Конспект открытого занятия "Поговорим о воде"
план-конспект по естествознанию на тему

Варданян Галина Александровна

Цель занятия

Познакомить со свойствами воды.

Задачи занятия

  1. образовательная
  2. коррекционная
  3. воспитательная
  1. Формировать представления о свойствах и состояниях воды.
  2.  Развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы на основе практически полученного результата.
  3. Воспитывать бережное отношение к воде.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_o_vode.docx52.94 КБ

Предварительный просмотр:

Фамилия, имя, отчество педагога, должность

Варданян Галина Александровна, воспитатель

Наименование образовательного учреждения, город

СПб ГБСУСО «ДДИ № 1»

Группа

№23.

Программа (указать название программы, направленность по образовательной области,

«Земля - наш дом», социально-педагогическая направленность

Предмет

Личностное развитие

Тема занятия

«Поговорим о воде»

Форма занятия (кол-во детей)

 групповая

Продолжительность по времени

45 минут

Тип занятия

Комбинированный

Цель занятия

Познакомить со свойствами воды.

Задачи занятия

  1. образовательная
  2. коррекционная
  3. воспитательная
  1. Формировать представления о свойствах и состояниях воды.
  2.  Развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы на основе практически полученного результата.
  3. Воспитывать бережное отношение к воде.

Методы организации образовательно-воспитательного процесса

Словесные, наглядные, практические

Методическое и техническое обеспечение занятия

средства технические: проектор, ноутбук, диск с изображениями, интерактивная доска:

методические средства : стакан с водой;  стакан с молоком; сок; ложки; цветные полоски; сахар; соль; термос с горячей водой; зеркало; сосуды разной формы;

раздаточный материал: стаканчики по количеству детей пустые; с водой,; с соком; разрезные картинки;

Предварительная работа

Беседа о воде, её роли в жизни человека. Чтение стихов и загадок о воде. Наблюдения за природными явлениями. Проведение опытов, показ фокусов с водой. Подбор оборудования, демонстрационного и раздаточного материала

Использованная литература

1.А. И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.

2. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста СПб : Детство Пресс 2010.

3. Игры – экспериментирования младшего дошкольника -  Дошкольная педагогика №5 2010год.

4. Исследовательская деятельность дошкольника – Д/в №7 2001год.

5.Познавательно исследовательская деятельность старших дошкольников – Ребёнок в детском саду №3, 4, 5  2003год.  

Ход занятия

Название упражнения,

Частные задачи

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

  1. Вводнная часть 7  мин

1.Организационный момент 2  мин

Задача:Настрой на занятие

Подойдите ко мне. Встаньте в круг.

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвоём теплей!

Пожелайте нам удачи

И успешности в придачу!

А сейчас займите свои места.

Здороваются.

Рассаживаются.

(говорят все вместе)

2.Мотивация образовательной деятельности 3 мин

Задача:Развитие слухового внимания

Слайды природа

Слайд: схема – отличие -2 (презентация)

Слайд:природа живая - неживая.

(сядьте удобно, спины выпрямили, ноги поставили плотно на пол, приготовьтесь внимательно слушать)

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло – голубое

Солнце светит золотое

Ветер листьями играет

Туча в небе проплывает

Поле, речка и трава

Горы, воздух и листва

Птицы, звери и леса

Гром, туман или роса

Человек и время года

Это всё вокруг….

Природа это всё что нас окружает, всё что может существовать без помощи человека .Назовите, пожалуйста, всё,  что относится к миру природы.

Природа бывает живая и неживая. А в чём отличие живой природы от неживой?

Давайте вспомним все вместе.

Живая -  дышит, размножается,  питается, умирает.

Назовите, что относится к живой природе.

А неживая – не дышит, не растёт, не питается,  не умирает.

Назовите, что относится к неживой природе.

(хоровой ответ)

природа

(отвечают)

Животные, человек, солнце, горы, птицы, воздух, растения

Животные, насекомые, рыбы, растения, птицы, люди, грибы, бактерии;

Солнце, звёзды, вода, воздух, камни, горы,  облака, луна, осадки, почва, огонь;

3.Актуализация имеющихся знаний 2 мин

Задача:Вызвать интерес к занятию

Загадка

Слайд:вода

Сообщение темы

Сегодня мы будем говорить с вами о  неживой природе.

А что бы узнать о чём, надо отгадать загадку:

Она и в озере, она и в лужице,

Она снежинкою над нами кружится.

Она и в чайнике у нас кипит,

Она и в кране у нас журчит.

Что это?

Правильно, Это вода.

Сегодня мы будем говорить о воде, её чудесных превращениях.

Тема нашего занятия  « Поговорим о воде. »

отвечают: вода

  1. Основная часть занятия 35  мин

1.Раскрытие темы занятия в зависимости от типа занятия

Исследование свойств воды

Задача: настрой на экспериментальную деятельность

Опыт1. текучесть

Опыт2. форма

Опыт 3. цвет

Опыт 4. запах

Опыт 5. вкус

Обобщение

Слайд-схема.

