Обобщение по химии 10 класс по теме:"Углеводы"
план-конспект занятия по химии (10 класс) по теме

Обобщение 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок химии "Обобщение знаний по теме "Углеводороды"

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

УМК: О.С. Габриелян химия 10 класс (базовый уровень).

Цель: повторение, обобщение  и систематизирование знаний, полученных при изучении данной темы.

Задачи:

  • Образовательные: уметь классифицировать углеводороды, сравнивать их состав, строение, свойства; устанавливать причинно-следственные связи (состав, строение, свойства);закрепить умения решать задачи на определение формулы углеводорода по массовым долям элементов. 
  • Развивающие: развивать коммуникативные навыки, развивать способности устанавливать причинно-следственные связи;
  • Воспитательные: воспитывать самостоятельность в процессе усвоения и применения знаний.

Ход  урока:

1.Орг. момент. Добрый день.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Мы закончили изучение темы «Углеводороды». Сегодня на уроке обобщим знания по строению и свойствам данных соединений.

Слайд 1 Открываем тетради, записываем число, классная работа, тема урока. Тема урока на слайде.

Давайте определимся с целью урока (Учащиеся предлагают свои варианты)

Слайд 2 цель урока.  

Итак, подведем итог вышесказанному. С целью подготовки к контрольной работе мы сегодня проводим урок- обобщения.

2. Повторение опорных знаний

 Слайд 3.

1.задание Блиц-опрос.

1)Как называются по систематической номенклатуре углеводороды, в молекулах которых атомы углерода связаны только простыми связями? (Алканы)

2)Какие виды изомерии характерны для алкенов? ( изомерия углеродного скелета, положения кратной связи, межклассовая и геометрическая изомерия)

3) Транс- и цисизомерия – какой это вид изомерии?   (Пространственной.)

4) Реакция бензола с хлором при освещении – это пример какой реакции? (присоединение)

5) Назовите вид гибридизации характерный для алкинов?  (sp гибридизация)

6) Как называется реакция присоединения водорода ?….. (гидрирование)

7) Вещества, имеющие одинаковый качественный и количественный состав, но разное строение называются …..                                                (изомерами)

8)Как называется реакция присоединения воды …..( гидратация)

9)  Реакцию присоединения воды к ацетилену назвали в честь ученого. Вспомните его фамилию.  Кучеров.

Итак, мы повторили теорию и переходим к применению ее на практике. Я попрошу вас разделиться на 2 группы и занять места за столами .

Класс делится на группы по 3 человека.(выдаются цепочки превращения)

Слайд 4

Задание 2: 

Страна превращений. Напишите уравнения реакций по  цепочке превращений. Определите тип каждой реакции. (выполняет  ученик у доски).

  Учащиеся выбирают задание

1  Цепочка превращения

СН4 →1500 С А →С акт. 400 С В →  НNO3,H2SO4 С

2 Цепочка превращения 

CH3 - CH = CH2    +HCl→  A KOH(спирт)→ B +H2O, → C

Назовите вещества А , В и  С

Запиши обе цепочки превращения. Дети у вас есть вопросы по этому заданию ?

А теперь, ребята, посмотрите на доску и дайте название веществам.

Слайд 5 Удивительные вещества.

Задание 2 : Дать название веществам.

С2Н2,  С6Н6, С5Н10, С3Н4 ( пропадиен 1.2) , СН4, С2Н4, С6Н6Сl6, CH3CL, C3H8

У нас с вами, практически, не один урок не проходит без решения задач. И сегодня не исключение.

На экран выводится задача.

Слайд 6   Химическая задача.

Задание 3 Решение расчетных задач.

 При сжигании 4,4 г неизвестного углеводорода выделилось 6,72 л углекислого газа и 7,2 г воды. Выведите формулу этого углеводорода, если его относительная плотность по водороду равна 22.     (С3H8 – пропан)

Мы решили с вами сложную задачу, а сейчас я хочу предложить вам детский вопрос. Коллективная работа.

