КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» в образовательных компонентах 7 класса имеется предмет «Естествознание».
Рабочая программа по естествознанию для 7 класса составлена на основе Программы для обучения учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) под редакцией Бгажноковой И.М., Москва, Просвещение, 2013 г. Предлагаемая рабочая программа и тематическое планирование ориентированы на учебник: Клепинина З.А. Биология. Растения. Бактерии. Грибы: учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2005.
Целью уроков естествознания в 7 классе является сообщение элементарных сведений о многообразии растений, грибов и бактерий.
Для её достижения решаются следующие задачи:
- познакомить с основными группами растений по месту их произрастания;
- сообщить сведения о строении и значении органов цветкового растения;
- показать биологические особенности, выращивания и использования наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а также декоративных растений;
- воспитать у детей чувства любви к природе и ответственность за её сохранность;
- осознание взаимосвязи между красотой природы и деятельностью человека.
Настоящая программа рассчитана на учащихся 7 классов. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока. На курс отведено 2 часа в неделю, ___часов в год.
Iч.- ___ ч. IIIч.- ___ ч.
IIч.- ___ч. IVч.- ___ ч.
2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | |||||||
Тема | Кол-во часов | Сроки | Работа с терминами и понятиями | Наглядность | Практическая работа | Домашнее задание | |
Введение |
|
|
|
|
|
| |
1 | Многообразие растений | 1 |
|
| гербарий | работа с гербарием | с.5-7 |
Общие сведения о цветковых растениях, 16ч. |
|
|
|
|
|
| |
2 | Строение растения | 1 |
| корень, стебель, лист, цветок, плод, семя | гербарий | зарисовать схему строения цветкового растения | с.14-16 |
1.Корень, 3ч. |
|
|
|
|
|
| |
3 | Виды корней | 1 |
| боковые, придаточные | гербарий |
| с.44-47 |
4 | Корневые системы. Значение корней | 1 |
| мочковатая, стержневая | гербарий | работа с гербарием | с.47-51 |
5 | Видоизменения корней | 1 |
| корнеплод, корнеклубень |
| работа с учебником, заполнение таблицы | с.51-53 |
2. Стебель, 3ч. |
|
|
|
|
|
| |
6 | Строение стебля | 1 |
| камбий | микроскоп, срез дерева | наблюдение строения стебля в микроскоп, таблица | с.71-73 |
7 | Значение стебля в жизни растения | 1 |
|
|
| Демонстрация опыта: «Передвижение питательных веществ» | с.73-75 |
8 | Разнообразие стеблей | 1 |
| Прямостоячий; | гербарий |
| с.76-78 |
3. Лист, 4ч. |
|
|
|
|
|
| |
9 | Внешнее строение листа | 1 |
| листовая пластина, жилкование, сетчатое. Парлллельное, дуговое |
| наблюдение строения листа в микроскоп | с.54-57 |
10 | Значение листьев в жизни растения | 1 |
| хлорофилл, хлоропласт |
| Демонстрация опытов «Образование крахмала в листьях растения на свету» | с.57-62 |
11 | Дыхание растений. Обмен веществ у растений | 1 |
|
|
| Демонстрация опытов: «Испарение воды листьями», «Дыхание растений» | с.62-67 |
12 | Листопад и его значение | 1 |
|
|
|
| с.68-70 |
4. Цветок, 4ч. |
|
|
|
|
|
| |
13 | Строение цветка. Виды соцветий | 1 |
| соцветие, початок |
| лабораторная работа "Строение цветка" | с.16-21 |
14 | Опыление цветков | 1 |
| перекрестное, самоопыление |
|
| с.21-24 |
15 | Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные | 1 |
| семянка, зерновка, коробочка, костянка |
|
| с.24-28 |
16 | Размножение растений семенами. Распространение плодов и семян | 1 |
| парашютик, саморазбрасывание |
|
| с.28-31 |
5. Строение семени, 1ч. |
|
|
|
|
|
| |
17 | Внешний вид и строение семени ( на примере фасоли, гороха, пшеницы) | 1 |
