Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория измерений»
рабочая программа по физике (6 класс) на тему

Григорьева Жаннета Васильевна

Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория измерений»  разработана  для одаренных учащихся 6 классов (количество - 10 человек) и является пропедевтическим курсом физики, целью которого является сформировать представления о явлениях окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни, а также привить школьникам вкус к исследованию, вооружить их методами научно-исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Бобровская средняя общеобразовательная школа №2

                                                                                              «Утверждаю»    

                                                                                               Директор школы

                                                                                               ___________ Н.И. Гайворонская

                                                                                               Приказ № 65/20

                                                                                               от 01.09.2014 г.

                                                                                               

«Согласовано»

 Зам. директора по ВР

 _____________ Ж.В. Григорьева

Принято на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 29.08.2014 г.

Рабочая программа

 внеурочной деятельности

«Лаборатория измерений»

учителя

Григорьевой Ж.В.

для 6 класса

на 2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория измерений» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Данная программа разработана  для одаренных учащихся 6 классов (количество - 10 человек) и является пропедевтическим курсом физики, целью которого является сформировать представления о явлениях окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни, а также привить школьникам вкус к исследованию, вооружить их методами научно-исследовательской деятельности.

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках реализации общеинтеллектуального   направления «Лаборатория измерений»  разработана на основе:

  1. Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г.« Об образовании РФ»;
  2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 193;
  3. Методические рекомендации по формированию учебных планов образовательных учреждений Воронежской области  - региональных инновационных площадок по направлению « Введение федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования»;
  4. Распоряжение Правительства  Российской Федерации от 07 сентября 2010 г. №1570-р « Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 года»;
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  6. Приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы в Воронежской области» (от 14 декабря 2010 г. № 974) в образовательных учреждениях Воронежской области (региональных инновационных площадках по направлению «Введение ФГОС ООО») началось поэтапное введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО).

Общая характеристика курса

В  основе ФГОС ООО лежит системно-деятельностный подход в обучении. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».  Реализация принципа осуществляется через  формирование исследовательского поведения учащихся. Исследовательское обучение — это процесс самостоятельного познания учащимися окружающего мира посредством изучения его объектов, процессов и явлений.  Дети от природы любознательны, стремятся сами всё попробовать, поэкспериментировать, исследовать. На этих занятиях им представится такая возможность.

На уроках окружающего мира школьники уже познакомились с лабораторными работами. Заинтересовавшиеся исследовательской деятельностью ребята  могут продолжить расширять свой кругозор и совершенствовать навыки экспериментально-исследовательской деятельности на занятиях внеурочной деятельности. Школьники научатся работать с современным учебным оборудованием для экспериментальных и лабораторных работ. А также  им представится возможность  участвовать в работе конференций различного уровня.

Целями изучения курса являются:

  • развитие устойчивого интереса к самостоятельной  исследовательской деятельности;
  • формирование навыков экспериментально-исследовательской деятельности.

           Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений окружающего мира;
  • формирование у учащихся знаний о физических величинах как о способе описания закономерностей физических явлений и свойств физических тел;
  • формирование у учащихся умения наблюдать и описывать явления окружающего мира, выявлять главное, обнаруживать закономерности и делать выводы;
  • овладение общенаучными понятиями: явление, проблема, гипотеза, вывод;
  • научиться пользоваться лабораторным оборудованием для проведения опытов, экспериментов;
  • формировать умения учащихся практически исследовать природные объекты;
  • научить детей быть любознательными, наблюдательными, учить отгадывать тайны природы, тайны вещества.

Описание места курса в плане внеурочной деятельности

Объем учебного времени, отводимого на изучение курса  16 часов. Преподавание осуществляется  1 раз в неделю в течение одного полугодия.

Личностные, метапредметные УУД

Личностными результатами являются:

  • Формирование  познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к ученым;
  • Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • Готовность к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации;
  • Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами являются:

  • Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • Формирование умений воспринимать, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
  • Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий;
  • Развитие речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Содержание курса

Содержание программы «Лаборатория измерений» состоит в решении проблемы организации внеурочной деятельности для детей, которые интересуются науками естественнонаучного направления.

Программа составлена таким образом, чтобы каждый ребенок самостоятельно приобретал знания в образовательном процессе.  

Темы:

Введение. Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры.

Методы научного познания. Методы эмпирического исследования.