Слайд 7

Задание 4 «Детский вопрос»

Маленькому мальчику Пете купили конструктор «Лего»

Петя взял 4 красных и 8 синих деталек и собрал паровозик. Когда паровозик ему, надоел, он его разобрал и из этих 12 деталек собрал машинку. Действуя методом мальчика Пети, проделайте на бумаге то же самое, если в вашем распоряжении 4 атома углерода и 8 атомов водорода.

Ответ http://player.myshared.ru/4/201770/slides/slide_12.jpg

Слайд 8

Хоть вы уже и взрослые, но ,думаю, сказки слушать любите.

           

Послушайте сказку и запишите химические реакции, которые встретились. 

                                                     Сказка про этилен

Жил-был в царстве непредельных углеводородов мальчик Этилен. Все жители в этом царстве рождались под общей формулой СnН2n. Отец этилена был Этаном, мать его звали Никель. “Произошел” он на свет при температуре 500 °С. “Родились” они вдвоем с братом Водородом. Этилен и Водород были немного похожи. Они любили прятаться, т.к. были без цвета и запаха и плохо растворялись в воде. Их было нелегко найти. Были у них и различия. В детстве Этилен любил шалить: он обесцвечивал бромную воду. Этилен дружил с братом Водородом и сестренкой Водой. Изредка играл с соседями с длинной фамилией Галогеноводороды. В царстве непредельных углеводородов часто происходили превращения.

Сказка про Этилен в  виде химических превращений

СН3  - СН3   ---------- Ni, t

СН2=СН2  + Вr-Br  

СН2=СН2  + Н-Н  

СН2=СН2  + Н-ОН  

СН2=СН2  + Н-Сl  

Итак, что мы повторили благодаря этой сказки? (химические свойства алкенов)

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание: выполнить тест. Повторить состав, строение, свойства, получение углеводородов по классам.

6. Лабиринт

http://player.myshared.ru/4/201770/slides/slide_5.jpg

/

Тест  

1. Общая формула аренов:

  1. CnH2n+2
  2. CnH2n 
  3. CnH2n-2
  4. CnH2n-6                                                                                 

2.  Изомером вещества, формула  которого CH3-CH=CH-CH3, является:

  1. 2-Метилбутен-1
  2. Бутен-1
  3. Бутан
  4. Бутин-1

3. Вещество, для которого не характерна реакция гидрирования:

  1. Метан
  2. Пропин
  3. Пропен
  4. Бензол

4. Вещество, для которого  характерна реакция замещения:

  1. пентан
  2. пентен-1
  3. пентин-1
  4. пентадиен-1,3

5.  Формулы веществ, вступающих в реакцию друг с другом:

  1. C2H6  и  HCl
  2. C3H8  и  H2
  3. C6H6  и  H2O
  4. C2H4  и H2

6.  Формула вещества Х в цепочке превращений CH4 t→  XH2,Ni→C2H4

  1. CO2 
  2. C2H6
  3. C2H2 
  4. C3H8 

 7.Следующим    гомологом вещества бутин-1 является:

  1. Бутин-2
  2. Пентин-1
  3. Пентин-2
  4. Пропен

8.  Молекулярная формула углеводорода, содержащего 85,7% углерода и 14,3% водорода

с относительной плотностью по водороду  14, является:

  1. C2H4 
  2. CH4 
  3. C2H2 
  4. C2H6


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Обобщение знаний по теме "Углеводороды"

Слайд 2

Цель Повторение, обобщение и систематизирование знаний, полученных при изучении данной темы.

Слайд 3

Задание 1 Блиц-опрос.

Слайд 4

Задание 2 Страна превращений.

Слайд 5

1 Цепочка превращения СН 4 + 1500 С → А С акт. 400 С → В НNO3,H2SO4 С 2 Цепочка превращения CH 3 - CH = CH 2 +HCl → A  KOH( спирт ) → B +H2O, → C Назовите вещества А , В и С

Слайд 6

Задание 3 Удивительные вещества.

Слайд 7

3 1 2 С 5 Н 1 2 , 8 4 СН 2 =С=СН 2 СН 4 5 6 7 CH 2 =CH 2 С 6 Н 6 Сl 6 C 3 H 8 CH≡CH С 6 Н 6

Слайд 8

Задание 4 Химическая задача.