| зародыш, семядоли, двудольные |
| лабораторная работа "Строение семени фасоли" | с.31-34, доп. С.37-44 |
Растения леса, 14ч. |
|
|
|
|
|
| |
Лиственные деревья, 3ч. |
|
|
|
|
|
| |
18 | Внешний вид, условия произрастания лиственных деревьев | 1 |
|
|
| экскурсия | подобрать стихи о деревьях |
19 | Береза, осина, дуб, липа: сравнительная характеристика | 1 |
|
|
| Составление сравнительной таблицы |
|
20 | Использование древесины | 1 |
|
|
| определение возраста дерева по годичным кольцам |
|
Хвойные деревья, 2ч. |
|
|
|
|
|
| |
21 | Особенности внешнего строения хвойных деревьев, условия произрастания | 1 |
| мутовки |
| определение возраста деревьев по мутовкам | с.90-93 |
22 | Использование хвойных деревьев человеком | 1 |
|
|
|
|
|
Лесные кустарники, 2ч |
|
|
|
|
|
| |
23 | Особенности внешнего строения кустарников. Отличие деревьев от кустарников | 1 |
| бузина, лещина, шиповник |
|
| с.150-153 |
24 | Бузина, лещина (орешник), шиповник Использование лесных кустарников человеком | 1 |
|
|
| Отличительные признаки съедобных и ядовитых плодов |
|
25 | Ягодные кустарнички: черника, брусника. Особенности внешнего строения и биологии этих растений. Сравнительная характеристика. Лекарственное значение изучаемых ягод. Правила их сборки и заготовок | 1 |
| черника, брусника |
| Составление таблицы "Лекарственное значение ягод" | с.163-166 |
26-27 | Травы: ландыш, кислица, подорожник, мать-и-мачеха, зверобой. Практическое значение этих растений. | 2 |
| ландыш, мать-и-мачеха, зверобой, мхи, папоротники | гербарий | зарисовка лекарственных трав | с.121-122, 86-89 |
Грибы, 2ч |
|
|
|
|
|
| |
28 | Строение шляпочного гриба | 1 |
| Шляпка, пенек, грибница, |
| лепка из пластилина различных видов грибов,РТ с.65, з.166 | с.209-211, Узнать домашние рецепты грибных заготовок |
29 | Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы (распознавание съедобных и ядовитых грибов. Правила сбора грибов. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Обработка съедобных грибов перед употреблением в пищу. Грибные заготовки: засолка, маринование, сушка) | 1 |
| маринование |
| Составление книги рецептов, РТ с.66-68, з.167-171 | с.212-216 |
Охрана леса, 2ч |
|
|
|
|
|
| |
30 | Что лес дает человеку?Лекарственные травы и растения. Растения Красной книги | 1 |
|
| Красная книга | оформление альбома "Растения леса" | подготовить рассказ о лекарственных растениях |
31 | Работа лесничества по охране и разведению лесов | 1 |
|
|
| экскурсия в лесхоз |
|
Комнатные растения, 5ч. |
|
|
|
|
|
| |
32 | Многобразие комнатных растений (светолюбивые:бегония, герань, хлорлофитум. Теневыносливые: традесканция, африканская фиалка, монстера. Влаголюбивые: циперус, аспарагус. Засухоустойчивые: суккуленты, кактусы.) | 1 |
| светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые | комнатные растения | зарисовка в тетрадях |
|
33 | Особенности внешнего строения и биологические особенности комнатных растений | 1 |
|
|
| черенкование комнатных растений |
|
34 | Уход за комнатными растениями | 1 |
| черенкование |
| Полив, рыхление, обрезка | с.180 |
35 | Пересадка и перевалка комнатных растений | 1 |
| пересадка, перевалка | горшок, лопатка, керамзит | Пересадка и перевалка комнатных растений | с.181-184 |
36 | Фитодизайн | 1 |
| фитодизайн, интерьер | фото интерьеров, уголков отдыха | создание композиций из комнатных растений |
|
Цветочно-декоративные растения, 5ч. |
|
|
|
|
|
| |
37 | Однолетние растения: настурция, астра, петуния, календула. Особенности внешнего строения. Особенности выращивания | 1 |
| грунт, рассада | гербарий | Посадка рассады петунии | с.138-139, с.174-176 |