Измерительные приборы. Физические приборы. Точность и погрешность измерений.

Пространство и его свойства. Пространство как форма существования материи.

Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Инерция. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.

Масса тела. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела.

Время. Время как форма протекания физических процессов.

Температура. Температура как тепловая характеристика тела.

Лабораторные работы:

  1. Определение цены деления измерительного прибора
  2. Измерение размеров тел
  3. Измерение объемов тел
  4. Измерение размеров молекул
  5. Измерение параметров движения
  6. Измерение массы
  7. Измерение интервалов времени
  8. Измерение температуры

Перспективно-тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

УУД

Дата

1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Введение

1

Личностные УУД: Формируется учебная мотивация

Познавательные УУД:  Пробуют самостоятельно ставить перед собой цели

Регулятивные УУД:  Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные УУД: Позитивно относятся к процессу общения.

2,3

Измерение размеров малых тел

1

Личностные УУД: Формирование самостоятельности в приобретении новых знаний

Познавательные УУД:  Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Регулятивные УУД:   Составляют план и последовательность действий

Коммуникативные УУД: Продуктивное взаимодействие в группе

4,5

Измерение объемов

1

Личностные УУД: Формирование желания познавать новое

Познавательные УУД:  Организация учебной деятельности

Регулятивные УУД:   Составляют план и последовательность действий

Коммуникативные УУД: Умение решать проблемы, возникающие в ходе групповой работы

6,7

Измерение времени

1

Личностные УУД: Формирование самостоятельности в приобретении новых знаний

Познавательные УУД:  Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Регулятивные УУД:   Составляют план и последовательность действий

Коммуникативные УУД: Продуктивное взаимодействие в группе

8,9

Измерение расстояний

1

Личностные УУД: Формирование самостоятельности в приобретении новых знаний

Познавательные УУД:  Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Регулятивные УУД:   Составляют план и последовательность действий

Коммуникативные УУД: Продуктивное взаимодействие в группе

10,11

Измерение массы

1

Личностные УУД: Освоение приемов действий в нестандартной ситуации

Познавательные УУД:  Владение методами исследования в процессе самостоятельной работы

Регулятивные УУД:   Овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода научного познания

12,13

Измерение скорости

1

Личностные УУД: Формирование самостоятельности в приобретении новых знаний

Познавательные УУД:  Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Регулятивные УУД:   Составляют план и последовательность действий

Коммуникативные УУД: Продуктивное взаимодействие в группе

14,15

Измерение температуры

1

Личностные УУД: Формирование самостоятельности в приобретении новых знаний

Познавательные УУД:  Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Регулятивные УУД:   Составляют план и последовательность действий

Коммуникативные УУД: Учатся сотрудничать

16

Заключительный обзор

1

Планируемые результаты освоения курса

В результате изучения данного курса ученик научится:

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
  • описывать и объяснять физические явления;
  • приводить примеры практического использования полученных знаний.

Литература

  1. Журнал «Физика в школе»
  2. Приложение к газете «Первое сентября» - «Физика»
  3. Я.И Перельман «Занимательная физика», Чебоксары, 1994
  4. Я.И Перельман «Занимательная механика. Знаете ли вы физику?», М, АСТ, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Творческая лаборатория «Взгляд» для 5-6 классов.

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Творческая лаборатория «Взгляд» для  5-6 классов. 34 часа....

Программа внеурочной деятельности «Лаборатория измерений»

Программа внеурочной деятельности «Лаборатория измерений» разработана  для учащихся 5-6 классов и является пропедевтическим курсом физики, целью которого является сформировать предста...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория «Химическая мозаика»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория «Химическая мозаика» составлена на основе примерной разработана программы внеурочной деятельности.В.А Горского - М: «Прос...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория измерений»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория измерений» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Данная програм...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лаборатория сотворчества"

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательной деятельности  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Настоящая программа создает условия для развит...

Рабочая программа внеурочной деятельности Лаборатория “The Citizen of the World” («Гражданин Мира») для II ступени обучения

Рабочая программа внеурочной деятельности Лаборатория “The Citizen of the World” («Гражданин Мира») для II ступени обучения составлена в соответствии с федеральным государствен...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лаборатория компьютерных игр"

Рабочая программа курса «Лаборатория компьютерных игр» реализует общеин-теллектуальное направление внеурочной деятельности в рамках Федерального государ-ственного образовательного стандарт...