Слайд 9

При сжигании 4,4 г неизвестного углеводорода выделилось 6,72 л углекислого газа и 7,2 г воды. Выведите формулу этого углеводорода, если его относительная плотность по водороду равна 22.

Слайд 10

Задание 5 Детский вопрос.

Слайд 11

Маленькому мальчику Пете купили конструктор «Лего». Петя взял 4 красных и 8 синих деталей и собрал паровозик. Когда паровозик ему, надоел, он его разобрал и из этих 12 деталей собрал машинку. Действуя методом мальчика Пети, проделайте на бумаге то же самое, если в вашем распоряжении 4 атома углерода и 8 атомов водорода.

Слайд 12

Задание 6 Сказка про этилен.

Слайд 13

Жил-был в царстве непредельных углеводородов мальчик Этилен. Все жители в этом царстве рождались под общей формулой С n Н 2 n . Отец этилена был Этаном, мать его звали Никель. “Произошел” он на свет при температуре 500 °С. “Родились” они вдвоем с братом Водородом. Этилен и Водород были немного похожи. Они любили прятаться, т.к. были без цвета и запаха и плохо растворялись в воде. Их было нелегко найти. Были у них и различия. В детстве Этилен любил шалить: он обесцвечивал бромную воду. Этилен дружил с братом Водородом и сестренкой Водой. Изредка играл с соседями с длинной фамилией Галогеноводороды. В царстве непредельных углеводородов часто происходили превращения.

Слайд 14

Домашнее задание Выполнить тест. Повторить состав, строение, свойства, получение углеводородов по классам.

Слайд 15

Спасибо за урок.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока по химии 10 класс на тему: «Обобщение по теме « углеводороды».»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

УМК: О.С. Габриелян химия 10 класс (базовый уровень).

Цель: повторение, обобщение  и систематизирование знаний, полученных при изучении данной темы.

Задачи:

  • Образовательные: уметь классифицировать углеводороды, сравнивать их состав, строение, свойства; устанавливать причинно-следственные связи (состав, строение, свойства);закрепить умения решать задачи на определение формулы углеводорода по массовым долям элементов. 
  • Развивающие: развивать коммуникативные навыки, развивать способности устанавливать причинно-следственные связи;
  • Воспитательные: воспитывать самостоятельность в процессе усвоения и применения знаний.

На первом этапе урока происходит актуализация знаний учащихся, проверка знаний ,полученных ранее в форме блиц─опроса. Затем учащиеся, работая в группе, выполняют поставленные перед ними задачи. В процессе урока коллективно решали задачи,записывали уравнение, вспоминали химические свойства.

На уроке было подведение итогов урока, выставление оценок.

Формы контроля ─ взаимоконтроль, контроль учителя,.

Основной метод урока ─ метод контрольных вопросов.

Уровень образования школьников ─ базовый 10 класс.

Форма учебной работы ─ классно-урочная.

Я считаю, что урок прошел успешно, так как были достигнуты цели, поставленные в начале урока, реализованы задачи урока. Обучающиеся активно работали на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии в 10-м классе по теме «Углеводы».

систематизировать знания об углеводах, как классе органических соединений; изучить строение, свойства, способы получения и применение моносахаридов на примере глюкозы....

Урок обобщения и систематизации знаний по теме: «Углеводы»

Изучить свойства углеводов, рассмотреть классификацию.знать качественные реакции.выполнять тестовый материал....

Методическая разработка урока для 9 класса по теме "Углеводы и липиды"

Методическая разработка урока для 9 класса, направленная на развитие УУД школьников...

Конспект урока по химии в 10 классе по теме " Углеводы"

Материал расчитан на 2 часа. УМК Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман.Материал очень познавателен и  расчитан на среднего ученика, в классе должно быть   более 15 человек, так как на уроках используют...

Урок химии в 10 классе по теме "Углеводы"

Урок химии в 10 классе по теме "Углеводы"...

Презентация + конспект урока по теме "Повторение и обобщение в 5 классе по теме глагол"

Данный материал подходит для учащихся 5 классов во время изучения глагола на этапе обощения и повторения....