38 | Двулетние растения: мальвы, анютины глазки, маргаритки. Особенности внешнего строения. Особенности выращивания | 1 |
|
| гербарий |
|
|
39 | Многолетние растения: флоксы, пионы, георгины. Особенности внешнего вида. Особенности выращивания | 1 |
|
| гербарий |
| с.177-179, 111-114 |
40 | Другие виды многолетних цветочно-декоративных растений (тюльпаны, нарциссы). |
|
|
|
|
|
|
41 | Виды цветников, их дизайн. Цветы в жизни человека | 1 |
| цветник, дизайн | фото цветников | аппликация "Цветник" |
|
Овощные растения, 8ч. |
|
|
|
|
|
| |
42 | Однолетние овощные растения: огурец, помидор, горох, фасоль, баклажан, перец, редис, укроп. | 1 |
|
|
|
| с.131-137, 143-145, принести семена овощных растений |
43 | Однолетние овощные растения: особенности внешнего строения и выращивания | 1 |
| рассада |
| посадка рассады помидоров, баклажанов, капусты, перца |
|
44 | Двулетние овощные растения: морковь, свекла, капуста, петрушка | 1 |
|
|
|
|
|
45 | Многолетнее овощное растение: лук | 1 |
|
|
|
| с.116-120 |
46 | Развитие растений от семени до семени | 1 |
|
|
|
|
|
47 | Выращивание: посев, уход, уборка | 1 |
|
|
| уход за рассадой |
|
48 | Овощи - источник здоровья. | 1 |
|
|
|
| подготовить рецепты блюд из овощей |
49 | Блюда, приготавливаемые из овощей | 1 |
| рагу |
| составление книги рецептов блюд из овощей |
|
Растения поля, 9 ч. |
|
|
|
|
|
| |
50 | Хлебные (злаковые) растения: пшеница, рожь, овёс, кукуруза. Общие признаки злаковых | 1 |
| злаковые, соломина, зерновка, метелка, початок |
|
| с.96-97 |
51 | Выращивание зерновых. Труд хлебороба. Отношение к хлебу. Уважение к людям, его выращивающим | 1 |
| яровые, озимые хлебороб, комбайн |
|
| с.98-102, подготовить стихи о хлебе с.103-107 |
52 | Технические культуры: картофель | 1 |
|
|
|
| с.124-130, |
53 | Технические культуры: подсолнечник, сахарная свекла | с.171-173 | |||||
54 | Технические культуры: лен, хлопчатник | 1 |
|
|
|
|
|
55 | Выращивание полевых растений: посев, посадка, уход, уборка | 1 |
|
| коллекция |
|
|
56 | Использование злаков в народном хозяйстве | 1 |
|
|
|
| с.107-108 |
57 | Одежда из льна и хлопка | 1 |
|
| колекция тканей |
|
|
58 | Сорные растения полей и огородов: пырей, осот, лебеда. Внешний вид. Борьба с сорными растениями | 1 |
|
|
|
| с.108-109 |
Растения сада, 8ч. |
|
|
|
|
|
| |
59 | Яблоня | 1 |
| корневая шейка, крона, штамб, прививка | коллекция |
| с.153-155 |
60 | Груша | 1 |
| грушевидное яблоко | коллекция |
| 156-158 |
61 | Вишня | 1 |
| шаровидная костянка, поросль |
|
| с.158-159 |
62 | Малина, смородина, крыжовник, земляника | 1 |
|
|
|
| с.160-162 |
63 | Персик и абрикос - южные плодовые культуры | 1 |
| костянка |
|
| с.166-168 |
64 | Вредители сада, способы борьбы с ними | 1 |
|
|
|
|
|
65 | Способы уборки и использования плодов и ягод | 1 |
|
|
|
| узнать рецепты заготовок плодов и ягод на зиму |
66 | Польза свежих фруктов и ягод. Заготовки на зиму | 1 |
|
|
| создание книги рецептов |
|
|
|
|
|
|
|
| |
3. Содержание программы
Введение
Многообразие растений (размеры, форма, места произрастания).
Цветковые и бесцветковые растения. Роль растений в жизни животных и человека. Значение растений и их охрана.
Общие сведения о цветковых растениях
Культурные и дикорастущие растения. Общее понятие об органах цветкового растения. Органы цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью, например: сурепка, анютины глазки и т. п.).
Подземные и надземные органы растения
Корень
Строение корня. Образование корней. Виды корней (главный, боковой, придаточный корень). Корневые волоски, их значение. Значение корня в жизни растений. Видоизменение корней (корнеплод, корнеклубень).