Загадка

Слайд – дождь

Загадка:

Слайд - роса

Загадка

Слайд – снег

Загадка

Слайд - лёд

Загадка
слайд – туман

Загадка

Слайд – облака

Загадка

Слайд – пар

Слайд - природа

Что такое вода? Какая она?Перед вами стакан пустой и стакан с водой. Возьмите стакан с водой в одну руку, в другую пустой стакан и медленно переливайте воду. Что  делает вода?

Вода жидкая, текучая. её можно вылить  налить , перелить.

Вода – это жидкость

Это предмет имеет форму шара. Куда бы я его не положила форма его не изменилась. (перекладывает, показывает)

А имеет ли форму вода? Сейчас мы это узнаем, а поможет мне в проведении опыта Саша.

Какой формы вода в высокой вазе?

Какую форму приняла вода в кружке?

Какой формы вода на подносе?

Что можно сказать про форму воды?

Вода не имеет формы, она принимает форму того предмета, в который налита.

Посмотрите сюда, у меня два стакана: в одном, что?

В другом?

Какого цвета молоко?

Какого цвета вода?

Да, вода не имеет цвета. Давайте докажем. Зоя, опусти ложку в стакан с молоком

. Видно ложку?

Правильно. Молоко белого цвета и  в нём ложку не видно.

А если опустить ложку в стакан с водой? Видно ложку?

Если я приложу цветные полоски бумаги к обоим стаканам, где будет видна полоска, а где нет?

Какой мы делаем вывод? Доказали наше заключение?

Вода не имеет цвета, она прозрачная.

А чем пахнет вода? Вспомните запах булочек, блинов,  духов. Понюхайте воду.

Понюхайте сок для сравнения. Чем он пахнет?

Да, сок пахнет апельсином. Он – апельсиновый.

Вода не пахнет, она без запаха.

А теперь попробуйте воду. Какая она на вкус?

Попробуйте сок. Какой он на вкус?

А, какой вкус приобретет вода, если в неё добавить соль?

 Сахар?

 Так ли это? Сейчас узнаем.

Возьмите один из стаканов с водой, добавьте в него сахар. Сахар в баночке с желтой полосой. Попробуйте воду. Какая стала на вкус?

Отодвиньте стакан. В другой стакан с водой добавьте соль. Соль в баночке с зелёной полосой.. Попробуйте. Какого вкуса стала вода?

Вывод: вода без вкуса. Она приобретает вкус вещества, который в ней растворяют.

Давайте ещё раз вспомним всё о воде, что мы узнали: вода текучая – это жидкость, бесцветная, без запаха, не имеет формы не имеет вкуса.

Мы с вами сказали,  что вода это жидкость. Какая вода бывает жидкая  в природе?

Загадка: Льёт повсюду проливной,

По следам бежит за мной.

От него не убежать,

Лучше где – то переждать.

Что это?

Следующая загадка: Каплями в траве сверкает,

Травку утром украшает.

С переливами краса…

Как зовут её?

 Но вода может быть  не только жидкая.

Послушайте загадку:

Лежало одеяло мягкое белое

Солнце припекло, одеяло потекло.

Что это?

Если оставить снег в комнате что с ним произойдёт?

Значит снег – вода

Следующая загадка:

Прозрачный как стекло, не вставишь в окно?

Что произойдет, если лёд оставить в тепле?

Значит снег и лёд – это тоже вода, только в твердом состоянии.

Слушайте загадку:

Молоко над речкой плыло

Ничего не видно было,

Растворилось молоко,

Стало видно далеко.

Белая вата плывёт куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе.

Был водой, теперь летаю, с виду я туман напоминаю.

 У меня  термос с горячей водой. Я его открою, что вы видите?

У меня в руках чистое зеркало (показывает всем )

А теперь приложим зеркало к горлышку термоса.

Что вы увидели на зеркале? (показывает всем)

Значит пар это тоже вода.

 Пар, туман и облака – это всё вода.

Вы слыхали о воде?

 Говорят, она везде!

В луже, море, океане

И водопроводном кране.

Как сосулька замерзает.

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шумит.

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!

отвечают

льётся, переливается, течёт

(повторяют хором и по одному)

смотрят

 Наливает воду в высокую вазу.

(повторяют – имеет форму высокой вазы);

в прозрачную кружку;(имеет форму кружки);

льёт на поднос;(разливается на подносе, не имеет формы);

(повторяют – вода не имеет формы)

отвечают :вода

молоко

белого

никакого, она бесцветная

опускает ложку в стакан с молоком;

отвечает: нет, не видно.

отвечает: да

отвечают:

в стакане с водой видна, в стакане с молоком - нет

(повторяют)

отвечают:

ничем не пахнет

отвечают:

апельсином

(повторяют)

отвечают: никакая, она без вкуса.

отвнечают – сладкий

солёная

сладкая

отвечают: сладкая

солёная

дождь

роса

снег

он растает и превратится в воду.

лёд

растает и превратится в воду.

туман

облака

пар

пар

отвечают

капельки воды

рассказывают стихотворение по очереди

2.Динамическая пауза 2 мин

Задача: смена деятельности, снятие умственного и мышечного напряжения.