Стебель
Разнообразие стеблей (травянистый, древесный), укороченные стебли. Ползучий, прямостоячий, цепляющийся, вьющийся, стелющийся. Положение стебля в пространстве (плети, усы), строение древесного стебля (кора, камбий, древесина, сердцевина). Значение стебля в жизни растений (доставка воды и минеральных солей от корня к другим органам растения и откладывание запаса органических веществ). Образование стебля. Побег.
Лист
Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Простые и сложные листья. Расположение листьев на стебле. Жилкование листа. Значение листьев в жизни растения — образование питательных веществ в листьях на свету, испарение воды листьями (значение этого явления для растений). Дыхание растений. Обмен веществ у растений. Листопад и его значение.
Цветок
Строение цветка. Понятие о соцветиях (общее знакомство). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочнее. Распространение плодов и семян.
Строение семени (на примере фасоли, гороха, пшеницы). Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян.
Демонстрация опыта. Образование крахмала в листьях растений на свету.
Лабораторные работы. Органы цветкового растения. Строение цветка. Строение семени.
Практические работы. Образование придаточных корней (черенкование стебля, листовое деление). Определение всхожести семян.
Растения леса
Некоторые биологические особенности леса.
- Лиственные деревья: береза, дуб, липа, осина или другие местные породы.
- Хвойные деревья: ель, сосна или другие породы деревьев, характерные для данного края.
Особенности внешнего строения деревьев. Сравнительная характеристика. Внешний вид, условия произрастания. Использование древесины различных пород.
Практические работы. Определение возраста дерева по годичным кольцам, хвойных — по мутовкам.
- Лесные кустарники (2 ч). Особенности внешнего строения кустарников. Отличие деревьев от кустарников.
Бузина, лещина (орешник), шиповник. Использование человеком. Отличительные признаки съедобных и ядовитых плодов.
- Ягодные кустарнички (1 ч): черника, брусника. Особенности внешнего строения и биологии этих растений. Сравнительная характеристика. Лекарственное значение изучаемых ягод. Правила их сбора и заготовки.
- Травы (2 ч): ландыш, кислица, подорожник, мать-и-мачеха, зверобой или 2—3 вида других местных травянистых растений. Практическое значение этих растений.
- Грибы (2 ч). Строение шляпочного гриба: шляпка,
пенек, грибница.
Грибы съедобные и ядовитые. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Правила сбора грибов. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Обработка съедобных грибов перед употреблением в пищу. Грибные заготовки (засолка, маринование, сушка).
- Охрана леса (2 ч). Что лес дает человеку? Лекарственные травы и растения. Растения Красной книги. Лес — наше богатство (работа лесничества по охране и разведению лесов).
Практические работы. Зарисовки в тетрадях, подбор иллюстраций и оформление альбома «Растения леса». Лепка из пластилина моделей различных видов грибов. Подбор литературных произведений с описанием леса («Русский лес в поэзии и прозе»).
Экскурсия в природу для ознакомления с разнообразием растений, с распространением плодов и семян, с осенними явлениями в жизни растений.
Комнатные растения
Разнообразие комнатных растений.
Светолюбивые (бегония, герань, хлорофитум). Теневыносливые (традесканция, африканская фиалка, монстера или другие, характерные для данной местности). Влаголюбивые (циперус, аспарагус). Засухоустойчивые (суккуленты, кактусы).
Особенности внешнего строения и биологические особенности растений. Особенности ухода, выращивания, размножения. Размещение в помещении. Польза, приносимая комнатными растениями. Климат и красота в доме. Фитодизайн: создание уголков отдыха, интерьеров из комнатных растений.
Практическая работа. Черенкование комнатных растений. Посадка укорененных черенков. Пересадка и перевалка комнатных растений уход за комнатными растениями: полив, обрезка. Зарисовки в тетрадях. Составление композиций из комнатных растений.
Цветочно-декоративные растения
Однолетние растения: настурция, астра, петунья, календула, особенности внешнего строения. Особенности выращивания. Выращивание через рассаду и прямым посевом в грунт. Размещение в цветнике. Виды цветников, их дизайн.
Двулетние растения: мальва, анютины глазки, маргаритки.
Особенности внешнего строения. Особенности выращивания.
Различие в способах выращивания однолетних и двулетних цветочных растений. Размещение в цветнике.
Многолетние растения: флоксы, пионы, георгины.
Особенности внешнего строения. Выращивание. Размещение в цветнике.
Другие виды многолетних цветочно-декоративных растений (тюльпаны, нарциссы). Цветы в жизни человека.