Музыка

Музыка

А теперь мы с вами немного отдохнём и поиграем.

«Вокруг себя все повернитесь и в капельки все превратитесь(поворачиваются).

 Если вы услышите слово «дождь», вы должны прыгать, если слово «пар» - делать движения  руками, если слово «лёд» - присесть.

Мимо тучка пролетала,

На землю дождиком упала.

Тут солнце вышло из – за туч

В пар превратилось много луж.

Вновь ветер тучи нам принёс

И на землю пролился дождь.

Вдруг появляется мороз

Он льдинок целый воз принёс.

Солнца луч задел все льдинки

Превратились все в дождинки.

Вокруг себя все повернитесь

(поворачиваются)

И в девушек все превратитесь.

Садитесь, пожалуйста.(сядьте удобно, спина прямая)

(двигаются в соответствии с заданием. Надя К.,Надя А. – движения руками в разном темпе)

3. Закрепление полученных знаний  7  мин

Работа с раздаточным материалом

Задача: Закрепление полученных знаний.

Слайд: вода три вида

Слайды с девочками

А сейчас  задание. У вас на столах разрезаны картинки. Вы должны их собрать и сказать в каком виде изображена вода на вашей картинке: жидком, твёрдом или в виде пара.

Итак, повторим, то что мы узнали: вода бывает жидкая, твёрдая, в виде пара.

 Кому на Земле нужна вода?

Правильно, вода нужна всему живому на земле.

Не умыться, не напиться без воды,

Листику не распуститься без воды,

Без воды прожить не могут птица, зверь и человек

И поэтому всегда всем везде нужна вода.

Давайте посмотрим, для чего мы используем воду ежедневно.

Работают ( Зося, Саша показывают)

отвечают:

людям, животным, птицам, насекомым, рыбам, растениям

Умываемся, чистим зубы, стираем, моем полы, готовим, вытираем столы, вытираем пыль.

Задача: Воспитывать бережное отношение к воде.

Слайды: загрязнённая вода

Слайд :вода

Слайды: река, родник, кран

Слайды:природа, 

ручеёк

Да,  вода на земле нужна всем. Но и людям и животным и растениям нужна чистая вода. От загрязнённой воды страдает всё живое:

 засыхают растения, погибают рыбы и птицы, болеют звери и люди.

Поэтому чистую воду надо беречь!

Вода – это то, что даёт людям жизнь!

Водой дорожи, за сохранность борись!

Нужно беречь деревья и кустарники растущие по берегам рек и озёр, потому что они защищают водоёмы от пересыхания,  охранять родники, бережно расходовать водопроводную воду, не лить её зря.

Не оставляй открытым водопроводный кран

А если ты забудешь – исчезнет океан

Об этом нужно помнить, ручей не засорять.

И за собою мусор стараться убирать.

Давайте будем вместе природе помогать:

Оберегать колодцы, в них мусор не бросать. Ведь даже в капле малой, есть для цветка глоток.

И превратится капля в весёлый ручеёк.

Ш. Заключительная часть 2 мин

1.Подведение итого 1 мин

Задача: подведение итогов работы на занятии

Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии и  о чём  говорили.

Мы говорили о воде, проводили опыты, отгадывали загадки, отвечали на вопросы.

2.Оценка деятельности воспитанников, мотивация к дальнейшим занятиям

Задача: формирование положительной самооценки.

Наше занятие подошло к концу. Вы хорошо работали, были внимательны, активны ,старались правильно отвечать на вопросы, проводили опыты, делали выводы. Молодцы. Вам понравилось проводить опыты? Мы будем продолжать проводить опыты на следующих занятиях, потому что о воде можно узнать ещё много интересного. Занятие окончено. Всем спасибо. Благодарю всех за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по химии в 8 классе: "Вода"

Общая характеристика урока автор:  Степурко Наталия Владимировна,  учитель химии МОУ "СОШ №5" г. Всеволожска, Ленинградской области.Тема урока:  « Вода»Тип урока:Урок форми­рования...

Конспект открытого урока по химии по теме: "Вода – знакомая и неизвестная"

В данной работе рассматриваются вопросы, посвященные изучению строения, состава и свойств воды, как уникального жизненно важного вещества. Повседневно используя воду, мы так привыкли к ней и счит...

Конспект открытого урока "Внутренние воды и моря. Особенности водных природных комплексов России" 8 класс (интегрированный урок география+химия+ИКТ+история)

Урок-путешествие, урок-игра. К уроку создана презентация для погружения в тему "Вода...Вода..." Презентации, созданные учащимися во время урока не смогли скачаться....

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Экспериментирование с температурой воды"

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Экспериментирование с температурой воды"  с использованием учебного модуля "Температура". Ребенку с детских лет хорошо зн...

конспект открытого урока по химии "Типы химических реакций на примере свойств воды"

ОТКРЫТЫЙ УРОК в рамках конкурса «Учитель года -2018»Типы химических реакций на примере свойств водыДАТА 1.03.2018 год Учитель химии и информатики Толоконникова Евгения Викторовна2017-...