Растения поля
Хлебные (злаковые) растения: пшеница, рожь, овес, кукуруза или другие злаковые культуры. Труд хлебороба. Отношение к хлебу. Уважение к людям, его выращивающим.
Технические культуры: сахарная свекла, лен, хлопчатник, картофель, подсолнечник.
Особенности внешнего строения этих растений. Их биологические особенности. Выращивание полевых растений: посев, посадка, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Одежда из льна и хлопка.
Сорные растения полей и огородов: осот, пырей, лебеда.
Внешний вид. Борьба с сорными растениями.
Овощные растения
Однолетние овощные растения: огурец, помидор, горох, фасоль, баклажан, перец, редис, укроп (по выбору учителя).
Двулетние овощные растения: морковь, свекла, капуста, петрушка.
Многолетнее овощное растение: лук.
Особенности внешнего строения этих растений, биологические особенности выращивания. Развитие растений от семени до семени.
Выращивание: посев, уход, уборка. Польза овощных растений. Овощи — источник здоровья (витамины).
Использование человеком. Блюда, приготавливаемые из овощей.
Практическая работа. Выращивание рассады. Классификация семян. Посадка овощных растений, прополка, уход за ними, их уборка на пришкольном участке.
Растения сада
Яблоня, груша, вишня, смородина, крыжовник, земляника (абрикосы, персики — для южных регионов).
Биологические особенности растений сада: созревание плодов, особенности размножения. Вредители сада, способы борьбы с ними.
Способы уборки и использования плодов и ягод. Польза свежих фруктов и ягод. Заготовки на зиму.
Практические работы в саду. Вскапывание приствольных кругов плодовых деревьев. Рыхление междурядий на делянках земляники. Уборка прошлогодней листвы. Беление стволов плодовых деревьев.
Экскурсия в цветущий сад.
4. Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- внешнее строение и элементарную биологическую и хозяйственную характеристику основных растений огорода, поля, леса и сада;
- общие признаки, характерные для каждой изучаемой группы растений;
- признаки сходства и различия между растениями;
- особенности выращивания культурных растений: о сроках и способах посева и посадки культур, о некоторых приемах ухода за ними.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать изучаемые растения по внешнему виду;
- различать органы растений, а также распознавать все изучаемые растения по стеблям и листьям, по цветкам, плодам и семенам;
- устанавливать взаимосвязь между средой произрастания растений и их внешним видом (изменения органов растений);
- осуществлять уход за некоторыми цветочно-декоративными, комнатными растениями и овощными культурами;
- работать с ручным сельскохозяйственным инвентарем.
- Учебно-методическое обеспечение:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы (сборник 1) под редакцией Бгажноковой И.М., Москва, Просвещение, 2013 г.
2. Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина Природоведение 5 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение», 2011 год.
3. Д.Г. Хессайон. Все о комнатных растениях. / Перевод с англ. О.И. Романовой. – М., «Кладезь-Букс», 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по естествознанию. 7 класс. Школа VIII вида.
Рабочая программа по естествознанию для 7 класса школ VIII вида содержит пояснительную записку, основное содержание программы, требования к знаниям учащихся, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по естествознанию 5 класс
Рабочая программа к учебнику Гуревич, Понтак "Естествознание 5-6 классы". Рассчитана на 1 учебный час в неделю. Включает пояснительную записку, распределение времени по темам и поурочное планирование....
Рабочая программа по естествознанию 6 класс
Рабочая программа к учебнику Гуревич, Понтак "Естествознание 6 класс". Рассчитана на 1 учебный час в неделю. Включает пояснительную записку, распределение времени по темам и поурочное планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ 5 класса
Рабочая программа по естествознанию для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по естествознанию (5 класс) (А. И. Никишов)
Данная рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования. Планирование составлено на основе образовательной программы по е...
Рабочая программа по естествознанию 10 класс для специальной (коррекционной) образовательной школы
рабочая программа и календарно-тематическое планирование за 10 класс по курсу естествознание (основы экологии) для специальной (коррекционной) образовательной школы для детей с нарушением опорно...
Рабочая программа по естествознанию 8 класс для специальной (коррекционной) образовательной школы
рабочая программа и календарно-тематическое планирование за 8 класс по курсу естествознание для специальной (коррекционной) образовательной школы для детей с нарушением опорно-двигательног...